Д. Шостакович — Том 39 — Сочинения для фортепиано

Сочинение

Скачать ноты для фортепиано

В тридцать девятый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены сочинения для фортепиано: Три фантастических танца, сонаты № 1 и 2, «Афоризмы», 24 прелюдии и «Детская тетрадь». В приложении к данному тому помещены ранние сочинения, а также пьесы для детей, не издававшиеся при жизни композитора; сюда вошли Менуэт, Прелюдия и Интермеццо, Пять прелюдий, пьесы «Мурзилка» и «Веселый марш».

Пьесы «Мурзилка», «Веселый марш», Менуэт, Прелюдия и Интермеццо публикуются по автографам, «День рождения» (из «Детской тетради») — по рукописной копии. В основу публикации остальных сочинений, вошедших в том, положены их первые издания.

Нотный материал сверен с авторскими рукописями. Все явные ошибки и погрешности устранены безоговорочно. Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце тома.

Три фантастических танца

Установить точную дату первого исполнения Трех фантастических танцев не удалось, однако известно, что первым их исполнителем был сам автор, который с начала 20-х годов неоднократно включал это сочинение в свои концертные программы. Продолжительность звучания — ок. 3,5 мин.

Три фантастических танца напечатаны в 1926 году в Москве Музсектором Госиздата. Они стали первым опубликованным произведением Шостаковича, поэтому в издании были обозначены как соч. 1. Между тем в автографе, а также во всех составленных самим Шостаковичем перечнях его сочинений Три фантастических танца значатся под номером.

Сохранились два полных автографа сочинения. Первый из них, представляющий собой более ранний вариант, находится в Ленинграде, в Институте театра, музыки и кинематографии, ф. 28, оп. 1, ед. хр. 1230. Автограф окончательного варианта Фантастических танцев, послуживший оригиналом для первого издания, хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2260.

Соната для фортепиано № 1

Впервые исполнена в декабре 1926 года автором в Малом зале Ленинградской филармонии, в концерте Ассоциации современной музыки. Продолжительность звучания — ок. 13 мин.

9 стр., 4159 слов

Любовный треугольник в пьесе с общественным звучанием (Горе от ...

... Горе от ума». В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов поднимает немало вопросов об отношении людей в обществе. Главный герой комедии Чацкий испытывает на себе и горе от ума и горе от любви. Горе от ума ... названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе ... разрыв», путешествие за границу — и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, ...

Соната № 1 напечатана в 1927 году в Москве Музсектором Госиздата.

Во втором издании (М., 1935) автор добавил метрономические указания, учтенные в настоящей публикации.

Автограф сонаты хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2264.

Афоризмы , соч. 13, написаны между 25 февраля и 7 апреля 1927 года. В цикл вошли десять пьес: Речитатив, Серенада, Ноктюрн, Элегия, Похоронный марш, Этюд, Пляска смерти, Канон, Легенда, Колыбельная песня. Название «Афоризмы» было подсказано композитору Б. Яворским. 6 мая 1927 года Шостакович подарил ему автограф произведения с надписью: «Дорогому Болеславу Леопольдовичу Яворскому от любящего Шостаковича».«Афоризмы» были впервые исполнены автором в 1927 году в концерте Ассоциации современной музыки в Ленинграде.

Продолжительность звучания—ок. 12 мин.

Произведение напечатано в 1927 году в Ленинграде издательством «Тритон».

Полный автограф хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК), ф. 146, Б. Яворский, ед. хр. 241. Автограф первых четырех пьес находится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 16. После названия здесь имеется подзаголовок: «Сюита».

24 прелюдии для фортепиано,

Сочинение впервые исполнено автором 24 мая 1933 года в Москве, в Малом зале консерватории. Продолжительность звучания—ок. 31, 5 мин.

24 прелюдии напечатаны в 1934 году в Москве Музгизом.

Полный автограф хранится в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 40. В ЦГАЛИ СССР имеется неполный автограф прелюдий (отсутствуют № 23 и 24) — ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 17. Авторскую помету «1933—1934» на титульном листе данной рукописи следует считать ошибочной.

Соната для фортепиано № 2

Сочинение впервые исполнено автором 6 июня 1943 года в Москве, в Малом зале консерватории. Продолжительность звучания — ок. 29 мин.

Соната № 2 опубликована в 1943 году в Москве Музгизом.

Автограф сочинения находится в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 79.

Детская тетрадь, соч. 69

Два автографа, в которых отсутствует седьмая пьеса, хранятся в двух архивах: в ЦГАЛИ СССР — ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 18 и в ГЦММК — ф. 32, ед. хр. 79. Авторская рукопись последней пьесы утрачена. В ЦГАЛИ имеется лишь ее рукописная копия (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 19).

Цикл напечатан в 1945 году Музфондом СССР, кроме седьмой пьесы «День рождения», которая прежде не публиковалась. Однако в авторском перечне сочинений она включена в состав соч. 69.

Менуэт, Прелюдия и Интермеццо

Автографы трех этих пьес (Интермеццо—в незавершенном виде) хранятся в ГЦММК, ф. 32, ед.хр. 44.

Пять прелюдий

Возможно, что для коллективной тетради композитор использовал пьесы из цикла Восемь прелюдий, соч. 27, автограф которого утерян.

Публикуемые пять прелюдий были напечатаны в «Музыкальном наследстве» (т. 2, ч. 1) издательством «Музыка» в 1966 году.

Отдельные автографы двух прелюдий—ля минор и фа минор — хранятся в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 14, а также в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 293.

13 стр., 6349 слов

СССР накануне ВОВ

... средства производства. Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны ... Все это полностью противоречило провозглашенным при создании Советского государства идеям народовластия. Экономической основой этой ... одну шестую часть суши, управлять ею из Москвы на основе бюрократического централизма невозможно». Однако, власти ...

Мурзилка , пьеса для фортепиано; нет указаний ни на опус, ни на год создания. Автограф хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 21. Издается впервые.

Веселый марш

Автограф пьесы хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 20. Здесь «Веселый марш» значится как соч. 81. Однако в авторском списке сочинений под этим номером стоит «Песнь о лесах», созданная в том же году. Очевидно, композитор не предполагал публиковать «Веселый марш» и счел возможным проставить этот номер у другого сочинения. Публикуется впервые.