Рассказ А. П. Чехова «Тоска» открывается описанием природы: мокрый снег лениво кружится в воздухе, вечер наступает, фонари зажигаются. На фоне этой безмятежной картины стоят извозчик Иона и его лошадь, белые и одинокие. Их погруженность в свои думы подчеркивается тем, что они не замечают снег, покрывающий Иону.
Иона приехал в город из деревни на заработки вместе со своим сыном, но сын заболел и умер. Это горе согнуло отца и сделало его неподвижным. Он стоит, ожидая седоков, но их все нет. Он остается один в этом безжизненном мире.
Однако вечер приносит долгожданных клиентов. Иона отрывается от своих безрадостных мыслей и неуклюже пускается в путь. Но он плохо понимает, куда идти, и чувствует себя чужим на городской улице, так же, как и его лошадь. Военный, севший в сани, острит по этому поводу, но Иона невпопад рассказывает ему о смерти своего сына. Военный немного растерялся, но перестал острить. Иона оглядывается, надеясь на продолжение разговора, но седок закрывает глаза и не поддерживает беседу. Они снова останавливаются под снегом на несколько часов.
Но неподвижность Ионы нарушают трое седоков. Они дают ему мизерную цену, но он соглашается. Для него деньги не имеют значения, главное — не быть одному. Молодые люди ругают Иону за его некомпетентность, но для него их ругань звучит как волшебные звуки, которые избавляют его от одиночества. Он хочет поделиться своим горем с молодыми людьми, но они уже приехали и не интересуются его историей.
В данной работе будет рассмотрена проблема человеческой разобщенности, поднятая в рассказе Антона Чехова «Тоска». Автором был выбран эпиграф «Кому повем печаль мою?», который иллюстрирует основную тему рассказа — невозможность найти сочувствующего и понимающего человека.
Главный герой рассказа — Иона, ищет в толпе кого-нибудь, кто выслушает его и поможет облегчить душевное горе. Он понимает, что смерть его детей — это воля Божья, но считает, что смерть ошиблась дверью. Однако, фигура Ионы настолько незаметна, что никто из окружающих не обращает на него внимания. Людям неведома тоска, поглотившая его душу, но она настолько велика, что способна заполнить всю его сущность. Иона обращается к дворнику в надежде найти хоть каплю сочувствия, но тот отмахивается от него. Оставшись без надежды на помощь со стороны людей, Иона отъезжает, «изгибается и отдается тоске».
Проблема одиночества: пример из литературы, аргумент. Проблема ...
... всей своей недолгой жизни размышлял над чувством покинутости, ненужности и неприкаянности. Тема одиночества стала одной из основных в его творчестве. Мне кажется, что причины необъяснимой тоски ... взрослые настолько поглощены ... рассказать все лошади. Его ... по своим делам. И лишь Ионе ... чем ... по данным психологов, тот, кто чаще всего обращается к социальным сетям , более других ощущает чувство одиночества, ...
Иона решает отправиться на постоялый двор, где он надеется найти хоть немного облегчения. Сидя в тепле, он приходит к философскому заключению, что у человека должно быть дело, чтобы избавиться от тоски. Он делает последнюю попытку разделить свою боль с молодым извозчиком, рассказывая ему о смерти сына. Однако, парень просто накрывает голову и засыпает. Иона остается один со своей тоской.
Прошла неделя с того дня, как умер сын Ионы, но он еще не рассказал об этом никому. Он не может думать о том, как умирал его сын, так как это вызывает ужас. Старику необходим слушатель, который выразит сочувствие и сострадание. Извозчик уходит проверить лошадь, где находит самого благодарного слушателя и рассказывает ей о своем сыне.
Чехов с теплотой описывает своего героя, показывая его горе и равнодушие людей. Рассказ начинается с того, как извозчик и лошадь стоят на улице и размышляют каждый о своем. В конце автор объединяет их мысли, в которых поселилась тоска. Они становятся единым целым в этом чужом мире. В городе не найдется ни одного человека, который разделил бы боль Ионы.
Таким образом, рассказ «Тоска» Антона Чехова поднимает проблему человеческой разобщенности и невозможности найти сочувствующего человека. Единственным существом, кому Иона смог рассказать о своей печали, оказалась лошадь. Сердца людей закрыты и чужды состраданию.
Чехов сочувствует своему герою, он показывает его одиночество, неприятие его миром людей. В отличие от героев Гоголя и Пушкина, Иона не так одинок. У него есть лошадь, которая его слушает. Они есть друг у друга, поэтому жизнь продолжается. Кончится эта несчастливая зима, и они вернутся в деревню, где осталась Анисья, дочь Ионы.
Чехов, как и его предшественники, показывает читателю внутренний мир «маленького человека», наличие у него души, которая может болеть, тосковать, страдать. Его произведение отличается добротой и жизнеутверждающими интонациями.