««Содержательно-методические аспекты подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе»»
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Опыт и ошибки»
Официальный комментарий ФИПИ
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Цель:
научиться создавать сочинение на заданную тему
Задачи:
1.Научить оценивать сочинение согласно критериям
2.Вспомнить структуру сочинения
3.Совершенствовать умение аргументировать тезис сочинения
4.Сформировать умение создавать письменный текст на заданную тему
Критерии достижения цели урока: обучающиеся знают и понимают структуру сочинения; умеют анализировать художественное произведение и отбирать материал для создания собственного текста; владеют приемами создания текста согласно структуре сочинения-рассуждения
«Капитанская дочка»: взросление человека. Опыт и ошибки Опыт ...
... о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по , и об ошибках непоправимых, трагических. ...
Критерии оценивания сочинения
Критерии оценивания сочинения, Критерий 1. Соответствие теме, Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
______________________________________
Критерий 3. Композиция
Критерий 4. Качество речи
Критерий 5. Грамотность
УСЛОВИЯ «ЗАЧЕТА»
«Зачет» по критериям №1 и №2
«Зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5)
Объем сочинения — не менее 250 слов
Рекомендованное количество – 350 слово
Сочинение написано самостоятельно, без источников Интернет и др.
КРИТЕРИИ оценки ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Критерии проверки, Что проверяется
1. Соответствие теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала, За что ставится незачет
Содержание сочинения: умение рассуждать, правильный выбор способа раскрытия темы: ответ на вопрос темы, размышления над проблемой, построение высказывания, опирающегося на тезисы, связанные с заданной темой
3. Композиция и логика рассуждения
Умение на основе литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика) строить рассуждения, аргументировать свою позицию, демонстрируя знание хотя бы одного произведения отечественной или мировой литературы и показывая свой подход в использовании материала. Уровни осмысления художественного текста: отдельные элементы смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.), комплексный анализ: единство формы и содержания при интерпретации темы.
Сочинение не соответствует теме, нет цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла
Сочинение написано без привлечения литературного материала, существенно искажено содержание произведения, литературные произведения лишь упоминаются в работе
Умение логично выстраивать рассуждение, навыки аргументировать свои высказывания, логика в оперировании тезисами и доказательствами
4. Качество письменной речи
Грубые нарушения логики, мешающие пониманию смысла текста
речевое оформление текста: умение демонстрировать большой лексический запас, разнообразные грамматические конструкции, употреблять термины, избегая речевых штампов
5. Грамотность
Низкое качество речи, речевые ошибки, мешающие пониманию смысла текста
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника
Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки: более 5 ошибок на 100 слов
Возможные формулировки тем
1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта —самый тяжелый путь (Конфуций)
Критерии оценивания сочинения-рассуждения , связанную с анализом ...
... 5. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (15.2) Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 ... переписывать исходный текст или рассуждать не по тексту 6 7. 1. Знакомство с высказыванием: прочитайте фразу выделите главные слова 2. Определение основной мысли и значения ...
2. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту? 3. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить — не поле перейти”? 4. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
5. «…опыт, сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)
6. У всех есть право на ошибки…
7. Любой опыт важен, и нет деления на позитивное и негативное…
8. «Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью» (Филлис Терос)
9. «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки» (Лоуренс Питер)
10. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?
11. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости (Б.. Шоу)
12. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?
13. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
14. Скучно ли жить, не ошибаясь?
15. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
16. Какой опыт даёт человеку война?
17. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?
18. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
19. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
20. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
«Опыт – самый лучший учитель, только плата за учение слишком высока» (Томас Карлейль).
- Британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция», «Герои, почитание героев и героическое в истории», «История жизни Фридриха II Прусского». Исповедовал романтический «культ героев» — исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи
От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
... Киз. Цветы для Элджернона<p> Опыт и ошибки на жизненном пути человека Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать? Какие ошибки я могу простить друзьям? ... бывают непоправимые, а горечь от осознания невозможности ничего изменить может захлестнуть человека и оставить в его душе глубокую рану, которая, со временем, быть может, перестанет болеть, но ...
«Опыт – самый лучший учитель, только плата за учение слишком высока»
1.Внимательно прочитайте тему сочинения
2.Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл
3.Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)
4.Попытайтесь кратко ответить на этот вопрос, так вы сформулируете тезис
5.Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы
Осмысление темы сочинения
1. Прием «ключевые слова»
2. Прием «облако мыслей»
3. Расширение фоновых полей
- словари
- синонимия, антонимия
- лексические поля
- литературный материал
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chtobyi-izbegat-oshibok-nado-nabiratsya-opyita/
4.Формулировка темы в виде вопроса (вопросов)
Толковый словарь Ожегова
ОШИБКА
опыт
Неправильность в действиях, мыслях. О. в вычислении. Орфографическая о. Писать без ошибок, б. вышла (ошибся кто-н.; разг.).
Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.).
Чувственный о. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путем, создание чего-н. нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя. || прил. опытный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) иопытовый, -ая, -ое (к 3 знач.; спец.).
Как научить учеников писать сочинения: приемы и рекомендации для учителей
... заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос. Учим писать сочинение правильно: ... плана не проходило уже после написания сочинения. Этап 4. Собираем материал Самый ... методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения. Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. ...
Установить что-н. опытным путем. Опытная сельскохозяйственная станция. Опытовые суда. Опытовый бассейн.
Толковый словарь Ушакова
опыт
ошибка
- 1. мн. редк. . Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых «маленьких людей».» Сталин (заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 г.).
Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт.
- || Испытанное на практике. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.» Пушкин . Знать что-нибудь по собственному опыту. Наученный горьким опытом. Убедиться на личном опыте.
- 2. только ед. Отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.).
Чувственный опыт. Эстетический опыт художника.
- 3. Воспроизведение какого-нибудь явления ( чаще физического) в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент . Умозрение сочетается с наблюдением и опытом. Физические опыты. Производить опыты с чем-нибудь или над чем-нибудь.
- 4. Попытка осуществления чего-нибудь, проба. Первый литературный опыт. Стихотворные опыты. Опыт новейшей организации производства.
- Неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. Ошибка в чем-н. Допустить ошибку. Вкралась ошибка. Орфографическая ошибка.
Прием «облако мыслей», Синонимия, Синонимия
опыт
ошибка
Искушенность, испытание, исследование, компетенция, навык, опытность, практика, умение, школа, эксперимент, эмпирия
промах, оплошность, просчет; погрешность, ляпсус; грех, заблуждение, неловкость, отступление, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, просчёт, аномалия, уродливость, недостаток, неосторожность, преступление; накладка, недогляд, обман, ослепление, искажение, неверный шаг,, парахронизм, перлы, провинность, прегрешение, недоработка, самообман, иллюзия, недосмотр, неточность, перекос, самообольщение
Согласны ли вы с пословицей: «тот больше ошибается, кто в своих ...
... Кто в своих ошибках не кается — больше ошибается. Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза. Нога споткнется, а голове достается. Ошибка начинается с малого. Ошибка учит людей уму-разуму. Сел в лужу, несмотря на стужу. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Ошибка ... дело, не оглядывайся на мелкие ошибки. Японская О́пытное знание Цитаты Вопрос за вопросом, проба за пробой, опыт за опытом — ...
Прием «облако мыслей», Антонимия, Антонимия
Опыт
Ошибка
Неопытность
неискушенность
истина
Каким бывает опыт?, Жизненным,
Что может опыт? Что можно сделать с опытом?
Знать, подсказывать, научить, показать, убедиться, оказаться, говорить, указывать, подсказывать, ограничиваться, сделать, убедить, позволить, доказать, помочь, иметь, позволять, иметься, понять, подтвердить, дать, узнать, заставить, свидетельствовать, закончиться, продолжаться, приучить, учить, приводиться, доказывать, помогать, испытать, увенчаться, провалиться, подтверждать, остаться, набраться, повторяться, постигать, появиться
Какой бывает ошибка?
Роковой, ужасной, допущенной, малейшей, собственной, серьезной, главной, непростительной, грубой, любой, первой, чудовищной, глупой, подобной, единственной, возможной, досадной, страшной, трагической, прошлой, чужой, тактической, явной, нелепой, непоправимой, грубейшей, большой, фатальной, крупной, судебной, политической, огромной, последней, основной, типичной, старой, распространенной, другой, логической, случайной, стратегической, новой, совершенной, многочисленной, величайшей, незначительной, сплошной, очередной, вопиющей, исторической, человеческой, великой, глупейшей, технической
Пример сочинения по тексту А.Дорохова Проблема воспитанности. ...
... Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их. Л.Толстой Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. А.Чехов 7 Структура сочинения-рассуждения Т ТЕЗИС ...
Что может ошибка? Что можно сделать с ошибкой?
Учить, совершить, стоить, состоять, исключаться, произойти, принять, оказаться, допустить, привести, вкрасться, сделать, грозить, послужить, обойтись, означать, дать, наделать, обнаружиться, вызвать, становиться, выясниться, позволить, случиться, делать, составлять, обернуться, вынудить, закрасться, помочь, явиться, приводить, называть, совершаться, успеть, возникнуть, крыться, лежать, повлечь, спасти, совершать, заставить
Афоризмы и высказывания известных людей
- Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее. Франсуа Ларошфуко
- Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт
- Человек, который не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает. Герберт Прокноу
- Все называют опытом собственные ошибки. Оскар Уайльд
- Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других. Клод-Адриан Гельвеций
- Ошибаться — свойство человека, прощать — свойство богов. Александр Поуп
- Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать — почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо
- Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Леонардо да Винчи
Сочинения | Сочинения 9 класс. Проблема образования ума и воспитания ...
... веление сердца, а не только врожденный ум, воспитание и образование составляют сущность данной проблемы, и соответственно отзыву на это веление складывается жизнь и судьба героев романа Пушкина "Евгений Онегин". ... то ли по какой другой, героиня не стала частью единообразного общества, а, напротив, резко выделялась из него: Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Героиня ...
Литературный материал
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chtobyi-izbegat-oshibok-nado-nabiratsya-opyita/
- А.П. Чехов «Ионыч»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
- Л. Н. Толстой «Война и мир»
- И. С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Полтава»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.К. Толстой «Петр I»
- К.Г. Паустовский «Телеграмма»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
- В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
- А. Н. Островский «Свои люди – сочтемся»
1 этап. Осмысление темы сочинения
Итоги:
Сформулируйте тему сочинения, используя проблемные вопросы
2 этап. Композиционная и логическая структура сочинения
Композиционная структура, Логическая структура
Тезис
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная часть
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Заключение
Тезис 2
Вывод . Обобщение по всей теме
Тезис 2 еис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.
Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру
... Оформление К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста. Структура итогового сочинения , Оформлять текст Вступление. Основная часть. Заключение / вывод. Основная часть состоит из: тезис, аргументы за, аргументы ...
Типичные цели вступления:
- дать общие сведения об обсуждаемой теме
— ввести в тему текста
- назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст
— обосновать актуальность проблемы
— заинтересовать потенциального читателя
— подготовить к восприятию текста
— высказать свою точку зрения на проблему.
Варианты заключений
- 1.заключение-вывод
- 2.заключение-следствие.
- Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей.
- Следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).
варианты
заключений
вступлений
1. Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей
2. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного положения
3. Призыв
4. Зарисовка
5. Выражение надежды
6. Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…
1. Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме)
2. Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы
3. пояснение высказывания
4. цепочка вопросов
5. размышление на заданную тему
3 этап. Аргументация
М. А. Булгаков «Записки юного врача»
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
ирландский писатель, автор восьми романов для взрослых и четырёх романов для детей. Его книги изданы на 46 языках.
русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Аргументы
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
М. А. Булгаков «Записки юного врача»
1. Приобретение бесценного профессионального опыта (доктор Бомгарт)
2. Минутная слабость доктора Полякова, которая привела к трагедии (морфинизм)
NB !!! Используй прием антитезы
1. Предательство Бруно (ошибка, которую он пытался исправить)
2. Трагедия семьи Бруно
3. Общечеловеческая трагедия (фашизм и судьбы целых наций)
«Мостики»
Тип мостика, Его характеристика
1. Риторический
вопрос
2. Прямая
связь
Примеры
Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора
3. Переход-
соединение
Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях
«Чему же посвящён рассказ А. М. Горького?»
«Как поступает наш герой?»
«Может писатель не прав?»
«Рассмотрим теперь…»
«Проанализируем этот рассказ…»
«Ещё хочу сказать, что…»
Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…
4. Переход- противопоставление
«Это качество проявляется также в том…»
«Следующая черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…
5. Внутренняя связь
«Совсем иные взгляды свойственны…»
«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»
«Другие методы использует Толстой»
Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла
«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, — если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.
Герою романа Н. Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»
АНАЛИЗ НАПИСАННОГО, Оценка качества вступления к сочинению:
Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения?
Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.)
Оценка качества главной части сочинения:
Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
Оценка качества заключения:
Есть ли в заключении связь со вступлением?
Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?