Типичные ошибки в итоговом сочинении: информация к размышлению

Сочинение

Что такое типичные ошибки? Те, которые повторяются очень часто, стало быть, они системные.

Совсем недавно опубликовано информационное письмо Министерства образования РФ о проведении выпускного сочинения в 11 классах, в котором среди всего прочего есть пять критериев, по которым будет проверяться работа экспертами. По сравнению с прошлым годом они упростились, стали более лояльными.

Итак, первый критерий – это соответствие сочинения теме, раскрытие темы выпускником.

Соответствие сочинения теме

Очень часто ученик не понимает, что значит раскрыть тему, не видит своего коммуникативного замысла. А в этих словах и кроется сам ответ.

Коммуникативный замысел

Прилагать волевые усилия и в прямом смысле бить себя по рукам, если вы чувствуете, что степной акын побеждает ваше сознание, и эту песню не остановить.

Как? Начать с плана.

Итак, у вас есть тема итогового сочинения, сформулированная по определенному направлению. Например, «Любовь».

  • Подбираем материал. Это может быть ваш любимый писатель или поэт, который посвятил любви много прекрасных строк. Подобрали?
  • Формулируем проблему (чаще всего это ответ на вопрос «Что такое…, какую роль в жизни человека играет …»)
  • Формулируем тезис: любовь, по (имярек), — это….
  • Прописываем для себя, что ЭТО в виде тезисов.
  • Проверяем, соответствует ли ответ вопросу, поставленному в проблеме.

Это и есть коммуникативный замысел.

Как видите, это просто.

Приведем пример. Возьмем тему, которая, я думаю, может встретиться с высокой вероятностью: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» (М.Булгаков)

  • В качестве материала возьмем сам роман, из которого взяты эти строки – «Мастер и Маргарита».
  • Сформулируем проблему : что имеет в виду автор, давая такие определения любви? Как это проявляется? Почему адресат вопроса нуждается в подтверждении этой мысли? В любви можно сомневаться? Даже проще: что значит настоящая, верная, вечная любовь? Есть ли она на свете? Выберите из всех вопросов самые главные, позволяющие определить коммуникативный замысел.
  • Прописываем тезис. Настоящая любовь, по Булгакову, — это чувство безусловное, не требующее объяснения или подтверждения, данное свыше, способное преодолеть все препятствия. Любящим не нужно раз за разом доказывать любовь, ведь она естественна, как воздух, поэтому она вечна (независима от обстоятельств).

    2 стр., 604 слов

    Роман А.С. Пушкина «Дубровский»: варианты сочинения, ответы на ...

    ... деле. Он говорит, что любит ее, что из-за любви к ней он отказался от мести. Желая избежать ... Есть информация, что он уехал за границу. Главный конфликт романа «Дубровский» — любовный. Основная идея произведения носит общечеловеческий характер. ... произведения, которое мы сегодня обсуждаем, можно определить как разбойничий роман. Троекуров и Дубровский-старший (Андрей Гаврилович) были помещиками- ...

    Все, в чем нуждаются любящие, — это они сами, и верность в высшем смысле – это когда просто не можешь быть ни с кем другим. Писатель уверен, что такая любовь была у Мастера и Маргариты.

  • Теперь берем каждое предложение- тезис отдельно и подбираем иллюстративный материал.
    • Первая встреча Мастера и Маргариты: любовь поразила их сразу, мгновенно при первой встрече. Это свыше данное чувство. Ничего не зная друг о друге, они поняли, что рождены друг для друга.
    • Все, в чем нуждаются любящие, это они сами. Маргарита была счастлива в доме Мастера, хотя там не было роскоши и особых удобств. В подвальной комнате с книгами и лампой, печкой и кроватью им было хорошо. Он писал, она шила, и это было счастьем. Настоящая любовь не нуждается в особых условиях.
    • Мастер добровольно отказывается от Маргариты, так как боится за нее. Но разве Маргарита об этом просит? Он струсил, а трусость – самый страшный порок, как сказал перед смертью Иешуа. Любви не нужны доказательства, любви нужна правда, и Маргарита силой своей любви спасает Мастера. Ведьма ради любви – разве это не прекрасно? Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Есть!
  • Теперь обратите внимание на следующее: в каждом из тезисов и абзацев должен появляться ответ на один из ваших вопросов.

Подытоживая разговор о раскрытии темы, повторюсь: отвечайте на поставленные вопросы и не забывайте проверять «фокус» — в сочинении, в каждом абзаце-аргументе должен быть раскрыт тезис, в котором есть слова из темы!

Вторая типичная ошибка: пересказ вместо интерпретации

Очень часто выпускники просто пересказывают текст. О разнице в пересказе и интерпретации я уже писала в одной из прошлых статей. Пересказ – это просто изложение событий, фактов, разговоров героев. Если у вас не будет хотя бы какой-то отсылки к мнению автора, то рискуете получить незачет.

Как же избежать пересказа? Да, у вас есть тезис, который нужно доказать. Но пример – это не просто изложение сюжета, а, скорее, размышление о прочитанном.

Приведу пример. Возьмем ту же тему.

  • Любовь не нуждается в особых условиях или комфорте. Это тезис. Пересказ выглядел бы так: мастер жил в полуподвальной комнате, у него была печь, кровать, стол с лампой и много книг. Маргарита приходила к нему, читала написанное, шила, готовила Мастеру, и им было хорошо.
  • Теперь интерпретация: любовь не нуждается в особых условиях или комфорте. Маргарита из богатого дома мужа каждый день приходила в комнату, где не было роскошной мебели или просторных комнат. Все что ей было нужно – быть рядом с тем, кого она так сильно любила. Им было достаточно тишины вдвоем, так велико понимание и естественная близость любящих. Маргарита без колебаний променяла бы свой комфорт на эту почти нищенскую обстановку, ведь для любви это не важно.

Видите разницу? Во втором случае есть и оценка автора, и мнение выпускника.

15 стр., 7147 слов

Подвал мастера в романе мастер и маргарита булгакова (описание квартиры мастера)

Наконец, взгляни­те на пространство «Мастера и Маргариты»: нехорошая квартира № 50, в которой разворачивается бескрайний космос сатанинского бала, комнатушка ... анализ 7 главы мастер и маргарита анализ главы 7 мастер и маршарита Источник: http://sochineniye.ru/nehoroshaya-kommunalnaya-kvartira-master-i-margarita-analiz/ «Нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Писатель ...

Хорошая новость: у вас еще есть время, чтобы потренироваться!

Нарушение композиционной стройности

Это последний критерий (содержательный) и последняя типичная ошибка. Ну, тут все просто. Следуйте за коммуникативным замыслом (см. выше).

Это значит, что у вас в декабрьском сочинении строго должны быть вступление, основная часть и заключение. В основной части делайте абзацы: каждый новый тезис-ответ на вопрос начинайте с новой строки, не забывайте связывать абзацы, а основной тезис выделите в отдельный кусок.

Вот и все на сегодня. До встречи!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

на Ваш сайт.