Истоки мотива одиночества и вольности в лирике Лермонтова

Сочинение
  • Лермонтов
  • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране. Лирический герой Лермонтова – человек внутренне очень сильный и гордый, и в то же время, невероятно одинокий. Он остро воспринимает всю несправедливость жизни, неискренность людей. Веря в высокие идеалы, герой стремится найти и настоящую дружбу, и чистую любовь. Но терпя ошибки и не удачи в поисках, постепенно он теряет надежду.

Наверное, самым ярким стихотворением, посвященным теме вольности и одиночества, является «Парус». На первый взгляд, в стихотворении просто описывается пейзаж: парус на фоне голубого моря. Но если присмотреться, то в парусе, в его противоречивых чувствах можно увидеть человека, одинокого человека:

Белеет парус одинокий…

С ранних лет в Лермонтове очень сильно было развито чувство справедливости, поэт призирает лицемерие, обман, фальшь. Одинокий парус заброшен далеко от родного края, но он не ищет счастья на чужбине, а просит бури:

А он мятежный просит бури

Что же вкладывает в понятие бури Лермонтов? В стихотворение переданы чувства самого поэта, оказавшегося вдали от Родины. Быть может, буря ассоциировалась у лирического героя с революцией, как способом разрешения конфликта и напряженности сложившихся в обществе. Но он не уверен, что буря принесет долгожданный покой народу и стране:

Как будто в буре есть покой.

Тоской о Родине также наполнено и стихотворение «Тучи». Внешне автор спокойно переживает расставание с родным краем, но внутри его совсем другие чувства. Поэту не с кем поделиться своей печалью и грустью, нет рядом родной души, разделившей с ним тягость расставания. Тучки мчатся с милого севера в сторону южную, так же как и Лермонтов. Но в отличие от поэта, у тучек нет души, нет чувств:

Нет у вас родины, нет вам изгнания!

Все усугубляется еще тем, что поэт не нашел близкого человека, родную душу. У Лермонтова есть цикл произведений посвященных неразделенной любви («Нищий», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и другие).

Все они наполнены горечью разлуки. На своем пути поэт не встретил, не только друзей, но и любящей и любимой женщины. И тем острее ощущает он тягость одиночества.

В одном из последних стихотворений поэта «И скучно, и грустно» звучит невероятная усталость, разочарованность в жизни: Именно в этом стихотворении чувствуется, что поэт потерял всяческую надежду на счастье, потерял веру в лучшее и смирился со своим одиночеством.

5 стр., 2440 слов

Мой любимый поэт и писатель Лермонтов

... Другие темы: ← Мое любимое стихотворение Лермонтова Тучи↑ ЛермонтовПрирода в поэме Мцыри → ` Популярные сочинения Сочинение Спорт в моей жизни Я занимаюсь ... посреди голубой глади, «в тумане моря» белеет одинокий парус, под золотым лучем солнца стремящийся к неведомой стране. ... в надежде на чудо Лермонтов м. ю. — мой лермонтов У каждого человека есть свой любимый поэт, стихи которого могут поддержать ...

Для сообщения и презентации 9 класс

Истоки мотива одиночества

Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).

Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:

«… всегда один, Высокой башни мрачный властелин, Он возвещает миру все, но сам – Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).

Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:

«О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья…» (1829).

Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».

Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).

Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.

Причины одиночества поэта

Белинский называл Лермонтова «поэтом из другой эпохи». Он родился в сложный период радикальных изменений образа жизни российских дворян. Несмотря на то что его семья была богата и знатна, счастливых воспоминаний о детстве у Лермонтова не было. Его мать рано умерла от чахотки. Отца мальчика, Юрия Петровича, ограничили в общении с сыном. Воспитанием будущего поэта занималась бабушка. Она заботилась о материальном достатке и образовании Михаила Юрьевича, но душевной близости между родственниками не было.

20 стр., 9561 слов

Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

... в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание. Почему Печорин называет себя нравственным калекой и прав ли он? Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего ... называет Печорина героем времени? Почему Печорин обречён на одиночество? Печорин и его окружение Печорин и Грушницкий пример Печорин несчастный человек Философские проблемы в романе «Герой нашего времени» ...

Уже с раннего детства Лермонтов был одинок. Из-за слабого здоровья и болезней он не мог завести постоянных друзей. Его увлечений музыкой, рисунком и поэзией никто не разделял. Юноша часто поправлял здоровье на Кавказе. Горы и этот прекрасный край стали олицетворением одиночества и свободы в творчестве Лермонтова.

но и в обществе

Светское общество не принимало дерзкого молодого человека. Современники отзывались о нём, как об остром на язык, злобном и обидчивом человеке. Лермонтов несколько раз участвовал в дуэлях, многократно провоцировал скандалы и ссоры на мероприятиях. Последствиями таких дерзких поступков были аресты и ссылки, но Михаил Юрьевич не делал никаких выводов из этих ситуаций. Друзья поэта утверждали, что такое поведение было связано не с дурными манерами и характером, а с непринятием двуликого светского общества. Лермонтову были чужды консервативные взгляды большинства дворян, их самолюбие и честолюбие.

В любви Михаилу Юрьевичу также не везло. Он часто увлекался женщинами, но они не отвечали ему взаимностью. Лермонтов был уверен, что причина заключается в его непривлекательной внешности.

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить!.. Без приключений”).

Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью!..» (“Как часто, пестрою толпою окружен”).

Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума).

11 стр., 5301 слов

Мое отношение к Печорину (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

... особенно пренебрежительно относиться к чувствам и жизням других людей. Печорин и современность Личность Печорина стала для меня примером двойственности, но я не могу назвать его настоящим героем. Лермонтов показывает ... В жизни Печорина было множество женщин, но лишь его любовь к Вере была больше, чем интрига. Когда он получил ее последнее письмо то, «как безумный, вскочил на крыльцо, прыгнул на ...

И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.

Неразделённая любовь в пейзажной лирике , В пейзажной лирике автор использует различные методы для демонстрации одиночества:

  • Сам применяет параллелизм — классик сравнивает чувства героя с листком дуба, который оторвался. («Дубовый листок оторвался от ветки родимой», 1841 год).

  • Даёт возможность читателю провести параллели — «Тучи», «Утёс», «На севере диком».

В поздней лирике природа становится более нежной и спокойной, но ощущается смятенность души, которая осталась наедине с природой.

В основе произведений борьба романтического героя с окружающим миром

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:

«Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю!» (1830).

Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:

«Никто, никто, никто не усладил В изгнаньи сем тоски мятежной! Любить? – три раза я любил, Любил три раза безнадежно» («Никто, никто, никто не усладил» 1830).

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.

была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

10 стр., 4679 слов

Лирика любви в творчестве С.А. Есенина

... любви, вечно длящейся, не оставляла его на протяжении всей жизни... Основная загадка есенинской любовной лирики, ... чувств». Это – трепетное, эмоциональное стихотворение о любви-мечте. В художественном плане ... одиночества... Глубочайшим лиризмом пронизаны его стихи о любви к женщине. Любовь пылкая, безоглядная, любовь, ... поколение сменяет другое. Русь советская, разворачивая перестройку, готовится вступить ...

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Стихотворение «Утес»

Если в стихотворении «Парус» лирический герой словно упивается своим одиночеством, то в другом лирическом произведении он от этого одиночества страдает. «Он стоит, одиноко, задумался глубоко / И тихонько плачет он в пустыне…» – печально и проникновенно заканчивается лермонтовское стихотворение «Утес». Читателя опять же привлекает словно говорящее само за себя слово «одиноко».

Свою смысловую нагрузку несет и слово «пустыня». В контексте этого стихотворения оно означает место, где нет абсолютно ничего, пусто, одиноко. Одинокий утес страдает, тихонько плачет посреди пустыни, как брошенный на произвол судьбы человек.

  • Автор: М. В. Ломоносов
  • Произведение: Лирика Лермонтова
  • Это сочинение списано 60 802 раз

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

9 стр., 4394 слов

Важна ли культура поведения в нашей жизни. Сочинения по русскому ...

... в нем человек начинает познавать жизнь, получает […] Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». План сочинения: ... ребёнку, как вести себя в общественном месте. Культурный человек не бросит на землю ... Чтобы не попасть в неловкое положение в обществе, где присутствуют иностранцы, ... мыслей заключается в правильном, нравственном порядке мыслей. Не нужно думать, ...

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить… но кого же?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”. В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

2 стр., 971 слов

Сочинение лирика некрасова

... тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, ... стилю. Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове. Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, ...

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы. Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Посмотрите эти сочинения

  • Основные мотивы лирики Лермонтова (сочинение) Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь […]
  • Тема свободы в лирике Лермонтова (сочинение) Зададим себе вопрос: “А что такое свобода?”. У каждого ответ будет свой, ведь у всякого человека разный взгляд на мир. Но если порассуждать, то все мы несвободны. Нас всех ограничивают общественные рамки, за пределы которых мы не можем выйти. Но в то же время мы свободны, так как у нас есть право голоса, наше общение и свободу передвижения никто не ограничивает. Человек никогда не сможет определиться – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […]
  • Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова (сочинение) «Дума» — одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
  • Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) — размышляет лирический […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
  • Сопоставление оды Ломоносова и Державина Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – […]
  • Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира: Царей и царств земных […]
  • Литература 18 века в восприятии современного читателя (сочинение) Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. «Время — движущийся образ неподвижной вечности», как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины… Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время — это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе […]
  • Характеристика Лизы и Эраста в таблице (по повести «Бедная Лиза») 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»).

    16 стр., 7919 слов

    Современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 ...

    ... обратит внимание на ваше сочинение. СОДЕРЖАНИЕ Общие требования к написанию сочинений................................ 3 5 КЛАСС СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6 У Как Журавль и Цапля в гости ходили........................................................... 6 ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ "Чтоб ...

    2 стр., 882 слов

    Лирика Пушкина и Лермонтова сравнение (сходство и различие)

    ... разочарований в жизни, а наследие Александра Сергеевича учит добру и любви. Также читают: Картинка к сочинению Лирика Пушкина и Лермонтова Популярные сегодня темы Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые ... важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это ...

    Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]

  • В чем особенность изображения внутреннего мира героев 19 века 19 век отличается поразительной глубиной понимания человеческой души в русской литературе. Можно ответить на этот вопрос на примере трех великих русских писателей: Толстого, Гоголя и Достоевского. Толстой в «Войне и Мире» раскрывал также и мир души своих героев, делая это «по-хозяйски» и легко. Был высоким моралистом, однако его поиски истины к сожалению закончились уходом от истины Православной веры, что впоследствии негативно повлияло на его творчество (пример, роман «Воскресенье»).

    Гоголь своей сатирой […]

  • Народные сказки как основа сюжета произведения Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков‑Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в […]
  • Роль детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
  • Письмо солдату в армию от сестры (сочинение) Здравствуй, дорогой брат! Получили наконец твое письмо, очень рады, что у тебя все хорошо. Отличное фото… ты такой красивый на нем! Совсем взрослый, смотрю и не узнаю. Мама тоже говорит, что ты очень возмужал. Я очень скучаю по тебе, Сережа… Жду, что ты вернешься и будешь снова катать меня на мотоцикле, и все девчонки будут мне завидовать. А я буду гордиться своим красавцем-братом! Знаю, что тебе трудно там. Наверно, труднее, чем нам дома ждать тебя. Ждать всегда трудно, время тянется так медленно, но […]
  • Труд писателя (сочинение) Труд писателя сложен! Действительно ли это утверждение? Мне кажется, что действительно. Деятельность писателей сложна, и это действительно труд. Написание любой книги, пусть даже детской, где всего пара строчек на странице, требует огромных усилий. Кто-то, может быть, и не согласится с этим утверждением. Да! Писатель не таскает мешки с картошкой и не копает многокилометровые траншеи, но от этого его труд легче не становится. Давно уже известно, что труд умственный гораздо тяжелее труда физического. Прежде, чем […]
  • Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» В воскресенье я с бабушкой ходила в галерею. Там я видела много интересных картин русских художников. В каждом зале мы смотрели на картины одного автора. И мне очень понравилась и запомнилась картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Она очень большая. Экскурсовод рассказал нам, что эта картина нарисована по известной русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». На ней Иван-царевич с Еленой-Прекрасной убегают от погони. Их везет на себе Серый Волк. Он очень большой […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Невский проспект» (По Гоголю) Знаменитому петербургскому Невскому проспекту Николай Васильевич Гоголь уделяет внимание не только в повести «Невский проспект», но и в других произведениях цикла «Петербургские повести». Писатель делает удивительное открытие, каким для него становится огромный город. Сегодня бы сказали «мегаполис». Невский проспект – это сердце Петербурга. Здесь можно найти всё плохое и всё хорошее, что есть в городе. Гоголь увидел все контрасты и противоречия, которые в те времена разрывали общество. Петербург был столицей, а, […]
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]