появился новый жанр ненаучной фантастики – фэнтези, ведущий свою родословную от различного вида мифов, легенд, сказок, утопий. Фэнтези, как правило, строится на антитезе – Добра и Зла, Порядка и Хаоса, Гармонии и Диссонанса: герой пускается в путешествие, сражаясь за истину и справедливость. Классическим произведением в жанре фэнтези признана книга Дж. Р. Р. Толкиена “Властелин колец”.
В русской литературе этот жанр представлен книгами Ника Перумова – “Кольцо тьмы”, “Летописи Хьерварда” (1994- 1995) и др., М. Семеновой – “Волкодав”, “Право на поединок” (1995-1996).
Интерес к
фантастике особенно вырос за последние годы: издаются сборники (“Современная фантастика”), альманахи (“Завтра”), справочники (“Русская фантастика XX века в именах И лицах”. – М., 1998).
После долгого перерыва вновь вернулись к читателю утопии и антиутопии – “Чевенгур” А. Платонова, “Мы” Е. Замятина, “Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии” А. Чаянова, кстати, крупного ученого-экономиста. На современном этапе жанр антиутопии пережил второе рождение – “Остров Крым” В. Аксенова, “Французская ССР” А. Гладилина, “Москва 2042” В. Войновича, “Невозвращенец” А. Кабакова и др. Интересен сборник утопий и антиутопий “Вечер в 2217 году”.
Все большее место в современной литературе стали занимать притчи и мифы, легенды и сказки, содержащие в концентрированном виде вековые нравственные ценности. Они существенно расширили жанровый диапазон, обогатили представления об истинном и ложном (В. Маканин, В. Крупин, В. Каверин и др.).
Писатели обращаются к образам и сюжетам из религиозных книг, в первую очередь из Библии. Знаменитая сцена Христа и Понтия Пилата помогла М. Булгакову, Ю. Домбровскому и Ч. Айтматову разъяснить читателю нравственные ситуации, в которых оказались герои их произведений. Возвращаются на страницы художественной литературы и “братья наши меньшие” – животные, ставшие героями произведений Г. Владимова “Верный Руслан”, Ч. Айтматова “Белый пароход”, “Прощай, Гульсары” и др.
Ивная работа «Современная фантастика»
... для вполне взрослого читателя, именно поэтому тема реферата «Современная детская фантастика», ведь сегодня ... детской фантастики. Предмет исследования: влияние детской фантастики на психику детей, и их отношение к данному литературному жанру. Цель реферата – раскрыть особенности жанра – детская фантастика в контексте современной детской ... сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и ...
Буквально воскресла из небытия сатира, заявив о себе во всех видах и жанрах литературы. В. Пьецух написал продолжение знаменитой книги М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”, назвав его “История города Глупова в новые и новейшие времена” (1989).
Вместо градоначальников в ней появились председатели горсоветов, вместо извозчиков – трамваи.
Но порядки и нравы… Впрочем, Пьецуха надо читать. Удача подвигла писателя на еще одно произведение “Город Глупов в последние десять лет” (1998).
Аналогичным приемом воспользовался И. Ивановский, написав продолжение не менее знаменитой “Истории государства Российского” от Гостомысла до Тимашева А. К. Толстого. Помните?
Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет.
Ивановский дал своему сочинению название “История государства Российского от Гостомысла до Ельцина” (1999) и использовал тот же лейтмотив:
Мы видим накануне, Быть может, худших бед, Что и свобода – втуне, Когда порядка нет. И в том-то вся разгадка, Что власть забрал урод: Себе во вред порядка Он ввек не наведет.
Возобновилась и давняя традиция русской фантастически-гротесковой литературы – В. Орлов “Альтист Данилов” (1980); А. Ким “Белка” (1984), “Поселок кентавров” (1992); А. Житинский “Потерянный дом” (1987); Н. Евдокимова “Трижды величайший…” (1987) и т. д. Обрели новую жизнь символы, возникшие за многовековую историю мировой литературы и искусства и вмещающие в себя многослойное содержание: дом (“Дом у дороги” А. Твардовского, “Пушкинский дом” А. Битова и др.), дорога (“Москва – Петушки” В. Ерофеева и др.), река (“Школа для дураков” С. Соколова и др.).
Восстанавливается прерванная связь эпох, литература возвращается на круги своя.
В 1970 – 1990-е годы наблюдается процесс синтеза искусств. Взаимовлияние и взаимопроникновение музыки, живописи, литературы, кино привело к рождению авторской песни и рок-поэзии, к появлению произведений, где художественный эффект достигается слиянием рисунка и слова (видеомы А. Вознесенского, проза Н. Крестновской), возникло “новое” кино – А. Тарковский, С. Соловьев, Т. Абуладзе и др. Интересные поиски в этом направлении ведет телевидение.
Сегодня перед всеми, кто изучает и преподает русскую литературу XX в., встала непростая задача – осмыслить ее как единое эстетическое целое. Решение этой задачи осложняется общественными событиями: социальные и экономические проблемы полностью овладели вниманием общества. Переход к рыночным отношениям существенно повлиял и на ситуацию в литературных делах: фактически прекратили существование прежние Союзы писателей, решительной реорганизации подверглось издательское дело, изменилось привычное лицо “толстых” литературно-художественных журналов.
Все чаще новые произведения стали появляться на страницах многочисленных альманахов – “Зеркало”, “Конец века”, “Арион” и др.
Сразу оговоримся, что опасность превратить разговор о литературе 1990-х годов в простую библиографическую информацию реальна и совсем избежать ее, по-видимому, не удастся. Поэтому отсутствие тех или иных писательских фамилий не следует расценивать как попытку дискриминации. Просто в том ракурсе, в каком литературные события изложены в предлагаемом пособии, им не нашлось места. Те сложности, что возникли в литературе в начале 1990-х годов и на время снизили ее творческий потенциал, безусловно, будут преодолены и отчасти уже преодолеваются.
Николай Михайлович Карамзин «История государства Российского»
... «Истории государства Российского»? Их ... историков. Но по порядку. Семнадцатилетний лейтенант уходит в отставку, и начинается стремительный взлет писателя ... сочинении ... русского путешественника» историк ... писатель, купавшийся в лучах славы, оставляет литературу, издательскую деятельность, светскую жизнь, обрекает себя на долгие годы заточения в кабинете, чтобы погрузиться в науку именуемую историей. ...
Но полный анализ всего происшедшего за последнее десятилетие уходящего века – дело необычайно трудное, требующее временóй дистанции, дело будущего.
1
votes, average:
5.00
out of 5)