Готовимся к экзамену. по предложенному тексту

Сочинение

«Готовимся к экзамену. Сочинение по предложенному тексту»

Тема: «Готовимся к экзамену. Сочинение по предложенному тексту»., Учитель Дасько Н.В.

Цель урока:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения — рассуждения по заданному тексту;

  • совершенствовать навыки анализа текста;

  • воспитывать умение выбирать цель в жизни и идти к ней.

Ход урока

  • Сегодня мы будим работать с текстом известного литературоведа, историка культуры и публициста Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».

-Прежде чем обратиться к отрывку из письма «Путями доброты», давай вспомним, из каких частей должно состоять наше сочинение?

План сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора.

4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.

5. Заключение.

Как ты думаешь, что является самым главным в жизни человека?

  • А теперь давай посмотрим, как отвечает на этот вопрос Д.С. Лихачев. Читаем текст.

«Путя­ми доброты».

(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек дол­жен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смыс­ле жизни — оглядывать прошлое и загляды­вать в будущее.

(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта — са­мое ценное в человеке, самое к нему распо­лагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью. (6) Счастья достигает тот, кто стремится сде­лать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.

(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботя­щиеся, исчезают из памяти. (11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.

4 стр., 1912 слов

Проблема готовности к самопожертвованию (Что движет людьми, готовыми ...

... лучшим примером самопожертвования является материнская любовь, когда для женщины здоровье, жизнь, счастье собственного ... вдохновленные самыми прекрасными человеческими качествами: добротой, искренностью, любовью, честностью, порядочностью и ... ради определенных целей и хотят ощущать взаимность в чувствах на эмоциональном и ... пожертвовать своими интересами ради другого, тем чаще он задается вопросом оценки ...

(14) В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу, даже если оно ма­ленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.

(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. (17) Поверьте мне!

(По Д. С. Лихачеву).

  • Что является главным в жизни человека, по мнению Д.С. Лихачева?

(Быть добрым и значительным, думать о смысле жизни, стремлиться сделать счастливыми других, служение делу, следование путями доброты)

  • С какой именно целью создал автор свой текст?

Научить молодое поколение тому, что должно стать смыслом жизни

  • Итак, давай попробуем сформулировать проблему текста.

(Это проблема поиска смысла жизни)

  • Как раскрывает эту проблему в тексте Д.С. Лихачев?

( Человек должен следовать путями доброты, должен стремиться сделать счастливыми других, должен иметь служение какому-то делу, которому будет верен. В этом и заключается смысл жизни по Д.С. Лихачеву)

  • Кто еще из писателей в своих произведениях обращался к проблеме поиска смысла жизни?

( Многие русские писатели обращались к проблеме поиска смысла жизни: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

  • Давай заполним таблицу.
  • Проблема

    Аргументы

    поиска смысла жизни

    1) Аристотель: «В чем смысл жизни? Служить людям и делать добро».

    2) Л. Толстой «Война и мир».

    Пьер Безухов, Андрей Болконский отличаются беспокойством души, ищут, мучаются, страдают, пытаются познать смысл жизни.

    3)М. Шолохов «Тихий Дон». Григорий Мелихов. В поисках истины способен к внутренним изменениям. Стремиться познать жизнь и определить свое место в ней.

    4) М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Смысл жизни Мастера – творчество. Мастер наделен способностью понимать, что есть благо, угадывать истину, узреть сквозь толщу веков образ истинной человечности. Его дар может помочь людям вспомнить забытую ими способность любить, творить добро. Но он отказывается от своего творения, сжигает его. Может быть, поэтому он не заслужил света, а заслужил покой?

    • Традиционна ли эта проблема?

    Из всего сказанного мы видим, что проблема традиционна.)

    • Насколько актуальна проблема поиска смысла жизни сегодня?

    (Я думаю, что проблема остается актуальной и в наши дни. Многие видят смысл жизни только в зарабатывании денег, забывая о бескорыстном служении делу).

    • В чем ты видишь смысл жизни? Твоя позиция.
    • Итак, к какому выводу мы пришли?

    Смысл жизни должен заключаться в служении любимому делу, которое должно приносить добро людям.