Или
Пишем сочинение-рассуждение.
ШАГ ШЕСТОЙ.
«ПИСАТЬ – ЭТО СПОСОБ РАЗГОВАРИВАТЬ»
Чем отличается сочинение-рассуждение от простого сочинения (ведь в обоих случаях приходится рассуждать)?
Какие требования предъявляются к «творчеству» школьника, когда он начинает кропотливо писать экзаменационное сочинение на темы: «Почему нужны запятые?» или «Как вы понимаете фразу: «Жизнь коротка, искусство вечно»?
С чего лучше начинать писать и как заканчивать? А какими мыслями связать вступление и заключение сочинения?
На все эти вопросы ты, дорогой девятиклассник, найдешь ответы в этой главе.
задание С1
Объем сочинения
Что же такое сочинение-рассуждение?
ИЗУЧАЕМ ТАКТИКУ.
Сочинение-рассуждение — | это функциональный тип текста, основная цель которого – изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. |
Нарушать ее нельзя!
Выделяют 3 составляющие части, которые имеют свои названия:
1) вступление – ТЕЗИС;
2) основная часть – АРГУМЕНТЫ;
3) заключение – ВЫВОД.
тезис — | главная мысль текста, которую необходимо доказать. |
аргумент — | доказательство, приводимое в поддержку тезиса (факты, пример, иллюстрация, объяснение).
|
вывод — | логический итог заключения. |
Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь всех компонентов. В качестве звеньев цепочки мыслей можно использовать специальные слова-мостики.
вводные слова | союзы | речевые обороты | |
тезис | по моему мнению, возможно, вероятно, как мне кажется, на мой взгляд | я могу утверждать, что… я считаю (думаю, полагаю), что… я согласен с тем, что… | |
аргумент | во-первых, во-вторых, наконец, например | так как, потому что, однако, хотя, несмотря на то что, если, как и | попытаемся разобраться… об этом свидетельствует… |
вывод | следовательно, таким образом, итак | так что | в результате этого… можно прийти к выводу… мне хочется сделать вывод о том, что… |
Можно ли начинать сочинение-рассуждение с тезиса? Можно, но если ты хочешь, чтобы твоя работа выгодно отличалась от других, ознакомься с таблицей, где представлены наиболее выигрышные варианты вступлений.
Прием написания вступления | Пример |
1. Использование цитаты или ее части. | «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее и думать о будущем», — пишет С.В. Михалков. Конечно, автору возразить трудно. |
2. Риторический вопрос или диалог с мнимым собеседником | Часто ли мы не уверены в своих силах? Боимся совершить ошибку или ударить в грязь лицом? Несомненно, часто. |
3. Именительный темы | Москва. За этим словом скрывается богатая история великого русского города. |
4. Объяснение ключевого слова фразы | «Опростоволоситься…» Пожалуй, не самое приятное слово. А тем более неприятно то чувство, которое скрывается за ним. |
5. Яркое высказывание (крылатые слова, пословица) | Друг познается в беде. Эту пословицу вспоминаешь, когда читаешь рассказ… |
Так же интересны и следующие варианты заключений.
Прием написания заключения | Пример |
1. Риторический вопрос или восклицание | Как же научиться подавлять свои страхи? Не сомневаться, что для родной дочери ты являешься исключительной личностью? Наверное, и сам автор Сергей Георгиев на эти вопросы ответить не сможет. |
2. Подведение итога сказанному | Как показывает рассказ С. Георгиева, носить гордое звание «отец» не так-то легко. Не быть образцом для подражания, утратить нашу привязанность – вот, наверное, чего постоянно бояться наши родители. |
3. Яркие высказывания | В завершение хочется привести слова Г. Медынского: «Мать и отец, папа и мама — это первые два авторитета». Но и этим авторитетам тоже приходится сомневаться в своих силах, ведь они должны соответствовать тому образу, который так долго создавали. |
И последнее. Как проверить, что ты написал именно сочинение-рассуждение? В этом тебе поможет следующая схема.
ШАГ СЕДЬМОЙ.
«Изучение русского языка является не праздным занятием,
но насущной необходимостью»