П.И. Чайковский «Времена года»
«Времена года» — это не просто цикл ярких характеристичных пьес, которые знакомы практически каждому с самого детства. Это настоящий личный дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие для него эпизоды, удивительные картины природы. Здесь тесно сплелись городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и чувства. Что и отличает фортепианный цикл Петра Ильича Чайковского от других подобных произведений.
«Времен года»
История создания
Возникновение известнейшего цикла связано напрямую с журналом «Нувеллист», который начал свою деятельность с 1842 года. Это издание знакомило читателей со всеми новинками из мира музыки, работами отечественных и зарубежных композиторов. Петр Ильич успешно сотрудничал с журналом с 1873 года, тогда он написал специально для издания несколько вокальных произведений. На этот раз издатель журнала Николай Матвеевич Бернард в ноябре 1875 года обратился к Чайковскому с просьбой сочинить цикл пьес и пообещал весьма приличный гонорар.
Издатель сразу предложил композитору названия пьес, определив тем самым программу произведений. В декабре 1875 году в том же журнале опубликовали анонс, в котором пообещали познакомить читателей уже в наступающем году с оригинальным сочинением Чайковского, перечислив названия пьес.
Сведений о процессе написания цикла практически нет, известно лишь, что в это время Петр Ильич пребывал в столице. В середине декабря 1875 года маэстро в своем письме к Бернарду написал, что сильно обеспокоен тем, что пьесы могут оказаться длинными и скучными. Впрочем, сомнения Чайковского были напрасными, ведь сочинения понравились Бернарду и они были опубликованы точно в срок.
Когда пьесы были готовы и их опубликовали в «Нувеллисте», Бернард к ним добавил поэтические эпиграфы, чтобы полнее раскрыть замысел композитора.
Наименование «Времена года» было впервые использовано в конце 1876 года при публикации полного цикла пьес Петра Ильича Чайковского. С тех пор этот заголовок был сохранен во всех последующих изданиях цикла. Однако, несмотря на это, сам композитор внес свою лепту, добавив пояснение «12 характерных картинок».
«Времена года» П.И.Чайковского
... Чайковский в своей «Осенней песне». («Октябрь»). Эта пьеса входит в цикл фортепианных миниатюр «Времена года». Немного о создании цикла. ... на минорный, печальный колорит пьесы появление альтерированных, «мажорных» ступеней, придаёт произведению особую прозрачность, а ... цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы. Так оно и произошло. В этой незатейливой, сродни народному ...
13 декабря Петр Ильич отправил первые две пьесы из цикла своему издателю, и началась подготовка к их публикации в журнале, который выходил ежемесячно. Таким образом, каждый номер журнала должен был содержать сочинения композитора, за исключением девятого номера. В первом номере была включена работа постоянного автора издания В. Главача. Кроме того, в том же номере указывалось, что все подписчики получат в конце года сводное издание из двенадцати пьес Чайковского как приятный бонус. Таким образом, полный цикл был издан в конце 1876 года.
К сожалению, не существует информации о том, как критики приняли новинку Чайковского и где происходили первые исполнения пьес. Однако, признание публики не заставило себя долго ждать. Вскоре этот цикл стал äнеобычайноû популярен среди исполнителей как любителей, так и профессионалов.
Интересные факты
- Композитору были предоставлены заранее названия всех двенадцати пьес, но некоторые из них он все же озаглавил самостоятельно. Так, миниатюра «Жатва» была обозначена как Скерцо, а «Святки» – . В последствии, эти подзаголовки были убраны другими издателями.
- Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена года». Ранее эту тему затронул , которые соответствовали разным сезонам. Астор Пьяцолла написал цикл из четырех пьес, выполненных в стиле танго. Композитор Григор Ахинян создал танцевальный цикл «Времена года». Помимо этого, существует большое количество одноименных балетов, а также оратория .
- В живописи также имеются циклы «Времена года» (Никола Пуссена, Джузеппе Арчимбольдо).
Франческо Соцци создал цикл фресок, соответствующих сезонам, а Марк Шагал – мозаику.
- Белые ночи – это образ, который всегда привлекал внимание творцов. Русские художники и поэты воспевали их романтичность в своих работах. Ф. Достоевский написал повесть «Белые ночи».
- В одной из пьес показывает романтический образ Петербурга. С этим городом его многое связывало. Именно здесь он пережил свой триумф и обрел признание публики.
- В первой половине XIX века большую популярность в отечественной музыке приобрели баркаролы. Они прочно вошли в русскую лирику, а также проникли в поэзию и живопись.
- Фортепианный цикл Чайковского исполняли многие известнейшие пианисты, такие как Святослав Рихтер, Андрей Никольский, Михаил Плетнев.
- Фестиваль «Кружева», проходивший в Вологде (2016), сумел покорить слушателей, ведь на нем было сразу представлено шесть вариантов пьесы «Осенняя песнь» из цикла.
Содержание «Времен года»
В сборник «Времена года» вошло 12 небольших пьес, которые соответствуют всем месяцам года. Очень точно композитор передал не только природу, во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года. Подчас, даже не нужны слова, чтобы понять, что именно хотел передать автор в этом произведении. Музыка очень ярко и понятно говорит сама за себя.
Произведение П.И. Чайковского «Времена года»
... году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла. О ходе сочинения цикла ... Времена года". Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро "Времена года" ... или белые ... две темы: ...
«У камелька»
«Масленица»
«Жаворонок»
«Подснежник»
«Белые ночи»
«Баркарола»
«Песнь косаря»
«Жатва». Август. В конце лета принято собирать урожай с поля, причем в жизни крестьянина – это был один из самых важных периодов. Работали в поле много, но находилось время и для песен. Перед слушателями разворачивается народная сценка из жизни крестьянина. Музыка звучит оживленно и приподнято. Средняя часть пьесы – небольшое лирическое отступление, рисующее деревенский пейзаж с его равнинами и бескрайними полями. Именно для этой миниатюры Чайковский ввел свой подзаголовок «Скерцо».
«Охота» . Русский быт XIX века невозможно представить без охоты, которая выступала своеобразной забавой в дворянских поместьях. Именно ее Чайковский и изобразил в этой осенней пьесе. Обычно охота всегда проходила шумно, весело, повсюду были слышны охотничьи рога и лай собак. Очень мастерски Петр Ильич использовал звукоизобразительные приемы в этой пьесе.
Куплетная форма в песнях послевоенных лет
... Куплетная форма в песнях послевоенных лет. Практическая часть данной курсовой работы рассмотрено на примере в творчестве А. Новикова и В. Соловьева-Седого. Глава I. Куплетная форма в песнях послевоенных лет 1.1 История развития куплетной формы Под куплетной формой понимается такая форма ...
«Осенняя песнь»
«На тройке».
«Святки» . Что принято делать на Святки? Девушки гадают на своих суженных, по всюду царит праздничная атмосфера. По улицам ходят ряженые, которые заходят в дома и развлекают хозяев своими шутками, песнями. Своей заключительной пьесе в цикле Чайковский дал определение «Вальс». Эпизоды этого танца здесь действительно встречаются и чередуются с основной мелодией. Завершает пьесу торжественный праздник под звуки безмятежного вальса, когда все семейство вместе с гостями, собирается вокруг шикарной Рождественской ели.
Новые версии «Времен года»
Цикл «Времена года» оказался невероятно популярен среди исполнителей, именно поэтому он существует во всевозможных переложениях для разных инструментах и составов. Многие известные музыканты в свое время занимались оркестровкой партитуры фортепианного цикла. Наибольшей популярностью пользуется версия Александра Гаука (1942 г), которая была приурочена к 100-летию композитора.
Оркестровая версия работы «Времена года» в исполнении Сергея Рыцарева-Абира получила признание слушателей её оригинальностью и нестандартными подходами к симфонической аранжировке. Такое ощущение, будто бы Пётр Ильич Чайковский специально задумывал её под большой оркестр, преподнося мелодии не как переложение для фортепиано, но как полноценное оркестровое произведение.
Особое внимание учёных привлекает аранжировка Рыцарева-Абира, где он сумел успешно передать оркестровую мастерскую Чайковцкого. сколько Михаил Плетнев, так или иная альтернативаоӈтнётудалось прже.]заю/
Рыцарев-Абир при создании оркестрового варианта произведения продумывал каждую мелодичную деталь, размышляя об оригинальных произведениях Чайковского как о гипотетических оркестровках, причём в некоторых местах он приписывал свои вступления для лучшей передачи смысла и сохранения общей концепции, этим избежав клаустрофобии фортепианного зvфифаясrчетени. Roис ыМеиноварia рproisв