П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»: история, видео, содержание, интересные факты

Сочинение

П.И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы»

Чайковский Зимние грезы

Спокойная русская природа вдохновляла многих музыкантов на создание потрясающих по красоте и живописности произведений. Не исключением является и Петр Ильич Чайковский. Симфония «Зимние грезы» — это не только первое симфоническое сочинение в творчестве композитора, но и первая в истории отечественной музыки лирико-психологическая композиция.

Симфонии №1, История создания «Зимних грёз»

Композитор начал сочинять произведение весной 1866 года. Вдохновение черпал из воспоминаний о зиме в родном городе Воткинске. Ведь именно там самые веселые праздничные гуляния, самые красивые пейзажи и добрые люди. Композитор недавно закончил консерваторию в Санкт-Петербурге и сразу был принят на работу в качестве преподавателя по приглашению Николая Григорьевича Рубинштейна. Работы в учебном заведении было много, а график занятий был расписан практически поминутно. Уставший от повседневной рутины, без возможности заниматься любимым делом в дневное время, Чайковский был практически на грани нервного срыва.

Тем не менее, на качестве музыки состояние музыканта никак не отразилось. Наоборот, погружение в воспоминания настраивало его на творческий лад, композитор мог отдыхать от бесконечных лекций. Уже в сентябре сочинитель представил законченный вариант симфонии. К большому огорчению Чайковского сочинение было жестоко раскритиковано, и ему не дали права на исполнение.

Далее последовали дни переработки произведения, которые тянулись до ноября. И во второй раз композитор услышал, что симфония не доработана и требует внесения коррекции. Тем не менее, Николай Рубинштейн отметил, что вторая и третья части стали намного лучше и даже включил их в концерты Русского Музыкального общества, проходившие в Санкт-Петербурге и Москве. Премьера прошла незаметно и не принесла успеха молодому музыканту, лишь один неизвестный критик отметил необычайную мелодичность и превосходную оркестровку. Профессиональные критики же проявили холодность и не оставили рецензий.

Николай Григорьевич Рубинштейн

Полностью симфония была исполнена вначале февраля в 1868 году на восьмом по счету симфоническом собрании Русского Музыкального общества. За дирижерским пультом был Николай Григорьевич Рубинштейн. К слову, данной редакции сочинения было суждено быть исполненной всего лишь один раз. Так как критики не пожелали написать о молодом таланте, и композиция была быстро забыта слушателями.

4 стр., 1808 слов

Шестая симфония Николая Яковлевича Мясковского: проблемы, идеи ...

... Шестой симфонии Чайковского это первая симфония, которая достойна этого названия...". Созданная Мясковским в первые послереволюционные годы, симфония неразрывно связана с темой революции и гражданской войны. Ряд фактов, сообщенных композитором, опубликованных ...

Прошло время, но Чайковского не отпускала мысль о том, почему «Зимние грезы» были так холодно приняты слушателями. Переехав в Италию, в 1874 году, он вновь берется за доработку. После пересмотра партитуры он подправил неточности в оркестровке, добавил новые уточнения, касающиеся исполнения. Работа была сделана достаточно быстро, но ранимый Чайковский боялся, что музыка опять останется без должного внимания и отложил исполнение на девять лет.

Премьера состоялась в Москве в 1883 году. Дирижер М. Эрмансдерфер отлично справился с собственной задачей, и музыка зазвучала совершенно по-новому. Критики были в восторге от услышанного. Через три года произведение было исполнено в Санкт-Петербурге, требовательная публика положительно приняла симфонию «Зимние грезы».

Интересные факты

  • Существует несколько авторских редакций произведения. Премьера постоянно откладывалась в дальний ящик, потому что профессора не могли оценить по достоинству всю красоту, скрытую в произведении.
  • В скерцо композитор использовал материал из фортепианной сонаты, сочиненной в 1865 году.
  • Любимым временем года композитора была зима.
  • Главная тема из второй части была использована позже в музыке к весенней сказке Островского «Снегурочка».
  • Наиболее важными людьми в своём творческом развитии считал учителей Рубинштейна и Зарембу. Они всегда строго относились к молодому композитору и давали весомые советы для совершенствования.
  • Вторая часть является музыкальным впечатлением от поездки на остров Валаам, находящийся на ладожском озере, музыка выражает в себе образ бескрайних русских равнин, демонстрирующих строгую красоту северных пейзажей.

Интересные факты 1

  • Брат композитора сказал, что ни одна из композиций не давалась так сложно и не требовала столько усилий, как Первая симфония.
  • Последняя редакция была создана в Италии. Взглянув на произведение с критической точки зрения, музыкант смог найти явные погрешности в оркестровке. После совершенствования, композиция вновь была исполнена на большой сцене. Теперь она получила должное признание критиков.
  • В основе четвертой части заложена русская народная песня «Я посею ли, млада». Примечательно, что эта песня имеет также второе название, более распространенное в городском быту, а именно «Цвели цветики».
  • В общей сложности на сочинение произведения ушло практически 8 лет.

Содержание

Содержание 1

Удивительная сердечность и искренность музыки открывают для слушателя возможность прочувствовать всю красоту момента. Образное содержание тесно связано с впечатлениями от русских зимних пейзажей. Симфония имеет косвенную программность, так как не имеет в основе литературного произведения, и лишь две части из четырех имеют название.

3 стр., 1294 слов

Красота зимнего пейзажа в рассказе С.Т. Аксакова «Буран»

Итак, тема нашего урока: "Красота зимнего пейзажа в рассказе С.Т.Аксакова "Буран". Сегодня мы выясним, как С.Т. Аксаков изображает зиму в своих произведениях. Знакомы ли вы с творчеством С.Т.Аксакова? ( ... природы в Оренбургской области? (Рассказ ученика) Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова "Буран". Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, ...

Строение цикла имеет традиционную классическую форму, состоящую из четырех частей. Стоит отметить, что драматургическая линия практически не прослеживается, что говорит о лирическом характере симфонического сочинения.

Первая часть

Чудесная оркестровка позволяет передать всю красочность зимнего пейзажа. Легкий фон струнных полностью отражает колыхание морозного зимнего воздуха и ненавязчивый перезвон рождественских колокольчиков. Холодные тембры духовых инструментов идеально подчеркивают красоту и изящность главной темы.

Побочная партия, как и положено, написана в тональности доминанты. После достаточно напряженной связующей партии, возвращается спокойствие и благодать.

Заключительная партия имеет ярко-выраженный народно-плясовой характер. Большим контрастом является разработка, в которой главенствуют хроматические интервалы. Сокращенная реприза включает в себя большое количество полифонических приемов, помогающих привести к кульминации. Кода возвращает слушателя к истокам. Первая часть открывает многогранный мир природы для слушателя. Настроение музыки меняется также быстро, как направление ветра.

Вторая часть

Вторая часть 1

Третья часть

Финал – это торжественная картина народного гуляния. Основой является хороводная песня. Ликование и радость пронизывают каждый такт, даря ощущение массового сплочения. Сцена быта народа открывает для слушателя новые грани реальности. Полифонические приемы помогают в должной степени отразить многоуровневость и разнообразность народного творчества.

Зимние грёзы, Петр Ильич Чайковский «Зимние грёзы»