Обучающее по поэме «Слово о полку Игореве» «Две битвы Игоря с половцами»

Сочинение

Разделы: ,

Урок развития речи, 9 класс

Цели урока:

1) образовательные:

  • обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»;
  • повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.

2) развивающие:

  • способствовать развитию навыков логического мышления;
  • способствовать овладению навыками анализа;
  • способствовать навыкам обобщения, подведения итогов.

Межпредметные связи:

Тип урока:

Методы и приёмы:, Оборудование

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1

Учитель: Ребята, мы закончили изучение поэмы «Слово о полку Игореве». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, делились своими мыслями и впечатлениями от прочитанного. Сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения этого замечательного памятника древнерусской литературы.

III. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: — Ребята, в чём заключается уникальность «Слова…»? (Ответы обучающихся)

IV. Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.

Слайд 2

Учитель: — Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)

Итак, тема нашего урока «Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему «Две битвы Игоря с половцами».

  • Ребята, что мы должны знать при подготовке к написанию сочинения? (Ответы обучающихся)
  • Что должны уметь? (Ответы обучающихся)
  • Чему на этом уроке мы должны научиться? (Ответы обучающихся)

V. Работа по теме урока.

Учитель напоминает обучающимся о требованиях к структуре сочинения и логичному, последовательному развитию темы. Содержание сочинения должно соответствовать теме, основная мысль должна быть четко выражена, а суждения обоснованы фактами, цитатами и логической аргументацией.

Затем проводится беседа с обучающимися, в которой задаются следующие вопросы:

  • Какую цель преследовал князь Игорь?
  • Повлияло ли затмение солнца на решение князя?
  • Кто еще из русских князей принимал участие в походе?
  • Чем закончилась первая битва с половцами?
  • Как автор повествует о втором сражении?
  • Как описывает автор князя Всеволода в бою и какие художественные средства использует?
  • Почему войско Игоря потерпело поражение в битве с половцами?

Учитель дополняет ответы обучающихся. Например, уточняется, что князь Игорь воспринимал солнечное затмение как предзнаменование неблагополучного завершения похода в половецкие земли.

8 стр., 3778 слов

Рассуждение уроки французского. : Уроки доброты в рассказе Уроки ...

... сочинений по «Урокам французского» ОБРАЗ МАЛЬЧИКА 1. Какие черты характера мальчика проявились на протяжении всего рассказа? Что, на ваш взгляд, в герое рассказа понравилось Лидии Михайловне? ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ... - это небольшая грузовая машина, грузоподъ­емность 1,5 тонны. Райцентр - районный центр. 6. Как ... в ка­ких эпизодах рассказа встречается пейзаж? 3. Охарактеризуй первое описание картины природы: - ...

Также, учитель приводит информацию о участниках похода. В походе приняли участие князья: Всеволод Курский (брат Игоря), Ольгович Рыльский (племянник), Владимир Путивльский (сын).

Отправлен был также отряд куев, возглавляемый боярином Ольстином Олексичем.

Первое сражение с половцами закончилось успешно. На следующий день половецкие полки наступили на княжескую дружину, но Игорь не отступил. Видя, что собралась против него «вся половецкая земля», Игорь не повернул свои полки обратно. Второе сражение описывается автором. Там смело сражается и Всеволод, верный брат и друг князя Игоря, который помог своему брату победить в первой битве. Дружина уважает Всеволода и следует его примеру.

Князь Игорь: Смелость и Патриотизм

Автор превозносит таланты и качества Всеволода, называет его смелым и храбрым, это естественно, потому что на войну могут пойти и побеждать только храбрые люди. Он не жалел своей жизни и жизни своих людей для того, чтобы оградить свои земли от набегов, завоевать богатство и обеспечить безопасность родных земель.

Братская Поддержка в Тяжёлую Минуту

В тяжёлую минуту Игорь идёт на помощь Всеволоду, ведь князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка: «Игорь полки заворачивает, жаль ведь ему милого брата Всеволода». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.

Несгибаемый Дух Князя

Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Нелегко было князю решиться на побег, потому что не таким он видел свое возвращение на землю русскую.

Патриотизм и Единство

Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин.

Но наряду с положительными чертами Игорь имеет и недостатки. Честолюбие и безрассудство стали причиной поражения. Ведь он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем. Самоуверенность и пренебрежение предупреждением природы дорого обошлись русскому войску, о чем в произведении говорится так: «Игоря храброго полка — не воскресить!»

Значение Объединения Государства

Итак, прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор осуждает его легкомыслие, честолюбие, подчеркивая, что только овместными усилиями русичей можно преодолеть врага. Поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

Призыв к Братолюбию и Единению

Главная идея в «Слове” — призыв к братолюбию и единению русских князей. Она передана образно. Не случайно «Слово” начинается со вступления, которого нет в летописной повести.

12 стр., 5735 слов

Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»? ...

... о победе, а о поражении? Перед автором «Слова..» стоит легкая задача – рассказать о поражении русских войск и при этом прославить князя Игоря. Только очень смелый, и в то ... человек с только хорошими качествами, а человек, ищущий главный смысл жизни, человек преобразившийся. Именно это и показывает Князь Игорь на своём примере. Он проходит по пути от ...

Слайд 10

Важность единения сил русских княжеств

Поражение князя Игоря показало, что одно княжество не в силах преодолеть кочевников. Причины неудач следует искать в отсутствии единения сил русских княжеств. Неудачная битва с половцами оставила открытыми границы Руси со степью, позволила врагам нападать не только на пограничные территории, но вторгаться вглубь Киевского государства. Автор «Слова о полку Игоревым» пламенно обращается к русским князьям с призывом объединиться, что еще долго оставалось актуальным и после 1185 года.

Поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.

Значение «Слова о полку Игореве» в наше время

Более восьмисот лет прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей. Эпическое произведение стало символом стремления к единству и нерушимости. Со временем оно стало не только историческим документом, но и значимым произведением литературы.

План работы над сочинением

3) После обсуждения коллективно составляется сложный план.

Примерный план:

  1. I. Борьба Киевской Руси в конце XII века со степными кочевниками.
  2. II. Поход князя Игоря на половцев:
    1. 1) цель похода;
    2. 2) обращение князя к войску;
    3. 3) первая битва с половцами и победа над ними;
    4. 4) второе сражение;
    5. 5) причины поражения русских войск.
  3. III. Призыв автора к единению – основная идея «Слова о полку Игореве».
  4. 4) Работа над подбором эпиграфов к сочинению:
    • Ребята, вы помните, что во многих произведениях вы встречали эпиграфы. Они помогают раскрыть основную идею произведения или его части. Предлагаю и вам подобрать к своему сочинению эпиграф.
  5. Учитель: — Ребята, мы проделали с вами очень большую работу: провели беседу по вопросам, составили план, подобрали эпиграф к сочинению. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением – выбор точных, емких, выражений, их наиболее целесообразная расстановка. Работая над сочинением, вы должны помнить о точности и выразительности речи.

    Рефлексия

    • Какова была тема нашего урока?
    • Справились ли мы с целями и задачами, которые были поставлены?
    • Сложно ли было составить план сочинения?
    • Над чем ещё вам необходимо поработать, чтобы написать сочинение?

    Домашнее задание: Список информационных источников

    1. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, в 2-х частях. 9 класс: М., «Русское слово», 2012.

    2. И.В. Золотарёва, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. Поурочные разработки по литературе. 9 класс: 3-е издание исправленное и дополненное, М.: «ВАКО», 2009.

    7 стр., 3425 слов

    Какие русские слова излучают поэзию. Многие русские слова сами ...

    ... данных элементов по темам должно быть, по возможности, равномерным. Контрольный диктант по русскому языку Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. ... слова, и мастерства писателя: с помощью слова можно чувствовать, видеть, осязать все то, что описывает автор. Прозу Паустовского можно назвать поэзией, потому что сама русская ...

    3. Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976.

    15.12.2017