Стихотворение С.А. Есенина «Берёза» (восприятие, истолкование, оценка) / Берёза / Есенин Сергей Александрович

Сочинение

Стихотворение С.А. Есенина «Берёза» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество С. А. Есенина — одна из самых замечательных страниц русской лирики. Пожалуй, нет поэта более народного, который бы смог не только почувствовать душу русского человека, но и воплотить ее в своих стихах. Совершенно по-особому отразилась в них и природа. Вобрав в себя традиции русской пейзажной лирики, начиная с А. Кольцова и Н. Некрасова и заканчивая И. Суриковым и Н. Клюевым, Есенин создал свой собственный мир, показал свою Россию, как он ее назвал, страну «березового ситца».

Одним из ярких примеров пейзажной лирики Есенина является раннее стихотворение «Береза».

Оно было впервые напечатано в 1914 году, в то время, когда Есенин был еще начинающим, никому не известным поэтом. Однако уже в этом стихотворении ощущается рука истинного мастера. Есенинская эстетика присутствует здесь в полной мере.

Самое первое и самое важное состоит в том, что язык стихотворения крайне прост: синтаксис не усложнен, лексика вполне обиходная. Однако образ, который рисуется при помощи этих абсолютно простых средств отличается чрезвычайной яркостью и эмоциональной насыщенностью. В этом состоит самый главный парадокс есенинской лирики — с помощью простых средств он достигает поразительного эффекта. Причем в немалой степени эффект достигается с помощью контраста — с одной стороны простые слова и фразы, а с другой — глубочайший смысл, который возникает на стыке этих слов и фраз, удивительный образ, материализующийся в итоге. В русской литературе было разве что еще два поэта, которые умели добиваться такого поразительного эффекта на контрасте формы и содержания — А. Пушкин и О. Мандельштам.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза — традиционный в национальной культуре символ России. Таким образом, уже само название художественного произведения расширяет его проблематику. Любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря умелому использованию изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж превращается в удивительное, необычайное зрелище.

4 стр., 1795 слов

Исследовательская работа «Образ берёзы в лирике С. Есенина»

... в течение всего творческого пути. Русская красавица белоствольная берёзка появляется в первом же юношеском стихотворении Есенина «Вот уж вечер...» (приложение 1) и становится одним из ярких образов его лирики. И березы ...

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Здесь также все построено на контрасте: динамические картины чередуются со статическими, благодаря чему достигается максимальный эффект.

Следует упомянуть еще один прием, который использует Есенин. Это авторизация событий, благодаря чему создается эффект присутствия. В этом отношении в стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»).

Она очень конкретно очерчивает поэтическое пространство произведения, в результате чего образ березы делается близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Это налагает дополнительные требования на образную структуру и язык стихотворения. Как говорил С. Маршак, «для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Не должно быть не только синтаксических или лексических «не- понятностей», но и «фонетических колдобин» — трудных для произнесения скопления согласных. В этом отношении стихотворение также написано мастерски.

Написано оно хореем, что очень характерно для русской народной и детской поэзии. Двухсложный размер гармонично сочетается с изысканным рядом изобразительно-выразительных средств, делая стихотворение довольно простым для запоминания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что данное стихотворение — первое произведение Есенина, с которым знакомятся в школе.

К образу березы поэт многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и оттенками. На его основе создавались такие метафоры, как «страна березового ситца», развернутые сравнения («как жену чужую целовал березку»).

Береза для С. Есенина — это одновременно символ русской природы и женской красоты. В этом образе для Есенина спаяны образ родины, матери и возлюбленной — все самое светлое, что есть у человека в этом мире.

Стихотворение чрезвычайно насыщено эпитетами, метафорами и сравнениями, плавно перетекающими друг в друга: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное глаголом «принакрылась», подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность.

Итак, стихотворение «Береза» является ярчайшим примером пейзажной лирики Есенина. Используя широкий спектр изобразительных средств, он одухотворяет русскую природу, наделяет ее человеческими чертами. Одновременно береза для него это и символ чисто русский, глубоко национальный.

Поэзия Есенина для русской литературы была явлением особого значения. В ней она еще глубже осознала свою самобытность, высочайший гуманизм и собственную глубокую духовность.