С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

Сочинение

«С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»»

Конспект урока для 6 класса

Тема урока:

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

Ф.И.О. учителя:, ГБОУ СОШ № 213, район Фрунзенский

Тип урока:

Образовательные технологии, методы, приемы:, Технологии:

Методы: метод «сочинение сочиненного», метод размышления о музыке, метод сравнения, метод критического мышления

Оборудование:, Методическое обеспечение, ресурсы:, Организация пространства:

Ход урока

Учитель предлагает ряд понятий., Искусство музыка сцена спектакль танцы артисты декорации оркестр дирижер хореография

Вопрос: К какому виду искусства относятся эти понятия?

Ответы детей: к балету.

В: когда и в какой стране родился балет?

О: искусство балета появилось в Средние века в Италии, расцвета своей популярности достигло во Франции, а затем распространилось по всему миру.

В: назовите профессию человека, создающего балеты?

О: балейтмейстер или хореограф.

В: как называется краткое изложение литературного произведения для любого музыкального спектакля?

О: либретто.

В: сегодня на уроке мы познакомимся с фрагментами одного из лучших балетов XX века — балетом «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии У. Шекспира, сюжет которой вам уже знаком.

Сейчас прозвучит фрагмент балета, попробуйте определить стиль композитора.

Звучит фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»

О: музыка Прокофьева.

Учитель рассказывает.

Сергей Сергеевич Прокофьев – великий творец XX века, композитор, пианист, дирижер. Он написал музыку к балету «Ромео и Джульетта» в 1936 г.

В своей музыке Прокофьев ярко раскрывает основной конфликт трагедии – столкновение светлой любви Ромео и Джульетты с родовой враждой Монтекки и Капулетти. Композитор красочно рисует в музыке не только образы-портреты, но предельно выразительно показывает обстановку, окружающую героев, ситуации и события. Через показ массовых сцен зритель знакомится с итальянским городом Вероной, улицами, площадями, горожанами, с их настроениями и переживаниями.

Две разные сцены балета «Улица просыпается» и «Танец рыцарей» — это два разных образа.

В первой сцене — «Улица просыпается» композитор создает образ «просыпающихся итальянских улиц», площади города Вероны, которая постепенно заполняются народом. Люди разные: мирные, веселые, спокойные, живущие своими заботами и утренними хлопотами.

21 стр., 10202 слов

Жанр транскрипции в фортепианной музыке (на примере транскрипции ...

... тем из балета "Ромео и Джульетта", использованных Прокофьевым в транскрипциях. Представленная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы, состоящего из 22 наименований. Первая глава рассматривает понятие транскрипции в музыке, ...

Во второй сцене — «Танец рыцарей» композитор передает образ вражды, возникающей в людях от чувства ненависти, злобы, взаимного непонимания.

Учитель предлагает ученикам в течение 10 мин. самостоятельно отобрать средства музыкальной выразительности, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание двух образов.

Класс делится на 2 группы по 15 чел.

Первая группа создает музыкальный образ для сцены «Улица просыпается». Вторая группа – для «Танца рыцарей» .

В группе возможно деление по 2-3 чел., которые отвечают за определенное средство муз-ной выразительности. Один человек руководит процессом, подводит итог.

Выступление групп.

Теперь учитель предлагает ученикам прослушать фрагменты балета и сравнить со своими образами.

Звучит сцена из балета «Улица просыпается».

В: Какая музыка по характеру?

О: радостная, шутливая, танцевальная.

В: к какому жанру можно отнести этот музыкальный фрагмент?

О: к жанру картины, пейзажа. Композитор рисует образ светлого утра, пробуждение горожан, просыпающихся итальянских улиц.

В: музыка изобразительная или выразительная?

О: изобразительная

В: Какие средства музыкальной выразительности помогают композитору передать характеры и образы людей?

О: разные тембры струнных и духовых инструментов, не громкая динамика, синкопированный ритм, резкие акценты.

Учитель повторно предлагает детям прослушать этот фрагмент и определить особенности развития музыки.

О: сначала музыка начинает звучать издалека, угловатая, подпрыгивающая мелодия звучит у фагота. Затем мелодия становится легче потому, что переходит к скрипке. Заканчивает этот диалог уверенным звучанием низких струнных инструментов: виолончелей и контрабасов. В этом отрывке музыка образно передает разговор разных людей, некоторые из них нехотя просыпаются, а другие с шуткой и с юмором встречают новый светлый радостный день. Следующее развитие музыки чередует звучание этой мелодии то у скрипки, то у фагота. Усиливает выразительность образа небольшое крещендо, а мелодия звучит у флейт.

В: Как заканчивается сцена?

О: звучание музыки постепенно затихает, показывая, что утро завершается, горожане проснулись и внезапный акцент ударных инструментов – как переход к другому эмоциональному состоянию – волнению и тревоге.

В: как относится композитор к горожанам?

О: с добротой, пониманием и юмором

В: какая идея этой сцены?

О: идея мирной, светлой и радостной жизни человека, не омраченного злобой..

Учитель предлагает ученикам сравнить свой образ с прослушанным фрагментом., Дети сравнивают и высказывают свои мысли., Звучит сцена из балета «Танец рыцарей».

В: Какая музыка по характеру?

О: грозная, тяжелая, маршевая.

В: Сколько образов в этом фрагменте вы услышали?

О: 2 образа: вражды и лирический образ

В: Какие средства музыкальной выразительности помогли передать композитору образы?

8 стр., 3787 слов

Образ учителя глазами современных учеников

... Так была выбрана тема исследования «Образ учителя глазами современных учеников». Мое исследование вероятно единственная возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на себя со ... сложных наук, как математика, физика. Учитель труда может много нового рассказать своим ученикам, например, какой бывает ручной инструмент, как им работать. Таким образом, я сделал вывод: ...

О: тембр низких духовых инструментов, метр, пунктирный ритм, громкая динамика передает образ вражды.

Тембр флейты и звучание скрипок рисуют лирический образ.

Учитель предлагает повторно прослушать сцену «Танец рыцарец»

В: Какая музыка начинает развитие образа?

О: Танец рыцарей начинается с форте у низких духовых инструментов (туб и фаготов), звучание которых передает тяжелую поступь рыцарей. Затем вступают скрипки, синкопированный ритм которых помогает передать стремительный и напористый характер образ вражды.

Лирический образ, как небольшое затишье, звучит у флейт и скрипок. Музыка завершается на форте – тяжелая, грозная поступь низких духовых инструментов, стремительная мелодия с синкопированным ритмом у всей группы струнных.

В: Как композитор относится к рыцарям?

Д: он показывает их силу, власть, всемогущество.

В: В чем заключается идея этого музыкального фрагмента?

Д: когда появляется ненависть в людях, то она приводит к вражде. Люди перестают понимать и слышать друг друга. Вражда разрушает все светлое и доброе в человеке.

В: Приходилось ли вам сталкиваться с такими ситуациями, когда вы начинали ссориться между собой, а то и враждавать?

Ответы детей.

Учитель предлагает ученикам сравнить свой образ с прослушанным фрагментом., Дети сравнивают и высказывают свои мысли., Музыкально-инструментальная работа.

Учитель предлагает учащимся стать сотворцами композиторского замысла. Необходимо выбрать инструменты для музицирования при звучании двух фрагментов «Улица просыпается» и «Танец рыцарей». На выбор учитель предлагает: 2 треугольника, 20 колокольчиков, 16 бубнов, 20 ложек, 3 барабана. Для этого необходимо выбрать те музыкальные инструменты, которые подходят для каждого фрагмента.

Прочувствовав за урок характер двух фрагментов балета Прокофьева, учащиеся интуитивно выбирают для фрагмента «Улица просыпается» игру на треугольниках и колокольчиках, а для фрагмента «Танец рыцарей» — ложки, барабаны и бубны.

Учитель распределяет муз. инструменты, договаривается о ритмическом рисунке., Звучат музыкальные фрагменты, дети играют на музыкальных инструментах.

3. Стадия «Рефлексия».

  • Что нового узнали на уроке? (услышали новую музыку С.С. Прокофьева, познакомились с его балетом «Ромео и Джульетта»)

Учащиеся проводят письменную самооценку и взаимооценку за работу на уроке.

Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего урока, а знания, полученные на этом уроке, найдут свое продолжение в вашей жизни.

Домашнее задание:

Приложение №

Самооценка учебной деятельности

Понравилось

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осталось непонятным:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свою работу на сегодняшнем уроке:

«отлично» —

«хорошо» —

«не очень хорошо» —

4 стр., 1888 слов

Интегрированный урок развития речи и музыки "Описание по воображению ...

... они олицетворяют. Попробуйте догадаться по характеру музыки, кто стал героями пьес Сен-Санса. Звучат несколько музыкальных пьес. Ответы учащихся Учитель музыки: Это произведение Сен - Санс не предполагал публиковать при ... УРОКА) 2. Вступительное слово учителя русского языка: - Сегодня вас ждёт встреча с прекрасным, ещё одна страничка музыкальной энциклопедии откроется для вас. Для сочинений по ...

Напиши, что у тебя сегодня получилось, что не получилось. Почему?

Приложение №

Листок самоконтроля, Ответьте на вопросы

«Я»

  • Как чувствовал себя в процессе работы? _____________________________________
  • С каким настроением работал? _____________________________________________
  • Доволен ли собой? _______________________________________________________

«Мы»

  • «Насколько мне комфортно работалось в группе? _____________________________
  • Были ли у нас затруднения при работе в группе? ______________________________
  • Я оцениваю своего товарища в группе (ФИ и оценка)

1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

  • Достигли ли мы поставленныхзадач?________________________________________________________
  • Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
  • Закончите тему урока: Балет – ______________________________________________

Самоанализ урока

Урок музыки был проведен в 6 «Б» классе ГБОУ СОШ № 213 с углубленным изучением английского языка СПб 18.03.2019 г.

1.Характеристика класса:, Место урока в изучаемой теме:

Тема года: Мир музыкальных образов.

Тема раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки. Мир музыкального театра.

3.Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях:

Цель урока для учащихся: Постижение авторской трактовки учащимися трагедии «Ромео и Джульетта» через моделирование и сравнение образов в балете С.С. Прокофьева.

Педагогическая цель: Создание условий для постижения учащимися авторской трактовки учащимися трагедии «Ромео и Джульетта» через моделирование и сравнение образов в балете С.С. Прокофьева.

Цели по содержанию:

Образовательные:

1.Способствовать формированию знаний об особенностях жанра — балет.

2.Научить выявлять особенности музыкального языка Прокофьева.

3.Продолжить формирование метапредметных умений и навыков.

Развивающие:

1.Способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

2. Способствовать формированию знаний о характере звучания музыкальных произведений.

3. Развивать интерес к прослушанной музыке.

Воспитывающая:

1. Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу.

2. Продолжить воспитание чувства уважения к мнению других, умению слушать и слышать.

4. Характеристика плана урока:

  • содержание учебного материала;
  • методы обучения: метод «сочинение сочиненного», метод размышления о музыке, метод сравнения, метод критического мышления
  • приёмы обучения: проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии.

5. Структурный аспект самоанализа урока:

Способствовать созданию эмоционально-положительной, творческой ат атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

28 стр., 13998 слов

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

... их с искусством: музыкой, литературой, живописью. Так дети знакомятся с истоками культуры, нравственности, духовности. Важной областью развития личности является эстетическое воспитание [39, 134]. Организуя эстетическое воспитание, надо учитывать психологические ...

Продолжить развитие познавательного интереса к музыке, через показ презентации, видео фрагмента, внутренней мотивации ученика( проблемные вопросы, ситуации).

Образовательные

1. Постановки проблемных ситуаций, вопросов.

2.Содержание урка подобрано с учетом возрастных особенностей и типа класса.

3.Обучение обеспечивается на уровне ФГОС.

Развивающие, Воспитательные

Контроль усвоения материала реализуется за счет коллективного анализа, самопроверки (на какую оценку ты усвоил материал?) на этапе усвоения.

Личностные

регулятивные:

познавательные

коммуникативные:

6. Функциональный аспект:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.

Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.

Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.

Использовала презентацию,видео фрагменты для создания ярких мыслеобразов, развития интереса к предмету.

Пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока.

7. Аспект оценки конечного результата урока:

Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков( универсальных учебных действий).

Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой ( пение, анализ).

Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому. Было четкое управление учебной работой учащихся. Соблюдалась дисциплина. Был правильно определен объем учебного материала, распределение времени. Характер общения с учащимися был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно. Моя речь была, точной, содержательной выразительной и эмоциональной. Между учителем и обучающимися сложился партнерский стиль общения.

Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи (знания по литературе и истории).

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Домашнее задание зафиксировано на слайде. Был использован момент рефлексии для самооценки.