«С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»»
Конспект урока для 6 класса
Тема урока:
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
Ф.И.О. учителя:, ГБОУ СОШ № 213, район Фрунзенский
Тип урока:
Образовательные технологии, методы, приемы:, Технологии:
Методы: метод «сочинение сочиненного», метод размышления о музыке, метод сравнения, метод критического мышления
Оборудование:, Методическое обеспечение, ресурсы:, Организация пространства:
Ход урока
Учитель предлагает ряд понятий., Искусство музыка сцена спектакль танцы артисты декорации оркестр дирижер хореография
Вопрос: К какому виду искусства относятся эти понятия?
Ответы детей: к балету.
В: когда и в какой стране родился балет?
О: искусство балета появилось в Средние века в Италии, расцвета своей популярности достигло во Франции, а затем распространилось по всему миру.
В: назовите профессию человека, создающего балеты?
О: балейтмейстер или хореограф.
В: как называется краткое изложение литературного произведения для любого музыкального спектакля?
О: либретто.
В: сегодня на уроке мы познакомимся с фрагментами одного из лучших балетов XX века — балетом «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии У. Шекспира, сюжет которой вам уже знаком.
Сейчас прозвучит фрагмент балета, попробуйте определить стиль композитора.
Звучит фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»
О: музыка Прокофьева.
Учитель рассказывает.
Сергей Сергеевич Прокофьев – великий творец XX века, композитор, пианист, дирижер. Он написал музыку к балету «Ромео и Джульетта» в 1936 г.
В своей музыке Прокофьев ярко раскрывает основной конфликт трагедии – столкновение светлой любви Ромео и Джульетты с родовой враждой Монтекки и Капулетти. Композитор красочно рисует в музыке не только образы-портреты, но предельно выразительно показывает обстановку, окружающую героев, ситуации и события. Через показ массовых сцен зритель знакомится с итальянским городом Вероной, улицами, площадями, горожанами, с их настроениями и переживаниями.
Две разные сцены балета «Улица просыпается» и «Танец рыцарей» — это два разных образа.
В первой сцене — «Улица просыпается» композитор создает образ «просыпающихся итальянских улиц», площади города Вероны, которая постепенно заполняются народом. Люди разные: мирные, веселые, спокойные, живущие своими заботами и утренними хлопотами.
Жанр транскрипции в фортепианной музыке (на примере транскрипции ...
... тем из балета "Ромео и Джульетта", использованных Прокофьевым в транскрипциях. Представленная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы, состоящего из 22 наименований. Первая глава рассматривает понятие транскрипции в музыке, ...
Во второй сцене — «Танец рыцарей» композитор передает образ вражды, возникающей в людях от чувства ненависти, злобы, взаимного непонимания.
Учитель предлагает ученикам в течение 10 мин. самостоятельно отобрать средства музыкальной выразительности, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание двух образов.
Класс делится на 2 группы по 15 чел.
Первая группа создает музыкальный образ для сцены «Улица просыпается». Вторая группа – для «Танца рыцарей» .
В группе возможно деление по 2-3 чел., которые отвечают за определенное средство муз-ной выразительности. Один человек руководит процессом, подводит итог.
Выступление групп.
Теперь учитель предлагает ученикам прослушать фрагменты балета и сравнить со своими образами.
Звучит сцена из балета «Улица просыпается».
В: Какая музыка по характеру?
О: радостная, шутливая, танцевальная.
В: к какому жанру можно отнести этот музыкальный фрагмент?
О: к жанру картины, пейзажа. Композитор рисует образ светлого утра, пробуждение горожан, просыпающихся итальянских улиц.
В: музыка изобразительная или выразительная?
О: изобразительная
В: Какие средства музыкальной выразительности помогают композитору передать характеры и образы людей?
О: разные тембры струнных и духовых инструментов, не громкая динамика, синкопированный ритм, резкие акценты.
Учитель повторно предлагает детям прослушать этот фрагмент и определить особенности развития музыки.
О: сначала музыка начинает звучать издалека, угловатая, подпрыгивающая мелодия звучит у фагота. Затем мелодия становится легче потому, что переходит к скрипке. Заканчивает этот диалог уверенным звучанием низких струнных инструментов: виолончелей и контрабасов. В этом отрывке музыка образно передает разговор разных людей, некоторые из них нехотя просыпаются, а другие с шуткой и с юмором встречают новый светлый радостный день. Следующее развитие музыки чередует звучание этой мелодии то у скрипки, то у фагота. Усиливает выразительность образа небольшое крещендо, а мелодия звучит у флейт.
В: Как заканчивается сцена?
О: звучание музыки постепенно затихает, показывая, что утро завершается, горожане проснулись и внезапный акцент ударных инструментов – как переход к другому эмоциональному состоянию – волнению и тревоге.
В: как относится композитор к горожанам?
О: с добротой, пониманием и юмором
В: какая идея этой сцены?
О: идея мирной, светлой и радостной жизни человека, не омраченного злобой..
Учитель предлагает ученикам сравнить свой образ с прослушанным фрагментом., Дети сравнивают и высказывают свои мысли., Звучит сцена из балета «Танец рыцарей».
В: Какая музыка по характеру?
О: грозная, тяжелая, маршевая.
В: Сколько образов в этом фрагменте вы услышали?
О: 2 образа: вражды и лирический образ
В: Какие средства музыкальной выразительности помогли передать композитору образы?
Образ учителя глазами современных учеников
... Так была выбрана тема исследования «Образ учителя глазами современных учеников». Мое исследование вероятно единственная возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на себя со ... сложных наук, как математика, физика. Учитель труда может много нового рассказать своим ученикам, например, какой бывает ручной инструмент, как им работать. Таким образом, я сделал вывод: ...
О: тембр низких духовых инструментов, метр, пунктирный ритм, громкая динамика передает образ вражды.
Тембр флейты и звучание скрипок рисуют лирический образ.
Учитель предлагает повторно прослушать сцену «Танец рыцарец»
В: Какая музыка начинает развитие образа?
О: Танец рыцарей начинается с форте у низких духовых инструментов (туб и фаготов), звучание которых передает тяжелую поступь рыцарей. Затем вступают скрипки, синкопированный ритм которых помогает передать стремительный и напористый характер образ вражды.
Лирический образ, как небольшое затишье, звучит у флейт и скрипок. Музыка завершается на форте – тяжелая, грозная поступь низких духовых инструментов, стремительная мелодия с синкопированным ритмом у всей группы струнных.
В: Как композитор относится к рыцарям?
Д: он показывает их силу, власть, всемогущество.
В: В чем заключается идея этого музыкального фрагмента?
Д: когда появляется ненависть в людях, то она приводит к вражде. Люди перестают понимать и слышать друг друга. Вражда разрушает все светлое и доброе в человеке.
В: Приходилось ли вам сталкиваться с такими ситуациями, когда вы начинали ссориться между собой, а то и враждавать?
Ответы детей.
Учитель предлагает ученикам сравнить свой образ с прослушанным фрагментом., Дети сравнивают и высказывают свои мысли., Музыкально-инструментальная работа.
Учитель предлагает учащимся стать сотворцами композиторского замысла. Необходимо выбрать инструменты для музицирования при звучании двух фрагментов «Улица просыпается» и «Танец рыцарей». На выбор учитель предлагает: 2 треугольника, 20 колокольчиков, 16 бубнов, 20 ложек, 3 барабана. Для этого необходимо выбрать те музыкальные инструменты, которые подходят для каждого фрагмента.
Прочувствовав за урок характер двух фрагментов балета Прокофьева, учащиеся интуитивно выбирают для фрагмента «Улица просыпается» игру на треугольниках и колокольчиках, а для фрагмента «Танец рыцарей» — ложки, барабаны и бубны.
Учитель распределяет муз. инструменты, договаривается о ритмическом рисунке., Звучат музыкальные фрагменты, дети играют на музыкальных инструментах.
3. Стадия «Рефлексия».
- Что нового узнали на уроке? (услышали новую музыку С.С. Прокофьева, познакомились с его балетом «Ромео и Джульетта»)
Учащиеся проводят письменную самооценку и взаимооценку за работу на уроке.
Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего урока, а знания, полученные на этом уроке, найдут свое продолжение в вашей жизни.
Домашнее задание:
Приложение №
Самооценка учебной деятельности
Понравилось
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осталось непонятным:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени свою работу на сегодняшнем уроке:
«отлично» —
«хорошо» —
«не очень хорошо» —
Напиши, что у тебя сегодня получилось, что не получилось. Почему?
Урок русского языка «Учимся писать » — РУССКИЙ ...
... Чайковского "Времена года”) 6. Самостоятельная работа учащихся, О каком времени года вы бы создали ... закончить работу над эссе. 2. а) Что нового вы узнали сегодня на уроках? б) Вам ... эссе, которое так и называется "Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей). Учитель ... необычный урок. Мы надеемся, что вам он понравится. 2. Целеполагание. Познакомьтесь с целями нашего урока, ...
Приложение №
Листок самоконтроля, Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы? _____________________________________
- С каким настроением работал? _____________________________________________
- Доволен ли собой? _______________________________________________________
«Мы»
- «Насколько мне комфортно работалось в группе? _____________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе? ______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе (ФИ и оценка)
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленныхзадач?________________________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Балет – ______________________________________________
Самоанализ урока
Урок музыки был проведен в 6 «Б» классе ГБОУ СОШ № 213 с углубленным изучением английского языка СПб 18.03.2019 г.
1.Характеристика класса:, Место урока в изучаемой теме:
Тема года: Мир музыкальных образов.
Тема раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки. Мир музыкального театра.
3.Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях:
Цель урока для учащихся: Постижение авторской трактовки учащимися трагедии «Ромео и Джульетта» через моделирование и сравнение образов в балете С.С. Прокофьева.
Педагогическая цель: Создание условий для постижения учащимися авторской трактовки учащимися трагедии «Ромео и Джульетта» через моделирование и сравнение образов в балете С.С. Прокофьева.
Цели по содержанию:
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний об особенностях жанра — балет.
2.Научить выявлять особенности музыкального языка Прокофьева.
3.Продолжить формирование метапредметных умений и навыков.
Развивающие:
1.Способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
2. Способствовать формированию знаний о характере звучания музыкальных произведений.
3. Развивать интерес к прослушанной музыке.
Воспитывающая:
1. Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу.
2. Продолжить воспитание чувства уважения к мнению других, умению слушать и слышать.
4. Характеристика плана урока:
- содержание учебного материала;
- методы обучения: метод «сочинение сочиненного», метод размышления о музыке, метод сравнения, метод критического мышления
- приёмы обучения: проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии.
5. Структурный аспект самоанализа урока:
Способствовать созданию эмоционально-положительной, творческой ат атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Продолжить развитие познавательного интереса к музыке, через показ презентации, видео фрагмента, внутренней мотивации ученика( проблемные вопросы, ситуации).
Бинарный урок » – описание картины И.И. Машкова «Клубника ...
... и ему остался верен до конца жизни. Рассказ 1 ученицы Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская» (Рисунок 3). Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине ... описание картины учащимися. Задача: 8. Анализ устных сочинений по таблице, вывешенной на доске Таблица V. Задание на дом Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана. 2 часть урока, ...
Образовательные
1. Постановки проблемных ситуаций, вопросов.
2.Содержание урка подобрано с учетом возрастных особенностей и типа класса.
3.Обучение обеспечивается на уровне ФГОС.
Развивающие, Воспитательные
Контроль усвоения материала реализуется за счет коллективного анализа, самопроверки (на какую оценку ты усвоил материал?) на этапе усвоения.
Личностные
регулятивные:
познавательные
коммуникативные:
6. Функциональный аспект:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.
Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.
Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.
Использовала презентацию,видео фрагменты для создания ярких мыслеобразов, развития интереса к предмету.
Пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока.
7. Аспект оценки конечного результата урока:
Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков( универсальных учебных действий).
Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой ( пение, анализ).
Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому. Было четкое управление учебной работой учащихся. Соблюдалась дисциплина. Был правильно определен объем учебного материала, распределение времени. Характер общения с учащимися был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно. Моя речь была, точной, содержательной выразительной и эмоциональной. Между учителем и обучающимися сложился партнерский стиль общения.
Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи (знания по литературе и истории).
План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Домашнее задание зафиксировано на слайде. Был использован момент рефлексии для самооценки.