М. Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Сочинение
1. Тема: М. Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Предмет: Литературное чтение Класс: 7 Дата:25.10.13.

Тема: М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель».

Цель: Развитие воображения и фантазии читателя; воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим – домашним животным; беседа о смысле названия, о роли музыки в жизни человека.

Наглядность:

Методы: пересказ текста по плану, словесное рисование, вопрос-ответ.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

  2. Повторение. Опрос д/з: Ч.Т.Айтматов «Белый пароход» — чтение и пересказ отрывка; мини-сочинение «Что мне особенно понравилось в рассказе?»; рисунки к тексту (по желанию).

  3. Основная часть урока. Новая тема. Работа с текстом. Чтение.

Записать в тетради слова композитора Д.Б.Кабалевского о музыке (стр.43): «…Какой скучной и неинтересной стала бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка…Исчезли бы все хоры и оркестры, музыка перестала бы звучать по радио и телевидению, вам пришлось бы без музыки танцевать, вы перестали бы петь песни…Я думаю, что и дня не смогли бы прожить в таком замолкшем, мрачном мире…Музыка – это одно из удивительных чудес, созданных человеком».

  • — Что чувствовал Асан, слушая музыку? Почему она так подействовала на него? С чем сравнивает Асан звуки музыки? (…Едва слышный, таинственный напев зовет куда-то. Нарастающие волны его начали оттеснять всё неприятное… И снова тот же густой, таинственный напев, уводящий за собой в неизвестное далёко…Звуки молотка сначала были неприятны, затем они укутались в белые снежинки. Потом они превратились в белоснежных голубей и присоединились к прекрасным звукам виолончели.

И безмолвная земля под ногами начала танцевать в такт музыке. Мне казалось, что мы уносились ввысь…

Мне вдруг захотелось обнять весь этот мир.

Я слился с окружающим меня миром, с белым снегом, смешанным, с легкими-прелегкими звуками мелодии, и превратился в неотделимую частицу этого мира.)

  • Есть ли у тебя собака? Что ты можешь о ней рассказать?
  • Вы наблюдали когда-нибудь, как идет снег?

(Непроглядная темная ночь, звенящая тишина. Хлопьями падает снег. Плавно кружатся снежинки, падают и укрывают дом, арык, забор и ветви деревьев. Всё вокруг белым-бело. … А снег всё идет и идет.)

пёс – төбет

родственник – туысқан

стремительно – шапшаң

лакомство – дәмді тамақ

воля – ерік

расстроиться – ренжу

загладить вину – кінәсін жуу

безразличный – немқұрайды

непроглядная темная ночь – тас қараңғы түн

  • Фонетическая зарядка. Произносим правильно: виолончель, родственники, царапая, звенящая, нарастающие, таинственный, окружающий мир, неотделимая частица, неразлучные.

  • Объяснение. Что такое сюжет?

  • Это французское слово, означает – содержание. Основные события рассказа, сказки или повести составляют сюжет. События, составляющие сюжет, тесно связаны между собой. Сюжет знакомит нас с литературными героями, рассказывает, что с ними происходит. Когда тебя просят рассказать о сюжете произведения, коротко передаёшь его содержание. Важно, чтобы ты умел давать оценку, выражать своё отношение к поступкам, умел выделять основные черты характера литературных героев.

4. Итоги урока:

  • Что понравилось в рассказе? Каков сюжет рассказа?

5. Задание на дом: