Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идёт»

Стихотворение «Снег идет» было написано в 1957 году. Его условно можно разделить на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, о ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Кроме того, словосочетание «снег идет» выполняет роль динамичного повтора, благодаря которому поэт передает, как на землю па­дают тяжелые хлопья снега. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. Вторая часть стихотворения — размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротеч­ности, конечности. Жизнь проходит так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Эта мысль акцентирована с помощью риторических вопросов:

Или с той же быстротой,, Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяю­щиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет завтра. А «убеленный пешеход» — не просто человек, покрытый снежными хлопьями, а седой, проживший жизнь одинокий странник.

Историко-биографический контекст

Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей?

Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за .

Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».

23 октября 1958 года, кадры кинохроники Reuters снятые на даче в Переделкино. Борис Пастернак получил известие о присуждении ему Нобелевской премии

В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». О Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.

2 стр., 616 слов

Передай свое впечатление от стихотворения заболоцкого в сочинении миниатюре

... идет не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека. В стихотворении ... этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой ... оказывается, что судьба лирического героя тяжелее раны от огня, нанесенной кедру Пой мне песню, ...

В одном из стихотворений Пастернак пишет:

Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.

Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.

Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

«Февраль. Достать чернил и плакать. », «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет».

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»).

Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.

Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

9 стр., 4409 слов

Особенности поздней лирики Бориса Пастернака

... Франченки. Особенности поздней лирики Бориса Пастернака Во многих исследованиях, касающихся так или иначе творчества Пастернака, я ... между величиной строф и тематикой стихотворения крайне сложно. Также трудно вывести ... или наоборот. «Поздний» Пастернак («На ранних поездах» - «Когда разгуляется») – это Пастернак, нашедший новые ... лестницы, квартиры, Где всех страстей идет игра Во имя переделки мира. ...

Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».

Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

Произведение

Стихотворение «Снег идет» входит в последний лирический цикл Пастернака «Когда разгуляется», включающий в себя 30 стихотворений писателя 1956–1959 годов и целиком опубликованный в Париже в 1959 году. Впервые стихотворение было напечатано в литературно-художественном издании «Литературная Грузия» в 1957 году.

Всему циклу предшествует эпиграф из романа французского писателя Марселя Пруста «Обретённое время» ( фр.

Le Temps retrouvé): «Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена». Эпиграф определяет все содержание книги как память о прошедшем. Одновременно с этим название книги «Когда разгуляется», данное автором по одноименному стихотворению, высвечивает надежду на перемены в будущем.

Тема времени была одной из самых значительных в творчестве Пастернака. В своих произведениях он пытается передать непередаваемое ощущение времени и причастности всего живого к вечности. Писатель хочет показать, что каждый человек одновременно принадлежит и конкретному времени, и вечности: «Ты – вечности заложник / У времени в плену» .

Кадры кинохроники с Борисом Пастернаком, за кадром автор читает стихотворение “Ночь”

В вопросах времени для Пастернака одинаково важны как память, так и забвение: «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью вырабатывает забвение».

Многие стихотворения цикла «Когда разгуляется» писались уже после отказа от публикации в СССР романа «Доктор Живаго», поэтому в них автор отразил напряженную надежду на грядущие перемены и наступление обновленного времени. «Когда разгуляется» — это одновременно и духовная биография автора, и характеристика времени. Пастернак здесь намеренно «играет» со временем — нарушает хронологию некоторых стихотворений, меняет ритм временной последовательности и событий, чтобы показать, что его интересует не только текущее циклическое время, а Время во всей его длительности.

16 стр., 7585 слов

По стихотворению тютчева листья 3, 6 класс

... о необходимости каждый день наполнять свою жизнь радостью, приносить добро и гармонию и не мириться с серым потоком будней. Анализ стихотворения ... посвящена зиме, в первом четверостишии второй строфы речь идет о наступлении короткого лета. Первая полустрофа третьей строфы ... природы. Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега. ...

В «Когда разгуляется» Пастернак размышляет о главных темах мировой литературы ХХ века: о прошлом и о памяти. Стихотворения одновременно обращены в прошлое и устремлены в будущее. Не случайно Пастернака так интересует период рождественских праздников и Нового года. В стихотворении «Зимние праздники» время конечное — будущее и прошедшее — это преходящие понятия, которые, по мнению автора, должны устремляться к вечности — смыслу всего существования и цели всей жизни:

Будущего недостаточно, Старого, нового мало. Надо, чтоб елкою святочной Вечность средь комнаты стала.

Темам вечности и времени, вечности и жизни посвящены многие стихотворения цикла, в которых главным действующим лицом становятся явления природы, охватывающие все сущее: и предметы, и человека, и историю, и само мироздание. Природа способна действовать, ей присущи психологические состояния. Одушевляя природу, Пастернак вписывает в нее человека, испытывающего те же чувства и мысли.

Сергей Никитин исполняет песню на стихи Бориса Пастернака “Снег идет”

«Снег идет» — стихотворение, где поэт также прибегает к олицетворению. У снегопада и у всего вокруг — героев, предметов и явлений — один жизненный ритм. Вообще, через всю поэзию Пастернака проходит «снежная», «зимняя», рождественская тема. В «Когда разгуляется», помимо стихотворения «Снег идет», ей посвящены еще два текста: «Первый снег» и «После вьюги», совместно с которыми «Снег идет» составляет своеобразный триптих, объединенный мотивом быстротекущего времени. В стихотворении «Снег идет» отчетливо слышны шаги времени. Повторяющийся рефрен «снег идет» только усиливает это состояние стремительности и движения. Пережив страдания, писатель начинает острее слышать этот колокол проходящего, прожитого времени. В этом звуке — что-то страшное, грозное, то, перед чем человек бессилен, то, на что он не может повлиять.

Однако через все это неумолимое время, где «жизнь не ждет», проглядывает совершенно другое измерение, другой мир, где время снимается. Герой слышит чье-то приближение, но не чего-то фатального, рокового: в этом непрерывном движении снега он чувствует, что приближается Рождество. Боль будто перетекает в совершенно противоположное чувство. «Снег идет» можно сравнить с «Двенадцатью» Блока (которому, кстати, Пастернак посвящает стихотворение «Ветер» в своем цикле), где, по одной из трактовок поэмы, особенно чувствуется «надвьюжное» присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Он — над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.

У Пастернака получилось передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к «повороту», за которым начинается обновленная жизнь, иное бытие. Не случайно поэт упоминает здесь Рождество и Святки, когда наиболее остро можно почувствовать движение жизни и скоротечный бег времени.

Но даже те, кто слушает очень популярную песню в исполнении Сергея Никитина, вряд ли обращают внимание, что в стихах время течет не от Нового года к Рождеству, а от Рождества к Новому году:

Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься — и Святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год.

И это уже не религиозные стихи “Доктора Живаго”, когда их можно приписать герою романа, это уже сам Борис Пастернак, не скрываясь, в 1957 году живет в контексте церковного календаря.

11 стр., 5382 слов

Анализ роли лексических средств в стихотворении ‘Рождественская ...

... в стихотворении «Рождественская звезда». § 1. Стихотворение «Рождественская звезда» в контексте творчества Б.Л. Пастернака и на фоне идейно-эстетических исканий в русской литературе XX века пастернак стихотворение лексический Стихотворение Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда» относится к так называемому «циклу стихотворений Юрия ...

Стихотворение «Снег идет» было написано в 1957 году. Его условно можно разделить на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, о ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Кроме того, словосочетание «снег идет» выполняет роль динамичного повтора, благодаря которому поэт передает, как на землю па­дают тяжелые хлопья снега. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. Вторая часть стихотворения — размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротеч­ности, конечности. Жизнь проходит так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Эта мысль акцентирована с помощью риторических вопросов:

Или с той же быстротой,, Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяю­щиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет завтра. А «убеленный пешеход» — не просто человек, покрытый снежными хлопьями, а седой, проживший жизнь одинокий странник.

«Февраль. Достать чернил и плакать. », «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет».

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

3 стр., 1060 слов

Мир природы в лирике Б. Л. Пастернака

... Пастернака даже человек отсутствует как самостоятельный герой — он слит, растворен в природе, его почти не видно. А природа живет, дышит, мыслит, чувствует. Гроза угрожает, как злая женщина; снег идет ... эти сравнения не случайны: Борис Пастернак все время находился в состоянии восторженного, молчаливого наблюдения — за жизнью, за окружающим миром, за миром природы. "Природы вечный соглядатай" — эти ...

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»).

Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.

Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».

Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

«Снег идет» Б.Пастернак

«Снег идет» Борис Пастернак

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься — и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

Борис Пастернак долгое время считал себя футуристом, считая, что в любом произведении первостепенное значение имеет не содержание, а форма и образ подачи своих мыслей. Однако постепенно поэт отказался от этих взглядов, и его более поздние стихи наполнены глубокой жизненной философией, через призму которой он рассматривает различные явления, ища в них некую закономерность.

Тема скоротечности жизни является ключевой в творчестве Пастернака, ее он затрагивает во многих своих произведениях, среди которых – стихотворение «Снег идет», написанное в 1957 году. Ранний московский снегопад вызвал у поэта весьма противоречивые чувства, он сравнивает его с волшебным полетом, в который пускаются не только люди, но и неодушевленные предметы – лестницы, перекрестки, мостовые. «Тянутся цветы герани за оконный переплет» — этой фразой пастернак подчеркивает, что даже комнатные растения, привыкшие к теплу, рады снегопаду, который символизирует очищение земли, которой вскоре предстоит облачиться в роскошное белое одеяние.

2 стр., 956 слов

Пастернак жизненный путь или “Образ мира, в слове явленный”

... истории, обновления жизни. Вместе с тем в сбор­нике очень много “зимних” стихов (“Заморозки”, “Первый снег”, “Следы на снегу”, “Снег идет”), где Пастернак через “природ ... и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и на­полняя современным содержанием. В “Стихотворениях Юрия Живаго” ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности (“Гефсиманский сад”), жизни и ...

Преображение мира для поэта является не обыденным и привычным явлением, а чем-то возвышенным и недоступным для человеческого понимания. Поэтому Пастернак сравнивает снегопад со встречей неба и земли, одушевляя оба эти понятия. Так, небосвод автор представляет в виде чудака, который «в заплатаном солопе сходит наземь». При этом поэт остро чувствует скоротечность времени, о. Несмотря на то, что снегопад дарит ощущение праздника и радости, автор видит в этом явлении и обратную сторону медали, которая свидетельствует о том, что с каждой снежинкой убегают минуты жизни. Поэтому именно зимой Пастернак особо остро чувствует, что настоящее в одно мгновение становится прошлым, и изменить это не под силу никому.

Именно поэтому вместе с чувством радости и свободы снегопад вызывает у поэта ощущение смятения. Передает он его через образы убеленного снегом пешехода, «удивленных растений» и поворота перекрестка, который меняется буквально на глазах. Но пройдет несколько недель, снег растает и мир примет свои привычные очертания, а волшебство зимы останется лишь в памяти, которая является весьма хрупким и ненадежным хранилищем наших чувств и переживаний. И именно это пугает Пастернака, который не готов свыкнуться с мыслью, что очередной снегопад ему уже не доведется увидеть, но мир от этого не измениться, а время не замедлит свой ход.

Снег идет

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи, Bсе пускается в полет, — Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься — и Святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.

«Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике . В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени .

2 стр., 685 слов

Конспект «Первый снег» 3 класс план-конспект по русскому ...

... урока. Рефлексия Чтение работ учащихся Какую цель мы перед собою ставили? - Достигли мы её? 8.Домашнее задание Образцы сочинений. Первый снег. ... кружились в воздухе и падали на землю. Наверное, снег шёл всю ночь, потому что всё было белым ... записи 2 строчки, записываем число. Сочинение. Первый снег. План: 1.Наступление зимы 2.Красота зимней природы 3. Моё отношение, чувства. -Рассмотрите иллюстрации ...

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

главную тайну времени

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий». святки. Новый год ), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы ) и бесконечное (небосвод, бег времени ).

Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

звуковая организация стиха

изобразительных средств

фигурами поэтической речи

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Снег идет» (восприятие, истолкование, оценка)

Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии. Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия, но творчество Пастернака отличается особой глубиной мысли и чувства, тонким и точным анализом человеческой души. Мотивы глобального размышления о смысле бытия и роли человека в нем прослеживаются во многих его произведениях. Особенно же отчетливо они видны в последнем сборнике избранных стихов, так и не увидевшем свет при жизни автора. И одним из важнейших стихотворений в этой книге является «Снег идет».

Читая произведение в первый раз, сразу бросается в глаза тот факт, что оно до странности похоже на детскую считалку:

Снег идет, снег идет,

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном. Надо сказать, что описание зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака.

Обращаясь к композиции и стихотворному размеру произведения, стоит отметить, что они также создают впечатление детской считалки. Размер рваный, кольцевая рифма чередуется с перекрестной, сама композиция выглядит хаотичной, неопределенной. Но надо заметить, что по ходу произведения строфы становятся длиннее и напряжение, динамика текста возрастает. Такой композиционный выбор неслучаен. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке… Но читая дальше мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта?

6 стр., 2861 слов

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

... себе в природе, то Пастернак пишет "ее самое в упор. Однако такое полное растворение лирического "Я" Пастернака в природе достигло своего апогея не случайно в книге "Сестра моя - жизнь, ведь ... не только на поэтику, но и на стратегии жизни. Для Пастернака все более важными становятся жесты укоренения в нормальности бытовой жизни: дом, пригород, огород, собственная рабочая комната. Параллельно ...

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Развернутая метафора, в которой небо сравнивается с неким человеком «в заплатанном салопе», навевает нам библейские мотивы, которые нередки с стихах Пастернака. В этом момент начинает ощущаться присутствие чего-то высокого, не вполне земного… Чувствуется предвкушение чего-то мистического. Вот что мы видим далее:

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Сразу бросается в глаза несоответствие великого и повседневного: абстрактное небо, воплощенное в образе «чудака», «играющего в прятки» с самим собой. Налицо ярко выраженный контраст. Надо сказать, что на контрасте построено все произведение. Большое и малое, простое и великое, повседневное и необычное, наконец, даже черное и белое (белый снег и черная лестница) сосуществуют бок о бок в этом удивительном стихотворении.

Цветопись очень красноречива: черное и белое, цвета тревожные и мистические. Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию:

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься, и – святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

С годами человеческой жизни сравнивает автор падающий снег и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. И жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.

И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает. Лишь глядят на нас «удивленные растения». Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака.

Но как ни странно, фатализм у поэта переходит в тему надежды, тему непрерывности жизни, ведь «снег идет». А это значит, что все продлится, все повторится, будут новые годы, новые люди и снежинки…

Стихотворение «Снег идет» Пастернака – анализ по плану , Вариант 1, История создания., Жанр стихотворения, Основная тема произведения

У автора исчезает нормальное восприятие времени. Падающие хлопья снега вполне могут быть безвозвратно уходящими годами. В снежной круговерти все сливается воедино, приходя “в смятенье”: “пешеход”, “растенья”, “поворот”. Смешение пространства, времени, человека, всех окружающих предметов подводит к мысли о вечности Вселенной. Человек — всего лишь такая же маленькая снежинка. Его жизнь — стремительное падение на землю, которое не имеет никакого значения для миллионов остальных снежинок.

Композиция, Размер произведения, Выразительные средства., Главная мысль, Вариант 2, Восприятие, истолкование, оценка.

Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии.

Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия, но творчество Пастернака отличается особой глубиной мысли и чувства, тонким и точным анализом человеческой души. Мотивы глобального размышления о смысле бытия и роли человека в нем прослеживаются во многих его произведениях. Особенно же отчетливо они видны в последнем сборнике избранных стихов, так и не увидевшем свет при жизни автора. И одним из важнейших стихотворений в этой книге является «Снег идет».

Читая произведение в первый раз, сразу бросается в глаза тот факт, что оно до странности похоже на детскую считалку:

Снег идет, снег идет,

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном. Надо сказать, что описание зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака.

Обращаясь к композиции и стихотворному размеру произведения, стоит отметить, что они также создают впечатление детской считалки. Размер рваный, кольцевая рифма чередуется с перекрестной, сама композиция выглядит хаотичной, неопределенной. Но надо заметить, что по ходу произведения строфы становятся длиннее и напряжение, динамика текста возрастает. Такой композиционный выбор неслучаен. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке… Но читая дальше мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта?

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Развернутая метафора, в которой небо сравнивается с неким человеком «в заплатанном салопе», навевает нам библейские мотивы, которые нередки с стихах Пастернака. В этом момент начинает ощущаться присутствие чего-то высокого, не вполне земного… Чувствуется предвкушение чего-то мистического. Вот что мы видим далее:

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Сразу бросается в глаза несоответствие великого и повседневного: абстрактное небо, воплощенное в образе «чудака», «играющего в прятки» с самим собой. Налицо ярко выраженный контраст. Надо сказать, что на контрасте построено все произведение. Большое и малое, простое и великое, повседневное и необычное, наконец, даже черное и белое (белый снег и черная лестница) сосуществуют бок о бок в этом удивительном стихотворении.

Цветопись очень красноречива: черное и белое, цвета тревожные и мистические. Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию:

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься, и – святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

С годами человеческой жизни сравнивает автор падающий снег и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. И жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.

И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает. Лишь глядят на нас «удивленные растения». Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака.

Но как ни странно, фатализм у поэта переходит в тему надежды, тему непрерывности жизни, ведь «снег идет». А это значит, что все продлится, все повторится, будут новые годы, новые люди и снежинки…

Вариант 3

Борис Пастернак написал стихотворение «Снег идёт» в 1957 году, когда над поэтом и писателем сгущались тучи, а в душе назревал снежный ураган. Уже публикуют за границей «Доктора Живаго», уже начинается осуждение в СССР, уже живительная вода готова превратиться в лёд.

Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:

Всё пускается в полет, —

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.

Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.

Вместе с тем автор понимает:

… что жизнь не ждет.

Не оглянешься — и святки.

Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.

Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.

Это моё видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.