Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Снег идет»

Сочинение

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идёт»

Стихотворение «Снег идет» было написано в 1957 году. Его условно можно разделить на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, о ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Кроме того, словосочетание «снег идет» выполняет роль динамичного повтора, благодаря которому поэт передает, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги.

Вторая часть стихотворения — размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Жизнь проходит так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Эта мысль акцентирована с помощью риторических вопросов:

Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет завтра. А «убеленный пешеход» — не просто человек, покрытый снежными хлопьями, а седой, проживший жизнь одинокий странник.

Историко-биографический контекст

Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей?

Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за .

Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».

23 октября 1958 года, кадры кинохроники Reuters снятые на даче в Переделкино. Борис Пастернак получил известие о присуждении ему Нобелевской премии

В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». О Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.

2 стр., 510 слов

Анализ стихотворения Пастернака Снег идет

... мгновение, так как время скоротечно. 6 класс по плану Картинка к стихотворению Снег идет Популярные темы анализов Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Весна" - это своеобразное отражение душевного состояния лирического ... Благодаря естественным картинам родного края автор представил событие из своей жизни, Стихотворение «Фабрика» написано Блоком в 1903г, относится к позднему творчеству, принадлежит циклу ...

В одном из стихотворений Пастернак пишет:

Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.

Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.

Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

«Февраль. Достать чернил и плакать.», «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет».

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Анализ стихотворения «Снег идет» Б. Пастернака

В стихотворении «Снег идет» Борис Пастернак использует рефрен, который повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Это создает единство и повторение основной идеи произведения.

Олицетворения «снег идет» и «сходит небосвод» подчеркивают единство лирического героя с окружающим миром, их эмоционально-психологическое равенство. Все, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом, что создает впечатление единого целого.

Лирический герой наблюдает за миром сквозь падающий снег, и все, что попадает в его поле зрения, описывается: «белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод». Снегопад постепенно усиливается, что создает ощущение движения и круговорота.

Использование глаголов настоящего времени, таких как «тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит», создает ощущение движения в стихотворении. Особую роль играет глагол «идет», который употребляется десять раз, подчеркивая движение и присутствие снега в произведении.

Лексико-стилистический строй стихотворения разнообразен. Анафора «снег идет» придает ему плавное и напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» — «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

2 стр., 956 слов

Пастернак жизненный путь или “Образ мира, в слове явленный”

... Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и на­полняя современным содержанием. В “Стихотворениях Юрия Живаго” ставятся проблемы временного и вечного, выбора и ... обновления жизни. Вместе с тем в сбор­нике очень много “зимних” стихов (“Заморозки”, “Первый снег”, “Следы на снегу”, “Снег идет”), где Пастернак через “природ­ную” метафору ...

Использование книжной лексики, такой как «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени», соседствующей с общеупотребительной «пратки», «поворот», «лестничная площадка», помогает создать волшебную картину зимнего дня. Сравнения, такие как «словно в заплатанном салопе» и «словно с видом чудака», придают стихотворению сказочность.

Звуковая организация стиха также отражает переживания и чувства лирического героя. Рифмовка оканчивающихся строк и любых слов внутри создает особое звучание. Опоясывающая и перекрестная рифмы чередуются, добавляя стихотворению характерный ритм и звучание.

Роль лирического героя в стихотворении «Снег идет»

В стихотворении «Снег идет» особую роль играет лирический герой. Он глубоко чувствует окружающую его красоту, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Этот герой помогает нам постигнуть смысл мироздания, и именно в этом заключается прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

Произведение

Стихотворение «Снег идет» входит в последний лирический цикл Пастернака «Когда разгуляется», который включает в себя 30 стихотворений, написанных писателем в период с 1956 по 1959 годы. Цикл был опубликован в Париже в 1959 году. Первоначально стихотворение было опубликовано в литературно-художественном издании «Литературная Грузия» в 1957 году.

Всему циклу предшествует эпиграф из романа французского писателя Марселя Пруста «Обретенное время» (фр. Le Temps retrouvé): «Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена». Этот эпиграф определяет содержание книги как память о прошлом. Название книги «Когда разгуляется», которое автор взял из одноименного стихотворения, выражает надежду на наступление перемены в будущем.

Тема времени является одной из наиболее значительных в творчестве Пастернака. В своих произведениях он пытается передать непередаваемое ощущение времени и причастности всего живого к вечности. Писатель стремится показать, что каждый человек одновременно принадлежит конкретному времени и вечности, как написано в стихотворении: «Ты — вечности заложник, У времени в плену».

Кадры кинохроники с Борисом Пастернаком, за кадром автор читает стихотворение «Ночь»

Для Пастернака вопросы времени имеют одинаковое значение как память, так и забвение. Он считает, что в жизни необходимо больше терять, чем приобретать. Писатель утверждает, что зерно не прорастет, если оно не умрет. Нужно жить без устали, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые создает забвение вместе с памятью.

Многие стихотворения из цикла «Когда разгуляется» были написаны после отказа от публикации романа «Доктор Живаго» в СССР. В этих стихотворениях автор отражает напряженную надежду на грядущие перемены и наступление нового времени. «Когда разгуляется» является одновременно духовной биографией автора и характеристикой времени. Пастернак намеренно «играет» со временем, нарушая хронологию некоторых стихотворений и меняя ритм временной последовательности и событий, чтобы показать, что его интересует не только текущее циклическое время, но и Время во всей его длительности.

9 стр., 4409 слов

Особенности поздней лирики Бориса Пастернака

... Паоло и Франченки. Особенности поздней лирики Бориса Пастернака Во многих исследованиях, касающихся так или иначе творчества Пастернака, я встречала суждение ... структурой наполняющих её предложений. Например, вторая часть стихотворения «Вальс с чертовщиной» представляет собой октаву, состоящую ... номера, Подъезды, лестницы, квартиры, Где всех страстей идет игра Во имя переделки мира. («Поездка»). На ...

Тема вечности и времени в поэзии Бориса Пастернака

Темы вечности и времени являются главными в поэзии Бориса Пастернака. В его цикле стихотворений «Когда разгуляется» главными темами являются прошлое и память. Пастернак рассматривает временные рамки как конечные, а вечность становится целью жизни и смыслом существования.

Будущего недостаточно,Старого, нового мало.Надо, чтоб елкою святочнойВечность средь комнаты стала.

В стихотворении «Зимние праздники» Пастернак считает временные рамки преходящими понятиями, которые должны навсегда остаться в памяти людей и быть устремлеными к вечности. Писатель убежден в том, что только связь с вечностью может сделать на испокаивающими взгляд на поток времени.

Зимняя, рождественская тема прослеживается в целом цикле стихотворений, своего рода «связующим звеном» данного цикла, являются стихотворения «Снег идет», «Первый снег» и «После вьюги». Одну из главных ролей в создании атмосферы зимней сказки, занимает персонаж природы, охватывающий все существующее в мире. Одушевляя природу и через нее вписывая в нее человека, Пастернак убежден в их взаимосвязи и схожести.

Стихотворение «Снег идет» — это опять таки, похоже, обращение к природе, где всё примитивно, а ситуация — совершенно напряженная. Основным характеристиком этого стихотворения является тщеславие и рассуждения о времени. Время движется быстро, и человеку нельзя остановить течение времени. Читатель может прочувствовать влияние времени за три дня на персонажа в стихотворении. В конечном итоге персонаж пройдет сквозный зал, со всей своей снежной вспышкой на мгновение, а другие прошли полтысячи лет на своих плечах, оставив мало дозволений.

В цикле стихотворений Бориса Пастернака «Когда разгуляется» основной мотивом является тема времени и вечности. Пастернак убежден, что время и вся сущность бытия должны быть устремлены к общему вечному и смысловому. И природа, и человек — все составляющие одного большого мира, в котором человеку дается всего один шанс ярко зажечь свою жизнь и оставить после себя яркий след в памяти на последующие тысячелетия.’

Часть II: Анализ стихотворения «Снег идет»

Строка «Снег идет» была написана Борисом Пастернаком в 1957 году, и она является описанием пейзажа зимней ночи. Однако несмотря на это быстрое описание, эта строка позволяет читателю почувствовать всю суть сезона: холод, тьма, но и приближающееся Рождество и свет, который скоро озарит все вокруг.

Слова «Снег идет» также передают движение, что придает стихотворению динамичность. Повторение этой фразы добавляет еще больше эмоций и позволяет читателю визуализировать, как снежная вьюга окутывает окружающую среду.

Вторая часть стихотворения представляет собой философское размышление героя о быстротечности времени. Несмотря на то, что снегопад может продолжаться несколько дней или недель, жизнь идет очень быстро, и это именно то, что описывает герой. Он задает себе риторические вопросы, чтобы показать, что время может идти так же быстро, как снежинки.

6 стр., 2861 слов

Лирический герой в поэзии Б. Пастернака

... вышла последняя книга стихотворений Пастернака "Когда разгуляется". В 1960 поэт умер 30 мая в Переделкино. Основные мотивы творчества Б. Пастернака Многие поэты-современники, критики и исследователи творчества Пастернака отмечали слабость ранних ...

Это размышление прерывается на одном пункте — приближающееся Рождество. Это является символом нового начала, новой жизни, и оно обнаруживается внутри всеобщей суеты и беготни жизни.

Пастернак исследует концепцию быстротечности времени и искренне верит в то, что новая жизнь начинается каждый год. Он просит читателя взглянуть на этот период не только как на магическое время радости и благодарности, но также как на возможность начать жить вновь.

В этом стихотворении Пастернак отстаивает свои религиозные и культурные убеждения, что делает его искусство особенным. Несмотря на то, что его поэзия широко принималась обществом как неоторванно связанная с религией или политической историей, его работы являются прежде всего произведением искусства и эстетическим высказыванием.

Образ зимы в стихотворениях Бориса Пастернака

В стихотворениях Бориса Пастернака заметна яркая тема зимы, которая пронизывает его лирические произведения. Все стихотворения, начиная с «Февраль. Достать чернил и плакать.», «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги» и многие другие, объединены общей темой зимы. Очевидно, что автору нравилось это время года, оно было созвучно его характеру и судьбе.

Марина Цветаева отмечала, что «его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул ее всю — и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет». Большинство поздних стихов Пастернака, посвященных природе, обращены к зиме.

Одно из таких стихотворений — «Снег идет». Оно было написано в 1957 году и входит в сборник «Когда разгуляется». В этом произведении автор обращается к теме быстротечности человеческой жизни, сравнивая ее с падающим снегом или словами в поэме.

Структура стихотворения

Строфы стихотворения «Снег идет» перекликаются с первой и второй частями произведения. Повторяющиеся слова приобретают новый смысл. Так, «перекресток поворот» олицетворяет поворот судьбы и то, что ждет впереди. «Убеленный пешеход» не просто покрытый снежными хлопьями человек, а седой, проживший одинокую жизнь странник.

Изначально, стихотворение начинается со слов «Снег идет», которые повторяются в каждой строфе, кроме четвертой и пятой. Они звучат трижды в последней строфе. Благодаря использованию олицетворений «снег идет» и «сходит небосвод», автор подчеркивает единство лирического героя с окружающим миром и их эмоционально-психологическое равенство.

Весь мир, который видит лирический герой, окутан белым покрывалом. Снегопад усиливается по мере развития стихотворения: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе снег идет «густой-густой». Лирический герой наблюдает через падающий снег «белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекресток поворот» и «небосвод». Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

В данном стихотворении Борис Пастернак создает образ зимнего дня, в котором все сливается в единое целое, создавая иллюзию движения и круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного и завораживающего действа. Мы, подхваченные снежинками, погружаемся в этот мир и ощущаем движение вокруг нас.

2 стр., 826 слов

Каковы художественные особенности поэзии Б.Л. Пастернака?

... снег и, кроме Крыш и снега, - никого. («Снег идет»). Тема поэта и поэзии - одна из важнейших в творчестве Пастернака. Говоря в стихотворении ... феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира ... снега и видим его девственную белизну… Бориса Пастернака можно назвать Поэтом с большой буквы. В его стихах ... это сочинение.

Глаголы настоящего времени, такие как «тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит», создают ощущение движения в стихотворении. Особую роль играет глагол «идет», который повторяется десять раз в тексте.

Лексико-стилистический строй стихотворения разнообразен. Анафора «снег идет» придает речи более плавное и напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» — «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

В стихотворении используется как книжная лексика, например, «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени», так и общеупотребительные слова, такие как «поворот», «прятки», «лестничная площадка». Это помогает создать волшебную картину зимнего дня. Сказочность добавляют сравнения «словно…в заплатанном салопе» и «словно с видом чудака».

Переживания и чувства лирического героя отражаются не только в речевом строе, но и в звуковой организации стиха. Например, в стихотворении рифмуются как оканчивающиеся строки, так и слова внутри строк, такие как «густой» — «той же», «идет» — «поворот». Это является одной из особенностей пастернаковского стиха. Также характерно своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередование опоясывающих и перекрестных рифм придает стиху особое звучание.

Особую роль в стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую красоту, мы также постигаем смысл мироздания, и в этом заключается прелесть стихотворения Б.Л. Пастернака.

«Снег идет» — это стихотворение Бориса Пастернака, которое создает образ зимнего дня и передает чувства и переживания лирического героя. Снег идет, создавая иллюзию движения и круговорота, а мы погружаемся в этот волшебный мир, подхваченные снежинками.

Раскрытие стихотворения Пастернака «Снег идет»

В стихотворении «Снег идет» Борис Пастернак обращается к теме скоротечности жизни и преображения мира через призму зимнего снегопада. Поэт сравнивает падение снега с волшебным полетом, в котором участвуют не только люди, но и неодушевленные предметы, такие как лестницы, перекрестки и мостовые.

Пастернак подчеркивает, что даже комнатные растения радуются снегопаду, который символизирует очищение земли и приближение зимы. Автор говорит о том, что для него преображение мира необычно и недоступно для понимания человеком. Он описывает снегопад как встречу неба и земли, одушевляя оба эти понятия.

Поэт осознает скоротечность времени и видит в каждой снежинке убегающие минуты жизни. В то же время, снегопад приносит ощущение праздника и радости. Пастернак остро чувствует, что настоящее мгновенно становится прошлым, и никто не в силах изменить это.

Анализ стихотворения «Снег идет» Б. Пастернака

Страницы истории литературы богаты произведениями, в которых поэты передают свои чувства и мысли через образы природы. Одним из таких произведений является стихотворение «Снег идет», написанное Б. Пастернаком в 1957 году. В этом стихотворении поэт передает свои ощущения от снегопада и одновременно философски размышляет о времени и его влиянии на человека.

27 стр., 13417 слов

Лирика пастернака

... лучше это было для лирика. По этой причине нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения ... как убитые, спят снега (“Метель”) Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении “Метель” речь идет о путнике, ... обыкно­венных людей, и мастерство автора не может не вызывать восхищения. Б. Пастернак прежде всего поэт, поэт во ...

Название стихотворения «Снег идет» сразу указывает на его тему — зимний снегопад. Однако, Пастернак не ограничивается простым описанием пейзажа, он углубляется в размышления о жизни и времени. Поэт передает свое смятение и радость от снегопада через образы убеленного снегом пешехода, «удивленных растений» и поворота перекрестка, который меняется на глазах. Он ощущает, что мир меняется, но при этом время не останавливается.

Пастернак описывает снегопад как что-то волшебное и непредсказуемое. Он сравнивает падающие снежинки с цветами герани, которые тянутся к звездам. Поэт видит снег, как заплатанный салоп, который сходит наземь и меняет облик небосвода. Он описывает это явление как чудака, который играет в прятки и спускается с чердака. Все это создает впечатление, что снегопад имеет свою собственную жизнь и характер.

Однако, Пастернак осознает, что время не ожидает и не оглядывается. Он говорит о промежутке кратком, который пролетает мимо нас, и о том, что новый год уже наступает. Снег идет своим ритмом, и поэт задается вопросом, может ли время проходить так же, как снегопад или слова в поэме. Он осознает, что время неумолимо и меняет все вокруг, в то время как человек стареет и не может остановить его ход.

В центре стихотворения Пастернак помещает проблему времени и человека в течение этого времени. Он ощущает смятение и непонимание перед неизбежностью прохождения времени и изменениями, которые оно приносит. Поэт понимает, что каждый снегопад становится для него все более ценным, так как он понимает, что может не увидеть следующего. Он боится потерять волшебство зимы и остаться лишь с памятью, которая хрупка и ненадежна.

Таким образом, стихотворение «Снег идет» Б. Пастернака является не только описанием зимнего снегопада, но и философским размышлением о времени и его влиянии на человека. Поэт передает свое смятение и страх перед неизбежностью прохождения времени через образы снегопада и меняющегося мира. Это произведение является примером пейзажно-философской лирики, где природа служит средством выражения человеческих переживаний и чувств.

Раскрытие стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идет» (восприятие, истолкование, оценка)

Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии. Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия, но творчество Пастернака отличается особой глубиной мысли и чувства, тонким и точным анализом человеческой души. Мотивы глобального размышления о смысле бытия и роли человека в нем прослеживаются во многих его произведениях. Особенно же отчетливо они видны в последнем сборнике избранных стихов, так и не увидевшем свет при жизни автора. И одним из важнейших стихотворений в этой книге является «Снег идет».

Читая произведение в первый раз, сразу бросается в глаза тот факт, что оно до странности похоже на детскую считалку:

Снег идет, снег идет,

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

16 стр., 7585 слов

По стихотворению тютчева листья 3, 6 класс

... Анализ стихотворения Тютчева «Листья» Формально стихотворение следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами ... молодой поэт не по годам серьезно размышляет о человеческой природе и быстротечности жизни. Произведение «Листья» можно было ... зиме, в первом четверостишии второй строфы речь идет о наступлении короткого лета. Первая полустрофа третьей строфы ...

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий». святки. Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени).

Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

Анализ стихотворения «За оконный переплет»

В стихотворении «За оконный переплет» Борис Пастернак использовал повторы, четкую и отрывистую ритмику, чтобы создать настроение несерьезности и легковесности. Начальная картина зимы и снегопада за окном является обыденной и часто встречающейся в его творчестве.

Композиция и стихотворный размер произведения также напоминают детскую считалку. Размер рваный, рифма чередуется, что создает впечатление хаотичности и неопределенности. Однако, по мере развития стихотворения, строфы становятся длиннее, и напряжение и динамика текста возрастают. Этот выбор композиции неслучаен и помогает раскрыть замысел автора.

Метафора, в которой небо сравнивается с человеком «в заплатанном салопе», навевает библейские мотивы, которые часто присутствуют в стихах Пастернака. Это создает ощущение присутствия чего-то высокого и мистического. В следующей части стихотворения появляется контраст между великим и повседневным, где абстрактное небо представлено в образе «чудака», «играющего в прятки» с самим собой. Все произведение построено на контрасте: большое и малое, простое и великое, повседневное и необычное, черное и белое сосуществуют рядом друг с другом.

Цветопись стихотворения очень выразительна: черное и белое, тревожные и мистические цвета создают возвышенно-трагическое настроение. Чтобы понять, что на самом деле хотел сказать автор, следует обратить внимание на следующие строки: «Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься, и – святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год.» Эти строки дают ключ к пониманию стихотворения и указывают на то, что жизнь не ждет, она проходит быстро, и необходимо ценить каждый момент.

В стихотворении «Снег идет» Борис Пастернак сравнивает падающий снег с человеческой жизнью и напоминает о мимолетности нашего существования. Автор использует метафору снега, чтобы передать фаталистическую идею о неотвратимости времени и бессмысленности сопротивления ему.

10 стр., 4891 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского ...

... слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». 10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. ... образность словам 12. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель ... к сонным волнам». Перед нами яркая метафора, с помощью которой автор ... Ю.Я. Яковлев это сравнение! Ведь от этой "веточки" в душе остается ...

Строки «Снег идет, густой-густой» и «Снег идет, снег идет» создают образ непрерывного движения и падения снежинок, а также подчеркивают повторяемость и бесконечность этого процесса. Поэт видит в каждой снежинке отражение человеческой судьбы, где каждый из нас неизбежно падает вниз, стареет и умирает, но при этом не в силах изменить или замедлить свой полет.

Автор также использует образ черной лестницы, чтобы подчеркнуть неопределенность и непредсказуемость жизни. Никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Пастернак видит жизнь как смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.

В стихотворении присутствует фаталистическая тема, но она переходит в тему надежды и непрерывности жизни. Автор утверждает, что «снег идет», что значит, что все будет продолжаться, повторяться, будут новые годы, новые люди и новые снежинки. Это придает стихотворению некую оптимистичность и веру в продолжение жизни и мира.

Композиция стихотворения является цельной и законченной. Автор использует повторение фразы «Снег идет» для создания ритмической и звуковой гармонии. Размер произведения не является строго определенным, но автор использует короткие строки, что придает стихотворению легкость и динамизм.

В стихотворении присутствуют выразительные средства, такие как метафора, повторение, образы и контрасты. Они помогают передать философский смысл произведения и вызывают эмоциональное восприятие у читателя.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что жизнь человека подобна падающему снегу — неотвратимому движению к старению и смерти. Вместе с тем, автор передает идею о непрерывности жизни и вере в продолжение мира и существования.

Философия в стихах Бориса Пастернака: анализ стихотворения «Снег идет»

В творчестве Пастернака прослеживаются мотивы философского размышления о смысле бытия и роли человека в нем. Это особенно ярко выражено в последнем сборнике его стихов, «Неизданные и дополнительные стихотворения», где присутствуют произведения, отличающиеся особой глубиной мысли и чувства.

Одним из наиболее выразительных произведений является стихотворение «Снег идет», которое при первом прочтении кажется детской считалкой. Однако повторяющиеся строфы и ритмика стихотворения создают не только легковесную атмосферу, но и глубинный смысл, который раскрывается по ходу произведения.

Обратившись к композиции и стихотворному размеру, можно отметить, что они также подчеркивают детскую считалку: размер рваный, кольцевая рифма чередуется с перекрестной, композиция выглядит хаотичной. Однако, как только начинается чтение, размер становится стройным, а напряжение и динамика текста возрастают. Такой выбор композиции и стиха помогает автору передать настроение произведения и его смысл.

Первая картина, которую мы наблюдаем в стихотворении, — это зима и снег, падающий за окном. Описание зимы и снегопадов часто встречается в творчестве Пастернака, что придает мистическую ауру его стихотворениям. Например, «Снег идет» начинается с образа снега, который дает ощущение ненастоящей, иллюзорной реальности.

Развивая сюжет, Пастернак пользуется метафорами, которые придают поэзии глубинный смысл. Например, в стихотворении «Снег идет», небо сравнивается с неким человеком «в заплатанном салопе», что напоминает нам библейские мотивы, которые часто присутствуют в стихах Пастернака.

Далее, например, становится ясно, что «Словно с видом чудака, / С верхней лестничной площадки, / Крадучись, играя в прятки, / Сходит небо с чердака». В этом моменте читатель начинает ощущать предвкушение чего-то мистического, попадая в иллюзорную реальность, которую описывает Пастернак.

Контекст «Снег идет», помогающий передать глубокие мысли о смыле бытия в метафорической форме, действительно отличают произведение глубину и чувственность, присущую творчеству Бориса Пастернака.

Великое и повседневное, абстрактное и конкретное — все это встречается в стихотворении «Снег идет» Бориса Пастернака. Автор использует контрасты, чтобы передать свои мысли и чувства. Черное и белое, простое и великое, повседневное и необычное — все они сосуществуют в этом удивительном произведении.

Цвета черного и белого, тревожные и мистические, создают возвышенно-трагическое настроение. Автор хочет сказать нам, что жизнь не ждет, она проходит быстро, как снег. Мы должны наслаждаться каждым моментом, потому что новый год уже близко.

Сравнивая падающий снег с человеческой жизнью, автор показывает, что мы все неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию. Мы не в силах изменить или замедлить свой полет. Жизнь наша — это смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.

Мы приближаемся к повороту перекрестка, и никто не знает, что нас ждет там. Природа, как великий наблюдатель, следит за нами. Но несмотря на фатализм, автор передает тему надежды и непрерывности жизни. Снег идет, и это означает, что все продлится, все повторится, будут новые годы, новые люди и снежинки…

Вариант 3

Борис Пастернак написал стихотворение «Снег идёт» в 1957 году, когда над поэтом и писателем сгущались тучи, а в душе назревал снежный ураган. Уже публикуют за границей «Доктора Живаго», уже начинается осуждение в СССР, уже живительная вода готова превратиться в лёд.

Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:

Всё пускается в полет, —

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.

Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.

Вместе с тем автор понимает:

… что жизнь не ждет.

Не оглянешься — и святки.

Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.

Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.

Это моё видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.