Для восьмиклассников размещаю текст, над которым надо поработать, вопросы. Материалы взяты из презентации Егораевой Т.Л.
(1)Аннушка работала больничным клоуном. (2)Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу и развлекала тяжело больных детей, которые жили там месяцами. (3)Играла с ними, разучивала смешные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою Нюшу, как она им представилась.
(3)Родители и врачи не всех детей отпускали играть с клоунами: многим ребятам было запрещено волноваться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, потому что болезни могли дать осложнения.
(4)В ноябре больных, к счастью, было совсем мало. (5)Вот и в этот раз в игровую комнату пришли всего пятеро. (6)Среди них, как всегда, был Гришка – худенький и бледный мальчик лет десяти на вид. (7)Он не мог играть в подвижные игры, потому что вынужден был всегда таскать за собой железную стойку с капельницей, из которой по капельке струилась в его слабенький организм жизнь. (8)Гришка называл стойку «жирафом» и повязывал на нее свой желтый в клетку шарф, наверное, чтобы «жираф» не простудился. (9)Мальчишка всегда держался в стороне и никогда не смеялся. (10)Старшая медсестра, горестно вздохнув, так и сказала Нюше однажды: «Вон тот играть с вами вряд ли будет, и не старайтесь его развеселить. (11)Семи пядей во лбу мальчишка, и было бы здорово, если бы он тоже радовался, но Гришенька как-то сам по себе. (12)Будет просто со стороны наблюдать».
(13)Потому Нюша и удивилась, когда мальчик в перерыве между играми подошел к ней и попросил выйти с ним ненадолго в коридор – «что-то важное узнать».
(14)Они вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна.
(28)В пустом прохладном коридоре они были одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского солнца проникал в коридор лишь на пару метров. (29)Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине получившегося среза все люди увидели бы их – Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном луче. (30)И Нюша вдруг поняла: и солнце вот-вот уйдет, и она вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка останется. (31)Один на один с подкрадывающейся к его худеньким плечикам (32)И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:
Моя любимая игрушка 4, 5, 6 класс описание для мальчика и девочки
... мои друзья, с которыми, сейчас, играю в игрушки, будем защищать нашу малую родину, наш город, поселок, улицу и дом. Сочинение на тему любимая игрушка Кукла Барби (описание игрушки) 5 класс ... или Дэвид Бекхэм. 5 класс Сочинение Моя любимая игрушка паравозик 5 класс У каждого мальчика есть игрушка, к ... три годика, под новогодней ёлкой я нашла подарок – очаровательного медвежонка. «Тишка - бурый мишка!»- ...
(33)- Такой день, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34)Потому что ты будешь всегда! (35)Никто и никогда, послушай! (36)Никто и никогда не исчезает насовсем, пока…пока… пока он смеется в чьем-то сердце!
(37)Предательский комок в горле заставил Нюшу всхлипнуть неожиданно громко, отчего Гришка вздрогнул и испуганно отпрянул от нее. (38)Девушка отвернулась, поспешно, по-детски — ладошками – вытерла слезы и посмотрела на него.
(39)- Ойёёоой! (40)Какая ты… – мальчик словно не мог подобрать слова. (41)- Какая ты! (42)Как…енот!
(43)И тут Гришка засмеялся. (44)Зашелся никем раньше в больнице не слыханным первым звонким хохотом. (45)Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся и жираф, тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика.
(46)Ничего не понимая, Нюша посмотрела на свое отражение в стекле окна. (47)Вытирая слезы, она размазала потекшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда-то к ушам и действительно походила на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверем.
(54)Все, что ему хотелось, — хохотать и хохотать дальше, так же легко, так же заразительно и громко, и ему было радостно, что с ним смеются и другие дети. (55)И ему теперь было совсем не страшно. (56)Потому что он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его сердце. (57)А это значило, что никто из них отныне никогда уже не исчезнет насовсем… (По Павловой О.)
Работаем с текстом. Автор – образ Гришки.
Какие тропы использует автор для создания зрительного образа Гришки?
• Как изобразительные возможности словообразования помогают понять физическое состояние мальчика?
С помощью каких лексических средств автор сумел передать его душевное состояние?
Какие качества мальчика проявляются в диалоге с Нюшей?
Каковы характерные особенности его речи?
Какова роль односоставных предложений в диалоге?
• Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы нарисовать картину трагического одиночества мальчика после предполагаемого ухода Нюши?
• Какие изобразительные возможности морфологии помогают увидеть в тексте настроение мальчика?
Каков смысл повтора синтаксических конструкций в речи Гришки?
• Какие приёмы звуковых изобразительных ресурсов русского языка использует автор и какова их роль в тексте?
Роль учительницы в жизни мальчика (рассказ Уроки французского)
... мальчика. Вариант 2 Внимание к личности учителя во все времена уделялось достаточное внимание. Как в жизни, кино, так и в литературе. Автобиографический рассказ Валентина Распутина в произведении «Уроки французского ... помогая ученику, Лидия Михайловна пострадала сама. Но она успела изменить жизнь мальчика и направить его на правильный путь, это очень важно. Определённо, роль учительницы в ...
Почему предпоследний абзац представлен только одним предложением?
Какие языковые средства помогают определить авторское отношение к Гришке?
Работаем с текстом. Автор – образ Нюши.
• Какое ёмкое лексическое средство в первом абзаце используется автором для создания характеристики Нюши?
• Почему, рассказывая о работе Нюши в больнице, автор использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени?
Почему монолог Нюши выделен автором в отдельный абзац?
Какова функция пунктуационных знаков в монологе Нюши?
Объясните роль лексических повторов в монологе девушки.
• Найдите в монологе Нюши сложноподчинённые предложения, определите разряд придаточных. Какова их грамматическая роль?
• С помощью слов какой части речи автор создаёт картину детально подчеркнутых действий Нюши?
• Какие средства языковой выразительности наиболее полно передают отношение автора к героине рассказа?
Дайте характеристику синтаксических особенностей речи Нюши. Объясните, какова их роль.
• Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений и их экспрессивных возможностях в передаче душевного состояние Нюши.
Какие тропы, использованные автором в характеристике Нюши, помогают достичь художественного эффекта?
Работаем с текстом. Автор – персонажи рассказа.
• Назовите мысли и чувства персонажей рассказа, которые прямо не названы, но предполагаются в содержании текста.
• Как речь медсестры участвует в создании её художественного образа, помогает передать характер?
• Какие события выражают глаголы повелительного и условного наклонений в монологе медсестры?
• Проанализируйте указанный фрагмент текста с точки зрения его синтаксических особенностей. Определите, какие фигуры речи помогают увидеть авторское отношение к персонажам и изображаемому.
• Найдите в указанном фрагменте однокоренные слова. Какую мысль автора они помогают понять?
Какую роль выполняют в тексте вводные слова?
• Найдите в тексте конструкции, осложняющие предложение. Охарактеризуйте их по значению, функции.
Обоснуйте выделение указанных абзацев в тексте.
Укажите абзац, в котором наиболее явно отражена авторская позиция.