Анализ творчества А. А. Фета

Сочинение

В своем творчестве А. А. Фет (1820-1892) исходил из признания высокого и непреходящего значения поэзии, резко противопоставляя ее реальной действительности, представляющейся ему “миром скуки и труда”. “Скорбь никак не могла вдохновить нас”,- писал он в конце жизни. Фет был убежден в том, что литература призвана отражать лишь высшие ценности, откликаться на вечные, общечеловеческие потребности, совершенно оставляя в стороне актуальные вопросы общественно-политической жизни.

Поэзия Фета резко отличается от демократической (“некрасовской”)

линии в русской литературе. Самая тональность его стихов иная, чем у “музы мести и печали”: светлая, жизнерадостная, оптимистическая. Для него характерно состояние восторга перед красотой, природой, любовью, искусством.

Но в той сравнительно узкой сфере творчества, которую выбрал для себя Фет, он достиг большого совершенства и мастерства.

Наиболее ценная часть наследия Фета – небольшие по размеру лирические произведения. Его стихи о природе принадлежат к числу замечательных образцов пейзажной лирики. Он воспроизводит природу не в статике, а в движении, в тех незаметных изменениях,

которые позволяют ощутить ее поэтический колорит.

Поэт умеет видеть красоту типично русской “неяркой” природы. Связь человека с природой у Фета дана не прямо, а Его пейзаж внутренне очеловечен. Природа и человек образуют единый, нерасторжимый мир (“Лес”, “Весенний дождь”, “с Уснуло озеро” и др.).

Для создания цельной картины природы в маленьком лирическом стихотворении Фет широко использует яркие детали, поданные “крупным планом”, конкретные примеры того или иного времени года или времени суток, дающие толчок читательской фантазии, вызывающие определенные ассоциации. Подобные же приемы разработки лирического пейзажа будут использованы в русской прозе (например, у Чехова и Бунина ).

В отличие от пейзажной лирики стихи Фета о любви лишены конкретности. Образы героя и героини почти не индивидуализированы. Стихи эти дривлекают внимание прежде всего глубиной передачи человеческого чувства, умением описывать тонкие, почти неуловимые душевные движения, которые даже не могут быть точно определены или названы.

4 стр., 1767 слов

Времена года в стихах русских поэтов

... Есенин. "Поет зима - аукает" Времена года русской природы занимают одно из особых мест в стихах русских поэтов. Так врят ли можно обойти ... В ряду поэтов, создавших русскую пейзажную лирику, особое место занимают А. С. Пушкин и С. А. Есенин. Русской поэзией создано много замечательных шедевров пейзажной лирики, ... С. Пушкин. "Вот север, тучи нагоняя...", А. А. Фет. "Мама! Глянь-ка из окошка", А. Н. ...

Поэта интересуют преимущественно мимолетные явления душевной жизни в их соотношении с природой (“Сияла ночь…”, “Только в мире и есть…”, “На заре ты ее не буди…”, “Я пришел к тебе с приветом…” и др.).

Поэтическая система Фета строится не на точном, логически выверенном значении слова, а на ассоциативных связях, музыкальности. Многозначность, зыбкость значения слова, отсутствие ясной границы между прямым и переносным значением, метафоричность связаны с традициями Жуковского. В свою очередь, Фет становится одним из предшественников символистов.

А. А. Блок считал, что стихи Фета были для него “путеводной звездой”. Не прошел бесследно творческий опыт Фета и для развития русской прозы. Сочетание конкретности и эмоциональной окрашенности в пейзажах Тургенева, например, может быть сопоставлено со стихами о природе Фета. Его любовная лирика повлияла на становление психологической прозы.

В еще большей степени это относится к стихам Тютчева.

Анализ творчества А. А. Фета 1Анализ творчества А. А. Фета 2Анализ творчества А. А. Фета 3Анализ творчества А. А. Фета 4Анализ творчества А. А. Фета 5

(No Ratings Yet)