Взаимоотношения природы с человеком нередко становятся предметом для размышления у литераторов. Холодным декабрьским вечером 1883 года создал короткое, но емкое по смыслу стихотворение ‒ «Учись у них ‒ у дуба, у березы».
Краткий анализ стихотворения
Работы поэтическо-пейзажной лирики ‒ особого жанра стиха, проникновенны и поучительны.
Фет советует читателям, погрязшим в суете и своих проблемах, обратиться к природе.
Повествование о замерзающих деревьях показывает людям, что беды и несчастья преследуют многих. Деревья тоже страдают, но стойко выдерживают все невзгоды.
Перекрестная рифма передает ощущение грядущих перемен к лучшему. Появляется вера, что холода уйдут, жизнь снова наполнится теплом и светом.
Анализ стихотворения «»Учись у них ‒ у дуба, у березы» показывает, что используется простая линейная композиция.
Название выбрано не случайно. Слабая береза и сильный дуб олицетворяют женское и мужское начало. Герои произведения терпеливо сносят мучения от наступившего холода. Мощный дуб и тонкая березка разные, но они схожи по духу. Надежда помогает им не сломиться перед любыми испытаниями.
Тема и композиция
В первой строфе автор описывает замерзающие от зимней стужи деревья. Их кора сжалась и потрескалась, а «слезы застыли» от мороза.
Во второй строфе происходит кульминация развития событий. Мороз усиливается, становясь невыносимым. Ветер пытается сломить деревья, но они продолжают стойко переносить все испытания. Смирение с судьбой демонстрируют их молчаливые страдания.
В третьей строфе у мучеников появляется вера в лучшее и надежда. Наступает время весны. Она обогреет и подарит живительное тепло. Снова будут деревья радостно шелестеть зелеными листочками, залечивая свои раны.
Жанр и средства выразительности
Пейзажная лирика Фета содержит философскую составляющую, призывает человека задуматься, поучиться у природы безропотно переносить ниспосланные испытания. Главное, чтобы в душе теплилась надежда, которая должна согреть и укрепить дух в любую стужу и мороз.
Используемый размер стиха ‒ пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
«Учись у них ‒ у дуба, у березы» содержит много метафор, олицетворений и эпитетов.
Мое любимое дерево (Береза, дуб, яблоня)
... Самым важным и полезным на этом дереве является кора. Если из нее сделать отвар, то можно вылечить огромное количество разных заболеваний. Дуб Мое любимое дерево – дуб. Это дерево всегда ассоциируется у меня ... почвы на каменистых, глиняных горных склонах. Яблоня Я думаю, что яблоня не только моё любимое дерево. Оно ведь замечательное! Яблоня ведь очень наше – народное дерево, хотя и не береза. ...
Лес страдает от холода так же, как и человек. У деревьев «застыли слезы», но они помнят заповедь ‒ «верь весне», которая «промчится, дыша теплом и жизнью».
Проводя анализ, можно определить, что Фет приводит в стихе «Учись у них ‒ у дуба, у березы» олицетворения: метель может злиться, она «рвет листы» у деревьев. У леса в лирическом произведении есть и сердце и душа. Зимой озябшие растения переносят как физические, так и нравственные страдания: «душа переболит», «холод хватает за сердце».
Приводит Фет эпитеты, называя зиму ‒ «жестокой порой», когда кругом царствует «лютый холод», но скоро лес получит «новые откровения» и оттает «скорбящая душа».
Четкий план анализа философских строк поможет школьникам в 6 классе составить свое представление о стихотворении ‒ «Учись у них ‒ у дуба, у березы».