«Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, . «Учись у их — у дуба, у берёзы…» — А.А. Фет

Сочинение

Вариант 2

А.А. Фета принадлежал к представителям «чистой лирики». Его не зря называют поэтом природы, он как никто другой умел изображать красоту русских пейзажей. Он из современников наиболее ярко сумел показать внутреннюю взаимосвязь мира человека и природы.

Первая строфа несет в себе идею стихотворения — это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которая приносит жизнь.

В стихотворении изображаются два дерева, которые изувечил мороз («треснула… кора», «последние листы»), но они молча переносят страдания. К такой же стойкости перед лицом тяжелых жизненных обстоятельств поэт призывает и читателя.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но деревья ждут прихода весны, которая придет и ее гений все наполнит жизнью и теплом. Так и человек, по мнению поэта, должен знать, что все неприятности рано или поздно закончатся и пройдут: «для ясных дней…, переболит скорбящая душа».

Для изображения зимы и холода А. Фет использует олицетворение «за сердце хватает», эпитеты «злей метель», «жестокая пора». Эти художественные приемы использованы для того, чтобы ярче изобразить суровость зимы и сопоставить ее с жизненными неприятностями, которые влияют на душевное состояние человека.

В концовке стихотворения звучит призыв поэта к читателю верить, потому что, как в природе суровую зиму сменяет теплая весна, так и в жизни человека неприятности не вечны, вслед за ними обязательно будут «ясные дни». И душа будет вновь открыта новому.

Таким образом, в стихотворении поэта весна — это не только время года, но гармонизирующее начало.

Особую поэтику стихотворения и ритмического рисунка создают перекрестные женские и мужские рифмы.

Анализ стиха » Учись у них- у дуба, у берёзы» А. Фета по плану: 1. История создания 2….

Анализ :Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует» , находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов» , применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.

В голосе Фета слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы» , «за сердце хватает холод лютый» ; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый» , «жестокая пора» , «скорбящая душа» , инверсия «напрасные на них застыли слезы»

10 стр., 4608 слов

По литературе : Фет – человек и Фет-поэт. Проблематика автобиографизма ...

... Фета-человека и Фета-поэта. Афанасий Афанасьевич известен нам как автор замечательных по красоте стихотворений. Природа под пером Фета ... Фет-человек посвятил тому, чтобы его признали-таки дворянином. Но Фет-художник за эти годы создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, ... в хронологических рамках его жизни происходит все развитие русской классической литературы ... за усыновление. Тем не менее братья ...

Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями) . Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся» , «жизнию» придают торжественность речи.

Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает» , «они молчат; молчи и ты» . Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне») . Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич) .

Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что Фет всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека

Анализ стихотворения Учись у дуба у березы Фета

Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы. Фетом были созданы циклы поэзий про различные времена года, а также «Вечера и ночи» и «Море», главной темой которой стало объединение человеческой личности и окружающего мира. К этой теме можно отнести и произведение «Учись у них у дуба, у березы».

Казалось бы обычная картина природы показана в работе, но автор преподносит её по своему. Таких поэтов можно сравнить с художниками, то те, рисуют красками, а эти описывают словами то, что видят.

10 стр., 4955 слов

Сочинения об авторе белов

... По В. Белову*) Источник: https://vopvet.ru/news/problema_otnoshenija_cheloveka_k_proshlomu/2016-11-05-6033 С1: сочинение по тексту В.И. Белова ... над собой, не учился. Автор напрямую связывает силу ... последующих про­изведениях: «Плотницкие рассказы» (1968), роман-хроника «Кану ... раскрывается перед читателем постепенно, герой Белова более многоплановый ... (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше ...

Идею произведения можно определить с первых строчек, когда Фет показывает нам одних из главных деревьев. Дуб и береза, являются примером олицетворения соответственно мужской силы, и нежности женщины. Автор описывает жестокую зимнюю пору и состояние деревьев, словами «Они стоят, молчат; молчи и ты!» Фет наделяет деревья некой человеческой силой и выдержкой, призывая читателя учиться справляться с любыми невзгодами и проблемами. Эти побудительными строки задают настроение стихотворению и динамику.

Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой погоды, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», разогревают интерес читателя к дальнейшему развитию сюжета, но в конце мы видим уже некоторое просветление и надежду на весну, это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит «белая полоса». Автор использует много олицетворений, которые описывают суровость зимы:

«все злей», «сердито рвет». Эпитеты также выполняют роль описания-«холод лютый», «жестокая пора», «напрасные слезы».

Стихотворение Афанасия Фета подчеркивает отношение автора к природе, стараясь тем самым прививать любовь и читателя.

«Учись у них — у дуба, у березы…» анализ стихотворения Фета, сочинение

Афанасий Фет написал стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…» в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями.

Шел последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил появление стихотворения так — «вырвал из души…»

Тема природы и человека всегда волновала Фета. Ее он раскрывает и в стихотворении «Учись у них — у дуба,

у березы…». Раскрывает он ее настолько полно и серьезно, что начинаешь верить автору, начинаешь извлекать уроки из его коротких, но мощных строк.

Писатель призывает человека мириться с тяготами, невзгодами, трудностями подобно дубам и березам суровой зимой. Деревьям бывает очень не просто пережить зимнее время года. Стоят они, одинокие, безлистные в заснеженном и равнодушном лесу.

Кора на них треснула, все ветви и сучья — в ледяной изморози. Тяжело им, безрадостно, холодно и тоскливо. Но гордо несут сильные деревья свой зимний крест. Это испытание послано им свыше, и они молча терпят его. Писатель обращает

внимание читателя и на выносливость могучего дуба, и на стойкость нежной березки.

И это не случайно. Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья. Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошенном сердце.

Воззвание к молчанию по Фету — это воззвание к смиренности и покорности. Мир огромен, величав, иногда надменен — ему невозможно всех утешить и обогреть. Утешение каждый должен находить в вере, в обновленных мыслях, в надежде, в любви к рядом живущим и в светлой памяти об ушедших.

Поэт верит, чтобы вместе с красавицей-весной к людям придет и красота в помыслах, душах, поступках. С теплом на улице появится и тепло в сердце, оттает оно от долгого холода.

21 стр., 10224 слов

Мое любимое дерево (Береза, Яблоня)

... стихотворении поэт восхищается берёзой. Мне кажется, что её роль в нашей культуре велика именно потому, что образ этого дерева ... старого образа жизни, на новый Сочинение Мое любимое дерево (Береза, дуб, яблоня) Берёза Берёза ... Родина. Мое место рождения и любимый сердцу уголок. Дагестан входит в состав ... любят берёзку: она присутствует на картинах и описана в стихах. Вот почему моё самое любимое дерево ...

Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе — свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание.

Из 1 строфы видно, что береза и дуб стоят в зимнем лесу. Зима, по словам автора, выдалась жестокая. Деревья зябнут.

Стужа меняет их внешний облик. Но они все равно стоят. Автор побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.

2 строфа помогает почувствовать движение зимней катастрофы. Природа рвет и мечет: метель лютует, злится мороз, ветер яростно срывает последние листочки с ветвей. Но деревья по-прежнему немы.

Их молчанием восхищается поэт, призывая людей поступать также.

Из 3 строфы льется на читателя надежда. После холодной зимы всегда приходит живая и теплая весна. Она вносит ясность в прежнюю тревогу, она дышит признаниями и искренностью, она лечит боль от потерь и скорби.

В строке ударение падает на 2, 4, 6, 8 и 10 слог: [у-чи́сь-у ни́х-у-ду́-ба-у́-бе-ре-зы]. Пятистопный Ямб. Рифма перекрестная, женская; мужская.

Изобразительные средства языка помогают понять «живую» связь между жизнью деревьев и жизнью человека:

Олицетворения, Метафоры : слезы застыли, метель сердито рвет, за сердце хватает холод, они молчат, гений промчится, верь весне. Эпитеты : жестокая пора, напрасные слезы, холод лютый, ясных дней, скорбящая душа.

Лирический герой — человек, который призывает к смирению и стойкости в любых условиях жизненных перипетий. В образе лирического героя можно увидеть людей, которые верят в лучшее будущее и просят разочарованных в жизни терпеть и ждать. Деревья же распускаются весной, несмотря ни на что…

Жанр стихотворения — лирическое стихотворение. Можно в нем заметить черты послания и элегии. Я бы его назвала стихотворением-советом.

Учись у дуба у березы — анализ стихотворения Фета

А.А.Фет нашел свое вдохновение в живой природе. Его талант уникален и неповторим. В своем стихотворении он поэтично описал красоту природы. Он словно художник расписывает все мелочи. Это у него получается живописно и красочно. Вместо кисти и красок у него слово. А. А. Фет любит то о чем пишет. Это его самая большая слабость и страсть.

Природу он воспринимает как источник позитивных эмоций, жизни, силы и философии. Особенно ярко эта любовь выражается в лирическом произведении «Учись у них – у дуба, у березы». В этом стихотворении А.А. Фет открывает для нас свою душу.

Стих очень особенный. Прочитав его один раз можно сказать, что в нем автор описал природу, растения. Но на самом деле все не совсем так. Если задуматься и внимательно изучить произведение можно заметить глубокую метафору, благодаря которой появляется новый смысл. В стихотворении А. А. Фета дуб олицетворяет собой силу и непоколебимую стойкость. Береза немного слабее дуба, но у нее имеется огромное стремление жить. Ее не могут напугать и сломить ветра и грозы.

Автор великолепного стихотворения хотел донести до своих читателей одну главную мысль, она состоит в том, что всегда необходимо бороться, не обращать внимания на преграды и никогда не сдаваться. Внимательно изучив произведение можно сказать, что оно наполнено оптимизмом. Оно учит нас не опускать руки и верить в хорошее и светлое будущее.

28 стр., 13653 слов

Природа в творчестве русских поэтов

... так есть. Так будет!» Выдержит ли испытание переменами не только сибирская природа, но и возросший на ее лоне простодушный северный человек? Вопрос этот оставлен в книге без ... же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?» - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, гуманистические ценности ...

А.А. Фет считает, что людям необходимо многому научиться у природы. Он видит мир гармоничным и идеальным. Он предлагает нам воссоединиться с окружающим миром, уважать и почитать его.

В произведении «Учись у них – у дуба, у березы» в роли невзгод и неурядиц выступает «зима». Но не следует сильно расстраиваться, если произошло, что-то плохое потому, что за «зимой» всегда наступает «весна». Она считается символом счастья и радости.

Фет считает, что нет ни кого мудрее, чем природа. Она может выступать в качестве наставника и умного советника. Если человек настроится на одну волну с природой, тогда она обязательно подскажет ему, как следует поступать в той или иной ситуации. Автор призывает всех черпать вдохновение из этого натурального источника.

А. А. Фет в своем стихотворении сумел поэтично и в красках описать природу и наполнить его глубочайшим смыслом. Автора можно заслуженно считать поэтом-символистом ведь он умело отразил человеческие чувства и поступки в матушке природе.

А. А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…». Анализ произведения

Время написания

Стихотворение написано в 1883 году.

Тема

Поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года.

Главная мысль (идея)

Природа являет для человека пример стойкости. Весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, как близкому другу. Невзгоды готовы сломить человека, но в тяжелую минуту мир дает веру.

Поэтика

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Жанр — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Все стихотворение — развернутая метафора.

Стихотворение имеет философско-психологический подтекст. Дуб — символ стойкости, крепости, силы. Береза — символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия. Человек, «учась у дуба, у березы», должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.

В первом слове стихотворения — «учись» — и призыв, и совет, и наставление.

Перед читателем возникают картины дисгармонии в природе, вызывающие ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способству­ют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия: «напрасные на них застыли слезы».

Так передается мысль поэта о единстве мира, где человеческие черты пере­даны природе, а душевная смута человека напоминает природные катаклизмы.

Используется прием нагнетания напряжения с помощью изменения син­таксического строя: в первой и третьей строфах — преимущественно простые предложения. Во второй строфе используется сложное бессоюзное предложение. Короткие предложения придают стихотворению динамику и в то же время тре­вожность. Этому же служат и лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты».

Третья строфа начинается с союза «но» («Но верь весне»).

Меняется интона­ция. Теперь образная система служит для утверждения веры в торжество добра, красоты, гармонии.

2 стр., 987 слов

Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

... надежду снова увидеть всю эту красоту. Иную проблему взаимоотношений между человеком и природой ставит Лермонтов в стихотворении “Три пальмы”. Это стихотворение можно рассматривать как притчу. Поэт рас­сказывает историю величественных ... огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез, С отрадой, многим незнакомой, Я вижу ...

В концовке сосредоточена вся сила стихотворения:

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Фет использует целый комплекс изобразительных приемов (синтаксических, лексических, фонетических), чтобы выразить сложность душевной жизни чело­века.