- Анализ стихов
- Есенин
- Письмо матери
Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся. Это был своеобразный итог его мастерства. В произведении звучит тоска по ушедшему прошлому, печаль от пережитых невзгод и желание скорее вернуться в родную деревню.
Произведение посвящено не столько одному конкретному человеку, сколько собирательному образу матери, а также Родине — матери. Первые строфы – это завязка, служащая небольшим предисловием для читателя. «Ты жива еще, моя старушка?» — риторический вопрос, очень яркое выразительное средство. Автор отвечает на него в следующей строке, так как прекрасно знает ответ. Здесь он переживает за здоровье любимой матери. В третьей и четвертой строфах происходит развитие сюжета и его кульминация, где можно увидеть все чувства, которые испытывает автор к маме, давшей ему жизнь, то, как он переживает за нее. Несмотря на невзгоды, поэт помнит о ней, с пятой строфы он вспоминает прошлое, описывает свои эмоции. И, в последней части, он подводит итог всего стихотворения простой просьбой о том, чтобы мама за него не беспокоилась.
«Письмо матери» — это стихотворение – послание, которое получилось необычайно нежным для такого стиля письма. Есенин использует просторечные выражения, чтобы передать атмосферу деревни и простоты, которую помнит из своего детства. В тоже время, стихотворение перерастает в напряженный монолог, а простые ценности превозносятся автором.
Нежная любовь к матери – вот в чем главная мысль произведения. Никогда нельзя забывать о маме, надо всегда находить время побыть вместе, поговорить, пока существует такая возможность. Поэт раскаивается в своем долгом отсутствии, в беззаботной жизни, пьянстве. Он пережил «утрату и усталость», жизнь пошла не так, как хотелось бы, и единственной его надеждой стало возвращение домой к маме: «Ты одна мне помощь и отрада».
Самое главное то, но что направлено стихотворение. Нужно вовремя осознать свои ошибки, раскаяться и вернуться в родной дом, где попросить прощения у самого близкого человека. Также нельзя оставить без внимания и любовь к Родине. Автор дает читателям патриотический настрой, говорит, что нужно любить, никогда не забывать и восхищаться красотой своей Родины — матери.
Таким образом, стихотворение «Письмо матери» имеет двоякую идею: главная героиня – это и человек и Родина в целом. Сергей Есенин очень сильно любил свой родной край, свою семью и, конечно, же маму, поэтому так хорошо смог передать свои чувства в простых словах.
Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» (восприятие, истолкование, оценка)
... тревоге за его судьбу. В стихотворении отражено желание успокоить родных, оправдаться, не дать матери поверить сплетням – «тягостной бреди». Поэт мечтает о возвращении, но не ... в любви к «милой, родной старушке». «Письмо матери»- это и размышление о жизни, своеобразный итог прожитого. Есенин все «такой же нежный», только в глазах ... узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Краткий анализ , История создания
- Произведение написано в 1924 году.
Тема стихотворения
- Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
Композиция
- Кольцевая композиция.
Жанр
- Элегия.
Стихотворный размер
- Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.
Метафоры
- «
струится свет
».
Эпитеты
- «
тягостная», «несказанный», «горький».
Инверсии
- «
низенький наш дом», «тоски мятежной».
Просторечные выражения
- «
шибко», «саданул
».
Образы и символы
- Лирический герой Есенина
– это преданный семье и родине сын, которого измотала жизнь на чужбине. Дом для него – нечто освещенное и возвышенное. Недаром над ним читатель видит «несказанный свет». Герой с большой любовью говорит о родных местах. Он мечтает вернуться в свой «низенький дом». Важно отражение так называемого alter-ego поэта в лирическом герое: судьба Есенина и его героя фактически совпадают и существуют в едином мире.
- Образ матери
, как и образ дома, влечет своей неизведанной притягательной силой. Это добрая волшебница, которая охраняет чистые и светлые стороны души рассказчика. «Ты одна мне помощь и отрада», — говорит поэт матери. Она для Есенина, любящего сына, способна помогать на расстоянии, простые мысли и воспоминания о матери пробуждают чувства и душу поэта, заставляют ностальгировать. Более того, даже читатель заражается ностальгией лирического героя – настолько живой язык и манера передачи мысли – и переносится вместе с ним в деревенский домик, смотрит на старушку «в старомодном ветхом шушуне» и жаждет приезда ее сына. Пожилая женщина ассоциируется с образом родины, крестьянской России, которую поэт берег и любил, как мог. Только в ней он чувствовал себя родным и нужным.
- Образ дороги
символичен: по ней, откуда-то издалека, должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением блудного сына домой, с надеждой, которая связывает мать и сына: она ждет и верит в то, что мальчик сожмет ее объятиях, а он надеется найти приют и спасение в этой долгожданной встрече.
- Дом
для лирического героя – это территория безмятежности, где можно отдохнуть от суеты. Здесь хорошо забыться и спать долго-долго, чтобы никто не будил. Сам поэт жил в столице, и, возможно, поэтому из столичного движения ему хотелось снова окунуться в сельское умиротворение и покой.
18 стр., 8622 слов(1)Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный ...
... мать». И, может быть, его услышат С. Плотов. Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения? Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду. «Был у матери единственный сын. ... 1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у ...
- Лирический герой опровергает образ «пропойцы»
как свой собственный. Он хочет оправдаться в глазах матери, которая всегда желала видеть в сыне достойного человека.
История создания
После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в круги своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине — селе Константиново.
Вдохновленные живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете, и не села в свой поезд.
Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».
Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своем творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.
«Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
«Письмо матери»
, не зная истории его написания.
После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.
К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.
«Пишут мне, что ты… загрустила обо мне»
- навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение — матери, высматривающей на дороге сына — подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и
образа богемного поэта
, становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать.
«Шибко»
«шушуне»
«саданул»
- диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.
«Не такой уж горький я пропойца»
— зная, какая идёт о нём слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё — лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой?! Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, — у матери.
Сравнительный анализ стихотворений Блока «Россия» и Белого «Родина»
... анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина «Пороша», анализ стихотворения Есенина «Русь советская», анализ стихотворения Есенина По произведению: «Край любимый» По писателю: Есенин Сергей Источник: https://goldlit.ru/esenin/1154-krai-lubimyi-analiz Анализ стихотворения Белого Родине: краткий обзор Анализ стихотворения Белого «Родине» занимает важное место в ...
кульминационная
, здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни —
«утрата и усталость»
слишком сильны. И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения.
«Молиться не учи меня. Не надо!»
- такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…
Композиция
стихотворения закольцована — пожелание из первой строфы (
«пусть струится несказанный свет»
становится утверждением в предпоследней (
«ты одна мне несказанный свет»
, и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу
«в старомодном ветхом шушуне»
, высматривая сына. Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры — материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.
пятистопный хорей
, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.
«Письмо матери» останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.
- «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
- «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
- «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
- «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
- «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
- «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
- «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
- «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
- «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
- «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
- «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
- «Пороша», анализ стихотворения Есенина
- «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
- «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина
По произведению: «Письмо матери»
По писателю: Есенин Сергей
Тема
Центральная тема произведения — разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и все поймет — матерью.
Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович
... А.А.Юрлова, хор мальчиков МГХУ. Ансамбль солистов БСО ВРиТ. Дирижер В.Федосеев Стихотворение «Памяти матери» Твардовский Александр Трифонович Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Еще в нашей юности ранней, ... вычеркнут из благородных списков. Дворянство это вспоминалось как смешной казус давно прошедшей жизни… В семье было семеро детей, и все девочки. Они с детства знали ...
Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.
В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину — цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорого, что есть у него в жизни.
Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.
Молитва матери
На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка.
Молитва старушки сына поминает, Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, поле перед боем, Где лежит убитым сын ее героем.
На груди широкой брызжет кровь, что пламя, А в руках застывших вражеское знамя.
И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки, А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.
*****
Композиция
Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.
Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.
В четвертой строфе назревает кульминация, когда лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.
В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. Последняя строфа служит завязкой, в которой автор подводит итог своей исповеди.
Письмо от матери
Чего же мне Еще теперь придумать, О чем теперь Еще мне написать? Передо мной На столике угрюмом Лежит письмо, Что мне прислала мать.
Она мне пишет: «Если можешь ты, То приезжай, голубчик, К нам на святки. Купи мне шаль, Отцу купи порты, У нас в дому Большие недостатки.
Мне страх не нравится, Что ты поэт, Что ты сдружился С славою плохою. Гораздо лучше б С малых лет Ходил ты в поле за сохою.
Стара я стала И совсем плоха, Но если б дома Был ты изначала, То у меня Была б теперь сноха И на ноге Внучонка я качала.
Но ты детей По свету растерял, Свою жену Легко отдал другому, И без семьи, без дружбы, Без причал Ты с головой Ушел в кабацкий омут.
Любимый сын мой, Что с тобой? Ты был так кроток, Был ты так смиренен. И говорили все наперебой: Какой счастливый Александр Есенин!
В тебе надежды наши Не сбылись, И на душе С того больней и горьше, Что у отца Была напрасной мысль, Чтоб за стихи Ты денег брал побольше.
Хоть сколько б ты Ни брал, Ты не пошлешь их в дом, И потому так горько Речи льются, Что знаю я На опыте твоем: Поэтам деньги не даются.
Мне страх не нравится, Что ты поэт, Что ты сдружился С славою плохою. Гораздо лучше б С малых лет Ходил ты в поле за сохою.
Письмо любимому литературному герою (методическая разработка русского языка)
... от поступков, похвалить, поддержать. Будьте откровенны с адресатом. Структура сочинения «Письмо литературному герою» Как правило, большинство сочинений имеют стандартную структуру. Обычно они состоят из вступления, основной ... человеку, учиться, готовиться к вступлению в жизнь, любить. И вот ты оказываешься в холодном равнодушном Петербурге, один, без матери и сестры, без материальных средств. Читаю ...
Теперь сплошная грусть, Живем мы, как во тьме. У нас нет лошади. Но если б был ты в доме, То было б все, И при твоем уме — Пост председателя В волисполкоме.
Тогда б жилось смелей, Никто б нас не тянул, И ты б не знал Ненужную усталость. Я б заставляла Прясть Твою жену, А ты как сын Покоил нашу старость». ………..
Я комкаю письмо, Я погружаюсь в жуть. Ужель нет выхода В моем пути заветном? Но все, что думаю, Я после расскажу. Я расскажу В письме ответном…
*****
Обращение к матери
И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:
Не расстреливал несчастных по темницам.
Показательны строки:
Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.
Средства выразительности
Тропы Есенина с первых строк позволяют определить его авторство, ведь они весьма индивидуальны.
- Эпитеты (несказанный, родная), как и всегда, придают образность и наглядность. Они оживляют общую картину стихотворения. Метафоричность «тоски мятежной» словно вселяет душу в стихотворение.
- Среди синтаксических средств можно выделить диалектизмы (шибко) и индивидуально авторские слова (бредь), которые помогают определить героя как одного из выходцев из сельской среды.
- Сравнения («будто кто-то мне в кабацкой драке») позволяют создавать дополнительные яркие картины.
Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.
Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.
«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта. За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо. Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.
Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:
Лирический герой Есенина (2)
... возлюбленная мати С пречистым ликом на руках. "Письмо к матери" — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская ... роща золотая...". Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении ...
Загрустила шибко обо мне.
Темы и проблемы
Настроение, которое дарит нам «Письмо к матери», дарит ощущение ностальгии и светлой грусти.
- Тема семьи и взаимоотношения отцов и детей
– основная тема в произведении. Она важна для понимания стихотворения. Безграничная материнская любовь заставляет старушку каждый день идти ожидать приезда дорогого человека. Здесь же невозможно обойти тему Родины – одно воспоминание о ней поддерживает человека всю жизнь. Все данные темы в совокупности открывают внутренний мир героя как нельзя точнее. Мать переживает за сына, а сын – за мать. Дом выступает как приют для души, успокоение, спасение от волнений и тревог. Здесь, в этом тихом уголке, ждет самая сильная и преданная любовь, которую ничем нельзя заменить.
- Проблема отцов и детей
: как бы герой ни просил мать не ходить на дорогу, она будет ходить, потому что в этом ее успокоение.
- Проблема взросления
тоже занимает важное место: герой обращается к матери с просьбой не учить его больше молиться. Хочется добавить: сын вырос, поздно учить его. Кроме того, лирический герой уже говорит о преждевременно приобретенном жизненном опыте («Слишком раннюю утрату и усталость» герой уже испытал на веку).
Он ощущает себя старше своих лет.
- Проблема памяти
– герой С. Есенина не забывает о родителях и доме. Он стремится вырваться из шумной городской жизни в тихую сельскую.