Образец сочинения по тексту Ананьева А.А

Сочинение

(1)Хотя лейтенанта Володина тошнило и голова его была как свинцом налита, хотя он чувствовал страшную слабость, у него подкашивались ноги и руки были словно чужие, он шёл сейчас к своему взводу, к селу, к позициям, где ещё гремел бой. (2)Шёл, чтобы выполнить солдатский долг.

(3)За пылью, поднятой артиллерийскими снарядами, были едва видны крайние соломкинские избы. (4)Разрывы метались по полю, вспыхивали справа и слева вдоль шоссе, и между разрывами, лавируя, пробивались два «виллиса». (5)Наконец «виллисы» вышли из-под обстрела и неожиданно оказались так близко, что он отчётливо увидел даже лица сидевших за ветровым стеклом.

(6)Он сразу узнал генерал-лейтенанта, члена Военного совета Воронежского фронта, который вчера вместе с командующим осматривал оборонительные сооружения в Соломках. (7)Володин спохватился, хотел было отойти на обочину, но было уже поздно, передний «виллис», скрипнув тормозами, остановился прямо напротив него.

– (8)Ранены? – спросил генерал, не дожидаясь, пока Володин, как положено по уставу, отрапортует, кто он, почему стоит на шоссе, что делал и что собирается делать.

– (9)Нет, товарищ генерал, – смущённо ответил Володин, заметив, как генерал пристально разглядывает его лицо и одежду, и подумал: «Сейчас влетит!»

(10)Но член Военного совета фронта неожиданно повернулся к сидевшему позади полковнику и сказал:

– Это же тот самый лейтенант…

– (11)От пулемётных гнёзд?

– (12)Ну…

(13)Генерал и сидевший позади него полковник знали многие подробности соломкинского боя, знали и о Володине, как он был послан к пулемётным гнёздам, как попал под танк и как солдат, рискуя жизнью, спас его, своего командира.

– (14)Туда?

32 стр., 15651 слов

Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков

... 1. Творчество военных ансамблей в воспитании подростков 1.1 История возникновения военных ансамблей песни и пляски Основой военных плясок является ... уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, а сознательно пропагандировать в подростковом возрасте. Сегодня ... искусство хореографических ансамблей убеждает, что это действительно так. На языке танца они правдиво отражают образ народа и ...

– (15)Да, в роту, товарищ генерал!

– (16)Отпустили? (17)Выписали?

– (18)Сам ушёл, – добавил Володин и подумал, что лежать под бомбами куда легче, чем стоять перед генералом.

(19)Хотя он и волновался, он всё же был доволен, что сказал правду. (20)Лейтенант не чувствовал за собой никакой вины ни в том, что с ним случилось на передовой, ни в том, что решился вернуться из санитарной роты в траншею.

(21)Генерал вовсе не собирался отправлять его назад, в санитарную роту, хотя видел, что тот как раз именно в этом нуждается. (22)Бледное, измождённое лицо, впалые щёки, гимнастёрка, выпачканная в саже и копоти, оторванная портупея, весь вид совсем юного, стоявшего по стойке «смирно» командира взвода – всё это вызывало у генерала иные мысли. (23)Он думал о том, сколько должно быть воли в человеке, если он вот так, испытав страх и ужас, не только не пал духом, но стал ещё крепче и сильнее.

(24)Генерал ещё раз взглянул в упрямое лицо Володина. (25)Он понял: сейчас не нужно ни одобрительных слов, ни похвал. (26)Генерал просто протянул руку и сказал:

– Желаю удачи, лейтенант! (27)Боевой удачи!

(28)«Виллисы» уже скрылись за поворотом, а Володин ещё в раздумье стоял на шоссе. (29)Было в этой случайной минутной встрече что-то очень важное для него, чего он не мог понять сразу.

(30)То важное, чего он не смог понять тогда, стоя на шоссе, неожиданно откроется ему в одной несложной фразе, которую Володин услышит от члена Военного совета фронта, когда встретит его семь дней спустя в освобождённой Рындинке, на ещё дымящейся от боя окраине: «Мы – русские солдаты!» (31)Может быть, потому, что слово «солдат» в таком сочетании поднималось над всеми воинскими званиями, даже над генеральским, даже над маршальским чином, а слово «русский» связывало с историей России, с лучшими её страницами: Бородинским сражением, Севастопольской эпопеей. (32)Но, может быть, потому, что Володин сам ощущал всё это и только не мог выразить свои чувства одной фразой, теперь, услышав эту фразу, он вдруг понял, насколько проста, насколько очевидна истина, и с гордостью мысленно повторил её: «Мы – русские солдаты!»

(По А.А. Ананьеву)

Анатолий Андреевич Ананьев (1925–2001) – русский советский прозаик.

Сочинение по данному тексту может выглядеть так:

Что движет русскими солдатами и офицерами на полях сражений? Что помогает воину, испытавшему страх и ужас в бою, не сломиться, не пасть духом, а стать крепче и сильнее?

Размышляя над этими вопросами, прозаик Анатолий Ананьев знакомит читателей с лейтенантом Володиным, возвращающимся из санитарной роты к своему взводу, «к позициям, где ещё гремел бой». Автор подробно описывает болезненное состояние молодого командира: «бледное, измождённое лицо, впалые щёки», «голова его была как свинцом налита», «он чувствовал страшную слабость», «у него подкашивались ноги», «руки были словно чужие». Но эта физическая слабость только подчёркивает внутреннюю силу героя: он не может оставаться в стороне, когда не закончен бой, он не может не выполнить свой солдатский долг.

57 стр., 28355 слов

Система образов в романе «Война и мир»

... одного: быть всегда хорошим». Первоначально роль Болконского в романе была очень скромной. Гордый индивидуалист должен ... Болконский совершает подвиг своим примером для солдат. Он получает смертельное ранение. Перед смертью ... и по внешнему виду и такой же, но во внутреннем мире началась его новая жизнь». И в ... и более благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь объясняет свой уход на войну: ...

Очень важен для понимания авторской позиции диалог генерала и лейтенанта. Разные по чину люди понимают друг друга с полуслова, потому что и тот, и другой – «русские солдаты», одинаково честно и самоотверженно выполняющие свой воинский долг. Несложная фраза генерала «Мы – русские солдаты!» помогает понять и молодому герою Ананьева, и читателям, что героизм и отвага не зависят от количества звёздочек на погонах, что на войне все делают одно дело: защищают свою Родину от врага.

Приведённые примеры, дополняя друг друга, свидетельствуют о том, что победа в Великой Отечественной войне стала возможна благодаря героизму участников боевых действий, благодаря их убеждённости в правоте своего дела.

Позиция Анатолия Ананьева однозначна: верность воинскому долгу, сила духа делают русский народ непобедимым, дают ему силы и мужество противостоять врагу.

С точкой зрения автора сложно не согласиться. Действительно, и на полях сражений, и в тылу, и даже в плену русские люди демонстрировали потрясающие примеры силы духа, железной воли. Вспомним героическое поведение Сотникова из одноимённого романа В.Быкова. Попав в плен, измождённый, раненый и больной партизан выдерживает мучительные пытки, но не выдаёт местонахождение партизанского отряда. Даже известие о казни он воспринимает с достоинством, сожалея только о том, что стал невольным виновником гибели мирных жителей.

Тема Великой Отечественной войны, затронутая в этом тексте, близка большинству людей в России. И спустя 70 лет после победы мы помним о героях той войны, о близких и родных людях, которые погибли, защищая Родину. Вместе с автором текста мы понимаем: наш народ победил в той войне, потому что каждый солдат и офицер, где бы он ни воевал, защищал своё Отечество, выполнял свой воинский долг. Невозможно не испытывать гордость за людей переживших войну, победивших в войне! Народ, который так непоколебимо верил в победу, так стремился приблизить её трудом в тылу и подвигами на фронтах, не мог не победить!