Жизнь А. Байтурсынова

Курсовая работа

Великая Казахская степь никогда не была скупа к своему народу и всегда дарила миру незаурядных личностей. Для нас особенно дороги воспоминания о жизни людей, указавших в начале 20 века нашему народу верный путь развития. Если бросить взгляд в историю, то понимаешь, что человечество не единожды приходило к тупику, когда жить по обычным меркам становилось невозможно, тогда менялись привычные стереотипы, и осуществлялся переход на более качественную ступень развития. Обычно в такие периоды, когда социальные противоречия достигают своего апогея, от общества требуются самые смелые и неординарные шаги для их преодоления. И, как правило, и сладость побед, и горечь поражений на этом пути испытывали, прежде всего, те, кто первым решился на этот шаг.

И именно их принципы, убеждения, те или иные поступки, способность к самопожертвованию определяли в конечном итоге прогресс национального развития.

Есть люди, которым судьбой предначертано стать проводниками своих народов к прогрессу и процветанию и она, как правило, наделяет своих избранников великим мужеством и пророческим предвидением.

И, я хочу рассказать о таком выдающемся поэте — просветителе, крупном ученом, одном из талантливых переводчиков, видном общественном и политическом деятеле, основоположнике казахской национальной школы языкознания и литературоведения, наконец, видном сыне казахского народа — Ахмете Байтурсынове.

Ахмет Байтурсынов — поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.

1. Жизнь А. Байтурсынова

1.1 Биография Ахмета Байтурсынова

Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образования и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества, самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов ещё в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождём казахской интеллигенции».

Ахмет Байтурсынов — поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулаов.

9 стр., 4099 слов

Верование и культура народов Сибири

... русским продвижением за Урал с конца XVIвека. Верование и культура народов Сибири Народы Сибири различаются не только языками, но и культурными традициями, сложившимися в разных природных и исторических ... лесостепи, тайге и тундре сибирские народы имели свою древнюю и сложную историю, сильно различались по языку, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития. Охота и рыболовство являлись ...

Ахмет Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тосынской волости Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец был независимым, храбрым, умным и гордым человеком с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, считался потомком народного батыра Умбетея. Часто вступал в конфликт с местными феодалами и царскими властями. Ещё когда Ахмет был тринадцатилетним подростком, жизнь преподнесла ему горький урок, разлучив, с отправленным на 15 лет на каторгу в Итжеккен, отцом. Это случилось из-за того, что Байтурсын Шошак-улы не повиновался уездному начальнику полковнику Яковлеву и, столкнув его с коня, избил.

Ахмет обучался грамоте у аульных мулл. Юный Ахмет с большими трудностями и лишениями закончил курс Тургайского училища. После окончания русско-казахского училища он поехал в Оренбург и поступил в школу казахских учителей. Четырехлетнее пребывание в Оренбурге и ежегодное возвращение на каникулы в Тургайский уезд и обратная езда в Оренбург проходят для него в крайне затруднительных обстоятельствах, сопряжённых с большой материальной нуждой, но благодаря своей настойчивой натуре, А. Байтурсынов переносит встречавшиеся ему на пути лишения и перебиваясь «с хлеба на воду», в 1895 году он кончает курс учительской школы. Этим заканчивается у А. Байтурсынова школьное образование. В дальнейшем он, изучая европейскую литературу, занимается самообразованием. В период с 1895-1909 гг. преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркалинского уездов. В 1896 году Ахмет едет в волость Батпак Актюбинского уезда и работает учителем школы Ахметкерея Катыбкова, через некоторое время переезжает в местечко Аулиеколь ныне Костанайской области — а должность учителя школы.

Жена учёного была русской. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершён по-мусульмански в Кустанае, и она изменив своё имя и фамилию, стала Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркалинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключён в тюрьму.

В 1896 оду в Омске Ахмет Байтурсынов познакомился с Алекторовым, возглавлявшим в то время школьное дело в северных областях. Эта дружба дала ему многое. Алекторов приобщил его к просвещенской деятельности Ильминского. Видя тяжёлое положение своего народа и царившую неграмотность, он окончательно выбирает свой путь борьбы и призывает обнищавшее казахское общество не к традиционности, а к новой жизни в русле общечеловеческой цивилизации. Байтурсынов не ограничился чисто преподавательскими обязанностями. Он ездил по аулам, агитировал людей в пользу просвещения и делился с ними тем, о чём мечтал. Он понимал куда ведёт безжалостная колонизаторская политика царского правительства и в своих выступлениях смело разоблачал её. В начале XX века, проживая в Каркаралах, А. Байтурсынов принимает участие в революционных движениях. Встретив первую русскую революцию в выше упомянутых Каркаралах, он активно включается в политическую деятельность, хотя как и многие представители российской и казахской интеллигенции, Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содержании происходящих событий и некоторое время находится под влиянием националистических настроений. Первой акцией стало его участие в составлении петиций, в которой декларировались требования прекратить изъятие земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства.

8 стр., 3526 слов

Казахстан. Введение Культура и обычаи казахского народа

... рассмотреть возможности ознакомления с традициями народа в начальной школе. Культура и обычаи казахского народа В наше время в Казахстане активно проходят процессы по возрождению национальной культуры. Казахская жизнь тесно связана с ... днем в становлении будущего мужчины. Обряд проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7. В день, на который назначают сундет, мальчика ...

Прозвучала же призыв к единению мусульманских народов в противовес насаждения православия. Петиция предусматривала и новую организацию системы просвещения, разрешение на издание бесцензурной газеты, отражающей думы и чаяния казахского народа, введение делопроизводства в государственном аппарате и судебных органах на казахском языке. Эти мысли бросали семя в казахский народ и были поддержаны многими представителями интеллигенции. С этого времени все его помыслы были направлены на пробуждение сознания народа. А упомянутая петиция была написана 26 июля 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно с первым казахским магистром права Жакыпом Акпаевым и крупным политиком, учёным-экономистом Алиханом Букейхановым. Поиск справедливости и критика действий не могли пройти бесследно. В 1909 году А. Байтурсынов, занимавшийся в то время учительством, снова был заключён на 8 месяцев без суда в Семипалатинскую тюрьму. С того времени он открыто переходит к борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе с народным гнётом.

1.2 Политическая деятельность

С именем Байтурсынова связано духовно возрождение казахского народа в его истории. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения то, что без его алфавита и учебников, без его книг «Кырык мысал», «Маса», и газеты «Казах» не могло того всплеска национального самосознания, которое испытал наш народ в начале ХХ века. Ахмет Байтурсынов с его книгами и общенациональной газетой «Казах» был университетом для всех, кто умел читать в казахской степи в этот исторический период, он являлся активным членом партии «Алаш», которая боролась за воссоздания казахского государства. После октябрьского переворота 1917 года вместе со своими соратниками преследовал исключительно цели защиты национальных интересов казахского народа. Царский режим лишил его права жить и работать на родной земле, в 1910 году Байтурсынов был сослан в Оренбург. Ненавистен был Байтурсынов и для большевиков. Потому, что не был согласен с их проектами «красногвардейского» преобразования казахской степи, глобальными экспериментами. В 1919 году вместе с большой группой представителей научной интеллигенции был вынужден перейти на сторону Советской власти.

В июне того же года А. Байтурсынов избирается членом ВРК Казахского края. В 1922-1925 гг. Байтурсынов был председателем научно-литературной комиссии при Нарком просе, избирался председателем Нарком проса Казахстана, членом ВЦИК, Каз ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, газете «Ак жол». В 1925-1929 гг. Байтурсынов преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом университете.

5 стр., 2159 слов

Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...

... Говоря о патриотизме русского народа, нельзя не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой ... но как только она в опасности, нужен свой, ... великое патриотическое чувство, которое владело всеми настоящими русскими людьми в 1812 году, Толстой показывает, рисуя события в Смоленске. Купец Ферапонтов сам сжигает собственное ...

Отвечая, следователем ОГПУ в 1929 году он писал, что предпочитает заниматься научной работой, чем политикой. Но по велению судьбы до конца своей жизни он вынужден был заниматься политической деятельностью. Иначе и не мог быть. Интеллигенция эпохи подъема национального самосознания не может быть вне политики. «Мой идеал — отмечал он на допросе, — Это повышение культурного состояния казахского народа, так как в этом залог его развития и какая власть это сможет обеспечить той и я буду доволен».

Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Кырык мысал» и «Маса». Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы.

Ахмет Байтурсынов написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие»(1912), «Пособие по языку»(1914), «Азбука»(1924), «Новая азбука»(1926-1928).

Ахмет Байтурсынов — один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию.

Ахмет Байтурсынов Он вошел в историю Казахской духовной культуры как выдающийся политик, блистательный переводчик классической русской и западной поэзии на казахский язык, писатель. Одним из первых в Казахстане нач. ХХ в. занялся серьезным углублением исследований идей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина и А. Кунанбаева о демократическом устройстве общественной жизни.

Ахмет Байтурсынов был выдающимся политическим, государственным деятелем. Являясь, членом партии Алаш, он вошел в состав правительства Алашорды. Он был сторонником независимого демократического государства. Мы знаем, что партия Алаш не приняла Советскую власть. В этом трудно винить руководство партии. В партию Алаш вошли, в основном, представители молодой только нарождающейся буржуазной интеллигенции. Поэтому, было бы абсурдным думать, что молодая буржуазия Турана, считавшая себя авангардом общества, намечавшая построение нового буржуазно-демакратического государства.

2. Педагогическая деятельность

2.1 Педагогическая мысль А. Байтурсынова

Редактор первой национальной газеты «Казах», основоположник казахского языкознания, нарком просвещения в 20-е годы, автор первых учебников по казахскому языку для национальных школ, создатель казахской терминологии по лингвистике и литературоведению, А. Байтурсынов был арестован по ложному обвинению и 8 декабря 1937 года расстрелян.

3 стр., 1301 слов

Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII начале XX веков

... казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры. Один из выдающихся деятелей литературы начала XX века - Ахмет Байтурсынов. ... "Маса". Ахмета Байтурсынова можно назвать основателем казахского языкознания. ... подняла казахскую литературу на новую ступень. ... бытовало около 20 различных видов музыкальных ...

С именем А. Байтурсынова связано развитие инновационных педагогических идей в Казахстане в 20-е годы. Роль педагогической прессы, проблемы начальной школы, системы высшего образования, совершенствование содержания, форм и методов обучения, духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения — это не полный перечень проблем, рассматриваемых А. Байтурсыновым. Как и известный русский педагог, просветитель К.Д. Ушинский, сторонник идеи народности в образовании, А. Байтурсынов призывает к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества.

В статье «Обучение по-казахски» он считает, что «улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей, ибо власть, управление, народ исправляется только образованием». Как предостережение для потомков звучат его слова: «Каким бы богатством ни обладал народ, не стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство перейдёт в руки более цивилизованных народов».

Дифференцируя перечень предметов, необходимых для изучения в начальной школе — чтение, письмо, родной язык, отечественная история, математика, география, рисование и другие, он считал обязательным обучение на родном языке. Его «Букварь для киргизов», изданный в 1912 году, явился основным учебным пособием для начальной школы.

Ахмет Байтурсынов — один из представителей психологической мысли в Казахстане. В его научных статьях рассматриваются такие вопросы, как деятельность, разум, познание, способности и другие психологические категории.

Читая выступления талантливого сына казахского народа на открытии первого вуза страны- Казахского педагогического института им.Абая в 1928 году, мы раскрываем ещё одну грань этой великой личности. По его мнению, «открытие казахского института — показатель стимула назревшей у народа потребности к достижению высшей культуры». Следует отметить его глубокое проникновение в сущность и специфику педагогической профессии. По его мнению, самое важное для школы — профессиональная педагогика, методические приемы, учитель, умеющий обучать детей.

Будучи истинным сыном своего народа, Ахмет Байтурсынов призывал приобщаться к культурным ценностям европейских народов, брать пример с них — вкладывать деньги в образование, науку, издавать книги. «Народ, впитавший в себя основы науки и практических знаний, будет умным, богатым и сильным» — эти слова великого ученого, просветителя приобретают особую актуальность в настоящее время.

А. Байтурсынов всю свою жизнь оставался верен своему девизу, который гласит:

Суть человеческой природы,

Я человечности служу.

Меняю милость на невзгоды,

Так как свободой дорожу.

Терпение мне не занимать,

Мой дух свободен и спокоен.

И пусть родная знает мать,

Что сын отца его достоин.

2.2 Научно-творческая деятельность Байтурсынова

А. Байтурсынов в программной статье, опубликованной в первом номере газеты «Казах» писал: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…». Эти высказывания и ныне не утратили свою значимость.

6 стр., 2555 слов

Казахская национальная музыка

... всего населения от младенцев до глубоких старцев. Для казахского народа владение музыкальным искусством - это все равно, что умение оседлать ... играть на кобызе, просидел посреди реки Сырдарьи триста лет. Пока звучал протяжный сарын, смерть не могла подступиться ... народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: "Бог вложил в душу каждого казаха ...

Именно он заложил лингвистические основы изучения родного языка, выступил автором первого учебника по казахскому литературоведению, кроме этого, он занимался общественной работой. Возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета.

Однако его плодотворная научно-творческая деятельность в конце двадцатых годов была насильственно прервана. В июне 1929 года он был на 10 лет арестован и выслан в Архангельскую область, а жена и дочь отправлены в Томск. В результате активного вмешательства А.М. Горького и Е. Пешковой через международную организацию Красного Креста в 1934 году ему удается соединиться семьей и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

2.3 Педагогические идеи Байтурсынова

Первый Комиссар народного просвещения в КазССР (1920-1921) Ахмет Байтурсынов считал, что «учитель — душа школы. Какой учитель, такова и школа, т.е. качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приемами обучения. Следовательно, во-первых, всякая школа нуждается в квалифицированных учителях, имеющих солидную педагогическую и методическую подготовку. Во-вторых, она нуждается во всевозможных средствах обучения, в учебниках и учебных пособиях. Не имея учебников и учебных пособий, нельзя вести речь об обучении; качество преподавания зависит от качества учебников. Чтобы обеспечить успешную работу в деле обучения, учителя должны иметь в своем распоряжении весь комплекс средств обучения. В-третьих, школе нужна соответствующая программа, в которой бы упорядочились и систематизировались все материалы, подлежащие усвоению».

Вся его педагогическая деятельность была направлена на совершенствование учебного процесса в школе и подготовку квалифицированного педагога, умеющего грамотно организовать педагогический процесс в общеобразовательном учреждении. По-мнению, А. Байтурсынова, успех работы школы зависит от педагогического мастерства учителя, поэтому при профессиональной подготовке учителя в учебных заведениях необходимо особое внимание уделить усвоению учителем педагогической техники, умению на научной основе вести процесс обучения школьников.

А. Байтурсыновым проблема профессиональной подготовки вновь поднимается в работе «Об обучении по-казахски». Он определяет основные требования к учителю, в первую очередь, учитель должен хорошо владеть частной методикой, знать психологические особенности детей, теоретические основы процесса обучения. Его идея подводит к мысли, что при подготовке учителя надо усилить внимание психолого-педагогической и методической подготовке. Подтверждением этого являются его слова: «…надо помнить, что любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать знающий человек. Это касается не только физического труда, но и умственного. Люди, занимающиеся обучением детей, должны хорошо знать вопросы методики. Те, кто хочет хорошо знать вопросы обучения, сначала сами должны усвоить все, чему будут обучать детей. Во-вторых, они должны хорошо знать природу и чувствовать настроение ребенка. Для этого необходимо все знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения. Внутреннее состояние ребенка надо уметь различать по его действиям. У образованных народов обучением детей занимаются люди, специально обученные педагогической науке. Это и правильно, потому что если судья обучается своим судейским делам, а доктор — медицине, то педагог тем более должен быть обучен педагогике…»

2 стр., 639 слов

Сочинение 550 лет казахскому ханству

... Казахское ханство достигло в первой четверти шестнадцатого века при Касым-хане (тысяча пятьсот одиннадцатый –тысяча пятьсот восемнадцатый годы), когда его границы расширились до реки Яик (Урал) на ... слова Махмуда ибн Вали полностью подтверждаются сведениями Тарих-и-Рашиди и данными исторических сочинений периода Мухаммада Шейбани «Нусрат-намэ», «Фатх-намэ», «Шейбани-намэ» и другими. Подробности ...

А. Байтурсынов отмечает, что вторым факторов успешности учебного процесса является наличие учебников и учебных программ. В послеоктябрьский период Наркомпрос КазССР уделил особое внимание решению этого вопроса. Для этой цели в 1920 году была организована Ученая комиссия при отделе Народного образования Кирревкома, которая определила круг задач по составлению и изданию учебников и научных трудов.

Исключительно важное значение принадлежит А. Байтурсынову в развитии казахского языкознания. Начиная с VIII века в казахской Степи в связи с распространением ислама постепенно прививалась арабская письменность. Казахское письмо существовало на основе арабской графики, несмотря на то, что в арабском алфавите недоставало много букв, необходимых для точного изображения всех звуков казахского языка. Глубоко изучив природу казахского языка, А. Байтурсынов создал новый казахский алфавит, взяв за основу арабский. Он был против введения латинского и, тем более, русского алфавита, не отвечающим в то время нуждам развития казахского языка, не отражающим его грамматический и фонетический строй. В 1924 году им был выпущен труд «Языкознание». О зигзагах казахской графики он говорил в своем выступлении в 1927 году. Он дал своему народу азбуку, заложил основы фонетики, морфологии, синтаксиса казахского языка, написал первые учебники. По праву Институт языкознания АН РК носит имя Ахмета Байтурсынова.

Большая заслуга есть у Ахмета Байтурсынова в исследованиях по истории казахской литературы и по теории литературы. Например, он был основоположником абаеведения, первые статьи о роли и значении творчества Абая Кунанбаева принадлежат перу Байтурсынова. Он писал о абаевцах-сказителях, носителях устного народного творчества. В 1920 году книга «Баянши» («Певцы-сказители») вышла в Казани. Важнейшую роль в становлении казахского литературоведения сыграла его «Теория словесности». Байтурсынов был горячим сторонником отражения в литературе национальных способов видения и осмысления действительности.

2.3 Поэтическая деятельность А. Байтурсынова

Поэтическая деятельность его начинается с переводов басен Крылова. Принимаясь переводить басни Крылова, он, прежде всего, имеет в виду огромную возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода такие басни, которые были понятны и соответствовали казахскому духу. Ахметом Байтурсыновым было переведено 40 басен Крылова, и под названием «Кырык мысал» (Сорок басен) сборник выдержал несколько изданий. Этот сборник увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за свой народ. Как поэт-протестант, Ахмет Байтурснов превращает поэзию в оружие борьбы с монархической политикой России, угнетавшей казахов. В своих стихотворениях поэт не воспевает любовь, женщин, природу, у него нет ни высокопарных стихов, ни крылатых фраз. Он простым и понятным народу языком воспевает свободу, говорит об угнетённой казахской нации, призывая её к просвещению, к труду и к освобождению от вековой спячки, пробуждая в каждом казахе чувства гражданства. Стихотворения А. Байтурсынова по внешней своей простоте, по внутреннему содержанию, лёгкости и равномерности занимают одно из первых мест в казахской литературе. У поэта кроме «Кырык мысал» имеется ещё небольшой сборник оригинальных и переводимых стихотворений под названием «Маса» и несколько не напечатанных стихов лирического характера. Через всю литературную деятельность А. Байтурсынова красной нитью проходит беспощадная критика, строгий анализ царской политики и протест против неё. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Буйтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало его пути по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.

5 стр., 2065 слов

«О казахах и казахском языке»

... 1936 году), чтобы не путать казахов с казаками, казахов стали называть казахами, в то время страна называлась Казакстан. В казахском языке казахский язык называется ана тілі – родной язык, то ... Астрахань, Сибирь, Казахстан). А теперь касательно казахского языка, казахов. Изначально, самоназвание казахов было не казахи, а qazaqtar, что на русском языке произносилось бы как казактар. Есть разные ...

Как публицист, не имея почти никаких материальных средств, в 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах». В программной статье, помещённой в первом номере «Казах», пояснив пользу и значение периодической литературы, и намекая на колониальную политику царского правительства пишет: «…Народ казахский с давних пор занимавший определённую территорию, жил обособленной жизнью; теперь мы видим наплыв переселенцев в казахские степи. Какова будет судьба наша в будущем. Судя по историческому ходу вещей, не трудно предугадать, что если пришлый элемент окажется в культурном отношении сильнее коренного населения, то со временем последнее должно быть поглощено первым. И наоборот: если оба окажутся в равной мере культурными. Тогда только они могут развиваться самостоятельно, существуя на одинаковых правах, и сохранить национальный облик свой. Теперь перелом в экономической жизни казахов неизбежен…», «…Если этого мы не хотим, то необходимо разрешить этот вопрос в корне и отныне приступить к усовершенствованию казахского языка и литературы». От этой идеи А. Байтурсынов никогда не отступал ни на шаг. По этому поводу были на него нападки со стороны татарской печати, А. Байтурсынов всегда давал должный отпор. Благодаря Байтурсынову, пусть и несознательно, но на самом деле поддававшаяся обрусению и отатариванию часть казахской интеллигенции живо опомнилась и стала осознавать и исправлять свои ошибки. Даже бывали такие курьёзные случаи: учащаяся молодёжь в некоторых русских учебных заведениях в целях сохранения чистоты казахского языка, обусловилась разговаривать между собой обязательно по-казахски.

В случае нарушения кем-либо этого правила, виновный за каждое случайно вырвавшееся неказахское слово платил 3-5 копеек штрафа в пользу ученических кружков. Вскоре газета «Казах», как единственный орган, отвечающий культурным и общественным запросам казахской жизни, завоевала общую симпатию и стала популярной в широких массах. Тогда как выходящие в то время газета «Казахстан» и журнал «Айкап», не находя среди читающей казахской публики даже несколько сот человек, вскоре прекратили своё существование. «Казах» к концу первого году издания имел же 3000 подписчиков. Насколько газета «Казах» была дорога для молодёжи, можно судить из того, что ежегодно в день выхода первого номера в свет изо всех университетских и других городов от учащихся получались в редакции приветственные телеграммы и письма. Вскоре к её изданию примыкает Алихан Букейханов и становится одним из ведущих авторов. Ахмету Байтурсынову удалось сплотить вокруг газеты «Казах» таких видных деятелей и поэтов как: Мыржакып Дулатов, Шакарим Кудайбердиев, Жусупбек Аймауыов и мн. др. Благодаря энергии и усилиям таких видных деятелей газета стала общественным изданием, сыграв значительную роль в пробуждении сознания казахского народа. Восьмитысячный тираж газеты (не малый по тем временам) позволял донести до народа волнующие проблемы. Но «Казах» нажил и немало врагов. За всё время своего существования «Казах» вёл систематическую борьбу с развивающимися в степи злоупотреблениями, разоблачая грязные поступки обирателей; взяточников и аферистов разных мастей. Они-то, зорко следя за каждым шагом и за каждой строкой «Казах», занялись доносами; они переводили резко написанные, осуждающие действия и политику правительства статьи с комментариями от себя и представляли начальству. Поэтому А. Байтурсынова таскали к губернатору или жандармскому начальнику на допросы. В 1914 г. за помещенную в № 80 газеты «Казах» передовицу, где Байтурсынов критиковал только что выработанный М.В.Д. проект положения об управлении Киргизским краем, Оренбургский губернатор Сухомлинов оштрафовал А. Байтурсынова, как редактора, на 1500 руб. и в случае его несостоятельности постановил заменить штраф арестом на 8 месяцев.

3 стр., 1428 слов

Из истории изучения казахского фольклора и литературы на территории ...

... слова, и вообще казахский фольклор и литература на территории Каракалпакстана в течение долгого времени не были известны широкому кругу читателей Казахстана. Только начиная с 50-х годов прошлого века ... эпосы «Алпамыс», «Кырк кыз», «Коблан», «Маспатша», «Шарьяр» и др. исполняются и казахами в Каракалпакстане. Во второй главе работы подвергается научному анализу творчество каракалпакских поэтов ...

Утрата 1500 рублей была равносильна закрытию газеты, поэтому, не смотря на слабость своего здоровья, заявил полиции, что он согласен сидеть, но платить штрафа не может. 20 октября Байтурсынова посадили в тюрьму. Об этом событии узнал его друзья из разных городов и вскоре в адрес редакции посыпались переводы по телеграфу и не отсидев и 4-5 дней был освобождён. «Казах» и после этого подвергался штрафам на разные суммы, доходящих иногда до 3000 рублей (в 1916 г.), и всегда отзывчивые читатели аккуратно вносили штрафы, не доводя дело до ареста или закрытия газеты. «Казах» просуществовал до октября 1918 года. Созданная почти из ничего и существовавшая в тяжёлых условиях царско-полицейского режима, благодаря умелому руководству и самоотверженному труду А. Байтурсынова газета перед закрытием имела свою собственную типографию, большой запас бумаги и тираж более 8000. В начале XX века форсированными темпами шли колонизация азиатского Востока, и интенсивное переселение крестьян из европейской части страны. В результате в 1916 году казахи лишились 40 млн. гектаров лучших земель и были вытеснены в бесплодную степь и горы. Особенно откровенным и хищническим стало ограбление Степного края в годы первой мировой войны, когда из степи в огромном количестве по принудительным ценам вывозили скот. Была проедена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Одновременно подготовлялось изъятие новых земель для славянских колонистов. А если к этому прибавит социальный гнёт, безнаказанность и поборы чиновников, то становится понятно, что такие личности, как Ахмет Байтурсынов не могли оставаться в стороне от происходящего. Газета просуществовала 5 лет — до 1917 года. За это время она стала главным национально-общественно-политическим и научно литературным изданием, и не случайно в годы сталинских чисток была учинена жестокая расправа над сотрудниками газеты «Казах».

Таким образом, возглавляемая Ахметом Байтурсыновым газета «Казах» в истории молодой казахской прессы заняла первое и почётное место. После февральской революции Ахмет Байтурсынов втянулся в водоворот общественно-политической жизни. На всех съездах краевых и областных он являлся одним из активнейших руководителей. После свержения царизма он занимал разные выборные должности и затем был избран в члены Всероссийского Учредительного Собрания от Тургайской области по списку националистической партии «Алаш». До 1919 года, находясь в рядах автономистов-националистов, в марте того же года Амет Байтурсынов, убедившись в пагубности для казахского народа националистической политики правых партий, перешёл на сторону Советской власти.

При советской власти Ахмет Байтурсынов занимал разные ответственные должности и в то же время он не прекращал учительско-педагогическую деятельность. Наряду с рабой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических просветительских традиций казахской литературы в условиях XX века. На рубеже XIX-XX веков одной и главных проблем казахской литературы был национальный вопрос — состояние казахского общества и пути его развития. А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов, изданием образцов фольклора. Разработкой проблем истории и теории казахской литературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.

В ходе гражданской войны советское руководство стремясь привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, издаёт постановление ВЦИК от 4 апреля 1919 г., в котором говорилось, что «киргизы (казахи).

Принимавшие участие в гражданской войне против советской власти. А так же члены и сотрудники бывшего национального киргизского правительства «Алаш-Орды» за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию не подлежат». После этого постановления многие лидеры правительства «Алаш-Орды» перешли на сторону советской власти. В августе 1919 года в статье «Революция и киргизы» Ахмет Байтурсынов писал: «…Провозглашение «Декларации прав народов России» можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца успокоить товарищей, что предпочитая советскую власть колчаковской, мы не ошиблись». Однако волна жестоких репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала прежде всего казахская творческая интеллигенция, перешедшая на сторону советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. С уничтожением таких личностей как Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и др. серьёзный урон понесли наука и литература Казахстана. Надо отметить должное: советская власть не жалела сил для развития просвещения. Особое внимание уделялось женщинам-казашкам. В1930-31 учебном году был введён всеобуч в оседлых районах, а с 1931 года — в районах с кочевым населением. Огромное внимание на ускорение культурного процесса оказали многие деятели национальной интеллигенции. В те годы огромной популярностью пользовались написанные Ахметом Байтурсыновым учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 20-годы несколько изданий. 20-30-е годы были так же периодом становления науки в Казахстане. В работе естественно-географической, этнографической и историко-археологтческой секций общества принимали участие видные учёные, такие как С. Асфендияров, А. Затаевич, Ж. Аймауытов и, непосредственно, и сам А. Байтурсынов. В те же годы в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции, которой инкриминировалась нелегальная деятельность по воссозданию алаш-ординского движения. В 1920 г. Был арестован Ахмет Байурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан — в Томскую область. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью международного Красного Креста его освободили. В этом же году ему удаётся соединиться с семьёй и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В 1937 году А. Байтурсынова вторично арестовали и 8 декабря он был расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствие состава преступления. Его бесценные творения возвращены народу. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. Память об Ахмете Байтурсынове увековечены в г. Костанае. Его имя носит Костанайский Государственный Университет. В Городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя. Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только учёным, составителем многих учебников, переводчиком, этнографом, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом А. Байтурсынов поднял казахскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и казахской литературы. Ахмет — был великим Устазом — Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры.

Заключение

Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, развитии культуры, образовании и науки, сохранении в веках самобытного народного творчества самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги Байтурсынова перед казахским народам, назвал его «вождем казахской интеллигенции».

В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е.П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.

Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.

А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской литературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.

В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсунова мы имеем киргизскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию киргизского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом Ахмет Байтурсунов поднял киргизскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/vklad-a-baytursyinova-v-literaturnuyu-kritiku/

1. Атабек А. Ахмет Байтурсынов: «Читайте сердец наших знаки» / А. Атабек // Ленинская смена. — 1989. — 7 окт.

2. Бейсенбаева С. Ахмет Байтурсынов // Новое поколение.-1996.-№ 163.

3. Исмагулов Ж. Доброе имя Ахмета / Ж. Исмагулов // Позиция.-1990.- № 23.

4. Кекильбаев А.Учитель, перед именем твоим: Выступление на торжественном заседании, посвященном 125-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова / А. Кекильбаев // Казахстанская правда.-1998.- 15 окт. (№ 193).

— С.2 — 3.

5. «Казахи», девяти томный популярный справочник, том II, «Исторические личности».

6. Асанбай Аскаров «Сыны Великого Турана».

7. «Казахстанская политологическая энциклопедия» (Алматы-98).