Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

Курсовая работа

Человечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новые технологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко- и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира, научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностей техногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственной деятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи с этим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров, клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищных предприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни, возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимой безопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасность людей, связанная с возникновением пожаров.

В России в последнее десятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерно четверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 — 18 тыс. человек и почти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения. Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами. Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек.

Актуальность проблемы повышения уровня обеспечения пожарной безопасности людей в зданиях культурно-зрелищных учреждений очевидна из вышеизложенного.

Безусловно, вместе с развитием научно-технического прогресса и культурного уровня жизни, развиваются новые современные способы борьбы с пожарами и их предотвращением. Но, необходимость обеспечения безопасности людей, находящихся на объекте, где возможно возникновение пожара, не отпадает. Примером тому служит ГОСТ 12.1.004-91 (Пожарная безопасность. Общие требования), где прописано о том, что «…допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 6 воздействия опасных факторов пожаров, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека». Это означает, что в течение года от воздействия опасных факторов пожара в нашей стране могут погибнуть не более чем 1 человек на миллион россиян. Данный норматив уже действует более 25 лет. Однако современное социально-экономическое состояние российского общества не в состоянии достичь этого требования. Очевидна необходимость корректировки этой величины, т.е. для достижения безопасности людей на пожарах следует использовать иные подходы. В общем виде они сформулированы в СНиП 21-01-97 [3], допускающих применение расчетных методов для оценки уровней пожарной опасности зданий и безопасности людей в них.

65 стр., 32495 слов

Готовые дипломные работы, курсовые, контрольные и ы по безопасности ...

... сил и средств для тушения возможного пожара в ЦРБ 37 3.4. Оценка эффективности и достаточности мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта 43 Глава 4. Мероприятия по организации совершенствования пожарной безопасности 46 4.1. ...

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» определяет приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями. В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (ОФП).

Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты.

ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» требует, чтобы каждый объект имел такое объемно-планировочное и техническое исполнение, при котором эвакуация людей с объекта была завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

Вопрос обоснованности величины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является одним из ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности при проектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выбор объемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности, равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным или экономическим потерям.

Для обеспечения пожарной безопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные и объёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики ОФП и вероятности воздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматривать возможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньше необходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основе нормирования процесса эвакуации.

Расчетное время эвакуации определяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации. Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектировании эвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчета критической продолжительности пожара по условию достижения каждым ОФП своего предельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно, необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Для разработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и, соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике ОФП.

1. История и анализ

К сожалению, количество пожаров в России из года в год существенно не уменьшается, а масштабы их разрушительных последствий постоянно растут.

Статистика свидетельствует о том, что ежегодно в пепел и дым превращаются огромные ценности, что каждые 5 минут в стране вспыхивает пожар, каждый час в огне гибнет человек и 20 получают ожоги и травмы.

Вообще, пожар как причина одновременной гибели большого числа людей, по количеству уносимых жизней уступает лишь таким опасным природным явлениям, как землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения и тайфуны. Среди техногенных же причин пожар прочно занимает второе место после взрыва.

2 стр., 880 слов

«Почему необходимо соблюдать правила пожарной безопасности»

... безопасности при проведении сварочных и огневых работ. Соблюдайте правила пожарной безопасности: пренебрежение ими приводят к трагедиям! Пожалуйста, не допускайте их! Запомнить нужно твёрдо нам Пожар ... с ведром, кто с лопатой. Это горела баня. Люди боролись с огнем, но он был сильнее. Огонь ... случалось, надо проводить уборку территорий , вывозить мусор на свалку и не жечь высохшую траву ,не разводить ...

В целом, пожарная обстановка в России продолжает оставаться довольно сложной и напряженной.

Однако, какой бы крамольной не казалась мысль, пожары были, есть и будут всегда.

Пожарный-безработный — дело неслыханное, даже при повальной безработице.

Пожары возникают везде — на предприятиях промышленности и сельского хозяйства, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях и целом ряде других объектов.

По данным Главного управления государственной противопожарной службы МЧС РФ за год в России происходит около 300.000 пожаров, в которых гибнут в среднем от 14 до 20 тысяч человек, выгорает 2,5 млн. кв. метров жилья (а это жилой фонд небольшого города), лесные пожары охватывают ежегодно около 1 млн. гектаров площадей. В огне пожаров в течение нескольких минут все, что накоплено годами упорного труда превращается в пепел и дым, материальный ущерб от пожаров составляет многие миллиарды рублей.

Особенно опасны пожары в местах массового пребывания, большого скопления людей: метро, театрах, клубах, больницах, гостиницах, общежитиях, учебных заведениях, на стадионах, вокзалах и т.п.

Анализ статистических данных о пожарах в зрелищных учреждениях показал, что примерно 70% всех пожаров возникает в сценической части, что способствует быстрому распространению пожара.

Самый крупный по числу жертв пожар в одном здании произошел в мае 1845 года в театре города Кантона (Китай).

В огне погибли 1670 человек. В результате крупнейшего пожара в отеле корейского города Сеула 25 декабря 1971 года погибло 162 человека.

Что касается гостиниц (общежитий), то история отечественной пожарной охраны последних лет также хранит весьма впечатляющие примеры грандиозных пожаров на этих объектах.

Самый страшный и по числу жертв и по масштабам последствий случился в феврале 1977 года в московской гостинице «Россия», которую за строгую, отвечающую эпохе планировку, и шикарное убранство номеров на Западе окрестили «Русским Хилтоном». Скорбная статистика такова: в Северном корпусе гостиничного комплекса из тысячи номеров повышенной комфортности, выгорели более ста вместе с дорогостоящим, закупленным за рубежом оборудованием (бытовой техникой).

Но главный и печальный итог пожара — погибли люди — 42 человека, в том числе 5 — из обслуживающего персонала. Ожоги различной степени тяжести, переломы и тяжелые формы интоксикации, потребовавшие экстренной медицинской помощи (госпитализации), были обнаружены у 52 человек, в числе которых 13 оказались пожарными.

Многих жертв и пострадавших можно было бы избежать, если бы в гостиничном комплексе была отлажена система оповещения и его администрация была подготовлена к действиям в чрезвычайных ситуациях.

К сожалению, обслуживающий персонал (не говоря уже о постояльцах) не имел никакого представления о правилах поведения и действий в случаи пожара. Только дисциплинированные японцы оказались «на высоте»: набросив на лица обильно смоченные водой полотенца, они легли на пол, дожидаясь, когда их вызволят из огня и спасут пожарные. А вот нашим, россиянам, за незнание азов пожарной безопасности приходилось расплачиваться по самому большому счету.

8 стр., 3721 слов

Пример сочинения «Каким должно быть отношение человека к природе»

... масштабы проблемы. Сочинение на тему «Люди и природа» можно написать в виде рассуждения, сказочного рассказа, оформить в виде стихотворения. Эстетическое и научное значение Природа выступает в качестве источника ... от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. Природа – играет важную роль в воспитании и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, ...

Пожару в гостинице «Россия» была присвоена самая высокая, пятая категория сложности, весьма внушительными выглядели силы и средства, принимавшие участие в борьбе с огненной стихией: 1500 специалистов пожарного дела и 162 единицы специальной техники. Спустя ровно 14 лет трагедия повторилась в Санкт-Петербурге в гостинице «Ленинград», погибли 18 человек, в том числе 9 пожарных.

13 марта 1995 года третий крупный пожар в гостинице «Сибирь» г. Иркутска унес жизни 12 человек, число спасенных пожарными людей составило 45 человек, при «самоэвакуации» получили травмы различной степени тяжести более 20 человек.

Помимо больших человеческих жертв перечисленные пожары в гостиницах повлекли за собой огромный материальный ущерб и справедливо отнесены к числу подлинных катастроф, национальных бедствий.

Ушедший 20 век запомнился россиянам и чудовищным пожаром в административном здании Управления внутренних дел г. Самары, случившимся в феврале 1999 года.

Во время пожара пострадало более 200 человек, погибли 67 человек, 20 человек пропали без вести, десятки сотрудников и граждан с травмами и тяжелыми ожогами были госпитализированы. Потери воистину катастрофические. В связи с трагическими событиями в г. Самаре день 17 февраля 1999 года был объявлен в Российской Федерации днем национального траура.

Не принес облегчения, не стал переломным в деле улучшения пожарной обстановке в стране и не заметно пришедший для многих 21 век. Вновь «отличилась» столица, жить и учиться в которой, как оказалось, далеко небезопасно.

В конце ноября 2003 года произошел самый крупный в Москве за последние 10 лет пожар в общежитии Российского университете дружбы народов (РУДН).

Подробности катастрофы: практически дотла сгорел так называемый карантинный блок, куда обычно поселяют вновь приезжающих на учебу в Россию иностранных студентов. В огне пожара погибли 30 человек, еще шесть скончались позднее в больнице, всего пострадал 171 человек.

По данным МЧС РФ в тушении пожара, охватившем площадь до 1000 квадратных метров, участвовало около 50 пожарных расчетов, 27 дежуривших машин «скорой помощи» доставляли пострадавших в различные медицинские учреждения столицы.

Любопытен и такой факт — как следует из интервью побывавшего на месте трагедии министра образования РФ корреспонденту «РГ» общежития в РУДН считаются самыми безопасными в городе, поскольку здесь есть собственная служба безопасности (примерно 200 сотрудников).

И еще. Только два ВУЗа страны — МГУ и РУДН — имеют свои отделения милиции. В РУДН штат милиционеров — 70 человек.

Вообще, по удельному числу погибших во время пожаров Россия прочно занимает первое место в мире, а по абсолютному количеству жертв делит с Индией первое — второе места. И это при том, что обеспечение пожарной безопасности провозглашено одной из важнейших функций государства, а профессиональная пожарная охрана России — самая большая в мире.

2. Особенности тушения пожаров

Тушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях, особенно в период их работы, связано с проведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. При пожарах на этих объектах возможны:

8 стр., 3517 слов

Почему надо знать русский язык. Зачем человеку нужен язык? Материалы ...

... нам выгоднее говорить на правильном, литературном русском языке, иногда опускаться до жаргонов, всё для того, чтобы быть понятыми. Чем обширнее наш словарный запас, тем с большим количеством людей мы ... Для чего же нужно изучать русский язык». Ведь русский язык – это жизнь, богатство и сила. Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на ...

  • наличие большого количества людей в зрительном зале и сценическом комплексе, паника;
  • быстрое распространение огня по сцене, переход его в зрительный зал и на чердак, а также распространение пожара по вентиляционным системам, пустотам, а также конструкциям амфитеатров, трибун, ярусов и их обрушение;
  • обрушение подвесных перекрытий над зрительным залом;
  • быстрое заполнение продуктами горения сценической коробки и через проемы всех помещений.

При тушении пожара в культурно-зрелищных учреждениях РТП обязан:

  • принять меры к предотвращению паники;
  • в минимально короткое время организовать и провести эвакуацию зрителей из зрительного зала, в первую очередь с галерей, балконов и бельэтажа;
  • при проведении разведки установить наличие зрителей и персонала в здании, состояние противопожарного занавеса и дымовых люков.

При пожаре на сцене:

  • стволы подавать на сцену со стороны зрительного зала с одновременной защитой колосников и карманов сцены, а также проемов в смежных со сценой помещения;
  • противопожарный занавес опустить и охлаждать его со стороны зрительного зала;
  • ввести в действие стационарные средства тушения защиты (дренчерные и другие установки пожаротушения, лафетные стволы);
  • опустить загоревшиеся декорации на планшет сцены;
  • при недостатке сил и средств, явной угрозе перехода огня и дыма в зрительный зал, а также с целью предотвращения задымления при наличии в нем зрителей открыть дымовые люки;
  • проверить наличие горения на чердаке зрительного зала.

При пожаре в трюме, как правило, применять пену, обеспечить защиту планшета сцены и оркестрового помещения, затем ввести стволы на защиту других помещений.

При горении колосников первые стволы на тушение следует подавать со стороны лестничных клеток. По наружным лестницам и автолестницам подавать стволы на покрытие и вводить резервные стволы в чердачное помещение зрительного зала.

При пожаре в зрительном зале:

  • стволы подавать в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, затем подавать стволы на защиту других помещений;
  • опустить противопожарный занавес и непрерывно охлаждать его;
  • принять меры к защите подвесных потолков, обращая особое внимание на снижение температуры на чердаке и на недопустимость перегрузки потолков;
  • проверить вентиляционную систему, при необходимости вскрыть воздуховоды и подать в них стволы;
  • обращать особое внимание на защиту работающих от возможного падения, лепных и других украшений, различных конструкций здания, лебедок и т.д.

При пожаре в цирках организовать эвакуацию животных с привлечением персонала.

3. Организация и тушение пожаров в театрах и культурно-зрелищных учреждениях

К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений.

Это — театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещаться библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках — помещения для размещения различных животных.

1 стр., 495 слов

Проблема добра и зла в повести Распутина «Пожар» ( )

... Распутина «Пожар»: колокол уже давно звонит о неблагополучии в нашей жизни, но мы, люди, никак не хотим его услышать. А ведь это «пожар» не вокруг нас — он внутри. ... Петровича Егорова. У него нет больше сил наблюдать беспорядки, творящиеся вокруг. Его ранит варварское отношение к ... колокола, который звонит уже давно. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - ...

Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников.

Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более.

Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противопожарного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов.

Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.

Планшет сцены представляет собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать 300-600 м2.

Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусьев в виде обрешетки и две-три рабочие площадки (галереи).

Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. И выполняют в виде ленточных балконов, из металлических и железобетонных несущих элементов с деревянным настилом.

Выходят на галереи и колосники лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки. Если лестничные клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников и галерей устраивают на наружные стационарные пожарные лестницы.

Покрытие сцены безчердачное, выполненное иногда из горючих элементов.

Для удаления дыма и изменения направления движения продуктов сгорания время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения пожарного поста театра.

К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории.

Они соединяются со сценой проемами высотой до 6-8 м.

В некоторых театрах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной декорации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов.

Сцена и прилегающие к ней помещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций планшета сцены, трюма колосников, горючей декорации и бутафории.

Пожарная нагрузка с сильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200-350 кг/м2.

Зрительный зал от фойе, гардеробов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эвакуационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, выполняют подвесными, трудногорючими или горючими по сложным фермам.

В чердачных помещениях располагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.

Полы в зрительных залах устраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пустоты.

Большую опасность представляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30-50 кг/м2.

1 стр., 426 слов

» Что мы знаем об огне»

... Всё это добрый и полезный огонь. Но случается, что из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего всё на своём пути. Злой огонь- огонь пожара. Злой огонь- огонь войны, От безжалостного ... вручили на школьной линейке медаль «За отвагу на пожаре». «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края». Сочинение по теме: « Что мы знаем моб огне». ...

В зрительных залах вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются противопожарными занавесами.

В театрально-зрелищных учреждениях устраивают стационарные системы пожаротушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем пожаротушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проем и проемы в карманах защищают спринклерными и дренчерными установками.

В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанавливаться лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждое из них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах.

Быстрому развитию пожаров на сцене способствует объем сцены, который достигает до 20 тыс. м3 и более, наличие большого количества горючих материалов и образование мощных конвективных потоков.

Если пожар возник на сцене, когда портальный проем перекрыт противопожарным занавесом и дымовые люки закрыты или отсутствуют, то огонь в течение 5-10 мин охватывает весь объем сцены.

В этих условиях огонь быстро распространяется по подвешенным декорациям на колосники и покрытие сцены, может распространиться в чердак зрительного зала, уйти в трюм, а через открытые проемы — в смежные помещения и затем в зрительный зал. Линейная скорость распространения огня на планшете сцены достигает 3, а вверх по декорациям 6 м/мин. В объеме сцены создается значительное давление продуктов сгорания: 40-60 кг/м2 и более. При пожарах на сцене скорость выгорания деревянных конструкций и декорации составляет в среднем до 80 кг/м2ч, а температура в зоне горения достигает 1100-1200°С. В этих условиях металлические конструкции быстро нагреваются и поэтому через 25-30 мин после начала пожара возможно обрушение покрытия сцены. При закрытом портальном проеме и открытых дымовых люках или обрушении покрытия над сценой происходит подсос воздуха в объем сцены, который изменяет направление газообмена и способствует интенсивному горению.

В этих условиях снижается опасность распространения огня и дыма в зрительный зал. Если пожар возник на сцене, когда портальный проем открыт и закрыты дымовые люки, то создается явная угроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что в этих условиях зрительный зал заполняется дымом в течение 1-2 мин.

При горении декораций и бутафории, изготовленных из синтетических веществ и материалов, продукты сгорания содержат большое количество отравляющих веществ. Если в зрительном зале находятся люди, то уже через 3 мин с начала интенсивного горения может создаваться угроза из жизни. Конвективные потоки продуктов сгорания и огонь быстро перемещается в зрительный зал и создают угрозу чердачному перекрытию и чердаку.

Если пожар возник на сцене при открытых дымовых люках, то продукты сгорания только частично могут поступать в зрительный зал, а основная их часть уходит через дымовые люки. В этом случае нижняя часть зрительного зала и сцена находятся под разрежением, несколько снижаете опасность распространения огня в зрительный зал и смежные помещения сценой, а потоки воздуха могут плотно закрывать двери, ведущие на сцену.

22 стр., 10813 слов

Акустический расчет зала

... ширина ; длинна м2 - площадь помещения. 2. Расчет площади, отводимой под сцену и зрителей Площадь зрительного зала на одно место в среднем принимается примерно 0,7 м2. Ширина кресел (между ... реверберации воспользуемся рисунком 3. Рисунок 4. Из рисунка 4 видно, что для театрального зала, предназначенного для проведения спектаклей, вместимостью около 2000 человек, объемом V = 2000*10 = 20000 ...

При возникновении пожаров в трюмах огонь интенсивно распространяется по конструкциям из горючих материалов, может проникать на планшет сцены через дверные проемы в оркестровую яму и на пульт управления освещением, а затем в зрительный зал.

Развитие пожаров в трюмах несколько аналогично развитию пожаров в подвалах с наличием электрического оборудования.

Если пожар возникает в зрительном зале, то огонь быстро распространяется по мебели и конструкциям из горючих материалов, создается угроза распространения огня на подвесное покрытие и в чердак. Линейная скорость распространения огня в зрительном зале достигает 0,8-1,5 м/мин. Быстрому распространению огня способствуют системы вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха.

По мере развития пожара при открытом портальном проеме огонь из зрительного зала более интенсивно распространяется на сцену, а также может распространяться через открытые двери в другие смежные помещения.

При закрытом портальном проеме огонь интенсивнее распространяется на перекрытия.

В условиях пожара возможна деформация металлических конструкций и обрушение подвесного перекрытия.

Огонь может распространяться в пустотах под полом.

Это приводит к интенсивному задымлению зрительного зала и к быстрому распространению огня по вентиляционным каналам.

Развитию пожаров в зрительной части здания цирка способствует большой объем самого помещения, большое количество конструкций из горючих материалов, мебели, амфитеатров, трибун и ярусов, а также пустот в конструкциях и развитой системе вентиляции.

При возникновении пожаров возможно сильное задымление, быстрое распространение огня и обрушение конструкций. Пожары в цирках могут возникать в подсобных посещениях, где содержатся животные.

Быстрое задымление и повышение температуры в этих помещениях нередко приводит к гибели ценных цирковых животных.

Пожары в кинотеатрах чаще всего происходят в киноаппаратных. Огонь может быстро распространяться по кинопленке, конструкциям из горючих материалов и системе вентиляции киноаппаратной. В этих условиях могут выделяться токсичные продукты сгорания и проникать в зрительный зал.

Тушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы.

Статистика показывает, что пожары в театрах происходили во время представлений, когда в театре находились зрители, причем ряд пожаров сопровождался массовой гибелью людей. При пожарах в зрелищных учреждениях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация.

При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарную охрану, закрывают декоративный занавес и опускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара. Представители администрации прерывают представление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, включают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслуживающий персонал согласно плану эвакуации зрителей.

6 стр., 2549 слов

Анализ эпизода «Пожар в Смоленске» по роману «Война и мир»

... отступать некуда. Позади Москва!" Именно с этого эпизода – с оставления Смоленска - война 1812 года изображается автором как война народная, а значит ... Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в ... женщины заголосили, глядя на пожары; автор отмечает, что плач слышался отовсюду. Учитель. Всю сцену мы наблюдаем глазами ...

При этом необходимо в кратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей в безопасные места.

Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет степень угрозы их жизни выясняет, как осуществляется эвакуация.

В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки. При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проводить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, чтобы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей. Разведку пожара в районе колосников, в трюмах и на чердаке зрительного зала осуществляют группами с помощью звеньев или отделений ГДЗС.

Эвакуация зрителей.

Руководитель тушения пожара обязан в кратчайший срок организовать и провести эвакуацию людей, а также принять меры к предотвращению паники.

Если по прибытии на пожар эвакуация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному их удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал.

Основные силы и средства подразделений в этих случаях используют для спасания людей из задымленных помещений и тушения пожара.

Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия пожарных подразделений эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой ликвидации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допустить возникновения паники.Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создалась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и проведения спасательных работ.

В первую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстрое проникновение продуктов сгорания и резкое повышение температуры.

Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для организации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных подразделений расставляют по путям эвакуации для организации спокойного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направляют для пресечения паники.

Для этой цели используют элекгромегафоны и другие средства звуковой связи, а также подают стволы на тушение видимых зрителям очагов горения. Одновременно с этим РТП вместе с группами пожарных осматривает задымленные помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание.

При пожарах в зрелищных учреждениях боевое развертывание во всех случаях не должно нарушать нормальной работы по эвакуации и спасанию людей. По прибытии на пожар пожарные автомобили устанавливают на ближайшие водоисточники со стороны сцены и прокладывают рукавные линии к служебным входам. Боевое развертывание проводят через служебные входы, не занятые эвакуацией людей.

Одновременно с подачей стволов от пожарных машин часть личного состава выделяют для работы со стволами от внутренних пожарных кранов.

При боевом развертывании используют сухотрубы, наружные пожарные лестницы, автолестницы.

Основные и запасные пути эвакуации могут быть использованы для введения сил и средств на тушение при отсутствии людей в зрительном зале или после окончания их эвакуации.

Тушение пожаров в сценической части.

При пожаре в трюме огнетушащие средства вводят через ближайшие входы, непосредственно в трюм для тушения, а также на защиту планшета сцены, чтобы не допустить распространения огня по декорациям на колосники, а затем на защиту других смежных помещений. При наличии входов в трюм с боков сцены стволы подают по двум направлениям одновременно.

При этом действия сил и средств направляют на обеспечение сохранности механизмов поворотного круга и подъема декораций.

Чтобы не допустить распространения огня на сцену, одновременно вводят стволы на защиту планшета сцены. При этом подвесные декорации поднимают вверх, с планшета сцены, особенно над местом горения, удаляют декорации и бутафорию, вскрывают участки сцены для ввода стволов в очаг горения.

Тушение пожаров в трюме затрудняется сильным его задымлением, отсутствием освещения, наличием электрических устройств под напряжением.

При развившихся пожарах в трюмах для их тушения принимают воздушно-механическую пену средней кратности. Расчет количества генераторов и их подачи для тушения аналогичны тушению пожаров в подвалах. Для тушения пожаров в трюмах можно также использовать воду и растворы смачивателей.

Боевые участки при пожарах в трюмах можно организовывать непосредственно в трюме, на планшете сцены и со стороны зрительного зала. При пожаре на планшете сцены и отсутствии противопожарного занавеса в первую очередь на тушение вводят стволы РС-70 и лафетные со стороны зрительного зала. Одновременно вводят стволы на защиту колосников и карманов сцены, а затем на защиту проемов в смежные помещения и трюм.

Количество стволов для тушения определяют исходя из интенсивности подачи воды, равной 0,2-0,3 л/(м2-с).

Основной задачей при тушении пожара на планшете сцены является ликвидация горения на планшете и защита зрительного зала и колосников.

На защиту колосников вводят стволы РС-70 от пожарных машин по боковым лестничным клеткам или наружным пожарным лестницам, или от внутренних пожарных кранов.

Для введения стволов на колосники чаще всего выделяют звенья или отделения газодымозащитников, которые обеспечивают их работу от галерей и с рабочих площадок. Боковые карманы чаще всего защищают водяными завесами дренчерных установок или водяными струями от внутренних пожарных кранов.

Загоревшиеся подвесные декорации для тушения спускают на планшет сцены, а негорящие подымают вверх к колосникам.

Для выполнения этой работы привлекают обслуживающий персонал театра или работников местной пожарной охраны.

В этих случаях могут организовываться боевые участки по защите зрительного зала, по тушению пожара на планшете сцены и защите колосников и трюма.

Если пожар возник на планшете сцены при отсутствии противопожарного занавеса и в зрительном зале находятся люди или сил и средств пожарных подразделений недостаточно для защиты зрительного зала от огня, то открывают дымовые люки. При этом резко снижается опасность быстрого задымления и распространения огня в зрительный зал. Дымовые люки открывают после локализации пожара для удаления дыма со сцены и из прилегающих помещений, а также для окончательного проветривания здания.

При пожаре на сцене, когда портальный проем защищен противопожарным занавесом, основные силы и средства вводят со стороны боковых лестничных клеток и карманов на планшет сцены, а также на защиту колосников.

Резервные стволы вводят на защиту трюма и для дополнительного охлаждения огнезащитного занавеса со стороны зрительного зала. Для этой цели используют внутренние пожарные краны.

При этом интенсивность подачи воды для охлаждения занавеса должна быть не менее 1 л/(м2-с).

Для тушения пожара на планшете сцены подают стволы А и лафетные.

Во всех случаях при развившихся пожарах на сцене проводят разведку и при необходимости вводят стволы на защиту зрительного зала.

При тушении пожаров в колосниках стволы вводят по лестничным клеткам и наружным пожарным лестницам, имеющим выходы на рабочие площадки и галереи, а также по автолестницам и коленчатым автоподъемникам.

Резервные стволы вводят на защиту покрытия из горючих материалов и чердачного помещения зрительного зала, а также на планшет сцены для тушения падающих горящих декораций и занавесей.

При наличии на галереях и рабочих площадках стационарно установленных пожарных стволов и внутренних пожарных кранов их используют в первую очередь.

При этом расстановка стволов должна быть такой, чтобы обеспечить тушение струями воды по всей горящей площади колосников.

Для подачи стволов на планшете сцены используют внутренние пожарные краны.

С планшета сцены эвакуируют все декорации и бутафорию, а подвешенные декорации и занавесы спускают на планшет сцены и удаляют в безопасное место. При невозможности эвакуировать мебель и бутафорию их защищают от огня и проливаемой воды брезентовыми покрывалами и другими подручными материалами.

В зависимости от обстановки боевые участки можно организовать на колосниках, на планшете сцене, а также на покрытии и чердаке зрительного зала.

Тушение пожара в зрительном зале.

При пожаре в зрительном зале в первую очередь стволы вводят в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, а затем для защиты других помещений.

При наличии противопожарного занавеса его опускают и интенсивно охлаждают. При отсутствии противопожарного занавеса первые стволы РС-70 и лафетные стволы вводят так, чтобы не допустить распространения огня на сцену.

Количество стволов для тушения пожаров в зрительных залах и подсобных помещениях определяют из интенсивности подачи воды, равной 0,15 л/(м2-с).

Для защиты подвесных перекрытий из горючих материалов подают резервные стволы с ярусов и балконов, а также на чердак зрительного зала. При этом особое внимание уделяют снижению температуры в чердаке, чтобы не допустить обрушения перекрытия. Проверяют вентиляционные системы, системы воздушного отопления, принимают меры к прекращению их работы, а при необходимости покрывают воздуховоды и сборники для предотвращения открытого распространения огня.

При пожаре под полом зрительного зала в местах наиболее интенсивного распространения огня снимают и удаляют кресла, вскрывают пол и вводят стволы на тушение. Для тушения пожара под полом, а также для предотвращения быстрого распространения огня в пустотах и вентиляционных каналах используют воздушно-механическую пену средней кратности.

При пожарах на чердаке над зрительным залом в первую очередь вводят стволы-распылители в места наиболее интенсивного распространения огня, а затем на покрытие, чтобы вскрыть его. Водяные струи подают на защиту ферм и соединительных узлов перекрытия, чтобы не допустить их деформации и обрушения.

При пожаре в зрительном зале боевые участки можно создавать со стороны сцены и смежных помещений со зрительным залом, а также на чердаке.

Тушение пожаров в зрелищных учреждениях связано с работой пожарных подразделений на высотах и в сильно, задымленных помещениях.

В этих случаях РТП обязан принимать меры по защите личного состава от отравления продуктами сгорания.

При работе на планшете сцены и в трюмах следует предупреждать несчастные случаи от падения подвесных декораций и противовесов, которые при падении пробивают планшет сцены и уходят в трюм.

В зрительных залах возможны обрыв и падение люстр и лепных украшений. При угрозе обрушения колосников и покрытия сцены или подвесного перекрытия зрительного зала личный состав выводят в безопасные места.

Места обрушения конструкций, люки в планшете сцены, места работ на чердаке освещают прожекторами, а при необходимости выставляют пост из пожарных для предупреждения об опасности.

По решению РТП может быть назначено лицо для наблюдения за поведением конструкций на пожаре и принятия необходимых мер безопасности.

При тушении пожаров следует отключать электрические сети, не сосредоточивать людей на подвесных перекрытиях и в местах возможных их обрушений.

Тушение пожаров в цирках и кинотеатрах.

При тушении пожаров в цирках РТП обязан организовать эвакуацию людей и животных.

При достаточном количестве сил и средств эвакуацию людей и животных осуществляют одновременно.

При недостатке сил и средств вначале эвакуируют зрителей, а затем животных. При пожарах в цирках особенно быстро может возникнуть опасность для людей. В зрелищной части пожар тушат стволами РС-70 и лафетными.

В первую очередь стволы вводят на защиту путей эвакуации. Прокладывают рукавные линии и вводят стволы через служебные входы, чтобы не мешать нормальной эвакуации зрителей.

При тушении пожаров в зрелищной части проводят вскрытие деревянных конструкций, вентиляционных каналов, чтобы не допустить распространения огня на покрытия.

Для тушения и защиты покрытия снизу вводят стволы РС-70 и лафетные.

Для подачи стволов используют ярусы и балконы.

При возникновении пожара в подсобных помещениях цирков стволы подают на защиту зрительного зала и на его покрытие.

Одновременно с введением стволов эвакуируют животных в клетках и других приспособлениях с помощью обслуживающего персонала в безопасные места, во двор цирка.

Тушение пожаров в кинотеатрах осуществляется стволами РС-70 и РС-50, которые вводят через служебные входы со стороны вестибюля.

Зрителей эвакуируют по двум направлениям:

из зрительного зала через эвакуационные выходы непосредственно наружу, а из вестибюля и других помещений зрителей, ожидающих сеанс, через основные входы из кинотеатра.

При этом одновременно с эвакуацией зрителей проверяют киноаппаратные и другие места, где люди могут потерять сознание при вдыхании продуктов сгорания кинопленки.

Состав разведки должен иметь с собой противогазы. В клубах и домах культуры эвакуируют людей и тушат пожары так же, как и в театрах, не имеющих противопожарного занавеса.

Особенностью организации и проведения спасательных работ является то, что люди могут находиться не только в зрительном зале, но и в помещениях, предназначенных для работы различных кружков.

Заключение

Безусловно, на практике все выглядит иначе, чем в теории. По-моему, люди гибнут не только из-за незнания как тушить или неумения, но из-за того, что все развивается настолько стремительно, что человек попросту теряется.

Поэтому в заключении, я хотел бы привести самые элементарные действия населения при пожарах, которые легко запомнить и осуществить в самых экстремальных ситуациях.

При пожарах в жилище сначала необходимо позвонить по телефону «01», немедленно вывести из помещения детей и престарелых и только затем тушить огонь своими силами. Надо помнить, что важно не количество использованной воды, а правильное ее применение.

При пожаре, если отсутствует огнетушитель, подручными средствами могут быть: плотная ткань (лучше мокрая) и вода. Загоревшиеся шторы нужно сорвать и попытаться затоптать, залить водой. Нельзя открывать окна, так как огонь с поступлением кислорода вспыхивает сильнее. По этой же причине надо очень осторожно открывать комнату, в которой начался пожар.

Когда есть возможность затушить пламя, лучше двигаться против огня, стараясь ограничить его распространение и толкая огонь к выходу или туда, где нет горючих материалов. Наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты на уровне огня. Необходимо страховаться веревкой, когда надо идти вдоль коридоров, на крыши, в подвалы и другие опасные места, так как в сильном дыму трудно отыскать дорогу обратно.

Нельзя позволять бежать человеку, на котором загорелась одежда. Его нужно повалить на землю, закутать в покрывало и обильно полить водой. При тушении одежды огнетушители не используются, так как может произойти химический ожог. Необходимо всеми способами защищаться от дыма, являющегося основной причиной гибели людей. Уменьшает задымленность струя распыленной воды, которая охлаждает дым и одновременно осаждает его твердые частицы. В первую очередь это нужно делать там, где могут быть дети. Если есть возможность, легкие надо защищать противогазом или респиратором. По задымленным коридорам передвигаться можно, пригнувшись или ползком, так как внизу меньше дыма. Отправляясь на поиски людей, надо обязательно обвязаться веревкой: кто-то должен страховать спасателя.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tushenie-pojarov-v-galereyah/

1. Пожарная тактика Повзик Я.С. М.: ЗАО «Спецтехника», 2004. — 416 с.

2. Боевой устав пожарной охраны. – М.: МВД Российской Федерации, 1996.

3.

4.

5.