Творческие коллективы, характеристика и значение для социально-культурной деятельности

Курсовая работа

Коллективное творчество в современном мире приобретает все большее значение, как для общества, так и для каждого отдельного человека. Творческий процесс рассматривается как проявление активности, создание чего-то нового, рождение идей и как стимул деятельности, что является необходимым условием для развития личности, благотворно влияет на формирование ребенка, позволяет приятно и полезно проводить досуг. Коллективная творческая деятельность, главным инструментом которой является творческий коллектив, способствует развитию многих навыков и умений, приобретение и освоение которых важны на каждом этапе формирования личности. Таким образом, творчество превращается в важный фактор общественного развития и способствует реализации потенциала личности и социумов различного уровня.

Врожденная способность человека к творчеству может быть использована в его повседневной деятельности индивидуальной и коллективной. Поэтому любая коллективная деятельность на сегодняшний день требует глубокого теоретического осмысления и изучения для эффективного использования всех ее проявлений, а, следовательно, необходимо изучить процессы и закономерности в деятельности современных творческих коллективов.

Коллективная деятельность, лежащая в основе работы любого творческого коллектива, благотворно влияет на развитие личности, не зависимо от возраста участников коллектива.

Актуальность

Процесс функционирования творческого коллектива в научных исследованиях — явление сравнительно не новое, но не в полной мере изученное. Обусловлено это не только сложностью научного анализа данного феномена, но и том, что влияние деятельности творческого коллектива на общество и на каждого участника, как на личность в целом, недостаточно оценен современной наукой.

Объектом данного исследования является творческий коллектив в сфере искусства.

Предмет нашего исследования – особенности формирования творческого коллектива в сфере культуры, а так же его проблемы и перспективы его развития.

Цель данного исследования – выявить и изучить специфику функционирования творческого коллектива и рассмотреть проблемы и перспективы его развития на примере детского театрального коллектива «Синтепоша».

6 стр., 2720 слов

Подростковая субкультура, ее влияние на развитие личности школьника

... четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений. Подростковая субкультура – одна из важных ...

Исходя из поставленной цели исследования, вытекают следующие задачи :

  • определить содержание, структуру и функции творческих коллективов для социально-культурной деятельности;
  • изучить теоретические основы формирования и управления творческого коллектива;
  • определить особенности существования и проблемы творческого коллектива на примере конкретного региона;
  • предложить пути решения проблем творческого коллектива;
  • проанализировать на основе проработанного материала процесс формирования детского театрального коллектива «Синтепоша» и рассмотреть перспективы его развития.

Для решения задач исследования был использован комплекс методов : теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ и синтез философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение собственного опыта.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. Специфика деятельности творческих коллективов в учреждениях культуры., Творческие коллективы, характеристика и значение для социально-культурной деятельности

Современное общество сформировано таким образом, что человек, независимо от статуса, возраста и других характеристик оказывается включенным в состав различных групп или общностей, в которых он, так или иначе, выполняет определенные роли. Это не означает, что члены группы постоянно находятся рядом и совместно выполняют работу, их объединяет включенность в определенную систему межличностных отношений, в основе которых лежат общие интересы, идеалы, принципы, сходство, а главное – общая творческая деятельность, которая вовлекает всех участников группы в единый творческий процесс, который сам по себе является специфической деятельностью. Если при этом у членов данной группы появляется единство целей, а так же совместная деятельность по достижению этих целей, видна четкая организационная структура, формируется определенный морально-психологический климат, то можно сказать, что данная группа становится коллективом.

Современный уровень развития науки, результатом которого являются многочисленные научные открытия и изобретения, предъявляет к человеку ряд новых требований, одним из которых выступает «творческая адаптация к изменяющемуся миру, где творчество выступает неотъемлемой частью самоактуализации личности» [1, 87]. В обществе возрастает потребность в креативных людях, людях, которые обладают способностью применить творческий подход к решению любой, даже не творческой проблемы, что находит также свое отражение в стандартах общего и профессионального образования, где воспитание, поддержка и развитие творческой личности определяется как приоритетная задача общества и государства, а творчеству как созидательному процессу отводится важное место среди базовых ценностей, составляющих основу целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, студентов, как личностей.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

На протяжении всей жизни человек входит в состав многих коллективов, которые формируются и существуют в самых разных сферах его жизнедеятельности: производственной, социальной, учебной, творческой. Этот процесс невозможно избежать, участие в коллективе – неотъемлемое условие, формирования личности. На сегодняшний день без коллектива невозможен процесс социализации личности.

Латинское слово «collectivus» можно перевести по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Но в современной методической научной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». В первом случае под коллективом понимается любая организованная группа людей. Во втором случае под коллективом понимается высокий уровень развития данной группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве, стремлении к достижению определенной коллективной цели. И если сравнивать оба случая, то коллектив формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив во втором без них теряет свои преимущества.

Нас интересует коллектив как «группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития» [1, 123].

В то же время, для высокого уровня развития любого типа коллектива необходимы определенные условия. Прежде всего, это стремление его участников достичь высоких результатов. А в современном мире это становится возможным только при создании продукта деятельности, отличающегося новизной, оригинальностью и даже уникальностью. При этом любая практическая или теоретическая активность становится увлекательным, интересным, творческим процессом.

Сознательная целеустремленная деятельность по созданию научных, социально-политических, педагогических, экономических, культурных и других ценностей называется творческим процессом. Кроме того, сюда включается выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений, уникальных и оригинальных. Коллективы, участвующие в таком процессе называются творческими.

Несмотря на то, что творческим коллективом можно считать любой коллектив, деятельность которого направлена на создание новых идей, продукта, услуги в области искусства, сложилась давняя традиция определять музыкальные, хореографические, театральные коллективы как «творческие коллективы». Вместе с тем заметим, что в классификации коллективов выделен «художественно-творческий коллектив» [5, 102], как коллектив, объединенный совместной деятельностью в области искусства и его можно признать по сущности синонимом «творческого коллектива» в области искусства. Однако содержание понятия «художественно-творческий коллектив» на сегодняшний день пока недостаточно раскрыто. Раскрывая содержание понятия «творческий коллектив» (в области искусства) мы опираемся, прежде всего, на содержание понятия «коллектив», обоснованное А.С. Макаренко и трактуемое им как «организованная группа людей, объединенная общими целями, социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, отношениями ответственности и зависимости» [3, 43]. Это позволяет определить «творческий коллектив» как организованную группу людей, объединенную общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориентациями и совместной творческой деятельностью в области искусства.

8 стр., 3848 слов

Правовая охрана основных результатов творческой и интеллектуальной деятельности

... изучения упомянутых объектов является понимание существа правовой охраны основных результатов творческой и интеллектуальной деятельности, направлений ее совершенствования и эффективного использования. ... правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23.09.1992. Актуальность рассматриваемой темы заключается в необходимости повышения степени развития и использования в хозяйственной деятельности ...

Исходя из определения, творческие коллективы могут существовать в различных сферах жизнедеятельности человека: труд, наука, досуг, образование. В сфере культуры творческие коллективы связывают с деятельностью в области искусства.

Согласно классификации, данной Смирновой С.С. [2, 87], творческие коллективы в искусстве можно разделять:

1. По содержанию объединяющей их деятельности:

учебные творческие коллективы

клубные (кружковые) творческие коллективы

профессиональные творческие коллективы

2. По внешне заданной функции:

воспитательные творческие коллективы

просветительские творческие коллективы

3. По степени сложности структуры и опосредованности

межличностных отношений:

первичные творческие коллективы

вторичные творческие коллективы

4. По юридически (социально) фиксированному статусу:

формальные творческие коллективы

неформальные творческие коллективы

5. По длительности функционирования:

постоянные творческие коллективы

временные творческие коллективы

ситуативные творческие коллективы

6. По возрастным категориям:

  • детские – участники коллектива не достигшие 18-летнего возраста (возможно так же разделение по возрастным отрезкам: дошкольники, школьники, подростки);
  • взрослые — участники коллектива старше 18-ти лет.

смешанные.

Как видим, разнообразие творческих коллективов в искусстве велико. При этом каждый из них может сочетать в себе несколько видов. Например, детский хореографический коллектив может быть учебным или кружковым, постоянным (кружок, ансамбль, студия), временным (курс ритмики в школьной программе) и даже ситуативным (участие в конкурсе талантов).

Вместе с тем, он может иметь типологию по возрастным категориям участников: дошкольный, школьный, подростковый, смешанный.

На сегодняшний день, в связи с развитием технологий и их доступностью широкому кругу людей, остро встает вопрос баланса между виртуальным и реальным миром. Для гармоничного развития человека в настоящее время необходимо создать все необходимые условия для того, чтобы у каждого была возможность живого общения в творческом коллективе. Стало наиболее актуальным развивать творческое абстрактное мышление, способность фантазировать, создавать новое, предлагать уникальные способы решение тех или иных задач, создание оригинального продукта. Творческая деятельность – важный элемент формирования личности, даже если речь не идет о непосредственной реализации полученных знаний и способностей в сфере искусства в дальнейшем.

Организация коллективной деятельности, общения, внутри коллектива ведёт ко многому: воспитывает лояльное отношение друг к другу, если речь идет о детском коллективе (большая часть творческих коллективов в учреждениях культуры рассчитаны на детей и подростков), то ребята становятся более весёлыми, спокойными, общительными, самостоятельными.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения различных форм жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через участие в многообразной общественной жизни: учебном процессе школы, деятельности досуговых организаций, освоении навыков в определенных направлениях науки и культуры.

17 стр., 8240 слов

Балетмейстер и сфера его творческой деятельности

... деятельности. Гипотеза – если балетмейстер будет знать музыкальную драматургию историю театра, музыки и балета, методологию творческого процесса, основы режиссуры и актерского мастерства, законодательство в сфере культуры и искусства, ... ими, воспитывает их… Эту роль выполняет балетмейстер. Балетмейстер, идейно-творческий руководитель коллектива. Успех в профессии зависит от образования, уровня ...

Цели любого творческого коллектива можно разделить на:

социально значимые

педагогические

воспитательные

Развитие творческой активности в творческом коллективе направлено на решение задач подготовки к творчеству в сознательной жизнедеятельности и предполагает добровольное включение во внеурочное время в художественно-эстетические, физкультурно-оздоровительные, эколого-биологические, туристические или технические занятия и получение в них продуктивных результатов.

В коллективе человек входит в широкую систему разнообразных отношений. Взаимодействие разворачивается на различных уровнях: информационном, деятельностном и эмоциональном. Информационный уровень предполагает губокое взаимодействие в процессе обмена информацией. Коллектив становится благоприятной развивающей социокультурной средой жизнедеятельности, обеспечивающей вхождение личности в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.

Опираясь на исследования Я.Л. Коломинского, Т.Е. Конниковой, А.Т. Куракина и других нами выделена структура творческого коллектива. Охарактеризуем основные структурные компоненты.

1. Первичные коллективы – это коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение. К ним относятся группы различных инструментов в оркестре: домры, балалайки, баяны, духовые и ударные инструменты; группы голосов в хоре; малые группы в хореографическом коллективе и др.

2. Органы управления и самоуправления. К ним относятся, прежде всего, руководитель (руководители) коллектива и органы самоуправления, то есть актив (староста группы, староста всего коллектива, заместители, помощники и так далее).

Члены актива осуществляют сбор массива информации о членах коллектива: выясняют дни рождения, их домашние адреса, телефоны, в каких кружках или секциях занимаются, какие поручения выполняют. Актив разрабатывает не только схему деятельности каждого члена коллектива, но и планирует свою: проверяет, как выполняются поручения, ведет предварительные переговоры о планируемых коллективных делах. Члены актива коллектива в подготовке обращений к руководству коллектива учитывают предложения всех членов коллектива, а также разъясняют коллективу основания принятых руководством решений.

Важным показателем данного структурного компонента творческого коллектива является творческая индивидуальность руководителя (членов актива коллектива), под которой мы понимаем направленность (различное сочетание свойств и особенностей) личности на создание «качественно нового, никогда ранее не существовавшего оригинального продукта, получаемого в результате формулирования нестандартной гипотезы, выявления нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и так далее» [13, 67].

Следующим показателем данного компонента является стиль управления творческим коллективом, под которым понимается характер управления творческим учебным, педагогическим, воспитательным и творческим процессами в коллективе.

3. Ценностно-целевое единство – это единство членов творческого коллектива относительно перспектив и ценностей как целей совместной творческой деятельности. В связи с этим показателями ценностно-целевого единства мы выделили единство перспектив развития и ценностей членов творческого коллектива.

15 стр., 7335 слов

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами ...

... лет. Первая группа состоит из 20 человек, занимающихся творческой деятельностью. Во вторую группу входят 20 человек, не занимающиеся творческой деятельностью. Методы исследования: методика ценностных ориентаций М. ... степени; ценности организованы в соответствующие системы ценностей Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. На первый ...

4. Совместная творческая деятельность. Формирование процесса творческой деятельности в коллективе обязательно связано с необходимостью проектирования и создания специальных проблемных ситуаций, создающих условия для их творческого решения, так как процесс обучения в творческом коллективе осуществляется главным образом на проблемах, уже решенных обществом. Поскольку члены творческого коллектива только в отдельных случаях, в определенных условиях и применительно к определенной ситуации могут овладевать новыми ценностями и навыками, то применительно к процессу обучения творческую деятельность можно рассматривать как деятельность, направленную на овладение новыми общественно значимыми ценностями, важными для формирования личности.

Творческая деятельность в детских, школьных и студенческих творческих коллективах является частью учебно-образовательного процесса и рассматривается как аспект процесса обучения и воспитания. Художественно-творческий учебный процесс как элемент образования личности нацелен на «освоение совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества». Как элемент художественного воспитания художественно-творческий учебный процесс направлен на формирование «способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство; потребности в художественно-творческой деятельности». Показателями данного структурного компонента творческого коллектива являются участие коллектива во внешних творческих проектах (городских, областных, международных проектах) и организация внутренних творческих проектов в коллективе (коллективные творческие дела), которые изучаются методом опроса.

5. Психологический климат творческого коллектива. Изучение определений понятия «психологический климат» позволяет заключить, что в психолого-педагогической науке оно рассматривается как эмоционально-психологический настрой коллектива, состояние группового (коллективного) сознания, система межличностных отношений. Психологический климат как целостное состояние коллектива. Показателями психологического климата творческого коллектива являются сплоченность, межличностные отношения и ценности-средства.

Таким образом, творческий коллектив – это творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Основные признаки деятельности творческого коллектива: добровольность участия в творческом коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и другие.

20 стр., 9598 слов

Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального ...

... деятельности коллектива. Именно эти идеи мы взяли на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе, а именно развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами коллективной творческой деятельности. Цель : определить эффективность развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности ... физиолог П.В.Симонов в своей психологической информационной теории эмоций попытался ...