1. Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления
Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.
Пропаганда и агитация
Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела.
Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.
Выразительные средства агитационно-художественного представления:
Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида – сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков.
Сатира наносит злые удары. Ядовитая насмешка, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать против него.
Может быть и такое, что в программу включается яркая сатирическая сценка, содержание которой не совсем совпадает с местными фактами, а после сценки идет комментарий к событиям, имевшим место на данном предприятии или в хозяйстве. Или же в конце сценки участники представления “выходят из образов” и произносят свой приговор тем, кто был подвергнут критике.
Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.
Но со смехом надо обращаться вдумчиво, осторожно.
репризой,
Репризы в устах ведущих, репризность текста игровых сцен и номеров активизируют внимание зрителей, помогают воздействовать на их эмоции и разум.
Так, в представлении, посвященном охране природы, браконьер-охотник, рассказывая о своем лучшем друге, ходившем “по краю родному” на трех изюбров, констатирует: “А теперь тоже ходит по краю, только край узенький, шаг вправо, шаг влево считается побегом”…
аллегория и символика
Ирония
Ирония – это прием художественного осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным выступает не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее противоречие между ними, тем ярче ироническая окраска. Ирония основана на сопоставлении данного и должного.
Общественное мнение и средства массовой информации
... только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров. Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) ...
Сарказм
В одном эстрадном монологе рассказывается о “прелестях” городской жизни следующим образом:
“Вот, говорят, в нашем городе воздух загрязненный. Вредный, мол. На это я скажу: кому как! Мне, который привык, этот воздух даже очень полезен. Меня, наоборот, от озона мутит. Ей-богу! Час по лесу походишь – сердце свербит, а “Беломор” закуришь – вроде и отпускает. В прошлый месяц коллективно за грибами ездили, так, веришь, со мной в роще обморок случился. Надышался кислорода – организм не выдержал. Хорошо еще, ребята сообразили: подтащили меня к автобусу, к выхлопной трубе… еле отдышался!”
Двусмысленность здесь основана на сопоставлении данного и общеизвестного.
Сатирический намек
Реприза может служить выражением не только отрицательной, но и положительной оценки фактов и явлений. Но в том и в другом случае контекст помогает понять недосказанный вывод.
Гипербола
Литота, художественное преуменьшение.
Снижение – художественно-выразительное средство, основанное на соединении возвышенного с узко практическим, явлений обобщающего характера и сугубо конкретных.
Пародия – ироническое подражание осмеиваемому образу, передача в гиперболизированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.
Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Таким образом, можно явления одного порядка художественно разработать разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.
Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.
Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.
Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.
Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Литературная, Музыкальной
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/teatralnyie-postanovki/
творческим монтажом
новые оттенки смысла
Так монтажный прием “стыка”, служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.
Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.
Тема, идея, конфликт в литературно-музыкальной композиции.
Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.
При этом тема не может быть определена здесь заранее , как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.
Драматический конфликт
Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение “оценивающей и усваивающей мысли”.
Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.
3.Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.
Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения. Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами. В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал. Получили широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы — один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. |
Если театр требует от зрителя сочувствия, сопереживания, то драматургия театрализованных представлений требует и содействия, активного вовлечения в то или иное действие. Это определяется агитационно-пропагандистским характером, как одной из основных черт драматургии театрализованных представлений.
Следовательно, сценарий театрализованного представления или празднества обязательно должен предусмотреть и способы выявления активности его зрителей и участников.
К методам активизации зрителей относятся прямые обращения к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление гражданских ритуалов, шествий и т. д.
возможность импровизации
Одной из форм импровизации является игровая форма, включение элементов игры в театрализованное представление.
Психологическая потребность в игре присуща людям всех возрастов. Участники массового действия без специальной подготовки включаются в игровую импровизацию, в те или иные церемониалы, отвечающие творческому замыслу сценариста.
Использование игровой ситуации в массовом представлении требует особого педагогического и художественного такта. В игровых эпизодах, особенно если они предназначены для взрослых, должна быть реальная основа — действие, которое уже произошло или может произойти, близкое и интересное участникам театрализованного представления.
Для понимания основ драматургии театрализованных представлений необходимо знание основ теории драмы, которая имеет долгую историю и отражает практику мирового театра всех видов и жанров.
Театрализованное действо является особым способом удовлетворения духовных потребностей людей, особым видом искусства. Оно всегда основано на повседневности, жизненных реалиях, необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме.
Театрализованное действо представляет собой органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном материале, созданном путем преобразования этой реальности. Театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры как этноса, так и общества. «Театрализация» — явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. «Действо» — развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.
Особенности театрального действа:
- В основе его сценария лежит документальный материал (документальный объект внимания сценариста).
- Театральное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, а создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные силы.
Исследование
Театральное действо является полифункциональным и решает несколько задач. В первую очередь, оно дидактическое и назидательное, позволяет передать определенную информацию. Также оно является источником познания, дает эстетическое удовлетворение и имеет этический аспект. Кроме того, театральное действо позволяет получать удовольствие и способствует коммуникации.
Обычно театральное действо происходит одноразово и не повторяется в таком же виде. Оно уникально и единственно в своем роде.
Театральное действо отличается многообразием форм, пространственными и стилевыми особенностями.
В то время как театральное представление является зрелищем, происходящим на сцене и не требующим активного участия зрителя, праздник и обряд представляют собой театральные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего.
Для преподавания специальной дисциплины «Режиссура театрализованных представлений и праздников» используются психолого-педагогические методы. Это позволяет эффективно передавать знания и навыки в данной области.
1. Цели и задачи:
- Раскрыть термин «театрализация» и изучить состав профессии режиссера театрализованных представлений.
- Ознакомиться с определением театрализации и рассмотреть ее место в театрализованных представлениях.
- Применить полученный материал на практике через практические упражнения.
- Раскрыть определение театрализации путем проведения практических упражнений.
- Раскрыть проблему актуальности театрализованных праздников и выразить все плюсы и минусы этого жанра.
2. Изложение (+ задачи и цель):
Дать определение понятиям:
- метод
- режиссура театрализованных представлений (в сравнении с классической режиссурой)
- театрализация
- научное понимание метода театрализации (педагогическое значение, воспитательное, способ художественной организации, эмоционально-художественная деятельность)
Рассмотреть метод театрализации в:
- концерте
- церемонии
- шествии
- конкурсной программе и т.д.
Найти общие черты театрализации во всех видах и подвести итог. Предоставить видеоматериал какого-либо театрализованного представления и при просмотре особый акцент сделать на театрализацию. После этого задать вопросы по изученной теме.
3. Заключительная часть:
Подведение итогов по А.А. Коновичу — разработка театрализованного представления. Проговорить домашнее задание — посмотреть театральное представление и выявить какое значение выполнила в нем театрализация и какие функции она в нем выполнила. Далее ответить на возникшие вопросы у студентов.
4. Практическое занятие:
Придумать театрализацию (тему, образ) к:
- детскому новогоднему утреннику
- 9 мая на площади
- спартакиаде на стадионе
- дню книг в парке и т.д.
Составить план-сценарий к различным видам праздников:
- к празднику с реальным героем
- детскому празднику
- молодежному и т.д.
Задание на составление эпизодов сценария с использованием разных видов монтажа.
5. Вопросы для проверки:
- Определение режиссуры театрализованных представлений.
- Определение метода.
- Определение театрализации.
- Какое значение может иметь театрализация в представлении?
- Виды монтажа.
Театрализованное действо как форма искусства
Театрализованное действо представляет собой особый вид искусства, который включает театрализованные представления, праздники и обряды. Оно является способом удовлетворения духовных потребностей людей и органически сочетает реальность повседневной жизни с художественностью.
Театрализованное действо всегда основано на повседневности, социальных отношениях, религиозных и идеологических воззрениях людей. Оно преобразует эту реальность в эмоционально-образный материал, который становится основой художественного выражения.
Театрализованное действо является важной составляющей духовной и художественной культуры общества. Оно обращается к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия и использует выразительные средства театрального искусства.
Ключевой особенностью театрализованного действа является его сценарий, который всегда основан на документальном материале. Это позволяет создать психологию ситуаций, в которых действуют реальные силы.
Театрализованное действо выполняет несколько функций, таких как дидактическая, информационная, эстетическая, этическая, гедонистическая и коммуникативная. Оно может быть одноразовым и существовать в единственном экземпляре.
Таким образом, театрализованное действо является интересной формой искусства, которая воплощает реальность в художественной форме, удовлетворяет духовные потребности людей и является важной частью культуры общества.
5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.
Если театрализованное представление — это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сцениче-ской площадке, не требующее
непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых при-сутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосред-ственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.
Дети — Вопросы воспитания, развития, общения |
Устные игры в слова
Слова по цепочке
Первый игрок произносит первое слово, второй игрок называет слова, начинающееся с последней буквы первого и т.д. Повторяться слова не должны. Если записывать все, произносимые слова, то получится следующая цепочка: автобус – сорока – карандаш – шанс).
Слова с общей темой
устной игры
По полслова
устная игра
Антонимы
устной игре
Что лишнее
устной игры
Предложение — история
устные игры
- Рыжий.
- Рыжий кот.
- Рыжий кот умывается.
- Рыжий кот умывается лапой.
- Рыжий кот умывается лапой и щурит.
- Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза.
- Рыжий кот умывается лапой и щурит глаза от солнца.
Тренировка памяти
устная игра
устные игры
10. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Такие игры дают участникам широкий набор способов поведения, их действия нельзя заранее предугадать. Подвижные игры развивают ловкость, быстроту реакции, смекалку. Для проведения подвижных игр вам может понадобиться какой-нибудь несложный инвентарь, который лучше подготовить заранее.
13. Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это относится и к режиссуре.
Режиссерский замысел в процессе создания праздника
Режиссерский замысел играет важную роль в процессе создания праздника. Это неосуществленное решение, содержащее предчувствия, предвкушения и видения режиссера. Каждый режиссер имеет свое индивидуальное видение, основанное на его мировосприятии и понимании поставленных перед ним воспитательных целей. Работа над замыслом является творческим процессом и включает в себя гражданское, идейное, смысловое и действительное толкование.
Подобно замыслу сценария, режиссер в своем внутреннем представлении «вынашивает» идею замысла, представляя ее сначала в размытых ассоциативных образах. Постепенно эти образы складываются в ясную картину, которая становится основой для создания праздника.
Компоненты режиссерского замысла:
- Мотивировка выбора произведения (исходные условия, реальная ситуация)
- Идейно-тематическое содержание (определение темы, идеи)
- Действенное содержание (сверхзадача, сквозное действие)
- Режиссерский ход
- Основные выразительные средства, определение жанра
- Приемы активизации зрителей
- Решение праздника во времени, ритмах, темпах
- Характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления
Роль творческого коллектива в подготовке праздника
Для подготовки праздника необходимо сформировать творческий коллектив, включающий режиссера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов. В процессе подготовительного периода необходимо определить направленность номеров и эпизодов, их жанровую принадлежность, взаимосвязь друг с другом, а также их драматургическую функцию и точное место в монтажной структуре праздника.
Этапы воплощения режиссерского замысла
Режиссер проходит через несколько этапов воплощения своего замысла:
- Застольный период
- Подготовительный период
- Репетиционный период
- Показательный период
- Праздничный период
На каждом этапе режиссер уточняет свои идеи, отрабатывает режиссерский ход, вырабатывает выразительные средства и создает концепцию праздника, которая будет вдохновлять и радовать зрителей.
Работа над мизансценами является одним из важных этапов подготовки к празднику. Мизансценирование представляет собой процесс организации и постановки различных сцен и действий, которые будут происходить во время праздника.
На этом этапе происходит окончательная отделка праздника. Все элементы праздника, такие как актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки, согласовываются друг с другом, чтобы создать гармонию единого и целостного праздника.
Организаторские способности режиссера играют большую роль на этом этапе. Он должен уметь эффективно организовать работу с исполнителями и согласовать все детали праздника.
Массовый праздник нельзя прорепетировать в целом, поэтому режиссеру необходимо иметь монтажный лист. Это документ, который включает в себя все то, что происходит во время праздника: где, с кем и как происходит.
Режиссерский замысел и постановочный план играют важную роль в организации праздника. Режиссер знакомит участников представления со своим замыслом и разрабатывает постановочный план. Первоначально важно определить сверхзадачу представления, то есть его основную цель.
Примерный план построения:
- Графа — время (от и до)
- Графа — место действия (каждая из рабочих площадок)
- Графа — количество участников
Массовый праздник репетируется эпизодами, на месте, кусками. Режиссеру необходим строгий репетиционный план для успешной работы.
Работа над замыслом является творческим процессом режиссера. Замысел представляет собой неосуществленное решение, предчувствия, видения, которые вместе с мизансценами образуют готовый продукт — праздник.
Аналогично дому, режиссерский замысел состоит из нескольких важных этапов. Первый этап — застольный период, является фундаментом будущего праздника. Всему коллективу необходимо участвовать в закладке этого фундамента, чтобы помочь режиссеру и его замыслу стать творческим замыслом всего коллектива.
При подготовке конкурсно-игровых программ режиссер должен учитывать игровой момент. Все конкурсно-игровые программы имеют сценарно–режиссерскую основу и предполагают работу режиссера как постановщика. Они требуют предварительной подготовки репетиций и предусматривают наличие призов. Также важно четко сформулировать правила и использовать манки – способ вызова участвующих на площадку.
Конкурсно-игровые программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, принимать различные формы. Они могут быть классифицированы по месту действия, времени и содержанию. Среди различных типов программ можно выделить тематические, разножанровые, обрядовые, сюжетно-ролевые, интеллектуальные и азартно-коммерческие программы.
Однако, необходимо найти конфликт, который будет являться основой для драматургии игры. Виды конфликтов могут быть разные, например, между командой и ведущим, между командами или участниками. Режиссеру важно учесть все организационные моменты, включая подготовку самих участников, аудитории и жюри, а также привлечение активных болельщиков.
Введение
Работа над сценарием является важным этапом создания культурно-интеллектуальной программы, аналогичным другим этапам. В данной статье рассмотрим основные этапы работы над сценарием и функции, которые выполняет игровое общение в культурно-интеллектуальных программах. Также приведены требования к программе и ее композиционное построение.
1. Композиционное построение игровых программ
На первом этапе работы над сценарием необходимо выбрать тему программы. После этого следует подобрать и обработать материал, направленный на поддержку выбранной темы. Затем происходит поиск сценарного хода, который будет использоваться в программе. Наконец, осуществляется написание самого сценария.
2. Приемы и методы работы над материалом к сценарию
Одним из важных приемов работы над материалом является метод иллюстрации и театрализации. Он позволяет сделать программу зрелищной и привлекательной для участников и зрителей. Также важно использовать выразительные средства, такие как световые эффекты, шумовое и музыкальное оформление. Эти средства помогают создать атмосферу и поддерживать интерес участников и зрителей.
3. Технология использования выразительных средств в сценарии
Для создания эффектов в сценарии можно использовать различные выразительные средства. Световые эффекты могут использоваться для выделения определенной части программы или подчеркивания настроения. Шумовое оформление может использоваться для создания реалистичной обстановки. Музыкальное и звуковое оформление помогают поддерживать интерес и эмоциональное состояние участников и зрителей. Также можно использовать другие выразительные средства, такие как реквизит, костюмы и декорации.
Заключение
Работа над сценарием является важным этапом создания культурно-интеллектуальной программы. Основные этапы работы над сценарием включают выбор темы, подбор и обработку материала, поиск сценарного хода и написание сценария. Важными требованиями к программе являются творческий подход участников, действенный характер выполнения конкурса и разнообразие критериев оценки. Использование выразительных средств, таких как световые эффекты, шумовое и музыкальное оформление, помогает создать интересную и запоминающуюся программу.
Список литературы
В данной работе не использовалась дополнительная литература.
Сценарий игровой программы
Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству. К сожалению, в культурно-досуговой деятельности все чаще проявляется тенденция сужения рамок игры, понимаемой некоторыми практиками только как исключительно детское занятие. Между тем, еще А.В. Луначарским подчеркивал, что слово «игра» знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Исследователи справедливо рассматривают игровую деятельность как одни из уровней досуга. Игра может быть использована как педагогически эффективным индикатором новых, ранее незамеченных способностей личности, которые могут быть развиты и укреплены комплексным художественно-педагогическим процессом.
Итак, цель нашей контрольной работы ответить на вопрос: что предполагает под собой сценарий игровой программы.
Задачи:
- Дать понятия следующих терминов: «сценарий», «сценарный замысел», «сценарно-режиссерский ход», «сюжетный ход».
- Раскрыть этапы работы над замыслом сценария.
- Познакомиться с приемами и методами работы над материалом к сценарию.
- Раскрыть используемые в игровых программах выразительные средства.
Сценарий — подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
Начинается разработка любой лосуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической (например. «Эй, славяне!»): спортивно-цирковой («Сильные, смелые, ловкие»); литературной («В гостях у пушкинских героев»); музыкальной («До-ре-ми»): развлекательной («Эх. Семеновна!»).
Тема сценария и её исследование
Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии.
Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема -задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».
Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея- — эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства.
Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.
Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п.
Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа.
Следующая проблема- — поиск приема подачи игрового материала.
В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно называть сценарно-режиссерским.
Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.
Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.
Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.
Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) — это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:
Экспозиция — ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт — столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.
Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.
Развязка — как разрешение конфликта, затем — главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.
Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:
Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие
Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором.
На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке.
В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр. непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень.
Театрализованная сюжетно оформленная игра является формой развлечения, которое объединяет элементы викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Режиссерско-драматургическая организация позволяет превратить эту игру в целостное представление, в котором принимают участие все играющие.
С помощью сюжета можно логически разделить игровые эпизоды и создать последовательность событий. Такое расположение развлечений обеспечивает возрастающее напряжение и интерес участников.
В игре возможны различные виды конфликтов. Один из них — это конфликт между ведущим и одним или двумя игроками, когда все остальные рассматриваются как наблюдатели игрового соревнования.
Еще один вид конфликта — это конфликт между ведущим и группой участников. Например, ведущий может проверить знания игроков в русском языке, называя предметы в единственном числе, а игрокам нужно назвать их во множественном числе.
В игре также могут быть равные по численности стороны, которые соревнуются друг с другом. Например, при игре «Проворные носильщики» команды должны быстро перенести мячики из одной корзинки в другую с помощью китайских палочек.
Конфликты в игре могут быть разнообразными. Это может быть спор («повторите 3 раза скороговорку»), игровой диалог или шуточная ссора между ведущими.
Игра без конфликта — это просто дивертисмент. У концерта, например, нет конфликта, а напряжение создается за счет композиционного построения.
Замысел сценария — это художественное оформление педагогической цели игры в определенном временном и пространственно-пластическом контексте.
Наличие замысла проверяется ходом игры. Если удалить определенный ход, замысел игры будет нарушен. Если же замысел сохраняется, можно сказать, что он действительно существует.
Ходы, выполняющие функцию искусственного объединения сценарного материала, называются приемами. Если заменить один прием на другой, но замыслу игры не измениться, это может свидетельствовать об отсутствии особого замысла.
Часть I: Замысел и его важность в искусстве
Замысел — это начальный этап художественного творчества, который включает в себя выработку авторского отношения к проблеме, поднятой в произведении. В искусстве фантазия проявляется наиболее полно, позволяя использовать смещение времени, контрасты и другие неожиданные приемы. Однако замысел и его компоненты не могут существовать в отрыве от философских раздумий художника и богатства его внутреннего мира.
Замыслы не описываются, так как выраженные вслух они теряют свою красоту и оригинальность. Более того, реализация замысла требует преодоления препятствий и противодействия. Поэтому вопрос о том, каким видит художник свой замысел, требует определения его образной сущности, даже в самой краткой и лаконичной форме.
Часть II: Сюжетная композиция и её роль в произведении
Сценарий произведения основан на композиции, которая строится на основе сюжета. Сюжет — это идейно-художественная концепция автора, которая отражает жизненные закономерности и связи. Бессюжетные произведения не могут раскрыть эти связи и взаимоотношения, и часто приводят к формальным построениям.
Простое сочетание фактов не является сюжетом и не способно передать смысл, заложенный в сценарии. Автор должен истолковать факты и найти такое сюжетное решение, которое отражало бы его концепцию. Сюжет должен обеспечивать динамичность действия, соответствующую законам драматургии, от экспозиции и завязки до кульминации и развязки.
Рациональное построение сюжета подразумевает нарастание действия и кульминацию, с последующей короткой развязкой. Это позволяет поддерживать напряжение и эмоционально воздействовать на зрителя до самого конца произведения.
В театрализованных представлениях и праздниках под сюжетом сценария следует понимать драматургическую расстановку «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу исследования.
Ход исследования, заложенный и каркасе художественно реализуется через сюжет. Организация «фактов жизни» по законам художественного конфликта делает возможным их художественное исследование. Сюжет — это способ исследования «фактов жизни» и «фактов искусства» через конфликт.
Весь ход мышления сценариста следует понимать как единство социологического и художественного анализа «фактов жизни» и «фактов искусства». Такая постановка вопроса является естественным отражением реальной сценарной практики.
Желательно чтобы зал, где проводится игровая программа был празднично украшен (если же конечно она проводится не на открытом воздухе).
Из возможных вариантов целесообразно использовать оформление воздушными шарами, либо цветами. Цветы значительно дороже, однако утонченней, но шары позволяют с большей фантазией организовать пространство и обычно становятся наиболее приемлемым решением. Гирлянды, цепочки, панно, сводчатые арки, — знающий дизайнер предложит несколько десятков вариантов.
Немаловажен также момент освещения. Наличие хотя бы минимального сценического и, так называемого, дискотечного света крайне желательно. Вспомните эстрадный театр или ночной клуб и попробуйте представить, что там, вместо софитов, сканеров и стробоскопов, включили обыкновенный «домашний» свет. «Праздничность», «карнавальность» атмосферы теряется.
Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала.
Первый способ. Сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. У Поля Валери, мудрого французского литературоведа и эссеиста есть выражение «Лев состоит из съеденной баранины». Что бы ни питало ум, воображение и фантазию сценариста (баранина), он создает нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой (львом).
Второй способ
Сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным (компиляция, от лат. compilatio, — собирать).
Но чаще всего в драматургической работе присутствует смешанный вариант. В этом случае в сценарии наряду с авторскими текстами возникает документ, рядом с оригинальной песней — известный кинофрагмент.
В различных формах театрализованных представлений пропорции обрабатываемого и нетронутого материала различны. Скажем, в сценарии театрализованного концерта оригинальный текст минимален, основную же часть занимают номера, подготовленные специалистами жанров, без предварительной ориентации, на общий замысел. В конкурсной программе наоборот. Главное — авторские игровые придумки и текст ведущего, а концертные номера, пронизывающие представление, занимают довольно скрдмное место.
В практике работы организаторов праздника имеет место и формальная компиляция. Соединение эпизодов сценариев, посвященных одной теме и принадлежащих перу разных авторов, в новом драматургическом варианте. Такого рола операция малоплодотворна и кроме смысловой и стилистической мешанины ни к чему не ведет.
Однако как бы не интерпретировался в будущем художественный и документальный материал, вначале возникает проблема его отбора. Следовательно, есть смысл рассмотреть главные требования, которые мы к нему предъявляем.
Главные требования к материалу
1. Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).
2. Стилистическая совместимость материала. Речь идет о том, что в рамках одного сценария соседствование литературных текстов разных авторов почти всегда порождает безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, приверженность поэтов и писателей к различным школам и направлениям, а главное — их авторская индивидуальность.
II. Методология
В данном разделе исследования будет рассмотрена методология анализа и интерпретации данных, основанных на предоставленных текстах.
2.1 Выбор текстов
Для проведения анализа были выбраны тексты, которые на первый взгляд может разделять большой промежуток времени, а также тексты с тематической близостью, которые, тем не менее, отталкивают друг друга. Также были рассмотрены тексты других видов искусства и документалистики для выявления аналогичных явлений.
2.2 Новизна материала
Исследование также включает анализ новизны используемого материала. Повторяющийся канонический материал, как и в других областях искусства, может привести к использованию одних и тех же произведений при создании сценария. Это может привести к стандартизации и обесцениванию театрализованных представлений. Для поддержания качества необходимо избегать использования материала низкого качества, таких как стихи из календарей или рассказы из второсортных газет и журналов.
2.3 Правдивость документального материала
Важное условие для использования документального материала — его правдивость. В исследовании следует учитывать законы журналистики и выслушивать мнения нескольких сторон по спорным фактам. Для получения более полной картины исторических событий, сценарист должен обратиться к нескольким источникам и учесть свидетельства современников с различной политической и нравственной ориентацией. Пожалуйста, следует проявлять осторожность и относиться к историческим свидетельствам с определенной скептичностью, учитывая возможность присутствия парадности в документах и личных записях.
Сбор материала и дальнейшая работа с ним зависят от замысла и способа создания драматургической основы театрализованного представления. Если задуман сценарий на оригинальную тему и весь текст его будет авторским, а способ создания аналогичен способу создания театральной пьесы (развитие драматургического конфликта от события к событию, воплощенное в сценических образах), отношения между творцом и «сырьем» традиционны. В основе работы живые наблюдения, изученная литература, собранные документы, переплавленные в горниле авторской фантазии. Совсем иные заботы возникают у сценаристов, решивших идти путем заимствования. Тогда персонажи, отдельные элементы сюжета, лексика фольклорных и литературных произведений становятся основой замысла.
Этот способ, как ни странно, сегодня наиболее популярен. На праздничные площадки из русских сказок пришли: Иван-Царевич (или дурак), Емеля, Василиса Премудрая, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной; из европейских: Белоснежка. Золушка, Красная Шапочка. На школьной эстраде хозяйничают персонажи детской литературы: Незнайка, старик Хоттабыч, Мэри Поппинс, Карлсон, лиса Алиса, кот Матроскин и т.д. На клубной сцене живут и здравствуют: Чичиков, Остап Бендер, Василий Теркин.
Заимствованные персонажи давняя и прочная традиция народного театра и в этом нет ничего предосудительного. Использование ее понятно и объяснимо. Все эти герои уже давно обрели статус маски с устойчивой социальной и нравственной аурой.
Сценаристу не требуется время для представления, разработки характеров, мотивировки тех или иных поступков — это все уже предполагается и прилагается. К тому же возникает эффект ассоциативного обогащения сценария за счет текстов, из которых пришли знакомые персонажи. Главной заботой сценариста в такой работе становится проникновение в стилистические особенности первоисточника.
Ведь Буратино должен разговаривать на языке Буратино, а Остап Бендер — на языке Остапа Бендера. Желательно всеобъемлющее знакомство с творчеством автора, породившею литературную знаменитость, литературоведческими и критическими исследованиями вокруг него. Однако наиболее разнохарактерная и разнокачественная работа с материалом возникает тогда, когда сценаристу предстоит написать сценарий смешанного типа, где мирно уживаются авторские куски и чужие художественные или документальные тексты. В таком случае главным методом работы становится монтаж.
Документальный материал делится надвое. Часть его усваивается сценаристом для создания композиционной структуры праздника (содержание эпизодов, сценарный ход, авторские драматические сцены, текст ведущего), а часть образует самостоятельные монтажные единицы. Это, как правило, документы, взятые целиком, без купюр и каких-либо изменений, от названия до даты выпуска и подписи выпускающего. Стиль и лексика этих свидетельств создают ничем не заменимый аромат времени; событие, о котором ведется рассказ, обретает атмосферу достоверности и убедительности.
Предпочтение сценарист отдает тем документам, которые, по его мнению, будут интересно стыковаться с другим фактическим материалом, дадут неожиданные рефлексии при встрече с художественными номерами.
Так, полностью воспроизведенный газетный анонс о фильме «Как закалялась сталь» (он шел в одном из Челябинских кинотеатров в августе 1943 года) помог образно решить эпизод, где рассказывалось о подвиге машинистов, ремонтирующих горячую топку. Хроника этого ремонта сопровождалась кадрами известного кинофильма, ибо все это было в один и тот же день. В результате возникал смысловой стереоскопический эффект.
С тем же учетом монтажной отзывчивости сценарист присматривается и к художественному материалу. Круг литературных произведений, попадающих в его поле зрения, определяет тема и сценарный ход, а знание репертуара художественных коллективов города — его профессиональная обязанность.
Особая роль в сценарии театрализованного представления отведена поэзии. Поэтическое слово — эмоционально наиболее насыщенно. Недаром его родословная восходит к молитве, заклинанию, заговору, плачу. Поставленное в контекст сценария, оно способно оживить смежные тексты, усилить их воздействие на зрителя в силу того, что обращается к самым потаенным уголкам его души; оно создает необходимое настроение, задает тональность.
Поэтическое произведение, насыщенное тропами, часто подсказывает сценарный ход. Стихотворная метафора создает тот самый дополнительный смысловой ряд, о котором мы уже говорили.
Ритмически и звукове организованное (а значит, резко выделяющееся среди прозаического текста), поэтическое слово, выполняет в сценарии функцию композиционного обрамления. Мы находим его в прологе и в финале, зачастую оно начинает эпизод и венчает его.
Поэтическое слово, смонтированное с документом, возвышает, поэтизирует последний, делает его эстетически и смыслово значимым.
Возвращаясь к способам взаимодействия сценариста и материала, следует сказать еще об одном варианте их отношений. Он возникает при создании литературного монтажа. Речь идет о соединении готовых поэтических, прозаических и документальных текстов. Сам сценарист ничего не сочиняет, ничего не пишет. Чаще всего такая драматургия связана с жизнью и творчеством поэтов. Сталкивать тексты так, чтобы возникали молнии догадок, неожиданных смыслов и ассоциаций можно только в том случае, если весь материал постоянно присутствует в сознании пишущего. Стихи надо знать наизусть, прозу — близко к тексту.
Для того чтобы выстроить мероприятие драматургически, мало разбираться в законах драматургического построения досугового мероприятия, понимать специфику той или иной конкретной формы клубной работы, необходимо уметь использовать возможности приемов иллюстрирования или театрализации.
Каковы же потенциальные возможности двух существенных для драматургического решения приемов — иллюстрирования и театрализация? Подчеркнем, что это два принципиально различных приема, но
довольно часто происходит подмена полного понятия другим.
Иллюстрирования и театрализация это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).
Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.
Теперь попробуем определить своеобразные границы между театрализацией и иллюстрированием. Задача приема иллюстрирования -усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств (документальный материал, поэзию, прозу, музыку и т. д.).
Прием иллюстрирования довольно давно известен клубной практике. Еще в 20—30-х годах он умело использовался клубниками при организации различных форм массовой работы.
Задача всех используемых в структуре массового мероприятия выразительных средств состоит в том. чтобы усилить его воздействие на зрителя, превратить, говоря современным языком, информацию о том или ином, явлении или событии — в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения.
Этой же цели служит, но совершенно иными средствами, и другой прием — театрализация. Его педагогическую значимость высоко оценивала Н. К. Крупская, подчеркивая возможность использования его для «воздействия» на эмоциональную сторону мероприятия.
Подлинная суть театрализации в современной клубной практике -в создании единого «сквозного действия» на массовом мероприятии, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора).
В этом, прежде всего и заключено принципиальное различие между приемами иллюстрировании и театрализации. Кроме этого, иллюстрирование всегда статично по своему характеру, театрализация же действенна, ибо ее природа — это природа игры. Высоко ценил игру как способ воспитания личности в условиях массового мероприятия А. В. Луначарский. Игра, писал он, «представляет собой мощное начало объединения людей». Являясь «зерном» театрализации, игра, по его мысли, и делает этот прием «возможным и применимым в работе среди взрослых». И разумеется, не только среди взрослых.
В каких же формах клубной работы используется тот или иной прием, содействующий драматургическому построению материала? И каким образом?
Прием иллюстрирования рассчитан прежде всего на усиление восприятия содержательного материала.
Итак, прием иллюстрирования должен превращать необходимую информацию, составляющую содержание мероприятия, в «эстетическую», которая вызывает у зрителя чувство наслаждения, удовольствия.
Подлинная суть театрализации в современной клубной практике -в создании единого «сквозного действия» на массовом мероприятии, которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя. зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора).
В этом, прежде всего и заключено принципиальное различие между приемами иллюстрировании и театрализации. Кроме этого, иллюстрирование всегда статично по своему характеру, театрализация же действенна, ибо ее природа — это природа игры. Высоко ценил игру как способ воспитания личности в условиях массового мероприятия А. В. Луначарский. Игра, писал он, «представляет собой мощное начало объединения людей». Являясь «зерном» театрализации, игра, по его мысли, и делает этот прием «возможным и применимым в работе среди взрослых»
И разумеется, не только среди взрослых.
В каких же формах клубной работы используется тот или иной прием, содействующий драматургическому построению материала? И каким образом?
Прием иллюстрирования рассчитан прежде всего на усиление восприятия содержательного материала.
Итак, прием иллюстрирования должен превращать необходимую информацию, составляющую содержание мероприятия, в «эстетическую», которая вызывает у зрителя чувство наслаждения, удовольствия.
А прием театрализации, как было уже отмечено, ориентирован на создание, единого сквозного действия. Оно в свою очередь способствует максимальному вовлечению в него зрителя. Трудно представить себе досуговую программу без активной и своеобразной театрализации. Разумеется, в каждом конкретном случае она используется в соответствии со спецификой той или иной клубной формы.
Выбор организатором приема иллюстрирования или театрализации драматургического материала зависит, и весьма ощутимо, от правильно найденной гармонической взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия.
Иллюстрирование и театрализация как приемы драматургической организации материала, имея различную природу и специфические особенности, едины в одном — — они при таны добиться активизации зрителя в большей или меньшей степени, создать необходимые условия для его участия в мероприятии.
В оформление игровой программы, а в принципе любого досугового мероприятия, входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство — искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники.
Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства.
Использование света в игровой программе зависит от места ее проведения. Если игровая программа проводится на свежем воздухе, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии, конечно, наличия световой аппаратуры.
Световые сценические эффекты — это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.
Существует такой метод оформления мероприятия, как световая проекция. С помощью этого метода создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. А также статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).
По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются, на:
- стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман;
- динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.
При наличии такого осветительного прибора проекционного типа как «пистолет», можно высвечивать отдельных актеров, участников или части декораций.
Шумовое оформление досугового мероприятия — это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих сценарию. Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады.
Шумы можно подразделить следующим образом:
- звуки природы: ветер, дождь, гроза, пение птиц, производственные шумы: завод, стройка и т.п..
- транспортные шумы: поезд, самолет.
- батальные шумы: движение кавалерии, выстрелы.
- бытовые шумы: часы, звон стекла, скрипы.
Музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих игровой развлекательной программы.
Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера (DJ) за пультом дают возможность:
- ведущему и всем участникам игровой программы говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными;
- обеспечить возможность выступления артистов (если таковые предполагаются);
- заполнять паузы в программе фоновой музыкой;
- организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос):
- провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии) сообразно вкусам гостей, оперативно реагируя на жанровые пожелания и заказы песен
Реквизит — совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм: зонт, портфель и т.п.
Бутафория — изделия, изображающие настоящие предметы, которые по тем или иным причинам сложно или невозможно использовать на сцене. Бутафория является декоративным элементом оформления спектакля, игровой программы и т.д.
Обычно предметы бутафории:
- не являются точной копией оригиналов;
- должны быть прочными, простыми и дешевыми;
- отличаются подчеркнутой выразительностью внешней формы.
Театральный костюм — все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли. Театральный костюм дополняется гримом и прической.
Грим — от итал-Grimo — морщинистый
Грим — в широком смысле — искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли.
Грим — в узком смысле — специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые актерами.
Грим души — в системе Станиславского — понятие процесса сценического перевоплощения; верно понятая и схваченная сущность характера и типичность действующего лица.
Все перечисленные выразительные средства способствуют раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливают воздействие идеи на зрителя. Игровая программа как правило требует наличия большого количества реквизита.
Игра и зрелище — два вида развлечений, различие между которыми очевидно не только для специалиста, но и для самого неискушенного участника. В первом случае вы лицо действующее — поете, танцуете, лезете на столб за сапогами и предаетесь другим ребячествам. Во втором — только наблюдаете за другими, бурно сопереживаете им или остаетесь холодными, но не делаете никаких попыток как-то повлиять на их существование. Игровое театрализованное представление сталкивает игру и зрелище. Зритель получает возможность напрямую участвовать в действии, оказывать влияние на происходящее на сцене. Однако то, что должно происходить «играючи», составляет большую головную боль для сценаристов. Как вызвать зрителей на сценическую площадку, вовлечь их в действие согласно канве сценария? Как сделать так, чтобы самодеятельность зрителей не разрушала, а развивала сюжет в рамках, задуманных автором? В каждом конкретном случае нужны поиск и бесконечная изобретательность.
Итак, написав контрольную работу, сделаем следующие выводы:
1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
2. Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.
3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.
4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.
5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.
6. Сюжетная композиция — это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет — это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи.
7. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. В первом случае — сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Во втором — сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.
8. В оформление игровой программы входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство — искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски. декорации и т.д. являются элементами декорационного искусства.
К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, «оригинальные» номера.
К разговорным жанрам относятся: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скеч, эстрадный монолог, эстрадный фельетон, музыкальный фельетон, музыкальная мозаика, куплеты, частушки, пародии.
Жанры пластико-хореографических номеров: танец (народные, характерные, эстрадные, современной направленности) , пантомима и пластический этюд.
Жанры видовой группы «оригинальных номеров»: эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески, акробатика, цирковые номера, спортивные номера.
Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления — одна из специфических особенностей этого рода искусства. Поэтому именно здесь имеет большое распространение игровой номер в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к «оригинальным» номерам).
К группе музыкальных номеров мы относим прежде всего концертный музыкальный номер. Завершенность его обусловлена самой музыкальной формой. Если же в качестве номера берется отрывок из большого произведения, то он должен быть относительно законченным, производящим целостное впечатление. Главным музыкальным жанром является песня: народная, лирическая, эстрадная, городской романс, цыганский романс, музыкальный фельетон.
Любимый народом жанр музыкального номера — частушка. Ее особенности — злободневность, предельная краткость, выразительность формы и емкость содержания. Частушка, создаваемая на конкретном материале, является незаменимым по оперативности жанром. Речь в частушке всегда звучит индивидуализировано, художественно оправданно, как речь определенного человека или как говор, свойственный конкретному району, области, краю.
Лаконично выраженному содержанию в частушке соответствует четкая композиция, определяемая формой, структурой четверостишья. Одна из характерных особенностей этой формы — органическое сочетание разговорной интонации с музыкальной структурой. А в целом частушечный номер строится как завершенный внутри себя действенный элемент программы.
При пении четырехстрочечная частушечная строфа подразделяется на две полустрофы с глубокой паузой в середине. Пауза готовит к новому, обычно неожиданному повороту, разрешению «заявленной» в начале темы. Как правило, первое двустишие играет роль зачина, в нем дается как бы завязка лирического повествования; второе двустишие — концовка: разработка темы и заключительный вывод. Именно такое драматургическое строение частушки и делает ее чрезвычайно выразительным, действенным жанром, легко воспринимаемым слушателями.
Большой силой эмоционального воздействия обладают частушки с «оговорками».