Методы преподавания изобразительного искусства в современной школе

Курсовая работа

Существуя несколько столетий, урок , как и весь учебно-воспитательный процесс в школе, находясь в контексте современной ему культуры, обусловливался социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества, был тесно связан с процессами, протекающими в семье, словом, приобретал черты современной ему культуры. Под влиянием новых мировоззренческих идей изменялись и подходы к определению сущности и значения урока, принципы и методы его организации, трансформировались формы. Но как бы ни менялась его форма, структура, технология, он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого вращаются все другие виды учебных занятий.

Отношение учителя к пониманию сущности урока влияет на его концептуальный подход к уроку. Урок можно рассматривать как «совокупность теоретических знаний и практических навыков, необходимых для передачи ученикам»; «систему обучения, приобретения навыков и знаний предмета». Вариантов ответа на вопрос «Что такое урок?», если поинтересоваться мнением учителей с разным педагогическим стажем, будет великая масса, т. е. можно сделать вывод, что урок — это любая деятельность учителя с учениками, в течение которого учитель должен довести до учеников какие-либо образовательные и воспитательные задачи».

Множественность подходов к пониманию сущности урока характерна и для педагогической науки. «Урок — это систематически применяемая (в определённых временных границах) для решения дидактических задач — образования, воспитания и развитие учащихся, объединенных в коллективе класса,- основная форма организации обучения, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм, методов обучения». (М. И, Махмутов).

«Урок — это целостная система, которая определённым образом функционирует и развивается. На каждом этапе работы в соответствии с определённой познавательной задачей содержание материала, методы и способы организации представляют собой единое целое, устанавливаются контактные связи между деятельностью учителя и учащихся. С решением одной познавательной задачи возникает новая. Решение новой задачи связано с перестройкой системы дидактических средств». (Г. Д. Кириллова)

Основная цель курсовой работы в теоретической части раскрыть понятие современного урока, определить характерные признаки, функции, а так же цели занятия. Рассмотреть структуру и типы уроков. В практической части познакомиться с педагогическим планированием и проектом урока-образа, подготовленного с помощью поурочных планов в 3 классе по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. Проанализировать строение урока, педагогическую оценку деятельности учащегося на уроке. Так же рассмотреть алгоритмы системного анализа урока.

3 стр., 1221 слов

Сочинение мой первый урок от имени учителя

... моим ученикам. Первый урок. Для настоящего учителя, работающего с душой, с вдохновением, по зову сердца, по призванию, если хотите, каждый урок – первый. Каждый урок не похож на предыдущий. Каждый новый урок ... дисциплины на уроке - это знание детских имен. Называя их по именам, ты ... является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение ... жаждет любви и теплоты от других. В наше время ...

1. ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Современный урок — продукт современной культуры, выражающий все основные мировоззренческие тенденции общества. В наше время урок порожден стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни. Суть современного урока — организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится интеллект каждого субъекта общения на уроке, духовное обогащение. Однако, как бы мы ни определяли урок, следует помнить главное: он не самоцель, а инструмент воспитания и развития личности, а исходная цель любого современного урока — идея единства обучения, воспитания и развития.

требованиями,

использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

  • реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;
  • обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
  • установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;
  • связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
  • мотивация и активизация развития всех сфер личности;
  • логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
  • эффективное использование педагогических средств;
  • связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
  • формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  • формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

2. ПРИЗНАКИ, ЦЕЛИ И ФУКЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает обще дидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искусств.

Умелое сочетание обще дидактических принципов и методов обучения с принципами и методами художественной педагогики является одной из основ преподавания изобразительного искусства в школе.

Характерные признаки современного урока изобразительного искусства:

  • художественность (целостность, образность, ассоциативность, эмоциональность) как принцип организации;
  • активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся как опыта отношений мира и человека;
  • развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах языком пространственных искусств;
  • акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся;
  • сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;
  • функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного, заинтересованного диалога;
  • свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;
  • диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;
  • художественное пространство осуществления урока изобразительного искусства (кабинет), современные средства и оборудование.

Тенденции развития урока в школе — формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса — в значительной степени расширили понимание формы классно-урочного обучения. Появились урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-конференция и т. д. Кроме того, в школе существуют и другие формы обучения, «генетически» связанные с образовательным процессом на уроке.

Дополнительные формы учебной работы:

  • пленэр, когда учебные задачи требуют практического освоения особенностей языка живописи в условиях естественной среды;
  • экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т.

п.);

  • консультация, смыслом которой является проработка неясных, трудных вопросов;
  • дополнительные занятия, на которых группой или индивидуально учащиеся могут восполнить пробелы по той или иной теме.

Общая функция современного урока

Цель урока

Цель современного урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательный аспект цели, связанный с расширением объема знаний, развивающий — с усложнением усваиваемого содержания, воспитательный — с формированием отношений.

Триединая цель урока

Насколько правильно будет определена и сформулирована учителем триединая цель урока, настолько верно будут определены содержание учебного материала, методы обучения и организации познавательной деятельности учащихся.

Итак, цель достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Эти задачи ставятся и решаются в каждом моменте урока согласно конкретной педагогической обстановке. Урок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, которые отражают логику достижения триединой цели урока, а также логику и закономерности последовательного, поэтапного изучения учебного материала.

Познавательный аспект ТЦУ складывается из следующих требований:

  • учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
  • добиться того, чтобы знания учащихся были глубокими, осознанными, системными, прочными;
  • формировать навыки — точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
  • формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
  • формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТЦУ связан со структурой личности ребенка, тех ее сфер, которые нужно развивать. Он складывается из нескольких блоков. Так как развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, самостоятельность развития относительна. Развитие осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания.

Таблица 1. Взаимосвязь сфер развития личности учащихся и учебно-воспитательных задач. (Н. Е. Щуркова)

Сферы развития личности учащихся

Задачи

Развитие речи

-обогащение и усложнение словарного запаса;

-усложнение смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания);

-усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);

-овладение выразительными средствами языка

Развитие мышления

-анализировать;

-выделять главное;

-сравнивать, строить аналогии;

-обобщать и систематизировать;

-доказывать и опровергать;

-определять и объяснять понятия;

-ставить и разрешать проблемы;

-развивать воображение и фантазию

Развитие сенсорной сферы

— развивать глазомер;

— уметь ориентироваться в пространстве и во времени;

— развивать точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи

Развитие двигательной сферы

— овладевать моторикой мелких мышц;

— уметь управлять своими двигательными действиями;

— развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т. п.

Воспитательный аспект ТЦУ предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии с целью развития нравственных, эстетических, патриотических и других сторон личности школьника.

«Воспитывающее обучение — это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным» (Н. Е. Щуркова).

3. СТРУКТУРЫ, ЭТАПЫ И ТИПЫ УРОКОВ

урок педагогический учебник занятие

Структура урока

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработана и чаще используется на практике классификация, предложенная Б. П. Есиповым. В ее основе — ведущая дидактическая цель, место урока в системе уроков и других форм организации обучения.

При классификации уроков по дидактической цели под типом урока следует понимать модель урока, которая по своей дидактической конструкции, структуре, методике организации наиболее соответствует данной цели.

Типы уроков:

урок постижения новых знаний, умений и навыков (цель-ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений, навыков);

  • урок формирования и закрепления способов деятельности (цель — закрепление знаний, умений и навыков);
  • урок контроля и коррекции (цель — проверка и коррекция знаний, умений и навыков);
  • урок обобщения и систематизации (цель — обобщение и систематизация изученного);
  • комбинированный (смешанный) урок, направленный на решение педагогом сразу нескольких дидактических задач.

этапа урока

Таблица 2. Взаимосвязь этапов урока с учебными задачами.

Этапы урока

Учебные задачи этапа

Содержание этапа

Показатели выполнения учебных задач этапа

Организац.

Обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию

1.Приветствие.

2.Выявление отсутствующих.

3.Проверка готовности учащихся к уроку.

4.Проверка подготовленности классного помещения (рабочих мест учащихся и учителя) к уроку.

5.Организация внимания

Доброжелательный настрой учителя и учащихся;

-кратковременность организационного момента;

-полная готовность класса и оборудования урока к работе;

-быстрое включение класса в деловой ритм;

-организация внимания всех учащихся

Проверка Домашнего задания

Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками

1.Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса.

2.Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками

Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за сравнительно короткий промежуток времени (5-7 мин), установление типичных ошибок и их ликвидация

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Сформировать целенаправленный характер учебной деятельности. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения

1.Сообщение темы изучения нового материала.

2.Формулировкавместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.

3.Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению.

4.Постановка перед учащимися учебной проблемы

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

-эффективность восприятия и осмысления нового материала;

-понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

Усвоение новых знаний

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения

1.Организация внимания.

2.Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

3.Овладение содержанием материала, а также умениями и навыками рационально учиться

Если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся и их действия в процессе беседы, активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

Закрепление новых знаний

Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения

1.Углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка усвоения сущности новых понятий.

2.Закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике, в нестандартных ситуациях.

3.Выработка соответствующих навыков и умений

Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся:

-умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями;

-умение воспроизводить основные идеи нового материала;

-умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки

Итог урока

Подвести итоги урока. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

1.Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учеников работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

2.Мотивирование домашнего задания

Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка

4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие — в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целеосуществления. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовки учителя к уроку и проведения урока.

Опосредованная подготовка учителя идет непрерывно. Она связана с постоянным накоплением знаний, впечатлений, опыта, развитием способностей и личностных качеств учителя, изучением базовых пособий, научной и методической литературы, передового педагогического опыта.

Анализ программ и пояснительных записок к ним позволит выделить концептуальные цели и задачи программ, принципы и методы осуществления, особенности содержания, ознакомиться с требованиями к уровню знаний и умений учащихся, которыми они должны овладеть в результате освоения годичного программного материала, определить систему понятий, которые ученик должен усвоить в течение учебного года.

календарный тематический план на год.

Календарный тематический план определяет темы (разделы) изучения, почасовую разбивку по темам, последовательность изучения, типы уроков, фиксирует обобщающие и контрольные занятия, темы и виды самостоятельных работ, систематизирует последовательное освоение основных понятий, умений, навыков, а также конкретизирует внутрипредметные и межпредметные связи. При календарном планировании следует учитывать праздники, календарные изменения в природе, необходимость разнообразия видов художественной и познавательной деятельности учащихся, последовательное освоение художественных материалов и техник. Поскольку учитель изобразительного искусства лучше воспринимает образы, ему будет полезно сделать для себя предварительный календарно-иллюстративный план. В этом случае язык графики позволит увидеть целостность процесса обучения в заданиях для детей.

Можно выполнить такой план и на карточках, которые удобно хранить в конвертах по четвертям учебного года. В такую карточку легко вносить изменения в планировании.

Таблица 3. Примерная схема тематического плана (П. И. Пидкасистый, М. Л. Портов) Количество часов на всю тему — …

№ урока

Тема урока

Тип урока

ТЦУ

Методы обучения

Содержание

Виды самостоятельно й работы

Планируемые знания. умения, навыки

Виды контроля знаний и обратно й связи

Формы организаций учебной деятельности

Домашнее задание

1-й урок

2-й урок

3-й урок и т.д.

Такое прогнозирование дает учителю возможность четче представлять оценочные категории учебной деятельности, планировать систему уроков по изучаемой теме, заранее видеть необходимость подбора дополнительного учебного материала по темам, наглядных пособий. При составлении такого плана следует обращать внимание на особенности класса, для которого планируется учебная деятельность, и в зависимости от них корректировать процесс освоения предметного содержания. Такой план становится основой подготовки учителя к каждому уроку.

Поурочное планирование

Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. В ней учитель фиксирует важные моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих действий. При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете. В плане обычно указываются класс, с которым проводится урок, дата проведения урока, изучаемая тема, тема урока, номер урока по изучаемой теме (место урока в системе уроков), триединая цель урока и его задачи, тип урока, ход урока, распределение времени по этапам урока, время для самостоятельной работы учащихся с учетом фронтальной и индивидуальной работы учителя с детьми, основные элементы содержания проверяемого и нового материала, приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упражнения (задания должны быть предварительно освоены учителем), методы изложения, необходимое для организации учебной деятельности оборудование для учащихся и учителя, домашнее задание (если таковое необходимо).

Приведем пример краткого плана урока.

План урока:

7 класс. Урок № ….

Тема года:

Тема четверти:

Тема урока

Цель : Познакомить детей с произведениями великих русских художников

Задачи:

Образовательная: ознакомление с произведениями изобразительного искусства.

Воспитательная, Развивающая:

Тип урока

Форма: фронтальная

Оборудование:

План:

1. Организация класса (2 мин.)

2. Постановка темы урока (5 мин.)

3. актуализация знаний учащихся (5 мин.)

4. Вводная беседа (10 мин.)

5. Анализ произведений изобразительного искусства (20 мин.)

6. Итог урока (3 мин.)

Часто реальный ход урока по вполне объективным причинам не совпадает с запланированным, поэтому учителю необходимо предусмотреть возможность интерпретации содержания урока в сокращенном виде или возможность использования на уроке дополнительного материала. При подготовке к уроку полезно также провести анализ поурочных планов прошлых лет, сопоставление которых с новым планом даст возможность учителю корректировать свою деятельность.

Каждая учебная программа по изобразительному искусству предлагает свои темы и содержание, средства осуществления целей и задач обучения. Вместе с тем каждый учитель по-своему видит, воспринимает, чувствует, имеет разный эмоционально-ценностный опыт и т. д. Поэтому любая тема, проблема урока сначала осмысливаются учителем через собственное, субъективное прочтение. В идеале он становится произведением педагогического искусства.

Закономерно, что урок искусства, урок-образ должны строиться и проектироваться по законам искусства, а специфическая форма познания — переживания — должна стать особой формой обучения. Такой подход может быть реализован при внесении в урок принципа художественно-педагогической драматургии, когда замысел урока — его основная цель, сценарий урока — реализация замысла, а драматургия самого процесса урока — сюжет с наличием эмоционально-образных акцентов (эпилог, завязка, кульминация и развязка).

При этом сценарий урока строится на основе того содержания, которое должен усвоить ученик, а учебно-воспитательные задачи решаются на художественном материале самого предмета.

5. СОЗДАНИЕ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ УРОКА В 3 КЛАССЕ

Урок — произведение, которое во многом подчиняется законам искусства. Создание образа урока искусства опирается на закономерности создания художественного образа, а форма его проведения — на закономерности театральной драматургии. Взаимоотношения содержания и формы урока выражаются в его прологе, эпилоге, завязке, кульминации, концовке как средствах создания художественного образа урока, его драматургии. Такой подход к созданию урока осуществляется при создании проекта урока-образа.

Проект урока-образа

3 класс:

Тема четверти:

Тема урока: «

Вид: рисование с натуры

Цель: Научить анализировать формы, строение, пропорции листка дуба и клёна.

Задачи:

Образовательная: ознакомление с произведениями изобразительного искусства; систематизация первоначальных представлений о деревьях и листьях;

Воспитательная:, Развивающая:

Форма: фронтальная

Тип урока:

План:

1. Организация класса (2-3 мин.)

2. Постановка темы урока (2 мин.)

3. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

4. Вводная беседа (2 мин.)

5. Анализ произведений изобразительного искусства (3 мин.)

6. Работа над новым материалом. (3 мин.)

7. Педагогический рисунок (10 мин.)

8. Самостоятельная работа учащихся (15 мин.)

9. Итог урока (5 мин.)

Ход урока I. Организация класса.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка красок к работе.

Учитель. Ребята, подготовьте к работе краски.

Надо в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.

П. Постановка темы урока.

  • Сегодня мы продолжаем разговор о красоте осени. Тема сегодняшнего урока — «Осенние листья».

III. Актуализация знаний учащихся.

  • Мы с вами недавно ходили в осенний парк. Вспомните свои впечатления об этой прогулке. Днем еще тепло, и солнце из своего поднебесного далека посылает на землю прощальные нежные лучи. Поэт так сказал об этом времени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

  • Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф. И. Тютчев

IV. Вводная беседа.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-желтых кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы…

Хорошо в осеннем цветистом лесу…»

ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь?

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Ф. И. Тютчев

Есть две осени. Одна — радостная, пышно убранная, богатая урожаем, и другая — невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Эту осень зовут у нас в России поздней осенью.

И к каждой осени у нас особая любовь. Первую любят за щедрость, с какой она отдает богатство своих полей, садов. За ясные дни, умытые белой пеной облаков и прохладой голубого неба. За красоту лесов, как бы писанных золотой и багряной краской. Вместе с остатками зелени это создает такое обилие цветовых оттенков, что глаза человека будто кружатся в карнавальном танце. Тогда лес еще полон жизни. Трусит сытый зверь, отяжеленный летним жиром, иная птица готовится к отлету, собираясь шумными стаями в полях, другая летает по-прежнему, но уже с осенней повадкой, реже теперь подают они свой голос, не слышно переливов птичьего пения. Но нет еще той пустой тишины, что ожидает испуганный лес зимой.

Осенью лес еще щедр для зверя и человека. Спозаранку приминает подмерзшую траву нога грибника. Идет человек с корзиной и палкой, ступает чуть слышно — лес не любит шума, он молчалив. И расположить его к себе может не каждый. Не любому он расскажет о себе и откроет свои кладовые. Но знатока он наградит полным кузовом крепких молодых грибов, а в придачу откроет редкие виды своей красоты.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа — лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими — деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она под кистью художника начала медленное движение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Крутой пригорок, на котором растут тоненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие для нашего взгляда.

Художник создал отчетливую дистанцию между зрителем и миром, изображенным на полотне, чтобы заглянуть как бы со стороны, извне, постепенно вжился в эпически-величавый пейзаж русской осени. Эта дистанция помогает увидеть, как постепенно разворачивается пространство, заключенное в пейзаже И. И. Левитана.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

Всматриваясь в картину детальнее, мы замечаем, что художник написал ее широким мазком. Посмотрите, каким плотным слоем он накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину изображаемого пространства, тем менее густыми становятся мазки, тем легче и бережнее касается художник кистью поверхности холста.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.

VI. Работа над новым материалом.

Учитель. Не только мир насекомых, но и формы растительного мира отличаются особенным разнообразием. Листья трав и деревьев, благодаря большому разнообразию их формы, являются прекрасным учебным материалом. Рассмотрим и сравним по форме листья клена и дуба.

¦На какую геометрическую форму похож лист дуба?

Верно, лист дуба имеет сложную геометрическую форму. Если обобщить его форму, то она больше всего будет похожа на овал.