Драматургическая социология Гофмана

Курсовая работа

:

Драматургическая социология – одна из видов символического интеракционизма и разумеющей социологии. Творцом данного направления общеизвестно Ирвинга Гофмана, учащегося Мида. У Э.Гофмана мир взаимодействия жителей нашей планеты – поле забавы, умысел коей надобно установить средством социологического изыскания. В базе социодраматургической возможности лежит сопоставление ежедневного мира с театральным деянием.

Общественное взаимодействие он давал как нескончаемую вереницу маленьких драм, которые доводятся с любым среди нас, и где мы в виде актёров играем самих себя. Хоть какое ежедневное событие на самом деле собственной давно в наличии драматическое представление, ибо мы в том числе и в кругу недалёких постоянно надеваем и снимаем общественные маски, сами творим сценарии любой грядущей ситуации и раскрываем её по неписанным социальным правилам, сделанным обыкновениями и обычаями или нашим воображением и фантазией.

Каждый человек на протяжении дня посещает задействован незамедлительно в нескольких «театрах жизни» — в семье, на свежем воздухе, в транспорте, в торговом центре, на работе. Нежели в большем численности соц групп и обстановок мы примем участие, тем более соц ролей выполняем. В «театре жизни» конец пьесы безызвестен и её невозможно выиграть поновой. В жизни почти все драмы соединены с серьёзным риском, время от времени с риском для проживания, и большая часть из их разворачивается по безызвестному для актёров сценарию.

Созданный им «драматургический» расклад к межличностному общению дозволяет почти все взять в толк в нашем ежедневном поведении. Его осознание «Я» было сформировано его драматургическим раскладом.

Тема актуальна, ибо в идущем в ногу со временем сообществе вопросцы, связанные с межличностными отношениями жителей нашей планеты вызывают энтузиазм. XXI век — век информационного сообщества, как скоро увеличивается роль всевозможных средств коммуникации, нередко «живое» обращение жителей нашей планеты заменяется виртуальным общением в сети, ускоряется жизненный темп жителя нашей планеты. С развитием инфраструктуры, свежих технологий и, как говорится, с ускорением ритма жизни изменяется и форма взаимодействий.

Объект – драматургическая социология

Предмет – возможность применения драматургической социологии

Цель работы: Изучение темы «Социально-драматургический подход в социологии: предмет теоретического интереса и основные понятия (по Гофману)» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

4 стр., 1559 слов

Роль социологии в современном обществе

... жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Социология изучает разные уровни социальной реальности и в силу этого имеет определенную структуру. В современной социологии ... социологические знания в наше время играют важную роль в прогнозировании, а также в воздействии на слои населения, является важным показателем мнения народа, в виде результата ...

Задачи работы:

1. Выявить интеллектуальные истоки драматургической социологии

2. Проанализировать интерпретации и открываемые перспективы ее теоретизирования

3. Изучить методологические принципы драматургической теории

4. Проанализировать возможности ее применения в прикладной социологии

ГЛАВА 1. ИРВИНГ ГОФМАН – СОЦИОЛОГ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА

§1.1. Интеллектуальные истоки. Основные понятия

Ирвинг Гофман – американский социолог, социальный психолог, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии и 73-й президент Американской социологической ассоциации. Человек, известный, прежде всего, своими работами: «Представление себя другим в повседневной жизни», «Анализ фреймов», «Сумасшедший дом», «Стигма», «Где действие», «Порядок социального взаимодействия» и другими. Эти труды оказали значительное влияние на социологию.

На этапе учебы в Чикагском университете из социологов-классиков Гофману наиболее интересными кажутся работы Дж. Г. Мида, главным объектом научных интересов которого было изучение социальных действий – поступков, которые приобретают определенный смысл только в обществе, связаны с исполнением социальных ролей. Его концепцию называют «символическим интеракционизмом». Поскольку она рассматривает символические элементы взаимодействия людей в обществе. Отправной точкой теоретической концепции Мида является — приоритет социального над индивидуальным. Социальное действие в отличие от обыкновенного действия обязательно включает как минимум двух людей. В его основе лежит жест – действие, которое рассчитано на ответную реакцию окружающих. То есть, если реакция происходит на бессознательном уровне, то жест является «незначащим», если реакции предшествуют размышления, то жест приобретает социальное значение. Так же Мид рассматривал способность человека рассматривать себя не только как субъекта, но и в качестве объекта (то есть умение видеть себя со стороны глазами других людей).

Такую способность Мид называл «самость» (self).

Самость – социальное качество. Оно не является врожденным у людей и отсутствует у животных. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии:

1.Стадия ролевых игр (Play).

В отличие от животных, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить разные социальные роли, изображать разных людей (учителя, врача и т.д.).

В процессе этих игр ребенок учится оценивать себя с точки зрения конкретных других людей.

2.Стадия коллективных игр (Game).

Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходит ся ставить себя на место каждого участника этой игры. Игры такого рода развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести прятки. Футбол и т.д. Здесь ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для него установками.

В структуре самости Мид выделял два компонента – me и I.

2 стр., 957 слов

«Кино в жизни человека» — роль и значение в современном мире

... «Войны и мира» в 1966 году посмотрело 58 миллионов человек. Фильм стал лидером проката в СССР. Киноиндустрия сейчас Трудно переоценить роль кино в жизни человека, особенно сейчас, когда в эпоху интернета можно посмотреть ...

Первый компонент, me – это совокупность норм, установок и ценностей, которыми руководствуется человек. Второй компонент, I – представляет непосредственную реакцию индивида на других. Любое действие человека может быть рассмотрено через призму взаимодействия I и me. Me предлагает набор стандартизированных реакций, а I отвечает за выбор какой-либо из них. Вместе они составляют Self. Me позволяет человеку комфортно существовать в социальном мире, а I предохраняет людей от застоя.

Аналогично Мидом было представлено понятие соц роль. Он высказывал мнение, что совершеннолетние индивиды аналогично промышляют принятием посторонних ролей в общественном поведении для выработки ролей собственных. Наиболее поздние концеции ролей соединены с вблизи наиболее деликатных понятий. Ролевая дистанция – термин, который предложил Гофман, разговаривает о отдаленности самого индивидума от той роли, которую он выполняет. Данное понятие содействует проведению весомого отличия меж ожиданиями в отношении общественных ролей, исполнением роли и привязанностью индивидума к собственной роли, потому что исходя из убеждений ролевой дистанции исполнитель роли способен необъективно отдаляться от нее. Аналогично Гофман придумал концепцию драматического ролевого представления, которое содержится в выделении ответственного старания к выполнению роли так, дабы сделать желанное воспоминание у иных. Поведение регулируется методом согласования не совсем только с ролевыми притязаниями, да и с ожиданиями общественного окружения. Индивид, принимая во внимание специфику находящихся вокруг его соц общностей, разнообразно преподносит себя, как скоро присутствует в какой-нибудь аудитории, функционирует в роли так, собственно выдает драматическую картину собственного Я.

Веский взнос в становление ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так именуемую статусно-ролевую концепцию. Учитывая мнение Линтона, для определения взаимосвязи индивидума с всевозможными системами сообщества довольно комфортны эти определения как «статус» и «роль». Статус, считает оно, таковое место, которое индивидум занимает в этой системе. А понятие роль используется им для описания необходимой суммы культурных образчиков поведения, связанных с неким статусом. Учитывая мнение Линтона, следовательно, роль включает установки, ценности и поведение, указываемое сообществом для любого из всех жителей нашей планеты, имеющих явный статус. Из данного идет, собственно роль представляет из себя наружнее поведение, считается динамическим нюансом статуса, тем, собственно индивидум обязан устроить чтобы оправдать занимаемый им статус.

Аналогично к интеллектуальным истокам возможно отнести условный интеракционизм – направление в социологии и общественной психологии, кладущее в базу анализа социокультурной действительности общественные взаимодействия, взятые в их символическом выражении. Условный и интеракционизм представил на суд общественности несколько мыслей, которые оказались схожими неким положениям разумеющей социологии (общение к внутренним текстурам персоны, к культурной проблематике, к анализу языка, к принципу конструируемости общественной действительности и т.п.).

Кули исходил в собственных построениях из признания общественной природы жителя нашей планеты и заявлял примат изначальных общественных групп для социализации и самоопределения индивидума. Он ведь распознавал обретаемымивнимание на языке и культуре в их знаковой функции для понимания взаимодействия «Я» и «Иного» (наше отношение к иному детерминируется нашими представлениями о ином, но не тем, нежели он считается по сути).

53 стр., 26280 слов

Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического ...

... работе уточнены и конкретизированы следующие понятия: личность, социальная среда, процесс социализации, социализация в группе, социальная роль, социометрический статус, самооценка, творчество, коллективное творческое дело. ... КТД, разрабатываемого в рамках данной дипломной работы «История школы», в которой обучаются испытуемые. Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает ...

Не ниже актуальны мысли Томаса о расположенности, фиксируемой в установках и ценностных ориентациях индивидов к явному поведению и о вероятности явного поведения индивидов, задаваемой конструированием индивидами личных обстановок в актах их оценки. Отсель так именуемая «аксиома Томаса»: когда ситуации ориентируются как настоящие, они настоящи по собственным результатам. Аналогично тут рассматривается понятие взаимоприспособление. Которое поддерживается тем, собственно люди: срабатывают в соединениях; создают «репетиции в воображении» готовы в рефлексии «отстраняться» от ситуации и обдумывать себя как «отдельность», ну а в итоге – «держать паузу» и превращать себя в объект для себя самого; готовы «принять роль иного»; переопределяя обстановку, «встраивать себя в нее» и так далее

Сюда ведь у нас есть возможность отнести феноменологическую социологию Альфреда Щюца, который доказал, собственно метод, при помощи которого люди дают содержание находящемуся вокруг миру, не классифицируется чисто личным. Люди употребляют «типизации» — понятия, означающие классы вещей, которые они выражают.Таким образом, можно сказать, что развитию драматургической социологии послужили теории, предметом изучения которых становится изучение деятельности людей, их поведения, интеракций. Всякие общественные системы и образования рассматриваются как вторичные по отношению к коллективной деятельности человека, которая рассматривается как первичное в обществе. Теории, фундаментом которых являются элементарные повседневные значения человеческих действий.

§1.2. Суть драматургической социологии

Практически все работы Ирвинга Гофмана вызывали бурную и неоднозначную реакцию академического сообщества. Основной вопрос разгоравшихся споров – можно ли считать Гофмана социологом и если да, то является ли его драматургический подход органической частью социологической традиции?