Трагедия принца Гамлета

Курсовая работа

Основная часть

1) История сюжета.

Легенду о «Гамлете» впервые записал в конце ХII века датский летописец Саксон Грамматик. Его «История датчан», написанная на латинском языке, была напечатана в 1514 году.

Сюжет трагедии «Гамлет» был заимствован Уильямом Шекспиром из данного датского источника. Однако Шекспир не просто скопировал сюжет, а внес в него свои изменения и разработал его на свой лад.

Главный герой пьесы — принц Гамлет, который возвращается в родной Данию после смерти своего отца, короля. Гамлета охватывает печаль и гнев, когда он узнает, что его отец был убит своим братом Клавдием, который затем женился на матери Гамлета, Гертруде. Гамлет сталкивается с моральными дилеммами и внутренним конфликтом, когда ему является призрак его умершего отца и просит его отомстить за его смерть.

Гамлет начинает разыскивать доказательства, чтобы убедиться в виновности Клавдия, и при этом он притворяется безумным. В ходе своих действий Гамлет устраивает спектакль, который повторяет обстоятельства смерти его отца, и наблюдает за реакцией Клавдия. Гамлет также имеет романтические чувства к Офелии, дочери придворного советника Полония.

В конце пьесы происходит финальная сцена, в которой Гамлет и Клавдий сражаются на мечах, и оба умирают. Перед смертью Гамлет просит своего друга Горацио рассказать всем правду о том, что произошло.

Таким образом, сюжет трагедии «Гамлет» представляет собой историю предательства, мести и смерти, а также исследует темы внутреннего конфликта, моральности и смысла жизни.

Гамлет Шекспира и его происхождение

Легенда о родовой мести — основная тема, которую можно увидеть в истории Гамлета, повествование о котором существовало задолго до того, как Шекспир создал свою пьесу. Название произведения стало своеобразным символом всей трагической истории. Тем не менее, автор своим произведением осмыслил образ персонажа по-иному.

Гамлет в драме Шекспира почти современник автора. Вместе с героем, Шекспир перелистывает десятки книг в библиотеке Виттенбергского университета, стараеться разгадать тайны человеческой души и природы. Его герой незаметно выходил из границ своего средневековья и приобщал к мечтам и спорам людей, веривших в силу человеческого ума и красоту человеческих чувств.

По мнению исследователей, автором дошекспировского «Гамлета» мог быть Томас Кид. Однако возможность действительно узнать, как была изменена пьеса для создания произведения Шекспира, нет.

2 стр., 695 слов

По произведению Гамлет Шекспира

... считается нормой в обществе. Герой Гамлета является примером того, что человек может сохранять свою доброту и ... Гамлет начинает видеть мир по-другому. Он мучается сомнениями и верит, что смерть его отца была вызвана руками его собственного брата. Он видит, что окружающие его люди ... добра со злом, которая пронизывает человека и мир, является главной темой произведения. Главный герой произведения верит, ...

Историческое значение Гамлета

Гамлет Шекспира стал символом эпохи Возрождения, когда общество стремилось понять мир человеческой души и ее чувств. Произведение автора стало одним из наиболее значимых творений литературного наследия английской культуры.

Гамлет стал не только образцом классической трагедии, но и основой для создания последующих произведений. Анализ романов Густава Флобера и Марселя Пруста, где есть отголоски образа Гамлета, показывает его влияние на мировую литературу.

Заключение

Трагедия Гамлета Шекспира стала именем нарицательным и стала значительной частью наследия мировой культуры. Без сомнения, произведение останется в качестве хрестоматийного материала в литературных школах и университетах еще много лет и является образцом классической английской драмы.

1) Гамлет как символ трагедии и моральной гибели

Сюжет трагедии, заимствованный из средневековой легенды о Гамлете, принце датском, возлагает на героя заботы и обязанности, не связанные с трагедией гуманизма, возрождения. Принц обманут, оскорблен, обокраден, он должен отомстить за коварное убийство отца, вернуть себе корону. Но какие бы личные задачи не решал Гамлет, какими бы муками не мучался, — во всем сказывается его характер, его умонастроение, а через них, духовное состояние, испытанное, вероятно, самим Шекспиром и многими его современниками, представителями молодого поколения: это состояние глубочайшей потрясенности.5

В эту трагедию Шекспир вложил все мучительные вопросы своего века, и его Гамлет перешагнет через столетия и протянет руку потомкам.

Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим людям, из которых чуть ли не каждый имеет о нем свое мнение.

2) Внутренняя драма Гамлета

Хотя гибель человека трагична, все же трагедия имеет свое содержанием не смерть, а моральную, нравственную гибель человека, то, что привело его на роковой путь, заканчивающийся гибелью.

В этом случае истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился. Когда увидел ужасные стороны жизни — коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, — предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.6

Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Лаэрту, Полонию, он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла.

Но мириться он не мог, а как бороться, и главное, как победить, уничтожить зло, — он не знал. Причина трагедии Гамлета, таким образом, коренится в благородстве его натуры.

Развитие трагедии Гамлета

Трагедия Гамлета представляет собой трагедию познания человеком зла. Вначале жизнь датского принца была безмятежной и полной надежд: он жил в семье, окруженной любовью родителей, наслаждался взаимной привязанностью прекрасной девушки, обладал верными друзьями и занимался науками. Но внезапно всё изменилось.

16 стр., 7753 слов

Трагедия Шекспира «Гамлет»

... Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» наиболее знаменитая из пьес драматурга. По мнению многих ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. ... как она, казалось, так любившая отца, могла совершить такую гнусную поспешность ... глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Трагедия ...

Смерть отца, замужество матери за брата ушедшего отца, и открытие правды о его смерти вызвали у Гамлета глубокое потрясение. Его прежняя вера в людей и значимость человеческих отношений была подорвана. Это отразилось и на его отношениях с Офелией, так как пример матери заставил его посмотреть на женщин в другом свете.

Гамлет, хоть и готов к действиям, сталкивается с непередаваемой сложностью ситуации. Не просто мстить за убийство отца, Гамлет сталкивается с духовной драмой, разорванным между желанием действовать и борьбой с самим собой.

3) Месть Гамлета. Противоречие в поведении героя.

Гамлет испытывает внутреннее раздвоение, терзая себя за бездействие, осознавая, что слова не помогут, но не предпринимая конкретных действий. Его путь к мести тесно переплетен с его внутренним конфликтом и поиском истинной значимости своих поступков.

Гамлет: «вечный» герой Шекспира

Влияние Гамлета на мировую литературу и культуру сложно переоценить. Чуть ли не каждое поколение находит в этом герое новый смысл и новую интерпретацию. Однако, чтобы понять универсальность образа Гамлета, необходимо изучить его характер и духовную борьбу, которые казались незыблемыми для человечества в любую эпоху и обстановку.

Уникальность гамлетовского характера

Одним из главных отличительных признаков Гамлета является его внутреннее колебание и рефлексия. Это вызвано внутренним потрясением от «моря бедствий», повлекшим за собой сомнение в нравственных и философских принципах. Его раздвоенность и противоречивость олицетворяет глубинные проблемы нашего существования и поэтому остается актуальным в любое время.

Гамлет и причины его нерешительности

Гамлет, несмотря на желание действовать, страдает нерешительностью. Его совесть и моральные принципы мешают ему принять быстрое решение. Многие исследователи считают, что одной из основных причин этого является колебание между мыслью и волей, а также наличие двойственного состояния современника, который унаследовал голоса и силы других эпох.

Борьба Гамлета с моральным злом

Гамлет четко осознает свою непримиримость к злу, но не знает, как бороться с ним. Для него борьба имеет преимущественно моральный смысл. Когда Гамлет узнает о намерении Клавдия убить его, он понимает, что продолжать бесконечно размышлять – «забвение скотское иль жалкий навык», и решает действовать без колебаний. Однако, его позднее решение отложить убийство Клавдия до более подходящего момента свидетельствует о том, что для него не просто важна сама борьба, но и моральность действия.

Заключение

Гамлет – герой, который остается актуальным на протяжении многих столетий. Его характер и непримиримость к злу являются универсальными. Безусловно, Гамлет остается одним из наиболее интересных персонажей в литературе и искусстве, который продолжает вдохновлять писателей, художников и режиссеров во всем мире.

Гамлет – одинокий борец за справедливость. Он борется против своих врагов их же средствами. Противоречием в поведении героя является то, что для достижения цели он прибегает к тем же, если угодно, безнравственным приемам, что и его противники. Он притворяется, хитрит, стремится выведать тайну своего врага, обманывает и, как это не парадоксально, – ради благородной цели оказывается виновным в смерти нескольких лиц. За Клавдием есть вина в смерти только одного прежнего короля. Гамлет же убивает (правда ненамеренно) Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденсона, убивает Лаэрта и, наконец, короля; он также косвенно виновен в смерти Офелии. Но в глазах всех он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников. 12 Полоний гибнет от руки Гамлета. Значит, Гамлет выступает мстителем за то самое, что он совершает по отношению к другому.

4 стр., 1603 слов

Вечный образ» Гамлета в трагедии Шекспира «Гамлет

... Шекспира). Гамлет — одна из самых загадочных фигур мировой литературы. Вот уже несколько столетий писатели, критики, ученые пытаются разгадать загадку этого образа, ответить на вопрос, почему Гамлет, узнав в начале трагедии ... от художественного творчества. Обычно вечные образы выступают как знак, символ, мифологема (т. ... прямо или косвенно виновен в смерти Полония, Офелии, Розенкранца, Гильденстерна, ...

Быть или не быть.

Еще одна тема с большей силой возникает в пьесе — бренность всего сущего. Смерть царит в этой трагедии от начала до конца. Она начинается с появления призрака убитого короля, в ходе действия погибает Полоний, потом тонет Офелия, едут на верную смерть Розенкранц и Гильденстен, умирает отравленная королева, погибает Лаэрт, клинок Гамлета наконец достигает Клавдия. Умирает и сам Гамлет, ставший жертвой коварства Лаэрта и Клавдия.

Это наиболее кровавая из всех трагедий Шекспира. Но Шекспир не стремился поразить сознание зрителя историей убийства, уход из жизни каждого из персонажей имеет свое особое значение. Наиболее трагична судьба Гамлета, поскольку в его образе истинная человечность, соединенная с силой ума, находит самое яркое воплощение. Соответственно такой оценке его смерть изображена как подвиг во имя свободы. 13

Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после первого появления перед зрителями, он выдает затаенную мысль: жизнь стала так отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. О смерти размышляет он в монологе «Быть или не быть?». Здесь героя волнует сама тайна смерти: что она такое — или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь? Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы из опасения попасть в этот неведомый мир.

Гамлет сосредоточивается на мысли о смерти, когда, атакуемый упрямыми фактами, и тягостными сомнениями, не может по-прежнему упрочить мысль, в быстром течении все вокруг движется, и не за что зацепиться, даже не видно спасительно соломинки. 14

В монологе третьего акта (Быть или не быть) Гамлет четко определяет дилемму, перед которой он стоит:

  • покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы, Иль, ополчась на море смут, сразить их, Противоборством? 15

Все тяжелее давит на его плечи бремя клятвы. Принц упрекает себя в излишней медленности. Дом мести отодвигается, тускнеет перед глубочайшими вопросами о судьбах века, о смысле жизни, которые встают перед Гамлетом во всю ширь.

Быть — для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем глубже он познает людей, жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и осознает, что бессилен сокрушить его такой одинокой борьбой.

Разлад с миром сопровождается внутренним разладом. Былая вера Гамлета в человека, прежние его идеалы сокрушены, надломлены в столкновении с реальностью, но он не может отрешиться от них до конца, иначе он перестал бы быть собой.

2 стр., 722 слов

Мое отношение к Гамлету ( по трагедии «Гамлет» Шекспира)

... — уже в первом акте трагедии говорит офицер Марцелл, один из второстепенных персонажей пьесы. Гамлет считает своим долгом вступить в ... И этим он вызывает бесспорное уважение. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО ... виновным в смерти нескольких человек: убит Полоний, отправлены на верную смерть Розенкранц и Гильденстерн, от руки Гамлета погибают Лаэрт ...

Гамлет — человек феодального мира, призванный кодексом чести отомстить за смерть отца. Гамлет, стремящийся к целостности, переживает муки раздвоения; Гамлет, восстающий против мира — муки тюрьмы, чувствует на себе его оковы. Все это рождает непереносимую скорбь, душевную боль, сомнения. Не лучше раз покончить со всеми страданиями. Уйти. Умереть.

Но Гамлет отвергает мысль о самоубийстве. Но не надолго. После того, как мщение совершилось, герой гибнет, в землю его сводит бремя, которое он не может ни снести , ни сбросить.

Введение

Трагедии Вильяма Шекспира считаются одними из величайших произведений мировой литературы. Они не только являются образцом классической драмы, но и до сих пор остаются актуальными и важными для современного читателя. Одной из самых известных трагедий Шекспира является «Гамлет». В данной работе мы рассмотрим основные аспекты этой трагедии, ее главных персонажей и темы, а также ее значение для современного общества.

Основная часть

Главным героем трагедии «Гамлет» является принц Датский, который после смерти своего отца оказывается втянутым в сети интриг и предательств. Гамлет испытывает отвращение к своему злобному дяде Клавдию, который убил его отца и женился на его матери. В своей борьбе с мерзким Клавдием Гамлет оказывается в плену сомнений и неспособен полностью понять и объяснить происходящие события. Однако он сохраняет свое высокое достоинство и идет к своей гибели с честью.

Гамлет уверен, что история его жизни должна послужить уроком, предостережением и призывом к действию для других людей. Он приказывает своему другу Горацио раскрыть причины всех происходящих событий. Гамлет свидетельствует о трагических противоречиях истории и о ее работе по очеловечиванию человека.

Значение трагедий Шекспира

В трагедии «Гамлет» отсутствует безысходный пессимизм. Идеалы трагического героя неистребимы и величественны, и его борьба с порочным и несправедливым миром должна стать примером для других людей. Это придает трагедиям Шекспира значение, которое актуально во все времена.

В трагедиях Шекспира можно выделить две развязки. Одна из них является непосредственным завершением борьбы и заключается в гибели героя. Другая развязка выходит за рамки произведения и предлагает будущее, которое способно воспринять и обогатить несбывшиеся идеалы Возрождения. Трагические герои Шекспира испытывают особый подъем духовных сил, который возрастает вместе с опасностью, создаваемой их противниками.

Таким образом, сокрушение социального зла является величайшим личным интересом и страстью героев Шекспира. Именно поэтому они остаются современными и важными для нашего общества.

Заключение

Трагедии Вильяма Шекспира, включая «Гамлет», не только являются образцом классической драмы, но и имеют глубокое значение для современного общества. Идеалы трагического героя, его борьба с порочным миром и стремление к справедливости остаются актуальными и вдохновляющими для каждого читателя. Трагедии Шекспира продолжают вносить вклад в развитие литературы и культуры на протяжении многих поколений.

1 стр., 498 слов

Образ Гамлета в трагедии Шекспира «Гамлет»

... укоряет даже близких людей в обмане. В противостоянии героя внешнему миру лежит основной конфликт трагедии. Гамлет страдает, потому что ... не наказано. В образе принца соединились, как индивидуальные черты необычной личности, так и черты эпохи. Понравилось сочинение? А вот ... вскоре ситуаций. В уста главного героя Шекспир вкладывает много серьезных размышлений об устройстве мира. Поэтому Гамлет так часто ...

Список использованной литературы

  1. Шекспир В. Избранное. В 2-х частях//Сост. авт. статей и коммент. А. Аникст. — М., 1984г.
  2. Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии Т.1: Пер. с англ.//Сост. Д. Урнова — М., 1989г.
  3. М.А. Барг. Шекспир и история. — М., 1976г.
  4. Н.И. Муравьева. Зарубежная литература. — М., 1963г.
  5. В. Шекспир. Трагедии — сонеты. М., 1968г.
  6. М.В. Урнов, Д.М. Урнов. Шекспир. Движение во времени. – М., 1968г.
  1. Зарубежная литература//Сост. В.А. Скороденко — М., 1984г.

  1. Список использованной литературы  1

    В.А. Дубашинский. Вильям Шекспир. — М., 1978г.