«Миниатюризм» Шопена в контексте эстетики эпохи романтизма

Курсовая работа

Актуальность, Целью курсовой работы

Задачи исследования

Объект — процесс зарождения миниатюризма в творчестве романтиков, на примере творчества Ф. Шопена.

Предмет — музыкальная миниатюра Шопена.

Данная тема уже была частично рассмотрена многими исследователями творчества Фридерика Шопена, такими как И. Бэлза, А. Соловцов и проч.

Структура и объем работы:

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.

Объем работы — 23 страницы.

1. Романтизм и его связь с музыкой и её формами

1.1 Романтизм в музыке

В музыке романтизм как направление складывается в 1820-е гг.; Ранее всего музыкальный романтизм появился в Австрии (Ф. Шуберт), в Германии (К.М. Вебер, Р. Шуман, Р. Вагнер) и Италии (Н. Паганини, В. Беллини, ранний Дж. Верди и др.), несколько позднее — во Франции (Г. Берлиоз, Д.Ф. Обер), Польше (Ф. Шопен), Венгрии (Ф. Лист).

В каждой стране он обретал национальную форму; порой и в одной стране складывались различные романтические течения (Лейпцигская школа и Веймарская школа в Германии).

Если эстетика классицизма ориентировалась на пластические искусства с присущими им устойчивостью и завершенностью художественного образа, то для романтиков выражением сути искусства стала музыка как воплощение бесконечной динамики внутренних переживаний Конен В. История зарубежной музыки, 3 вып., М.: Музыка, 1984. С. 170..

Музыкальное искусство восприняло такие важнейшие общие тенденции романтизма, как антирационализм, примат духовного и его универсализм, сосредоточенность на внутренним мире человека, бесконечность его чувств, настроений. Отсюда особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность, свобода выражений. Как романтическим писателям, музыкальным романтикам присущ интерес к прошлому, к далеким экзотическим странам, любовь к природе, преклонение перед народным искусством. В их сочинениях были претворены многочисленные народные сказания, легенды, поверья. Народную песню они рассматривали как праоснову профессионального музыкального искусства.

Фольклор был подлинным носителем национального колорита, вне которого они не мыслили искусства.

Романтическая музыка

Романтическая музыка существенно отличается от предшествующей музыки венской классической школы. Она менее обобщена по содержанию и отражает действительность через индивидуальные, личные переживания человека. Художник воплощает свои переживания во всем их богатстве оттенков. Романтическая музыка характеризуется тяготением к сфере характерного и портретно-индивидуального.

15 стр., 7444 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

... следует начинать на ранних стадиях формирования личности. Из всего вышесказанного следует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мы выбрали именно ее. Тема: Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми ... столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам. Сказочные, ...

В романтической музыке широко представлены ирония, юмор и гротеск. Она также усиливает национально-патриотическую и героико-освободительную тематику. Значительное значение приобретают музыкальная изобразительность и звукопись. (Кремлев Ю.А. Очерк Жизни и творчества Ф. Шопена. М.: Музыка, 1971. С. 354).

Выразительные средства

Существенно обновляются выразительные средства в романтической музыке. Мелодия становится более индивидуализированной, рельефной и внутренне изменчивой, отзывчивой на тончайшие сдвиги душевных состояний. Гармония и инструментовка становятся более богатыми, яркими и красочными. В романтической музыке увеличивается роль сопоставлений и свободных сочетаний разных характерных эпизодов. Музыка «очеловечивается».

Инструментальная музыка

В инструментальной музыке романтизма остаются определяющими жанры симфонии и мерного инструментального ансамбля, такие как соната для фортепьяно и для других инструментов. Однако эти жанры претерпевают преобразования изнутри. В инструментальных сочинениях ярче проявляются тенденции к музыкальной живописи.

В романтической музыке возникают новые жанровые разновидности, такие как симфоническая поэма, сочетающая черты сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла. Появление этой формы связано с музыкальной программностью, которая становится одной из форм синтеза искусств и обогащения инструментальной музыки через единение с литературой. Также появляется новый жанр — инструментальная баллада.

Склонность романтиков к восприятию жизни как пестрой череды отдельных состояний, картин и сцен приводит к развитию различных видов миниатюр и их циклов. (Карташова И.В. Романтизм. Открытия и традиции. Калинин, 1988. С. 48).

1.2 Романтизм в литературе

Романтизм — это прежде всего особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на первый план, уродует, искажает подлинную природу человека, не позволяет проявиться его сущности, оно в условиях буржуазной действительности разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям.

Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества — гуманности, свободе, братству, к гармонии с самим собой.

Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Следовательно (и это очень важно), романтизм — не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме. Причем критика бездуховности задана романтическому искусству изначально, вытекает из самой сути романтического отношения к общественной жизни.

4 стр., 1522 слов

Романтизм в русской музыке

... русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.Искусство Глинки отражает высокие идеалы русского искусства. В его опере ...

Изучая романтизм, можно отметить, что он раскрывает разность между миром «духа» и миром «матери». Эту дуалистичность осознали многие авторы и сумели превратить ее в содержательный контраст в своем творчестве. Глубокий разрыв между духовным и материальным сложно не заметить при прочтении произведений Байрона или Лермонтова . В их творчестве также характерна контрастность, причем она выражается не только в отдельных образах, но и во всей композиции произведений.

Раскрывая в своих работах образы героев, олицетворяющих индивидуализм и одиночество, романтики вместе с тем жестко критикуют тех, кто пренебрегает 되ковеческими ценностями в погоне за удовольствиями или обогащением. Так, в романтической литературе часто встречаются образы людей, томимых индивидуализмом и внутренней пустотой, но их не представляют в роли героев.

Анализируя вышесказанное, следует отметить, что романтизм стремится показать подлинную ценность человека, освободив его от разрушительного влияния частнособственнической психологии. «Подлинная героика», по мнению романтиков, утверждает значение человека через служение идеалам человечества, через максимально возможную пользу, которую он может приносить обществу и миру.

Таким образом, было проведено исследование характерных особенностей романтического миропонимания, показаны основные принципы, которыми руководствуются романтики в своем творчестве.

Введение

Романтическое искусство олицетворяет центральную роль человеческой личности, ее духовного мира, идеалов, тревог и печалей в условиях буржуазного общества. Жажда свободы и независимости являются важными составляющими романтического миропонимания. Романтические герои страдают от отчуждения и беспомощности перед необходимостью изменить свое положение. Жанры, наиболее полно отражающие сущность романтического миропонимания, включают трагедии, драматические, лиро-эпические и лирические поэмы, новеллы и элегии. Романтизм раскрывает несовместимость истинно человеческого с принципами частной собственности, что придает ему большое историческое значение. Он вводит в литературу образ борца, который, несмотря на свою обреченность, действует свободно, осознавая, что борьба необходима для достижения цели.

Особенности романтического искусства

Основной чертой романтиков является широта и масштабность художественного мышления. Для выражения идей общечеловеческого значения они используют христианские легенды, библейские сказания, античную мифологию и народные предания. Поэты романтического направления прибегают к фантастике, символике и другим условным приемам художественной изобразительности, что позволяет им показывать действительность в широком размахе, недоступном для реалистического искусства (Мартыненко А.В., 2008).

Романтики часто задают философские и мировоззренческие вопросы, хотя при этом не отвергают изображение повседневной прозаической реальности. В драматической поэме романтической литературы конфликт обычно строится на столкновении идей и целых мировоззренческих концепций, а не характеров (Байрон, Шелли).

Это выводит искусство за пределы реалистической конкретности, придающей ему более широкий художественный диапазон.

Важно понимать, что такое «миниатюризм» в искусстве и как он проявляется. Мы можем встретить миниатюры в каких угодно формах искусства: в живописи, литературе, музыке, иллюстрации, архитектуре и многое другое. В соответствии с определением малыми формами в искусстве можно назвать произведения небольших размеров, представляющие значительное содержание в компактном формате. Принципы миниатюры высоко ценятся во многих культурах за их способность вызывать глубокие эмоции, несмотря на скромный размер.

13 стр., 6196 слов

Особенности развития искусства Германии

... которая была первой попыткой систематического изложения истории мирового искусства, - искусство Германии и биографии немецких мастеров. Это свидетельствовало о пробуждении ... и в своем творчестве. Однако в некоторых его произведениях, например, в серии "Месяцы" (1642-1643), где ... в новаторской переработке исторических традиций, то в романтической экспрессии и динамике архитектурных форм, то в ...

2.2 Миниатюризм в искусстве: случаи использования

Воплощение миниатюризма в искусстве может варьироваться от эпического повествования в миниатюрной форме до мельчайших деталей в произведениях таких как миниатюрные портреты и иллюстрации. Однако общим для всех этих форм является способность компактно, но ярко и заметно передать сложные идеи и эмоции. Например, миниатюра в искусстве может воплощать идеи сублимации, экономии, концентрации и прочее. Главная цель миниатюры – передать максимум впечатлений при минимуме средств.

2.3 Миниатюризм в русской литературе

В русской литературе мы можем встретить классические примеры миниатюризма. Особую роль играют сказки и мифы, например, «семь лебедей», «волшебник в стопе» или любовные истории вроде «волшебная нептуна». Это позволяет авторам выражать богатые эмоциональные переживания, порой прямо-таки расширять границы восприятия читателя, что запоминается надолго и оставляет глубокий след в душе.

2.4 Русская музыкальная миниатюра

Русская музыкальная миниатюра – это одна из самых важных и наиболее узнаваемых областей миниатюризма. Примерами могут служить малые вокальные и инструментальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано, камерные сонаты и др. Все они передают настроения, чувства и эмоции сквозь компактную форму, что делает их глубоко личными и интимными. В музыкальных миниатюрах отсутствует внешнее движение, преобладает внутреннее, отражающее состояние души. Они олицетворяют идеал романтиками неповторимости индивидуального чувства.

Концепция миниатюры в искусстве

Произведения миниатюры играют важную роль в художественной культуре и являются непременным условием полноты искусства. Они дополняют и расширяют монументальное искусство крупных форм, создавая не только фон, но и самостоятельно важные эстетические ценности для каждого человека.

Термин «миниатюра» охватывает широкий спектр явлений, связанных с искусством малых форм. Существуют различные критерии, которые позволяют ориентироваться в этой области. Один из наиболее очевидных и информативных критериев — это критерий масштаба. Миниатюра относится к малым формам и представляет собой их особую разновидность.

Однако важно отметить, что не все произведения малой формы могут быть названы миниатюрой. Также не всегда миниатюра ограничивается малым объемом, поскольку ее протяженность во времени может быть более значительной. Тем не менее, главным критерием миниатюры является художественная концентрация больших объемов или энергий в малой сфере. Такое сочетание позволяет создать эффект миниатюрности.

Примеры произведений миниатюры могут быть различными. Речь может идти о настольной архитектурной модели здания, выполненной в масштабах по размеру почтовой марки или нескольких марок. В данном случае, принцип «большое в малом» соблюдается, что позволяет назвать это произведение миниатюрой. Однако, рисунок насекомого в размерах почтовой марки не может быть назван миниатюрой, так как не выполняется принцип большого объема или энергии, сконцентрированного в малой сфере.

8 стр., 3864 слов

Полифония в творчестве Ф. Шопена

... Шопена. 1. Полифонические формы в фортепианных сочинениях Ф. Шопена 1.1 Контрастная полифония в произведениях Ф. Шопена Контрастная полифония у Шопена ... вполне наглядной, как, например, в ноктюрне Еs-dur ор. 55 № 2, где ... новому контрапунктированию темы вступления и мотивов главной темы. Оно, конечно, ... 4-м такте приостановившемся с в мелодии продолжает свое движение: В дальнейшем развитии произведения ...

Таким образом, концепция миниатюры в искусстве связана с созданием эффекта миниатюрности, осуществляемой мысленно художественной концентрацией больших объемов или энергий в малой сфере. Эти произведения играют важную роль в художественной культуре и являются олицетворением поэтического сознания народа.

Поэтому объективно фиксируемая малая временная длительность музыкального произведения еще не свидетельствует о реализации принципа большое в малом и, естественно, недостаточна для отнесения его к жанру миниатюры.

Возможности пространственных, таких как скульптура, и временных искусств, то есть музыки, в этом плане неодинаковы. Статуя величиной в три метра и ее крохотная модель, помещающаяся на ладони, воспринимаются как абсолютно подобные, ничем кроме размера не отличающиеся точные копии. А оперная увертюра, сжато излагающая основной музыкальный материал оперы, уже не может строиться и восприниматься как полное ее подобие, так как упускается множество тем, лейтмотивов, которые из-за временного ограничения и некоторой второстепенности буквально выкидываются.

Кажущемуся уменьшению величины пространственного объекта, например, скульптуры или художественного полотна, при удалении от него на большое расстояние, соответствует пропорциональное, равномерное уменьшение и всех деталей целого, вплоть до самых малых. И даже если они уже перестают различаться глазом, это не влияет на оценку объекта как константного и продолжает выглядеть гармонично. Так и в миниатюрах пространственного вида — подобие модели оригиналу обеспечивает пропорциональное изменение величины всех элементов структуры.

Иное в музыке и других временных искусствах. Нельзя, например, в десять раз укоротить какую-либо часть какой-нибудь симфонии, и сохранить при этом все элементы ее строения — число звуков, тактов, разделов. Ведь даже прокручивая звукозапись с удвоенной скоростью, что сокращает ее протяженность только в два раза, мы получаем нежелательный эффект, который поразителен и вызывает непосредственное впечатление уменьшения размеров предмета, издающего звук. Но резко меняются и такие характеристики, которые не подлежат изменению ни в речи, ни в музыке. Нарушается фонетика, снижается разборчивость, так как нельзя менять, например, высоту речевых формант, обеспечивающих распознавание гласных и согласных. Нельзя менять длительности артикуляционных процессов, атаки, затухания. И это только при удвоенной скорости воспроизведения. Если же сжатие окажется более значительным, то звучание вообще может выйти за пределы зоны слухового восприятия. Воспроизведение симфонии с удесятеренной скоростью сместит ее амбитус на три с лишним октавы вверх.

Партии флейт и других высокочастотных инструментов при этом вообще не будут слышны. Ритмические единицы, особенно шестнадцатые и тридцать вторые, выйдут далеко за пороги ритмического восприятия, превратятся в треск. Даже вдвое ускоренный темп сделает любое серьёзное произведение карикатурно смешным. Значит, сжатие, сокращение общей протяженности пьесы не может быть сопряжено с пропорциональным уменьшением всех элементов музыкальной ткани.

22 стр., 10649 слов

Влияние классической музыки на развитие детей

... классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов, главным образом, прошлого времени. Классическая музыка гармонически ...

Такты должны оставаться тактами

Темпы — сохранять свой характер, интонация и синтаксис должны быть нормальными, как и в крупных формах. Но зато резко уменьшится при этом количество тактов, тем, мотивов, музыкальная форма станет специфичной. Это и есть малая форма, ее элементы (мотивы, фразы, периоды) подчинены в первую очередь законам музыкального синтаксиса, то есть интонационным, а не сюжетным и композиционным принципам.

2.2 «Миниатюризм» Шопена

Фридерик Шопен стал выразителем своей эпохи, не просто воплощая в своём написании и выступлениях идеи и эмоции романтизма, но также и расширяя рамки музыкального жанра своего времени. Его творчество отражает эмоциональную проникновенность и новаторство, характерные для романтической эры.

Основными жанрами, к которым Шопен обращался в своих работах, были миниатюра и крупная форма, совмещая в одном произведении поэзию с драматической выразительностью. В рамках этих жанров, Шопен создал неповторимое наследие во всех основных областях фортепианной музыки.

Упомянуть стоит и особенный вклад Шопена в развитие жанра прелюдии, которую он возродил на основании романтической традиции. Этюды, ноктюрны, экспромты и другие произведения, которые автор облекал в классически идеальные формы, стали образцами художественного творчества для последующих поколений композиторов.

Бесспорным достижением Шопена является создание жанра инструментальной баллады, исполненных драматизма и поэзии. Черты этого жанра часто можно встретить в других его сочинениях. Немало вклада внес автор и в музыкальный жанр скерцо, а также является создателем изумительного образца романтической фантазии.

Баллады и скерцо — уникальное новшество в фортепианной музыке того времени. Они отличаются своей развернутостью и драматическим характером. В частности, баллады Шопена — это произведения большого масштаба, написанные, как предполагают, под влиянием А. Мицкевича и польских народных дум.

Шопен является одним из наиболее значительных композиторов-романтиков, и его творчество отличается богатством содержания и смелым новаторством. Он часто обращался к музыкальной миниатюре, жанру, свойственному романтизму. Противостоящие настроения, эмоциональная глубина и яростный драматизм присутствуют в его прелюдиях и ноктюрнах, которые считаются гениальными образцами музыкальной лирики.

Особенностью прелюдий Шопена является то, что они стали самостоятельными, художественно завершенными произведениями. Такое новаторство привлекло внимание композитора, и он решил создать серию из 24 прелюдий. Замысел этой серии, предположительно, возник после ноябрьского восстания. Жанр прелюдии привлек Шопена своей импровизационностью и возможностью непосредственного выражения.

Каждая прелюдия написана в своей тональности и расположена по кварто-квинтовому кругу. Вместе с тем, в прелюдиях Шопена можно найти признаки различных жанров. Например, в прелюдии №17 присутствуют черты песни без слов, в прелюдии №20 (c-moll) — черты траурного марша, а в прелюдии №15 (Des-dur) — черты ноктюрна. Прелюдия №9 (E-dur) объединяет признаки разных жанров, включая марш, гимн и хорал.

Каждая прелюдия Шопена очень индивидуальна по характеру и контрастна предыдущей и последующей прелюдии. Музыкальные произведения Шопена излучают мучительные раздумья композитора с потрясающей силой. Например, вторая прелюдия отличается краткой и простой мелодией, сочетающейся со сложными гармоническими ходами и сильными диссонансами.

16 стр., 7820 слов

Фортепианное творчество Фридерика Шопена

... музыка, его нельзя было сдвинуть с места. Биографы Шопена приводят несколько аналогичных рассказов. Однажды, зимним вечером, Фридерик ... не стало только «творческим документом». Лучшие произведения предшественников Шопена не утеряли художественного значения и в наши ... века и польское изобразительное искусство . Одни из крупнейших польских художников этого времени – талантливый портретист А.Бродовский, ...

Основные произведения Шопена, созданные во время Польского восстания 1830-1831 годов и после его поражения, характеризуются героико-драматическими концепциями. Они олицетворяют романтическую трагедийность и отражают любовь Шопена к своему народу и родине. Например, соната b-moll op.35 считается «национальной трагедией» и насыщена героическими и драматическими образами. А фортепианная соната h-moll выражает эмоции и болезненность возникшей горе при мыслях о родине. Такие образы и напряженность присутствуют и в последней фортепианной сонате Шопена.

Миниатюризм в музыке Шопена и его связь с эпохой романтизма

Фредерик Шопен, выдающийся композитор и пианист эпохи романтизма, был знаменит своим уникальным творческим стилем. Он никогда не использовал симфоническую музыку для воплощения своих идей, и это было не из скромности или пренебрежения, а из ясного сознания формы, которая наилучшим образом соответствовала его чувству.

Шопен был мастером передачи выразительности и эмоций на фортепиано. Он умел создавать звуки, которые казались голосами скрипок, громкими звуками труб или певучими нотами гобоя. Его музыка не могла быть описана словами, она была непостижима и уникальна.

Такое стремление к миниатюрности и концентрации было характерно для эпохи романтизма не только в музыке, но и в литературе. Романтики стремились строить свою картину мира на основе иррациональных и свободных принципов. Они искали свободу в различных сферах жизни, включая искусство.

Термин «миниатюра» был заимствован из живописи и применялся и к произведениям художественного слова. Как и в живописи, миниатюра в литературе отличалась небольшими размерами, обычно состоящими из 5-10 страниц текста. Это позволяло художнику слова сосредоточиться на малом пространстве и передать все необходимое выразительно и ярко.

Таким образом, миниатюризм в творчестве Шопена отражает дух эпохи романтизма, где свобода и концентрация на малом пространстве играли важную роль. Музыка Шопена стала воплощением его гениальности и умения передать эмоции и выразительность через фортепиано.

Введение

Тема настоящего исследования — понятие миниатюры в литературе. Несмотря на то, что данное понятие широко известно и часто используется в разных контекстах, рассмотрение его в литературном контексте требует более детального исследования, которое позволит понять саму суть данного явления и выделить его особенности.

Теоретическая база

Миниатюра — это литературный жанр, который характеризуется небольшим объемом и концентрацией содержания в небольшом пространстве. В отличие от лирического стихотворения, в миниатюре преобладает сюжетное начало, а не лирическое. Чаще всего в миниатюре присутствует образное, сюжетное начало, которое является необходимым элементом данного жанра.

Взятая с формальной стороны, миниатюра представляет собой произведение эпическое или драматическое. Однако, не всякое небольших размеров произведение носит имя миниатюры. Для того, чтобы называться миниатюрой, произведение должно иметь внешнюю законченность фабулы и сохранять пропорциональность между составляющими частями. В этом смысле миниатюра может охватывать такую же широкую область, какую охватывает крупное литературное произведение.

35 стр., 17225 слов

История возникновения музыки

... Глюка привлекали ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость и выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство чувств героев. Творческие принципы композитора приобрели ... сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве ...

Среди других чисто-формальных особенностей миниатюры, которые отличают ее от крупного по объему произведения, можно выделить тщательность отделки. Она представляет аналогию с миниатюрой живописной, которая требует острого глаза и уверенной руки.

Анализ литературных примеров

Для лучшего понимания понятия миниатюры было проведено сравнительное исследование литературных примеров. В качестве первого примера было взято стихотворение Александра Блока «Она грустно смотрит в мутное озеро…», которое является лирическим стихотворением и не может называться миниатюрой. Вторым примером были «Сцены из рыцарских времен» Пушкина, которые отличаются небольшим объемом, но не могут быть названы миниатюрами, так как им не хватает внешней законченности фабулы.

Третьим примером была произведения А.П. Чехова, которые хотя и имеют небольшой объем, не могут также быть названы миниатюрами, так как они не сохраняют пропорциональности между своими частями и не охватывают широкую область как крупные литературные произведения.

Заключение

Миниатюра — это литературный жанр, который характеризуется небольшим объемом и концентрацией содержания в небольшом пространстве. Важными признаками миниатюры являются преобладание сюжетного начала и сохранение пропорциональности между составляющими частями. Также миниатюра отличается тщательной отделкой и концентрацией содержания.

Ключевыми примерами, которые помогают понять особенности миниатюры, являются стихотворения Александра Блока, «Сцены из рыцарских времен» Пушкина и произведения А.П. Чехова. Анализ данных примеров позволяет заключить, что не всякое небольших размеров произведение может называться миниатюрой и что существуют определенные характеристики, которые отличают данное литературное явление от других жанров.

Заключение

Изучение контактов, возникающих между литературой и музыкой одной или разных исторических эпох, способствует решению целого ряда историко-искусствоведческих и теоретических проблем. Эти проблемы могли бы остаться необнаруженными в границах одного отдельно взятого вида искусства, подобно проблеме миниатюризма в контексте романтизма, рассмотренной в данной работе.

Романтизм, как художественное направление, сложившееся в XIX веке, обращается к народному, национальному и самобытному, отходя от мира реальности. Музыкальный романтизм сложил свои определенные тенденции, имевшие огромное значение в творчестве композиторов-романтиков. Фридерик Шопен, представитель этого направления, в своем творчестве отразил польскую национальную культуру.

Литература и музыка близки по своим способам воздействия на человека. Они используют наиболее чуткие способы восприятия — слух и воображение, гораздо более чуткие и тонкие по сравнению с зрением. Как показало данное исследование, очень близко идеологическое содержание этих двух искусств.

Романтизм во всех его проявлениях, включая творчество Шопена, наиболее ярко раскрыл свои идеи в миниатюрных жанрах, потому что эти жанры в своем небольшом объеме вмещали необъятное содержание, подобно недолгой жизни человека, которая включает в себя невероятное множество событий и переживаний.

14 стр., 6568 слов

Характеристика творчества Ф. Шопена: жанры и особенности музыкального стиля

... моих» (на слова А. Мицкевича) соответственным по духу патетическим речитативным местам ряда произведений фортепианной музыки Шопена. ... миниатюра, и вместе с тем - путь к овладению новыми техническими приёмами. Шопен создал новые жанры романтической миниатюры ... образец драматически-чувствительного романтизма. Этот романтизм с особой силой выступает в фортепианных концертах Шопена, крупнейших итоговых ...

Шопен, обращаясь к музыкальным миниатюрам, характерным для романтизма, соединял в своей музыке героико-драматические концепции и кантиленность.

Хотя многие из нас могут быть далеки от осознания присутствия Шопена в самих себе, его музыка живет в ритмах нервной системы человечества, он был гениальным выразителем и организатором разнообразных волн, кипящих в психофизическом океане общественной жизни.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/romantizm-v-muzyike-shopena/

  1. Асанова Н.А. Романтическая концепция музыки // Романтизм (Теория. История. Критика.).

    Под ред. Л.И. Савельевой. Издательство Казанского университета. 1976.

  2. Астафьев Б. Шопен. Опыт характеристики // Фридерик Шопен. Каким мы его видим. Под ред. С.М. Хентовой. М.: Музыка, 1970.
  3. Бэлза И. Фридерик Францишек Шопен. М., 1968.
  4. Гайм Р. «Романтическая школа». Москва, 1891.
  5. Демченко Г.Ю. Уроки романтического мирочувствия // Искусство и образование — 2006 — №4.
  6. Дынник. Миниатюра // Словарь литературных терминов. Т. 1. 1925.
  7. Карташова И.В. Романтизм. Открытия и традиции. Калинин, 1988.
  8. Конен В. История зарубежной музыки, 3 вып., М.: Музыка, 1984.
  9. Кремлев Ю.А. Очерк Жизни и творчества Ф. Шопена. М.: Музыка, 1971.
  10. Кухарский Г.С. Рядом с Шопеном // Фридерик Шопен. Письма. Том первый. Под ред. Г.С. Кухарского. М.: Музыка, 1997.
  11. Лист Ф.Ф. Шопен, 2 изд. М.-Л., 1956.
  12. Луначарский А.В. В мире музыки. «Культурное значение музыки Шопена» М., 1958.
  13. Мартыненко А.В. Категория фантастического в историко-культурном контексте // Вопросы культурологии — 2008 — №2.
  14. Мамонтов С.П. Основы культурологи. М.: Олимп, 1999.
  15. Мисюров Н.Н. Романтизм как тип культуры. Омск: ОмГУ, 2003.
  16. Мыцельский З. О Шопене // Фридерик Шопен. Каким мы его видим. Под ред. С.М. Хентовой. М.: Музыка, 1970.
  17. Рубинштейн А. Музыка и ее представители. М., 1981.
  18. Соловцов А. Фридерик Шопен, Жизнь и творчество. М.: Музгиз, 1960.
  19. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры. Мозырь: Белый ветер, 1997.
  20. Хентова С.М. Страницы современной шопениады // Фридерик Шопен. Каким мы его видим. Под ред. С.М. Хентовой. М.: Музыка, 1970.
  21. Эстетика в 4-х тт., т. 2. М., 1969.