С точки зрения историков, Новое время – это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение – франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871).
С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым данным – уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор.
Для Европы Новое время (XVII-XIX вв.) является единым культурным пространством, в основе которого лежит единый базис – буржуазный способ производства и единый ориентир – развитие человеческой индивидуальностей. Вместе с тем XVII,XVIII и XIX вв. весьма специфичны, и каждый из них имеет свою доминанту сознания, каждому из них присущ особый «дух времени».
Например, художественная культура XIX в. сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство (и в первую очередь литература) взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов, будоража умы и сердца современников, подготовило общественное сознание к тому, чтобы уважение прав и свобод индивида, его человеческого достоинства стало естественным регулятивом поведения каждого человека.
Критический взгляд на современность сочетался в искусстве XIX в. с верой в необходимость торжества справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII в., писатели и художники сумели представить человека как целостную личность, часто усиливая при этом роль индивидуального начала и эмоциональной стороны его жизни. Предметом искусства стали окружающий мир и природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Исследуя искусство XIX в., можно выделить несколько преобладавших в разное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм (и постимпрессионизм).
романтизм.
К середине XIX в. романтизм уступает свое ведущее положение реализму , принимавшему вид критического реализма и натурализма.
Реалисты продолжили начатую романтиками критику утилитаризма и бездуховности буржуазной цивилизации (поэтому их назвали критическими реалистами).
Семья в жизни человека и ее роль
... семей и увеличения количества свадеб. Процент людей, стремящихся официально зарегистрировать отношения с партнером достаточно велик. для чего человеку нужна семья Прежде всего семья, ... браков приходится пятьсот сорок разводов. И с каждым годом процент разводов увеличивается. При всем при ... такое в голову приходит в процессе размышлений о роли семьи в нашей жизни. Одинокая мама или папа вполне ...
Однако в отличие от романтизма данное направление выражало и развивало рационалистические установки новоевропейской культуры.
Задачей данной контрольной работы является, на примере Западной Европы, проследить течение романтизма и реализма в художественной культуре Европы.
1. Романтизм в художественной культуре Европы
Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.
романтизма
Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.
Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.
Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.
Иоганн Готлиб Фихте, Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/romantizm-v-hudojestvennoy-kulture-evropyi-veka/
Немецкий романтизм
«Амфитрион», «Шентезилея», «Кетхен из Хейльбронна»,
Эрнста Теодора Амадея Гофмана
«Ундина».
Генрих Гейне
Англии
«Манфред»
Дж. Ките
«Королева Маб»,
Однако с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение затухает.
Франции
Жермена де Сталь
консервативного романтизма
Альфреда де Мюссе
прогрессивный романтизм
Виктор Гюго
«Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется».
Жорок Санд
Музыкальное творчество.
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810–1856), создавший программные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.
Романтизм в русской музыке
... реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита. Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В ...
Э.Т.А. Гофман
Рихарда Вагнера
Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции – композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803–1869).
Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта». В последний период творчества Берлиоз создал полную изящества и юмора комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на сюжет комедии Шекспира «Много шуму из ничего».
Д. Ф. Обера
Оперы первой половины XIX в. – монументальные, романтические спектакли, сочиненные на исторические темы.
Пробуждение общественно-политической жизни Италии , наступившее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии итальянского национального искусства – зародилось новое направление оперного жанра. Его основоположником стал Дж. Россини (1792–1868), уже в первых своих операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринявший попытку реформы оперы. Россини преобразовал не только жанр оперы-сериа, драматизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатирические черты.
героико-романтической оперы.
В. Беллини
венгерского
Представителем романтизма был польский композитор и пианист Фредерик Шопен (1810–1849).
Им написаны два концерта, три сонаты, четыре баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов, вальсов и песен.
Эти композиторы – гордость не только европейской, но и мировой культуры.
Изобразительное искусство.
французской живописи
Эжена Делакруа
«Алжирские женщины»
Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.
Архитектура.
В архитектуре ХIХ в. романтизм, не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии , начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30–40-е гг. вокзалы, мосты фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца ХIХ в. Искусствоведы считают, что в английском зодчестве утвердился романтизм, создав внушительный и импозантный неоготический стиль. Причем, в стиле готики в Англии строились и церкви, и жилые дома, и общественные здания.
Ч. Бэрри
Хрустальный дворец
Театр.
Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.
драмы В. Гюго,
Фредерик Леметр, Пьер Бо-каж
В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин – представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.
В Германии первой четверти ХIХ в. театр развивался в романтическом русле. Писатели-романтики А.В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман утверждали синтетическую природу театрального искусства, они отрицали стилизацию, бытовизмы, они признавали тех актеров, игра которых отличалась внутренней правдой, темпераментом. Лучшими актерамив это время были И. Флекк и Л. Девриент.
Отличительные черты искусства барокко. Барокко в литературе
... он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, ... барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и ...
Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение по всей Европе.
Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному
философскому познанию, многостороннему художественному обобщению
процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил культуру непреходящими по своему значению духовными
ценностями и проложил новые пути для ее развития.
2. Реализм в художественной культуре Европы
реализме,
типизация.
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/romantizm-v-hudojestvennoy-kulture-evropyi-veka/
Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780–1857).
Он выступил еще в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую политику.
Стендаль
«Красное и черное»
Оноре де Бальзака
В этой эпопее романы связаны общим замыслом и многими персонажами. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» и многие другие.
Проспер Мерим
В связи с изменением политической позиции буржуазии после революции 1848 г. и отказом ее от сотрудничества с рабочим классом в литературе Франции складывается новый тип критического реализма – писатели отказываются от создания могучих образов, а понятие типического сводится к наиболее распространенному, заурядному. В целом искусство еще больше приближается к жизни.
Гюстав Флобер
Ги де Мопассана
Литература Англии
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/romantizm-v-hudojestvennoy-kulture-evropyi-veka/
«Веверлей», «Роб Рой».
Чарльз Диккенс
«Приключения Оливера Твиста»
Джона Голсуорси
«Сага о Форсайтах»
(«Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»).
«Машина времени», «Человек-нивидимка», «Война миров»
скандинавских стран
«Кукольный дом» («Нора»), «Привидения», «Враг народа»
«Банкротство», «Свыше наших сил»,
«Голод», «Мистерии», «Виктория»,
Музыкальное искусство.
В Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. – творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813–1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.
Театр как вид искусства
... системы знаков к другой (перекодирование информации). Знаковая система театрального языка включает в себя как вербальные (звучащая ... творческой жизненной стратегии. Игра присуща всем видам искусства, но в театре она вырастает в принцип художественного миро ... тем более империя, была государством олигархического типа, поэтому развитие культурной жизни также пошло по-другому, что сказалось и на театре. ...
«Аида», «Отелло»
А. Патти, Дж. Паста, И. Колбран, Леон-кавалло
Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно , «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л. Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Визе, «Самсон и Долила» К. Сен-Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.
Ж. Бизе
оперетты –
Композитор, органист, певец, либреттист Ф. Эрве (1825— 1892) во многих произведениях пародировал традиционные оперные формы. Им написаны оперетты «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш».
В Австрии в начале XIX в. наряду с Веной музыкальными центрами стали Зальцбург, Зейзенштадт, Эстерхаза и др. Венская придворная опера была открыта в 1869 г., этот театр стал ведущим музыкальным театром страны. В его репертуаре преобладали французские и итальянские оперы. В последней трети XIX в. получила развитие венская оперетта. Ее основоположники: Ф. Зуппе (1819–1895), написавший «Прекрасную Галатею», «Боккаччо» и одну из лучших своих оперетт – «Донну Жуаниту»; И. Штраус (сын) (1825–1849) – лучшие его творения «Цыганский барон», «Летучая мышь» и др. Крупный композитор этого жанра – К. Миллекер (1842–1899) – автор оперетт «Нищий студент», «Гаспарон», «Бедный Ионафан».
В творчестве этих композиторов широко используются народные мелодии, танцевальная ритмика, оперетты отличаются мелодичностью.
венские вальсы («Голубой Дунай», «Сказки венского леса»
К. Целлер
«Ковент-Гарден»
Изобразительное искусство.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно.
Ж. Ф. Милле
Гюстав Курбе
импрессионизма.
Эдуарда Мане
Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи.
Народная культура и искусство России
... их интерпретации по сравнению с невербальными видами искусства. Основные тенденции и закономерности развития русской художественной культуры XVII в., выявленные на основании письменных источников, ... живописца и графика, заслуженного деятеля искусств России. Он был художником, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом. Среди живописцев, определивших характер историко- ...
Уильям Тернер
Джона Констебля
«Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь, «Хлебное поле», «Уэймутская бухта»
Испанское искусство
«Капричос»
Театр.
В период утверждения реализма в театральном искусстве Франции получает развитие критический реализм, начинается преодоление пристрастия романтиков к показу только исключительных личностей. Актер Фредерик Леметр создал социальный тип, ставший в восприятии современников символом буржуазной Июльской монархии.
итальянского трагедийного стиля
В 1843 г. в Англии была отменена монополия театров «Друри-Лейн» и «Ковент-Гарден». Это дало возможность всем другим театрам ставить пьесы любого жанра. В Лондоне было построено несколько новых театральных зданий.
В конце XIX в. значительное влияние на английский театр оказывает европейская реалистическая драматургия, в частности, драматургия Ибсена. Пропагандировали драматургию Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Ибсена новый «Неза-висимый театр», «Театр нового века», «Общество литературного театра», «Олд Вик» и др.
В политически раздробленной Германии театральная жизнь сосредоточивалась в небольших городах, в которых придворные театры играли классический репертуар.
На рубеже веков театральным центром Германии стал Берлин. В 1883 г. был открыт Немецкий театр, в 1889 г. – Свободный театр, пропагандировавший драматургию Ибсена, Гауптмана, Э. Золя, Л. Толстого.
В начале XIX в. театральная жизни Австрии отмечена большим творческим расцветом театров предместий, что было связано с деятельностью драматурга Ф. Раймунда и актера И. Н. Нестроя. Однако после революции 1848 г. эти театры утрачивают свой демократический характер, в их репертуаре преобладают развлекательные пьесы.
Во второй половине XIX в. ведущее место в театральной жизни Австрии занимал «Бург-театр». Его руководитель Г. Лаубе утвердил на сцене классику. В 70—80-е гг. театром руководил Ф. Дильгенштедт, поставивший цикл шекспировских трагедий, пьесы Ибсена, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
Родина современного европейского балета – Италия. Итальянский балет был основан на традициях античной пантомимы и танца и богатейшей культуры народного танца. На рубеже XVIII–XIX вв. в развитии балета Италии начался новый этап, совпавший с периодом освободительной борьбы итальянского народа. Создавались спектакли, основанные на принципе действенного балета, насыщенные драматизмом, динамикой, экспрессией. Ставили такие балеты Г. Джои и С. Вигано, в них выступали танцовщики-пантомимисты.
Заключение
эпоха романтизма (первая половина
Реализм
Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.
Мариинский театр — символ русской культуры
За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской ... был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Площадь перед театром стала называться Театральной. мариинский театр репертуар оркестр Сцена театра была оборудована по последнему слову ...
Резко возрос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации.
Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается прежде всего резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.
Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников – издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.
Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность.
Век романтизма был недолгим, пожалуй, лишь в музыке он немного задержался и продлился практически до конца XIX в. В других же областях художественного творчества он постепенно изживал себя.
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/romantizm-v-hudojestvennoy-kulture-evropyi-veka/
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2–е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. –600 с.
2. Культурология. История мировой и отечественной культуры: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Г. Торосян. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2005. –735 с.
3. Культурология: теория и история культуры: Учеб. пособие / И.Е. Ширшов, К.И. Баландин, В.В. Качановский и др; Под общ. ред. И.Е Ширшова. –Мн.: БГЭУ, 2004. – 543 с.
4. Культурология: учеб. пособие / З.А. Неверова [и др.]; под науч. ред. А.С. Неверова. – 3–е изд, испр. –Минск: Выш. Шк., 2007. – 368 с.
5. Кармин А.С. Культурология. 2–е изд., пераб. идоп. –СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 928 с.
6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. –Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. –544 с.