Эстетическое воспитание в системе формирования базовой культуры учащихся

Курсовая работа

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетике, эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры — отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневных взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений, а эта красота, по мнению Сухомлинского, заключается прежде всего в справедливости и правдивости [20, с. 23].

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Как формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

9 стр., 4491 слов

Философское : Возможна ли нравственность, независимая от религии? ...

... формируется религией, нравственностью и трудом в самом широком смысле этих трех слов, в их самом тесном взаимодействии. Нравственность, будучи важной составляющей духовной культуры, осуществляет специфическую функцию – регуляцию отношений между людьми ...

Большое значение эстетическому воспитанию учащихся придавал и Антон Семенович Макаренко, заметивший, как важно пробудить у детей и подростков стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают; детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Очевидцы, побывавшие в руководимых Макаренко учебно-воспитательных учреждениях, рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях [27, с. 206].

Объектом исследования — эстетическое воспитание школьников.

Предмет исследования — эстетическое воспитание в системе формирования базовой культуры учащихся.

Цель работы — охарактеризовать сущность системы эстетического воспитания в отдельной школе.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятий «эстетика», «эстетическая культура», основных категорий эстетики, их характеристики;
  • определить сущность, цель и задачи эстетического воспитания школьника;
  • охарактеризовать эстетическое воспитание природы как одного из путей формирования эстетической культуры личности школьника;
  • обосновать систему организации эстетического воспитания учащихся в условиях образовательных учреждений.

Методы исследования:

1. ттеоретический анализ литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/rol-esteticheskogo-vospitaniya-uchaschihsya-v-razvitii-rebenka/

2. наблюдение;

3. педагогический эксперимент;

4. анкетирование;

5. беседа.

Эксперимент проводился на базе СШ № 13 г.Мозыря.

Глава 1. Роль эстетического воспитания в процессе формирования гармонично развитой личности

1.1 Понятие «эстетика», «эстетическая культура». Основные критерии эстетики, их характеристики

«Эстетика» происходит от греческого глагола -( aisthetikos «ощущаю», «воспринимаю») — наука о чувственном познании, постигающем создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. И хотя в своем точном переводе этот глагол означает вообще восприятие органами чувств и не связан именно с красотой и искусством, термин «эстетика» все-таки прочно закрепился как название интересующей нас науки [1, с. 418].

В середине XVIII века немецкий ученый Луис Баумгартен (1714-1762) предложил назвать эту науку «эстетика». Он заложил основы эстетики как науки о чувственном познании, выделив эстетическое восприятие как низшую ступень познания, как восприятие чувственное. В своей специфической сфере — в познании прекрасного — Баумгартен считал его полноправным с иными видами познания [2, с. 9-11].

11 стр., 5371 слов

Эстетическое воспитание школьников и пути его организации в современных условиях

... курсовой работы. Актуальность данной темы выражается в том, что эстетическое воспитание является важным аспектом в современном образовании школьников, так как формирует качества всесторонне развитой личности. ... что объектом эстетики как науки является прекрасное.(3) Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. Формирование эстетической культуры школьников определяется как ...

Баумгартен впервые ввёл термин «эстетика» в научный обиход, из чего, однако, не вытекает, будто эстетика как наука ведёт начало с этого момента. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.

Основные направления эстетики обозначились уже в Древней Греции, где философское осмысление искусства достигло высокого уровня зрелости. Она ведет свое начало от Гераклита — материалистическая линия и Платона — идеалистическая. Вершиной эстетической мысли античности стала эстетика Аристотеля. Она трактовала искусство, как подражание природе [1, c. 418]. Наряду с эстетикой как философской категорией зарождалось и школьное эстетическое воспитание. В афинской школе доминировала идея «гармонического развития личности». Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий житель Афин. Эстетическое образование давали мусические школы, в них преподавали литературу и музыку с элементами научных знаний. В гимназиях — общественных образовательных учреждениях следующей ступени можно было послушать популярного политика или философа. Например, Сократ выступал в Ликее (одна из гимнасий).

Кстати, все названия учебных заведений, только несколько видоизменённые, переживают сейчас в России второе рождение.

Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. Б.Т. Лихачев так определил, что такое « эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи» [3, с. 215].

Разработкой теоретических и практических вопросов эстетического воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Б. Таборидзе, А.Б. Щербо и другие. Каждый из них давал свою трактовку данного понятия. Например, в кратком словаре по эстетике: «эстетическое воспитание — система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве» [4, с. 223].

Б.Т. Лихачев же трактовал эстетическое воспитание, как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [10, с. 393].

Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Одним из них является «эстетическое развитие» — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей [2, с. 20].

4 стр., 1984 слов

Дмитрий Шостакович: «Жизнь прекрасна!»

... В 1923 году Шостакович с блеском окончил консерваторию по классу фортепиано, а потом и по классу композиции. Его дипломной работой ... вообще невероятное: произведение прозвучало в Ленинграде, где ... премьере: «Публика в прекрасном смятении ринулась к ... ленинградцев. Люди плакали и аплодировали стоя. В ... Шостаковича в те трудные годы спасало редкостное чувство юмора. Оно было ... при жизни, как он. Шостакович был ...

Результатом эстетического развития в процессе воспитания является эстетическая культура.

Эстетическая культура — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности [5, с. 263]. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитываются стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры — не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пошлости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда — это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры.

Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Как и любая черта личности, эстетическая культура и активность развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного.

Основные эстетические категории — прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое — представляют собой целостную систему, поскольку в каждой из них запечатлено знание о предметах, в которых по разному проявляется импонирующее человеку торжество жизни. Эстетическое созерцание (будь-то чувство прекрасного, комического или возвышенного) не есть пассивное состояние человека, оно всегда является волевым актом, именно актом самоутверждения человека [7, с. 90].

Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Под целесообразностью подразумевается соответствие вещи некой высшей цели, высшему предназначению. Это высшее предназначение всегда имеет идеальную форму, следовательно, целесообразность подразумевает так же причастность идее. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным. Недаром виднейший американский архитектор Дж.Саймондс в своей книге «Ландшафт и архитектура» пишет: «Возможно, человек является единственным существом, жаждущим порядка и красоты. Сомнительно, чтобы какое-либо животное наслаждалось «видом», созерцало бы великолепие древнего дуба или восхищалось бы очертаниями извилин линии берега. Человек ищет гармонию инстинктивно; его отталкивает беспорядок, безобразие и нелогичность» [8, с. 10].

6 стр., 2625 слов

Духовные потребности как элемент духовной жизни человека

... эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи. Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что ... лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и ...

Ценным и дорогим для человека является присущее красоте конструктивно-организующее, созидательное начало. Это начало не относительно, а абсолютно. Оно восхищает и удивляет человека, когда он любуется красивым цветком, птицей, узором паутины.

К.А.Тимирязев, говоря о ярких лепестках растений, замечает: «С первого взгляда значение их исключительно эстетическое». Ученый признает несомненную красоту цветка. А между тем, пишет он, «оказалось, во-первых, что все эти органы существуют не для человека, а для насекомых и прежде всего для самого растения, а во-вторых, что они очень существенны, часто даже не необходимы для растения, что без них и так называемые существенные части не достигали бы часто своего назначения» [6, с. 188]. Значит, разгадывая тайну красоту, надо идти от объекта к субъекту (т.е. к человеку), а не наоборот. Само понятие красоты человек составил себе, подметив нечто общее в предметах и явлениях природы, а также в продуктах собственного труда. Это «нечто», представляющееся упорядоченным и гармоничным, целесообразным, он оценил разумом и чувством и назвал красотой [7, с. 95-96].

Возвышенное. В основе возвышенного, как и прекрасного, лежит бескорыстное свободное созерцание полноты жизни предмета, проявляющейся в его чувственной форме. Возвышенные предметы или эстетическое объекты, в которых бурно и мощно раскрывается жизнь природы или общества, отличаются огромной, иногда необъятной величиной или силой. Поэтому возвышенное имеет и другое название — величественное. Формы проявления возвышенного разнообразны. Оно может выражаться непосредственно во всем величии безмерной грандиозности или хаотичности форм (бурный океан, землетрясение, картина боя).

Возвышенное нашло отражение во всех видах искусства. Некоторые виды искусства, как, например, архитектура, монументальная скульптура, носят преимущественно возвышенный характер, причем на ранних ступенях развития культуры ярко выражен количественный принцип в искусстве. Примером возвышенного в архитектуре могут служить грандиозные по своим размерам сооружения — такие, как египетские пирамиды, готические соборы. Мотивы возвышенного часто используются в монументальной скульптуре. Поэзия по своей природе тяготеет к возвышенному. Различные проявления возвышенного часто становятся содержанием произведений исторической, а также пейзажной живописи [7, с. 108].

Трагическое. Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования.

В основе трагического лежит противоречие. Но это противоречие — не случайность, не результат ошибок или пороков человека. Трагическое отражает глубочайшие противоречия бытия, конфликты вполне закономерного развития человеческого общества. Эти противоречия неизбежны и преодолеваются в бескомпромиссной суровой борьбе. Поэтому в трагическом раскрываются титанические страсти и характеры людей, их несокрушимая воля в борьбе за свои идеалы. Трагических героев не страшат страдания и гибель.

3 стр., 1141 слов

«Жизнь леса и судьбы людей»

... не улучшает атмосферу. А ведь в мире все взаимосвязано. Все это влияет на здоровье человека. Значение леса в жизни человека велико. Лес является одним из великих ... Леса являются уникальным природным ресурсом, и в течение тысячелетий используются человеком. Вместе с тем леса - важнейшая часть природной среды, испытывающая на себе последствия неразумной хозяйственной деятельности человека. Я учусь в ...

Обычно трагическое глубоко скрыто за пестрой поверхностью обыденной жизни. Созерцание трагического становиться доступным главным образом через искусство, где человеческая жизнь представляет в самых величественных ее проявлениях. Но трагическое существует и в самой жизни.

Современный греческий философ — коммунист К.Варналис, имея виду трактат Аристотеля, пишет: «Трагедия не подавляет нас страданием, которое она изображает, не усугубляет трагичность жизни, но освобождает нас от всего этого. И зритель уходит из театра чувствуя себя не более несчастным, чем прежде, но освобожденным. И не худшим, а лучшим. Великое искусство не стремиться напугать нас. Оно передает глубочайший смысл трагической жизни и своей собственной трагичности: идеал, который люди, видя его осуществленным чувственно (при помощи искусства), делают руководящим в своей жизни. Только таким путем трагедия (или любой другой вид поэзии и искусства) становится школой для народа» [9, с. 189].

Комическое отражает всевозможные пороки, слабости, все мелкое и недостойное человека в человеке, а также все отрицательное в общественной жизни людей, в их быту. Область комического — это проза жизни, ее неприкрашенная повседневность. Диапазон комического широк — от смешных и внешних мелочей быта до глубочайших корней государственной, политической, социальной жизни.

В основе комического лежит противоречие, внешне выражающееся в не соответствии, контрасте формы содержание. Это противоречие может выступать также в виде «перевернутых» отношений причины и следствия, обстоятельств и действия, сущности и явления. Это чувственно воспринимаемая «раздвоение» предмета и создает комический эффект. В комическом обе стороны противоречия не являются внешними друг к другу, они соотносительны и связаны не формальной, а жизненной реальной связью. В качестве такой связи и выступает человеческая глупость, наивность, чванство — все неисчерпаемое множество общечеловеческих, социальных, нравственных и других пороков.

Эстетическое переживание комического выражается в смехе со всеми его эмоционально — психологическими и смысловыми оттенками. Не всегда комическое бросается в глаза, иногда оно глубоко спрятано под поверхностью явлений, и его надо увидеть, распознать, обнажить.

Юмор и сатира представляют собой формы эстетической оценки действительности, сознательного и целенаправленного выявления комического противоречия. Широко использует юмор и сатиру искусство при изображении комического. Юмор — это добродушная насмешка, раскрывающая отдельные пороки и недостатки, присущие даже положительному предмету или явлению. В основе юмора всегда лежит противоречие, через которое и раскрывается смешная сторона характера, поступка, действие и т.д. Сатира — это беспощадная и бескомпромиссное отрицание и обличение не отдельных черт, а всего объекта, всего явления в целом. Такими объектами сатирического изображения могут быть отдельные человеческие типы, те или иные стороны быта, различные явления социальной и политической жизни. Сущность сатиры в том, что это не просто критика, а критика по — особому заостренная и утрированная. Разновидностями комического являются ирония и сарказм. Особую форму комического в искусстве представляет гротеск — чрезмерное преувеличение, пренебрегающее внешним правдоподобием и допускающее нередко причудливо фантастические формы с целью выявления характерного в изображенном предмете [7, с. 110-111].

3 стр., 1475 слов

Философско-эстетический анализ музыки: Отечественные теоретические ...

... периодаисследование эстетической природы музыкальной коммуникации в концепциях 20−30-х годовопределение предмета философско-эстетического анализа музыки, применительно к анализируемому периоду, обоснование значимости понятийно-категориального аппаратаанализ теоретико-методологических принципов музыкального воспитания, концепции ...

Человек на протяжении многих веков был животным подвластным страху, и до сих пор если какая-то неожиданность разрешается без опасности для нашей жизни, это само по себе становится источником положительных эмоций. Этот переход от мгновенного страха к краткому веселью называется комическим.

Безобразное, как и прекрасное является одной из ключевых эстетических категорий. Эта категория с древнейших времен привлекала философов и теоретиков искусства, но исчерпывающей и адекватной трактовки безобразного дано так и не было. Однако следует различать безобразное и уродливое. Оно как и ужасное и низменное представляет собой одну из эстетических модификаций, уродливое не обязательно обладает эстетическими функциями. Безобразное же представляет собой именно эстетическую категорию. Оно выражает невозможность отсутствие совершенства, оно составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

Безобразное тесно связано с другими эстетическими категориями. В форме уродливого безобразное присутствует в комическом (например, в карикатуре).

В форме ужасного оно противостоит положительными ценностям в возвышенном или трагическом. Как и трагическое, безобразное воспринимается как воплощение зла, но в отличие от трагического гибель этого зла представляется заслуженной карой.

В истории эстетики безобразное рассматривалось как категория соотносимая с прекрасным. В античности оно выступало чаще всего как простое противопоставление прекрасному, как его отрицание. Прекрасное существует и оценивается само по себе, безобразное как его противоположность. Универсуму (вселенной) в целом свойственна красота, но отдельные части могут быть безобразны. В эпоху Возрождения безобразное часто использовалось для того чтобы по контрасту подчеркнуть красоту идеала. Эстетика эпохи классицизма отрицала эстетическую ценность безобразного [7, с. 112].

Таким образом, научное осмысление эстетического воспитания проходило сложный путь в различных исторических условиях. Большинство педагогов сходится во мнении, что эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

1.2 Сущность, цель и задачи эстетического воспитания школьника

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо, М.Н. Фроловская, О.Н. Апанасенко., А.В. Потемкин и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к сущности, цели и задачам эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

7 стр., 3220 слов

Эстетическое воспитание

... практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью, на основе совершенствования всех сфер общественной жизни. Эффективность в работе по эстетическому воспитанию зависит от ее систематичности, целенаправленного эстетического воздействия на личность в семье, дошкольных учреждениях, школе, ...

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой имеется такая формулировка: «…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [11, с. 23].

Н.И. Киященко и Н.Л. Лайзеров считают, что «эстетическое воспитание — целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам красоты» [12, с. 15]. При этом авторы уточняют, что когда говорится о способности человека воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве, то имеется в виду сущностное свойство эстетического отношения как эмоционально-оценочного отношения субъекта и к окружающей среде, и к собственной реакции на данную среду. Эстетическое воспитание, формирующее эстетические отношения, перерастает в формирование отношения к миру. В этих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Так, Б.Т. Лихачев обращает внимание, «что целенаправленное эстетическое воспитание в раннем возрасте позволяет развить у учащихся видение, чувствование прекрасного, стремление к творческому самовыражению; позволяет поднять каждого ребенка до уровня подлинной эстетической культуры» [3, с. 46].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящих о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся.

Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, эстетическое воспитание — это формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

В-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [4, с. 50].

И.Ф.Харламов же определил сущность эстетического воспитания таким образом: «Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного воспитания и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства» [13, с. 395].

Цель эстетического воспитания — формирование и развитие у подрастающего поколения эстетического сознания, которое включает в себя осознанное эстетическое отношение к действительности и к искусству, выраженное в совокупности эстетических теорий, идеалов, вкусов, суждений, критериев [14, с.76]. Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства [10, с. 391]. Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства [10, с. 391]. Эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

9 стр., 4277 слов

«ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» материал

... эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию ... жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок ...

Эстетические вкусы — способность человека увидеть, почувствовать и понять произведения искусства, предметы, явления, жизненные ситуации с позиции эстетического идеала [14, с. 76].

Центральное звено эстетического сознания — эстетический идеал, который рассматривается как социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве [15, с. 20].

В. Алексеева акцентирует внимание на том, что существует официально принятая цель эстетического воспитания, сформулированная эстетиками, которая заключается в формировании эстетического сознания во всем сложном его составе (эстетические потребности, вкус, эмоции и идеал), но равенство названных четырех компонентов «эстетического сознания» должно быть нарушено в пользу «эстетических эмоций». Согласно автору обращение к первичному древнейшему смыслу греческого слова («aisthetikos» — «чувствующий», «чувственный» или «aesthesis» — «ощущение», «чувство») сообщает термину содержание цели, сообразно которому эстетическое воспитание и есть воспитание чувств, эмоций. Только введение слова «чувства» в дополнение к «прекрасному» дает ответ на заданные выше вопросы. В этом случае не просто конкретизируется цель эстетического воспитания, но определяется и его сверхзадача, ибо сфера чувств в высоком их понимании — это сфера нравственных ценностей.

Таким образом, наиболее удачно, намой взгляд, отразил цель эстетического воспитания М.М.Рукавицин, который считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) — гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [17, с. 159]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Все сказанное выше позволяет выделить следующие задачи эстетического воспитания школьников.

Первая задача — это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая — формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Третья задача — воспитать, развить качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [2, с. 61].

Представленные задачи отражают содержание эстетического воспитания школьников. Данное содержание можно представить следующим образом:

Эстетическое воспитание

Художественное воспитание Воспитание учащихся

средствами окружающей

действительности

Художественное воспитание — целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать произведения искусства, а также самостоятельно создавать художественные ценности. Художественное воспитание подразумевает и художественное образование — процесс освоения школьниками искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирование у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Результат художественного воспитания и художественного образования — художественно-творческое развитие детей (целенаправленное развитие способностей и дарований детей в различных областях искусства).

С точки зрения В.А. Салеева, «художественная ценность полифункциональна (наряду с эстетическим включает в свою содержательную структуру, нравственное, идеологическое и познавательное); в силу этого художественное воспитание вариантно, а его ценностные связи значительно многообразнее» [18, с. 14].

Воспитание учащихся средствами окружающей действительности — приучение и стимулирование учащихся к проявлению эстетических вкусов, суждений и чувств в различных сферах жизнедеятельности человека (трудовая деятельность, рабочая обстановка, быт, межличностные отношения, отношения к природе, внешний вид — прическа, одежда, макияж).

Указанные задачи эстетического воспитания прекрасно взаимообусловлены и тесно переплетаются одна с другой. В живом процессе воспитания изолированная их реализация не должна иметь места. В конечном итоге решение всех этих задач и направлено на формирование эстетического отношения к действительности, которое представляет собой неразрывное единство эстетических чувств, понятий, суждений, оценок, практической деятельности, активного влияния на окружающее.

Хотелось бы сделать вывод этой главы точкой зрения Н.И. Киященко: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [12, с. 61].

1.3 Эстетическое восприятие природы как один из путей формирования эстетической культуры личности школьника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития школьников. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.

У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. В.А. Сухомлинский писал: «Я не могу представить себе работы воспитателя без путешествий детского коллектива к первоисточникам слова: в лес, на луг, к пруду, в сад, в поле. Коллективное сопереживание явлений природы, коллективное восхищение и одухотворение — это, образно говоря, настраивание струн мысли каждой личности на верный лад звучания оркестра. Трудно переоценить воспитательную роль того фактора, что ребенок впервые в своей жизни наблюдает утреннюю зарю, рождение дня или, поднявшись на высокий степной курган, видит бескрайние нивы, далекий лес, дрожащее марево на горизонте» [20, с. 294]. Надо заметить, что ребенок особенно чуток к эстетическому в природе. Он в значительной большей степени, чем старшеклассник или взрослый, чувствует себя частью природы, ощущает свою связь с ней, меньше погружен в свою личность и отягощен разного рода заботами. Очень важно в правильном эстетическом воспитании юного человека «наведение мостов» между прекрасным в природе и прекрасном, созданным человеческими руками.

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы.

Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Во время экскурсий и прогулок у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Задачи эстетического воспитания с помощью природы расширяются, и само эстетическое воспитание природой наполняется новым содержанием, приобретает особенно богатый и значительный смысл — учит не только правильно понимать, глубоко чувствовать красоту природы, отражать ее в посильном творчестве по законам красоты, но и охранять, приумножать ее [19, с. 30].

Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» — писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» [21, с. 52-53].

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевающих красоту природы. Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствует беседы и конференции по произведениям художественной литературы.

Природа во все времена служила содержанием творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми творческие работы способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своей творческой деятельности большое количество образов, используют более разнообразные средства самовыражения, такие как фотография, рисунок, живопись, народные ремесла.

Фотография имеет весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека. Занятия фотографией учат не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, не бессмысленно щелкать затвором фотоаппарата, а пристально наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них и передавать эту красоту природы, проникновенно схваченную воображением и чувством, посредством фотографии.

Все это приводит к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению сложных отношений света и тени, к усовершенствованию восприятия цветовой гаммы, тонов, полутонов, рефлексов к ощущению гармонии между ними, к четкому осознанию изящества и красоты природной формы и меры в самих вещах [22, с. 175].

Посредством фотографии в детях обнаруживается способность художников и творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия природы, с поэтического мироощущения и умения его выразить. Фотография пробуждает к жизни и действию художественные таланты, дает педагогам возможность разглядеть среди школьников «поэтов в душе», выявить учеников, способных дивиться красоте. Только из их числа формируются настоящие художники [ 23, с. 213].

Уроки фотографии формируют побуждение к творчеству, поддерживают живой эстетический интерес к природе.

Непосредственное восприятие природы и опосредованное эстетическое отношение к ней с помощью искусства на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного и эстетический вкус, т. е. понимание красоты и способность наслаждаться красотой, а также потребность в таком наслаждении и в универсальном творчестве красоты. Природа давала формы не только для ее собственного воспроизведения, но и для художественного воссоздания социального бытия людей.

С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Занятия фотографией и изобразительная деятельность детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

Анализ литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития наблюдательности, эстетических вкусов и чувств, способности их выражения.

Во-вторых, в основе эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.

Вывод

Изучив и проанализировав зарубежную и отечественную литературу по эстетике можно определить роль эстетического воспитания в жизни ребенка. Эстетическое воспитание в процессе формирования гармонично развитой личности играет огромную роль. «Эстетическое воспитание — целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам красоты».

Эстетическая культура воспитывает в ребенке высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к природе, к людям, к труду, к искусству, к жизни. Эстетическая культура — это источник развития эстетических чувств, вкуса, идеала, сознания человека. Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, который способен думать, искать, пробовать и находить решение. Основные категории эстетики дают представления о прекрасном, возвышенном, трагическом, комическом, что делает мир человека интереснее и наполняет его глубоким смыслом.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Природа — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческого потенциала, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Хотелось бы снова обратиться к словам Б.Т. Лихачева, «что целенаправленное эстетическое воспитание в раннем возрасте позволяет развить у учащихся видение, чувствование прекрасного, стремление к творческому самовыражению; позволяет поднять каждого ребенка до уровня подлинной эстетической культуры» [3, с. 46].

«Конечная цель (эстетического воспитания) — гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [17, с. 159].

школьник внеклассный эстетика воспитательный

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1 Формирование эстетических представлений учащихся в учебном процессе

Человек — творец прекрасного, создатель эстетических ценностей, и к этому его должна готовить школа.

Учебные планы и программы школьного курса, какими бы совершенными они ни были, не дают готовых «рецептов», которыми можно было бы пользоваться в каждом конкретном случае. Но с их помощью возможны теоретические обоснования наиболее эффективных путей и методов эстетического воспитания [7, с. 284].

Говоря об эстетическом воспитании на уроках, следует учитывать не только специфику каждого предмета, но и влияние межпредметных связей на процесс преподавания. Именно благодаря многообразию изучаемых в школе предметов достигается единство научно-теоретического, практического и эстетического способов освоения мира [7, с. 284].

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов по искусству. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть целостного процесса эстетического воспитания в обще образовательных учреждениях.

Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учебной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, история, химия, география и т.д. Эмоционально выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету [13, с. 400].

Опытные педагоги отмечают, что объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» [25, с. 99]. Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала.

Музыка и пение призваны разнообразить обучение; особенно это важно для младших школьников, так как чем более разнообразно обучение, тем лучше для первоначального обучения. В качестве одного из воспитательных средств на начальном этапе обучения К.Д. Ушинским было предложено классное пение — независимо от того, на каком уроке им пользоваться. По мнению выдающегося педагога, классное пение — это «прекрасное, освежающее и гармонизирующее класс средство», однако с его применением могут возникнуть затруднения, если у учителя нет музыкального слуха; в таком случае вместо пения можно применять коллективное чтение вслух различных стихотворений, также обладающих своим внутренним ритмом.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов. Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет — линия — объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Научить детей пониманию значения технически грамотного рисунка — значит создать хорошую основу для серьезных творческих занятий. Для этого важно не только рисование на свободные темы, развитие имеющихся у учащихся стремлений к этой форме работы, но и обогащение их технических познаний и практических навыков во время внеклассной, кружковой работы в младших классах и на факультативных занятиях — в старших классах.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение русского языка и литературы. Уроки русского языка в младших и средних классах составляет чуть ли не половину всех занятий по гуманитарным дисциплинам. Здесь, наряду с изучением грамматики, правил орфографии и пунктуации, важное место принадлежит занятиям по развитию речи. Следует помнить, что обучение русскому языку должно содействовать развитию способностей учащихся, расширению их кругозора. Чтение доступных учащимся произведений отечественных и зарубежных классиков, пересказ прочитанного, беседы о слове, языке писателя, о синтаксисе, о формах изменения слов и т.д. помогут учащимся приобщиться к живой речи, понять ее истоки, проследить закономерности развития языка, окунуться в сферу его практического применения [7, с. 285].

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости — развитие культуры чтения. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок [13, с. 399].

Учитель обязан научить ученика говорить не только правильно, но и хорошо — ясно, четко, выразительно, красиво. Для этого он сам должен в совершенстве постичь синтаксис — учение о предложениях и периодах, о тропах, об общих качествах слога, употреблять в своей речи такие слова, которые бы обеспечили ей живость и стремительность, доступность и понятность, простоту и естественность [7, с. 285].

Многое для художественного образования и воспитания школьников дают уроки истории. На протяжении всего курса обучения в школе перед учащимися проходит длительный путь развития человечества от низших ступеней к высшим. Уже в начальных классах они убеждаются в том, что историю делают не цари и фараоны, а народ, что материальная и духовная культура и в целом общественный прогресс есть плод тысячелетних усилий человека [7, с. 288].

Уроки истории могут дать учащимся также огромный иллюстративный материал для понимания героического характера, красоты деяний выдающихся личностей: революционеров, ученый, поэтов; красоты народного подвига в эпоху воин и революций, а также при создании и укреплении первого в мире государства рабочих и крестьян [7, с. 289]. Следует учесть и то, что сам предмет история несет в себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином своего Отечества, патриотом.

Хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих «питомцах» живое, цельное, эстетическое воспитание к истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе этот предмет. Как писал Д. С. Лихачев в работе «Письма о добром и прекрасном»: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек — носитель прошлого и носитель национального характера. Человек — часть общества, природы и часть его истории» [24, с.181].

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, — научить школьников понимать природу, воспитывать потребность общения с ней. Решение этих задач связанно с отбором средств обучения, которые пробуждали бы интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, столь необходимые для воспитания чувств, формирования способности эстетически воспринимать и оценивать явления действительности.

Красота растений и животных может быть оценена только в связи с функцией органов и организма в целом. Следовательно, не могут быть правило восприняты и поняты, например, форма птичьего клюва вне связи с отправлениями этого органа и средой обитания птицы. Сами движения животных поражают неисчислимым разнообразием и, можно сказать, уникальностью форм: достаточно вспомнить полет ласточки и сороки, стрекозы и бабочки, прыганье лягушки и кузнечика, ползанье змеи и гусеницы, различные способы передвижения обитателей моря. Каждое животное имеет свой неповторимый облик и соответствующую ему форму движения [7, с. 295].