Студентка 3 курса Антонова О.А.
Несонатные циклы – сюитные и сборники – составляют почти две трети фортепианного творчества Р.Шумана. Только у Р.Шумана жанр сюиты утрачивает черты чисто бытового, прикладного искусства и становится вполне самостоятельным в художественном отношении.
«Детские сцены» Р.Шумана были созданы в 1838-39 гг. В истории западно-европейского романтического искусства этот цикл фортепианных миниатюр занял определенное место. Во-первых, он привлекает новизной содержания: двенадцать живых, ярких картин из жизни детства, сопровождающихся послесловием автора, отражают прекрасный, чистый, наивный и глубокий мир ребёнка. Во-вторых, в этом цикле прослеживаются особенности стиля композитора: целостность настроения в сочетании с конкретными музыкальными средствами объединения ставит «Детские сцены» как произведение единого дыхания на уровень с остальными сюитными циклами Р. Шумана.
Разнообразие малых форм характерно для пьес, объединенных в фортепианный цикл «Детские сцены». Масштабы пьес обусловлены художественной задачей. Меткие, лаконичные жанрово характерные зарисовки и простодушные, но тонкие лирические сцены требуют миниатюрных форм. Частое обращение к миниатюре объясняется тем, что Шуман привлекает не столько взаимодействие жизненных явлений и их конфликты, сколько показ их в отдельности, самостоятельности и с большой детализацией.
Несмотря на то, что композитор выбирает малую форму, образное содержание он передаёт достаточно точно и понятно. На первом плане выразительность самого материала и его быстрая смена, что «порождается страстью Шумана к разнохарактерности»*.Но таково лишь первое, поверхностное впечатление . В действительности мысль , которую преподносит композитор в малой форме очень глубока. Этот композитор – мастер тонких
______________________________
*Д.Р. Житомирский «Шуберт»
музыкально – психологических портретов и зарисовок, в его мышлении органично сплетаются словесное и звуковое начала, т.е. соответствие программного названия и музыкального его воплощения.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей трактовки «малых форм» на примере отдельных, наиболее ярких и показательных, по мнению автора, пьес из цикла «Детские сцены».
Основная часть
В фортепианном цикле «Детские сцены» 5 пьес написаны в простой 3-х. частной форме (№№ 1, 6, 7, 9, 12), 11-я пьеса написана в сложной 3-х ч форме, пьесы 3-х-5частной формы (№№2, 3, 8, 10), 2 пьесы – в 2-х частной форме (№№ 4, 5), 13 пьеса написана в форме сложного периода.
Фортепианные миниатюры Шумана в общеобразовательной школе
... издательством Schuberth & Comp., было озаглавлено «40 фортепианных пьес для юношества Роберта Шумана». Заголовок же «Альбом для юношества» был предпослан третьему, расширенному изданию, объединившему и «Три фортепианные ... урок, своего рода "вариантов введения". Второе - связано с новой формой актуализации жизненного и музыкального опыта школьников, подкрепления их уверенности' и стремления ...
Несмотря на то, что внешне формы совпадают, каждая из них имеет свою индивидуальность. В ниже приведена общая таблица форм и их индивидуальных особенностей :
№ | Строение формы | Схема | Отличительные особенности | Признаки других форм |
1 | «О чужих странах и людях»
Трехчастная форма. |
A:║BA:║ | Первая часть написана в форме простого периода из двух предложений , однотональный, повторенный.
Вторая часть – развивающая. Тема звучит в басу, в тональности субдоминанты. Реприза – точный повтор первой части в основной тональности. |
|
2 | «Забавная история»
Трёх-пятичастная форма. |
A:║BA1 BA1 | Первая часть – повторенный период, модулирующий в D тональность
Вторая часть – неповторенный период. Реприза – проведение только первого периода |
|
3 | «Игра в жмурки»
Трёх-пятичастная форма. |
A:║BA:║ | Первая часть – повторенный период из двух предложений, однотональный.
Вторая часть – повторенный период из двух предложений, основан на теме первой части. Реприза -сокращенная. |
|
4 | «Просьба ребёнка»
Простая двухчастная форма. |
A A | Первая часть – период из трёх предложений.
Вторая часть – укороченная реприза. Заканчивается на серединной каденции. |
|
5 | «Полное удовольствие»
Простая двухчастная форма. |
A:║B. | Первая часть – повторенный период из двух предложений.
Вторая часть – середина и тональная реприза (в форме периода) |
Сложный период каждое предложение которого представляет собой простой (8-тактовый)
период. |
6 | «Важное происшествие»
Простая трехчастная форма, репризная. |
A:║:B:║А | Первая часть – дважды повторенный период, из двух предложений, однотональный.
Вторая часть — неповторенный период, однотональный. Реприза – точная. |
|
7 | «Грёзы»
Простая трехчастная форма. |
A:║BА | Первая часть – повторенный период.
Вторая часть – период из трёх предложений. Реприза – варьированная. |
|
8 | «У камина»
Простая трёх-пятичастная, форма. |
A║:B A:║, дополнение. | Первая часть написана в форме периода из двух предложений, однотональный.
Вторая часть – период из двух предложений, завершается в тональности доминанты. Реприза – точная с доиолнением. |
|
9 | «Верхом на палочке»
Простая трехчастная форма. |
A:║:BА:║ | Первая часть написана в форме периода единого строения, на выдержанном доминантовом органном пункте.
Вторая часть развивающая середина (сфера субдоминантовых тональностей IV и II ступеней) Реприза — варьированный повтор периода 1 части на тоническом органном пункте. |
|
10 | «Почти серьёзно»
Форма трёх-пятичастная |
A B A1 BA2 | Первая часть – два неповторенных периода. Второе предложение – вариант развития первого (секвенционное развитие в паралельной тональности).
Вторая часть — |
Признаки формы вариаций. |
11 | «Пугание»
Сложная трехчастная форма. |
A B A С A B A | Крайние части имеют простую трёхчастную репризную форму.
Вторая часть — |
|
12 | «Засыпающий ребенок»
Простая трехчастная форма с контрастной серединой. |
A B A | ||
13 | «Поэт говорит»
Сложный период |
Сложный период. | Состоит из трех предложений | Простой трехчастной репризной формы. |
Для анализа выбраны пьеса «О чужих странах и людях» как пример простой трехчастной формы; простая трех-пятичастная форма рассмотрена на примере двух пьес «У камина» и «Почти серьёзно»; простая духчастная форма — «Просьба ребенка» и «Достаточно счастья», сложный период – последняя пьеса «Поэт говорит».
1. Простая трехчастная форма
«О чужих странах и людях». Эта пьеса – размышление, мир детской фантазии, лирической сказки. Ласковая и светлая мелодия в первом же такте окрашивается очень характерной для Шумана гармонией (DDVII7 ) , вносящей элемент «чудесного», романтически манящего.
Характер пьесы лирико-повествовательный., Три фактурных пласта взаимодополняют друг друга:
- верхний пласт – ведущий мелодический голос, для которого характерны песенные интонации восходящей сексты с последующим плавным нисходящим поступенным заполнением. Пунктирный ритм (в четных тактах) подчеркивает интонацию «вздоха».
- средний пласт – гармонический, изложенный в триольном ритме. Ритмическая однородность на протяжении всей пьесы подчеркивает внутреннюю взволнованность.
- гармонический бас – объединяет два верхних голоса и создает равномерную пульсацию в смене основных гармоний.
Середина простой трехчастной формы
Пьеса заканчивается полной несовершенной каденцией (тоника в мелодическом положении терции).
Типичная романтическая каденция связана с программным замыслом пьесы: сказка, у которой нет конца.
Близкий и ещё более романтически приподнятый образ в пьесе №7 «Грёзы» , самой популярной в цикле и принадлежащей к «жемчужинам» шумановского мелодизма. Хоральный склад фактуры придаёт этой пьесе безмятежный, спокойный, мечтательный образ ребёнка. Свободно и «бесконечно» движется мелодический поток. Эта особенность идет не только от общего «рельефа» ведущего мелодического голоса, в котором буквально во втором такте на едином дыхании от квартового затакта достигается кульминационный звук («фа» второй октавы), но и от сочетания метра и ритма. Квадратность в построении всего периода нарушается «гемиольными» ритмическими фигурами внутри построения, в результате чего окончание мотивов приходится в слабые метрические доли тактов.
Средняя часть углубляет лирикопсихологический характер. Гармоническая ее особенность – проведение заглавного мотива темы в субдоминантовой тональности.
Реприза – варьированное проведение темы . Кульминация приходит на вершину мотива – «ля» 2 октавы .
2.Сложная трёхчастная форма:
Есть в «Детских сценах» пьесы чисто характеристического плана. А жанр, используемый композитором является средством индивидуализации черт образа. Такова прежде всего пьеса «Пугание» — вначале словно рассказ о чём-то сумрачном и страшном , затем неожиданное вторжение музыки «пугание» — таинственной и мелькающей. Такова и пьесы – игры : «Игра в жмурки»(3-х5ч), «Верхом на палочке» (3-хч).
Рядом с этими пьесами – другие картины жизни.
3.Трёх-пятичастная
Тёплой лирикой овеяна пьеса «У камина». Картина воспоминания о теплом вечере. Воспоминания взрослого человека о беззаботном , безмятежном, ярком детстве. Особенностью этой пьесы является заключительная каденция. Шуман заканчивает пьесу не на тонике, а на доминанте – гармоническая разомкнутость. Возможно, тем самым композитор хотел передать бесконечность воспоминаний, недосказанность мысли. Мелодика , как и во многих других пьесах, очень проста, но является главным выразителем чувств , важнейший элемент музыкальной лирики.
В пьеса «Почти серьёзно» переданы чувства ребёнка о первом , робком , но уже настоящем волнении сердца. Ритм , маскирующий здесь все сильные доли такта в мелодии и придающий ей особенную текучесть и трепетность, одна из ярких стилистических находок Р.Шумана.
С жанром миниатюры не могут быть тесно связаны те образы , которые требуют большого развития (например , драматические).
Поэтому черты другой формы могут присутствовать в композиции пьесы, в данном случае черты вариационной формы.
4.Простая двухчастная форма :
4 и 5 пьесы образуют микроцикл: их объединяет программное содержание по принципу контрастного взаимодополнения. Ласковая, трепетная по характеру 4 пьеса «Просьба ребенка» сменяется оживленной 5 пьесой «Полное удовольствие». Эта взаимосвязь очевидна и на тонально- гармоническом уровне: обе пьесы написаны в ре-мажоре, заключительный аккорд 4 пьесы (доминантсептаккорд) открывает следующую за ним пятую.
5.Сложный период.
Влияние сложных форм на простые стало характерно для эпохи романтизма.. Оно сказалось, в частности , на трактовке первоначальной из «малых» форм – периода. В периоде стали возможны тональные и тематические сопоставления , тематическая разработка, свои внутренние репризы. Ярким примером влияния сложных форм на простые можно привести фортепианные прелюдии № 1,4,6,9 Ф.Шопена из цикла «24 прелюдии».
с развивающейся серединой
Каждое из трех предложений периода выполняет свою функцию, которой соответствует свой тип изложения музыкального материала. В.Н. Холопова выделяет шесть основных функций частей в музыкальной форме и три типа изложения музыкального материала. «Шесть функций таковы: 1 вступительная, 2экспозиция, 3связующая, 4серединная, 5репризная, 6заключительная. Из них самостоятельные типы изложения имеют функции: 1 экспозиционная, 2серединная, 3заключительная. »*
Признаками экспозиционной функции и,
тональности, заключительный каданс». Этой характеристике соответствует первое предложение рассматриваемой последней пьесы цикла (1- 8 т.т.).
серединный
заключительной