Анализ рассказа Гайдара «Чук и Гек»

Сочинение

1. История создания произведения.

А.П. Гайдар, думая о создании произведения «Чук и Гек», хотел написать светлый рассказ, похожий на «жемчужину». Литературными критиками не сразу было одобрено произведение писателя. Однако, несмотря на то, что оценки давались неоднозначными, дети полюбили рассказ «Чук и Гек». Он был впервые опубликован в 1939 году «Пионерской правдой». Также «Чук и Гек» публиковался в журнале «Красная новь». В том же 1939 году произведение вышло отдельным изданием.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Чук и Гек» относится к жанру рассказа, который позволяет с помощью небольшого объема рассказать о нескольких событиях в жизни героев.

3. Название произведения и его смысл.

Рассказ был назван в честь центральных персонажей. Существует несколько версий того, как произошли эти необычные имена.

В первом издании произведения отец называет Геком Сергея, а Чуком Владимира. Отсюда сокращенные варианты имен Сергей и Владимир.

Но есть и следующая версия: Чук – русифицированный вариант имени Чак, а Гек – Джек. Эти иностранный имена были довольно популярны во времена жизни А.П. Гайдара.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, делая картину объективной. Однако эта картина мира воспринимается глазами главных героев.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Рассказ «Чук и Гек» повествует о человеческом существовании и о его смысле. Автор поднимает проблему счастья. «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — так говорил сам А.П. Гайдар. В этих словах и отражена главная мысль рассказа. Честность – вот главный принцип жизни каждого человека. Писатель призывал своих читателей в любых ситуациях вести себя в соответствии с честью. Быть честным, по мнению А.П. Гайдара, — это не только не врать, но и ничего не утаивать. Нельзя скрывать свои нечестные поступки и всегда нужно нести за них ответственность.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет произведения построен на основе приключений и на основе путешествий.

5 стр., 2329 слов

Урок русского языка в 7 классе » — рассказ по заданному ...

... Литература 5 класс. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rasskaz-na-dannuyu-temu-klass/ Тема: Х. К. ... На двойных альбомных листках разместить рисунки к сочинению-рассуждению, переписать сочинения из черновика. Домашнее задание: дописать сочинения ... основную мысль сжатого рассказа, озаглавить. Попутно повторить правописание ... стала совсем коричневой, вымазала лицо вонючей мазью и спутала ...

«Чук и Гек» повествует о том, как два мальчика с мамой прибыли к отцу в тайгу. Однако там их никто не ждал, об этом было сказано в телеграмме, которую отправил сторож экспедиционной базы, в которую входил отец мальчиков. Папа героев ушел в экспедицию, но мама Чука и Гека не знала об этом, потому что Гек выбросил коробочку, в которой находилось письмо. Несмотря на все это, герои смогли пройти все трудности, в результате чего они встретили Новый год вместе со своим отцом.

7. Система образов произведения.

Центральными персонажами рассказа А.П. Гайдара являются Чук и Гек. Именно их глазами описывается окружающий мир по дороге к Синим горам. Это два брата, которые, с одной стороны, похожи друг на друга, а с другой стороны, индивидуализированы. Персонажи имеют свои привычки, свое поведение, манеру говорить. Чук и Гек по-разному видят этот мир, у них разное мировоззрение. Это разные характеры. Чука можно назвать человеком практичным, а Гек – настоящая разиня. Не зря автор указывает на то, что именно Гек потерял телеграмму. И именно Гек в ходе повествования таинственно исчезает. Однако он умеет петь, что является его отличием от брата.

Чук и Гек – веселые ребята, отчасти они шаловливые, так как приносят матери довольно много хлопот. Однако дети искренне любили своих родителей.

8. Композиция произведения.

Рассказ «Чук и Гек» начинается сказочным зачином, который определяет весь строй произведения А.П. Гайдара. Все события рассказа воспринимаются глазами Чука и Гека, что тоже является композиционной особенностью произведения. Сказочная окраска проходит через все эпизоды рассказа, все реальные события соединяются с вымышленными.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Сказочные мотивы являются отличительной особенностью рассказа «Чук и Гек». С ними тесно связаны лирический подтекст произведения и его поэтичность. Так как события преломляются глазами главных героев, которые являются детьми, произведение отличается своей эмоциональностью. Дети в «Чуке и Геке» вовлечены во все события реальной действительности: гражданская война, противостояние классов не прошли мимо Чука и Гека. Времена делали из мальчиков определенные типы характеров, участвующих в далеко не детских сценах. Но несмотря на серьезность такого подтекста, автор использует юмористические приемы, напоминая читателям, что Чук и Гек – все еще дети.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ «Чук и Гек» — произведение, которое учит любить свои корни: своих родителей и свою Родину. Быть честным и никогда не бояться быть честным – вот что хотел передать Аркадий Петрович Гайдар.

Понравилось сочинение? А вот еще: