- Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, «огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы» [Панфилов, 1967:15].
- Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.
- В последнее время большее распространение получила спортивная журналистика. Ежедневно выходят множество статей и заметок спортивного характера, рассказывающих основные спортивные события страны и мира.
- Поэтому в последнее время большую актуальность получила тема анализа стилистических особенностей статей под рубрикой «спорт».
- Таким образом, предмет нашей работы составляет публицистический стиль и его основные черты.
- Объектом нашей курсовой работы выступают статьи под рубрикой «спорт».
- Цель нашей работы заключается в выявлении ярких особенностей публицистического стиля на основе анализа спортивных статей.
- Цель обусловила постановку следующих задач :
- — дать понятие публицистического стиля;
- — перечислить основные черты публицистического стиля;
- — охарактеризовать особенности статьи как жанра публицистического стиля
- — указать, каким способом выражается оценка в спортивных статьях;
- — перечислить основные средства выразительности, которыми пользуются авторы спортивных статей.
- При выполнении работы использован описательно-исследовательский метод .
- Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (каждая глава делится на два параграфа), заключения и списка использованной литературы.
- В первой главе дается понятие публицистического стиля (его доминанты, функции, основных стилевых черт), а также дается краткая характеристика жанра статьи.
- Во второй главе исследуются спортивные статьи местных и федеральных газет с точки зрения лексики, оценочности и использования выразительных средств.
- В заключении приводятся выводы, сделанные на основе проведенной работы.
- Глава 1. Публицистический стиль и его особенности
- Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь — на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль — «она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности» [Сопер, 1992:80]. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что «научный язык — это язык идей, а художественная речь — язык чувств» . К этому можно добавить, что публицистика — язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
11 стр., 5253 слов
Дипломная работа стиль эклектика в интерьере
... Нанесенная живопись покрывалась защитным лаком. Итак, огромное место в интерьере древнего египтянина занимала мебель. Среди древнеегипетских богатых «гарнитуров» ... обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал ... позволяет нам впервые говорить о каком-то развитом стиле. Египетский стиль к тому же и прародитель почти всех последующих ...
- Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.
- Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в «Российской газете» публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В «Независимой газете» иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы — эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.
- Иначе обстоит дело, когда журналист в газетной статье рассказывает о научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины, или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии авиасалона и включает в свою речь технические термины, а в судебной хронике использует юридическую лексику.
В этих случаях иностилевые элементы (слова и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического стиля, входят в язык массовой информации. Именно эти случаи имеются в виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является важной чертой публицистического стиля.
- Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.
- Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин «публицистический стиль» употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).
14 стр., 6525 слов
Использование частей речи в художественном тексте
... низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению». В современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: › Разговорный стиль › Научный стиль › Официально-деловой стиль › Публицистический стиль › Художественный стиль Разговорный стиль - функциональный стиль речи, который служит для неформального ...
- 1.1 Стилевые черты, функции, особенности публицистического стиля
- спортивный статья публицистический стиль
- Публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения.[Розенталь, 1997:154] Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин «публицистический стиль» употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).
- Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой — агитационно-пропагандистской — или иначе — воздействующей. «Чистая» информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.
- Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.
- Богата публицистика и выразительными ресурсами.
Как и художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и грамматические средства.
- Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.
- Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.
- Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных «дозах») свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г.
24 стр., 11682 слов
История официально-делового стиля и жанры деловой речи
... для языка документов и отличают его от устной спонтанной деловой диалогической речи. История формирования официально-делового стиля. - Деловые документы появились на Руси после введения в Х ... выделить особенности словоупотребления и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над подчинением в сложных предложениях, ...
Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.
- Доминантой публицистического стиля является, по определению М. Кожиной, «социальная оценочность».
- В связи с этим для публицистического стиля характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви к свободе.
- Экспрессия оценки выражается формами превосходной степени в элятивном значении: самые решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие (противоречия); отличнейше, строжайше, наивыгоднейше.
- Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля и языковые средства их реализации.
- Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды особенно продуктивны в публицистике.
- Воздействующая функция газетно-публицистического стиля особенно ярко проявляется в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи.
Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество — массовость, демократичность, доступность. На фоне книжного в целом синтаксиса публицистики разговорные конструкции выделяются стилистической новизной.
- Функция воздействия (экспрессивная функция), важнейшая для газетно-публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Интересно, что некоторые толковые словари русского языка, в первую очередь словарь под редакцией Д.Н. Ушакова, дают к некоторым словам стилистические пометы «газетное», «публицистическое». Это означает, что данные слова характерны для газеты, публицистики, закреплены за ними. Оказалось, что почти все эти слова имеют яркую оценочную окраску: агентура, акробаты благотворительности, активизация, акция, болячка, бомбист, бутербродный писака, верхушка, веха и др.
- Однако публицистика не только использует готовый материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание.
Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, конвейер милитаризма, маршруты технического прогресса; лексика спорта: раунд, тур (переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; наименования литературных жанров, лексика театра: драма народа, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др.
- Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, подковёрная борьба, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, казарменный коммунизм, идеологический бульдозер, нравственная холера.
- Газета рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп. Примеры: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку и др. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым содержанием и опять-таки высокочастотные в газете:
- а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки;
- б) с положительной оценкой: трудиться не покладая рук, золотые руки и др.
1.2 Жанр статьи в публицистическом стиле
Эссэ «Слово — лечит, слово — ранит» статья
... Это только, кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось с губ. На самом деле, тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека. А как велика сила ... нужно быть осторожнее при лечении каких – либо заболеваний. Вот так и слова : добрые и ласковые - лечат, грубые причиняют боль. Поэтому прежде чем что – то сказать, нужно ...
Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Понятие «статья» произошло от латинского слова « articulus» и означало первоначально то же самое, что и «сустав», «член», «часть целого». Это объясняет, почему в журналистской практике любая отдельная публикация, будучи частью, например, всего текста газетного номера может быть названа статьей. Не случайно также, что, пожалуй, за исключением коротких сообщений, статьями называют огромное число публикаций различных жанров. Но когда речь заходит о вполне определенном жанре «статья» (в узком смысле этого слова), то под ней понимают публикации, анализируются некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление.
Еще точнее статью можно определить как «жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей» [Тертычный:2000, 149]Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значительность актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации.
Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические установки имеются у участников тех или иных ситуаций, служит основой для выделения идей, импульсов, предваряющих понятие практических мер. Правильная статья всегда связана с отображением предмета вполне определенного характера.
Предмет жанра статьи можно увидеть как в тех противоречиях и проблемах, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах, так и в вытекающих из них задач в условиях их решения, упорядочения и в связанных с ними тенденциях, перспективах, закономерностях общественного развития.
В настоящее время в прессе существуют устойчивые формы проявления жанра статьи. Основными из них можно считать такие: общеисследовательская статья, практико-аналитическая статья, полемическая статья.
Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на ...
... отдельным лицам. 1. Предпосылка формирования особого медиадискурса в спортивной журналистики России спортивная журналистика медиадискурс 1.1Спортивная журналистика в системе СМИ Спортивная журналистика (sports journalism) (англ.) - одна из ... но спортивная медийная речь как особая сфера конкретно не обоснована и не охарактеризована. Во-вторых, соответствующие материалы в исследованиях журналистики и ...
Достаточно популярными в публицистике в последнее время становятся статьи спортивного характера. Наряду с информативностью, наиболее присущей именно спортивной журналистике, спортивные статьи также выполняют функцию воздействующую. И в спортивных статьях очень ярко прослеживаются такие яркие черты публицистического стиля, как выражение оценочности, использование фразеологизмов (нередко их трансформация), а также часто встречаются в спортивной прессе различные тропы и стилистические фигуры. Это и станет предметом нашего дальнейшего исследования во второй главе работы.
Глава 2. Стилистические особенности статей в рубрике «спорт»
В работах теоретиков публицистики специализированные направления подразумеваться никак не могут. Относительно спортивной тематики Прохоров пишет: «наши публицисты, к сожалению, не жалуют спорт, считая эту тему, по-видимому, «несерьезной». Но ведь это одна из сторон жизни, и уже поэтому избегать её непозволительно». Исследователь прав в том, что спорт — неотделимая область общественной деятельности. Тем не менее, исходя из своего понимания публицистики, Прохоров пишет об отсутствии в ней произведений спортивной тематики. С нашей точки зрения, произведения спортивных журналистов на страницах газет, журналов, а также радио, телевидения составляют спортивную публицистику. Все эти материалы социально ориентированны и оказывают влияние на формирование мнения у специальной аудитории, называемой спортивной общественностью. Поскольку мы позволяем себе говорить о специализированном направлении, очевидно, что аудитория спортивных материалов не столь велика, как, например, у потребителей политической информации. Но игнорировать эту аудиторию мы считаем, непозволительным. Если мы называем произведения средств массовой информации публицистикой, в чем же тогда различия спортивной публицистики и спортивной журналистики?
Понятие спортивной журналистики гораздо более широкое. Его мы обозначим, пользуясь определением журналистики, данное Е. Прохоровым в большой советской энциклопедии: спортивная журналистика — это социально-значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, интернет), опирающаяся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа и аудиторию. Кроме того, это и совокупность всех продуктов деятельности спортивного журналиста, предмет изучения и преподавания, а также содружество порождаемых профессий. Спортивная публицистика — произведения спортивной тематики, оказывающие влияние на сознание спортивной общественности и поднимающие темы, актуальные для современности. Публицистика и журналистика — неразрывно связанные между собой явления, поскольку оба ориентируют и влияют на общественное мнение. В контексте изучения специализированного направления журналистика и публицистика станут для нас синонимами.
Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...
... репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в ... наверно, приходилось слышать слово «репортаж». Как вы думаете, о чём сообщается в репортаже? П: В каких ситуациях может быть использован жанр репортажа? П: При просмотре ...
Каков так называемый специальный предмет исследования в спортивной журналистике? Спорт и физическая культура, а также события социальной жизни вокруг этих предметов. Каждое специализированное направление обладает своим предметом рассмотрения, описания и анализа. Экономическая журналистика рассматривает преимущественно экономические вопросы и проблемы, политическая — политические и так далее. В названиях этих специализаций изначально заложено представление о предмете деятельности.
Несмотря на преобладание информационной функции в спортивных статьях, они выполняют и воздействующую функцию. Спортивные журналисты воздействуют на читателей путем использования в статьях элементов оценочности и средств речевой выразительной.
2.1 Как выражается оценка в публицистических статьях
Оценочность — универсальная черта публицистического стиля. Она не ограничивается пределами лексической системы данного стиля, а пронизывает все ярусы публицистических текстов.
Оценочность как основной стилеобразующий фактор публицистических материалов начинает играть свою роль уже на самой ранней стадии создания текста. Оценочность проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах. Именно такую преобразованную информацию и потребляет читатель.
Оценка может быть имплицитной, т.е. заложенной в значение слова, и эксплицитной, присущей не конкретному слову, а его употреблению.
Имплицитные оценки в публицистике — это метафоры, эвфемизмы, «скорненные» слова.
Оценочные метафоры в публицистике призваны организовать общественное мнение, создать у адресата нужный адресанту яркий, зримый образ, суггестивно влияющий на восприятие информации под заданным углом зрения. Этот излюбленный с древнейших времен публицистический прием не устарел, прежним остался и тот «метафорический фонд», из которого современные журналисты черпают средства для создания новейших политических образов. «Появление новой метафоры подготовлено ее традиционными предшественниками в той или иной тематической серии»[10].
Наряду с имплицитными оценками существуют и такие языковые механизмы оценочности, как контекст, квазисинонимическая ситуация и квазицитата, где оценка выражена эксплицитно.
Контекст — мощный механизм формирования нужной оценки у нейтральной номинации. Оценка закладывается не в сему (основное значение) номинации, а в ее словесное окружение. Так, различные идеологические установки современных печатных органов диктуют употребление одних и тех же по значению слов в совершенно противоположных по стилистической окраске контекстах. Например, антонимичные контексты окружают слова «коммунист» и «демократ». Эти слова, ранее входившие в одно концептуальное поле, сегодня составляют семантическую оппозицию. Стилистическая окраска данных номинаций выражается эксплицитно (она выводится из контекста и может быть как положительной, так и отрицательной) и не связана с признаками самих обозначаемых данными словами понятий: «Коммунист — член коммунистической партии»; «Демократ — 1. Сторонник демократии. 2. Член демократической партии».
Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе
... красивым русским языком. Кстати, при чтении современных женских романов или детективов каких-либо существенных изменений своей речи вы не ... листва…» Как прекрасно сказано. А слова известного поэта «Словом можно спасти, словом можно убить, словом можно полки за собой повести, ... дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе. Ведь именно речь выделила ...
Формирование заданной оценки с помощью контекста у исходно нейтрального слова активно используется современными СМИ. Положительное или отрицательное значение у нейтрального слова развивается через формирование у него заданной коннотации при сохранении нейтральной семы. Коннотацию же можно привить любому слову, так как в устойчивых контекстах она «формируется из словосочетания и закрепляется за словом как таковым». А какой (положительной или отрицательной) будет коннотация, зависит от говорящего.
Наиболее исследована оценочность в статьях политического характера. Примечательно, что чаще всего она негативна. Оценочность в спортивных статьях изучена не так тщательно. Несмотря на преобладающую информативность спортивных статей они не лишены оценочности, выражающейся различными способами.
I. Через аффиксы.
1.Но Роджер [теннисист] выбрался из тяжел ейш их ситуаций и забронировал место в финале. [3] Далее в квадратных скобках даются порядковые номера статей
2. Впрочем, эмоции велич айш его теннисиста… описать сложно.[3]
3. Футбольная форма была ему велик оват а….[9]
II. Через метафоры:
1. В блестящей карьере Феди были победы на всех турнирах Большого шлема.[3]
2. … Сборной Ики-Бурульского, в составе которой блистали…[9]
3. В процессе бурного обсуждения пришли к выводу, что комиссия не сможет проинспектировать все поля клубов премьер-лиги.[9]
III. Через слова, в которых оценка (негативная или позитивная) закреплена в лексическом значении:
1.У Феди нет более неудобного соперника, чем Надаль.[3]
2. По признанию Светланы, год назад она разговаривала с Роджером и тот убедил ее, что решение вернуться в Москву — верное.[5]
3. Мы и раньше хорошо понимали друг друга, а теперь все стало вообще просто.[7]
4. Очень комфортно с ним работать.[7]
5. Три дня в Калмыкии находились известные футболисты братья Смертины.[9]
6. А лучшим подарком для всех стали совместные фотографии с прославленными футболистами.[9]
IV. Предложения, в которых оценка выражается через контекст.
А вот форвард московского «Динамо» Александр Кержаков хоть тоже давненько не выходил на поле в футболке сборной, но дорогу помнит отлично.[7]
2.2 Выразительные средства в статьях
Средства речевой выразительности играют очень большую роль для воздействия на читателя. Сначала нам следует дать краткую характеристику встречаемых в спортивных статьях тропов и фигур речи.
Троп — это любая языковая единица, имеющая смещенное значение, т.е. второй план, просвечивающийся за буквальным значением. Взаимодействие и взаимообогащение двух смыслов является источником выразительности.
Самое важное место среди тропов занимает метафора — перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного сходства. Способность создавать метафоры — фундаментальное свойство человеческого сознания, поскольку человек познает мир, сопоставляя новое с уже известным, открывая в них общее и объединяя общим именем. С метафорой связаны многие операции по обработке знаний — их усвоение, преобразование, хранение и передача.
Кроме того, метафора служит одним из способов выражения оценки, а нередко приобретает статус аргумента в споре с оппонентами или при их обличении.
Проблемы перевода музыкально-поэтических текстов с английского языка на русский
... произведений этого жанра возрастает в геометрической прогрессии. Объектом исследования в данной работе является англоязычные музыкально-поэтические тексты и их переводы на русский язык. Предмет исследования - выявление особенностей перевода англоязычных музыкально-поэтических ...
Употребление метафоры.
1. По предварительному сценарию звезды Спартака встретится с командой европейского футбола.[7]
2. В процессе бурного обсуждения пришли к выводу, что комиссия не сможет проинспектировать все поля клубов премьер-лиги.[7]
3. В блестящей карьере Феди были победы на всех турнирах Большого шлема. [3]
Конкурирующем с метафорой тропом является метонимия — перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности. Под логической смежностью понимают соположенность во времени или пространстве, отношения причины и следствия, означаемого и им подобные, например:
Тем более, что сейчас первой экс-ракетке мира почти 28 лет, возраст почти предпенсионный.[3]
Фигуры речи — отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического воздействия. Стардантизованность обеспечивается воспроизводимостью фигур: в их основе лежат определенные схемы, которые в речи могут наполняться каждый раз новыми словами. Эти схемы закреплены многовековой культурной деятельностью человечества и обеспечивают «классичность», отточенность формы. Экспрессия возникает либо в результате ментальных операций сближения-противопоставления, либо вследствие разрушения привычных речевых формул и стереотипов, либо благодаря умелым изменениям речевой тактики. Фигуры речи часто встречаются в статьях спортивного характера.
Риторический вопрос — одна из часто используемых фигур в публицистике. Риторический вопрос — это экспрессивное утверждение или отрицание.
Риторический вопрос интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимая его над обыденной речью.
Использование риторического вопроса в спортивных статьях.
1. Это ли не высшая награда? [5]
2. Как здоровье? Как на поле? [7]
3. Где будет добыт следующий титул? [3]
Парантеза — самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки, например: «В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек и болеют около 5 миллионов» .
Эта стилистическая фигура внутренне противоречива, поскольку, с одной стороны, разрушает барьер между автором и читателем, создает ощущение взаимного доверия и понимания, порождает иллюзию перехода от подготовленной речи к неподготовленной, живой, с другой стороны, как всякий «прием», она вносит некоторый элемент нарочитости. Не случайно парантеза нередко служит средством иронического, отстраненного изложения.
Использование парантезы:
1. Впрочем, эмоции величайшего теннисиста в истории (так в своей послематчевой речи охарактеризовал швед) понять можно.[3]
2. Дамбинов с 90 очками (две гири по 16 кг. поднял 38 раз, толкнул гири 105 раз) завоевал бронзовую медаль. [6]
Риторическим восклицанием, по классическому определению, называется показное выражение эмоций. В письменном тексте эта псевдоэмоция оформляется графически (восклицательным знаком) и структурно: «С каждой разборкой подобного типа людям все виднее одно — как же в таком окружении тяжело спикеру!» Восклицательный знак в этих высказываниях — способ привлечь внимание читателя и побудить его разделить авторское негодование, изумление, восхищение.
Использование риторического восклицания:
1. Солнечная весна наконец пришла![1]
2. И разрыдался![3]
3. Да, так оно и есть![1]
Парцелляция — в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания и придания им нового звучания, например: «Процесс пошел. Вспять?»
1. Роман подробно отвечать на них не стал, но вкратце обрисовывает перспективы. Невеселые.[1]
2. В Краснодаре точно не сыграю. И с «Локомотивом» на Кубок не ждите.[1]
3. Я поздравил ее после финала. Но позвонил не сразу, а через пару часов.[3]
Антитеза (от греч. antithesis — противоположение) — стилистическая фигура, построенная по принципу контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний т.п. А. основана на сравнении двух противоположных явлений или признаков, присущих, как правило, разным предметам.
Использование антитезы.
1. Мы и раньше хорошо понимали друг друга, а теперь все стало вообще просто.[7]
2. Каждое последующее пробитие отличается от предыдущего.[1]
3. Сегодня Света победила, завтра кто-то другой.[5] , Таким образом, мы видим, что в спортивных статьях присутствуют множество разнообразных тропов и стилистических фигур
Заключение
Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.
В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название «публицистический стиль» представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название «газетный стиль» объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях, и, прежде всего, в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать «телевизионным» стилем. Другое название — общественно-политический стиль — точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).
Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.
Еще в советские годы делались попытки изучения спортивной журналистики, как особого вида публицистики. Чаще всего исследователями было замечено то, что в спортивной журналистике преобладают точность и информативность.
Однако в последнее время мы можем наблюдать все возрастающий субъективизм некоторых спортивных статей.
Нами было проанализировано 7 публицистических статей. Предметом нашего исследования является то, какое место занимает в спортивной журналистике воздействующая функция и какими средствами создается экспрессия в анализируемых статьях.
При анализе оценочности мы выявили 62 оценочных слова (см. Приложение).
Среди них наибольшую часть составляют слова, у которых оценочность существует и в словарном толковании (38 слов).
В трех словах (футбольные корифеи, блестящей, ценный опыт) оценочность достигается путем использования метафоры. В двух словах роль в оценке играет контекст.
Примечательно, что в основном оценочными являются прилагательные — 53 слова из общего количества.
Основными стилистическими фигурами спортивной журналистики при анализе статей нами названы:
- парцелляция (возможно она обусловлена недостатком времени у спортсмена или журналиста и вызывает краткость предложения).
- риторическое восклицание; антитеза, а также парантезы.
Данная работа имеет перспективу на дальнейшее исследование предложенной темы, но с анализом большего количества материалов. Эта тема актуальна своим вниманием к достаточно неизученной сфере спортивной журналистики.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/publitsisticheskogo-stilya-na-temu-sport/
1. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. — М., 2006.
2. Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. М., 1996.
3. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. — М., 1988.
4.Основные понятия и категории лингвостилистики. — Пермь, 1982.
5.Панфилов А.К. Лекции по стилистике русского языка. — М., 1968.
6/ Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М., 1984.