Протестантская музыка

Курсовая работа

1. Возникновение протестантизма. Реформация

В XVI веке в Европе произошел великий перелом в христианстве, известный как Реформация. В этот период возникло протестантизм – религиозное движение, представляющее собой отклонение от римско-католической традиции, но не выходящее за рамки христианства.

Термин «протестант» впервые был использован на рейхстаге в Шпейере в 1529 году. Участники этого собрания подписали Protestatio – документ, в котором открыто выражалось несогласие с запретом на проведение реформ внутри церкви, принятым рейхстагом. На протяжении истории произошедшего переворота в XVI веке, ставшего Реформацией, все, кто выходил из повиновения папе, начали называться «протестантами».

Протестантизм стал собирательным понятием, объединяющим множество церквей и сект, которые отделились от римско-католической традиции. С течением времени, протестантизм раскололся на множество семейств церквей и несвязанных друг с другом вероисповеданий. Сегодня протестантизм продолжает существовать и оставлять свой след как великая духовно-интеллектуальная сила.

История протестантизма связана с великими именами человечества и его культуры. Оно закладывает основу для развития европейской культуры на столетия вперед. XVI век в Европе становится эпохой глобального перелома, который сопровождается благородными порывами и сожжением «еретиков», интересом к античной культуре и охотой на ведьмы, а также благочестивыми диспутами и жестокими пытками.

В это время католическая церковь являлась ярым сторонником средневековых порядков и имела огромную власть. Однако к этому времени появились идеи противодействия церкви, которые достигли своего апогея. В Англии представительным направлением стали идеи Джона Виклифа, профессора Оксфордского университета. Он требовал подчинения английской церкви гражданским законам и выступал против поборов римских пап, индульгенций и предпочитал Священное Писание церковной традиции.

Введение

Реформация была одним из самых значительных событий в истории западной церкви. Она началась в XVI веке и существенно изменила христианскую веру и общество в целом. Реформация была вызвана недовольством многих людей коррупцией и злоупотреблениями, которые присутствовали в католической церкви того времени. Одним из главных фигур реформации был Мартин Лютер, немецкий священник, который открыто выступил против практик церкви и предложил новые идеи.

Влияние идей Мастера Яна Гуса

Идеи Мастера Яна Гуса, который проповедовал отказ церкви от богатства и продажи индульгенций, оказали значительное влияние на Мартина Лютера. Ян Гус был профессором Пражского университета и его сожжение на костре вызвало возмущение в Чехии. Его идеи стали одним из фундаментальных принципов реформации.

9 стр., 4367 слов

Эпоха Возрождения и Реформация

... Подготовкой, переводом и комментированием его работ занимались Ю, Голубкин, К.Комаров, Ю.Каган, А. Рубан. Ю. Рубан, К. Голубец, Н. Басовская. Данная тема является актуальной, т.к. Реформация, произошедшая в эпоху Возрождения малоизученна. ...

Появление реформации

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил к воротам собора в Виттенберге свои тезисы. Эти тезисы были направлены против практики продажи индульгенций и выразили его убеждение в необходимости внутреннего покаяния грешников. Этот акт стал точкой отсчета для начала реформации и вызвал значительный резонанс.

Римская церковь ответила на Лютера угрозой отлучения и физической расправы. Однако Лютер отказался подчиниться и 10 декабря 1520 года публично сжег папскую Буллу, отлучающую его от церкви. Конфликт между Лютером и Римом все более эскалировал, привлекая все большее внимание общественности.

Суть конфликта и роль богословия

Основной причиной конфликта было богословское учение о спасении через церковь и благодать, содержавшаяся только в ней. Лютер и другие реформаторы отвергали это учение и утверждали, что спасение возможно только через внутреннее покаяние и веру в Бога. Они также отвергали Священное Предание и делали Библию единственным источником веры.

Таким образом, реформация была попыткой противопоставить земные притязания церкви всемогуществу Бога. Реформаторы подчеркивали полную зависимость человека от Бога и отвергали идею, что святые дела и подвиги благочестия могут влиять на спасение. Это привело к разрушению догматического фундамента католической церкви и открыло путь к новым идеям и практикам в христианстве.

Заключение

Реформация была значительным событием в истории христианской церкви и общества. Она началась под влиянием идей Мастера Яна Гуса и Мартина Лютера, которые критиковали практики и учение католической церкви. Реформация привела к появлению новых идей и практик, которые имели глубокое влияние на христианскую веру и общество в целом.

Введение

Реформация — это движение в христианстве, начало которого относят к началу XVI века, когда начались активные протестные мероприятия в отношении к Римской церкви. Это движение достигло своего расцвета главным образом в Германии, Швейцарии и Англии в XVI — XVII веках и способствовало рождению проангликанской Реформации и религиозных волнений во Франции.

Протестантизм

Особенности религиозного сознания и усложняющиеся социальные условия приводили к возникновению различных течений в рамках Реформации, часть из которых даже враждовали между собой. Несмотря на это, движение протестантизма породило несколько ярких фигур, которые, благодаря своим убеждениям и практикам, смогли проложить дорогу новой духовности в европейской культуре. Среди выдающихся реформаторов можно выделить Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина и Ульриха Цвингли.

Мартин Лютер выступал против Рима, основываясь, прежде всего, на своем опыте богопознания. Он прокладывал дорогу новому богословию, заранее не предвидя ее всей дальнейшей траектории. В свою очередь, Жан Кальвин, которого протестантские идеи застали уже сложившимися, изложил протестантскую доктрину в систематической, безжалостно последовательной форме, взяв направление на «апостольскую веру».

Вместе с тем, появление протестантизма стало переломным моментом в истории европейской культуры. Революционные мысли титанов прошлого, таких как Леонардо да Винчи, Макиавелли и Эразм Роттердамский, сопровождались идеями реформаторов, которые были людьми верующими и которые в своей новой духовности воспринимали Бога не как абстрактный догмат, а как высшую истину, вокруг которой группировались их идеи и представления.

6 стр., 2688 слов

Чьи интересы защищал лютер в этом сочинении

... Богу" [3]. В этом посвящении себя Богу, т.е. полнейшем бескорыстии, проявляется действительная свобода человека. 1 Там же [12]. С. 93. См. также: Лютер ... написанных на рубеже и в начале 1520-х годов, а также в обширном сочинении "О рабстве воли" (1524). В трактате "О свободе ... могут противостоять мечом злодеяниям Римской Церкви, и это входит в их обязанность [2]. 1 См.: Лютер М. Открытое увещевание ко ...

Евангелические реформы проводили сами князья в своих владениях, которые заявили о протесте против упразднения прав решать вопрос о религии подданных Шпейерским рейхстагом; с этого момента и начинается генетическая связь термина «протестантизм» с религиозными вероисповеданиями Христианства, связанными с Реформацией.

2. Особенности протестантского вероучения, организации и культа

В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на той позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Возникает, однако, существенный вопрос о критерии того, что из человеческих знаний относится к богооткровенной истине и что не соответствует ей или даже противоречит, где гарантия богооткровенности того или иного богословского тезиса.

В христианстве не вызывает сомнения положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в ней имеется много противоречий, а также непонятных мест, которые требуют истолкования и разъяснения. Для католицизма право такого толкования принадлежало только церкви, причем настолько непреложно, что мирянам даже запрещалось без руководства со стороны духовенства читать Библию.

Протестантизм лишал папство и церковь монопольного права толкования Библии. Для этого протестанты провозгласили право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается Священного Предания, то протестантизм отказал ему быть источником откровения. «Только Библия» — это стало основным девизом всех протестантских церквей.

Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Известно, что в ортодоксальном католицизме Бог мыслится как единство трех личностей: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Многовековая история церкви свидетельствует о том, что именно формулирование и истолкование догмата Троицы составляет своеобразный эпицентр богословских баталий. Официальное начало им было положено александрийским теологом Арием (IV век), который подвергал сомнению второе лицо троицы — богоподобность Иисуса Христа.

Именно акцента личностном общении с Богом определил типологическую особенность протестантизма. На место церковного единообразия пришел религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и даже внутри одной страны возникали разные вероучения. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий протестантский характер (концепцию «личной веры», «крещения в духе», избранность и т.д.), но в зависимости от специфики политической борьбы и социальной позиции привычные символы и понятия приобретали особый характер. Так возникли его различные течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Атака Мартина Лютера на католическую церковь: переосмысление веры и религиозной практики

Одним из ключевых направлений реформации XVI века стала критика католической церкви и ее доктрин. Претензия Мартина Лютера католической церкви заключалась в стремлении освободить верующих от необходимости посредничества церкви и оспорить ее власть в деле спасения душ. По убеждению Лютера, каждый верующий может обрести спасение только через личную веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа.

4 стр., 1797 слов

«Вера в Бога» статья по орксэ

... чего не видим. Я хочу остановиться на теме «Вера в Бога». Это вера в высшие силы, в неотвратимую победу ... Вера и личностный рост Вера помогает человеку расти и развиваться во всех аспектах его жизни. Сильная вера в собственные силы, свои цели и возможности позволяет преодолевать ... обсуждении мы будем рассматривать только тех верующих, которые относятся к Богу положительно. Однако возникает вопрос: "Что ...

Мартин Лютер утверждал, что путь к спасению лежит внутри человека и зависит от его отношения к Богу, а не от обрядов и законов церкви. Он выдвинул принцип «личной веры» как основу духовной жизни верующего. По учению Лютера, человек не может достичь спасения своими собственными силами или делами, но может обрести его только через осознание своей безнадежной греховности и полное доверие в Бога. Это стало главным учением протестантизма и привело к пересмотру традиционных концепций веры.

Идея «личной веры» изменила представление о религии и жизни верующего. Вместо богослужебных обрядов и внешних поступков, стало важно внутреннее состояние и мотивы человека. Протестантизм ввел особую этику — этику мотивов, где главное значение имело не только то, что делает человек, но и почему он это делает.

Вера и порядки Лютера также повлияли на роль религии в повседневной жизни верующих. Церковь уже не была основным определяющим фактором в жизни верующих. Основным являлось не само служение Богу, а переданное через него служение людям. Лютер подчеркивал, что служение людям является проявлением божественного служения и имеет не меньшую духовную ценность. Это способствовало освобождению от официальной церковной иерархии и превращению повседневной деятельности в служение Богу.

Протестантизм и частный предпринимательский дух

Принцип «личной веры» и освобождение от регламентации церкви стимулировал частнопредпринимательскую деятельность в эпоху Реформации. Протестантизм придал авторитет Богу свободные экономические и предпринимательские инициативы, которые ранее были неофициальными или неприемлемыми для католической церкви.

Протестантизм утвердил идею индивидуальной избранности к спасению. Индивидуальное осознание своей судьбы перед Богом подталкивало верующих принять ответственность и активно стремиться к достижению успеха, включая экономический. Частная предпринимательская деятельность стала одним из способов проявления веры и служения ближнему, который понимался не только в духовном, но и в материальном аспекте.

Заключение

Атака Мартина Лютера на католическую церковь привела к радикальному переосмыслению веры и религиозной практики. Обряды и законы церкви были заменены убеждением в спасении через личную веру в Бога. Жизнь верующего перестала быть ограниченной церковными нормами, а стала повседневным служением Богу и ближнему.

Протестантизм также содействовал развитию частной предпринимательской деятельности, подчеркивая ее значение и оправданность. Индивидуальная избранность и ответственность перед Богом стали стимулом к активной работе и успеху в различных сферах жизни, включая экономику.

Протестантизм выступает с самого начала за упрощение и удешевление культа, отвергает молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. В отличие от католического и православного учения о таинствах, протестанты рассматривают их как символы или обряды, назначение которых — напомнить об Иисусе Христе и спасении рода человеческого. На передний план в богослужении выдвигается проповедь.

13 стр., 6217 слов

Римско-католическая церковь в России: история и современность

... католической церкви в России; всесторонне изучить сложный и противоречивый процесс становления и развития Католической Церкви в истории России, ... реферата является изучение правового положения римско-католической и греко-католической церквей ... качестве носителя апостольской веры и предания. ... храма св. Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью. ...

Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии «удешевления» церкви и церковного ритуала, хотя их мотивировка, как правило, была связана с догматическими принципами, противопоставлявшимися католицизму.

Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой в церкви и т.д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку, кальвинисты же от всего этого отказались.

Месса, как раз и навсегда установленная совокупность ритуальных церемоний с закрепленными стандартными молитвенными формулами на латинском языке, была отвергнута протестантами почти всех направлений. Богослужение стало вестись ими на народных языках, оно состояло из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения тех или иных глав Библии, преимущественно из Нового Завета. Библия переводилась на народные языки, и ее регулярное чтение вошло в быт каждого набожного протестанта. В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения и не признал части книг Ветхого Завета.

Обряды в католицизме и их пересмотр в протестантизме

В католицизме обряды, известные как таинства, являлись основой богослужения. Однако в протестантизме они претерпели значительные изменения. Лютеранство сохранило только два таинства — крещение и причащение, в то время как кальвинизм признавал только крещение. Кроме того, протестантизм приглушил трактовку таинства как обряда, в котором происходит чудо.

Лютеранство сохраняло некоторый элемент чудесного в причащении, занимая промежуточную позицию между католицизмом и кальвинизмом в вопросе о превращении хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию анабаптистов и оставил в силе крещение младенцев. Вместо этого было введено «второе крещение» — конфирмация подростков.

Протестантизм также отказался от таинства священства, исходя из убеждения в ненужности посредников между Богом и людьми. Это привело к отказу от деления общества на духовенство и мирян, а также от таинства, которым духовенство возвышалось в особый общественный слой. Учение о «всеобщем священстве» позволяло каждому человеку общаться с Богом непосредственно.

В организационной структуре протестантских церквей отразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, а также новых духовных запросов личности. Все протестанты отрицают примат римского папы.

Праздники в протестантизме

Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, особенно связанные с жизнью Иисуса Христа. Однако у современных протестантских церквей также есть свои новые праздники, такие как Праздник жатвы и День единства.

Праздник жатвы у евангельских христиан-баптистов является временем возвеличивания Бога и его могущества, которое даровало урожай. Он также служит прославлению труда на «ниве божьей» и призыву к спасению душ погибающих грешников и обращению их к Христу.

2 стр., 669 слов

Как я вижу Россию через 100 лет

... для проведения мастер-классов, в которых будут участвовать школьники. Таким образом они будут узнавать многие удивительные моменты какой-либо профессии. Примеры тем мастер-классов: «Доктор с различными химическими ... улучшить систему оценки знаний. Третий этап — это студенческие годы Я считаю, что здесь должно быть полное понимание того, что на самом деле тебе надо. Этот этап должен ...

3. Основные направления протестантизма

Наступление нового времени означало перемещение центра социальной активности многих народов. Движение истории определялось развитием промышленности и в целом хозяйства многих европейских стран. Это формировало новую идеологию, совершенно другое мироощущение. На смену церковному единообразию приходит религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и даже внутри одной страны возникают различные вероучения и направления протестантизма. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий характер: концепцию «личной веры», «крещения в духе», избранности и другие. Однако в зависимости от специфики стран, политической ситуации в них, эти движения приобретали свои особенности. Постепенно оформились основные протестантские церкви.

Одним из ранних направлений протестантизма является англиканство. Его вероучение представляет собой конгломерат католицизма, лютеранства и кальвинизма. Оно изложено в «Книге общинного богослужения» (1549 г) и «Символе веры», принятом в 1571 году. В нем концепция спасения соединяет принцип спасающей силы церкви, унаследованной от католицизма, с лютеранским учением о спасении только одной верой. Англиканство сохранило иерархию, епископат, пышный культ. Оно является в настоящее время государственной церковью Англии.

В лютеранской церкви, названной так в честь основателя Мартина Лютера, на передний план в концепцию спасения выдвигается «обращение» и «оправдание». Лютеранство сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан, остатки литургии. Оно признает два таинства: крещение в младенческом возрасте и причащение. В лютеранских храмах нет икон, но сохранены распятия, облачение духовенства, алтарь, используется органная музыка и хоровое пение.

Центральное место в лютеранском богослужении занимает проповедь. Лютеранство является самой влиятельной и многочисленной конфессией современного протестантизма.

Протестантизм: основные направления

Протестантизм — это критический настрой к католическому учению, возникший в XVI веке в Европе. Он стал одним из существенных элементов развития западной цивилизации. Протестанты отрицают иерархическую структуру Римско-католической церкви, священническую промежуточную роль в спасении человека перед Богом, наряду с еще многими понятиями в католическом учении. Вместо этого они утверждают приоритет главного наставления — Библии.

Лютеранство

Лютеранство является первым направлением протестантизма, основателем которого является Мартин Лютер. Основной принцип лютеранства заключается в справедливости верую через веру. Основное учение направления — пропущение санкций-посредников между Богом и верующими. Лютераны не принимают понятие о чистилище, терпении за состояние греха, притон или посредники между Богом и молитвенником. Крещение и причастие стали единственными официальными заговорами, храмы были лишены церемоний. Настоящее значения зашли как слова из Библии, так и лозунг спасения через веру, а также формальности славления в Лютеранстве воссозданы с меньшим популярным знаком, нежели популярность заброса католического обрядности, которую наблюдали представители Реформации.

1 стр., 470 слов

По истории России «980-1015 гг»

... итоге последнее. Со времени крещения Русь стала полноправной участницей исторических и культурных процессов в мире христианской цивилизации. Владимир Святославич, ... Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича Добрыня был братом матери князя ... на волжских болгар в 985 году и с боем крестил Новгород в 989 году, причём сбросил в Волхов ...

Кальвинизм

Еще одно направление протестантизма — кальвинизм. В нем нашли более последовательное воплощение антикатолические требования буржуазии. В 1536 году Кальвин издал в Швейцарии свое главное сочинение — «Наставление в христианской вере», в котором изложил свои взгляды. В 1542 году вышел «Женевский катехизис».

В отличие от лютеранства в кальвинизме нет символа веры, обязательного для всех, единственным источником вероучения является Библия. Доминирующее значение Кальвин придавал учению о предопределении, ибо Бог избрал одних к веччому блаженству, других — к погибели. Человек спасается потому, что получает дар веры, избран к спасению.

При этом кальвинизм требует от человека инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Главным в кальвинизме является учение о «мирском призвании» или «мирском аскетизме». Свидетельством возможной избранности может рассматриваться успех в предпринимательской деятельности, в профессионализме. Ради этого кальвинист должен отказаться от мирских наслаждений, расточительности, вести скромный образ жизни.

Ритуальная сторона кальвинизма отличается наиболее радикальным реформаторством: отброшены все внешние атрибуты культа — алтарь, иконы, свечи, крест. Проповедь — центральный момент богослужения, она включает пение псалмов и молитв.

Другие направления

В более поздние времена появляются новые течения в протестантизме. Среди них можно отметить баптизм, адвентизм, пятидесятничество, хотя этим список течений в протестантизме не исчерпывается.

Одним из новых направлений стал баптизм. Первая баптистская община возникла в начале XVII века среди английских эмигрантов в Голландии. Их вероучение основано на лютеранстве и кальвинизме. Особое значение придается личной вере. Крещение рассматривается как знак сознательного обращения в веру, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности.

С середины XX века современные протестантские церкви в России сталкиваются с различиями и тенденциями, которые влияют на их вероучение и устройство. Как и во всем мире, эти церкви испытывают воздействие современного светского мира, что приводит к снижению численности посещающих богослужения. Однако вместе с этим возникают кружки и группы, в которых происходит интенсивное изучение Библии и ее применение к современной эпохе. В результате вера становится не только унаследованной, но и самостоятельно выстраданной.

Могут выделиться следующие направления внутри современного протестантизма в России:

1. Адвентисты:
— В начале 30-х годов XIX века в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов, основателем которых считается У. Миллер. Адвентисты верят во второе пришествие Христа и его личное царствование в течение 1000 лет. Одним из направлений адвентизма является адвентизм седьмого дня, основательницей которого является Елена Уайт.

2. Пятидесятничество:
— Пятидесятнические церкви основываются на вероучении, изложенном в книге «Деяния святых апостолов» Нового Завета. Они утверждают, что каждый истинный христианин может получить дары Святого Духа, такие как способность к пророчеству, исцеление больных и глоссолалия (говорение на иных языках).

19 стр., 9297 слов

История русской православной церкви

... и др. авторов.Глава 1. История взаимодействия церкви и государства в России 1. Церковь и государство в допетровскую ... их работах не представлена. Взаимоотношения церкви и государства в истории и современности Исторический опыт взаимоотношения церкви и ... По указу Его Императорского Величества". Впрочем, Синод имел право ходатайствовать перед Высочайшей властью о нуждах Православной Церкви. В 1722 году ...

В России протестантизм также представлен другими течениями, некоторые из которых существуют уже несколько столетий, а другие сформировались в XIX веке или возникли совсем недавно. Расхождения между различными направлениями протестантизма связаны либо с вероучением, либо с устройством церквей и конфессий.

Современные протестантские церкви в России сталкиваются с вызовами современности, однако продолжают существовать и привлекать верующих, заинтересованных в интенсивном изучении Библии и применении веры в современном контексте.

История протестантизма в России

Все эти замечания полностью относятся к протестантским церквам в нашей стране, или к «сектам», как их называли совсем недавно.

Сектантские движения, «реформационные» в широком смысле появляются на Руси примерно в XIV веке. Его основными формами были скопчество, христоверие, духоборство, субботничество, обычно представленное различными группировками. Все они решительно отвергали православную церковь, внешнее благочестие в пользу внутренней веры («бог не в бревнах, а в ребрах»), стремились создать самоуправляющиеся общины как прообразы «царствия Божьего».

Протестантское объединение в России

Первым протестантским объединением в России стала возникшая в Голландии в XVI веке секта меннонитов или «мирных анабаптистов». Их проповедь отличали идеи смирения и покорности, отказа от насилия и войн, впоследствии четко закрепившиеся в вероисповедальном требовании отказа от воинской повинности и применения оружия. Это навлекло на них жестокие гонения властей. После разрешения Екатерины II селиться иностранцам в России (1763 г) меннониты из Германии стали переселяться на юг Украины и в Поволжье. Их появление в России особого влияния на религиозную ситуацию того времени не оказало.

Широкое распространение протестантизма в нашей стране начинается в 60-70-х годах XIX века с появлением из Германии последователей евангельских баптистов. Они вели активную проповедническую деятельность и стали основывать общины в регионах Кавказа, Южной Украины, Прибалтики и Петербурга. Первым русским баптистом был купец Н. Воронин, принявший крещение по вере в Тифлисе в 1867 году. Рост числа евангельских христиан, баптистов и последователей других течений протестантизма вызвал крайне отрицательную реакцию руководства русской православной церкви. Вскоре начались гонения и репрессии.

Развитие протестантского движения в России

В начале XX века протестантское движение в России стало испытывать значительные преследования со стороны православной церкви и государства. В резолюции совещания православных деятелей под руководством К.П. Победоносцева было заявлено, что быстрый рост сектантства представляет серьезную опасность для государства. Принимая меры для противодействия распространению протестантских верований, репрессивные меры включали запрет на покидание местожительства для всех сектантов, разбирательство преступлений против православной церкви в духовных, а не светских судах, а также пометка паспортов сектантов, чтобы они не могли найти работу или жительство в России.

3 стр., 1107 слов

САЛОН ШЕРЕР КАК МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НАКАНУНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ...

... целое. На этой странице искали : салон анны павловны шерер описание салон шерер в чем смысл сравнения салона шерер с прядильной мастерской салон анны павловны шерер что представляет собой хозяйка и посетители салона шерер Сохрани ... героев. Тем самым Л. Толстой лишает завсегдатаев салонов права на существование в обществе после Отечественной войны 1812 года. По твердому убеждению писателя, 1812 год ...

Однако только в 1905 году с выходом указа о веротерпимости от 17 апреля и Манифеста о даровании гражданских свобод от 17 октября протестантским церквям была предоставлена возможность вести миссионерскую и издательскую деятельность. Эти документы стали отправной точкой для изменений в положении протестантов в России.

Баптизм как крупнейшее протестантское направление

Самым крупным протестантским направлением в России является баптизм. Название происходит от греческого слова «погружать» или «крестить в воде». Баптисты, изначально называвшие себя «христианами, крещенными по вере», преимущественно проживали на юге Российского государства, в то время как церкви «евангельских христиан» возникли позже, преимущественно на севере страны.

В 1944 году было достигнуто соглашение между евангельскими христианами и баптистами, которое привело к объединению церквей евангельского исповедания. В 1945 году было заключено соглашение с представителями церквей пятидесятников, известное как «августовское соглашение», а в 1947 году было достигнуто соглашение с христианами в духе апостолов. В 1963 году в союз были приняты также меннониты.

Учение пятидесятников и меннонитов

Пятидесятники исходят из Евангелия, где говорится о «сошествии Святого Духа на апостолов» в пятидесятый день после Пасхи. Одними из ключевых черт их вероучения являются акцент на духовное возрождение, пророчество, говорение языками и исцеление.

Меннониты, в свою очередь, считают смирение, отказ от насилия и нравственное самосовершенствование важными аспектами христианства. Они стремятся проживать по принципам библейской морали и практиковать веру в повседневной жизни.

Таким образом, протестантское движение в России прошло через множество испытаний и репрессий, но благодаря указам о веротерпимости и дарованию гражданских свобод протестантские церкви получили возможность развиваться и проповедовать свои верования.

Протестантизм в современной России

Протестантизм — одно из направлений в христианстве, которое в России начало активно распространяться в начале XIX века. На сегодняшний день протестантские церкви являются одними из наиболее динамично развивающихся вероисповеданий в нашей стране.

Союз евангельских христиан-баптистов

Союз евангельских христиан-баптистов был создан в 1867 году и является одной из самых многочисленных протестантских конфессий в России.

В 1905 году, когда был организован Всемирный союз баптистов, союз евангельских христиан-баптистов вошел в его состав и с тех пор разделяет семь библейских принципов, выработанных Всемирным братством. Среди этих принципов особо выделим:

  • Священное Писание, книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой Вероучения;
  • Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей;
  • Независимость каждой поместной церкви;
  • Свобода совести для всех;
  • Отделение церкви от государства.

Задачами союза евангельских христиан-баптистов является проповедь Евангелия, духовное воспитание верующих для достижения святости, христианского благочестия и соблюдения заповедей Христа в жизни. Также важной является разработка и укрепление единства верующих и активное участие в социальном служении.

В настоящее время союз евангельских христиан-баптистов издает два журнала «Братский вестник» и «Христианин и время», более десятка газет, выпускает Библии, сборники духовных песен и другую христианскую литературу.

Церковь адвентистов седьмого дня

Еще одна протестантская церковь, распространенная в современной России — это церковь адвентистов седьмого дня, основанная в XIX веке. Ее особенность заключается в том, что адвентисты седьмого дня празднуют субботу вместо воскресенья и соблюдают пищевые запреты.

В качестве богословского обоснования такого образа жизни, адвентисты седьмого дня считают тот факт, что тело является храмом Святого Духа и чтобы не разрушать его, необходимо следовать определенным правилам.

Как и у других протестантских церквей, у церкви адвентистов седьмого дня есть свои догматы и обрядность, которые строго соблюдаются ее прихожанами. Также они издвают свою литературу и имеют собственный пресс-центр, который отвечает за распространение информации о деятельности церкви и ее сообществ.

1. Введение

В настоящее время в России протестантизм занимает значительное место среди других христианских вероисповеданий. Количество верующих-протестантов превышает один миллион и включает представителей различных протестантских направлений. Развитие рыночных отношений и изменение идеологии государства в период после распада Советского Союза способствовали укреплению позиций протестантизма в России. Протестантская церковь активно проводит миссионерскую работу, распространяет свои религиозные публикации и вовлекает все больше верующих в свои строения.

2. Адвентисты Седьмого дня

В России более 30 тысяч адвентистов Седьмого дня, которые являются одним из протестантских течений. Эта церковь имеет около 450 молитвенных домов по всей стране. Центральный орган церкви расположен в поселке Заокский Тульской области и включает в себя духовную школу, семинарию и радиотелевизионный центр. Адвентисты Седьмого дня издают газеты и журналы совместно с зарубежными собратьями. Члены церкви активно оказывают помощь детским садам, больницам и престарелым. Кроме того, в Тульской области действует реабилитационный центр под руководством Валентина Дикуля, который оказывает помощь больным детям.

3. Христиане веры евангельской или пятидесятники

Еще одним протестантским течением в России являются христиане веры евангельской или пятидесятники. Они получили название от евангельского рассказа о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Верующие этого течения практикуют говорение на иных языках, веря в возможность вселения Святого Духа в верующих. В России существует несколько различных направлений этой церкви.

4. Армия спасения

В 1992 году в России начала действовать религиозно-социальная организация под названием «Армия спасения». Это движение возникло в Англии в прошлом веке и теперь имеет строгую организацию. Солдаты Армии спасения отдают клятву на верность Богу и служению людям. Они отказываются от вредных привычек, таких как алкоголь, курение и наркомания. Деятельность Армии спасения включает евангелизацию и социальную помощь. В Москве «Армия спасения» открыла 18 бесплатных столовых, помогает беженцам и бездомным, а также оказывает гуманитарную помощь больницам, детским садам и другим нуждающимся.

5. Заключение

Протестантизм в России продолжает развиваться и привлекает все больше верующих. Церкви этого направления активно проводят миссионерскую работу, распространяют свою религиозную литературу и оказывают социальную помощь. В контексте изменения идеологической ситуации в стране, протестантизм занимает значимое место среди других христианских вероисповеданий.

5. Религиозное содержание протестантизма

Протестантизм разделяет основные особенности развитой религии, веря в бытие Бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир и т.п. Также, как и католики и православные, протестанты представляют Бога в качестве триединого Бога — отца, Бога — сына и Бога — святого духа, отождествляя Иисуса Христа со вторым лицом этой Троицы. Однако, протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма.

Первоначально, протестантизм произошел из протеста против главной исповедной религии того времени — католицизма. Истоки движения возникли при формировании Лютеранской церкви. Одной из главных отличительных черт протестантизма является его чаше строгий и более простой стиль богослужения, убранный от элементов роскоши и пышности.

Протестантизм «очистил небо» от целого пантеона божков, которые превратили католицизм и православие фактически в многобожие. Протестанты поклоняются только триединому богу, отсутствует культ святых и богоматери. Однако, особенно Христу уделяется особое внимание, считая его истинной главой своих церквей и общин.

Вместе с католицизмом, у протестантизма много общих пунктов, такие как филиокве, органы, употребление опресноков и крещение через обливание, а также обычай сидеть во время богослужения и многое другое.

В соответствии с учением христианства, протестантизм стоит на позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением.

Отношение протестантизма к Священному преданию и молитве

В христианстве Библия является основным источником откровения, однако в ней есть много противоречивого, что требует толкования и разъяснения для правильного понимания. В католической вере исторически сложилось, что право такого толкования принадлежит только церкви, а у мирян даже запрещается самостоятельное чтение Библии. Таблицей толкования служила литература «отцы церкви», богословы-схоласты, церковные соборы, а также целая библиотека булл и посланий римских пап. Это все вместе именуется Священным преданием.

Протестантизм же полностью отказался от такого понимания Священного предания и перешел к девизу «только Библия». В своих учениях протестантизм выступает против идеи толкования Библии с помощью разума. Для протестантизма вера, в основе которой личное переживание, стала единственным критерием истинности Библии. Философское мышление протестантизм допускает, но только в качестве приправы к вере, а не как критерий истинности учения. Таким образом, вера в протестантизме не поддается контролю со стороны.

Кроме того, протестанты отвергли идею, что молитвы священников могут влиять на земные судьбы людей. Они считают, что человеческая жизнь не зависит ни от молитв, ни от деятельности человека. Это отрицание молитвенного культа привело протестантизм к противостоянию католической вере.

Культовые нововведения протестантизма направлены были в основном на то, чтобы «удешевить» церковь и церковные ритуалы. Одним из изменений было упразднение почитания библейских праведников в форме, принятой в католицизме. Протестантизм отказался от культа святых, а также от поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и иконам, избегая фетишистских по существу политических форм, принятых в католицизме. Этот отказ был основан на догматическом понимании Ветхозаветного Пятикнижия, которое рассматривало подобное поклонение как идолопоклонство.

В различных направлениях протестантизма не существовало единства во многих вопросах, связанных с культом, обрядами и внешним обликом церквей. Например, лютеране сохранили в своих церквях распятие, алтарь, свечи и органную музыку, в то время как кальвинисты отказались от этого.

Богослужение протестантов началось проводиться на национальных языках и состояло из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения глав из Библии, в основном Нового Завета. Месса была отвергнута практически всеми учениями протестантизма.

Наиболее важные обряды, которые рассматривались в католицизме как основа богослужения, — таинства, — были решительно пересмотрены протестантизмом. Лютеранство сохранило только два из семи таинств — крещение и причащение, в то время как кальвинизм признал только крещение. При этом в протестантизме снижена роль таинства до минимума, отказавшись от их рассмотрения как обрядов, при совершении которых происходит чудо.

Отдельное значение имел отказ протестантизма от таинства священства, отвергающего деление общества на духовенство и мирян. Утверждение об «всеобщем священстве» позволяло каждому общаться с Богом напрямую, что вступало в противоречие с аппаратом католической церкви.

Протестантизм устанавливает центр религиозной жизни в отдельной личности, отводя ей главную роль в духовной практике.

Раскрывающая часть

Протестантизм с самого начала разбился на целый ряд течений, церквей, толков и до сих пор на его почве продолжается отделение сект. Это направление христианства является одним из трех главных, наряду с католицизмом и православием. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, которые связаны своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде. Он отвергает учение о чистилище, которое принятно в католической церкви. Также, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека и лишил его способности к добру. Поэтому человек может добиться спасения только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа, а не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма.

Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников, таких как церковь и духовенство. В протестантизме отсутствует догматическое различие между священником и мирянином, и церковная иерархия упразднена.

Протестантизм также упразднил монастыри и монашество, обмирщая Церковь. В этом направлении христианства отсутствует исповедь и отпущение грехов, а также безбрачие священников и пасторов.

Протестантизм упразднил и многие Таинства, оставив только Крещение и Евхаристию, отверг учение о благодати. Кроме того, он упразднил молитвы за умерших, почитание святых и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов. Молитвенные дома протестантов были освобождены от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй, сняты колокола. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергнуто. Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны, или «Святые последних дней», Армия спасения, Христианская наука и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/protestantskaya-muzyika/

1. Гараджа В.И. Религиоведение. — М.: Центр, 1995.

2. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение — Ростов-на-Дону, 2003.

3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. — М., 1997.

4. Яблокова И.Н. Основы религиоведения — М., 2004.