Проектная деятельность на х литературного чтения

Курсовая работа

Проектный метод обучения становится все более популярным в начальной школе. Он позволяет детям не только получать знания в теории, но и применять их на практике. Это отличает проектные методы от традиционного подхода, который часто ограничивается воспроизведением знаний, полученных от учителя.

Традиционный метод обучения, по мнению многих педагогов, не полностью оправдывает себя, так как не предусматривает применение знаний в реальной жизни. Ученики могут запомнить правила и факты, но не всегда умеют применить их в практических ситуациях. Это объясняется тем, что в школе они не участвуют в деятельности, которая бы показала, как применить полученные знания на практике.

Однако проектные методы не заменяют традиционное обучение, а дополняют его. Чтобы выполнить проект, ученикам необходимо решить интересные задачи, связанные с реальной жизнью, и применить теоретические знания на практике. Проекты позволяют школьникам самостоятельно приобретать знания и получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Таким образом, проектный метод обучения предоставляет детям возможность развивать умение находить, перерабатывать и использовать информацию. Он помогает готовить учеников к жизни в условиях развития новых технологий и информатизации. Поэтому проектные методы становятся все более популярными и активно развиваются в педагогических кругах.

Тема данной работы является актуальной, так как сегодня требуется переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков, необходимо развивать личность ребенка, его творческие способности, самостоятельное мышление и чувство личной ответственности.

Цель данной работы заключается в выявлении методических условий, методов и приемов организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические сведения о проектной деятельности.
2. Провести анализ стандарта на предмет рассмотрения метода проектов.
3. Изучить специфику организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Разработать проект для использования на уроках литературного чтения во 2 классе.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе, а предметом исследования — использование проектной деятельности в начальной школе.

Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

8 стр., 3839 слов

«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ...

... технологий в учебный процесс. Однако в практической деятельности педагогов наблюдается преобладание традиционных, общепринятых методов и подходов в обучении; недооценка педагогами дополнительного образования значимости инновационных методов обучения; недостаточная возможность в традиционном образовании, предназначенном для передачи знаний, умений ...

— Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
— Разработка и проведение проекта по литературному чтению в начальной школе.

Глава I. Теоретические сведения о проектной деятельности

1. Сущность и понятие проектной деятельности

Для рассмотрения сущности процесса проектирования первоначально следует познакомиться с понятием «проект».

Понятие «проект»

В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, понятие «проект» трактуется неоднозначно.

Педагогическое проектирование является одной из основных функций педагогической науки. Термин «педагогическое проектирование» был введен в отечественную педагогику А.С. Макаренко. Он выделил две главные функции педагогического проектирования — методологическую функцию и функцию педагогов-практиков.

Методологическая функция педагогического проектирования заключается в создании «научных проектов личности». Это означает, что педагогическое проектирование предполагает разработку программ воспитания, основанных на научных исследованиях и знаниях о назначении и функционировании сферы деятельности, в которую вводятся преобразуемые объекты.

Функция педагогов-практиков состоит в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основе общего проекта и с учетом индивидуальных особенностей личности. То есть, педагогическое проектирование предполагает разработку планов и программ, которые позволяют эффективно воспитывать каждого участника образовательного процесса, учитывая его индивидуальные особенности.

Основные принципы педагогического проектирования включают в себя учет потребностей и интересов учащихся, адаптацию программ к конкретной ситуации, гибкость и изменяемость программ в процессе реализации, учет мнения и участия всех участников образовательного процесса.

Таким образом, педагогическое проектирование является важной составляющей педагогической деятельности. Оно позволяет разработать эффективные программы воспитания, основанные на научных исследованиях и учете индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса.

Педагогический проект, согласно В.Е. Радионову, представляет собой мотивированный и целенаправленный способ изменения педагогических действий и систематизации профессиональной деятельности. Проект педагогической деятельности представляет собой программу конкретных шагов, основанную на актуальной педагогической проблеме, требующей решения. Реализация этой программы способствует улучшению педагогической ситуации в определенном учебном учреждении, его структурном подразделении и в общественной среде.

  • В.П. Беспалько определяет педагогический проект как самостоятельную и полифункциональную педагогическую деятельность, которая ведет к созданию новых условий или преобразованию существующих в процессе воспитания и обучения. [9, 48]

В образовании проект направлен на достижение социально или личностно значимых целей и ориентирован на использование имеющихся в распоряжении ресурсов в конкретных условиях места и времени. Следовательно, сущность педагогического проектирования заключается в выявлении и анализе педагогических проблем, а также причин их возникновения. Это включает в себя построение ценностных основ и стратегий проектирования, определение целей и задач, а также поиск методов и средств для реализации педагогического проекта. [23, 25]

4 стр., 1690 слов

» Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического ...

... особенностях ее субъекта или субъектов. 1.1. Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал ... и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...

Суть проектной деятельности заключается в выполнении детьми собственного проекта, основываясь на их интересах. Вместе с учителем (а иногда и с родителями) дети решают практические и исследовательские задачи. Участвуя в активной деятельности, учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки. С первого класса дети работают над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться, договариваться и распределять роли и задания для достижения оптимального результата. Разрабатывая свои проекты, дети развивают навыки письма, счета и познают окружающую природу через собственный поиск.

История развития проектных методов в образовании началась в начале ХХ века, когда педагоги и философы стремились научить детей самостоятельному мышлению. Они хотели, чтобы дети не только усваивали знания, но и умели применять их на практике. Американские педагоги, такие как Дж. Дьюи и Килпатрик, обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении общих проблем. Они утверждали, что дети с большим увлечением занимаются только той деятельностью, которая им интересна и которую они выбрали сами.

Известный австрийский педагог Рудольф Штайнер считал необходимым учить детей применять теоретические знания в решении практических задач. Он подчеркивал, что ребенок должен знать, где и как он сможет применить свои знания, как сейчас, так и в будущем. Метод проектов вызывал интерес и у русских педагогов, хотя его разработки появились в России немного позже, чем в США. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована группа, которая активно применяла проектные методы в практике преподавания. Однако массовое внедрение этого метода в отечественные школы при советской власти оказалось неэффективным. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, так как не обеспечивал ученикам необходимого объема систематических знаний. В то же время, за рубежом метод проектов развивался успешно и получил популярность во многих странах. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и других странах гуманистический подход к образованию и метод проектов стали широко распространены в XX веке.

В настоящее время в литературе существует множество классификаций учебных проектов по различным основаниям. Одна из первых классификаций была проведена еще в начале XX века Коллингсом. Он выделил три группы учебных проектов, которые рассматриваются и в настоящее время.

Исследование проектной методики обучения является актуальной темой в современной педагогике. Одним из главных преимуществ данной методики является интеграция учебного материала, что не только способствует углублению знаний учащихся, но и помогает им осознать взаимосвязь между различными предметами.

В работе были приведены различные типы проектов и их основные цели, а также методы классификации проектов на основе уровня интеграции учебного материала, объема учебного материала и времени его проработки.

При изучении проектной методики обучения важно учитывать требования и интересы учащихся, чтобы проекты были максимально понятны и увлекательны. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, чтобы проекты были соответствующими их возможностям и уровню развития.

11 стр., 5056 слов

Развитие творческого потенциала дошкольников_посредством театрализованной ...

... ёнка.» Театрализованная деятельность в ДС- это прекрасная возможность раскрытие творческого потенциала дошкольников, воспитание творческой направленной личности. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого ...

Таким образом, проектная методика является эффективным инструментом для развития познавательных и творческих способностей учащихся, а ее использование в обучении может привести к более глубокому и осознанному усвоению учебного материала.

В данном исследовании рассматривается классификация проектов по различным критериям, предложенным разными авторами. В качестве первого критерия рассматривается продолжительность проекта. Автор Е. Когаров предлагает классификацию по хронологическому, сезонному и датовому признаку.

Второй критерий классификации — форма организации проекта. По этому критерию Автор Е. Когаров выделяет структурные, планирующие и итоговые формы организации, а также индивидуальные и групповые и групповые формы организации.

Третий критерий — способы выполнения и завершения проекта. М. Рубинштейн предлагает классификацию по ручному, незаконченному, интеллектуальному, законченному и комплексному способам выполнения и завершения проекта.

Четвертый критерий — степень реализации проекта. А.И. Парамонов выделяет учебный и длительностный типы проектов. Учебный тип предполагает, что реализация проекта не предполагается или идея проекта нереализуема. Длительностный тип подразумевает реальный план реализации проекта или уже сделанные попытки реализации.

Пятый критерий — тип проекта по основным сферам деятельности. В.И. Воропаев выделяет технический, организационный, экономический и социальный типы проектов.

Кроме того, в данном исследовании рассматривается класс проекта по составу, структуре и предметной области.

Таким образом, в данном исследовании рассматривается классификация проектов по различным критериям, предложенным разными авторами, что позволяет более детально изучить различные аспекты проектной деятельности.

Монопроект, мультипроект и мегапроект — это различные типы проектов, отличающиеся по своей природе и характеристикам. Монопроект представляет собой отдельный проект различных типов, видов и масштабов. Мультипроект, в свою очередь, является комплексным проектом, состоящим из ряда монопроектов, и требует многопроектного управления. Мегапроект — это целевая программа развития отраслей, регионов и других образований, которая включает в себя ряд монопроектов и мультипроектов.

Проекты также могут быть классифицированы по характеру предметной области. Инвестиционный проект связан с инвестициями и финансовым вложением. Инновационный проект направлен на внедрение новых технологий и разработку инновационных продуктов. Научно-исследовательский проект основан на проведении научных исследований. Учебно-образовательный проект направлен на обучение и развитие образовательной сферы.

Еще одной характеристикой проектов является их масштаб. Межгосударственный проект охватывает несколько государств и имеет международное значение. Международный проект также охватывает несколько стран, но может быть ограничен определенным регионом. Национальный проект охватывает всю территорию одной страны. Межрегиональный проект охватывает несколько регионов внутри страны. Региональный проект ограничен определенным регионом. Отраслевой проект связан с определенной отраслью экономики. Корпоративный проект относится к внутренним проектам внутри организации. Ведомственный проект связан с деятельностью определенного ведомства государства.

Продолжительность проекта также может быть учтена при его классификации. Долгосрочный проект имеет продолжительность более 5 лет. Среднесрочный проект продолжается от 3 до 5 лет. Краткосрочный проект имеет продолжительность до 3 лет.

Кроме того, проекты могут быть классифицированы по уровню сложности заданий. Репродуктивные задания направлены на воспроизведение объектов по образцу. Поисковые задания связаны с поиском новых решений и идей. Творческие задания направлены на создание новых объектов и разработку новых решений.

Таким образом, классификация проектов по типу, характеру предметной области, масштабу и длительности позволяет систематизировать и управлять проектами, учитывая их особенности и цели.

Классификация проектов по типологическим признакам предлагается Е.С. Полатом. В соответствии с этой классификацией проекты могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от их целей и характера.

Первая категория включает проекты, направленные на решение конструктивно-технических задач. В таких проектах основной акцент делается на разработку новых конструкций и технических решений.

Вторая категория включает проекты, связанные с разработкой новых видов технологий. В таких проектах основная цель — создание инновационных технологических решений, которые могут быть применены в различных сферах деятельности.

Третья категория включает проекты, связанные с решением производственно-коммерческих задач. В таких проектах основной упор делается на разработку и внедрение новых продуктов или услуг на рынок.

Четвертая категория включает проекты, связанные с решением дизайн-задач. В таких проектах основной акцент делается на творческом оформлении результатов и разработке эстетически привлекательных решений.

Каждая из этих категорий имеет свои особенности и требует определенного подхода при планировании и реализации проектов.

Также Е.С. Полат предлагает классификацию проектов по общедидактическим принципам. В рамках этой классификации проекты могут быть разделены на три типа: исследовательский, творческий и ролево-игровой.

Исследовательский тип проекта требует хорошо продуманной структуры, определенных целей и актуальности предмета исследования.

Творческий тип проекта предполагает творческое оформление результатов и не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Ролево-игровой тип проекта предполагает участие учеников в ролевых играх и развитие навыков совместной деятельности, которая подчиняется конечному результату.

Таким образом, классификация проектов по типологическим признакам и общедидактическим принципам позволяет более точно определить цели и характер проекта, что способствует его успешной реализации.

Проектная деятельность предполагает различные подходы и структуры в зависимости от поставленных целей и задач. В данной работе рассмотрим несколько видов проектов и их особенности.

Один из видов проектов — ролевой. Он предполагает распределение участниками определенных ролей, таких как литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения. Структура такого проекта остается открытой до окончания работы, что позволяет участникам проявить свою креативность и фантазию.

Еще один вид проектов — информационный. Он ознакомительно-ориентировочный и предполагает сбор информации о каком-то объекте или явлении, ее анализ и обобщение фактов. Такой проект предназначен для широкой аудитории и требует хорошо продуманной структуры, включающей цель проекта, способы обработки информации и результат информационного поиска.

Также существует предметно-ориентировочный проект, который предполагает четко обозначенный результат деятельности, ориентированный на социальные интересы участников. Для такого проекта необходимо хорошо продумать структуру и сценарий деятельности участников, определить функции каждого из них.

Монопроект — это проект, проводимый в рамках одного учебного предмета. В таком проекте выбираются наиболее сложные разделы программы и требуется тщательная структуризация по урокам. Целью монопроекта является приобретение учениками определенных знаний и умений.

Наконец, межпредметный проект — это проект, включающий элементы разных учебных предметов. Такой проект позволяет объединить знания и навыки из разных областей и решить комплексные задачи.

В данной работе мы рассмотрели различные виды проектов и их особенности. Каждый вид проекта требует своей структуры и подхода, но все они способствуют развитию творческого мышления, самостоятельности и коммуникативных навыков участников.

Характеристика проектов в образовательном процессе

Интегрированный проект

Представляет собой комплексную работу, включающую в себя элементы различных предметов. Основная цель — формирование у учащихся системного и целостного видения мира, развитие творческого мышления и умения применять знания на практике. Проект может включать в себя различные активности, такие как исследования, эксперименты, создание продуктов и презентаций.

Творческий проект

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций.

Характер координации проекта

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.

Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечения интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур.

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны.

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран.

Количество участников проекта

Личностный

Проект может быть выполнен одним учащимся или малой группой учащихся.

Определение педагогического проектирования

Педагогическое проектирование — это способность педагогов создавать полномасштабные программы и проекты, которые решают некоторые образовательные проблемы в учебной среде. Оно является одним из ключевых инструментов для обеспечения высококачественного образования.

Виды педагогического проектирования

Индивидуальный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

Психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов включает в себя обучение, формирование и воспитание. Обучение рассматривается как освоение способов деятельности, формирование — как освоение совершенной формы действия, а воспитание — как взросление и социализация. Социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды также является важным направлением.

Существует много различных практических вариантов проектирования, но можно выделить два основных направления. Первое — это проектирование и создание проектов в интенсивных формах, таких как организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и проектировочные сборы. Второе направление — это совместное пошаговое проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации.

Уроки литературного чтения предоставляют богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению произведений и жанров литературы, биографии писателей. Можно также учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.

Проектная работа на уроках литературного чтения предполагает исследовательскую деятельность, направленную на развитие внимания и воображения. Одной из самых серьезных и трудных задач на уроках литературного чтения является обучение детей думать и развитие их умения творчески самостоятельно мыслить.

Исследование: Развитие Творческих Навыков на Уроках Литературного Чтения

Введение
На современном этапе образования важным аспектом является развитие творческих способностей учащихся. Это особенно актуально на уроках литературного чтения, где важно не только освоение текста, но и развитие аналитических и творческих навыков. Один из способов достичь этой цели — использование творческих проектов, в рамках которых каждый ученик может проявить свой творческий потенциал.

Система Упражнений
Для формирования творческого мышления у школьников необходима система специальных упражнений творческого характера. К таким упражнениям можно отнести:

1. Создание иллюстраций по содержанию произведения.
2. Создание инсценировки произведения (работа в группе).
3. Творческий пересказ текста (от авторов, от героев произведений).

Наиболее популярным видом деятельности среди учеников начальной школы является создание иллюстраций. Работа по этому виду деятельности включает несколько этапов:

1. Анализ произведения.
2. Работа с произведениями изобразительного искусства (просмотр и анализ).
3. Выполнение иллюстрации к произведению.
4. Выставка работ.

В ходе выполнения творческого проекта можно использовать музыкальное сопровождение и проводить просмотр репродукций картин. Это помогает учащимся более глубоко вжиться в атмосферу произведения и лучше понять его содержание.

Анализ и Эмоциональная передача
Работа по созданию иллюстраций непрерывно связана с анализом произведения и просмотром произведений изобразительного искусства. Это необходимо для того, чтобы ученики могли самостоятельно выбирать эпизоды, которые они будут изображать, и передавать настроение произведения.

После завершения проекта проводится выставка работ, где ученики могут продемонстрировать свои иллюстрации и обсудить их с товарищами и учителем. Это способствует развитию их творческих навыков и уверенности в собственных способностях.

Заключение
Таким образом, использование творческих проектов на уроках литературного чтения позволяет развивать аналитические способности учащихся и формировать у них творческое мышление. Иллюстрации, инсценировки, и другие творческие задания становятся продуктами проектной деятельности, способствуя более глубокому пониманию и усвоению литературных произведений.

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО

В современной педагогике проектная деятельность учащихся становится все более актуальной. Каждый ученик должен быть обучен этому виду деятельности. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.

Важность проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность является неотъемлемой частью обучения учащихся в начальной школе. Она помогает формировать культуру умственного труда учеников и развивать их творческие способности. Также проектная деятельность способствует формированию навыков самостоятельной работы, коммуникативных и организационных умений.

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Проектная деятельность может быть осуществлена на уроках литературного чтения. Например, ученики могут провести исследование жизни и творчества писателя, изучаемого в рамках учебной программы, и представить результаты исследования в виде проекта. Такой проект может включать в себя создание презентации, составление биографии писателя, написание рецензий на его произведения и т.д. Важно учитывать возрастные особенности учеников при разработке заданий.

Роль проектной деятельности в реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Она является инструментом достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, заданных в стандарте. Через проектную деятельность формируются все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Таким образом, проектная деятельность учащихся имеет важное место в реализации ФГОС НОО.

Основным подходом формирования универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с новыми Стандартами является системно-деятельностный подход. Одним из методов реализации этого подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует основному подходу, заложенному в нем. Проект — это временная целенаправленная деятельность, направленная на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект предполагает поэтапное планирование своих действий и отслеживание результатов работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов. Задачи проектной деятельности в школе включают в себя обучение планированию, формирование навыков сбора и обработки информации, развитие аналитического мышления, умение составлять письменный отчет и формирование позитивного отношения к работе.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
— развитие творческого мышления и критического мышления учащихся;
— повышение мотивации учащихся к обучению;
— развитие коммуникативных навыков и умений работы в группе;
— развитие самостоятельности и ответственности учащихся.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом формирования УУД и способствует развитию компетенций учащихся в соответствии с требованиями новых Стандартов.

Исследование было выполнено с целью изучения эффективности применения проектной деятельности в образовательном процессе. Были выделены следующие основные преимущества проектной деятельности: развитие творческих способностей, смещение акцента от инструментального подхода к технологическому, формирование чувства ответственности, создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Исследование показало, что повышение мотивации и развитие творческих способностей учащихся происходит благодаря самостоятельному выбору задач для выполнения. Смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.

Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.

При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Используя проектно-исследовательскую деятельность, у детей формируются рефлексивные и поисковые (исследовательские) умения. Рефлексивные умения включают в себя умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, и умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения помогают учащимся эффективно находить необходимую информацию и анализировать ее.

Таким образом, результаты исследования показали, что проектная деятельность является эффективным инструментом для развития творческих способностей, формирования ответственности и поисковых умений учащихся в образовательном процессе.

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:
  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы. [22]

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. [19]

Глава II. Разработка проекта по литературному чтению для начальных классов

Во второй четверти 2014 учебного года на базе Ивановской СОШ нами был разработан и реализован проект по литературному чтению во 2 классе на тему: «Создание книжки- сборника по устному народному творчеству».

Тема: «Создание книжки-сборника по устному народному творчеству»

Учебный предмет: Литературное чтение.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literaturnogo-chteniya/

Цели проекта:

  • расширять кругозор учащихся по народному творчеству;
  • прививать любовь к народной культуре;
  • пополнять словарный запас;
  • учиться правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой и опросом;
  • развивать творческие способности, логическое мышление;
  • учить детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;
  • Предполагаемый продукт проекта: Книга- сборник по устному народному творчеству.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному развитию личности.

В программе » Литературное чтение» на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и воспитывающие возможности этих жанров очень велики, поэтому есть необходимость более глубокого их изучения, тем более, что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить недостаток выделенных часов помогает метод проектов.

Аннотация проекта:

Проект рассчитан на 3 месяца. Учащимся второго класса предлагается создать собственную книгу- сборник по устному народному творчеству. Первый этап проекта создается во втором полугодии, он представляет собой первую главу книги, которая называется — пословицы и поговорки. Второй этап реализуется этими же учениками при переходе в 3 класс. Учащиеся создают 2 главу книги-потешки, прибаутки, загадки. Третий этап — сказки и былины. На каждый этап отводится один месяц. В целом на протяжении трех месяцев ученики должны создать и оформить книгу. По выполнению каждого этапа учащиеся отчитываются в форме презентации полученных результатов.

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает свою тему, к которой они должны подобрать пословицы и поговорки на первом этапе. Для нахождения необходимых материалов они должны посетить библиотеку, провести опрос родителей, затем систематизировать полученный материал и красочно оформить в виде страниц для будущей книги. Подводя итоги работы, каждая группа должна представить классу отчет в виде оформленных страниц по своей теме, а затем, совместно с учителем, объединить все созданные страницы в одну общую книгу.

Описание проекта:

— Подготовительный этап. Вводное занятие. Проект начинается с обсуждения с учащимися темы проекта, ее значимости и актуальности. Затем ученики вместе с учителем обсуждают конечные результаты работы и способы их достижения, разрабатывают план работы, выбирают исследовательские методы. Также перед началом проведения работы с учениками обсуждается, как найти источники информации по теме. Учитель рекомендует список ресурсов (школьная библиотека, учебная литература, опрос старшего поколения и другие).

— Организация деятельности. Второе занятие. На этом этапе учащиеся с помощью педагога делятся на 3 группы. Затем каждая группа получает тему: 1. Лень и трудолюбие, 2 — Дружба, 3 — Жадность и щедрость. После этого учитель обсуждает конкретные цели с каждой группой, намечает план (последовательность выполнения работы).

При необходимости внутри каждой группы каждому ученику даются определенные обязанности: двое отвечают за поиск литературы в библиотеке, двое собирают опрос (учителей, родителей), один отвечает за оформление. Но при этом каждый член группы может принимать участие в любом виде работ.

— Основной этап. Выполнение работы. (3 недели) Этот этап характеризуется реализацией проекта, самостоятельной работой учеников по нахождению информации, ее систематизации и оформлению. В течении выполнения работы, учитель контролирует и корректирует деятельность учеников, но при этом основная ответственность за работу и инициатива лежит на учениках. Они лишь могут обращаться за советами к учителю.

Данный этап выполняется последовательно в 2 пункта:

  • Поиск материалов (2 недели)
  • Оформление страниц (1 неделя)
  • Рефлексивно- оценочный этап. Презентация групповых работ. (1 день)

На этом этапе проходит представление полученных результатов. Каждая группа иллюстрирует свои странички для книги, рассказывая классу о своей теме, зачитывая пословицы и поговорки, показывает способы оформления работы. Также каждая группа делиться впечатлениями, рассказывает о том, как они искали материалы для работы, в чем были сложности. Вместе с учителем подводятся итоги первой части проекта. Ставятся оценки. После презентации все 3 группы вместе с учителем объединяют созданные странички в одну книгу. Получается готовый продукт- первая глава книги- сборника по Устному народному творчеству, где собраны пословицы и поговорки по актуальным темам.

Работа оценивается по следующим критериям:

  • качество выполнения работы по теме;
  • самостоятельность работы над проектом;
  • умение отвечать на вопросы;
  • количество собранных и выученных пословиц и поговорок;
  • оригинальность оформления страниц для книги;
  • Анализ полученных результатов.

В ходе реализации проекта был выполнен первый этап работы. Учащиеся посещали школьную библиотеку, где занимались поиском литературы по устному народному творчеству, опрашивали родителей и учителей, оформляли странички книги. Таким образом, на протяжении одного месяца учениками была создана первая глава книги- сборника по устному народному творчеству, под названием «Пословицы и поговорки», которая включает в себя 3 темы: Лень и трудолюбие, Дружба, Жадность и щедрость. (Приложение№1).

Критерий

Оценка

1 группа

2 группа

3 группа

1. качество выполнения работы по теме;

5

5

5

2.самостоятельность работы над проектом;

5

4

4

3. умение отвечать на вопросы;

4

5

4

4. количество собранных и выученных пословиц и поговорок;

(15) 5

(11) 4

(14) 5

5. оригинальность оформления страниц для книги;

5

5

5

6.Итог

5

5

5

Группам были присвоены следующие звания:

  • гр.- самая трудолюбивая;
  • гр.- самая творческая;
  • гр.- самая дружная;
  • Данная работа вызвала у учащихся эмоциональный отклик: на этапе рефлексии 100% детей дали положительную оценку своей работе (Приложение №2).

    Дальнейшая реализация проекта планируется в следующем учебном году.

Выводы по главе

На основе проведения исследования, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность действительно положительно сказывается на работе учащихся. В ходе реализации проекта все дети активно и с интересом принимали участие в работе. Даже те ученики, которые обычно пассивны на уроках, стремились тщательно выполнять порученные им задания. Заметно было, что для достижение общей цели класс сплотился и коллективно выполнял работу. При выполнении проекта, у детей иногда возникали ссоры и несогласия, которые приходилось разрешать совместно с педагогом.

Технология проектной деятельности украшает и вносит разнообразие в процесс обучения, кроме того, что данная работа позволяет детям более успешно осваивать материал, благодаря своему насыщенному и интересному содержанию, она также облегчает работу учителя, которому проще и интересней работать с детьми, которые заинтересованы и увлечены деятельностью. Кроме того, благодаря использованию данного метода, учитель приобретает опыт, закрепляет и пополняет свои знания благодаря тому, что он выступает не в роли докладчика в учебном процессе, а в роли слушателя или равноправного деятеля в коллективе учеников.

В ходе выполнения проекта были достигнуты поставленные цели. Данная работа сплотила учеников, заинтересовала их поиском новой информации, расширила кругозор учащихся, положила основу для формирования исследовательских навыков и познавательного интереса, способствовала развитию навыков работы в коллективе, умения находить и совместно исправлять ошибки, умения отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы.

Сложность работы состояла в том, что дети во 2 классе еще не умеют на длительный срок запоминать задачу. С ними периодически приходилось повторять значение пословиц и поговорок, их отличительные особенности. Не смотря на положительный отклик и проявленный интерес к предложенной работе, детей систематически приходилось контролировать, направлять и корректировать их деятельность, т.к. самостоятельная работа для них еще сложна.

Заключение

В ходе работы были рассмотрены теоретические основы проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, изучены положительные аспекты использования метода проектов, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности. А также был выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, ее цели, рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.

В ходе анализа литературы, установлено, что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения литературному чтению довольно полно освещено.

Разработан проект по литературному чтению на тему: «Устное народное творчество». Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты.

Изучив литературу по данной проблеме, проведя собственное исследования, можно сделать вывод о том, что метод проектов является площадкой для творчества, дает возможность учителю сделать процесс обучения веселым, интересным и увлекательным. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literaturnogo-chteniya/

1. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. — Краснодар, 2001. — 178 с. , . Господникова М.К, Н.Б. Полянина Проектная деятельность учащихся 2013 г. — 131 с.

3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, №3, 2003, с. 20-24

— Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М., 2000. — С. 32-33.

— Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 1997.

— Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, №9, 2005.

— Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа 2004 №2.

— Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ПИ и Общ 2002 №9.

— Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

— Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.- Чебоксары 2007.

11. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа-2006 №1.

Кравец Т.Н., Телеганова Н.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования. // Нач. образование — 2005 №2. , . Матяш Н.В., Симоненко В.Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов — М.: Вентана-Граф, 2007. , . Меняева И.Н. О методе проектов. // Педагогическая мастерская, №4, 2004. , . Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, №7, 2008. , . Орлова Л.А., Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе // Начальная школа, №3, 2007.

— Пахомова Н.Ю., Проектирование в образовании, учебное и ученическое. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. — М.: МИОО, 2005.

Полат Е.С. Как рождается проект: Москва, 1995 г. 233

— Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / — М.: Просвещение, 2011. — 192 с. — (Работаем по новым стандартам).]

— Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работ. общеобраз. учрежд. — М.: АРКТИ, 2007.

21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии 1998 г.

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

— Щербаков А.В., Кисляков А.В. Научно- методический журнал «Классный руководитель» №1 — 2012.]

— Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — №2. — С. 17-23

— Хохлова М.В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, №5, 2007.

26. Якимов И.А. Организация проектной деятельности учащихся гуманитарно-ориентированных классов в области литературы и искусства: Сборник научных трудов. — М.: Компания Спутник+, 2008.

27.

Приложение

Полат е с как рождается проект москва 1

Полат е с как рождается проект москва 2