Проблемы трудоустройства молодежи

Курсовая работа

1 БЕЗРАБОТИЦА В ЦЕЛОМ И ЕЕ МОЛОДЕЖНЫЙ АСПЕКТ

1.1 Понятие безработицы

Безработица является одной из главных проблем, с которой сталкиваются страны, переходящие к рыночной экономике. В России, начиная с конца 20-го века, процесс перехода к рыночной экономике сопровождался серьезными трудностями и проблемами, как экономическими, так и социальными. Формирование рынка труда привело к падению уровня жизни и неравному распределению доходов и заработной платы.

Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является молодежная безработица. После окончания учебной деятельности далеко не каждый молодой специалист может найти подходящую работу. Эта проблема начала проявляться в 1990-х годах, в период «перестройки» Горбачева, когда страна стремилась построить демократию и рыночную экономику.

В июне 1990 года Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а уже в 1991 году государство прекратило свою роль единственного монопольного работодателя. С этого момента стала возникать проблема «трудоустройства молодежи».

Целью данной работы является изучение проблемы молодежной безработицы, ее возникновения и возможных путей решения. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • выяснить понятия «безработица» и «занятость»;
  • выявить проблемы молодежной безработицы и предложить способы их решения;
  • найти перспективы для молодежи на рынке труда.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • статистический метод;
  • социологический метод;
  • дедукция;
  • позитивный и нормативный анализ.

В ходе работы были изучены законы «О молодежной государственной политике» и «О занятости населения», а также работы по системе образования и профессиональной подготовке, проведенные Г. Н. Александровым, Ю. К. Бабанским, А. Н. Комозиным, В. А. Оссовским и Л. Я. Рубиным.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается безработица в целом и ее молодежный аспект. Во второй главе исследуется рынок труда, его функции, составляющие и место, которое занимает молодежь на этом рынке. Третья глава посвящена молодежной занятости, проблемам, связанным с трудоустройством, и роли государства в решении этих проблем.

Безработица является одним из самых важных и острых вопросов в России. Для того, чтобы начать исследование по теме “молодежное трудоустройство”, изучим на первых шагах понятие “безработица”. Это социально — экономическое явление, при котором часть экономически-активного населения не может найти работу. По определению международной организации труда (МОТ) — безработным считается любой, кто на данный момент имеет работу, ищет работу и готов приступить к ней, то есть только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Безработными не могут быть признаны следующие граждане:

11 стр., 5438 слов

Занятость и безработица в России

... и составляет реальную угрозу для государственного и общественного благополучия, происходит рост напряженности на рынке труда, уровня и продолжительности безработицы, распространяется развитие вынужденной неполной и неформальной занятости, нелегальная трудовая миграция и тому подобное. Российская безработица ...

  • лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста;
  • лица, представившие документы с заведомо ложными сведениями для признания их безработными;
  • трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения;
  • те, кто дважды отказался от получения профессиональной подготовки и от предложенной работы.

Термин “безработица” впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 году. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных формах и объемах. Важным фактором, который характеризует микроэкономическую нестабильность, выступает как раз безработица. Население (population — POP) России делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour-force — L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force — NL).

Именно отсюда вытекает формула (1), по которой можно рассчитывать население России с макроэкономической точки зрения:

POP = L + NL

Для того чтобы лучше понять, какова динамика изменений безработных рассмотрим таблицу 1. [9]

Таблица 1 — динамика изменений безработных

Численность безработных

1992

1999

2000

2002

2009

Всего млн человек

3,9

9,1

7,0

6,2

6,2

Студенты, учащиеся, пенсионеры Проблемы трудоустройства молодежи 1

Проблемы трудоустройства молодежи 2

Проблемы трудоустройства молодежи 3

Проблемы трудоустройства молодежи 4

Проблемы трудоустройства молодежи 5

Проблемы трудоустройства молодежи 6

Женщины Проблемы трудоустройства молодежи 7

Проблемы трудоустройства молодежи 8

Проблемы трудоустройства молодежи 9

Проблемы трудоустройства молодежи 10

Проблемы трудоустройства молодежи 11

Сельские жители Проблемы трудоустройства молодежи 12

Проблемы трудоустройства молодежи 13

Проблемы трудоустройства молодежи 14

Проблемы трудоустройства молодежи 15

Проблемы трудоустройства молодежи 16

Проблемы трудоустройства молодежи 17

Соотношение статусных и нестатусных безработных, %

14,9

13,9

14,8

24,4

34,8

Из данной таблицы и всего вышесказанного следует то, что безработица в России сохраняется на высоком уровне, а в социально-профессиональной структуре безработных доля студентов с 1992 года уменьшилась, но в 2009 году вновь наметилась тенденция роста, которая продолжается и по сей день.

1.2 Молодежный аспект безработицы, проблемы и их решение

По данным на 2006 год в России число безработных составляло 5,4 миллионов человек, примерно четверть из них — молодежь. К этой группе относятся люди в возрасте 16 — 27 лет. Молодежь — это особая социальная группа, которая отличается своим статусом в обществе и возрастом. Она обладает таким уровнем мобильности и интеллектуальной активности, который выгодно отличает ее от других групп населения. Карл Мангейм (Karl Mannheim) — немецкий социолог считал, что молодежь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни. Она “ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию”.

Сегодня молодежь Российской федерации — это 39,6 миллионов человек и 27 % от общей численности населения страны. Из них 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности. Молодых людей, которые приходят на рынок труда, следует считать социально-уязвимой группой.

Каковы же причины молодежной безработицы и как их решать? Во-первых, самое важное требование работодателей — это наличие опыта работы. Студентам вузов очень сложно совмещать учебу и нарабатывание стажа, таким образом, по окончании университета они не могу спокойно трудоустроиться. Решение данной проблемы может быть осуществлено несколькими путями. Первый способ — квотирование рабочих мест. Эта практика применяется к таким группам населения, как дети-сироты, члены из многодетных семей и инвалиды, но, к сожалению, она не является эффективной и результативной. Второй способ — практика во время учебы. Студенты должны нарабатывать стаж, стараясь совмещать учебу и работу. Например, социологические опросы, рекламные акции, волонтерство в различных сфера, маркетинговая политика и так далее.

Во-вторых, инфантилизм и пассивность молодежи в поиске работы. Зачастую студенты не стремятся к поиску, по их мнению, работа “надеется сама”, либо просто боятся попасть в новый взрослый коллектив. Для того чтобы избежать эту проблему, стоит заранее приучать всех к труду, начиная со средней ступени образования.

В приведенной таблице 2 ниже мы можем увидеть структуру российских безработных на 2009 в процентах. Среди безработных высокого образовательного статуса преобладают женщины, тогда как мужчины — основная малоквалифицированная часть безработного населения.

Таблица 2 — Структуру российских безработных

Образование

Всего

Мужчины

Женщины

Высшее профессиональное

13

17,9

Неполное высшее

4,2

3,9

4,5

Среднее профессиональное

22,7

18,3

27,9

Начальное профессиональное

20,2

23,6

16,5

Среднее (полное) общее

30,8

31,5

30

Основное общее

10,5

112,9

7,8

Не имеют основного образования

0,6

0,7

0,5

Из всего вышесказанного следует то, что ситуация молодежи, которая складывается в Росси, в последние годы очень трудна и является напряженной. Возможности молодых людей ограничены по сравнению с другими трудоспособными группами в силу их более низкой конкурентоспособности.

2 РЫНОК ТРУДА, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

2.1 Понятие рынка труда и занятости населения

Чтобы определиться в вопросах молодежного трудоустройства, следует, прежде всего, выяснить, что же такое рынок труда и занятость населения? Рынок труда — это важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и так далее. Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Состояние рынка труда определяет темпы экономического роста экономической системы. Также это ключевой элемент социально-экономической политики. Закон спроса и предложения — это действующие законы на рынке труда. Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда. Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы. [9, с. 293]

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд, как на рисунке 1.

Проблемы трудоустройства молодежи 18

Рисунок 1 — Кривая спроса

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон, как на рисунке 2. [2, с. 293]

Проблемы трудоустройства молодежи 19

Рисунок 2 — Кривая предложения

Функции рынка и занятость населения

Сущность рынка проявляется в его функциях. Одной из важнейших функций является функция саморегулирования товарного производства. При росте спроса на товар производители увеличивают его выпуск и повышают цены. При насыщении рынка товарами спрос снижается, и цены понижаются, что приводит к сокращению производства. Таким образом, рынок саморегулируется.

Стимулирующая функция рынка заключается в том, что при снижении цен производители сокращают производство и ищут способы снижения издержек. Они внедряют новую технику, технологии и совершенствуют организацию труда.

Функция установления общественной значимости продукта и затрат труда действует в условиях бездефицитного производства, отсутствия монопольного положения и состязательности между производителями. Рынок определяет общественную значимость продукта и затраты труда на его производство.

Регулирующая функция рынка заключается в установлении пропорций в народном хозяйстве. Рынок обеспечивает определенную пропорциональность в производстве и обмене между регионами и сферами народного хозяйства.

Занятость населения – важный аспект, который нужно учитывать для понимания проблемы безработицы молодежи. Занятость – это деятельность трудоспособного населения, направленная на создание общественного продукта или национального дохода. Идеальным вариантом является полная занятость всех желающих и способных трудиться в общественном производстве.

Занятость в общественном производстве не охватывает все виды полезной занятости, такие как учеба, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей и уход за больными и престарелыми. Все виды экономической и социально-полезной деятельности учитываются в понятии глобальной занятости.

Глобальная занятость включает в себя занятость в общественном производстве и является основой для определения экономического потенциала общества, уровня и качества жизни населения и благосостояния граждан.

Необходимо различать глобальную (всеобщую) и экономическую занятость.

Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах. Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны.

Современная демографическая ситуация характеризуется сохранением тенденции сокращения численности населения России, его экономически активной части и удельного веса занятости населения, несмотря на заметные миграционные притоки. Как видно из таблицы 3 экономически активное население за 12 лет абсолютно увеличилось на 4306 тыс. человек. Количество безработных мужчин снизилось с 6684 тыс. человек в 1995 году до 4232 тыс. человек в 2007 году, то есть на 2452, а безработных женщин — на 1104 тыс. чел.

Таблица 3 — Экономически активное население

год / тыс. человек

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

экономически активное население (всего)

70740

72332

72421

72835

72909

73811

74156

75046

занятые в экономике (мужчины)

64055

65273

66266

67152

67134

68603

69157

70813

Безработные (мужчины)

7059

6155

5683

5775

5208

4999

4232

занятые в экономике (женщины)

30330

31519

32557

32953

32958

33893

34161

35111

безработные (женщины)

3072

3314

2866

2676

2873

2407

2368

1968

2.2 Молодежное трудоустройство

Анализ молодежного рынка труда

Молодежь является одной из самых уязвимых групп на рынке труда, как в России, так и во всем мире. Это связано с тем, что именно в возрасте от 16 до 29 лет происходят основные жизненные события каждого человека, такие как окончание учебы, выбор профессии, семейная жизнь и другие.

В этот период формируются профессиональные навыки, которые будут определять успешность в профессиональной карьере. Определенное положение на рынке труда зависит от возраста и принадлежности к определенной группе молодых людей. В России легальный рынок неквалифицированного детского труда очень ограничен, и большинство возможностей заработка для молодежи представлены в общественном питании, таких как «Макдоналдс» или «Русское бистро». Однако эти заведения не могут предоставить достаточное количество рабочих мест для всех желающих, и не во всех регионах страны имеются подобные предприятия.

Студенты и молодые люди в возрасте 18-24 лет, как правило, не обладают достаточным социальным и профессиональным опытом, что делает их наиболее уязвимой группой на рынке труда. Ведь в этот период они завершают учебу и подготовку к будущей профессиональной деятельности. Как следствие, эта возрастная группа молодых людей менее конкурентоспособна на рынке труда.

Для молодежи скрытая безработица представляет такую же опасность, как и открытая. Из-за недостатка профессионального опыта, они рискуют оказаться без стабильного заработка. Большинство молодых людей в случае потери работы стремятся найти новое место труда, но из-за экономической нестабильности в стране это становится сложной задачей.

Исследования показывают, что более 50% молодежи работают на государственных предприятиях, примерно 25% заняты по совместительству в альтернативном секторе экономики. Молодежь также проявляет активность в предпринимательстве: около 70-80% зарегистрированных предприятий альтернативной формы занятости создаются людьми в возрасте от 25 до 30 лет, а 3.5% молодых людей организуют собственное дело.

3. Молодежная занятость: проблемы и помощь государства

3.1 Проблемы трудоустройства молодежи

Планы у большинства молодых специалистов ориентированы на трудоустройство, но такая ситуация не означает простую и быструю их реализацию. Целевое распределение по договорам учебных заведений с предприятиями имеют в среднем 20% выпускников профессиональных учебных заведений. Остальные, получив «свободный диплом», осуществляют самостоятельный поиск работы. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников. [9]

На современном рынке труда молодежь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства, к ним относятся:

  • Отсутствие опыта работы
  • Конкуренция с более опытными кандидатами
  • Неэффективные методы поиска работы
  • Неадекватные требования работодателей
  • Недостаток профессиональных навыков

Для решения этих проблем государство может оказать помощь молодым людям. Важным инструментом поддержки является организация профессиональной подготовки и обучения молодежи, чтобы они могли приобрести необходимые навыки и знания для успешного трудоустройства.

Кроме того, создание специальных программ и инициатив, направленных на поддержку молодежной занятости, может снизить уровень безработицы среди молодежи. Это может включать финансовую помощь для молодых предпринимателей, программы стажировок и практик, а также содействие в поиске работы через специализированные центры занятости.

Также важно проводить информационные кампании и консультации для молодежи, чтобы они знали о доступных возможностях и ресурсах для трудоустройства. Это поможет им сделать осознанный выбор и увеличить свои шансы на успешную карьеру.

Введение

На рынке труда России существуют некоторые проблемы, которые могут затруднять трудоустройство молодых людей. Среди этих проблем можно выделить необходимость наличия опыта работы и стажа, проблему дискриминации при приеме на работу женщин и дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.

Опыт работы и стаж

На сегодняшний день работодатели в России предъявляют высокие требования при приеме на работу, в том числе наличие опыта работы и стажа. Это может создавать проблемы для молодых людей, которые не только не имеют опыта работы в нужной сфере, но и могут столкнуться с трудностями в получении такого опыта. Это может негативно сказываться на старте карьеры и уменьшать шансы на трудоустройство.

Дискриминация женщин при приеме на работу

В России также существует проблема дискриминации женщин при приеме на работу. Работодатели часто предпочитают нанимать мужчин, а не женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель может не желать нести расходы на оплату декретного отпуска, поэтому может выбрать другого кандидата по этой причине, несмотря на знания и опыт работы.

Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда

Также на рынке труда существует проблема дисбаланса спроса и предложения в различных профессиональных сферах. Вузы выпускают специалистов определенных специальностей, однако на рынке труда в данной сфере может быть недостаток вакансий. Например, приобретая престижную специальность, выпускник может обнаружить, что на данный момент на рынке труда нет вакансий в этой сфере. Это может стать проблемой для молодых людей при выборе будущей профессии и уменьшить их шансы на трудоустройство.

Заключение

Таким образом, на рынке труда России существуют определенные проблемы, которые следует учитывать при выборе профессии и поиске работы. Опыт работы и стаж, проблема дискриминации женщин и дисбаланс спроса и предложения могут затруднять трудоустройство молодых людей, поэтому необходимы дополнительные усилия со стороны общества и государства для решения этих проблем.

3. Результаты исследования проблем молодежного трудоустройства в России

3.1 Основные проблемы молодежного трудоустройства

Молодежное трудоустройство сегодня является одной из наиболее актуальных проблем в России. В процессе исследования мы выявили ряд основных проблем, связанных с трудоустройством молодежи в нашей стране:

  • проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии — проблема «вуз-армия-рынок» состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии — возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда;
  • проблема недостатка рабочих мест определённой специальности — в настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую профессию. Например, такую как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Чего нельзя сказать о таких профессиях как медики или учителя: в данном случае спрос превышает предложение и выпускникам медицинских или педагогических учебных заведений устроиться на работу легче. Но данные профессии низкооплачиваемые, поэтому желающих получить их мало.

3.2 Роль государства в молодежном трудоустройстве

Государственная молодежная политика — это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства, один из важнейших инструментов для модернизации стран. [1, с. 2-7]

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики.

В рамках Федеральной целевой программы «Молодёжь России (2001 — 2005гг.)» была предусмотрена необходимость развития нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, а также финансовая поддержка молодежного предпринимательства, программ в области занятости и молодежных бирж труда. Основной целью программы являлось создание условий для воспитания у молодежи гражданского сознания, развития личностной самореализации и участия в преобразованиях российского общества.

В рамках программы также ставилась задача по созданию условий для реализации научно-технического и творческого потенциала молодежи, стимулированию инновационной деятельности и работы со студенческой молодежью.

Организацию, координацию и контроль работ по реализации программы осуществляло Министерство образования Российской Федерации. Оно также вносило предложения по уточнению мероприятий программы в соответствии с социально-экономической ситуацией и контролировало целевое использование средств.

Реализация программы проходила поэтапно и позволила достичь ряда положительных результатов. Уровень доходов молодежи и молодых семей был повышен, социально-бытовые и жилищные условия улучшены. Благодаря обеспечению временной и сезонной занятости молодежи, а также увеличению числа рабочих мест, уровень безработицы снизился. Также была отмечена повышенная деловая активность молодежи.

Выводы из проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что молодежь является уязвимой категорией на рынке труда. Однако, учитывая ее стратегический и инновационный потенциал, необходимо признать сферу занятости молодежи приоритетной для социально-экономической политики государства.

Подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности. От решения этой задачи во многом зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность и будущее России.

В данной работе были поставлены следующие задачи: выяснить понятия «безработица» и «занятость», выявить проблемы молодежной безработицы и предложить способы их решения, а также найти перспективы для молодежи. Можно сказать, что все поставленные задачи были выполнены: мы разобрались с понятиями, изучили проблемы молодежного трудоустройства и предложили некоторые способы их решения.

Проблема молодежной занятости в наше время является актуальной. Ее решение требует комплексного подхода на всех уровнях: региональном, муниципальном и федеральном. Она должна быть учтена при принятии соответствующих законодательных актов. Государство должно помогать молодежи, принимая необходимые законы. Молодежь обладает мобильностью, интеллектуальной активностью и здоровьем, что отличает ее от других групп населения и позволяет выполнять функцию оживляющего посредника социальной жизни.

Для более глубокого исследования данной темы была проведена работа с использованием литературных источников. В списке литературы представлены следующие источники:

  • Г.М. Гирфанов «Психология. Социология. Дефектология» 2006 — №9
  • Лещинская Г. «Молодежный рынок труда» «Экономист», №8, 1996г., с. 64
  • Козырев В. «Основы современной экономики: Учебник, 2-е изд. перераб. и доп.» — М.: финансы и статистика, 2001г.
  • Гордон Л.А., Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34
  • Дадашев А.
  • Соколова Г. Н. «Социальные издержки безработицы и пути ее снижения» Социс.-1995.-№9.-С.20
  • Фофанова Н. «Подготовка безработных — путь к занятости» «Служба кадров», №11 — 2003г
  • Капелюшников Р. «Российская модель рынка труда: Что впереди?» «Вопросы экономики», №4 — 2003г.

Данные литературные источники помогли нам получить более глубокое понимание проблемы молодежной занятости и ее возможных решений.