«Cистема работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе»

Курсовая работа

Нет никакого сомнения в том, что в творчестве великого классика российской литературы Ф М. Достоевского успешно соединяются и многогранно используются знаковые философские и нравственные идеи различных эпох, без понимания которых у учащихся, к сожалению, не происходит всестороннего понимания его произведений. Потому правильное использование воспитательных и интеллектуальных ресурсов творчества писателя представляется особенно важным для современного общества, для которого идеи, высказанные Ф. М. Достоевским, могут стать безусловной нравственной опорой.

На сегодняшний день творчество Ф.М. Достоевского является обязательным для изучения в современной средней школе. Проблема, однако, в том, что с советских времён ещё творчество автора изучается не слишком широко, тем более, если сравнивать с другими писателями. На анализ, написание сочинений по произведениям Достоевского отведено, как правило, малое количество часов, да и спектр изучаемых произведений весьма ограничен. И, конечно, творчество автора сложнее рамок критического реализма с его социальным подтекстом не стоит выпускать из виду глубочайшие философские и религиозные смыслы его произведений.

Существует также вторая сложность. Не стоит забывать о том, что средний возраст учащихся, на момент изучения ими творчества Достоевского, составляет 15-16 лет. И как бы это ни звучало, это пока личности, не в полной мере подготовленные к восприятию и пониманию бездн и глубин творчества данного автора.

Однако в этом есть и положительные стороны – именно данный возраст является также порой наибольшей эмпатии, возрастом повышенного стремления к познанию. Школьники всесторонне открыты к восприятию нового и яркого – при условии, что это будет им преподано с правильной стороны. Тогда возникает и внутренняя мотивация. Получается, главная цель учителя — организовать процесс обучения так, чтобы школьники сами захотели проникнуть в своеобразие и глубину творческой лаборатории Ф.М.Достоевского.

Собственно, сам процесс изучения творчества Достоевского может начинаться вполне традиционно. Как правило, начинается всё с изучения жизненного пути писателя, своеобразия его взглядов и миросозерцания, а после в ходе изучения его творчества показать их в таком разрезе. Не стоит забывать и про нетрадиционные формы подачи материала, а также по возможности предоставить ученикам больше самостоятельности в мыслях и выводах, аккуратно подводя их к ключевым моментам. Поощрение самостоятельности – важный компонент в изучении литературы, особенно в данном возрасте.

8 стр., 3734 слов

Радость. Чехов рассказ. Из истории . К.Г.Паустовский. «Радость ...

... Рассказ относится к позднему творчеству автора. Литераторы считают, что в основе сюжета лежат воспоминания самого автора о его детстве. На этом сказалось влияние отца Чехова ... обошла эта участь и врача. Все сюжеты её произведений были выдуманы и никак не соотносились с реальностью. После ... чувства к Екатерине Ивановне были единственным и последним моментом радости в его жизни. Семья Туркиных живёт по- ...

Нарастающая актуальность данной курсовой работы обусловлена возрастающей актуальностью же творчества писателя, а также своеобразием творческого мира писателя и, как следствие, сложностью в преподнесении учебного материала.

Предмет курсовой работы – система работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе.

Исходя из вышесказанного, цель данной работы мы видим в рассмотрении сложностей восприятия автора в 10 классе, а также выработке оптимального преподнесения творчества Достоевского школьникам.

Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:

-исследовать существующие методики изучения творчества Достоевского как традиционные, так и нетрадиционные;

-проанализировать практические аспекты изучения творчества писателя например, в контексте ЕГЭ по литературе;

-на примере отдельных романов и с помощью актуальных исследований попробовать дать урокам по творчеству Достоевского нестандартную форму.

Методы исследования: анализ теоретических, методических источников по проблеме исследования., Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

В первой части данной работы мы рассмотрим теоретические аспекты, связанные с феноменом и своеобразием изучения творчества Достоевского в средней школе. Во второй части рассмотрим практическое переложение вышеуказанного в различных формах учебных занятий.

Начать всё же придётся с небольшого экскурса в историю.

Необычайность и нелинейность взглядов Достоевского еще при его жизни провоцировало критиков, интерпретаторов и простых читателей на некоторое недоумение. «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы» зачастую рассматривались как памфлеты, как идеологические произведения, направленные против так называемых «нигилистических» идей. И в самом деле – скептический взгляд Достоевского на всё условно передовое и прогрессивное дал повод к обвинению автора в ретроградности.

Общественный деятель Н.К. Михайловский назвал Достоевского «жестоким талантом», героев его произведений социалист П.Н. Ткачёв отрекомендовал как «больных людей» — увы, такими характеристиками автора и его героев пестрели страницы самых передовых журналов и газет того времени. О чём говорить, если даже добрейший и проницательнейший И.С. Тургенев удостоил Достоевского сравнением с небезызвестным маркизом де Садом! Отсюда, кстати, постоянное последующее неоправданное отождествление писателя и его персонажей, даже самых тёмных.

Более корректное и объективное исследование началось после смерти Достоевского. На рубеже XIX и ХХ веков всесторонняя разнообразная проблематика его произведений стала объектом серьёзных исследований различных русских мыслителей. Огромную роль личность и творчество Достоевского играет в философских изысканиях В.В. Розанова. Отличился на данном поприще и его идейный противник — Д.С. Мережковский. С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Л.С. Шестов и многие другие философы того времени также внесли свою лепту в «довстоевсковедение». В работах представителей русского религиозно-философского возрождения произведения Достоевского наконец получили соответствующую философскую и метафизическую глубину. Однако появилась и первая опасность – неоправданный «подгон» творчества писателя под собственные теоретические изыскания, а также вольные, слишком вольные интерпретации.

10 стр., 4623 слов

Творчество ссыльных писателей. «Рассказы из сибирской жизни» ...

... Достоевский был уже автором романа в письмах «Бедные люди», повестей «Неточка Незванова», «Двойник» и других произведений. Обвинение, предъявленное писателю, ... произведения. Так, сибирские рассказы Г. Мачтета – «вечная страница» его творчества, ... работы. ... изученное, а во многих моментах вовсе неизвестное явление в истории русской литературы последней четверти XIX века. Некоторые из этих писателей ...

Одна из ключевых ролей в изучении наследия Достоевского принадлежит изданной в 1929 году работе исследователя языка М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Её ключевые тезисы: принципиальная авторская установка на незавершенность произведений Достоевского; полифоничность, многообразие возможных трактовок изображаемого автором. С одним отступлением – такая концепция предполагает равновеликую значимость взглядов и идей как положительных, так и отрицательных героев – и равнопринятие их самим автором. Позже Бахтин признавался в этой несостыковке напрямую: « Оторвал форму от главного. Прямо не мог говорить о главных вопросах…о том, чем мучился Достоевский всю жизнь — существованием Божиим».

Различные философско-нравственные интерпретации творчества Достоевского предлагали также эмигранты, выехавшие за границу после революции. В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, Н. С. Арсеньев, З.А. Штейнберг, митрополит Антоний Храповицкий и другие. Существует ряд работ зарубежных авторов того времени — Р. Гуардини, Р. Лаута, Дж. Паччини, Л. Аллена и других.

Появились также и принципиально иные, независимые от христианской философии трактовки. Например, Ф. М. Достоевский зачастую представлен предтечей европейского модернизма. Представители экзистенциалистской школы подняли его на знамя, провозглашая его, в одной компании с С. Кьеркегором и Ф. Ницше, своим духовным отцом. Различные творческие интерпретации героям Достоевского (особенно «подпольным», таким как Кириллов, к примеру) давали многие зарубежные авторы, в том числе из числа Нобелевских лауреатов – например, Томас Манн, Герман Гессе, Альбер Камю (знаменитый «Миф о Сизифе»), Сомерсет Моэм.

Не отставало и советское «достоевсковедение». Крупную роль сыграли в этом тематические сборники под редакцией А. С. Долинина и Н. Л. Бродского. – «Достоевский. Статьи и материалы» и «Творческий путь Достоевского». Составлены они были из работ многих видных исследователей — Н. О. Лосского, Л. П. Карсавина, И. И. Лапшина, Б.М. Энгельгардта и многих других. К сожалению, многие ценные мысли в них нивелируются тенденциозными послеоктябрьскими идеологическими установками. Больше всего повезло, конечно, «Бесам» — сам В. И. Ленин аттестовал их , как «реакционную гадость» и «бесполезную дрянь». Нелицеприятно о творчестве Достоевского высказывался и тогдашний нарком просвещения Луначарский, а филолог (!) В. Б. Шкловский подвергал автора даже символическому суду как «идеологического преступника». Вплоть до 70-80 годов можно было найти в учебниках по литературе традиционные идеологические штампы о «реакционности» и «мракобесии» взглядов писателя. Отсюда ещё один миф о Достоевском – миф о сильном художнике и слабом, а то и вредном мыслителе.

Теперь мы подходим к ключевой проблематике в изучении творчества Ф. М. Достоевского. Поздние работы, посвящённые творчеству писателя, пусть и освобождены от оков советской идеологии, но во многом вынуждены опираться на работы выдающихся предшественников, а оттуда даже в новейшие работы это зачастую проникает. Если к этому добавить другой перекос – либерально-демократический, сложившийся в девяностые, получается странная матрёшка с удивительным смешением содержания. Что уж говорить в таком случае о школьных учебниках? Ладно труды литературоведов, это удел специалистов.

15 стр., 7081 слов

Двойники раскольникова

... ё на свете на личном интересе основано». Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических принципах и старается делать добро, пусть даже и посредством плохих поступков, то Лужин делает все только ради себя. ...

Приведём несколько характерных примеров вышесказанному. В относительно недавней (1985 год) книге «Достоевский и мировая литература» исследователь Г. М. Фридлендер полагает, что в «Бесах» автор не разобрался в исторической действительности, не суме отделить «хороших» революционеров от «плохих». Мысль интересная, однако сводить всё многообразие Достоевского к узкой социальной проблематике и есть узость, на наш скромный взгляд.

В. В. Зеньковский в книге «История русской философии», вышедшей в 1991 году (сколько до развала СССР?), полагал, что великая значимость творческого наследия Достоевского выражается в том, что последний вскрывает в социальных проблемах тематику именно религиозную, мировоззренческую. Проблему Бога. Так обозначился новый и, полагаем, не последний поворот в исследованиях творчества Достоевского .

Со второй половины 90-х годов стало совершенно очевидно, что верное истолкование произведений Достоевского не работает в отрыве с классическим литературоведением. Исследователь , к примеру, трактует «Братьев Карамазовы х», используя понятие «соборность» . По мнению данного автора, такое соборное начало призвано определять подтекст произведений автора, как свойственного русскому православному архетипу.

Тут существует новая опасность – трактовка произведений автора исключительно в православном ключе. Высасывать из пальца «религиозную филологию» русского типа, конечно, не следует и против этого выступает её один современный исследователь, С. Г. Бочаров. Но нельзя не замечать постановку принципиально новых вопросов – выделение изучения творчества Достоевского в отдельную дисциплину, где в равной степени анализируются философская, религиозная и литературоведческая составляющая. .

Дискуссия вокруг насыщенности творческого мира русских писателей вообще и Достоевского в частности, несмотря на сложную потенциальную её разрешаемость, бесспорно плодотворна. В том числе и для изучения романа Михаила Шишкина ‘Письмовник’ в контексте русской прозы XIX–XX веков">изучения творчества автора в обычной школе. Материал учебников перерабатывается, адаптируется под новейшие исследования. Конечно, нельзя утверждать, что имеющиеся на даны момент учебники совершенны. Однако бесспорно то, что материал меняются. К тому же на помощь всегда готовы придти нетрадиционные, авторские методики преподавания.

Роль и задача педагога здесь именно в том самом «отделении зерен от плевел». В умелом сочетании традиционных работ и новейших исследований, общеупотребительных форм проведения занятий и смелого новаторства.

18 стр., 8615 слов

Над какими проблемами заставил задуматься нас достоевский. О ...

... такой взгляд с различными популярными в то… В романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский знакомит нас со своим героем, Родионом Раскольниковым. Он, бедный студент, который погряз в долгах, голоде ...

С вышеописанными плюсами и минусами изучения творчества Достоевского мы сталкиваемся и в наиболее распространенных учебниках по литературе за 10 класс. Рассмотрим некоторые из них с точки зрения подхода к изучению Достоевского, а также выделим ключевые моменты в изменении либо неизменении методик преподавания по сравнению с советскими.

Так, например, В. И. Коровин традиционно посвящает первый урок биографии и личности писателя. Мощный и нестандартный зачин – учителю предлагается зачитать наиболее яркие цитаты из «Преступления и наказания» и «Идиота», тем самым завоёвывая интерес учеников к обсуждаемому предмету. После этого внимание класса удерживается вопросом: «Что по этим фрагментам можно сказать о Достоевском-человеке?»

Далее автор учебника делает (вместе с классом) традиционные выводы о страданиях по поводу судьбы униженного человека, сочувствии к нему, болезненности мировосприятия героев. После этого автор предлагает обсудить дебютный роман Достоевского – «Бедные люди», рассказывая классу о типе «маленького человека», идущего от Пушкина и Гоголя.

Тем временем экскурс в биографию писателя продолжается – ученикам рассказывается об участии Достоевского в петрашевском деле, о муках перед несостоявшейся казнью. Предлагается обсудить причины вступления Достоевского в революционный кружок.

Заканчивается урок чтением выдержек из «Преступления и наказания» или «Записок из мертвого дома», посвященных теме тюрьмы, каторги, несвободы; предполагается, что в тяготах, постигших героев, виновато бездуховное общество.

На втором уроке ключевую роль отводится образу Петербурга в творчестве Достоевского; подчеркивается ирреальность, «сумасшедшая» природа этого города, проводятся параллели с Гоголем. Предлагается, что интересно, работа по группам. Первая группа работает по «Медному всаднику» Пушкина, вторая – по «Невскому проспекту» Гоголя, третья — по картинам современного художника Ильи Глазунова, четвертая – непосредственно по «Преступлению и наказанию». Как итог, делаются выводы о Петербурге того времени как о месте страшном, таинственном, иррациональном.

Четыре последующих урока посвящены исключительно «Преступлению и наказанию». Рассказывается о замысле романа и процессе его написания. Предлагается рассмотреть разные точки зрения на образ Раскольникова, в отношении же Мармеладовых двух точек зрения быть не может – автор относится к ним с безусловной симпатией.

Интересен приём, предлагаемый здесь В. И. Коровиным – он предлагает ученикам выступить с «оправдательной» речью в защиту семей — Мармеладовых и Раскольниковых. К такому типу урока мы ещё вернёмся во второй части нашего исследования.

Далее нам предлагается обсудить «теорию» Раскольникова, рассмотреть внешние и внутренние причины, подтолкнувшие героя к совершению преступления. Внимание учащихся фокусируется на связи физического состояния Раскольникова с его внутренним миром.

Следующий урок посвящен «двойникам» Раскольникова. Автор учебника предполагает, что это старуха-процентщица, Свидригайлов и Лужин. Делается упор на внутреннюю связь Раскольникова с данными героями, в первую очередь по позиционированию себя ими как «власть имеющими», которым «всё дозволено».

3 стр., 1196 слов

Достоевский и революция (по роману «бесы»)

... который перед смертью признается, что «совестью я виноват». В целом в романе «Бесы» Достоевский показывает искажение и измельчание идеи освобождения крестьян, изменения общественных отношений вследствие ее ... Сараскина Л. «Бесы»: Роман-предупреждение. — М.: Наука, 1990. — 149 с. Л. П. Гроссмана, Ф. М. Достоевский, Н. Ф. Достоевский, Н. Ф. Достоевский, Ф. М. Достоевского, Н. Ф. Достоевский Белов С.В. ...

Ещё одно занятие посвящено образу Сони Мармеладовой. Столкновение правд Раскольникова и Сони, Раскольников как змей-искуситель, преображение героя под влиянием Сони. Ученикам предлагается отследить изменение «диспозиции» силы и уверенности героев – переход от раскольниковской самоуверенности к раскаянию.

Наконец, ещё один урок посвящён эпилогу. Раскаяние и внутреннее возрождение Раскольникова, его приход к Христу. Воплощение Достоевским библейской темы смирения и отказа от гордыни.

Два последующих урока посвящены изучению романа «Идиот». Роман проходится бегло, однако автор учебника всё же освещает основную его проблематику – попытки Достоевского создать образ «положительно-прекрасного человека», воплотить в князе Мышкина вариацию на тему Иисуса Христа.

Два завершающих занятия отводятся В. И. Коровиным под классное сочинение по «Преступлению и наказанию». Форма и тематика сочинений в книге для учителя не уточняется.

Отметим также, что кроме упоминания в биографическом очерке, «Бесы» и «Братья Карамазовы» автором учебника не рассматриваются в контексте обсуждения с учениками или выполнения каких-либо заданий по ним.

Согласно методике другого автора учебника за 10 класс, Т. Ф. Курдюмовой, процесс изучения творчества Достоевского принципиально не меняется. И всё же есть ряд деталей, отличающих данную методику от методики В. И. Коровина. Но по порядку.

Первый урок посвящен, конечно же, биографии Достоевского. Отметим однако, что акцент делается на философских составляющих творчества писателя. Также уже на первом занятии поднимается тема двойничества, столь распространенная у Достоевского.

На втором занятии рассматривается композиция романа «Преступление и наказание», а также его структура. Делается важный акцент на детективную составляющую в построении фабулы романа. Рассматривается психологизм и глубина постановки нравственных проблем.

Три следующих урока посвящены фигуре Раскольникова – его роли в системе образов произведения, социальным и внутренним предпосылкам его бунта, его «теории», причинам его «поражения». Еще одно «раскольниковское» занятие посвящено все той же теме двойничества: на сей раз автор методики ограничивается Лужиным и Свидригайловым.

Следующий урок – компиляционный: в нём учитель обращается сразу и к миру «униженных и оскорблённых», и к образу Сонечки. Ещё один урок – образ Петербурга в романе.

Наконец, интересна проблематика ещё одного занятия по творчеству Достоевского: учащимся предлагается подискутировать о спорах вокруг творческого наследия автора в современном мире.

В заключении – вновь два урока, отведённых под классное сочинение. Отметим, что никакие иные произведения Достоевского, кроме «Преступления и наказания», не изучаются, лишь упоминаются в контексте его биографии и наследия. Возможно, потому, что отдельные вещи Достоевского частично проходятся в предыдущих классах. Программа Т.Ф. Курдюмовой в 6 классе предлагает для изучения главы из романа «Братья Карамазовы» («Надрыв в избе», «Коля Красоткин», «Жучка»), при анализе которых отмечается «очистительная сила потрясений. Стремление детей к добру, правде, дружбе, любви и прощению».

3 стр., 1148 слов

» Причины преступления и сущность наказания Родиона Раскольникова» ...

... принимая их такими, какими их создал Бог. «Преступление и наказание» - одно из самых сложных и совершенных произведений теории Раскольникова Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить ... веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию. Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что ...

Что можно ещё отметить? В ряде случаев предлагаемые программы до сих пор рассматривают произведения Ф.М. Достоевского в ключе советских методик, что наблюдается, к примеру, в аннотациях к роману «Преступление и наказание», в котором в качестве основной проблемы предлагается социальная проблема «маленьких людей», и бунт Раскольникова если не оправдывается, то социально обуславливается. Т.Ф. Курдюмова также выделяет и ставит на первое место именно социальные и философские истоки бунта героя, выдвигает в первый ряд образы «бедных людей» и Сони Мармеладовой, что опять же трактуется в социально-нравственном ключе. Акцент на христианских посылах практически не делается.

Тем не менее, анализ этих двух школьных учебников показал, что «Преступление и наказание» в нынешнее время трактуется иначе, нежели это было в советском литературоведении. Поступок Раскольникова показан не только как протест против социального зла. Эсхатологическая и метафизическая теория героя базируется на бесчеловечных предпосылках. Расставлены акценты на религиозности Сонечки. Намечены пути к покаянию и возрождению самого Раскольникова — и в нравственном, и в философском, и в религиозном ключе.

Структурно же методики Коровина и Курдюмовой в хорошем смысле традиционны: лекции, дискуссии, работа в парах, классные и домашние сочинения. В. И. Коровин также вводит в обучение новаторский приём урока-суда.

Помимо традиционных методик изучения творчества Достоевского можно рекомендовать к использованию наработки педагогов и лекторов, не входящих в школьную программу. Естественно, подобные приёмы необходимо строго дозировать, дабы вписаться в общеобразовательный контекст, однако во многих случаях подобный «дичок» оказывается вполне оправданным. Рассмотрим данный тезис на примере лекций для школьников по творчеству Достоевского, прочитанных Д. Л. Быковым в ряде частных элитных школ Москвы (в частности, в школе «Золотое сечение»).

Д. Л. Быков – известный современный писатель, журналист, педагог. Его педагогические принципы построены на как можно большей свободе учащихся, на неожиданности интерпретаций, на своеобразных заданиях для учащихся. По сути, каждое занятие превращается в лекцию-диалог, где каждый ученик высказывает свою точку зрения. В заключение Быков даёт неожиданные творческие домашние задания. К примеру, темой для домашнего задания по «Преступлению и наказанию» выбрано написание учениками вольного продолжения романа, где им предлагается пофантазировать о судьбе Раскольникова по возвращении с каторги.

Рассмотрим лекции для школьников по двум произведениям Достоевского – «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».

Начинает Быков лекцию с того, что признаётся в том, что Достоевский ему не по душе, но объективно – это самый великий русский писатель. Такой приём зачастую сразу настраивает школьников на необычный восприативный ряд .

Рассказывая о биографии Достоевского, Быков помимо петрашевског дела и каторги останавливает внимание слушателей на эпизоде знакомства Достоевского с Некрасовым. Следует вопрос аудитории:

11 стр., 5500 слов

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского ...

... с явной неправдой, а од­на «правда» — с другой.Здесь искали: правда раскольникова и правда сони правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание правда сони и правда раскольникова Рубрика: Сочинения Несколько интересных сочинений Сочинение Ромео и Джульетта любовь и трагедия любви 7, 8 класс рассуждение ...

  • Какой автор типологически продолжает линию Достоевского в двадцатом веке?

Среди общих черт называются ранняя оппозиционность, каторгга, нравственный переворот, путь к Богу и консерватизму, масштабные воспоминания о каторге, интерес к «русскому» вопросу… Упоминается ключевая роль в судьбе писателя – встреча с издателем, поэтом народнического направления. В случае Достоевского это, разумеется, Некрасов, а во втором – Твардовский.

Конечно, речь идёт о А. И. Солженицыне.

Далее Быков подробно разбирает именно детективную составляющую романа – интригу, убийство, расследование. Здесь выделяется семь классических типов построения детектива. И упоминается, что Достоевский придумал восьмой, небывалый тип детектива – метафизический.

«Нам с первых страниц известно – говорит Быков – кто убил, как убил, для чего убил. Но следом Достоевский задает читателю убийственный вопрос: «И что?» Получается, что в этом странном русском детективе ищут не убийцу, а Бога».

Далее Быков выводит структурную связь Достоевского с Диккенсом – тот же интерес к миру «дна», сумрачная таинственная атмосфера, наразрешенные, часто мрачные тайны… Но Достоевский идёт дальше, говорит Быков. Городской роман переносится в принципиально иное, философски-метафизическое измерение.

Далее идёт любопытная сентенция. Русский писатель зачастую берёт форму у западного предшественника, но наполняет её несоизмеримо большим содержанием. И если Достоевский брал форму у Диккенса – где же предтеча «Войны и мира» Толстого?

Ответ: «Отверженные», Виктор Гюго.

Далее следует уже традиционная тема двойничества в романе. Помимо обычных Свидригайлова и Лужина, Быков предлагает в двойники Раскольникова необычную фигуру – следователя Порфирия Петровича. По мнению педагога, Порфирий олицетворяет «излечившегося», умудрённого опытом Раскольникова. «Я человек поконченный-с» — говорит о себе следователь. Ученикам предлагается доказать эту мысль.

Приводится любопытная аналогия со сном Раскольникова о лошади. Спрашивается: в каких ещё произведениях русских писателей возникает подобный образ?

Ответ: у Некрасова в стихотворении «Под жестокой рукой человека…», у Толстого в «Анне Карениной», у Маяковского в «Хорошем отношении к лошадям».

Наконец, большая роль отводится неоконченности романа, его открытому финалу. Ученикам предлагается понять – покаялся Раскольников или нет, сможет ли он стать другим человеком? Достоевский однозначного ответа не даёт.

Напоследок даётся та самая тема для сочинения – о дальнейшей судьбе Раскольникова., Интересен и подход Д. Л. Быкова к изучению «Братьев Карамазовых».

Структурно, говорит Быков, это тоже детектив. Убийство, расследование, поиски виновного. Однако здесь есть парадоксальная аллегорическая связь. Что же выведено под образом убиенного Карамазова-страшего? Ответ обескураживает. Россия – уверен педагог.

Какие же социальные слои таким образом выведены в образах братьев? И, самое главное, что же, получается, Россию убьёт? Ученикам предлагаются варианты интерпретации.

43 стр., 21019 слов

Идейная трансформация образов в романах Ф.М.Достоевского «Преступление ...

... способен порождать различные жанровые формы. Обратим внимание на логику конфликтов у Толстого и Достоевского и посмотрим, как она влияет на поэтическую структуру романа. Возьмем для примера типичный ... некоторых толстовских героев жизненная перспектива не была такой тупиковой, как у героев Достоевского. И все-таки они нередко стояли на грани трагической безвыходности. Так как конкретные ...

Николай – страсти, дворянство. Иван – интеллект, интеллигенция. Алёша – духовность, религиозное сословие. Смердяков – внутреннее лакейство, чернь. Получается, Россию погубят низшие сословия?

Вовсе необязательно, утверждает Быков. Ведь до сих пор точно неизвестно, кто именно убил Фёдора Павловича.

Как же так, удивлены учащиеся – убил же Смердяков?

Вовсе нет, отвечает педагог. Нам это известно исключительно со слов самого Смердякова. Автор же прямого ответа не даёт. Не исключено, что убили, или могли убить – все. Недаром же карамазовские страсти бушуют и в холодном Иване, и в кротком Алеше. К тому же, как известно, автор собирался сделать Алёшу в продолжении романа революционером и, возможно, цареубийцей.

Отсюда домашнее задание. Сочинение на тему: почему во многих театральных интерпретациях «Братьев Карамазовых» в финальной сцене на скамье подсудимых располагаются все четверо братьев?

В заключение хотелось бы подчеркнуть – методы Д. Л. Быкова во многом спорны, а его трактовки романов Достоевского – парадоксальны. Полностью его методики использовать не следует, однако взять некоторые мысли и приёмы вполне допустимо.

То же касается использования иных нетрадиционных трактовок творчества Ф. М. Достоевского в средней школе.

Структура ЕГЭ по литературе, разработанная ФИПИ и мало меняющееся из года в год, предполагает работу в первой (прозаической) тестовой части задания лишь над одним текстом Достоевского – «Преступлением и наказанием» . Однако свои сложности есть и здесь. Темы же эссе и сочинений по творчеству Достоевского зачастую сложны и своеобразны.

При выполнении заданий В1 —В5 дай ответы на вопросы в виде сочетания слов или предложения., В тестовой части варьируются следующие вопросы., На знание текста: назовите фамилию героя, соотнесите персонажей, например:

1. Назовите фамилию героя, о котором идет речь в данном фрагменте.

2. Против кого был направлен «замысел» героя?

3. Какая мысль в наибольшей степени беспокоит героя?, Часты вопросы следующего порядка:

1. Род данного произведения.

2. Жанр данного произведения.

3. Художественное направление, к которому принадлежит роман., Как правило, подобные вопросы не вызывают у учащихся никаких сложностей.

Ряд вопросов направлен, как правило, на особенности творческого метода Достоевского – часты вопросы о психологизме и внутреннем монологе.

Естественно, никуда не пропадают традиционные вопросы на тропы:

1. Как называются художественные определения, которые использует Достоевский, изображая внешность героя: «прекрасные глаза», «тонок и строен»?

2. Как называется приём, подчеркивающий выразительную подробность, упоминаемую в данном фрагменте?

Заметим – в проанализированных нами тестах по Достоевскому редки совсем простые вопросы на тропы: об эпитете, метафоре, олицетворении и тому подобном. Очевидно, это связано со своеобразием художественного метода писателя.

Конечно, главные сложности возникают в подготовке к эссе и сочинениям. Попробуем выделить наиболее часто встречающиеся темы по творчеству Достоевского и ключевые тезисы к ним.

I. В чём ущербность «теории» Раскольникова, предопределивший её крах? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

1. Суть теории Раскольникова — идея психологического внутреннего неравенства людей, оправдание вседозволенности. Налицо проблематика несоответствия цели и средств к её достижению. Герой оправдывает преступление, совершенное из якобы благих побуждений. Особенность в том, что Достоевский показывает убедительную логику развенчания теории Раскольникова, не подбирая умственные доказательства, а проверяя ее жизнью, физиологией – и совестью. Убийство никчемной процентщицы – провальная проверка теории сверхчеловека – сам Раскольников, оказывается, принадлежит к разряду «тварей дрожащих». Проблема в том, что несмотря на очевидность данного факта, теория остаётся.

2. В чем же ущербность «теории», и как это высвечено в романе?

А) во-первых, убийство Лизаветы – бессмысленное, кровавое; совершено не по теоретическим умозрительным соображениям, а из банального опасения разоблачения;

Б) Раскольников полагает, что разрешив «кровь по совести», «необыкновенный» человек действует в ясном соображении и спокоен после случившегося (но он, убив, отделил себя от всех людей: сторонится Разумихина, перестает общаться матерью и сестрой, заболевает физически (бред, носок, зажатый в руке);

В) мучается злобными мыслями, но не может не сочувствовать, не сострадать людям (эпизод с пьяной девочкой; милостыня семье Мармеладовых)

Г) в ужасе от того, что ближе к лужиным и свидригайловым, чем к обычным людям (ссора с Лужиным, разговор со Свидригайловым о комнатке вроде деревенской бани с пауками по углам)

3. Теория опровергается не логикой разума, а столкновением с жизнью: человек не в состоянии не просто нормально жить, но и просто жить. Истерзавшись, Р. смиряется. В этом мысль Достоевского-гуманиста: индивидуализм и нигилизм губительны для человека и бессмысленны в жизни.

II. Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

1.Эпилог – послесловие. Два вида эпилогов: закрытый (судьбы героев определены. Тургенев «Отцы и дети») и открытый (герои проходят еще стадии духовных исканий. Толстой «Война и мир», Достоевский «Преступление и наказание»).

Герой признался и осужден за убийство человека. Но не отказался от мнения, что его теория верна. И что дальше?

2. В чем роль эпилога?

А) ненависть других каторжан образует для Раскольникова нравственный тупик: он по-прежнему отрезан от людей (сравните их любовь к Соне);

Б) «вещий» сон о «трихинах» нигилизма предваряет перерождение Раскольникова;

В) отчетливее звучит авторский голос, проповедующий искупление греха отступничества «будущим великим подвигом». Каждый человек ищет путь к богу по-своему, для многих это путь страдания. Преступление не убийство, а сама мысль об исключительности; наказание не каторга, а страдание, отпадение от рода человеческого.

3.Идея Раскольникова в романе прошла полный цикл и изжила себя: убийство и отпадение от человечества — страдание, признание, наказание — раскаяние, любовь, обретение Бога и возвращение к людям. Но жизнь, изображенная в романе, страшная судьба многих униженных и оскорбленных оказывается шире философской идеи и не поддается окончательному разрешению. Что делать, если человек не нашел пути к богу? Роль эпилога и в этом.

Таким образом, основная сложность, связанная с творчеством Достоевского в контексте ЕГЭ, заключается в философско-духовной проблематике романа, что довольно сложно отразить в письменной части ЕГЭ, а именно в эссе и сочинениях.

Перспективно также использование разнообразной проектной деятельности при изучении творчества Достоевского. Одним из таких интересных способов является урок-суд.

Ролевая игра на уроках литературы используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности.

Урок-суд — это уже почти традиционная форма обобщающего урока литературы в 9-11 классах: суд над Печориным, Чичиковым, Иудушкой Головлевым, Родионом Раскольниковым. Интересно будет провести суд и над главным героем повести «Олеся». Такая форма урока поддерживает интерес к литературе, способствует формированию активной жизненной позиции, воспитывает гражданина.

1. Организационный момент.

2. Работа над эпиграфом. Постановка проблемного вопроса.

Согласитесь, что любой хочет жить в мире, где нет негатива и зла. Но каждый ли готов бороться за столь прекрасные намерения?

Проблемный вопрос урока: прав ли Достоевский, утверждая: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца»?

3.Вводная беседа.

Роман «Преступление и наказание» — роман диалектиччный. Сколько существует человечество, столько и существует попытка изменить мир, улучшить его. Но как это сделать? Возможно ли изменить мир путем писательского слова?

Попытку указать путь, по которому надо идти, предпринял и Ф.М. Достоевский в своём самом знаменитом романе «Преступление и наказание». И поставил он такие вопросы, на которые мы и сейчас не всегда найдём ответ, а если и ответим с позиции христианской морали, то всегда ли следуем ей? Почему совершаются преступления?

На эти и другие вопросы пытается найти ответы Ф.М.Достоевский в своем романе., Мы сегодня «судим» Раскольникова.

  • Но только ли преступление осуждаем?
  • Осуждаем ли мы его идею о сверхчеловеке?

4. Распределение ролей: Раскольников, автор, судья, обвинитель, адвокат, свидетели. Гости – зрители, а все остальные учащиеся – присяжные заседатели.

Задача заседателей: определить виновен или не виновен Раскольников.

Задание учащимся, выступающим в роли присяжных заседателей: для обоснования своего решения вести записи в ходе судебного разбирательства.

Судья. Слушается дело об убийстве коллежской секретарши, процентщицы Алены Ивановны, и ее сестры Лизаветы бывшим студентом Раскольниковым.

Для ознакомления с фактами преступления слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель. Родион Романович Раскольников, бывший студент, находясь в трудном материальном положении, проник в квартиру Алены Ивановны под предлогом сдачи в залог часов. Как показало следствие и признание обвиняемого, убийство было запланировано, т.к. Раскольников принес с собой средство убийства – топор, но жертвой оказалась и сестра процентщицы, Елизавета. Таким образом, Раскольниковым были убиты две ни в чем не повинные женщины.

Судья. Можем приступить к допросу свидетелей., Обвинитель.

  • Свидетель Порфирий Петрович, в чём суть статьи, написанной Раскольниковым?
  • Что предполагал и чего не ожидал Раскольников?
  • Почему он пришёл с повинной?
  • Мог ли Раскольников убить себя, как это сделал Свидригайлов.?
  • Верите ли вы в полное раскаяние и нравственное воскрешение преступника?

    Судья.

У адвоката есть вопросы к свидетелю?, Адвокат. Предлагаю вызвать в свидетели студента, разговор которого подслушал Раскольников.

Адвокат.(Вопрос студенту).Действительно ли вы говорили о том, что жизнь таких людей, как старуха – процентщица, никому не нужна, а их накопления лучше использовать для тех, кто может принести больше пользы?

Судья.

  • Свидетель Мармеладова Софья Семёновна, почему именно вам он сознался в преступлении?
  • Что он говорил о мотивах преступления?
  • Вы поверили ему, когда он сознался в убийстве?
  • Как он относился к вам? Вы понимаете, что он и вас тоже считал преступницей?
  • Что вы имели в виду, когда говорили: «Да как вы, вы такой, могли на это решиться?»
  • Зачем Раскольников просил Вас прочитать легенду о воскрешении Лазаря?

Судья.

  • Свидетель Лужин, с какой целью вы хотели встретиться с Раскольниковым?
  • По какой причине произошла ссора между вами?
  • В чём суть теории «кафтанов»?
  • Какие вы преследовали цели, подложив Соне 100 рублей и обвинив её в воровстве?
  • Что общего вы видите в логике своего поступка и в логике преступления Раскольникова?

Судья. Свидетель Миколка, почему вы взяли вину другого человека на себя?, Судья. Есть ещё свидетели у обвинения?

  • Приступаем к свидетельским показаниям защиты.
  • Приглашается свидетель Разумихин Дмитрий Прокофьич.
  • Как вы отреагировали на психологическую травлю Раскольникова Порфирием Петровичем?
  • С какой целью он посетил вас после долгого отсутствия?
  • Поверили ли вы в то, что Раскольников совершил преступление?

Судья.

  • Свидетель Зосимов, студент-медик.
  • Каким вы нашли состояние здоровья Раскольникова?

Судья. Свидетель Андрей Семёнович Лебезятников.

  • Что вам известно о Раскольникове и его преступлении?

Судья.

  • Свидетель Авдотья Романовна Раскольникова.
  • Что вы можете сказать о своём брате?
  • Замечалось когда-либо в нём стремление к превосходству?
  • Считаете ли вы признание Раскольникова искренним и чистосердечным?
  • Какую роль в вашей судьбе сыграли Лужин и Свидригайлов?

Судья. К делу прилагается предсмертное письмо Свидригайлова.

/Опережающее творческое задание: составление текста предсмертного письма Свидригайлова /

Оглашение предсмертного письма Свидригайлова:

«Когда Вы найдете это письмо, меня не будет в живых. Я решил. Хотя никто не ожидает, что «пустейший и ничтожнейший злодей в мире» способен покончить со своей жизнью. Почему я решился на это? Устал жить. Когда Авдотья Романовна стреляла в меня, я готов был умереть. Какое-то мрачное скорбное чувство завладело мной. Это был не страх смерти, нет. Я был готов умереть тогда. Я преклоняюсь перед Авдотьей Романовной и понимаю свою вину: я выдал страшную тайну ее брата. Но сделал это намеренно, чтобы доказать, что он такой же преступник, как и я. «Мы одного поля ягоды» , — сказал я ему. Я знаю, что это он убил старуху-процентщицу и ее сестру. Я подслушал разговор Раскольникова с Соней, когда он признавался в убийстве, и понимаю, почему он это сделал: хотел стать властелином, хотел позволить себе все. И я также всегда считал себя выше других. Всю жизнь я жаждал наслаждений, стремился удовлетворить все свои желания. Я был властелином! И что теперь?! Образы невинно убиенных приходят ко мне во сне, напоминают о моих прегрешениях. Мне страшно. Жизнь моя пуста и никому не нужна. Я ухожу. Прощайте».

Судья. Авдотья Романовна, считаете ли Вы своего брата таким же «пустейшим и ничтожнейшим злодеем в мире», как и Свидригайлов? Каким был Свидригайлов?

Судья. Какие аргументы, подтверждающие вину Раскольникова, может извлечь из предсмертного письма Свидригайлова обвинение?

Судья. Какие смягчающие вину обстоятельства преступления Раскольникова может извлечь из письма защита?

Судья. Для уточнения деталей следствия защита и обвинение могут задать вопросы обвиняемому Раскольникову.

Обвинитель.

  • Почему Лужин и Свидригайлов искали с вами встречи?
  • Когда созрела идея «пробы»: до или после письма матери?
  • Почему вы идёте к Соне с признанием и говорите «мы люди разные»? Что хотели этим подчеркнуть?
  • Вы верите в Бога?
  • Что мешало Вам трудиться, как это делал Разумихин?

Защита.

  • Какое впечатление произвели на вас уличные сцены?
  • Какое воздействие оказало на Вас письмо матери?
  • Зачем пошли Вы на Сенную площадь и поклонились земле?

Судья. У защиты и обвинения больше нет вопросов? Нет свидетелей?, Приступаем к прениям сторон (опережающие задания).

  • Слово обвиняемому Раскольникову.
  • Слово обвинителю.
  • Слово защитнику.
  • Слово Достоевскому, автору романа.

Судья. Господа присяжные заседатели! Вам предстоит определить: виновен ли Раскольников в создании антигуманной теории «о праве сильной личности»?

  • Виновен ли Раскольников в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы?
  • Возможно ли воскрешение его души?

Присяжные высказывают мнения / 5-7 минут/, Суд удаляется на совещание.

Приговор. Раскольникова Родиона Романовича, принимая во внимание его чистосердечное раскаяние и другие смягчающие обстоятельства, определить на каторжные работы второго разряда на 8 лет.

Подведение итогов.

Вернемся к эпиграфу: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца.. » К кому из героев романа можно отнести эти слова ?

  • Указал ли Достоевский путь, по которому надо идти, чтобы изменить мир?
  • Можно ли назвать писателя «страдальцем за человечество»?
  • Почему роман Достоевского «Преступление и наказание» актуален и в наше время?

Вывод. Если руководствоваться душой и верой, любовью и страданием, как учит Достоевский, то мы будем обречены на вечные муки совести, на вечное самоистязание, но, принимая вечные муки, мы поднимемся на высшую ступень духовного развития человека. Достоевский верил в Бога, в любовь, в совесть, в красоту и верил в исцеление души человека. Поэтому современен и сейчас.

Рефлексия

1.Почему Раскольников, несмотря на совершённые преступления, вызывает сочувствие?

2. Роль какого героя вы бы хотели (или нет) сыграть? Почему?

7. Домашнее задание. Подготовить устный монолог – рассуждение (варианты по выбору):, В чём нравственная норма поведения человека?, Чем руководствоваться в жизни: разумом или верой?, Педагогические наблюдения:

Тип урока-суда над отрицательными моментами нашей жизни полезен тем, что позволяет вовлечь учеников-старшеклассников в глубокий нравственный и этический анализ происходящего, позволяет работать над собой и развивать логическое и образное мышление.

Итак, выводы по вышепредложенному.

Творчество Ф. М. Достоевского сложнейший пласт литературы, изучаемый в средней школе. Помимо традиционных сложностей в интерпретации его текстов имеются и иные, связанные с традиционное советскими типами исследований творчества писателя.

Существует множество классических трактовок понимания творчества Достоевского. Если социальная, нравственная и философская проблематики рассмотрены достаточно глубоко, то христианско-религиозные, как и «соборно-русские», только начинают в полной мере рассматриваться.

В современных учебниках по литературе (Коровина, Курдюмовой) мы можем наблюдать срез тех же самых проблем. Зачастую основная роль принадлежит социально-нравственной трактовке произведений, религиозно-философская же отодвигается на второй план. К тому же гигантское наследие Достоевского в данных учебниках представлено в основном «Преступлением и наказанием».

Есть однако и положительные моменты – интересная подача уроков, глубокий анализ, системный подход.

Перспективно также использование материалов педагогов, остающихся за чертой основных учебных программ. Например, Д. Л. Быкова. Хотя делать это следует чрезвычайно дозировано.

В ЕГЭ по литературе проблемы у учащихся возникают с эссе и сочинениями по творчеству Достоевского, в первую очередь, ввиду их философско-эстетической сложности. Тестовая часть же вполне традиционна, и с ней, как правило, ученики справляются хорошо.

Перспективны также нетрадиционные формы занятий по творчеству Достоевского – например, урок-суд.

Несмотря на сложности, с которыми приходится сталкиваться педагогу в преподнесении творчества Достоевского школьникам, дело это крайне важное, увлекательное и очень актуальное.

  1. Быков Д.Л. Избранные лекции для школьников. Из открытых интернет-источников.

  2. Глава 10. Ф. М. Достоевский// «Православие и русская литература»: в 6 т.— 2-е изд., испр. и доп.—М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2012. — Т. 3. — С. 404—744.— 768 с. — 6000 экз. — ISBN 5-900988-09-0 .

  3. Зинина А. Е. ЕГЭ по литературе 2018. Экзаменационные варианты\ ФИПИ — школе — Издательство «Национальное образование», 2017, 208с. — 978-5-4454-1014-0.

  4. Золотухина О. Ю., «Творчество Ф. М. Достоевского в постсоветской школе», Красноярск, 2016 год. Взято из интернет-источников.

  5. «Идеи права и благодати в поэтике Достоевского» («Братья Карамазовы») Категория соборности в русской литературе . — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 2012. — 288 с. — ISBN 5-230-09032-4 .

  6. Шульц, Оскар фон. «Предисловие» — Светлый, жизнерадостный Достоевский. Курс лекций в Хельсинкском университете (1931, 1932): Антология. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1999, переиздание 2013. — 368 с. — ISBN 5-8021-0051-6 .

  7. Комарович В. Л. Достоевский: «Современные проблемы историко-литературного изучения». — Л.: Образование, 1925., переиздание Эксмо, 2013 — 64 с. — 3000 экз.

  8. Комлева Е. «Ядерное человечество и Ф. М. Достоевский» : материалы этико-философского семинара им. Андрея Платонова 12—13 мая 2011 г. под. ред. проф. В. В. Варава, доц. О. И. Надточий, доц. Н. А. Панова. — 2-е, стереотипное. — М. : «Флинта», 2013. —312с. — 480 с. — ISBN 978-5-9765-1339-6 .

  9. Коровин В. И. Рабочая программа ФГОС Литература: 5-11 кл. Москва. «Просвещение», 2014 г.- Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляев — , 254 с.- 978-5-09-021712-5.

  10. Курдюмова Т.Ф. Программа по литературе для 10-11 класса Авторы: VIII– XI классы — Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, Н.А.Демидова, О.Б.Марьина. Под редакцией — Т.Ф.Курдюмовой, «Дрофа», 2012г — 978-5-358-10262-0 — 96с.

  11. Пичугина О. В. . — Кемерово, 2013.— 273с.

  12. Сенина Н. А. ЕГЭ по литературе, 2016. — Издательство Легион, Ростов. — 236 с., 2016 — 978-5-9966-0789-1

  13. Фёдоров А. В. ОГЭ-2017. Литература. 30 вариантов. Типовые экзаменационные варианты /Федоров ФИПИ — Издательство: Национальное образование, 2017 — 978-5-4454-0864-2 – 176 с.

  14. Хадыко Е.Ф. Литература В схемах и таблицах -Е. А Титаренко. Е. Ф. Хадыко — Издательство «Эксмо», 2012 – 9785699562022 – 320 с.

  15. Чалмаев В.А Методические рекомендации по использованию учебников: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX в.: 10 класс; Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX в.: 11 класс: При изучении предмета на базовом и профильном уровне – Издательство «Русское слово», 2013 — 5-94853-196-1 – 64 с.

  16. Целостность Достоевского».— Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001., переиздание 2012 — 440 с. — 500 экз. — ISBN 5-7525-0986-6 .