Актуальность данного исследования заключается в следующем: пейзаж от начала своего возникновения в России в XVIII веке развивался под влиянием Европы и разных направлений в искусстве, подобно тому, как многообразно развивается русская культура со времен ее зарождения, впитывая в себя разные культурные течения.
На тему пейзажной живописи также опубликовали свои труды Манин В.С.[3], Богемская К.Г.[7], Бенуа А.Н.[10], Федоров-Давыдов А.А.[8], Ягодовская А.[6].
Объектом исследования работы является пейзажная живопись XVIII-XIX веков.
Предметом исследования являются основные направления, особенности развития, направления пейзажной живописи XVIII-XIX веков и их представители.
Целью данной работы является выявление основных этапов развития русской пейзажной живописи XVIII-XIX веков, а также знакомство с творчеством выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены
- Изучить происхождение пейзажного жанра.
- Рассмотреть зарождение пейзажного жанра в России.
- Оценить развитие пейзажной живописи XVIII века.
- Выявить особенности пейзажного жанра XIX века.
- Оценить развитие пейзажной живописи XIX века.
Методы исследования данной работы—научный, сравнительно-исторический.
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Сравнительно-исторический анализ — научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем 35 страниц.
- Возникновение пейзажного жанра.
Пейзажная живопись – это изображение сцен природы.
В Китае пейзажная живопись утвердилась к VIII веку. В Европе как самостоятельный жанр выделилась в начале XVI века, хотя пейзажный фон картин встречался со времен Древнего Рима.
Жанр процветал в Голландии в XVII веке(Хоббема, Рейсдал) и во франции(Пуссен, Клодт), а в XVIII веке в Италии(Каналетто, Гварди) и в XIX веке в Англии(Гернер, Котмен) [1, с.329].
Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками
... с материалами по живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет – характерное изобразительное выразительное средство живописи, благодаря которому художник ... вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. В произве дениях живописи может встречаться сочетание жанров или ...
Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке представляли собой топографические виды дворцов и парков. При Елизавете Петровне был издан «Атлас гравюр с видами Петербурга и его окресностей», выполненный по рисункам Махачева.
Свою лепту в развитие пейзажа внесли Семён Фёдорович Щедрин и современники Щедрина – М. М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников –М. Н. Воробьева, С.Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петебрургу:его дворцам, набережным, каналам, паркам.
М.Н. Воробьев воспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. В их число входили братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, К.И. Рабус и др. Ряд Чудесных литографических акварельных пейзажей с видами окресностей Петербурга выполнил А.П. Брюлов, брат знаменитого К.П. Брюлова, позднее ставший архитектором[2, с.17].
К середине XIX века в русской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетического восприятия природы и приемы ее отображения.
От школы Воробьева идут романтические традиции, воспринятые его учениками. Среди них—рано умерший М.И. Лебедев, Л.Ф. Лагорио и И.К. Айвазовский, главной темой которого было море.
Особое место в русской живописи занимает творчество Саврасова,
Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивается эпический пейзаж, ярким представителем которого был М.К. Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющий зрителю целостный образ России.
Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан. Традиции лирического левитанского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий живописцами И.С. Остроуховым, С.И.Светославским, Н.Н. Дубровским.
Пейзажная живопись XX века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф.Юнона. В духе символисткого искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.
В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж. Интерес к этой разновидности пейзажа особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского.
Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин[2, с.18].
Таким образом, появившись в России жанр пейзажа, уверенно занял место в русском искусстве. И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, С.Ф. Щедрин А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.К. Айвазовский и многие другие, открыли для нас свой взгляд на окружающий мир — прекрасный мир природы.
2. Тенденции и особенности русской пейзажной живописи XVIII века.
2.1 Зарождение жанра пейзажа в России.
В России XVIII веке зарождается класс пейзажа в петербургской Академии художеств.
Заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор Виталий Манин, в своем труде «Русская пейзажная живопись» замечательно описывает это время. Цитирую:
Академическое художественное образование в России в XVIII веке
... в российских академиях художеств. Академическое художественное образование в России в XVIII веке. В 1758 г. по инициативе И. Шувалова была основана «Академия трех знатнейших художеств», по примеру ... до 12, третий - с 12 до 15 и четвертый - с 15 до 18 лет. В первом возрасте изучали закон божий, грамматику, иностранные языки, арифметику, геометрию, ...
«Жанр пейзажа возник довольно поздно. Его появление связано с основанием санкт-петербургской Академии художеств, где 1767 году был учрежден класс пейзажа, готовивший живописцев – пейзажистов. Утверждению этого жанра способствовали также классы перспективы и театральных декораций, откуда вышли многие пейзажисты. Узкие специальности, в том числе пейзажа, были заведены в классе гравирования.»[3,
Класс пейзажа с 1776 по 1804 год вел выученик Академии художеств Семен Щедрин. Из класса перспективы вышел известный пейзажист Федор Алексеев. С поисками преподавателя для класса театральных декораций возникли трудности. Поэтому в 1776 году академический Совет принял решение о направлении к театральному мастеру двух учеников — Якова Герасимова и Федора Матвеева, впоследствии известного пейзажиста.
Манин также добавляет, что «большое значение для развития пейзажного жанра имели пенсионерские командировки наиболее одаренных выпускников Академии. Обучаясь в Италии и во Франции у больших мастеров, пенсионеры совершенствовали свое мастерство, достигая уровня европейского искусства»
За рубежом побывали, а некоторые и остались там. Это знаменитые русские пейзажисты: Максим Воробьев, Александр Иванов, Михаил Лебедев, Семен Щедрин, Федор Матвеев, Федор Алексеев, Сильвестр Щедрин.
Таким образом, едва зародившись в России, пейзажный жанр поравнялся с европейским искусством и продолжил жить своей российской жизнью, обретая свое лицо.
2.2 Сочиненный пейзаж Семёна Фёдоровича Щедрина.
Пейзаж в исполнении Семена Федоровича Щедрина(1745-1804) оформился как самостоятельный жанр. Это уже были не упражнения в перспективных видах, а реальные изображения видов местности.
Будучи пенсионером Академии художеств, Щедрин обучал во Франции. Судя по раннему произведению Щедрина «Полдень»(1779), исполненному по следам пребывания в Италии, художник находился под явным влиянием классицизма. Характерный сюжет со стадом и руинами, типичная для классицизма цветовая гамма, делящая композицию на планы—коричневые вблизи и синие вдали, декоративная трактовка деревьев, не натурных, а преобразованных в типичное облако, являются свидетельством появления жанра сочиненного пейзажа.
По прибытии в Россию Щедрин получил ряд заказов на выполнение пейзажных панно для Михайловского замка(1799-1801)
А.А. Федоров-Давыдов отмечал развитие в конце XVIII века паркового искусства, повлиявшего на живопись Щедрина. Регулярные или свободные, в английском духе, парки создавались в Павловске, Петергофе, Царском Селе, Гатчине. Пейзажные картины предназначались для украшения дворцов и поэтому наряду с дворцовыми панно, несли декоративные функции. Эти функции определили смысл и структуру петербургского периода творчества Щедрина, в том числе исполненных им в 1792-1798 годы станковых пейзажей: Мельница в Павловске(1792), Вид на Гатчинский Дворец с Длинного острова(1796), Вид в Гадчинском парке(1798).
Художник сохранил в них все признаки условности: бурый цвет, чуть подкрашенный зеленым и голубым, беспородные деревья, стаффажные фигуры, указывающие на мотив созерцания. В картине как бы застыло время, и оно требует осмысления[4,
Таким образом, нельзя сказать, что пейзаж полностью сочинен Щедриным. В его основе лежит конкретный вид. Будь то классицизм или парковое искусство, он произвольно преобразуется художником.
Пейзаж как самостоятельный жанр в живописи Китая
... вносящие новые декоративные акценты в картину. И сполненный глубокого символического значения, китайский пейзаж «шань-шуй» никогда не писался непосредственно с натуры и не ... природой, через которую люди пытались осмыслить законы бытия. Конечно, пейзаж не исчерпывал всего многообразия жанров китайской средневековой живописи. Значительное место принадлежало также бытописательной живописи, ...
2.3 Городской пейзаж Федора Яковлевича Алексеева.
Федор Яковлевич Алексеев (1753 — 1824) сделал первый шаг в русской пейзажной живописи навстречу реальному
Алексеев создает напоенный воздухом пейзаж благодаря панорамному построению планов. Перспектива и воздушная среда — решающие компоненты его пейзажей. Нежная гамма холодных тонов обычно превалирует в петербургских перспективах. Светлая живопись соответствует реальному цвету города, а воздушная среда словно демонстрирует эмоциональное волнение художника. Интерпретация пейзажа посредством воздушной среды явилась новшеством в русском искусстве. Спокойно льющийся свет придает некоторым его работам умиротворение. Пейзажи Алексеева слабо населены людьми, но там, где возникает подобие бытового жанра, побеждает пейзажная тема.
Алексеев представляет город и как вид местности, и в целостности его жизни, а не только наслаждаясь его архитектурными особенностями («Вид с Васильевского острова на Английскую набережную»,1790-е).
Напротив, пейзажи Москвы акцентируют внимание на достопримечательностях старины, свойственной пейзажу классицизма. Город Алексеева оживлен, населен трудовым людом, особенно в картине «Красная площадь в Москве» (1799) и изображениях петербургских набережных [3, с. 18].
Пейзажи Москвы разительно отличаются от пространственных, легких и воздушных пейзажей Петербурга. Кажется, что надо всем витает некая предвзятость, заведомо принятый взгляд на вещи. Древняя столица выступает в ореоле «старинности», зеленая гамма — словно рисунку присуща затейливость, деформирующая натуру. Из-за этого изображение обретает декоративность, влекущую искусство назад — к Семену Щедрину.
Пейзаж Алексеева двигался как бы рывками. Вначале он направился по пути реалистических совершенств, затем вернулся к декоративности весьма поверхностного свойства.
Русский пейзаж начался, по сути дела, как городской пейзаж, внесший существенные коррективы в классицистическую схему. Он разрушал ее, ибо был несовместим с идеями величественного, патетического, гражданственного искусства классицизма—городской пейзаж с самого начала утверждался как низкий жанр, так как вынужден был обращаться к городской жизни, к бытовому жанру, с которым он явно совмещался[4, с.20].
Таким образом, творчество Алексеева в русском искусстве XVIII века развивалось динамически. Оно сосуществовало с декоративизмом Семена Щедрина и классицизмом Федора Матвеева, но шло с ними вразрез, образуя своеобразный городской жанр Федора Алексеева.