Ознакомление старших дошкольников с живописью

Курсовая работа

Организационные формы интеграции педагогического процесса

Для эффективной интеграции педагогического процесса необходимо использовать определенные организационные формы. При этом важно учитывать основные принципы построения данных форм, такие как психологическая обусловленность выбора деятельности, многомерность содержания и жанров искусства, а также гармоничное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферы личности ребенка.

Сквозная форма

Сквозная форма работы предполагает, что ребенок познает определенную ценность, например эстетическую — «Красоту». Он воплощает эту ценность в различных произведениях искусства и самостоятельно или совместно с педагогом реализует ее в своей художественно-творческой деятельности, такой как рисование, лепка и другие виды творчества. Суть сквозной формы заключается в том, чтобы начинать с деятельности, где выбранная ценность проявляется наиболее ярко.

Спиралевидная форма

Особенность спиралевидной формы заключается в том, что познание определенной ценности, например нравственной — «Чуткости», происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями. Первый путь — от частного к общему, когда педагог рассказывает о поступках детей и просит на основе произведений искусства, игровой деятельности и собственного жизненного опыта определить название этой ценности и то, как она проявляется. Второй путь — от общего к частному, когда педагог в начале дня задает определенную установку и просит детей обращать внимание на данную ценность в течение всего дня при различных видах деятельности.

Контрастная форма

Контрастная форма отличается тем, что познание определенной ценности осуществляется «от противного». Например, осознание ценности «Любви» в жизни и искусстве происходит в сравнении с «Ненавистью». При данной форме организации педагогического процесса важно помнить о мотивационном принципе, чтобы ребенок почувствовал и осознал, почему ценность, познаваемая на контрасте, вызывает уважение у других людей и положительную самооценку.

Взаимопроникающая форма

Взаимопроникающая форма характеризуется организацией вида деятельности, в которую вмешиваются другие виды деятельности ограниченно и не в качестве главного. Например, детям дается полная свобода в организации самостоятельных игр. Педагог, поставивший целью сформировать у детей понятия о мужественности и женственности, наблюдает за ними. В ходе игры педагог может познакомить детей с женскими и мужскими портретами, наиболее ярко отображающими эти свойства личности, организовать обсуждения портретов, связав их с игрой, распределением ролей и т.д.

28 стр., 13997 слов

«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...

... музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в обобщении методов и форм внеурочной вокально-хоровой деятельности младших школьников в условиях нового ...

Индивидуально-дифференцированная форма

Индивидуально-дифференцированная форма является наиболее сложным способом организации педагогического процесса. Она требует от педагога высокого профессионализма, глубоких знаний индивидуальных особенностей детей и умения объединять их в подгруппы. Суть этой формы заключается в создании педагогом воспитательной среды, позволяющей каждому ребенку самостоятельно выбрать вид деятельности, наиболее отвечающий его внутренним потребностям.

Общие принципы всех форм организации интегрированного педагогического процесса

  • Принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных) в процессе познания какой-либо ценности.
  • Принцип обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов.
  • Принцип проецирования познавательной ценности на свое «Я» (ребенок постоянно ставится педагогом в позицию: А я похож на этого героя? А это качество есть у меня? А я могу так?).
  • Принцип результативности (развивающего эффекта), предполагающий обязательность общения педагога с каждым ребенком для выяснения того, что и как он понял, почувствовал, оценил.

Эстетическая игра как метод развития творчества

Для развития творчества каждого ребенка используется эстетическая игра, которая строится по законам искусства. В ее структуре присутствуют композиция, выбор персонажей, завязка, развитие событий, смена построения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, творчество и импровизация. При организации такой эстетической игры необходимо учитывать характеристику каждой ее части.

Эстетическая игра и ее основные элементы

Эстетическая игра — это особый вид художественной деятельности, который позволяет детям развивать свою творческую индивидуальность и эстетическое восприятие мира. В процессе эстетической игры дети могут экспериментировать с различными художественными формами и выразительными средствами, расширять свой эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Основными элементами эстетической игры являются:

  • Создание мнимой ситуации. Это действие в воображаемом поле или действие в предполагаемых обстоятельствах. Например, драматизация изобразительного произведения.
  • Факт перевоплощения. Это процесс принятия на себя роли другого «Я».
  • Соотнесение собственных переживаний, эмоциональных ощущений. Это чувственная реакция на музыкальное, живописное или графическое произведения.
  • Поиск «психологического жеста». Это выражается в пластике тела обобщенной внутренней эмоции.
  • Игра с неоформленным материалом. Это провоцирование фантазии, оригинальных ассоциаций.
  • Рождение художественного образа. Это, например, воплощение линий образа персонажа, наделение его признаками живого существа, его характером, пластикой, эмоциями.
  • Создание собственной художественной работы. Это шедевры детской живописи, графики, скульптуры.

Правила использования эстетической игры

При использовании эстетической игры необходимо учитывать определенные правила, которые способствуют ее эффективности:

3 стр., 1040 слов

Эстетическая деятельность и эстетическое сознание

... противоречивость человеческой деятельности, которая, хотя и носит прагматически-утилитарный характер, включает в себя и эстетическое начало. Отождествление эстетического с пользой свойственно тем мировоззренческим течениям, которые обобщают опыт сознания, не ... когда он горит. В алмазе красота связана с игрой света в кристалле или мерцанием огня. Однако и луч света сам по себе не красив, преломленный ...

  • Правило взаимодействия видов искусства и художественной деятельности детей.
  • Правило соизмерения содержания с характером эмоций.
  • Правило анализа учебного материала.
  • Правило следования возрастным особенностям.
  • Правило «метафоры» — перенесение чувственного опыта и знаний ребенка на звук и цвет, линию или форму.
  • Правило одушевления неживого.
  • Правило «возвращения» — использование произведений искусства разных стилей и эпох.

Игровые приемы в интегрированных занятиях

Кроме эстетической игры, в интегрированных занятиях используются разнообразные игровые приемы:

Игровые формы художественно-творческой деятельности детей

Художественная деятельность способствует развитию креативности и фантазии у детей всех возрастов. В процессе занятий дети учатся анализировать и интерпретировать произведения искусства, ознакамливаются с различными техниками рисования и лепки, а также находят индивидуальный подход к каждой своей работе. Для того, чтобы ребенок мог раскрыть свой творческий потенциал, используются различные игровые формы художественно-творческой деятельности.

Основные приемы педагогической игры в художественной деятельности

  • создание игровых ситуаций в период подготовки к занятию или в его начале, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой изобразительную задачу;
  • объяснение требований в игровой форме;
  • показ способов изображения в игровой ситуации с привлечение детей;
  • стимулирование игровыми приемами детской творческой активности;
  • упражнения в разнообразных способах изображения через игровое настроение, с целью — «увести» детей от шаблонов, направить их поиск на новые техники;
  • обучение игровому анализу продуктивных работ (пониманию того, что успешность игрового применения зависит от их качества, а качество изображения — от соблюдения тех требований, которые предъявлялись в начале занятия);
  • обыгрывание собственных художественных работ (рисунков, лепки, аппликации);
  • организация самостоятельной художественной деятельности (оформление сюжетно — ролевых игр, подготовка театральных афиш и т.п.).

Формы игры для развития творчества детей

  • Игра в мифы, легенды, былины;
  • Игра в этические сказки (с элементами изображения);
  • Игра — общение.

    Игра — эмпатия;

  • Игра — восприятие личности;
  • Игра в мужественность (женственность);
  • Игра — пантомима;
  • Игра в идеальные отношения;
  • Игра — риторика;
  • «Сердечные» игры (по «восприятию сердца» — по литературным произведениям);
  • Игровая психогимнастика;
  • Парадоксальные игры;
  • Игра с элементами изодеятельности;
  • Игра — конкурс на звание мастера пейзажа (натюрморта, портрета…);
  • Игра — эстетического созерцания;
  • Игра в картины (оживление);
  • Игра в фотографировании;
  • Игра — клуб «Юных художников»;
  • Графические игры;
  • Искусствоведческие игры;
  • Игры с использованием предметов — продуктов детской художественной деятельности.

Также используется традиционная форма организации детей: занятия — беседы, где педагог показывает, как рисовать, лепить из глины или других материалов, как выбирать и смешивать цвета. Ребенок имеет возможность стать художником, в основе творческого процесса лежащей игры.

15 стр., 7050 слов

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...

... перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ... понимание названий и вблизи. И вдали, названий признаков, правил поведения, коротких рассказов, стихов, потешек. Главная задача ... тем же действием, вопрос "Где то-то? " (развивает ориентировку в окружающем), прием побуждения к действию, игра-перекличка, игры ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с искусством является важным процессом, который можно разделить на три этапа. Первый этап — это эмоциональное целостное восприятие и детальное всматривание в содержание картины. Второй этап — осмысление на уровне обобщений. Третий этап — творческое целостное восприятие произведения.

Для ознакомления с живописью используется принцип усложнения содержания воспринимаемых произведений, средств выразительности и методов работы с детьми. Методы ознакомления усложняются поэтапно, начиная с вычленения единичного в картине и перехода к целостному и творческому восприятию произведения.

На первом этапе основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью является искусствоведческий рассказ педагога. В рамках рассказа педагог сообщает название картины и фамилию художника, о чем написана картина, что является самым главным в произведении (выделение композиционного центра), как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного и как детали связаны между собой, что красивого показал художник в своем произведении, а также о чем думается и что вспоминается при просмотре картины.

Для закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности и активизации творческого воображения и эмоций, детям задаются подробные и конкретные вопросы.

В процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывается прием «вхождения» в картину и воссоздания предшествующих и последующих событий, связанных с содержанием картины. Этот прием рассматривается как средство воспитания чувств и эстетических качеств у детей. Он также связан с игрой, творческой фантазией и развернутым выразительным рассказыванием.

Прием рассказ — образец личностного отношения педагога к понравившейся картине используется на первом этапе ознакомления с живописью. Рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями.

Структура рассказа — образца:

  • кто написал картину и как она называется;
  • о чем произведение, какими красками написано, какое в нем передано;
  • что особенного понравилось, какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

На первоначальном этапе особенно важно анализировать на занятиях разные виды искусства.

На втором этапе рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведения. Вопросы направляют внимание детей на установление и объяснения связи между содержанием и средствами выразительности. Способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.

1 стр., 301 слов

По картине Голова ребенка — Питер Рубенс

... женских и детских портретах. На картине «Голова ребенка», как считают, изображена Клара-Серена в раннем детстве, первый ребенок Рубенса, умершей в 1623 году в ... трепетной жизнью. И кажется, что ради этого создан портрет, что Рубенс стремится волшебством своей живописи продлить жизнь этого утонченного, нежного. ... Зато портреты, созданные по велению сердца, волнуют до глубины души проникновенным ...

Используется прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».

Точность понимания эстетического характера изображения, идейной направленности произведения во многом зависит от восприятия единства содержания картины и формы его выражения. Решению этой задачи в дошкольном возрасте способствует использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть приемов в том, что педагог наглядно или словесно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроения, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.

На втором этапе ознакомления детей с живописью изменяется и метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа — образца используются расчлененные вопросы, конкретные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребенка (что, чем, почему).

Описание третьего этапа восприятия живописи

На третьем этапе в процессе восприятия живописи мы вводим прием сравнения. Для этого выбираем две картины разных художников, которые отражают контрастные настроения, но принадлежат к одному жанру. Например, мы можем сравнить картины «Сыновья» П.П. Оссовского и «Ярмарка» А.А. Пластова.

После сравнения картины разных художников, мы переходим к сравнению картины одного художника, но с разным колористическим решением. Например, мы можем сравнить картины «Март» и «Золотая осень» И.И. Левитана.

На этом этапе работы с детьми мы используем прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием позволяет ребенку сотворчества с художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения. Он также приобретает умение вынашивать замысел и выражать его в собственной творческой деятельности.