Автомобильный транспорт — основная составляющая транспортного комплекса страны.
Развитие транспортной инфраструктуры городов за последнее десятилетие сопряжено с радикальным экономическим и социальными преобразованиями в стране. Произошли существенные качественные и количественные изменения в структуре парка транспортных средств, в ближайшие годы продолжится автомобилизация нашей страны.
Отечественные и зарубежные производители автомобилей остро нуждаются в десятках тысяч новых фирм, специализирующихся на ремонте, расположенных на территории России. Ввиду возросшего требования услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей предстоит значительное увеличение количества малых предприятий для заполнения этой ниши рынка.
Повышение эксплуатационной надежности автомобилей за счет их качественного и своевременного технического обслуживания обеспечивается как выпуском более надежных автомобилей, так и совершенствованием методов технического обслуживания и ремонта автомобилей. Это требует создания необходимой производственно- технологической базы для поддержания подвижного состава автомобильного транспорта в исправном состоянии, широкого применения прогрессивных и ресурсосберегающих технологических процессов технического диагностирования и обслуживания, ремонта, эффективных средств механизации и автоматизации производственных процессов на предприятиях сервисного обслуживания автомобилей, повышения квалификации персонала, расширения строительства и улучшения качества, автомобильных дорог.
1. Организационная часть
1.1 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса технического обслуживания
В зависимости от числа постов для данного вида ТО и уровня их специализации различают два основных метода организации работ по техническому обслуживанию автомобилей — метод универсальных и метод специализированных постов. Посты при любом методе могут быть тупиковыми или проездными (прямоточными).
Сущность метода универсальных постов состоит в том, что все работы, предусмотренные для данного вида ТО, выполняются в полном объеме на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих различных специальностей или рабочих-универсалов.
Одна из форм метода универсальных постов — обслуживание с переходящими специализированными звеньями (бригадами) рабочих или отдельными исполнителями. Сущность такой формы организации ТО-1 или ТО-2 заключается в следующем. На АТП организуют несколько универсальных (тупиковых или проездных) постов и столько же звеньев (бригад) рабочих, специализирующихся по видам работ ТО или по агрегатам, системам автомобиля. Обязательным условием при организации работ по этому методу является кратность сменной (суточной) программы по ТО данного вида числу постов (автомобиле-мест) и, следовательно, числу переходящих специализированных звеньев рабочих.
Организация рабочего места (3)
... Сущность организации рабочего места Рабочее место представляет собой закрепленную за отдельным рабочим или группой рабочих часть производственной площади, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и ... анатомии и ряда технических наук. Благодаря соблюдению норм эргономики может быть сэкономлено до 30% рабочего времени. Таким образом, организация рабочих мест должна быть ...
При проведении ТО-2 непоточным методом смазочно-очистительные операции рекомендуется выполнять на посту смазки линии ТО-1 или на общих специализированных постах смазки для ТО и ТР. Последнее рекомендуется и для ТО-1 при организации работ на универсальных постах.
Рисунок 1- Схема управления производством на АТП
Для наиболее полного использования площадей и технологического оборудования ТО-1 и ТО-2 иногда целесообразно проводить на одних и тех же постах (линиях), но в разное время суток. Как правило, ТО-1 проводится в межсменное время, а ТО-2 — во время, рабочее для подвижного состава. Через неделю бригада меняется сменами работы. При такой организации производства ТО исполнители бригад должны знать и уметь выполнять любые работы как ТО-1, так и ТО-2 в полном объеме.
1.2 Рациональное распределение рабочих по постам, специальностям, квалификации и рабочим местам
Метод обслуживания на универсальных постах заключается в выполнении всего комплекса работ данного вида технического обслуживания на одном посту одной комплексной бригадой, включающей рабочих всех специальностей или рабочих универсалов высокой квалификации. При наличии нескольких универсальных постов работы могут выполняться последовательно перемещающимися с поста на пост специализированными бригадами или рабочими производственных участков. В этом случае на смежных постах поочередно работают бригады рабочих различных специальностей или рабочие производственных участков, которые после выполнения своей работы переходят с поста на пост.
Расположение постов при такой организации обслуживания преимущественно тупиковое. Прямоточные универсальные посты применяют в виде проездных постов преимущественно для мойки автомобилей.
При обслуживании на нескольких универсальных постах, расположенных параллельно, продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту может быть неодинаковой, однако необходимо, чтобы суммарная производительность постов (количество обслуживаемых автомобилей в единицу времени) обеспечивала расчетную программу по данному виду обслуживания.
Это положение допускает не только некоторое отклонение объемов работ от установленного норматива для данного вида технического обслуживания, но и различные объемы работ, т. е. разнотипность обслуживаемых автомобилей.
Недостатком тупикового расположения постов является необходимость маневрирования автомобиля при постановке его на пост и съезде с поста, что вызывает загрязнение воздуха отработавшими газами и. кроме того, увеличивает общее время, затрачиваемое на обслуживание автомобиля.
Таблица 1- Распределение рабочих и трудоемкости по видам работ ТО.
Вид работ по ТО |
Трудоемкость |
Число рабочих |
|||
% |
чел.-ч |
расчетное |
принятое |
||
Общее и углубленное диагностирование |
17 |
170 |
0,2 |
0,17 |
|
Общие контрольно- регулировочные, смазочные и др. |
83 |
956 |
0,6 |
0,83 |
|
Итого |
100 |
1126 |
0,7 |
1 |
|
1.3 Определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности
Основным показателем производственной деятельности зон, участков и цехов является себестоимость технического обслуживании и ремонта. Полная себестоимость является основой для установления цены услуг, оказываемых сторонним организациям. Она выше прямых затрат предприятия на выполнение ТО или ТР, так как дополнительно включает затраты на содержание предприятия, управление и прочие расходы, учитываемые в составе полной себестоимости.
Для определения себестоимости технического обслуживания или текущего ремонта потребуется рассчитать ряд показателей:
Фонд заработной платы одного технического обслуживания (по видам) ФЗП
Затраты на материалы МТО
Амортизацию основных производственных фондов
Общехозяйственные расходы
Суммарные затраты на ТО или ТР
ДРГ, дней |
247 |
ВФ |
0,65 |
|
nСМ |
1 |
ДОРФ, дн/1000 км |
0,4 |
|
КУЭ |
3 |
lСС, км |
98 |
|
tНВ, ч |
9:00 |
ТФ |
0,81 |
|
tВ, ч |
16:00 |
ДКРФ, дней |
22 |
|
TН, ч |
6 |
LПГФ, км |
334698 |
|
Основная заработная плата производственных рабочих Зосн, р., определяется по формуле
где Дбр- доплата за бригадирство, р (10%);
- Дноч- доплата за работу в ночное время, р (40%);
- Зн — заработная плата за фактически отработанное время, р;
- П -премия, р (75%);
- Ду — доплата за территориальный коэффициент, р (15%).
Заработная плата за фактически отработанное время Зн, р., определяется по формуле
где Сср.час — среднечасовая ставка рабочего, р
Пяв — явочное число рабочих, чел;
- Фгф- годовой фонд рабочего времени, ч.
Премия П, р., определяется по формуле
Доплата за территориальный коэффициент Ду, р., определяется по формуле
Доплата за работу в ночное время Дноч, р., определяется по формуле
Дополнительная зарплата производственных рабочих Здоп, р.,
определяется по формуле
Отчисления во внебюджетные фонды О, определяются по формуле
где -основная заработная плата производственных рабочих, р;
- дополнительная заработная плата производственных рабочих, р.
Определяем среднемесячную заработную плату одного производственного рабочего , р., по формуле
где Рф — число рабочих, чел;
- Зосн — основная заработная плата производственных рабочих, р.;
- Здоп — дополнительная заработная плата, р.
Фонд заработной платы определяется по формуле
Затраты на материалы для технического обслуживании определяют по формуле
где -норма затрат на материалы на одно воздействие по видам технического обслуживания;
- количество обслуживаний за год.
Амортизация основных производственных фондов обслуживающих процесс определяется по формуле
где — амортизация основных производственных фондов, обслуживающих процесс ТО, р.
Да- доля амортизации основных фондов, обслуживающих процесс, % (для ТО — принять 10%)
где — стоимость основных производственных фондов, обслуживающих процесс ТО или ТР, р.
На — средняя норма амортизации зданий и оборудования, обслуживающих процесс ТО или ТР, % (принять 10-12%)
где Сперв — стоимость одного нового автомобиля; Аи — списочное количество автомобилей; 25 — доля стоимости основных производственных, обслуживающих процесс ТО или ТР.
Общехозяйственные затраты определяются по формуле
В расчете принять долю общехозяйственных расходов 25% от суммы расходов фонда заработной платы, материальных затрат и амортизации.
Сумма затрат на ТО определяется по формуле
Полная себестоимость одного ТО-1, ТО-2 определяется по формуле
где Niг- число обслуживаний за год (по видам ТО).
2. Разработка технологического процесса технического обслуживания (текущего ремонта)
2.1 Технологические карты организации труда
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту, диагностированию автомобилей его агрегатов и систем составляются технологические (маршрутные) карты, в которых определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производиться распределение работ между исполнителями.
Маршрутная карта предназначена для описания технологического процесса, включая контроль и перемещение по всем видам операций в технологической последовательности с указанием данных оборудовании, оснастке, трудовых и других нормативах в соответствии с установленными формами, и используется для формирования производства.
Маршрутная карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.
Краткое содержание операции в маршрутной карте должно отражать полный объем работы.
Содержание работ: Комплекс работ по ТО
Контрольно-диагностические работы, регулировочные, смазочно-заправочные работы, разборочно-сборочные работы
Трудоемкость работ ТО-1-1,5 чел-ч; ТО-2-3чел-ч.
Исполнители 2 чел.
Специальность и разряд каждого рабочего
Слесарь 3 разряд; Слесарь 2 разряд.
2.2 Подбор технологического оборудования
К нему относятся стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию подвижного состава.
Если оборудование используется или загружено полностью в течении рабочих смен, то его количество определяется расчетом по трудоемкости работ в челч по группе или каждому виду работ определенной группы оборудования: станочное, демонтажно-монтажное, подъемно-осмотровое или специальное.
Для участка технического обслуживания легковых автомобилей принято следующее технологическое оборудование- электрогайковерт.
Рисунок 2- Пневмогайковерт.
Пневматический гайковерт представляет собой компактное устройство, вращение механизма которого обеспечивается силой сжатого воздуха. По форме корпуса такие устройства делятся на прямые и угловые; последний более универсален и позволяет работать в труднодоступных местах. Включение обеспечивается клавишей пуска, расположенной, как правило, в верхней части ручки. Корпус может быть выполнен как из пластика, так и из металла; в последнем случае повышается надежность устройства, однако, увеличивается его масса и стоимость. Принцип работы пневматического гайковерта основан на вращении рабочего инструмента при помощи сжатого воздуха. Для этого пневматический гайковерт необходимо присоединить к компрессору.
Для соединения используют специальный шланг с фильтром и блоком подготовки воздуха. Большинство моделей имеют функцию реверса, которая обеспечивает возможность как закручивания, так и откручивания крепежа.
Принятое технологическое оборудование для участка сводим в таблицу 2.
Таблица 2 — Технологическое оборудование для зоны ТО-2 легковых автомобилей.
Оборудование, приборы, приспособления |
Модель (тип) |
Принятое количество |
Габаритные размеры в плане, мм |
Общая занимаемая площадь, м2 |
|
1.Подъемник двухстоечный электромеханический |
П-113 |
1 |
3200х1500 |
5 |
|
2.Осмотровая канава |
Тупиковая |
1 |
2000х5500 |
7,5 |
|
3.Компрессор |
FUBAG VCF/100 |
1 |
350х500 |
0,18 |
|
4. Стенд для регулировки схода и развала |
Autoboss A-380 |
1 |
500х600 |
0,3 |
|
6.Прибор для проверки электрооборудования |
43102-М2 2 |
1 |
200х300 |
0,06 |
|
7. Газоанализатор |
ГИАМ-29М |
1 |
350х350 |
0,12 |
|
8. Прибор для проверки рулевого управления |
ДЛ-Г |
1 |
300х500 |
0,15 |
|
9. Электрогайковерт |
SUMAKE ST-5578 4117800 |
1 |
300х250 |
0,07 |
|
2.3 Подбор технологической и организационной оснастки
К технологической оснастке относят всевозможные виды инструмента и приспособлений (как ручных, так и механизированных), наборы ключей, торцовых головок, съемников, динамометрических рукояток и т. д. При подборе технологической оснастки учитывают специализацию объекта проектирования. Принятую технологическую оснастку для объекта проектирования сводим в таблицу 3.
В таблице необходимо указать место хранения оснастки, например, номер стеллажа, верстака, тумбочки и т.д.
Таблица 3 — Технологическая оснастка для зоны ТО легкового автомобиля
Вид технологической оснастки |
Модель(тип) |
Принятое количество |
Место хранения |
|
1.Ключ моментный |
ГОСТ2310-54 |
2 |
Шкаф для хранения приборов и инструментов |
|
2. Набор ключей |
— |
2 |
Тумбочка инструментальная |
|
К организационной оснастке относится различное вспомогательное оборудование для повышения удобства в работе — в целях складирования узлов, деталей и инструмента используют шкафы, тумбочки, различные
стеллажи, широко применяются различного типа верстаки, подставки под оборудование, рабочие столы и т.д. Принятую организационную оснастку для объекта проектирования сводим в таблицу 4. Стеллажи, тумбочки, верстаки и т.д. подлежат нумерации.
Таблица 4 — Организационная оснастка для зоны ТО-2 легковых автомобилей.
Оборудование, приборы, приспособления |
Модель (тип) |
Принятое количество |
Габаритные размеры в плане, мм |
|
1. Верстак слесарный |
5109 |
2 |
1250х750 |
|
2. Тумбочка инструментальная передвижная |
1153 |
2 |
665х650 |
|
3. Шкаф для хранения приборови инструментов |
1153 |
2 |
750х620 |
|
4. Ларь для обтирочных материалов. |
5247 |
1 |
750х500 |
|
5. Ящик для песка |
1 |
500х450 |
||
3. Обеспечение безопасности труда
3.1 Виды, периодичность и правила оформления инструктажей
Перед допуском до работы работники должны пройти: вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку на рабочем месте от 2 до 14 смен под руководством лица, назначенного приказом. Работники допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы. Инструктажи по безопасности труда по характеру и времени проведения подразделяются на:
- вводный,
- первичный на рабочем месте,
- повторный,
- целевой,
- внеплановый.
Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Вводный инструктаж на предприятиях проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности. Для проведения вводного инструктажа разрабатываются программа и инструкция, утверждаются руководителем предприятия.
О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документы о приеме на работу. От последующих инструктажей на рабочем месте освобождаются лица, не связанные с обслуживанием, испытанием, наладкой оборудования и инструментом. Составляется перечень профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, который утверждается руководителем предприятия.
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы руководителем подразделения или, по его поручению, мастером:
- со всеми поступающими на работу в подразделение, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
- с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
— с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.
Первичный инструктаж проводится по разработанным и утвержденным программам инструктажа на рабочем месте с использованием инструкций по охране труда с целью получения конкретных знаний для безопасного выполнения производственного задания.
Программа инструктажа предусматривает:
- общее ознакомление с технологическим процессом на данном участке работы;
- ознакомление с устройством оборудования, а также с опасными зонами оборудования и их ограждениями;
- порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, инструмента, приспособлений);
- порядок применения предохранительных приспособлений;
- требования к спецодежде, спецобуви и др. СИЗ;
- случаи производственного травматизма и их причины;
- требования безопасности к электрооборудованию, осветительным приборам;
- правила безопасности при выполнении работ совместно несколькими рабочими;
- меры оказания первой помощи при несчастных случаях, личную гигиену рабочего;
- ответственность рабочих за нарушение правил безопасности труда.
Данный инструктаж проводится с каждым работником индивидуально с показом безопасных приемов труда.
3.2 Экологическая безопасность
Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду следующие:
- Загрязнение воздуха;
- Загрязнение окружающей среды;
- Шум, вибрация;
- Выделение тепла (рассеяние энергии).
В настоящее время идет борьба с автомобильной опасностью. Конструируются фильтры, разрабатываются новые виды горючего, содержащие меньше свинца. Сокращением добавок и переход к бессвинцовому бензину породит ряд технических проблем. Итак, в перспективе можно устранить рассеивание свинца ДВС. Но останутся другие вредные компоненты ОГ — угарный газ, окислы азота, канцерогенный бензапирен и т.п.
При любом варианте организации работ подразделения, ответственные за их проведение, контролируют выполнение законодательства по охране окружающей среды на предприятии, проводят инвентаризацию источников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнения, обеспечивает контроль загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Для снижения вредного воздействия АТП на окружающую среду при его проектировании, строительстве и эксплуатации должны выполнятся предохранительные мероприятия. С целью поддержания чистоты атмосферного воздуха в пределах нормы на посту, в зоне ТР предусматривают предварительную очистку вентиляционных выбросов с их последующим рассеиванием в атмосферу. Большой вред на окружающую среду оказывают различные отходы автомобильного производства. Вся использованная ветошь собирается в ящики и после отправляется на сжигание. В зоне ТО имеется емкость для сбора отработавших масел, тормозных и охлаждающих жидкостей. Собранные масла отправляются на переработку.
Основным путем по охране окружающей среды является:
а) улучшение технического состояния подвижного состава, выпускаемого на линию.
б) переоборудование автомобилей для работы на сжиженном и природном газе.
в) установка на двигатель различных дожигателей и нейтрализаторов.
г) разработка очистных сооружений, дающих высокую степень
очистки воды, что позволяет направить на мойку автомобилей.
д) разработка пыле — и грязеулавливающих сооружений.
Все эти мероприятия способствуют меньшему выбросу в атмосферу и снижению вредных веществ в окружающую среду.
технологический специальность производственный
Заключение
В курсовом проекте, исходя из задания, мною был выполнен подсчет годового объема работ по участку, выполнен расчет постов для технического обслуживания, расчет численности производственных рабочих.
Определено содержание технологического процесса технического обслуживания на участке. Подобрано технологическое оборудование, технологическая и организационная оснастка участка, составлена маршрутно-технологическая карта на техническое обслуживание автомобиля LADA Priora.
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/organizatsiya-deyatelnosti-kollektiva-ispolniteley/
1. Ваховский В.Н. Методические указания для студентов по выполнению дипломного проектирования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка) В.Н. Ваховский. — Копейск: КПК,2014.-64с.
2. Кирсанов Е.А., Новиков С.А. Расчет потребности и выбор технологического оборудования для АТП. (Методические указания).
/ Кирсанов Е.А., Новиков С.А. — М.: МАДИ, 2008. 24 с.
3. Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация. Том 3. М.: 2009.
4. Единые требования к содержанию и оформлению курсовых и дипломных проектов: методические указания для обучающихся специальностям технического профиля / сост. В.И. Глухова.-4-е изд. Копейск: ГБОУ СПО (ССУЗ) » Копейский политехнический колледж», 2013.-38 с.
5. Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов. — 4-е изд., стер. — М.: ИЦ «Академия», 2009. — 384 с.
6. Справочник технолога-машиностроителя В 2-х т. Т. 1 и 2 / под ред. А.Г. Косиловой.-М.: Машиностроение,1985
7. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП — 01 — 06 / Минавтотранс РСФСР. — М.: ЦБНИТ Минавтотранс РСФСР.- М.: Транспорт, 1988.-78 с.
8. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РФ-М., Транспорт, 1995