Охрана и развитие голоса эстрадного вокалиста

Курсовая работа

Введение

Введение

Пение – это наиболее естественный вид музицирования, не требующий от человека умения владеть тем или иным музыкальным инструментом. Значение пения неоднократно описывалось в трудах исследователей, педагогов, работающий с детьми и взрослыми. Функции пения в современном мире многообразны, как и его разновидности. Одним из самых распространенных на сегодня является эстрадный вокал. Его популярность в XX – XXI веках явно превосходит музыку классической традиции, однако на волне этой популярности заметна отрицательная тенденция. Педагоги учебных заведений (детские сады, общеобразовательные школы), репетиторы не всегда являются профессионалами своего дела. Однако при этом они предлагают свои услуги по обучению пению, работают с детьми и взрослыми. Их педагогическая деятельность подчас н е приносит положительных результатов. Ученики, попавшие к педагогу без соответствующей подготовки, могут потерять голос, заработать себе профессиональные болезни. И такие случаи – не редкость. Педагог не только не помогает ставить голос, но и создает проблемы, зажимы, узлы на связках и т.п.

Эта ситуация в современной России позволила сформулировать основное направление курсовой работы. В ней мы обратимся к истории исследования болезней голоса, фонопедии и болезням голоса, сформулируем основные правила, способствующие охране голоса эстрадного певца. На этой основе в третьей части курсовой работы мы конкретизирует черты современной постановки голоса эстрадного вокалиста, созданной с учетом вопросов здоровьесбережения.

Цель курсовой работы: рассмотреть специфику профессиональнызх заболеваний и особенности развития голоса эстрадного вокала.

Цель определила основные задачи:

1. Охарактеризовать степень исследованности болезней голоса в научных трудах и методических изданиях.

2. Определить основные закономерности фонопедии.

3. Представить основные методологические основы развития голоса эстрадного вокалиста.

Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

К настоящему времени не для всех голосовых нарушений разработана методика их лечения. Кроме того, она продолжает постоянно совершенствоваться.Причины болезней голоса имеют физиологическую природу (перенесенные лор-заболевания) или психическую природу (нарушения в работе нервной системы, психики человека).Глава 2. Фонопедия, способы лечения, профилактика болезней голосового аппаратаОдним из классических пособий по фонопедии, в котором показаны основные болезни и способы их лечения, является работа Ермолаева В.Г., Лебедевой Н.Ф., Морозова В.П..По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:Функциональные нарушения голосацентральные (психогенная афония или истерический мутизм)периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)Органические нарушения голосацентральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).В зависимости от заболевания выбирается способ его лечения. Для этого необходимо провести диагностику, которую осуществляет при осмотре лор – врач или фониатр. Так же могут быть назначены дополнительные методы диагностики нарушений голосового аппарата, такие как:Ларингоскопия,Стробоскопия,Рентгенография гортани,Электромиография,Электроглоттография.Основные способы лечения, которые применяют для устранения болезней голосового аппарата: медикаментозное лечение (в том числе непосредственное воздействие на гортань, голосовые связи медикаментами на приеме у фониатра), массаж, лечебная физкультура, ингаляции, хирургическое лечение лор-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).Для профилактики болезней голоса разработан ряд мер, которые необходимо выполнять всем, кто посвящает себя пению. Автор А. Е. Егоров указывает на тот факт, что «охрана голоса — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих соблюдение правил гигиены голоса, профилактику и коррекцию работы голоса с учётом конкретных целей и задач, специфики условий голосовой деятельности и индивидуальных данных».Первый блок правил относится к мерам, которых необходимо придерживаться певцу, чтобы предохранить организм от большинства простудных инфекционных заболеваний дыхательной системы:Избегать переохлаждения тела. При переходе из жаркого помещения в холодное обеспечить сохранность средней температуры тела, не находится в помещении во время интенсивного проветривания, избегать сквозняков. Одеваться по погоде.Стараться не ходить в быстром темпе в холодное время года, особенно после выступления. При интенсивном движении дыхание становится более глубоким, следовательно большее количество холодного воздуха попадает в легкие.Не разговаривать в холодные дни на улице, так как при вдохе холодного воздухак резко охлаждаются дыхательные пути.Не выступать на открытом воздухе в холодные, ненастные дни.Если температура на улице и в помещении, в котором назначено выступление, резко отличается (на улице холодно, в помещение тепло), то необходимо прийти за 15 – 20 минут до начала, чтобы дать организму возможность освоиться с новой температурой.В случае заболевания обратиться к врачу. Во время заболевания не петь.Также существуют профессиональные болезни голоса, такие как:Острый профессиональный ларингит. Острый хронический ларингит. Признаки этих болезней – охриплость голоса, ощущения щекотания или болезненные ощущения в горле, покраснение слизистой оболочки голосовых связок, иногда гортани.Узелки на связках. Это свободные образования величиной с булавочную головку, находящиеся на свободных краях истинных голосовых связок. Узелки бывают одиночные или множественные. Не у всех певцов узелки нарушают голосовую функцию. Некоторые певцы поют многие годы, не подозревая, что у них есть узелки. Для лечения узелков применяют консервативные методы, если болезнь не поддается излечению рекомендуют операцию.Кровоизлияния в голосовых связках. Наблюдается при резком напряжении голосовых мышц, при неправильном пении. Иногда возникает при возрастных изменениях стенок сосудов. При кровоизлиянии певец не может продолжать петь, голос становится охриплым, в некоторым случаях наблюдается афония. Профилактика профессиональных болезней сводится к строгому соблюдению правил гигиены голоса (избегать формирования звука голосом при пении, ограничивать рабочую нагрузку для голоса).

12 стр., 5992 слов

Основные принципы работы звукорежиссера

... др. [8, c.45]. Театральная звукорежиссура включает многие из вышеназванных видов работы со звуком. Однако главным в ... исходного множества первичных звуковых сигналов, представляющих звучания голосов, разнообразных музыкальных и шумовых фактур, акустических фонов или ... реализации звуковой структуры, звукорежиссер является одним из основных членов творческого коллектива, принимая участие в создании ...

13 стр., 6018 слов

Основные принципы работы над полифонией

... Основные принципы работы над произведением сохраняются и при изучении музыки полифонического склада, но при этом многие требования к учащемуся приобретают несколько иной оттенок. Важнейшая характерная черта полифонии ... момент игры каждый голос, и уметь себя проверить, достаточно ли ясно это при исполнении. Ведь учащийся, еще не приобретший достаточного опыта работы над полифонией, хотя нередко и ...

Систематическое пренебрежение голосовым режимом может отрицательно сказаться и на качестве голоса, на его тембре.Для певца, как и для всякого музыканта, особую ценность представляет слух. Понижение слуха ведет к потере чистоты интонирования, делает невозможным профессиональную деятельность. В этом случае певцу приходится отказаться от сцены, даже при условии сохранения голоса. Поэтому возрастает роль профилактики заболеваний органов слуха, которые сводятся к следующим мерам:Прочистка наружного слухового прохода во избежание образования серных пробок.Регулярное посещение врача ларинголога для профилактического осмотра.Своевременное лечение фурункулов в области слухового прохода с помощью врача.Удалять посторонние тела из наружного слухового прохода только с помощью врача – ларинголога.Лечит своевременно инфекционные заболевания, такие как отит, до полного выздоровления.Кроме того, для сохранения голоса необходимо соблюдать гигиену питания. Для это рекомендуют принимать пищу в одни и те же часы, четыре – пять раз в сутки. Количество еды должно соответствовать потребностям организма, содержать достаточное количество витаминов и микроэлементов и не быть чрезмерным. В противном случае певец может стать слишком полным, что существенно осложнить его профессиональную деятельность. Отклонения от режима питания могут допускаться в дни выступлений, так как не рекомендуется обильно есть и пить перед выступлением.Особое внимание певицам необходимо обращать на гигиену голоса во время менструаций. В это время в верхних дыхательных путях происходят изменения, влияющие на звучание голоса. Возникшая гиперемия слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи по разному сказывается на голосовых возможностях певиц. Некоторые совсем не могут петь, у других вокальная функция ограничена, у третьих она полностью сохраняется, а у некоторых даже повышена. Вне зависимости от звучания голоса во время менструации, «взрослым певицам и девочкам категорически запрещается петь от начала до конца менструаций». В заключении нужно отметить, что эмоциональное состояние певца также сказывается на звучании голоса. Поэтому нужно стремится избегать чрезмерных психических нагрузок, переутомления, стрессов. Они могут отрицательно сказать на общем самочувствии, а также повлечь за собой проблемы с голосом.Выводы:В фонопедии выявлено несколько различных направлений, которые ведут к болезням голосового аппарата.Каждую болезнь необходимо лечить в зависимости от причин, которые к ней привели. Для этого необходима грамотная диагностика.Комплекс мер для устранения болезни голосового аппарата назначает врач.Для избежания болезней голосового аппарата необходимо соблюдать меры по охране голоса, которые можно подразделить на три блока:Гигиена дыхания .Гигиена питания.Психогигиена (избегание психических нагрузок).Глава 3. Особенности развития голоса эстрадного вокалистаЭстрадный вокал занимает огромное место в современной музыкальной культуре, что позволяет говорит о нем как о социальном феномене. Качество исполнения эстрады формирует вкус людей, способствует созданию общего имиджа массовой культуры. Чем больше певцов являются профессионалами своего дела, тем выше общий уровень эстрадной культуры. В связи с этим возрастает роль обучения эстрадному вокалу, в процессе которого происходит развитие общих музыкальных способностей, вокальных данных.Востребованность обучения эстрадному пению в обществе актуализирует вопрос методики его преподавания. Обучение пению – это сложный, комплексный процесс. Певческий голос как акустическое явление обладает такими основными свойствами: высота, сила, тембр, продолжительность.Особым качеством певческого голоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 1\2 тона, своеобразная ровная пульсация во время звучания. Голосовой и дыхательный аппарат участвует в образовании звука, определяя исходную силу звука, его природный тембр. Важную роль играет гортань, о движениях которой певец может судить по своим ощущениям или научно-эксперементальным исследованиям. Как показало исследование, проведенное Л.Б. Дмитриевым, гортань при пении устанавливается в особое певческое положение, которое отличается от ее положения при покое и речи. Для развития голоса эстрадного вокалиста необходима работа по изучению особенностей голосового аппарата, пониманию механизма звукоизвлечения. На занятиях по постановке голоса, по мнению А.Г. Менабени, педагог должен добиваться «полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевка и правильного дыхания».Механизм певческого звукообразования определяется взаимодействием двух групп мышц: мышц, лежащих в толще голосовых складок (голосовых мышц) и мышц, натягивающихся на эти складки. Режим работы мышц тесно связан с регистром – грудным, смешанным, головным. При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, напряжение голосовых складок незначительно. При смешанном регистре активно работают обе группы мышц. При головном регистре, фальцете напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их напряжение.Голоса не обученных певцов звучат неровно. В них явно заметны регистры, а переходы между ними являются резкими. На переходных нотах, которые находятся на границе регистров, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство при воспроизведении звука. В связи с этим одной из основных задач постановки голоса эстрадного вокалиста является сглаживание регистров. Оно достигается за счет соединения голосового и грудного звучания, то есть к созданию смешанного регистра. Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука. При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание.Формирование правильного певческого дыхания также является важнейшей задачей, которая создает платформу для развития голоса эстрадного певца. «Певческое дыхание не может развиваться в отрыве от голосообразования», — считает А.Н. Менабени.Певческое дыхание складывается из двух фаз:Фаза вдоха.Фаза выдоха.Обе фазы в певческом дыхании отличаются от аналогичных фаз в обычном процессе дыхания человека. Так как фонация происходит на фазе выдоха, то она существенно увеличивается по времени по сравнению с фазой вдоха. Кроме того, дыхательных движений в минуту становится меньше, а количество вдыхаемого воздуха регулируется певческими задачами.Принято различать следующие типы дыхания:Грудное дыхание.Смешанное, грудо-брюшное (костно-абдоминальное) дыхание.Брюшное или диафрагматическое дыхание. Последний тип дыхания наиболее оптимален для эстрадного вокалиста. Хотя на практике деление на типы дыхания является условным, нередко возникают смешанные типы. Для развития голоса необходимо формировать у эстрадного певца бесшумный глубокий вдох, а также тренировать систему дыхания при помощи специальных упражнений. Для развития голоса эстрадного певца важно обращать внимание на атаку звука. Это начальный момент работы голосовых связок и дыхания, способ взятия звука. Слух человека способен различать несколько градаций певческой атаки, таких как:Твердая атака. Для твердой атаки характерно плотное смыкание голосовых связок до начала вдоха.Мягкая атака. Для мягкой атаки характерно практически полное совпадение по времени смыкания голосовых связок и начала вдоха.Придыхательная атака.

5 стр., 2287 слов

Электронные ресурсы и издания

... структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети. Развитие электронных информационных ресурсов библиотек, ... данных, видеофильмы. Заметим, что очень близким к электронным ресурсам является понятие электронного издания. Электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, ...

11 стр., 5206 слов

«Работа над певческим дыханием на х сольного пения»

... в современных школах пения. В некоторых классах педагоги начинают обучение с показа верного певческого дыхания, в ... мышц, управляющих дыханием, и травмирование голосовых связок. Часто у людей, пользующихся ключичным дыханием, грудь и плечи приподняты, кровеносные сосуды на шее вздуты, лицо краснеет, голос ... певческого звука, то и координация здесь будет совершенно иная. Для верного вокального дыхания ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/ohrana-golosa-vokalista/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/ohrana-golosa-vokalista/

1. Аникеева З.И., Плешков И.В. Основные направления развития фониатрической службы России // Российская оториноларингология, №4 (7), 2003. С. 124-128.

2. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. — М.: Музгиз, 1956. — 268 с.

3. Вопросы вокальной педагогики. Под ред. Л.Б. Дмитриева. — М.: Музгиз, 1962. — 147 с.

4. Воспитание и охрана детского голоса. Под ред. В.А. Багадурова. — М.: Музгиз, 1953. — 165 с.

5. Герасимова И.Ю. Диагностика и комплексное лечение рецидивирующих нарушений голоса с применением вегетокоррекции. Автореф. канд. дис. М., 2009. – 36 с.

6. Гигиена голоса и его физиологические основы. Сост. А.М. Егоров, под общ. ред. Н.И. Жинкина. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — 174 с.

7. Дедковская Е.Г. Охрана и гигиена певческого голоса педагога – музыканта // Вестник педагогического университета имени Шемякина. – 2012. — № 4 (37).

– С. 63 – 69.

8. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1963. — 676 с.

9. Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1982. — 171 с.

3 стр., 1332 слов

Введение эта статья о хоре как о певческом коллективе

... голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий). Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением ... хорового искусства и музыкального воспитания. Примечания , Литература [Электронный ... Музгиз, ... пения различают: академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого ...

10. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. М.: Медицина, 1970. — 272 с.

11. Кочурова Т.М. Развитие и охрана голоса в хоре. Методическая разработка. Электронный ресурс, режим доступа: http://bereznikibmu.ru/metodicheskie-materialy/kochurova-tm-razvitie-i-ohrana/

12. Кузнецов В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка. — Автореф. докт. дис. — М., 2005.

13. Левидов И.И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата. Л., 1933. — 194 с.

14. Максимов И. Фониатрия: Пер. с болг. — М.: Медицина, 1987. — 288 с.

15. Менабени — Шамшинова, А. Г. Певческое голосообразование. — М.: Музгиз, 1968. – 154 с.

16. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.

17. О детском голосе. Под ред. Н.Д. Орловой; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. — М.: Просвещение, 1966. — 55 с.

18. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации. Составитель Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. — 27 с.

19. Рудин Л.Б. Певческий дар: загадки и мнения // Российская оториноларингология. — 2004. — № 6. С.177-182.

20. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М.: Прометей, 1992. — 270 с.