Реферат тайны художественного образа

Курсовая работа

И.И.Шишкин «Рожь» ГТГ

Мышление в образах

Художественный образ –понятие ёмкое и многозначное.

В художественных образах раскрываются различные грани духовного

мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей

жизни.

Обычно образ ассоциируется с конкретным персонажем, героем

художественного произведения.

В.Серов «Похищение Европы»

Образ Христа

Романтический Образ героя-романтика

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» Лувр.

Образ разбушевавшейся стихии

И.К. Айвазовский «Девятый вал»

Тихого летнего вечера

И.Левитан «Вечер. Золотой плес.» 1889г. ГТГ

Образ тяжелого труда простых людей

И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»»

Образ трагической потери

В.Г.Перов «Проводы покойника» 1865. ГТГ

Образ безудержного веселья народного праздника

В.И.Суриков. «Взятие снежного городка» 1891г. Русский музей Санкт-Петербург

Как же создается художественный образ?

Процесс этот зависит от индивидуальности художника, он может

носить объективный или субъективный, сознательный или

интуитивный характер.

Результатом наблюдений и размышлений, озарений и фантазий

творца Становится созданный им художественный образ, в

котором преломляются его собственные чувства, переживания,

фантазии и впечатленияДальнейшая жизнь художественного образа связана с его

восприятием зрителями, читателями, слушателями. Не случайно

К.С.Станиславский утверждал, что есть не только талантливые

актёры, но и талантливые зрители.

Каковы характерные черты и свойства художественного образа?

Типизация

Художественное обобщение наиболее важных и существенных

черт, присущих многим людям, явлениям или предметам

действительности.

Древнеиндийская притча о слепцах.Истинный художник всегда стремится увидеть самое

существенное, характерное в любом человеке, явлении или

предмете действительности.

Почему мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания,

читая вдохновенные лирические посвящения Пушкина,

Лермонтова, Блока, ведь в них говорится о чужих чувствах и

адресованы они людям, которых мы не знаем?

Это происходит потому, что в поэтических строках, в звуках музыки мы находим свое «Я», чувства и мысли, созвучные нашим собственным.

10 стр., 4799 слов

Художественное изображение обездоленных людей в пьесе М. Горького ...

... революции. Образ человека реалистической литературы существовал в конкретно‑типизированном мире. Сюжетно-тематический план литературы был тесно связан с актуальными проблемами социально-исторической действительности. При ... Горького в литературе эпохи реализма; определить особенности проблематики в пьесе; исследовать жанровое своеобразие пьесы «На дне». Курсовая работа состоит из введения, двух глав ...

Каждый художественный

образ оригинален, конкретен и

неповторим.

Например, архитектурный

облик китайских

пагод никогда не спутаешь с

египетскими

пирамидами.Театр эпохи Античности совсем не

похож на театр Шекспира, тем более на

современный театр.

Даже, когда несколько художников

обращаются к одному и тому же

сюжету или теме, они создают

абсолютно непохожие произведения.

И каждое из них по-своему

оригинально и неповторимо.

История театрального искусства дает

нам немало примеров, когда одна и та

же пьеса, сцена или роль исполняется

совершенно по-разному.Известен факт, что Пьеса А.П.Чехова «Чайка» потерпела

грандиозный провал на сцене Александринского театра в 1898

году, но та же «Чайка» с триумфом прошла на сцене

Московского Художественного театра. А чайка стала его

символом.Одну и ту же балетную партию можно так же станцевать поразному. В художественном образе, созданном великими

русскими балеринами Анной Павловой, Галиной Улановой,

Маей Плисецкой в «Умирающем лебеде» на музыку

французского композитора К.Сен-Санса, передана борьба за

жизнь до последней минуты, пока не иссякли силы. Другие

балерины, напротив, передают в этом танце обречённость и

неизбежность смерти.

Абсолютно по-разному может увидеть художник одного и того же человека. Французский художник-импрессионист Огюст Ренуар трижды обращался к

портрету

французской актрисы Жанны Самари. Но как не похожи эти портреты один на другой.Каждая культурно-историческая эпоха открывает новые грани

уже существующего художественного образа, дает собственную

трактовку произведению искусства и его новое прочтение.

Известно, что в 17-18 веках к готической архитектуре отношение

было резко отрицательное. Но уже в эпоху романтизма (конец

18 – нач.19 века) готический стиль обрел новую жизнь в

неоготике -0 в утонченности ее архитектурных форм, искусной

отделке фасадов, ажурности многоцветных витражей. Пример:

Здание Парламента в Лондоне.

В разные времена по-разному трактовался и образ бессмертного Гамлета, принца датского. В 18 веке он был воплощением пустослова и болтуна, в 19

в. Он представал перед публикой

возвышенным интеллигентом, а в 20в. В трактовках Пола Скофилда, Иннокентия

Смоктуновского и Владимира Высоцкого принц Гамлет стал непримиримым борцом со злом.Характерными особенностями художественного образа являются

метафоричность, иносказательность,недоговорённость.

Не случайно Э. Хемингуэй сравнивал художественное

произведение с айсбергом, у которого видна лишь вершина, а

основная часть скрыта под водой. Возможности постижения

художественного образа не всегда лежат в плоскости логических

ассоциаций. Именно это обстоятельство и заставляет читателя,

зрителя и слушателя быть активным соучастником

происходящего.Нередко автор ставит нас в ситуацию, когда нужно самим

додумать продолжение сюжета. Особенно интересны картины

великого голландского художника Рембрандта на библейские

3 стр., 1387 слов

Сущность художественного образа в музыкальных произведениях

... к нему» [2, с. 16]. Так, создание художественных образов в музыке реализуется при помощи средств музыкальной выразительности. Средства выразительности музыкального искусства весьма разнообразны по своей природе и представляют собой ...

сюжеты – «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение

блудного сына», «Ослепление Самсона».

Отсутствие эпилога, метафоричность, незавершенность рассказа о

судьбе героя заставляют нас додумать, дорисовать в своем

воображении художественный образ.Рембрандт «Возвращение блудного сына» Эрмитаж Санкт-ПетербургРембрандт «Жертвоприношение Авраама»Рембрандт «Ослепление Самсона»

Правда и правдоподобие в искусстве

Легенда о Зевксисе и Паррасие.

Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый

задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон

выходящим. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы

слетались и начинали клевать ягоды. Другой изобразил

занавес. Да так искусно, что соперник, пришедший взглянуть

на его творение, попытался сдёрнуть, нарисованный покров.

Какому живописцу была присуждена победа и почему?

С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства художественных произведений. Самый простой – выяснить, насколько произве

С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства

художественных произведений. Самый простой – выяснить, насколько

произведение искусства похоже на жизнь. Если похоже – хорошо. Если

очень похоже – талантливо. А если так похоже, что невозможно

отличить – гениально. Однако, подобная оценка не бесспорна.

Аристотель считал, что от художника

нельзя требовать абсолютной правды в подражании

природе, « искусство частью завершает то, что

природа не в состоянии сделать»

И.В.Гёте «О правде и правдоподобии в произведениях искусства»

«…Художник, признательный природе…

приносит ей… обратно некую вторую природу,

но природу, рожденную из чувства и мысли,

природу человечески завершенную».

Должен ли художник стремиться к абсолютно

точному воспроизведению действительности?

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна.

Художественный образ – всегда тайна,

разгадка которой доставляет истинное

удовольствие.

И.К.Айвазовский:

«Живописец, только копирующий природу,

становится ее рабом, связанным по рукам

и ногам. Человек, не одаренный памятью,

сохраняющей впечатления живой природы,

может быть отличным копировальщиком,

живым фотографическим аппаратом, но

истинным художником – никогда!»

И.К.Айвазовский «Радуга»Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию,

порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Сюжет

картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок

на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от

полотна, пока не выскажусь на нем кистью…».

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  1 Особенности художественного мышления Общеизвестно, что в процессе творчества художник старается передать накопленную им эстетическую информацию другому лицу. Иными словами, он организует ситуацию художественного диалога со зрителем, делая это не непосредственно, а через «посредника» – художественное произведение. Композиция — не только главная форма картины, но и как главная форма художественного диалога между творцом и зрителем. При этом основная задача композиционного мышления — организация формы такого диалога.

16 стр., 7832 слов

Искусство орнамента

... форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства. Растительный орнамент. Растительный орнамент использует многочисленные формы ...

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  2 Рассмотрим две важнейших стороны, формирующие композиционное мышление: Во-первых, это внешние причины: Художественное мышление и композиция произведения зависят от особенностей культуры, в которой они существуют. Со сменой эпохи исчезают и ее художественные направления. Меняется композиция. Они зависят от общественного сознания, принятой в данное время художественной модели мира и мировоззрения (хотя почти каждая художественная школа претендует не только на главную роль и даже на подобие культурного диктатора, стремясь вознестись над религией, философией, а главное, над политическими и экономическими потребностями людей).

Во-вторых, существуют внутренние причины: Это законы художественной формы, которые во все времена остаются неизменными. Это законы системы, структуры, целостности, которые имеют свои особенности и кардинальным образом влияют на композиционное мышление.

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  3 Основные свойства композиционности целостность, единство противоречий, конструктивность, замкнутость и разомкнутость организации отдельных компонентов. В разные исторические периоды существовали различные художественнокомпозиционные представления.

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  4

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  5 Важная цитата: И. И. Иоффе пишет: «Каждое произведение искусства является функцией не одного исторического момента, а всей исторической системы. Каждое произведение искусства представляет собой не механическую совокупность элементов, а систему исторических, разновременных, разностадиальных элементов. Являясь частью истории, произведение искусства само является исторической системой и как историческая система должно быть анализировано. Его границы с другими произведениями условны, текучи и переходны. Поэтому анализ единичного произведения должен исходить от исторического целого, как анализ отдельных элементов произведения – из их совокупности, из целого, а не частного элемента. Это и есть дифференциальный анализ в отличие от механического разъятия» .

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  6 Симметрия и ритм как основа структуры композиции Два основных начала – симметрия и ритм – выделялись М. Алпатовым как основа композиционной структуры. При этом он считал, что можно говорить о композиции не только в искусстве, но и о «естественной» композиции в природе.

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  7 Композиция в первобытном искусстве Первобытные изображения представляли собой суммы тщательно проработанных, но отдельных фигур: «Мы должны признать, – пишет Алпатов, – что такое понимание композиции присуще очень примитивному мышлению, вызвано неспособностью первобытного человека к обобщениям. Оно могло существовать только на ранней стадии человеческой культуры» .

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  8 Композиция в искусстве Древнего Востока В композиции Древнего Востока возникает почти жесткая упорядоченность, связь предметов с окружающей их обстановкой, геометричность форм, расчленение поля на горизонтальные и вертикальные полосы, тесная связь с архитектурой. Фризовые композиции представляли собой одновременно и знак, и орнамент. Они были сложнее орнамента, так как несли смысл повествования, но не были окрашены образным чувством и представляли собой скорее сложное иероглифическое выражение мысли. При этом главной, как при письме, была изобразительная задача решения плоскости, блестяще выполняемая художниками Древнего Востока.

12 стр., 5729 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста ...

... в семье. Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой. Сочинение на тему ... признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность. ...

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  9

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  10

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  11 Композиция в искусстве Древнего Египта Композиции Древнего Египта полностью лишены перспективы, но одновременно с этим был выработан особый закон изображения предметов на плоскости. Прослеживается стремление создать «изображение умозрительного представления» , некоего сложного знака. Поэтому фризовая композиция была более приемлема, чем перспективные построения.

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  12

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  13 Композиция в произведениях искусства Древней Греции В произведениях художников Древней Греции отдельные части связаны не только между собой, но и с целым, поэтому писал Алпатов: «…греческие композиции приобретают большее единство. Правда, и в египетском рельефе каждая фигура читалась как звено, входящее в состав длинной цепочки, но звено это, именно как отдельное кольцо цепочки, было связано лишь с соседним звеном. Греческая композиция в гораздо большей степени задумана как некое сложное, но органическое целое, в котором отдельные части связаны не только между собой, но и со всей композицией в целом» . Однако здесь еще нет свободы композиционного решения. Она появляется значительно позже. Древнегреческому искусству свойственна сложная композиция. Художественное мышление поднялось здесь на высокую ступень. Это проявилось не только в скульптурах и фризовых композициях, но и в фресковой живописи.

Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна  14 Композиция в искусстве Древнего Рима На помпеянской фреске «Одиссей и Ахилл у царя Ликомеда» совершенно явственно выделяется композиционный центр и выстраивается иерархия ритмических отношений. Позднеантичная фреска напоминает картины Возрождения и XVIII в. , хотя близка к вазовому рисунку V в. до н. э. Слитный контур групп, характерный для художников Возрождения, почти отсутствует. Чувствуется некоторая фрагментарность и большая свобода обращения с плоскостью, во многом утраченная европейским классицизмом.

Введение

Каких только терминов не придумали, чтобы проникнуть в тайну художественного образа, чтобы понять и объяснить его. Он же по-прежнему не хочет быть объяснимым… Он, как радуга, отодвигается от нас ровно на столько, на сколько мы к нему приблизимся. Он как стриж, который не может взлететь с земли и которому всегда необходимо пространство, обрывающееся вниз. Художественный образ остаётся самим собою где бы то ни было: в литературе, в слове, в музыке, в архитектуре, в танце, в живописи- во всех этих классических видах искусства, а также в способе жизни, в её стиле и смысле.

12 стр., 5760 слов

Смысл высокой трагедии образы искусства военных лет

... жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен ... А. Ватто) и особенно ярко передает трагедию войны в период романтизма в 1-й ... француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца ... к Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной трагических ...

Так что же такое художественный образ?

Художественный образ — форма художественного мышления, иносказательная, раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.

Художественный образ — это родное дитя традиции, оплодотворенной вдохновением художника.

Художественный образ так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как сама жизнь.

Художественный образ — единство мысли и чувства, рационального и эмоционального. Там, где исчезает хотя бы одно из этих начал,- там распадается сама художественная мысль, кончается искусство.

I . Тайны художественного образа

Художественный образ – это образ от искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности, это всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве.

Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание и её субъективную интерпретацию, и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ является мельчайшей и неразложимой «клеточкой» художественной «ткани», в которой запечатлеваются все основные особенности искусства: художественный образ есть форма познания действительности и одновременно её оценки, выражающей отношение художника к миру; в художественном образе сливаются воедино объективное и субъективное, материальное и духовное, внешнее и внутреннее; будучи отражением реальности, художественный образ является и её преображением, т. к. он должен запечатлеть единство объекта и субъекта и потому не может быть простой копией своего жизненного прообраза; наконец, передавая людям то, что художник хочет сказать о мире и о себе, художественный образ выступает одновременно и как определённое (поэтическое, идейно-эстетическое) значение и как несущий это значение специфический знак. Такая уникальная структура художественной «ткани» сближает искусство в одном отношении с наукой, в другом — с моралью, в третьем — с продуктами технического творчества, в четвёртом — с языком, позволяя искусству при всём этом сохранять суверенность, поскольку оно оказывается носителем специфической информации, недоступной всем остальным формам общественного сознания. Поэтому взаимоотношения искусства и других способов освоения человеком мира оказываются основанными на диалектике взаимного сближения и взаимного отталкивания, конкретные формы которой обусловливаются различными общественно-историческими и классово-идеологическими потребностями; в одном случае искусство сближается с религией и отталкивается от науки, в другом, напротив, рассматривается как способ познания, родственный науке и враждебный религии, в третьем — противопоставляется остальным видам внеэстетической, утилитарной деятельности и уподобляется игре, и т. д.

Поскольку искусство охватывает множество видов, родов, жанров, общие принципы художественно-образной структуры преломляются в каждом из них по-своему. Соответственно каждый конкретный способ художественной деятельности имеет особое содержание и особую форму, что обусловливает его своеобразные возможности воздействия на человека и специфическое место в художественной культуре. Вот почему в разных историко-культурных ситуациях литература, музыка, театр, живопись играли неодинаковую роль в духовной жизни общества, и точно так же различный удельный вес на разных этапах художественного развития имели эпический, лирический, драматический роды художественного творчества, равно как и жанры романа и повести, поэмы и симфонии, исторической картины и натюрморта. Эстетическая теория склонна была всякий раз абсолютизировать современное ей конкретное взаимоотношение искусств, в результате чего какой-либо один вид, род, жанр искусства возвеличивался за счет других и воспринимался как некая «идеальная модель» художественного творчества, способная будто бы наиболее полно и ярко представить самую его сущность. Подобный односторонний подход успешно преодолевается в марксистской эстетической науке, все более последовательно проводящей идею принципиального равноправия всех видов, родов и жанров искусства и в то же время выявляющей причины, по которым каждый из них выдвигается на первый план в ту или иную историческую эпоху. В результате эстетика получает возможность выявлять общие законы искусства, лежащие в основе всех его конкретных форм, затем морфологические законы перехода общего в особенное и индивидуальное и, наконец, исторические законы неравномерного развития видов, родов, жанров искусства.

4 стр., 1959 слов

Презентация «Красота в искусстве и жизни»

... художественного произведения. Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. 1784 Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. Особенно важную роль в искусстве ... искусств (поэзия, музыка, танец и др.). Ритм в искусстве определяет характер композиции. Анри Матисс "Танец". 1910. Холст, масло. Эрмитаж. Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! ...

Емкую характеристику специфики художественного образа дал отечественный философ А.Ф. Лосев: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы ни воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ..”Вот где ключ к разгадке тайны искусства. Если псевдоискусство подражает ему чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, «ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа — через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение”.

Известна легенда о талантливом кипрском художнике Пигмалионе, который вырезал из слоновой кости статую девушки такой необычайной красоты, что сам влюбился в собственное творение. Он дарил статуе роскошную одежду, украшения, цветы, и, согретая огромной силой человеческих чувств, скульптура ожила.

Возможно ли, чтобы статуя прекрасной девушки, созданная из «неживого» материала, вдруг зажила собственной жизнью и пробудила в человеке столь сильное чувство? Как происходит чудо превращения глыбы гранита или сочетания слов, красок, звуков в то, что мы называем потом произведением искусства?

6 стр., 2572 слов

На английском языке с переводом. «Роль искусства в жизни человека» ...

... и новые формы. Все то,... Сочинение на тему: Роль искусства в моей жизни Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово «искусство» имеет множество определений, характеристик и ... Гоголя «Портрет» делится на две части. В первой говорится о неком Чарткове, увидевшем портрет старика в каком... В словаре С. И. Ожегова языку дается несколько определений: ...

Говорят: искусство – это способность «лепить», «сочинять», «рисовать», «изображать». И это верно, ибо в обычном смысле слово «искусство» означает мастерство, развитую навыком или учением способность человека. Но почему же не все, что человек умело и даже мастерски вылепил, нарисовал, сочинил, становится произведением искусства?

Искусство начинается с того, что художник способен, подобно Пигмалиону, «вдохнуть жизнь» в бездушный мрамор, в серый холст, в простые прозаические слова. Если мёртвый мрамор может стать женственно нежным, как в Венере Милосской, или задумчивым и глубокомысленным, как в «Мыслителе» О.Родена; если простые слова пушкинских стихов «Я вас любил: любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем…», где почти разговорной речью передано высокое чувство любви, воспринимаются как образец настоящей поэзии, то, спрашивается, что это значит – «сочинять», «высекать», «лепить»?

Как известно, лилия, цветовое пятно, звучащая нота могут тревожить, успокаивать, раздражать, радовать, т.е. вызывать определённые эмоции. Плавная линия может в нашем сознании напоминать стебель склонившегося цветка, или траекторию взлетевшей ракеты, или набегающую морскую волну. Мимика человеческого лица способна передать страдание, радость, гнев, беспокойство. Но как ни выразительны («красивы») эти средства, даже мастерское владение ими ещё не составляет то, что принято называть художественным творчеством.

Художественный образ – это особая, присущая искусству форма отражения и познания действительности. С помощью творческого вымысла художник создаёт образ действительности (предмета, события, человека), где обобщение выступает в конкретно-чувственном, эстетически выразительном облике. Разъясним это определение подробнее.

Подчеркивая, что искусство есть отражение действительности, мы указываем тот источник, из которого художник черпает темы и идеи своих произведений. Все наблюдения и представления почерпнуты им из окружающего реального мира. И даже то, что происходит в сказке, басне или фантастическом романе, — всё подсказано художнику жизнью. Но в том-то и заключается секрет и тайна искусства, что оно не копирует и не фотографирует действительность, не изображает её буквально. В основе произведения искусства всегда лежит факт реальный. Но как бы верно и детально этот факт (событие, предмет, конкретное лицо) ни был перенесён на холст живописца или страницы романа, он не станет фактом художественным. Для того, чтобы это произошло, реальный факт должен пройти через чувства, разум и воображение художника, вызвать в его душе ответный отклик, взволновать его и пробудить желание к творчеству. Глубокое знание и понимание реальной действительности есть первое условие творчества художника. Но для того, чтобы правда жизни стала правдой самого искусства, этого недостаточно.

Полноценный художественный образ есть всегда результат органического слияния того, что «идет» от реальной действительности, с тем, что «идет» от самого художника.

4. Понятие условности в искусстве

Созданный художником образ, воспринимаемый нами как

«правда жизни», — по природе своей условен. Условно всякое искусство. В театре перед началом спектакля открывается занавес, и мы, зрители, делаем вид, будто не замечаем отсутствия на сцене четвёртой стены, а актёры «не замечают» нас. Мазки красок из тюбика становятся по воле живописца «небом», «рекой», «деревьями», «человеческим лицом», не переставая при этом быть мазками красок, а мы верим в правду изображённого на холсте. Балерина в танце выражает чувства Джульетты, которая видит Ромео мертвым и готовится умереть сама. Разве в жизни кто-либо танцует перед лицом смерти или при этом объяснении в любви? А мы в это верим, испытывая чувство сострадания или радости. Элемент условности обязателен в искусстве, так как художник не может просто воспроизвести жизненные факты «как они есть». А. М. Горький писал, что факт – это ещё не вся правда, он лишь сырьё, из которого на выплавить, извлечь настоящую правду искусства. Поэтому не всякое сходство с жизнью означает правду искусства, художественную правду. Не внешнее подобие жизненному факту, а проникновение в его сокровенный смысл – вот что делает образ правдивым.

2 стр., 580 слов

Здоровый образ жизни –

... могу понять, почему люди своими же действиями сокращают себе жизнь? Для того, чтобы вести здоровый образ жизни необходимо позабыть о вредных привычках, запретить себе употреблять вредную пищу… Также в ... недостаточно отдыхая, человек наносит вред себе. Регулярные недосыпания в конечном итоге ставят под угрозу здоровье, снижают производительность. В сочинении о здоровом образе жизни отмечу важность ...

Так мы подошли к важной для понимания сущности искусства мысли об обобщающей силе художественного образа. Представляя жизнь наглядно, конкретно – так, что любую картину, предмет или лицо можно увидеть, услышать, осязать, художник не удовлетворяется даже самой мастерской передачей подробностей, деталей предмета или черт человеческого характера. Он создаёт обобщенную картину или типический характер. В создании типических характеров и типических обстоятельств выражается суть реалистического искусства, его творческого метода.

II . Художественный образ в литературе

Образ – основное понятие литературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. В центре образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа. Примером этого может служить произведение Куприна «Гамбринус». В образе Сашки, далёкого от политики, нарисован образ человека 10-ых годов ХХ столетия, прошедшего войну, искалеченного жизнью, но не утратившего человеческого достоинства: «Человека можно ​искалечить, но искусство все перетерпит и все победит». В рассказе Платонова «В прекрасном и яростном мире» примером нового человека, который любит технику, живёт насыщенной полной жизнью (для него паровоз смысл и счастье жизни) служит Александр Васильевич Мальцев.

Поскольку образ индивидуального человека приобретает обобщенный характер, в его создании принимает участие художественный вымысел. Вымысел усиливает обобщённое значение образа. Обобщающее значение образа неотделимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нём то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему, о чем свидетельствует приведённые выше примеры.

Человек находится в тесной связи с миром природы, для его изображения писателю необходимо раскрыть эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом. Тем самым перед писателем встаёт задача показать человека в окружающей его общественной, природной, вещной и прочей среде, в которой он реально находится. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека (образ Евгения Онегина, например) – он, является картиной человеческой

жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себя и все то, что его в жизни окружает. Поэтому мы можем определить образ как картину человеческой жизни, индивидуализированную, обобщённую, созданную при помощи вымысла и имеющую эстетическое значение. Следует при этом иметь в виду, что в конкретном художественном произведении человек показывается в ряде моментов своей жизни, в пересечении со многими другими людьми, поэтому при изучении литературного произведения не всегда легко прямолинейно отделить один образ от другого, перед нами возникают различные стороны того или иного образа, он встречается в различных эпизодах одновременно с другими образами. Образ проявляется в произведении очень разносторонне. Проще всего говорить о нём в драматургии, где он, как правило, связан с реальным обликом персонажа, который на сцене и изображается непосредственно артистом. В прозе он дан более сложно, во взаимодействии с авторской речью, в лирике перед нами только отдельное переживание, отдельное проявление образа, которые в совокупности позволяют говорить о лирическом герое. В критике часто встречается применение термина «образ» и в более узком и более широком смысле слова. Так, часто любое красочное выражение, каждый троп называют образом, например: «Я волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять «словесный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые вообще, как выше говорилось, присуще образу как картине человеческой жизни. Иногда говорят об образе, имея в виду какую-либо конкретную деталь повествования – «образ скамейки» и т.п. В таких случаях и следует говорить об образной или художественной детали, а не об образе. Наконец, образ иногда слишком расширяют, говорят об образе народа, образе родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован произведении, хотя его художественная значимость и чрезвычайно высока. Термин должен иметь одно, общепринятое значение, поэтому следует избегать различных его толкований. Главное – понимать, что образ отражает жизнь во всей её сложности и многогранности.

«Образ повествователя», «образ автора», «рассказчика» – понятия, служащие для обозначения тех особенностей языка художественного произведения, которые не могут быть связаны с речью того или иного из персонажей произведения, которые не могут быть связаны с речью того или иного из персонажей произведения, но в то же время имеют определённое художественное значение в ходе повествования. Наиболее простым в этом ряду является рассказчик, т.е. персонаж, который с присущими именно ему особенностями речи рассказывает о себе или о других людях или событиях, с которыми был связан (например, в «Капитанской дочке» Пушкин всё повествование ведёт от лица Гринева, рассказывающего в своих записках о приключениях, им испытанных, о себе рассказывает рассказчик в «Доме с мезонином» Чехова).

Рассказчик может включить в повествование и речь других персонажей, но именно в процессе рассказа о себе самом. При этом его манера речи характеризует его самого, раскрывает особенности его характера. Рассказчик может и непосредственно вести рассказ, и писать записки, дневники и пр. Формы его речевого изображения могут быть разнообразны, но он представляет собой определённое действующее лицо, так или иначе очерченное в самом повествовании.

Однако значительно чаще встречается тип повествования, в котором ряд речевых особенностей вообще не связан с особенностями речи персонажей, а представляет собой так называемую авторскую речь. Легко, однако, заметить, что эта авторская речь создаёт у читателя впечатление о том, кто рассказывает ему о людях и событиях, оценивает их с известной точки зрения; мы представляем себе как бы носителя этого особого типа речи, хотя он и не персонифицирован в облике какого-либо из действующих в произведении лиц. Это выражается в эпитетах, сравнениях, в интонации и пр., создающих у нас определённое отношение к тому или иному персонажу, иногда в прямом вмешательстве в текст в так называемых лирических отступлениях и т.п.

Перед читателем возникает особого типа образ повествователя, проявляющий себя только в речи, выражающей его отношение к тому, о чём он рассказывает. Образ повествователя может быть иногда как бы скрытым, мало заметным, иногда, наоборот, активным, отчетливо выраженным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой писатель. Иногда образ повествователя называют также образом автора. Это неверно, потому что может привести к отождествлению языка, характеризующего образ повествователя и самого писателя. Между тем это художественный образ, создаваемый писателем именно для данного произведения, и у одного писателя, поэтому могут быть различные образы повествователя в различных произведениях, как, например, у М. Горького в «Старухе Изергиль» и в «Коновалове». Изучение особенностей образа повествователя при анализе произведения имеет существенное значение.

3. Роль детали в создании художественного образа

Художественная деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет ил характер в неповторимой индивидуальности. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки ил переживания.

Например, Марк Твен в «Приключениях Тома Сойера» упоминает, как перед дракой Том «пальцем босой ноги провёл в пыли черту перед мальчиком, одетым в башками даже в будничный день». Деталь заставляет задуматься, понять разницу в социальном положении героев, в образе их жизни.

В «Судьбе человека» М. Шолохов рассказывает, как Ванюша спросил у Соколова, где его кожаное пальто. По этой детали можно представить прошлое мальчика, его мысли о настоящем отце-летчике и т.п. Деталь создаётся творческим воображением писателя, её не следует путать с реалиями – теми чертами и фактами действительности, которые присуще окружающей писателя жизни и потому отражаются в произведении, накладывая на него определённый отпечаток эпохи. Чехов называет Червякова в «Смерти чиновника» экзекутором, потому что так в его время называли младшего служащего по хозяйственной части. Реалия может лечь в основу художественной детали. Л. Толстой заканчивает второй том «Войны и мира» описанием кометы 1811 г. не только для того, чтобы придать повествованию историческую достоверность, но и для того, чтобы передать приподнятое настроение Пьера после разговора с Наташей.

Литература принадлежит, согласно разделению искусств, которое предложил немецкий просветитель и теоретик искусств XVIII века,

Г.Э. Лессинг, к так называемым «пространственно-временным» искусствам.

Время, наряду с пространством (самые общие свойства бытия), изображается словом в процессе раскрытия характеров, ситуаций, жизненного пути героя, речи и пр. (изображение времени и пространства М. Бахтин предложил обозначать термином «хронотоп»).

Три скачка коня Ильи Муромца («Первый скок вскочил – на пятнадцать верст…» и т.д.) – это и изображение пространства (просторов русской земли), и время в былине. Время измеряется скачками богатырского коня, которые раз от разу становятся все чудесней, победоносно сжимают пространство.

Сказочный элемент в былинном изображении времени не разрушает реальности мира, в нём — приведение фантастических возможностей власти человека над природой.

Изображение времени – важная идейно-художественная проблема для писателя и тогда, когда время не выделено в произведении, и тогда, когда автор настойчиво напоминает о времени. У А. Пушкина изображение времени естественно, словно бы незаметно, но характеризуется документальной точностью. Многие главы из романа в стихах «Евгений Онегин» начинаются лирическим изображением перемены в жизни природы: «Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе. На третье, в ночь, проснувшись рано, в окно увидела Татьяна…» (гл. 5); «Гоним вешними лучами, с окрестных гор уже снег сбежали…» (гл. 7) и прочие.

Известны попытки сблизить время художественное и время реальное. Такой попыткой была драма классицизма с её принципом трёх единств, в частности единства времени – одного события, «вместившегося в сутки»; этот принцип определил бурное развертывание действия в драме.

Писатель иногда заставляет время длиться, растягивая его, чтобы передать определённое психологическое состояние героя (рассказ А. Чехова «Спать хочется»), иногда останавливает, выключает художественное время (авторские отступления Н.В. Гоголя в «Мертвых душах»), иногда заставляет время двигаться вспять и вперед, в будущее.

Нередко, особенно у романтиков, прошлое, настоящее, будущее противопоставляются друг другу как несовместимые друг с другом. Героическим прошлым писатели «упрекают» безгероическое настоящее («Богатыри, не вы! – М. Лермонтов. Бородино.)

В воплощении времени находит отражение острая борьба между реализмом и представителями тех нереалистических методов, которые создают субъективные концепции времени. В этих концепциях находит отражение страх перед будущим, неверие в историю.

1 из 25

Текст этой презентации

Тема: Тайны художественного образа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области

МХК. 9 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Текст этой презентации 1

Проверка домашнего задания: Что дает нам изучение МХК? Расшифруйте его. Каково значение слова «культура»? Составьте словосочетания с этим словом в различных значениях. К какой культуре относятся вещи, созданные в процессе труда? Кто такой Апполон? Сколько вы знаете муз?

Текст этой презентации 2

В каждом произведении искусства заложена идея. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор.

Передвижная выставка современной живописи «Искусство — страна открытий»

Текст этой презентации 3

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ О́БРАЗ – форма художественного мышления. Образ включает в себя: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображаемому, богатство личности творца.

Выставка современного искусства

Текст этой презентации 4

В искусстве, образная мысль имеет три основных элемента: поэтическую фигуру, смысл, настроение.

«Художественный образ являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Гегель

Граффити на одной из стен в Риме.

Текст этой презентации 5

В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы

Золотые изделия скифов

Текст этой презентации 6

Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.

Изображения мифологических существ являют собой модель художественного образа:

Богиня Нюйва змея с головой женщины (Др.Китай)

Бог Анубис человек с голо- вой шакала (Др.Египет),

Кентавр конь с торсом и головой человека (Др.Греция)

Человек с головой оленя (Лопари)

Текст этой презентации 7

Древнеегипетский сфинкс — человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей мы познаем природу и самих себя — царственную мощь и господство над миром.

Реконструкция Сфинкса с подземными хранилищами

Статуя Большого Сфинкса в Египте

Текст этой презентации 8

Художественный образ у римского писателя Элиана метафоричен и построен как сфинкс (человеколев): по Элиану тиран — человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание: тирания — свинство.

Клавдий Элиан (ок. 175 — ок. 235).

Римский писатель.

Текст этой презентации 9

Заспорили Зевксис и Паррас, кто из них более талантлив. Один так нарисовал кисть ви­нограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что со­перник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нари­сованный покров.

Неизвестный художник. Зеквксис у полотна Паррасия

Кому была присуждена победа?

Текст этой презентации 10

Какое изображений осени вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?

В.Гог «Подсолнухи»

И.Агеев. Краски осени

Практическая работа.

В.Д.Поленов «Золотая осень»

А.И.Куинджи «Осень»

Текст этой презентации 11

«Искусство часто завершает то, что природа не в состоянии сделать». Аристотель

Аристотель (384 — 322 до н. э.) Бюст, римская копия оригинала Лисиппа.

Правы ли те, кто говорил, что от художни­ка нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе?

Леонардо да Винчи «Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда» (1503 г.–1506 г.)

Текст этой презентации 12

Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем, правдиво и реалистично?

«Художник, признательный при­роде… приносит ей… обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». И.В. Гёте

Клод Моне «Море». 1881г.

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца». 1872г.

Текст этой презентации 13

Вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают?

Текст этой презентации 14

Секрет творческой фан­тазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы лю­дей. Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и от­ношении к нему.

«Искусство – это мышление в образах». В.Г.Белинский

Прав ли Белинский?

Оноре Домье. Изображение театра

Текст этой презентации 15

Художник видит мир «сквозь магический кристалл» художе­ственного восприятия. В его сознании рождается худо­жественный образ – особый способ отражения жизни. Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбреж-ный мир мыслей, чувств и представлений худож­ника.

Тёрнер. Пожар в здании парламента». 1834 г.

Текст этой презентации 16

Портреты Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Каким пред вами предстаёт образ великого гения? Каким должно быть соотношение вымысла и действительнос­ти в художественном произведении?

Текст этой презентации 17

Аристофан «Лягушки»

За что следует восхищаться поэтом?

Еврипид «выводил… на сцене жизнь домашнюю, которою живем мы».

Эсхил выводил на сцену «страшилищ невозможных, неведомых зрителю».

Текст этой презентации 18

Условность в искусстве

Условность в искусстве – это изме­нение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность не встречается в окружающем мире.

Фрагменты из балета «Щелкунчик»

Текст этой презентации 19

И в фан­тастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реаль­ным. Произведение искусства в деталях, в частно­стях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.

«Сказка ложь, да в ней на­мек!..» А.С. Пушкин

Афиши к фильму «Аэлита» по произведению А.Н.Толстого

Фрагмент из фильма «Война миров» по произведению Г.Уэллса

Текст этой презентации 20

Поначалу картина кажется далекой от реальности, но ее ус­ловный язык надо расшифровать. В картине множество подробностей, которые замечаешь не сразу. Все эти худо-жественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время воплоща­ют вечную мечту об изобилии, мирной и беззаботной жизни

П.Брейгель. Страна лентяев

Текст этой презентации 21

«Шкала условностей» в искусстве может расширяться или су­жаться. Если она расширяется, то нарушается правдо-подобие. Если сужается, скатывается к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для переда­чи мыслей автора.

М.Врубель «Царевна – лебедь»

И.Е.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Текст этой презентации 22

Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только соб­ственный мир чувств и пе­реживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Текст этой презентации 23

Закрепление материала. Что такое художественный образ? Что такое искусство? Можно ли сказать, что художественный образ – «снимок» действительности? Что такое «условность в искусстве»? Что такое шкала условностей? Натурализм? С какими понятиями познакомились?

Учитель МХК

Соломатина Галина Леонидовна,

МОУ СОШ №2, г. Каменка, Пензенская обл.

Цель:

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «художественный образ».

2. Раскрыть природу художественного образа.

3. Воспитывать творческое отношение к пониманию произведений различных видов искусства.

Форма урока:

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель: В каждом произведении искусства заложена идея, выраженная в конкретном объекте, изображаемом автором произведения, будь-то музыкант или художник, скульптор или поэт. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор. Искусство на то и искусство, что заложенный в нём смысловой фон несёт в себе нечто большее.

Любое изображение связано с субъективным авторским замыслом, который воссоздаётся и находит воплощение в том или ином образе. Сегодняшний урок позволит нам познакомиться с тайнами художественного образа.

Послушайте ребята отрывок из одной античной легенды.

Слайд 2.

Ученик: В старинной античной легенде рассказывается о состязании двух живописцев — Зевксиса и Паррасия. Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый задумал поразить людей чем-то необык-новенным, из ряда вон выходящим. Один так нарисовал кисть ви-нограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что со-перник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нари-сованный покров.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому была присуждена победа?

(Ответы учащихся)

Да, победа была присуждена второму живописцу, так как «обмануть» художника гораздо труднее, чем птиц.

С давних времен люди по-разному измеряли степень совершен-ства художественных произведений. Самый упрощенный способ призывал выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь. Казалось бы, все ясно. Если похоже — хорошо. Если очень похоже — талантливо. А если так похоже на жизнь, что невозможно отличить, — гениально. Давайте и мы попробуем дать оценку нескольким работам.

Слайд 3.

Перед вами работы, где изображено одно и тоже время года — осень. Какое из них вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?

(Ответы учащихся с пояснением своей точки зрения).

Слайд 4.

Многие философы, например Аристотель, считали, что от художни-ка нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе. Аристотель справедливо говорил, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать». Посмотрите на репродукцию картины Леонардо да Винчи «Джаконда» и попробуйте доказать правоту слов Аристотеля.

(Ответы учащихся)

Слайд 5.

В более поздние времена немецкий поэт И. В. Гёте в статье «О правде и правдоподобии в произведениях искусства» писал: «Художник, признательный при-роде… приносит ей… обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». Таким образом, художник ни в коем случае не должен стремиться к абсолютно точному воспроизведению действительности. В подтверждение этого мы видим на слайде работу Клода Моне. Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем правдиво и реалистично?

(Ответы учащихся.)

Слайд 6.

(Ответы учащихся).

Сегодня часто говорят, что художник мыслит образами, само же искусство определяют ставшей уже классической фразой В.Г.Бе-линского: «Искусство — это мышление в образах». Но в чем осо-бенность художественного мышления? Где секрет творческой фан-тазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы лю-дей? Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и от-ношении к нему.

В повседневной жизни нас окружает множество вещей, перед нашими глазами разворачиваются различные события и явления. Все это необходимые предпосылки для создания произведений ис-кусства. Но таковыми они становятся лишь в преломлении мыс-лей и выражении чувств человека. Ярко выразить свои пережива-ния способен не каждый. Это подвластно лишь художникам.

Слайд 7.

В про-изведении искусства воедино слиты явления действительности и творческая фантазия художника. Он видит мир «сквозь магический кристалл» художе-ственного восприятия. В его сознании рождается худо-жественный образ — особый способ отражения жизни, в котором преломляется соб-ственный мир чувств и пе-реживаний художника.

Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле — это окно в безбрежный мир мыслей, чувств и представлений худож-ника. Без его индивидуально-го отношения к жизни, лично-го настроения нет и художе-ственного образа. Копия, даже очень точная, безжизненна и неинтересна. В отличие от нее художественный образ всегда немножко загадка, тайна. Перед вами несколько изображений одного и того человека — Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

(Ученикам даётся письменное задание описать образ композитора, выбрав одно из изображений. Звучит музыка А. Моцарта).

(Блиц-опрос)

Каким должно быть соотношение вымысла и действительнос-ти в художественном произведении? Обратимся к комедии древ-негреческого драматурга Аристофана «Лягушки».

Слайд 8.

(Ученики инсценируют отрывок из комедии.)

(В ней приво-дится спор двух великих трагиков — Эсхила и Еврипида. На воп-рос Эсхила: «За что следует восхищаться поэтом?» — Еврипид отвечает: «За искусство его и за наставления, — за то, что мы (т.е. поэты) делаем лучшими людей в государстве». Еврипид упрекает Эсхила в том, что он выводит на сцену «страшилищ невозможных, неведомых и зрителю», показывает людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Сам же Еврипид предстает здесь грубым натуралистом, так объясняющим свои взгляды на искусство:

Я вывел в драме нашу жизнь, обычаи, привычки,

Меня любой проверить мог.

Все понимая, зритель

Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.

Ведь разберется зритель сам, и не пугал его я…)

(Ответы учащихся).

Автор пьесы отдает предпочтение Эсхилу, который воспитывает нравствен-ного человека, а «безнравственные вещи скрывает». От его «речей правдивых» город наполнился «своднями», «бродягами», «писаришками и шутами», «неверными женами». Относительно Еврипида Ари-стофан восклицает: «Каких только бед не причинил он!» Вывод та-ков:

Видит Зевс, это верно, но надо скрывать все позорные вещи поэтам

И на сцену не следует их выводить; уделять им вниманья не надо,

Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых — поэты.

Лишь полезное должен поэт прославлять.

Как видим, одна лишь неприкрытая правда не может быть глав-ным критерием художественности. Но до каких пределов позволи-телен вымысел в искусстве? Интересна в этом отношении мысль, высказанная китайским художником Ци Байши: «Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Че-ресчур похоже — передразнивание природы, мало похоже — отсут-ствие уважения к ней».

Слайд 9.

В связи с этим нам необходимо познакомиться с таким поняти-ем, как условность в искусстве, без которого невозможно понять сущ-ность художественного образа. Условность в искусстве — это изме-нение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность — это то, что не встречается в окружающем мире. Услов-но, например, деление пьесы на акты и действия. В жизни занавес не падает на самом интересном месте и смерть героя не дожидается конца спектакля. Давняя театральная шутка: «Отчего он умер? — От пятого акта». На балетном представлении нам не кажется стран-ным, что перед лицом смерти или при объяснении в любви персона-жи проделывают определенные ритмические движения, создают слож-ный хореографический рисунок. «Немота» танцовщиков позволяет лишь сильнее оттенить красноречивость их жестов.

А сколько увлекательных происшествий придумано писате-лями-фантастами! Полеты на другие планеты, встречи с несуще-ствующими марсианами, войны с ними… Вспомните «Аэлиту» А.Н.Толстого или «Войну миров» Г.Уэллса. Реализм ли это? Ко-нечно, нет. Но так ли далеки от жизни эти произведения? И в фан-тастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реаль-ным. Вспомните слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней на-мек!..» Иначе говоря, произведение искусства в деталях, в частно-стях может позволить себе вымысел, но в главном — в рассказе о людях оно должно быть правдиво.

Слайд 10.

Приходилось ли вам видеть картину П. Брейгеля «Страна лен-тяев»? Поначалу она кажется далекой от реальности, но ее ус-ловный язык надо уметь расшифровать. Попробуйте сами сделать это.

(Примерные ответы: Наш взгляд привлекают фигуры трех лежащих на земле ленив-цев: солдата, крестьянина и писателя (возможно, странствующего студента).

В картине множество занятных подробностей, которые замечаешь не сразу. Частокол, сплетенный из колбас, гора сладкой каши окружают страну изобилия. Бегает по лугу жареный поросе-нок с ножом в боку, будто предлагает нарезать себя на куски, срос-шиеся лепешки, напоминающие кактус, яйцо на ножках… А крыша, служащая укрытием от солнца в виде круглой столешницы, проде-та сквозь ствол дерева и уставлена всевозможными яствами… Все эти художественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время аллегорически воплоща-ют вечную мечту об изобилии, благоденствии, мирной и беззаботной жизни).

— «Шкала условностей» в искусстве может расширяться или су-жаться. Если она расширяется, встает резонный вопрос: «А не слиш-ком ли нарушено правдоподобие?» Если, наоборот, сужается, возни-кает опасность скатывания к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для переда-чи мыслей автора. Художник не должен терять чувство меры в ис-пользовании условности, иначе оно может разрушить художествен-ный образ.

Слайд 11

Следующий видеоряд поможет увидеть и услышать художественные образы в различных произведениях искусства и ещё раз подтвердить, что художественный образ — особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только соб-ственный мир чувств и пе-реживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Слайд 12.

Домашнее задание

1. Можно ли согласиться с утверждением Платона, что искусство, воспроизводящее предметный мир, является только «тенью тени», «копией копии» мира реального? Поясните свой ответ.

2. У английского поэта У. Блейка есть такие стихи:, В одном мгновеньи видеть вечность,, Огромный мир — в зерне песка,, В единой горсти — бесконечность, И небо — в чашечке цветка., Какое отношение эти слова поэта могут иметь к природе художественного образа? Поясните свой ответ.

3. Подготовьте реферат «Правда и вымысел в произведениях фантастики или народных сказках».