Введение
В данной статье мы рассмотрим преобразования, произошедшие в России в эпоху царствования Петра Великого. Мы постараемся понять, какие факторы стали причинами необходимости реформ и какие изменения были осуществлены Петром в области экономики, политики, армии и культуры.
Тело статьи
Причины преобразований
Причины необходимости реформ в России в эпоху Петра Великого можно выделить в несколько групп.
- Экономические факторы. Нарастающее экономическое отставание России от европейских стран создавало серьезную угрозу национальной безопасности. Необходимость усиления позиций правящего сословия и обновления государственного аппарата управления стала очевидной.
- Социально-политические факторы. Опора самодержавной власти на служилое сословие, находившееся в стадии патриархальной социальной общности средневековой эпохи, противоречила требованиям современных общественных отношений. Социальная нестабильность и “бунтарный” характер ХVII в. порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия и мобилизации его ресурсов.
- Культурные факторы. Религиозный кризис, вызвавший явления обмирщения сознания и межконфессионального разобщения, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры. Приобщение к европейскому, более цивилизованному быту, стало главной задачей Петра.
Экономические преобразования
Прежде всего, Петр Великий провел ряд мероприятий, направленных на стимулирование экономического развития страны:
- Реформа налоговой системы: уменьшение налогового бремени для мелких производителей и поощрение развития более перспективных отраслей экономики.
- Банковская реформа: создание государственных банков для стимулирования кредитования, а также развития местной и международной торговли.
- Создание специальных фондов для развития промышленности: стимулирование развития производства металла, текстиля, судостроения и других отраслей.
Политические преобразования
Петр Великий провел ряд организационных мероприятий, направленных на укрепление государственной власти:
- Создание Сената: новый орган управления, назначенный Петром, был ответственен за осуществление законодательной, исполнительной власти и обеспечение правопорядка.
- Делегирование губернаторов для провинционных управлений: Петр решил ограничить самодержавие, распределив власть на территориальной основе.
- Борьба с происки старшинства: Петр издал меры, направленные на снижение влияния бояр на государственные дела.
Армейские преобразования
Петр Великий нанял иностранных специалистов и провел ряд мероприятий, целью которых было увеличение эффективности армии:
По роману А.Н. Толстого «Петр Первый»
... искали : толстой петр 1 анализ петр 1 сочинение сочинение по роману Петр первый сочинение петр 1 сочинение по роману толстого пётр первый Сохрани к себе на стену! ... неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья ... организации развития сюжета играют массовые сцены, диалоги, описание жилища, быта и портреты героев. А. Толстой подчеркивает ...
- Принятие новой формы одежды и униформы: новые формы предполагали качественное обновление военного обмундирования, что повысило боевую духовность и военный моральный дух.
- Создание новых видов войск: Петр создал новые типы войск, чтобы повысить свои боевые возможности, в частности, как морских и инженерных войск, легкой и лютневой пехоты.
- Построение новых кораблей: Петр построил новые корабли для обновления своего флота и острых морских задач.
Культурные преобразования
Главной задачей культурной реформы Петра было обновление культуры России и ее приближение к европейскому уровню цивилизации. Он провел ряд мероприятий в этом направлении:
- Введение Гражданского Кодекса: новый кодекс установил новую правовую систему, основанную на актуализации наличных правил в коммерческом и гражданском праве.
- Новое искусство и архитектура: Петр пригнал множество иностранных мастеров, чтобы украсить Россию монументами нового искусства и архитектурным совершенством.
- Интеллектуальные и научные исследования: Петр способствовал появлению научной иностранной литературы, что позволило адаптировать российскую литературу к европейскому уровню.
Заключение
Реформы Петра Великого стали знаковым событием в российской истории. Они послужили для изменения экономической, политической, военной и культурной ситуации в России. Появление России как крупной и активной державы было результатом этих реформ. Петр Великий ввел Россию в европейское сообщество и дал возможность стране активно участвовать в делах мира. Он сделал свою страну значимой и открытой мировой цивилизации.
Введение
Культурные изменения, произошедшие в России в XVIII веке, сильно изменили страну и привели к созданию новой, более современной России. Одним из ключевых фигур в этих преобразованиях был Пётр I.
В этом исследовании мы рассмотрим процесс «европеизации» культуры и быта в эпоху Петра Первого и его влияние на развитие русской культуры.
Глава I. «Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого
В XVIII веке в России происходили значительные изменения, связанные с «европеизацией» русской культуры. Основным ключом к успеху этих реформ было становление и развитие светской национальной культуры, серьезные изменения в быту и нравах, основанных на европейских образцах.
Стоит отметить, что на всем протяжении XYII века проникновение западно-европейской культуры в Россию было очень активным. Однако в эпоху Петра Великого этот процесс принял новое направление, когда новые идеи и ценности были насильственно внедрены в различных сферах жизнедеятельности русского дворянства, которое было главным объектом преобразовательной политики Петра. Это было в основном связано с государственными целями Петра Великого, такими как промышленные и административные реформы, решение задач внешней политики и сближение с Европой.
Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой быта и культуры русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.
Стили и направления в современном музыкальном искусстве России
... культуры. Современное музыкальное искусство России представлено различными стилями и направлениями благодаря межкультурной коммуникации людей разных стран, общению, а также развитию техники (создание современных ... направления в музыкальном искусстве 1.1 Понятие стиля и направления в музыке В течение длительного времени музыка была наиболее общедоступным о популярным видом современного искусства. ...
Все эти переменные мощно повлияли не только на быт и культуру России, но и на развитие русского искусства.
Глава II. Развитие искусства в эпоху «европеизации»
XVIII век был ознаменован великими достижениями русского искусства. В архитектуре, каменной резьбе, живописи и графике русское искусство создало множество шедевров, сравнимых с лучшими образцами европейского искусства. Заметным направлением становления российского искусства стали работы Карла Штедля, основателя русской академии изящных искусств, чьи эскизы показывают оригинальность и высокий уровень творческого мышления.
Особенно ярко искусство проявило себя в «петровском барокко», где были использованы сложные движения, многообразие декоративных элементов и ярких красок. Броские формы и яркая конструкция этих сооружений сделали их уникальными, и многие из них до сих пор вызывают восторг у посетителей искусства.
Одновременно с петровским барокко были также созданы новые направления в искусстве, такие как классицизм и империализм, характеризующиеся богатством эмоции и более рельефной трактовкой реальности, чем петровское барокко, которое преимущественно использовало декоративные элементы.
Глава III. Развитие местной культуры и культурного ориентирования на Европу
В XVIII веке происходил параллельный процесс развития местной культуры и своеобразной противопоставки русского и европейского искусства. Многие художники, например, говорили о том, что российское искусство должно быть ориентировано на свои корни и традиции. Однако другие искусствоведы заявляли, что развитие российского искусства должно идти по европейским примерам.
В последующие годы эта дилемма между двумя направлениями не прекращалась, однако начало XX века стало временем, когда русское искусство особенно сильно проявило свою силу и узнаваемость как самобытное творение.
Заключение
В целом, можно сказать, что «европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого привела к значительным изменениям не только в России, но и в Европе в целом. Успехи реформ Петра проводили Россию на новый этап развития и открыли новые горизонты в развитии русской культуры. XVI век остается значительным веком, настоящийм знают во всем мире.
Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б.И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта и культуры.
После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений, мало задумываясь о том, что они не имели здесь органичной предыстории. Более того, те способы, которыми Петр внедрял европейскую цивилизацию, говорят о том, что преобразователь требовал от своих подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.
Евгений Онегин, энциклопедия русской жизни
... о его расцвете творческих сил. "Евгений Онегин" становится своеобразной энциклопедией русской жизни, отражая все аспекты общества и души ... «Евгений Онегин» Пушкина Дворянское общество – одна из важнейших тем романа Пушкина «Евгений Онегин». Автор проделывает большую работу, чтобы ... предельно сжатой форме рассказывает о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века. Его "болтовня" - ...
Сближение с западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 года) Петр выступил в роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезав бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр проделывал несколько раз. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление. Указ 1705 года обязывал все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.
Великое посольство, отправленное Петром I в Европу, привнесло в Россию много новых тенденций и идей, включая европейский стиль одежды и манеры. Возвращение послов вызвало большое волнение и интерес среди русской знати, которая стала активно принимать новые модные тенденции.
Вскоре после возвращения «великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортового дворца, на которое многие гости прибыли в традиционной русской одежде. Однако, старые русские наряды уже начали уступать место новым модным тенденциям, которые пришли из Европы.
В 1700 году был принят специальный указ, обязывающий носить венгерское платье, или кафтаны, вместо русского наряда. В следующем году ношение русского платья было запрещено, а изготовление и продажа таких нарядов стали караться законом. Вместо русской обуви, также стало предписываться носить немецкую обувь — сапоги и башмаки.
Такие меры были приняты с целью сознательного противопоставления старого, архаичного стиля одежды новым, современным и удобным тенденциям. Очевидно, что долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы, и правительство не раз публиковало указы, угрожающие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
Однако, европеизация воспринималась русскими дворянами субъективно. Для них главным критерием европеизированного быта было отличие от крестьянской жизни. Поэтому, чтобы быть «европейцем», русскому дворянину приходилось изменить не только одежду, но и прическу, манеры и образ жизни в целом. И это можно было сделать только путем обучения европейской культуре.
Обучение русским дворянам новым нормам и стандартам было непростым, так как они выросли в соответствии с традиционными ценностями допетровской Руси. Поэтому, в петровскую эпоху, они оказались у себя на родине в положении иностранцев, которым приходилось обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве непосредственным опытом.
Петр понимал, что обучить своих подданных новому «языку» с помощью угроз и указов невозможно. Поэтому, под его непосредственным руководством, выходили пособия и руководства по обучению «правильному» поведению, чтобы помочь дворянам освоить новые нормы и стандарты.
Поиски истины и смысла жизни героями русской литературы
... честная, человеческая мера счастья. Но в этот момент персонаж погибает. Смысл жизни Болконского оказывается в его поиске, неустанности исканий, непримиримости с обстоятельствами и скудоумием. Данная статья поможет написать сочинение на тему «Смысл жизни ...
Анализ сочинения «Юности Честное Зерцало»
Сочинение «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» является образцом европеизированных тенденций в русском дворянстве в эпоху правления Петра I. Согласно данному произведению, молодому человеку необходима приветливость, смирение и учтивость, а также властвование иностранными языками, танцами, фехтованием и начитанностью для пользования успехом в обществе.
Однако, помимо этих параметров, сочинение содержит не менее странных советов, которые казались необходимыми для достижения социального успеха, визуально сочетая несопоставимые рекомендации и препарирование тела в нетрадиционных формах.
Стоит отметить, что «Юности честное зерцало» отражает одну из главных целей европеизации в России — приобщение дворянства к иностранным языкам, с целью поднятия их социального статуса. Иван IV проводил подобную политику, что было заметно после его коронации — кое-какие законы аналогичны сочинению «Юности честное зерцало». Однако, с точки зрения адаптации на русской почве европейской культуры, требования сочинения были эклектическими, и многие атрибуты настоящего «господского» образа жизни стали для россиян общими местами.
Атрибуты европеизации русского дворянства
С точки зрения иностранных языков, сочинение предписывает, чтобы молодые люди всегда говорили на чужом языке, чтобы если им потребуется говорить тайно, разговаривать на нём, чтобы один никакой srвтвед их не поняли. Это указывает на то, что русская культура взяла за основу европейский экземпляр, и их нормы стали унылыми о порозневшей культуре, которую Петр Великий стремился изменить и направить в соответствующее русскую чугунную литеру положение.
Также следует отметить, что танцевальная хореография получила новое интонирование со стороны сочинителей, изменяла не только форму реконструкции вокруг жанра танца, но и составляла категорию охотного развлечения. Требование быть красноречивым и начитанным также было новшеством, как и строить на добродетели в виде приветливости, смиренности и учтивости.
Противоречие рекомендаций
Сочетание новых и старых ценностей, несомненно, приводило к разногласиям и парадоксам, которые представляют особый интерес при изучении сочинения «Юности честное зерцало». Так, рекомендация обладать иностранными языками становилась новой нормой, а в то же время сочетание незнакомых языков и необычных манер могло вызвать замешательство, что не всегда давало серийный зритель нужную модификацию в конференции общения.
Как показало наше исследование, в поиске новых ценностей Россия выбрала неправильный курс, который вовсе не обеспечил нужную адаптацию к образу жизни европейского общества. Преодоление противоречий и поиск гармонии между традиционными и новыми стандартами поведения являются важным шагом для полноценного развития российского общества.
В Петровскую эпоху в России произошли значительные социально-экономические и политические изменения, которые нашли отражение в литературе и публицистике. Одной из важных публикаций того времени было «Рассуждение…» о причинах войны с Швецией, выпущенное в 1717 году в Петербурге. Этот дипломатический трактат, подготовленный по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым, стал первым подробным изложением внешнеполитических приоритетов страны в истории России.
Роль Петра I в истории России. Что сделал Петр I для развития России?
... гг. перечеркнула эти достижения. >> 1762-1775. Екатерина II от дворцового переворота и свержения Петра III до восстания Пугачёва. Историческое сочинение Следствием Великого посольства царя и ... -Петербург посещают миллионы туристов ежегодно. Он поражает своей архитектурой, культурой и атмосферой. Но не ... от его строгости, образованности и коренных реформ. Петр Великий любил Россию и сделал все для ...
В экономической публицистике того времени выделяются работы Б.Т. Посошкова (1652 — 1726), выдающегося ученого-самородка. Особенно известна его работа «Книга о скудости и богатстве», которая представляет собой анализ проблем бедности и богатства в России.
В эпоху Петра в России также были выдающиеся ораторы, писатели и общественные деятели. Один из них — Феофан Прокопович (1631 — 1736), главный сторонник церковной реформы. Он разработал «Духовный регламент» в 1721 году и написал важный политический трактат «Правда воли монаршей» в 1722 году.
Еще одним значимым церковным деятелем того времени был митрополит Стефан Яворский (1658 — 1722), который занимал должность местоблюстителя патриаршего престола в 1700 — 1721 годах. Он написал крупные религиозные трактаты «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры», в которых выступал против реформаторства и протестантизма.
В период Петра были предприняты попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии, включая произведения Ж.-Б. Мольера, такие как «Амфитрион» и «Доктор принужденный». Также появились первые русские драматические произведения, включая «Владимир» (трагикомедия Ф. Прокоповича) и «Слава Российская» (пьеса Ф. Жуковского).
Изменения в быте и нравах высших кругов общества проявились в появлении новых форм развлечений. В конце 1718 года в Петербурге были введены ассамблеи, которые были аналогом французских салонов. Целью Петра было приобщение русских дворян к светскому образу жизни, распространенному в Европе, а также вовлечение русских женщин в общественную жизнь. При организации ассамблей Петр использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.
В указе Петра I установлены правила и порядок проведения собраний в частных домах, а также указаны лица, которые имеют право на участие в этих собраниях. Все присутствующие должны следовать установленным правилам и распорядку данного развлечения.
Петр I организовывал ассамблеи не только в частных домах, но и в Летнем саду, где также действовал особый регламент. Гости прибывали на лодках и входили в сад через нарядные деревянные галереи, которые одновременно служили пристанями и приемными залами. Здесь накрывались столы со сладостями и другими закусками.
19 и 20 декабря 1699 года были изданы указы, вводившие новое летоисчисление. Теперь новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов следовало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев — ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.
Петр I можно считать основателем системы государственных праздников. Викториальные празднества были построены им по образцу триумфов императорского Рима. Уже в 1696 году, во время торжеств по случаю победы русских войск под Азовом, были заложены основные элементы и составные части будущих празднеств, в которых была заметна римская основа. По указанию Петра, мастер Иван Салтанов с товарищами построил триумфальные ворота, украшенные резными статуями Геркулеса и Марса, а также эмблемами и аллегориями, незнакомыми для русской аудитории.
«Медный всадник»: образ Петра I, Петербурга, Евгения, конфликт ...
... Образ Евгения в поэме «Медный всадник» — сочинение: характеристика, описание Образ Евгения в поэме «Медный всадник» Писатель четко описывает героя — маленького человека, который бунтует и конфликтует с государством. Его облик прослеживается в каждой строчке поэмы. Вот описание и характеристика образа Евгения в поэме «Медный всадник» — сочинение: ...
Петр I стремился приобщить женщин к общественной жизни, однако забывал, что они не были полностью готовы к этому и не могли сразу же отказаться от традиционного образа жизни. Преобразования, проводимые Петром, включали в себя и заботу о женщинах, в которой он указывал им, как одеваться, разговаривать, сидеть и вести себя в обществе. Однако на первых ассамблеях, как отмечает С.Н. Шубинский, русские боярыни и боярышни выглядели смешно и неуклюже — «затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанной и напудренной прической и длинными шлейфами». Они не только не могли легко и грациозно танцевать, но даже не знали, как правильно стоять и сидеть.
Глава 2. Петровские преобразования в искусстве
2.1 Архитектура, скульптура
Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Особое значение имело строительство новой российской столицы — каменного Санкт-Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы, и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.
Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем, высота которого достигала 45 м. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.
В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII -XYIII веков.
В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем вместо шпилей появились, подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственный ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка.
Русское изобразительное искусство XVIII века
... его индивидуального облика служило не более чем отправной точкой. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Ко второй половине XVIII века Россия, полностью отойдя от изживших себя форм средневековой художественной ... отдельна портреты приобретали подлинно обличительную силу. Это особенно относится к творчеству Алексея Петровича Антропова (1716 - 1795). Выходец из мастерового люда, ученик А. М. ...
Архитектурный стиль русского барокко в новой столице
В новой столице, основанной Петром I, активно работали зодчие разных национальных школ, в результате чего были возведены дворцы, храмы и государственные здания, объединенные общим архитектурным стилем. Этот стиль получил название русского барокко первой трети XVIII века или петровского барокко.
Воплощение индивидуальных творческих взглядов архитекторов в практике было смягчено влиянием двух основных факторов. Во-первых, русские многовековые традиции оказывали значительное воздействие на архитектируемые сооружения. Исполнители архитектурных замыслов, такие как плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и другие строительные мастера, были носителями и проводниками этих традиций.
Во-вторых, заказчики, в частности сам Петр I, играли важную роль в формировании архитектурного облика столицы. Петр I тщательно рассматривал все проектные предложения архитекторов и отвергал те, которые не соответствовали его представлению о внешнем виде города, иногда внося существенные изменения в проекты.
Огромное значение в развитии русского барокко имели выдающиеся русские и иностранные архитекторы. Один из наиболее известных представителей западной архитектурной школы, работавших в России, был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV.
Среди наиболее известных творений Растрелли можно отметить ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, а также дворцы М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге. Однако наивысшую точку своего таланта Растрелли проявил в создании таких шедевров, как Зимний дворец в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце).
Архитектурные изменения в Петербурге в эпоху Петра I
Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 — 1734).
Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. По указанию Петра I Доменико Трезини впервые в русской архитектуре разработал в 1714 году образцовые проекты жилых домов, предназначенных для застройщиков разного достатка: одноэтажные небольшие для беднейшего населения, побольше для знатных.
Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода — дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).
Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 — 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.
28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый «Зимний дом». Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.
Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века
... первой четверти XVIII века и определить их влияние на дальнейшее развитие культуры и просвещения России. А также раскрыть личный вклад Петра ... литературу по данной теме. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-rossii-pervoy-chetverti-veka/ Рассмотреть исторические предпосылки развития просвещения и культуры первой четверти XVIII века. ... столицы в Петербург, ломку старых ...
Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.
История создания Летнего сада в Петербурге
Один из символов Санкт-Петербурга — Летний сад — был основан Петром I в 1704 году. Эта роскошная загородная резиденция, расположенная на берегу маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I — Домика императора, была задумана Петром как одно из чудес нового города, «лучше, чем в Версале у французского короля».
Петр I был поражен воображением этого места и стремился превзойти французское искусство как в Петербурге, так и в Петергофе. Он вложил в создание Летнего сада свою страсть к преобразованию и увлечение. Первоначальный план сада был разработан самим Петром, а русские архитекторы, усовершенствовав его, создали хитроумные лабиринты.
Многие указы Петра I свидетельствуют о его увлечении и размахе, с которыми создавался Летний сад. Он заботился о том, чтобы сад был создан по всем правилам искусства. Петр заказывал специальную литературу и книги о фонтанах, о Версальском парке, о римских огородах. Для сада привозились редкие деревья и скульптуры из разных стран Европы.
Лучшие садовники Европы и России принимали участие в создании Летнего сада. Они высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра I ездили по Италии в поисках редких скульптур, а в Венеции была приобретена садовая беседка «редкой красоты».
Несмотря на трудные времена, Петр не забывал о своем Саде и продолжал заботиться о нем. Летний сад стал одним из символов Петербурга и привлекает туристов со всего мира своей красотой и уникальностью.
История Летнего сада в Санкт-Петербурге
В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена «Венус старинный» — Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. «Белая дьяволица» вызывала такую лютую ненависть приверженцев к «старине», что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.
В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.
Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.
В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. Архитектором Растрелли.
В этот же период у самого залива был выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и парадного зала — дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.
До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия.
2.2. Живопись
В XVIII веке русская живопись стала развиваться, следуя общим тенденциям прогрессивного искусства Западной Европы и утверждая свое место в художественном мире. В этот период на первый план стали выходить светские темы.
Первые шаги светской живописи были предприняты в Петербурге и Москве. Ранее, живописцы создавали только иконы. Однако, возникла необходимость в создании торжественных баталий, изображающих военные победы, а также портретов царя и его приближенных. Граверы создавали иллюстрации к церковным книгам, но требовались изображения Петербурга, военных сражений и гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
Цель Петровских реформ в области культуры заключалась не только в привлечении иностранных художников, но и в просвещении отечественной публики, а также введении в русское искусство лучших традиций европейского художественного творчества. Трансформация художественной традиции произошла на рубеже XVII и XVIII веков.
В результате Петровских преобразований русские живописцы приобщились к западной школе живописи и проявили свой талант, создав непревзойденные шедевры. Период ученичества для русских мастеров был коротким, и уже во второй половине столетия вернувшиеся из Италии и Голландии художники заявили о своем мастерстве и создали непревзойденные произведения искусства.
Развитие портретной живописи в искусстве петровской эпохи
Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев.
Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н. Никитин (ок. 1680 — 1742).
И.Н. Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец — трагические невзгоды.
Портреты, созданные им в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета — общепонятный и неповторимый.
С портретов, которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его приближённых. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.).
Изобразительное искусство первой половины XVIII века в России
Портрет был самым популярным и распространенным жанром живописи в России в первой половине XVIII века. Российские художники начали все более четко представлять свои намерения, основываясь на мастерстве западного образца. Одним из ярких представителей был художник Иван Никитин (1680-1741).
Его портреты, которые он создавал в 1720-е годы были пропитаны глубокой психологической проработкой и выразительностью.
Портрет государственного канцлера Г.И. Головкина
Самым значительным произведением Никитина является портрет государственного канцлера Г.И. Головкина (1720-е гг.).
На портрете выделяется его длинное лицо, покрытое свисающими локонами парика на красноватом кафтане, украшенном драгоценными ордерскими знаками. Художник создал задумчивый, сосредоточенный портрет, который тонко передает внутренний мир Головкина.
Никитин не использует общие средства возвеличения, основывая свой портрет на прямом взгляде и глазах, наполненных жизненной мудростью.
Побочные портреты
Как илюстратор и участник книжного дела, Никитин активно работал над созданием живописных портретов. Это были, в основном, побочные отображения высоких правительственных чиновников, а также представителей знати.
Отдельно стоит отметить портрет С.Г. Строганова (1726 год), который отличен своей лаконичностью между, напоминающей стили Головкина.
Еще один заметный портрет был создан И.И. Софроновым-Рымникским в 1727 году. Этот портрет был посвящен оруженосцу своего величества Генерал-Майору П. А. Биховскому — одному из высочайших правительственных чиновников в России.
Андрей Матвеев и его творчество
К петровской эпохе по духу принадлежит и имя Андрея Матвеева (1701-1739 гг.), учившегося в Голландии благодаря указу Петра I. Работы Матвеева отличаются насыщенностью символики, космогонической пропагандой и гротескной полифонией.
Наиболее известным и значимым произведением Матвеева является «Автопортрет с женой» (1729 год).
Это произведение потрясает своим подчеркнутым интимизмом и аффектом.
Гравюра первой половины XVIII века в России
Гравюра была наиболее доступным видом искусства для обычного человека. Самые популярные темы, которые демонстрировали мастера гравюры в ту эпоху, — это виды городов, морские баталии, портреты знаменитых людей и прочие. Наиболее заметными представителями гравюры первой половины XVIII века в России были мастера, сочетавшие в своё с титанству западную технику и национальный характер, такие как Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев и другие.
Среди известных работ А.Ф. Зубова были портреты выдающихся личностей, а также изображения Петербургских видов и водных пейзажей.
В России в начале XVIII века появились живописные миниатюрные портреты на эмали. Первыми мастерами этого искусства были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах изображались преимущественно портреты царствующих особ и членов их семей. Впоследствии спрос на миниатюрные портреты был настолько велик, что в Академии художеств был создан специальный класс миниатюрной живописи на эмали.
Ювелирное искусство в России также претерпело изменения и приобщилось к европейским традициям и культуре в конце XVII — XVIII веков. Появление слова «ювелир» вместо старого русского названия «золотых и серебряных дел мастер» свидетельствует о новых тенденциях, связанных с европейским влиянием на русскую жизнь, культуру и искусство.
Развитие ювелирных украшений в России всегда было связано с модными изменениями, покроем одежды и другими факторами. В начале XVIII века украшения не отличались от изделий конца XVII века, пока не произошли изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов все еще использовались разнообразные запоны с различным декором. Они могли быть изготовлены из серебра, золота, иногда украшенные алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями.
Также изящным украшением костюма были пуговицы разных форм и размеров. Они делались из меди, серебра, золота и украшались различными техниками, такими как чеканка, эмаль, гравировка и драгоценные камни. Медные пуговицы порой были более мастерски исполнены, чем серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров, занимающихся изготовлением медных перстней и запонок, серебряных и медных серег, а также медного пуговичного дела.
Развитие моды и ювелирного искусства в России XVIII века
В 1700 году Петр I ввел новый обязательный для ношения западноевропейский стиль костюма. Это потребовало появления новых украшений, которые стали широко распространены в русском ювелирном искусстве. Броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и другие украшения стали популярными. В то же время, одежда купечества, мещан и крестьян оставалась практически без изменений до конца столетия.
В XVIII веке женская мода характеризовалась облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой. Мужчины начали носить французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками и парики.
В XVIII веке русское общество познакомилось с модой. Модная одежда распространялась через готовые образцы, которые заказывали состоятельные дворяне из Парижа и Лондона. Информация о модных новинках печаталась в различных журналах, таких как «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и других.
Костюмы дворян в XVIII веке регламентировались государственными постановлениями и указами, которые определяли не только форму костюма, но и его отделку, ткань, цвет и украшения.
Вместе с изменениями в моде менялся и характер украшений. Вместо монистов и кружев появились броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты для шляп, ожерелья, браслеты, диадемы, пояса и пряжки для платьев и обуви. Особенно популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, иногда в сочетании с длинными жемчужными нитями.
В XVIII веке придворное ювелирное искусство в России переживало бурный расцвет. Были организованы отечественные гранильные фабрики, и множество опытных западноевропейских ювелиров были привлечены для выполнения заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал «Алмазную мельницу» в Петергофе для обработки драгоценных и поделочных камней, а также для огранки алмазов.
Украшения в Петербурге в XVIII веке
В XVIII веке в Петербурге проживало множество опытных иностранных ювелиров, которые обслуживали царский двор и знать. Их работа способствовала распространению моды на украшения во всех слоях общества, хотя разница существовала в материале и искусности мастеров.
Известные иностранные ювелиры, такие как Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф и Иеремия Позье, долгие годы работали в России и оставили свой след в истории ювелирного искусства. В своих записках Позье отмечал, что придворные дамы носили изумительное множество бриллиантовых украшений, даже в повседневной жизни они не выезжали без драгоценных уборов.
Особенно редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые либо привозились из-за границы, либо иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. Нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа были одним из таких примеров. Их серебряный корпус был декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.
Оригинальным украшением того времени были подвесные ароматники, предназначенные для душистых веществ. Они имели различные формы, такие как плоды, флаконы, сердечки и бытовые предметы. Ароматники украшались красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями и гравировкой.
Серьги и перстни были самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена. В конце XVII — начале XVIII века носились одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков. Появляются новые формы серег с квадратными и трапециевидными подвесками, украшенными драгоценными камнями в глухих гнездах, а также с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими и разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.
С начала XVIII века запонки с головками разнообразных форм стали широко использоваться для украшения одежды. Они могли быть крестообразными, иметь форму розетки из драгоценных камней, быть украшенными стеклом или жемчугом и т.д.
Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо).
Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма.
Заключение
Преобразования Петра I обеспечили нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от экономической и культурной жизни передовых стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не решался без её участия.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в. имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.
Можно сказать, что европеизация в петровскую эпоху носила не только внешний характер, но, как это не парадоксально, она усилила проявление негативных черт культуры допетровской Руси.
Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков.
В результате петровских реформ «социальное положение «благородного» сословия изменялось в одну сторону, — в сторону Запада, — в то самое время, когда социальное положение «подлых людей» т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону прямо противоположную, — в сторону Востока.
Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.
Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.
Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи — великого государства европейского типа.
Несмотря на всю противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-hudojestvennaya-kultura-pri-petre/
1. Балязин В.Н. Сокровенные истории дома Романовых. — М.: СП «Икпа», 1992.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980.
3. Валишевский К. Пётр Великий. Воспитание. Личность. — М.: СП «Икпа», 1990.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М., 1996.
5. Забелин И.Е Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях -Новосибирск: Наука, 1992.
6. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века — М., 1999.
7. Ключевский В.О. Статьи. Собрание сочинений. т. 8. — М.: Мысль. 1990.
8. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. — М.: Правда, 1990.
9. Рыбаков Б.А.. Очерки русской культуры. — М.: Высшая школа МГУ, 1990.
10. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. — М.: Правда, 1991.
11. Петракова А.Б. Русские ювелирные украшения XVIII века. //» Русскiй Антикварiатъ». — 2003- №3-4.