Наука, образование и искусство России в 18 веке

Контрольная работа

В искусстве петровского времени утверждаются идеи национального могущества России. Русское государство стало одним из крупнейших государств мира.

Сохранившиеся здания XVIII в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

Изучение памятников искусства первой половины XVIII столетия началось в конце XIX — начале XX в. Проводившиеся тогда выставки портретов способствовали выявлению произведений искусства этого времени. В годы советской власти, особенно в послевоенный период в связи и грандиозными реставрационными работами развернулась активная научно исследовательская деятельность. Был собран и обобщен значительный материал, посвященный творчеству отдельных мастеров и в целом развитию русского искусства первой половины XVIII столетия. В 1970-е годы предметом пристального и углубленного внимания специалистов становится изобразительного искусство петровского времени. Открываются выставки, публикуются монографии, посвященные этому яркому периоду в истории русской культуры.

В настоящее время круг произведений изобразительного искусства XVIII в. столетия, привлекаемых для анализа специалистами, значительно расширился благодаря новым открытиям советских реставраторов.

1. Наука

ХVIII век стал временем становления российской науки. Осенью 1724 года Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти царя-реформатора — в 1725 году. Значительными были и средства, отпущенные государством на нужды академии. В ее составе действовали не только обсерватория, физическая и химическая лаборатории, но и музей, библиотека, типография, ботанический сад.

В академии работали выдающиеся зарубежные ученые (например, выдающийся математик Л. Эйлер, историк Миллер и др.).

Особенностью Академии наук России‚ было то, что она изначально была не только научным, но и учебным центром. При ней действовал академический университет, ставший центром подготовки первых отечественных научных кадров. В его стенах проходил обучение крупнейший русский ученый энциклопедист ХVIII века Михаил Васильевич Ломоносов.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки».

7 стр., 3308 слов

Немецкая философия конца XVIII - середины XIX столетия

Немецкая философия конца XVIII - середины XIX столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Немецкая классическая философия поменяла ... немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Немецкая классическая философия охватывает период ...

Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С.Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

180В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик Л. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет и, по меткому определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист.

Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной России нельзя объяснить простой случайностью, капризом природы, прихотью судьбы.

Предшествовавшее развитие русского общества подготовило великие достижения XVIII в., когда русская наука, освобождаясь от пут средневековья, переживала своеобразное Возрождение. Ф. Энгельс характеризовал Возрождение как эпоху, «которая нуждалась в титанах н которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в таких титанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик Ломоносов, математики Эйлер и Бернулли. Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но не их грудами и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука.

Она создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

13 стр., 6373 слов

Культура 18 века России

... на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, ... ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета; последняя треть столетия (начиная с середины ...

Значительны были достижения русской научной мысли, и среди них особенно выделяются гениальные догадки и открытия М. В. Ломоносова. Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все явления окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям, к познанию тайн природы. Он развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых колебательных движений.

Земли; ученый заложил основы сравнительно-исторического метода в геологии. Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой науки — астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.

М. В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора также и в области наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические труды по праву занимают видное место в русской науке. Он боролся с теорией Байера и Миллера о норманском происхождении Руси, на основе критического изучения исторических источников создал обобщающий труд «Древняя Российская история», в котором писал, что не с призвания варягов начинается история нашей Родины, а что русский народ и язык простираются в «глубокую древность». Русская история дана Ломоносовым на фоне истории всеобщей.

Реформа русского стихосложения, начатая В.К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушкиным. Ломоносов много сделал и для развития русского искусства. Он возродил забытое с XII в. искусство мозаики, способствовал выдвижению таких видных художников и скульпторов, как Ф. С. Рокотов и Ф. И. Шубин.

Труды Ломоносова намного опередили его время; все величие научного подвига этого «архангелогородского мужика» было осознано в полной мере значительно позже. Но и при жизни Ломоносова труды его получили известность за границей, он был избран членом Шведской и почетным членом Болонской академий наук. Великий математик Л. Эйлер назвал его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и всей науке».

Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его ученики и коллеги (академики) — астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.- обогатили русскую науку замечательными открытиями.

13 стр., 6357 слов

Подготовка детей к школе на занятиях по изобразительной деятельности

... Объект исследования: процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. дошкольник изобразительный подготовка ребенок Предмет исследования: условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству. Цель ...

Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия.

Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки».

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик Л. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка

И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке.

С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

Академия наук в 60—70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Для того чтобы яснее представить себе деятельность этих экспедиций и их значение для науки, остановимся на одной из них, руководимой академиком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась по течению Волги в Астрахань, обследовав Оренбургские степи, повернула к северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную Двину и добралась до Архангельска. Пройдя по побережью океана, она через Олонецкий край в декабре 1772 г. вернулась в Петербург.

Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в

России был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически, от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.

Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Франклин.

11 стр., 5124 слов

Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века

... Изучить литературу по данной теме. [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-rossii-pervoy-chetverti-veka/ Рассмотреть исторические предпосылки развития просвещения и культуры первой четверти XVIII века. Проследить развитие просвещения как одно из главных условий преобразований первой четверти XVIII века. ...

Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.

2. Образование

Основной формой обучения низших слоев населения продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в основном священники. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. Сразу после открытия университета в Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и разночинцев. Начала формироваться и система закрытых учебных заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752), Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек-дворянок (1764).

Создание этих учебных заведений превращало качественное образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

Российская образовательная система, впитала как губка лучший мировой опыт, и в тоже время развивалась с учетом своих особенностей. Для системы образования России был характерен многонациональный характер, направление на решение практических задач общества, и, тесная связь с наукой. Теми, кто «толкал» российскую систему образования с начала 18 века, была создана светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями тянула Россию на путь прогресса.

В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление — от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты «Ведомости», которую редактировал сам Петр.

По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

Но особенно большое внимание Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была «Школа математических и навигацких наук» в Москве в 1701 г. в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом), в последствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию.

При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались учебники.

47 стр., 23498 слов

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

... хранения, изучения и репрезентации). Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в музеях хранятся и письменные ... Новгородская были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: ...

Были созданы школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета.

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым.

В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д.

Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Создание инженерного вуза.

Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленности нужны были многочисленные специалисты, в т.ч. высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось _ государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной промышленности. В этих условиях группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленности России) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов.

В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение “О заведении горной школы” и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Все предложения и материалы по созданию горного учебного заведения Берг-Коллегия передала на рассмотрение обер-прокурора Сената М.Ф. Соймонову. Доклад “Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии” с проектом училища и планом обучения Сенат представил императрице Екатерине II, которая утвердила его 21 октября 1773 г. Торжественное открытие Петербургского горного училища состоялось 28 июня 1774 г.

19 стр., 9152 слов

Династия Демидовых — 300 лет на благо России

... Демидовых". К концу XVIII века Нижний Тагил был заметным промышленным и культурным центром. В 1806 году был образован Нижнетагильский горный ... истории старались не вспоминать. Человек лишался своих корней, превращался в “непомнящего родства”, как когда-то называли в России ... Адмиралтейство железо, по отдельным заказам отливали для Черноморского ... что заводов "таковых великих и прибыточных во всей России ...

Согласно уставу Горного училища в вуз разрешалось принимать детей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немецким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского университета, Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское искусство, черчение и рисование.

Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе теоретические и практические занятия.

Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводились в присутствии президента Берг — Коллегии и ее членов. На сессии также приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. Первые выпускники горного училища показали себя зрелыми специалистами, каждый из которых был на учете в Берг — Коллегии. Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз.

При училище был создан гимназический класс, который в течение нескольких лет готовил _ мальчиков для последующего обучения по программе инженерного вуза.

19 октября 1784 г. Горное училище было подчинено непосредственно Кабинету императрицы Екатерины II, а его директором стал генерал — майор П.А. Соймонов. По представлению нового директора училища с 1784 г. число казеннокоштных воспитанников увеличилось до 30 человек, а через несколько лет — до 60. Период руководства П.А. Соймонова продолжался до 1792 г. и был весьма благоприятным для Горного училища.

За эти годы удалось построить большой трехэтажный флигель, существенно увеличить государственное финансирование вуза (до 30.000 руб. в год) и привлечь к занятиям крупных специалистов.

Создание Медико — хирургической академии.

Во второй половине XVIII века в Российской империи получило значительное развитие медицинское образование. С 1764 г. начались регулярные занятия на медицинском факультете Московского университета. В 1783 г. в Петербурге было открыто Калинкинское медико-хирургическое училище, преобразованное позже в Императорский медико-хирургический институт (это учебное заведение находилось под покровительством Екатерины II).

Квалифицированных лекарей готовили медико — хирургические училища в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико-хирургических училищах установился пятилетний срок обучения. Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. На четвертом и пятом курсах были, в основном, практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме.

12 стр., 5553 слов

Золотой век русской культуры XIX века

... культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время "Золотым веком". Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия ... культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и ... литературе, публицистике, театре и живописи. Оно ... училища с программой обучения, рассчитанной на ...

Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств.

3. Искусство России

XVIII век — важная веха в развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули все слои общества и все стороны жизни российского государства. Городские и загородные царские резиденции, дворцы знати стали украшаться круглой станковой скульптурой, декоративной пластикой и портретными бюстами. Не дожидаясь, пока сформирует кадры отечественная школа, Петр повелел покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. Русские юноши отправлялись в Европу учиться искусству скульптуры.

В начале XVIII в. особенное распространение получила монументально-декоративная пластика. В это время часто встречается горельеф, причем такой, в котором допускала сильный отрыв пластических объемов от фона. В тех же случаях, когда мастера создавали барельеф, они охотно пользовались типом так называемого живописного рельефа, в котором, как в картинах, чередуются планы, передается перспективное сокращение предметов, используются элементы пейзажа.

Все это можно видеть на примере скульптурных украшений Дубровицкой церкви (1690-1704) и Меншиковой башни (1701-1707) в Москве, изящной резной декорации кабинета Петра в Большом дворцов Петергофе, исполненной в 1718-1721 гг. Никола Пино, барельефов на стенах Летнего дворца в Петербурге (1710-1714), аллегорически отображающих события Северной войны. Их автор выдающийся немецкий скульптор и зодчий Андреас Шлютер умер всего через полгода после своего приезда в Петербург и, естественно, не успел за этот срок создать ничего большего.

В 40-х годах благодаря стараниям видного русского ученого Д.И. Виноградова — друга М.В. Ломоносова — в Петербурге основывается фарфоровый завод, третий в Европе по времени возникновения. В 1766г. открывается частный завод Гарднера в Вербилках под Москвой. Эти заводы наряду с посудой, табакерками и другими бытовыми предметами выпускали также привлекающие изяществом произведения мелкой пластики.

Исключительный вклад внес в русскую культуру середины века Михаил Васильевич Ломоносов, возродивший искусство мозаики, известное еще мастерами Киевской Руси. Секреты изготовления смальт — цветных стекловидных масс разнообразных оттенков — сохранялись в Западной Европе в строгой тайне. Чтобы получить смальты, Ломоносов должен был разработать технологию и технику их производства. Богатейшая «палитра» окрасок стекла, не уступающих по силе и красоте цвета знаменитым в XVIII в. итальянским смальтам, была получена ученым на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом после проведения более чем четырех тысяч опытных плавок. В 1758г. М.В. Ломоносов представил на конкурс устроенный Сенатом по его инициативе, проект памятника Петру I в Петропавловском соборе, где похоронен император.

7 стр., 3223 слов

Эстетика русской пейзажной живописи

... искусства. В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на ... дает ощущение пространства. Издавна русская культура считала волю и простор ... эстетике XVIII — начале XIX вв. развивается понимание эстетики как философии искусства, ... в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная ...

Вторая половина XVIII в. — период высоко подъема скульптуры. Развиваются все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст, наряду с монументально-декоративными становятся излюбленными и станковые произведения.

В это время непревзойденными мастерами психологического портрета считались француз Гудон и Федот Иванович Шубин, скульптор-портретист. Он известен и как создатель многих бронзовых изваяний. Но полностью Шубин выразил себя именно в произведениях из мрамора. В обработке мрамора он проявил высокое мастерство, находя разнообразные и убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей прически и париков, но главное — выражение лица портретируемого, в зависимости от возраста, пола и прочих особенностей.

Шубин был мастером именно бюста. Никогда не повторяясь в решениях, он каждый раз находил и своеобразную композицию, и особый ритмический рисунок, идущий не от внешнего приема, а от внутреннего содержания изображаемого человека. Шубин своими работами утверждал ценность человеческой личности, умело показывая противоречивость характера и воспроизводя внешность портретируемого с детальной точностью. Примером может служить мраморный бюст генерал-фельдмаршала З.Г. Чернышева (1774), стоявшего во главе русских войск, занявших в 1760г. Берлин.

Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которой оно оформилось и расцвело. В его работах реализм сочетается с ранним этапом классицизма. Особенно ярко это выражено в портретах Екатерины II.

Для Большого каскада в Петергофе Шубин создал выдержанную в классических формах бронзовую статую Пандоры, удачно вписав ее в общий садово-парковый ансамбль.

В самом конце XVIII в. начались работы по реконструкции ансамбля петергофских фонтанов и замене обветшавших свинцовых статуй новыми. Козловскому дают наиболее ответственное и почетное задание: изваять центральную скульптурную композицию. Большого каскада, фигуру Самсона. Переданная в сильном движении, напоминающая статуи Геракла и титанические образы Микеланджело, мощная фигура Самсона олицетворяла грозную силу русского оружия.

С именем Щедрина связаны выдающиеся архитектурно-художественные ансамбли Петербурга — Адмиралтейство и Большой каскад в Петергофе. Для каскада он изваял аллегорическую фигуру «Нева», данную в легком, естественном движении. В скульптурных произведениях, выполненных Щедриным для Адмиралтейства, основной темой было утверждение военно-морской мощи России. Наиболее выдающимися из этого скульптурного убора были «Морские нифы» — две группы, обрамляющие главные ворота Адмиралтейства; каждая из трех женских фигур поддерживают небесную сферу.

Совместно с Гордеевым, Мартосом, Прокофьевым и живописцами Боровиковским, Егоровым и Шебуевым Щедрин работал над декорированием Казанского собора.

В конце XVIII в. Мартос выполнил ряд скульптурно-декоративных работ в интерьерах екатериниского Царскосельского дворца, а в само начале XIX в. — статую Актеона для ансамбля Большого каскада Петергофа.

Наиболее позднее монументальное произведение Мартоса — памятник М.В. Ломоносову для Архангельска.

Младшим из плеяды выдающихся русских скульпторов XVIII в. был Иван Прокофьевич Прокофьев. Ему принадлежит статуя «Актеон» (1784), в которой с большим мастерством передано сильное и легкое движение юной обнаженной фигуры. У Прокофьева постоянно сохранялись в трактовке человеческого тела чувственная мягкость. Произведениям Прокофьева свойственная идиллическая тональность.

С наибольшей очевидностью это проявилось в обширной серии гипсовых рельефов, украшающих парадную лестницу Академии художеств (1785-1786), дом И.И. Бецкого (1784-1787), дворец в Павловске (1785-1787), а также чугунную лестницу Академии художеств (1819-1820).

В основном они представляют довольно сложные аллегории различных видов художественного творчеств.

Искусство начала XVIII в. стремилось говорить на общеевропейском изобразительном языке. ломоносов искусство скульптурный россия

Примером связи искусства с жизнью России тех лет служат гравюры, самый распространенный быстрее всего откликавшийся на происходившие события вид искусства. Они представлены оформлением и иллюстрацией книг и самостоятельными, почти станковыми листами. В гравюрах преобладали батальные сюжеты и городской пейзаж, порожденные военными событиями и строительством Петербурга. Гравюра последней трети XVIII в. отличается разнообразием техник. Особенно большое применение в это время находит офорт. К этой технике прибегали и собственно граверы и часто архитекторы.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец

(1754-1762 г. ) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом-многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.).

В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма.

К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.).

Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова — Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.).

К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

В живописи того времени в первую очередь развиваются те разделы, в которых была острая потребность.

По терминологии начала века — это «персоны» и «гистории». К первым перечислились портреты, под вторыми подразумевали довольно различные произведения: баталии, мифологически-аллегорические композиции, декоративное панно, религиозные изображения.

С началом XVIII в. главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Среди станковых картин, многочисленных монументальных панно и плафонов, миниатюр и так далее предпочтение отдается портрету во всех разновидностях: камерному, парадному; в рост, погрудному, двойному. В портрете XVIII столетия проявился исключительный интерес к человеку, столь характерный именно для русского искусства.

Наиболее известные художники петровского времени — Иван Никитин (1690-1742) и Андрей Матвеев (1701-1739) — основоположники русской светской живописи.

Ранние портреты кисти Никитина, изображающие царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра I, и его племянницу Прасковью Ивановну, подтверждают, что он славился своим искусством, ему делали почетные заказы.

К творчеству Ивана Никитина зрелой поры принадлежит два шедевра, не имеющих равных в русской живописи этого времени. Первый из них — портрет Петра I в круге, который отличается удивительной выразительностью и простотой. В русской живописи, да и в мировой, возможно, не найти столь глубокого проникновения в личность самодержавного властелина.

В одном ряду с изображением императора стоит другой портрет художника — «Наполеон гетман». Портрет отличается редкой для своего времени психологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана словно живет отзвук самой эпохи бурных петровских преобразований и битв.

В искусстве XVIII в. приобретает самостоятельность изображение природы. Пейзаж развивается как отдельный жанр, где видными мастерами были Семен Щедрин, Михаил Иванов, Федор Алексеев. Двое первых часто изображали окрестности Царского Села, Павловска, Гатчины, передавали впечатления путешествий по Италии, Швейцарии,

Испании. Русским столицам, Петербургу и Москве, посвятил много произведений Алексеев, который учился в Императорской Академии художеств, а затем совершенствовался в Венеции. «Вид дворцовой набережной и Петропавловской крепости» — одна из самых известных его картин, которая передает просторы невских берегов, разнообразную игру света на воде, строгую красоту дворцов классической архитектуры.

Конец XVIII в. отмечен появлением больших произведений русской академической живописи. Формируется одна из богатейших художественных коллекций мира — Эрмитаж.

В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764г.) Екатерины II. Открыт для публики в 1852г.

Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг в пред в развитии светского направления.

Для русской культуры XVIII в. стал периодом развития светского искусства, этапом накопления творческих сил. Отечественная живопись не только не уступала европейской, но и достигла вершин. Полотна великих портретистов — Рокотова, Левицкого, Боровиковского — ярко обозначили достижения на этом пути, повлияли на дальнейший плодотворный рост русской художественной школы.

О решительном переходе к новому искусству свидетельствует утверждение новых жанров и техники. Постепенно ведущее место заняли картины на светские сюжеты, выполненные маслом. В художественный обиход вошло изображение человеческого тела с учетом анатомии. Светское искусство петровского времени представлено монументальной росписью, различными видами станковых произведений и миниатюрой. Наибольших успехов достигло искусство портрета во всех его разновидностях. Обращает на себя внимание большое число парадных портретов, изображающих членов царствующего дома, высших сановников. Очевидно социальная функция парадного портрета. Он не просто прославлял Петра I и близких ему лиц, но и способствовал утверждению идеологии абсолютизма, утверждал сословное самосознание дворянства. Но главное направление искусства портрета в России изначально было связанно с новым пониманием человека как личности, со стремлением художника проникнуть в его внутренний мир, что нашло отражение в камерном портрете.

Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма).

Появляется авторство.

Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.

В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей.

Заключение

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования — этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/nauka-i-iskusstvo-veka/

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. -2-е,изд.

2. МИР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Энциклопедический справочник. Российская таможенная академия Санкт-Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова. МОСКВА. 2000

3. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА. МОСКВА. «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». — 3-е изд .