Музыка в театральной практике существует, вероятно, столько же времени, сколько существует сам театр. И вместе с тем вопросам звукорежиссуры спектакля почти никогда не уделяется внимание в многочисленных трудах по теории и истории театра, не интересуется этой проблемы, как правило, и театральная критика. В курсовой работе я сделаю попытку раскрыть роль музыки в создании образа спектакля. Попутно затрону проблемы звукового оформления спектакля. Поэтому первая часть работы посвящена музыке, как одному из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра. Вторая часть посвящена особенностям театральной музыки. В третьей части разбираются вопросы музыкального оформления спектакля.
Театральные зрелища, как известно, возникли в древности и описаны Аристотелем, который определил их связи с музыкальным искусством. Первые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливала значение слов, танцы иногда становились самостоятельными номерами. Подобные действия отличались синкретизмом (от греч. «соединение»), то есть такой степенью слитности составных частей – музыки и слова в первую очередь, что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Все отличительные качества музыки были восприняты и многократно усилены древнегреческим театром, в котором она составляла некий стержень, на который «нанизываются» все разделы трагедии. Действие музыки и звучащего слова в античной трагедии усиливалось специальной акустикой амфитеатров, законы которой были подсказаны древним греческим архитекторам горными ландшафтами. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтетизмом – намеренным соединением разных форм.
Развитие истории музыкально-театральных жанров
Источником музыкального театрального жанра послужило богослужение, в рамках которого разрабатывались драматические формы повествования о событиях, описанных в Библии. В конце XVI века появился жанр оперы, который шагнул за пределы храма, направленный уже на социальный контекст, где он стал доступен правящему классу. Основой оперы всегда была музыка, а сам театр являлся условным, так как в реальной жизни люди не поют, чтобы выразить свои чувства. Независимо от стиля, оперные спектакли продолжали быть музыкальным событием, объединяющим сознание не только в сюжете и музыке, но и в социальном контексте, поскольку опера всегда находила эхо в различных слоях общества.
Проблема трагедии молодого поколения на войне
... жизнь. (17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории. (18)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. Ю. Бондарев. Из книги «Мгновения». ... Бондарева: (1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно. (2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле ...
Опера XX века отличается огромным многообразием как в жанровом плане, так и в смысловом наполнении. В ней используются античные мифы, притчевая литература, эпический роман, символическая комедия, чтобы выразить всеобщие универсальные значения. Музыкальные спектакли – это мощное и даже опьяняющее воздействие, особенно когда в них задействованы качественный ансамбль певцов, хор и профессиональная режиссура. Они подчиняют зрителя и уводят его в мир божественных звуков.
В XVI веке на основе природных и народных танцев начал формироваться балетный театр. В балете события и взаимоотношения персонажей рассказываются через движения и танцы, исполняемые артистами под музыку. Балетный спектакль построен с учетом музыкального сюжета, где пластические композиции соответствуют музыкальной драматургии.
История оперетты насчитывает немного более полутора веков. В науке существуют две точки зрения на оперетту — некоторые ученые считают ее самостоятельным жанром театрального искусства, в то время как другие рассматривают ее как подвид оперы. То же самое можно сказать и о мюзикле. В оперетте музыкальные номера могут быть разделены на отдельные вставки, в то время как в мюзикле они полностью вписаны в сюжет.
В конце XX века происходили глобальные информационные процессы в сфере музыкального искусства, которые характеризовались взаимопроникновением стилей массовых жанров в сферу «высокого» искусства. Массовыми жанрами можно считать также и театральные и оперные представления, особенно если они проходят на аншлаговых спектаклях в каких-то огромных концертных залах и древних амфитеатрах. В различных городах России проводятся новые массовые праздничные события, которые являются развитием революционных площадных действий и фестивальных традиций Министерства Культуры. В этих празднествах используются разные стили музыки: фольклор, церковная, эстрадная, классическая, рок-музыка в разных сочетаниях. Массовые музыкальные праздники нашего времени продолжают традиции массовых действий прошлых эпох, но при этом расширяются возможности собирания больших толп людей благодаря использованию современной архитектуры и технических средств воспроизведения звука.
Наиболее популярным и распространенным видом искусства является драматический театр. Главное средство выражения в нем – слово, которое помогает раскрыть смысл происходящих событий и описать характеры действующих лиц. Уровень музыкальной культуры также играет большую роль в мастерстве и способности артистов использовать выразительные средства сценического искусства. Ведь музыка является одним из ключевых элементов театрализованных представлений почти любого жанра.
1. Музыка – элемент театрализованного представления
Одной из значимых составляющих спектакля является звуковое оформление.
Музыка в театре: роль и значимость
Музыка в театре, начинаясь в слове и продолжаясь в ритме и мелодии речи, является неотъемлемой частью театрального представления. В своих высказываниях Ю. А. Завадский подчеркивает, что музыка является сущностью спектакля. Плохой спектакль можно определить как немузыкальный и неритмичный. Музыка научает нас слышать атмосферу спектакля, воспринимаемую как внутреннее зерно, не сказанное словами, но внедряющееся в душу, развивающееся в сознании и сердце.
Таким образом, музыка в театре, не отторгаясь от музыкального искусства, тесно связана с искусством театральным, подчиняющимся как музыкальной логике, так и законам построения драматического спектакля. Важно, чтобы музыка в спектакле соответствовала драматическому действию. Иногда театральная музыка сама по себе не имеет значительных музыкальных достоинств, но ее использование в конкретной пьесе, подчеркивая актерскую игру, может вызвать огромное впечатление у зрителя. Создание музыки для драматического спектакля — это совместная работа композитора, режиссера, исполнителей и художника.
По истории хореографического искусства «Русские сезоны»
... глубокую борозду. Свою деятельность по пропаганде русского искусства - живописи, классической музыки, оперы - С.П. ... в Петербург, как закипела работа по подготовке сезона 1909 года. По воспоминаниям балерины Матильды Кшесинской: ... – Ф. Блуменфельде, заказал оформление спектакля группе превосходных художников, в числе ... важнейших для юного Дягилева события - историю его знакомства с JI.H. Толстым и ...
В театральном искусстве художник создает зрительные образы, вызывающие аплодисменты, в то время как композитор вносит музыкальные образы, которые редко вызывают такую реакцию. Театральная музыка призвана скрытно участвовать в создании общей атмосферы спектакля, подчеркивая его драматический и эстетический характер. Чем меньше музыку слушают и больше воспринимают на уровне подсознания, тем сильнее и прямее она воздействует.
Музыка в драматическом театре занимает подчиненное положение, однако она способна давать самостоятельное толкование событий, интерпретировать содержание произведения, помогать развивать сюжетные линии и оказывать активное влияние на восприятие зрителя. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает акции драмы. Даже если музыка выполняет лишь функцию фона, ее присутствие является необходимым и важным для всех других компонентов спектакля.
2. Особенности и классификация театральной музыки
Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, оценивает игру актеров, режиссерское решение, художественное оформление, но почти никогда не задумывается над тем, что именно внесла музыка в это общее впечатление.
Как правило, музыкальный отрывок, включаемый в спектакль, должен точно уложиться в отведенное ему время — от конца одной реплики до начала другой. Композитору говорят: «музыка нужна только на эти несколько строк, которые к тому же произносятся шепотом, и чтобы она не длилась ни секунды дольше, иначе пропадет вся сцена». Композитора, понимающего специфику театральной музыки, это не затрудняет. Например, С. С. Прокофьев говорил: «Я люблю, когда мне говорят: «Здесь мне нужна минута с четвертью музыки». Его всегда радовала возможность писать музыку с точностью до десятой доли секунды.
Театральная музыка должна быть лаконична, конкретна и сравнительно проста по форме. Драматическое искусство, как правило, не нуждается в больших инструментальных массах симфонического оркестра — он своим мощным звучанием подавлял бы сцену, отвлекал внимание зрителя от действия. Как только нарушается равновесие между сценическим действием и музыкой, внимание зрителя раздваивается, и цельность восприятия разрушается. Пример — музыка Ильи Саца к «Синей птице» М. Метерлинка. Все музыкальные номера представляют собой небольшие, хоть и яркие, но часто бесформенные музыкальные отрывки. Иногда в них повторяется без конца одна и та же музыкальная фраза, иногда темы следуют, казалось бы, одна за другой безо всякой связи, так, что уловить их форму чрезвычайно трудно, иногда музыка построена почти без мелодии, на звучании одних шумовых инструментов. Но впечатления, которое производит музыка Саца необычайно ярки и незабываемы. Этот пример с достаточной яркостью показывает, что к театральной музыке нельзя подходить со стандартными мерками. Музыка для спектакля может быть написана специально, может быть подобрана из ранее написанных произведений. Однако даже самое лучшее музыкальное произведение, будучи использовано без всякого изменения, может не только не произвести должного впечатления на зрителя, но даже помешать игре актеров и восприятию всего спектакля.
Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...
... со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у ...
Таким образом, театральная музыка обладает своими особенностями, которые отличают ее от других видов музыкального искусства. Во-первых, она должна быть лаконичной. Это означает, что музыкальные номера должны быть краткими и не занимать слишком много времени на сцене. Длинные композиции могут отвлечь внимание зрителя от действия и нарушить равновесие между музыкой и сценическим действием.
Во-вторых, театральная музыка должна быть конкретной. Это означает, что она должна точно передавать настроение и эмоции сцены. Музыка должна сочетаться с действием и помогать актерам передать свои эмоции зрителям. Она должна быть специально написана или подобрана таким образом, чтобы идеально соответствовать спектаклю.
В-третьих, театральная музыка должна быть сравнительно простой по форме. Это означает, что она не должна содержать сложных композиционных структур, которые могут запутать зрителей. Простота формы позволяет зрителям легче воспринимать музыку и сосредоточиться на действии на сцене.
Однако, несмотря на эти особенности, театральная музыка не может быть ограничена стандартными мерками. Каждый спектакль требует индивидуального подхода к выбору и написанию музыки. Даже самое лучшее музыкальное произведение может не подходить для данного спектакля, если оно не сочетается с сценическим действием или отвлекает внимание зрителей от актеров. Поэтому каждая театральная постановка требует тщательного подбора музыкального сопровождения, чтобы создать гармоничное и цельное восприятие спектакля.
Влияние музыки на театральное представление
Музыкальное сопровождение в театре имеет особое значение. Когда музыка сочетается с драматическим действием, она способна захватить зрителя и перенести его в иную реальность. Эдвард Григ в своей музыкальной поэме «Пер Гюнт» создал самостоятельное произведение, основанное на темах Ибсена, и именно при его исполнении зритель испытывает раздвоенность, ощущая влияние и концерта, и сценического действия.
В театральных спектаклях музыка обычно выбирается не специально написанной для них, а, например, сопровождающими их объединениями композиторскими произведениями. Однако в сценическом действии она становится частью целого, взаимодействует с другими компонентами спектакля и воспринимается уже в новом контексте.
Необходимо отметить, что музыка влияет не только на зрителя, но и на актеров. Она помогает им сосредоточиться, войти в роль и развить свое творческое воображение. И, хотя музыкальное оформление театрального спектакля не может быть столь же сложным, как симфонические произведения или оперная музыка, оно имеет свои особенности и значение.
Театральный оркестр зачастую работает в необычных условиях. По решению режиссера он может располагаться на сцене, за кулисами или даже под сценой. В таких случаях, музыканты становятся не только исполнителями, но и актерами, взаимодействуя с другими актерами на сцене, используя костюмы, грим и парики. В таких условиях сохранить в себе ощущение музыканта-художника и поддерживать необходимое творческое настроение оказывается чрезвычайно сложно.
Чехов и музыка. роль музыки в русской
... этом скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Музыка слова, музыка действия – звуки рта, но не ... В том числе и нотная культура. Через музыку клубов и дворянских домов Чехов раскрывает историко-культурный ... и отрезвляет повзрослевшую Екатерину Ивановну. Музыка, хотя и в странном своем проявлении, знакомит, раскрывает и разлучает героев. Примерно так можно прокомментировать роль музыки ...
Звуковое оформление спектакля
Оформление спектакля включает в себя не только музыку, но и другие аспекты звука, такие как шумы и звукотехнические решения. К музыкальному оформлению относится включение в спектакль вокальных произведений, танцев, инструментальных пьес, а также фрагментов из симфонических произведений и хора. Шумовое оформление включает в себя театральные шумы, такие как крики животных или колокольный звон. Общий план и замысел такого оформления называется звуковым решением спектакля.
Выводы
Таким образом, музыкальное сопровождение в театре имеет большое значение не только для зрителей, но и для актеров. Она помогает создать особую атмосферу и влияет на качество творческого процесса. Композиции, включенные в спектакль, становятся частью общего художественного образа и воспринимаются в новом контексте. Звуковое оформление спектакля, включающее музыку, шумы и звукотехнические решения, придает ему полноту и зрелищность.
Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем – то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта ревербации и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры.
Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля.
В театре всегда поиск новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.
Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.
Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:
- главная музыка
- парная музыка
- функциональная музыка
Музыка в спектакле играет различные роли и выполняет различные функции. Одна из таких ролей – увертюра. Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает первый контакт со зрителем. Она подготавливает зрителя эмоционально к восприятию спектакля, вводит его в атмосферу происходящего на сцене. В современном спектакле увертюра может быть выполнена различными музыкальными произведениями – народными, лирическими, эстрадными песнями, танцевальными и джазовыми пьесами, а иногда даже отдельными музыкальными аккордами. Увертюра может также ориентировать зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и другими аспектами спектакля.
Исследовательская работа по музыке «П. И. Чайковский музыка ...
С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. 4 сл Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он ... прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". 5 слайд В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный ...
Другая роль музыки в спектакле – музыкальные антракты. Музыкальные антракты используются для создания паузы между действиями и времени для перестановки декораций. В этот момент музыка излагает события, которые происходят между действиями, но которые зритель не видит. Музыка организует мысль и фантазию зрителя, связывает предыдущее и следующее действие. Иногда музыка в антракте является просто увертюрой к следующему действию и содержит мотивы, характеризующие его стиль.
Музыка также играет важную роль в музыкальных номерах, которые исполняются по ходу сценического действия. Она может подчеркивать эмоции и настроения персонажей, создавать атмосферу и передавать смысловую нагрузку. Музыкальные темы, звучавшие в увертюре, могут получить развитие и воплощение в этих номерах, что создает единство и цельность спектакля.
Наконец, музыкальные финалы или так называемые «концовки» завершают восприятие спектакля и обобщают высказанное в нем. Они подводят итог мыслям и чувствам, которые зритель уносит из театра. Музыка в конце спектакля ставит финальную точку и, при наличии увертюры, создает симметричное обрамление всего спектакля.
Таким образом, музыка в спектакле выполняет разнообразные функции – она вводит зрителя в происходящее, связывает действия, создает атмосферу, передает эмоции и завершает восприятие. Она является неотъемлемой частью театрального искусства и способствует более глубокому и полноценному восприятию спектакля.
Сюжетную музыку можно классифицировать как сценическую или реальную, оправданную, мотивированную, и её также можно назвать «музыкой по ходу действия» или «от автора». Такая музыка частью предлагаемых обстоятельств, что объясняет выбор термина «сюжетная». Она часто использует бытовые музыкальные формы, как песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и другие, но иногда включает и классические произведения сложных академических музыкальных форм, таких как симфонии, оратории и арии из опер.
Эта музыка может звучать прямо в исполнении персонажей или же доноситься из внешних источников, таких как радио, магнитофон, концертная площадка, ресторан и так далее. Примеры такого включения музыки в действие можно найти во многих спектаклях.
Обычно сюжетную музыку в спектакле вводит сам драматург, указывая на необходимые моменты в ремарках. Режиссеру остается только планировать распределение музыки в спектакле и выбирать способ воспроизведения — фонограмма или «живое» исполнение. Однако многие произведения не содержат указаний относительно музыки, но её включение может быть считаться оправданным для развития действия и образов действующих лиц. Режиссер может самостоятельно вводить музыку в спектакль, но она будет относиться к иной категории и будет звучать не внутри действия, а вне его.
Музыка в театрализованном представлении и на эстраде
... именно обращение к условной музыке в спектакле дает возможность широко использовать тематический музыкальный материал. Наиболее часто условная музыка применяется для создания «атмосферы действия», его эмоционального фона. В спектакле «Маскарад» (Театр им. Моссовета) в сцене отравления ...
Введение
В данной статье рассматривается различные виды музыки, используемые в театральных постановках. Особое внимание уделяется условной музыке, которая вводится режиссером для создания эмоционального настроения и активизации внимания зрителей. Также рассматривается сюжетная музыка, которая является неотъемлемой частью каждой постановки. Важно отметить, что условная музыка, введенная режиссером, может стать сильным художественным средством, превосходящим по значимости музыку, звучащую во время действия.
Основная часть
Роль условной музыки в театральных постановках
Условная музыка в театральных постановках играет важную роль в создании эмоционального настроения и активизации внимания зрителей. Этот вид музыки вводится режиссером с целью решения определенных художественных задач. Она помогает зрителю более остро воспринимать сценическое действие, а действующие лица реагируют на нее самым активным образом.
Примеры использования условной музыки
Один из примеров использования условной музыки в театральной постановке — инсценировка романа А. Фадеева «Разгром» на сцене Театра имени Вл. Маяковского. В этой постановке великолепная музыка А. Николаева убедительно соединилась с пластическим построением спектакля. В разных сценах музыка организует ритм всего действия, партизаны танцуют под условную музыку, а также напевают песни. Это музыка, которая помогает зрителю поверить в сценическое действие и активизирует его внимание.
Сюжетная музыка в театральных постановках
Сюжетная музыка — это музыка, введенная в действие самим драматургом и являющаяся неотъемлемой частью каждой постановки. Она тесно связана с сюжетом и действием спектакля. Сюжетная музыка служит для передачи эмоций и настроения героев, а также подчеркивает ключевые моменты сюжета.
Примеры использования сюжетной музыки
Примером использования сюжетной музыки может служить музыкальная комедия, мюзикл или водевиль. В этих жанрах музыка является неотъемлемой частью сюжета и персонажей спектакля. Песни персонажей, вырывающиеся из ткани действия, направлены непосредственно на зрительный зал и служат для передачи эмоций и создания атмосферы.
Заключение
Музыка в театральных постановках играет важную роль в создании эмоционального настроения, активизации внимания зрителей и передаче сюжета. Условная музыка, вводимая режиссером, является сильным художественным средством, превосходящим по значимости музыку, звучащую во время действия. Сюжетная музыка, введенная драматургом, является неотъемлемой частью каждой постановки и служит для передачи эмоций и настроения героев.
Музыка в театре играет важную роль, особенно в драматических спектаклях. Она может быть условной или сюжетной, и каждый вид музыки выполняет свои функции.
Условная музыка в спектакле используется для создания определенной атмосферы и настроения. Она может быть представлена фрагментами из различных музыкальных произведений, включая как симфоническую, так и камерную музыку. Место звучания условной музыки выбирается в зависимости от сценического действия.
Однако сюжетная музыка воспринимается более активно, так как наличие источника звука активизирует внимание зрителя. Она может выполнять различные функции в спектакле.
Таиров об образном решении спектакля
... Таиров писал : "При создании Камерного театра мы уже сразу ясно чувствовали потребность ... спектакля актер является ключевой фигурой. Таирова, более всего, влекли ритмы текста и музыки, ... условного театра. Он считал, что в стремлении противопоставить свои декорации декорациям натуралистического театра, театр условный ... постановках. Таиров находился в постоянном действии и именно это и заствляло ...
- Характеризовать действующих лиц. С помощью музыки можно передать особенности характера, настроения и темперамента персонажей.
- Указывать на место и время действия. С помощью музыки можно создать атмосферу определенного места или эпохи.
- Создавать атмосферу и настроение сценического действия. Музыка может помочь передать эмоции и подчеркнуть смысл происходящего на сцене.
- Рассказывать о действии, невидимом для зрителя. Музыка может помочь передать информацию о событиях, которые происходят за кадром.
Музыка в спектакле также может использоваться для характеристики персонажей. Например, через музыку герой может выразить свое настроение и черты характера. Этот прием широко используется в театре.
Сюжетная музыка может также характеризовать группу людей. Например, хоровая песня может передать настроение и отношения между персонажами. Музыкальная характеристика часто многозначна и может передавать не только качества персонажей, но и ситуацию на сцене.
В заключение, музыка в театре играет важную роль. Она может быть условной или сюжетной и выполнять различные функции, от характеристики персонажей до создания атмосферы и настроения сценического действия.
Сюжетная музыка играет весьма значительную роль и в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка становится как бы принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи, характеризовать отдельные группы людей. Сущность таких музыкальных номеров в том, что все они становятся составной, а иногда и неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сельской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.
Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия. Например, в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» в одной из картин за сценой звучит танцевальная музыка. В ремарке указано, что это играют в кафе, где кутят белые офицеры. Музыкальный фон создает нужную атмосферу действия на сцене.
Функции условной музыки. Ввести условную музыку в спектакль значительно труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокально-хоровые средства.
Наиболее часто условная музыка применяется для создания атмосферы действия, его эмоционального фона. В спектакле «Маскарад» (Театр имени Моссовета) в сцене отравления Нины в декорациях преобладают зловещие темные тона. Здесь мало света: чуть мерцают свечи в люстрах и бра; откуда-то издалека льются мелодические звуки вальса, эти звуки приближаются, нарастают, и вот они заливают сцену, перекатываются в зрительный зал, создавая атмосферу глубокого трагизма. Так режиссер и композитор передают замысел Лермонтова и помогают раскрытию образов Нины и Арбенина.
История возникновения музыки
... компонент оперного спектакля - балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. История О. тесно ... вокальной музыки. О. - синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное ... ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада,песня). Различные функции в О. имеет речитатив - музыкально-интонационное ...
Наиболее часто условная музыка звучит в лирических сценах разнообразного характера. Прощание сына с матерью перед отъездом в дальнюю экспедицию, встреча влюбленных после разлуки, беседа старых боевых друзей, вспоминающих молодость. В этих эпизодах музыка помогает создать нужное настроение.
В драматургических эпизодах условная музыка выступает не только в роли создания общего эмоционального фона, но и может проявлять себя более активно и направленно. Во время взволнованных сцен, основанных на диалоге, реплики героев передают только часть их мыслей. В то время как музыка раскрывает глубину их переживаний и усиливает внутреннее действие. Она способна раскрыть внутренний монолог персонажа, позволяя нам понять то, что может быть сложно выразить словами.
Внутренний монолог обычно возникает после некоторых событий, когда герой остается наедине с собой, оценивает произошедшее, размышляет и часто переживает эмоциональный взрыв. В таких случаях условная музыка активно взаимодействует с соответствующей мизансценой.
Как и сюжетная музыка, условная музыка может использоваться для характеризации действующих лиц. Обычно это происходит через использование музыкальных тем, связанных с персонажами. В спектакле «Отелло» в Театре имени Моссовета музыкальные темы характеризуют главных персонажей. Например, когда Отелло задумывается, его мысли обращены к Дездемоне, и нежная мелодия лейтмотива Дездемоны напоминает о её безупречной духовной чистоте… А когда Яго обдумывает свои коварные планы, визгливая и торопливая музыка подхватывает и развивает его мысли…
Условная музыка играет важную роль в театре, не только помогая характеризовать героев и создавать выразительные решения в комедийных сценах, но и выступая как средство сатирического обличения и пародии. Она может стать непосредственным участником действия, оказывая влияние на его развитие. Примером этого является сцена «Буря» в спектакле «Король Лир» в Театре имени Моссовета. Музыка в этой сцене раскрывает сущность трагедии Шекспира, будучи созвучной разбушевавшейся стихии и душевному потрясению героев. Она вызывает сострадание, боль и возмущение в сердцах зрителей, эмоционально выделяя эту сцену. В музыке присутствуют звуки ветра, грома, а также характерные звуки деревянных духовых инструментов.
Условная музыка также способна подчеркивать фантастическое в сценическом действии, особенно в детских спектаклях и сказках. Примером этого является спектакль «Синяя птица», где музыка И. Саца помогает показать сказочные образы Огня, Хлеба, Сахара, Воды и Света. В этих случаях используется необычный для оркестра состав инструментов или электроинструментов с их специфическими тембрами.
Таким образом, функции условной музыки в театре могут быть следующими:
- эмоциональное усиление монологов и диалогов;
- характеризация действующих лиц;
- подчеркивание конструктивно-композиционного построения спектакля;
- обострение конфликтов;
- рассказ о действии за сценой;
- подчеркивание и усиление фантастических и сказочных моментов в сценическом действии.
Конечно, это не полный список возможностей условной музыки в театре, но это наиболее характерные функции. Условная музыка играет важную роль в театральных постановках, помогая передать эмоции зрителям и создавая особую атмосферу на сцене.
Театральная музыка в целом также выполняет ряд общих функций:
Функции музыки в театральном спектакле
Но чаще всего функции музыки многозначны, то есть любая музыка в спектакле выполняет, как правило, несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхитить последующий этап действия. Одна и та же музыка может выполнять различные функции в зависимости от жанра спектакля: драма, трагедия, водевиль и т. д. предъявляют к музыке каждая свои требования. Вместе с тем можно наметить некоторые общие функции, которые присущи театральной музыке вообще. Эти общие функции в той или иной степени свойственны как сюжетной, так и условной музыке.
Одна из общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. Это прямая связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие — напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника. Таким образом, иллюстративная музыка при творческом ее решении может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатление от видимого на сцене.
В спектакле может быть не один лейтмотив, а несколько, хотя их количество обычно стараются ограничить, чтобы неоднократные появления и преобразования помогли выделить главные линии действия. В этих преобразованиях лейтмотивы нередко проходят определенное развитие, сплетаются, вырастают в качественно новые образы. Например, в спектакле «Оптимистическая трагедия» (БДТ имени М. Горького) было использовано два основных лейтмотива — «марш полка» и «оптимистическая тема». Они звучат, изменяясь каждый раз в зависимости от поворотов сюжета, все больше и больше драматизируясь к финалу спектакля.
И, наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.
3. Музыкальное оформление спектакля
Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная обычно уже предопределена драматургом в его ремарках к пьесе. Но нередко автор указывает лишь место, где должна звучать музыка, не называя конкретно музыкальное произведение.
Так, например, в пьесе А. Корнейчука «Память сердца» помимо конкретно обозначенных музыкальных произведений в ремарках указано: «Кирилл держит в руках гармонику, играет, потом остановился» (в начале первой картины), «Из ресторана слышна музыка» (вторая картина), «Катерина запела народную итальянскую песню» (в середине третьей картины), «Слышны гитара и песня» (в пятой картине).
В подобных случаях режиссер подбирает то или иное музыкальное произведение, согласуясь с образом персонажа, сюжетом пьесы, временем и местом действия и другими факторами. В отдельных случаях режиссер может вопреки указаниям автора заменить точно обозначенную сюжетную музыку другой, более соответствующей данному, исполнителю или сценическому эпизоду. В других случаях режиссер поручает музыканту не только подобрать музыку, но и оркестровать по-новому отдельные номера согласно стилю всей постановки, вокальным данным актера, сценическому решению конкретного эпизода. Иногда вместо понятия «подбор» употребляют слово «компиляция».
В данной исследовательской работе будет рассмотрено и сравнено два понятия — подбор музыки и компиляция, используемых в музыкальном оформлении спектакля. Уточним, что данные понятия, хотя и связаны с выбором музыкального материала, имеют свои различия.
Подбор музыки
Под подбором понимается выбор определенных музыкальных произведений от одного или нескольких авторов. Это означает, что происходит отбор готовых композиций, подходящих по смыслу и характеру для спектакля.
Компиляция
Компиляция включает работу над уже отобранной музыкой с целью включения ее в спектакль. Важно сделать музыкальный материал органической частью спектакля, соответствующей его ритму, смыслу и характеру. Это значит, что необходимо создать новую композицию путем связывания фрагментов из произведений разных композиторов и установить между ними связь.
В процессе компиляции, целью является не просто включение отобранных музыкальных номеров в спектакль, а создание нового цельного музыкального материала. Задача заключается в том, чтобы на основе выбранных фрагментов создать синтез между разнообразными сценическими эпизодами и музыкой.
Хороший подбор музыки, в сочетании с профессионально проведенной компиляцией, имеет значительную художественную ценность и является творческим подходом к музыкальному оформлению спектакля.
Роль музыки в драматических спектаклях
В драматических спектаклях используется музыка различных жанров, начиная от симфонических произведений и заканчивая уличными песенками современных гитарных бардов. В спектакль могут быть включены оперные отрывки, хоровые ансамбли, камерная музыка разных видов, церковное песнопение, джазовые пьесы и др.
Каждый жанр спектакля, будь то комедия, драма, трагедия, детская сказка, водевиль или мюзикл, требует определенной формы и жанра музыки. Подбор музыки должен соответствовать характеру и идее пьесы, а также передать колорит эпохи, в которой происходят события на сцене.
Кроме того, на музыку накладывается и национальный колорит пьесы. Часто подбор музыки основывается на национальных особенностях драматургии и является широко распространенным приемом.
Как правило, музыка крупнейших композиторов всегда связана с национальным характером народа той страны, где жил и творил сам композитор. Особенно выразительны эти особенности в музыке русских композиторов — Чайковского, Рахманинова, Глинки, Танеева, Бородина и других. Желательно, чтобы музыка к спектаклю принадлежала одному автору. Если музыки одного композитора недостаточно, тогда берут произведения других композиторов, но обязательно близких по языку — чтобы избежать стилистической пестроты. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное.
Заключение
В заключение следует отметить, что если в оперном или балетном спектакле музыка — основа спектакля, то в драматическом театре ей отведена роль подчиненная, хотя иногда и достаточно важная. Музыка, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно- эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но и часто всего спектакля. Музыке принадлежит важная роль и в организации темпо — ритмического решения сценического действия.
Музыка в спектаклях выполняет различные функции: фон, который мог быть связан с самим действием; обрамление; непосредственное сопровождение пьесы. В современном театре, музыка и комментатор, и информатор, и средство предвосхищения действия. Таким образом, в динамично развивающемся спектакле музыка способствует драматургическому развитию спектакля; она берёт на себя формообразующую роль; раскрывает и «уточняет» смысл сцен; создаёт настроение спектакля. Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muzyika-v-dramaticheskom-spektakle/
1. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.-32с.
2. Киселева Н.В., Фролов В.А. Основы системы Станиславского. — Ростов на Дону: Феникс, 2000.
3. Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре: Учеб. пособие для театр. учеб. заведений. — М.: Искусство, 1975. — 248 с.
4. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. — М.: Издательство МГУК, 1981. — 48с.
5. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. — М.: Советская Россия, 1981.