В условиях перестройки современной системы
- уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился;
- у людей все меньше желания самовыражаться в искусстве — петь, танцевать, в связи с чем утрачиваются прекраснейшие исполнительские народные традиции.;
- в наше время – время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников – очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно;
- многие дети предоставлены сами себе, в связи с чем растет детская преступность и наркомания;
- переход на тестовую систему проверки знаний, сокращение часов, отданных в школе гуманитарным предметам;
— На это обращает внимание ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Садовничий Виктор Антонович: «Падение уровня образованности детей наблюдается повсеместно. Переход на тестовую систему проверки знаний, сокращение часов, общение в чатах и при помощи так называемой «службы коротких сообщений» сформировали у нынешних старшеклассников и студентов заметно отличающийся от старших поколений стиль общения. Короткие фразы, призванные передать максимум информации минимумом средств, привычка постоянно переключать внимание с одного на другое, быть может, сами по себе и неплохи, но создают определенные проблемы при обучении в вузах — причем как у студентов, так и у преподавателей. То, что раздражает первых, — мешает вторым: неумение адекватно воспринять на слух и обработать информацию, получаемую студентом на лекциях, неспособность четко и ясно выразить свою мысль, отсутствие привычки самостоятельно работать с литературой. Проблема усугубляется крайне низким процентом усвоенных школьных знаний».
В сложившейся ситуации музыка может рассматриваться как
Целью данной работы является рассмотрение форм внеклассной работы по музыке, направленных на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка; определение оптимальных эффективных методов работы с детьми на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, а также изучение уже имеющегося педагогического опыта.
Задачи, в свою очередь, можно сформулировать
Контрольные работы по русскому языку в 5 классе
... пишет слитно; наречие посередине пишется слитно. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 Изложение «Барсучонок», Цель работы: Задание — см. учебник, упр. 383. Схема анализа контрольной работы № 5 План отражает структуру текста (есть вступле! ... проверочную рабо не прибегая к письму., Схема анализа контрольной работы № 3, Задание 1., Задание 2., Задание 3., Задание 4., КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 Диктант и задания к нему, ...
1) необходимо раскрыть роль и значение внеклассной музыкальной работы в процессе формирования нравственно – эстетических качеств личности путем изучения и анализа специальной и общепедагогической литературы;
2) на основе изученного материала рассмотреть многообразие видов, форм и методов внеклассной работы по музыкальному воспитанию школьников, их взаимосвязь.
3) определить наиболее эффективные методы организации внеклассной работы.
Объект изучения – процесс внеклассного музыкального воспитания школьников.
Предмет – формы и методы внеурочного воспитания школьников.
Работа велась, исходя из предположения:
Внеурочная музыкально-
Методологической основой рассмотрения названной проблемы послужили работы следующих преподавателей и методистов:
Апраксина О. А., Абдуллин Э. Б., Арчажникова Л. Г, Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б., Дмитриева Л. Г., Крюкова В. В. , Школяр и др.
В ходе работы были использованы следующие методы педагогического поиска:
- анализ и синтез научно-методической литературы по данной теме;
- педагогические наблюдения;
- сравнительный анализ;
- §1. Сущность и особенности внеклассной работы по музыке.
Внеклассная работа по музыке – это одна из форм работы музыкального педагога, которая является дополнением к основным музыкальным занятиям и позволяет расширить и закрепить знания, полученные на уроке музыки.
Внеклассная работа является составной часть учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. Рассматривать внеклассную работу в общей структуре педагогического процесса стоит с точки зрения основного понятия педагогики – воспитания. Воспитание – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры внеклассная работа, с точки зрения педагогики, объединяет в себе несколько функций – организацию свободного времени учащегося, воспитание школьника, его развитие и социализацию.[18,
Автор примерных программ внешкольной деятельности, Горский В. А. пишет: «Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.» [7,стр.3]
Программа по этому предмету ставит своей основной целью формирование музыкальной культуры школьников как важной и
Доклад про орган — описание, виды и принцип работы музыкального ...
... органного искусства в Средневековье определил современный облик Развитие, устройство и принцип действия Продолжить сообщение о музыкальном инструменте — органе ... воздуха и воздухопроводы; кафедра — место, где располагается органист и находятся клавиатуры для рук — мануалы и ... Наумбург. Принимал работу мастеров и настраивал его немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Орган Кельнского собора, ...
составной части всей их духовной культуры. На уроках музыки учат воспринимать, слушать музыку и размышлять о ней, понимать ее язык, красиво и выразительно исполнять, формируют творческое отношение к ней. [16,стр.49].
До последнего времени место музыки в воспитании детей, подростков, юношества, особенно в общеобразовательной школе, было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности. Так, при разработке концепции содержания образования в начальной и средней школе интенсивно распространилось мнение о целесообразности интеграции существующих до сих пор отдельных школьных предметов — «музыка» и «изобразительное искусство» — в единый предмет «искусство».
Внеклассная работа, как и всякая работа по музыкально-эстетическому воспитанию, должна согласовываться с программой по музыке для общеобразовательной школы. Не рекомендуется использовать вне учебного процесса музыкальный репертуар, который впоследствии будет изучаться и исполняться на уроках, иначе утрачивается элемент новизны. Любое музыкальное внеклассное занятие должно углублять и развивать интерес школьников к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности. Та методика построения урока в форме вопросов и ответов, которая предусмотрена программой, должна сохраняться и при проведении любого внеклассного занятия.[5, стр. 86]
Особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ребят, тем больше школьников становятся ее участниками. Учитель музыки — организатор всей музыкальной жизни школы. Однако использовать возможность музыкального общения с учащимися обязаны и учителя начальных классов, и воспитатели групп
продленного дня. Именно эта категория учителей, имеющих необходимую музыкально-эстетическую подготовку, и должна выступить в роли активных помощников учителя музыки, а там, где его нет, стать главной силой в организации и проведении музыкальной работы, в том числе и внеклассной.(16,стр.49)
Как во внеклассных, так и во внешкольных занятиях существуют такие стабильные формы как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, музыкальные классы, студии, разнообразные клубные объединения учащихся, создаваемые в соответствии с их музыкальными интересами, а также музыкальные театры и т.д. Все эти формы отличает достаточно устойчивый контингент занимающихся в них детей, которые сами или с помощью родителей выбрали для себя наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности. Такого рода формы музыкальных занятий системны по своему содержанию, они строятся по определенной учебной программе, рассчитанной на несколько лет обучения.
К другим формам внеклассной и внешкольной музыкальной
Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям
... курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. музыкальное ритмическое воспитание дошкольный Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы музыкально- ... и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимая как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях". Основоположником ритмики как ...
Важное значение для результативности внеклассной и внешкольной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая проявляется в их объединениях в исполнительские коллективы, в создании музыкальных театров, в проведении лекций-концертов, музыкально-литературных композиций, в совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсуждением и т.д.[4, стр. 154]
Программа внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности должна предполагать свободный выбор ребенком деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями. Творческие коллективы не должны создаваться «сверху», как это, к сожалению, бывает в современной практике, когда способных детей собирают в хор в принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых вокальных данных, в хор не принимают. Творческие коллективы должны взращивать как свободные заинтересованные творческие объединения детей (и взрослых), увлеченных какой-либо формой музицирования и желающих реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов и хоров, ансамблей, музыкального театра и др., в том числе и возникновения межсемейных объединений, творческих клубов разновозрастного состава. В отличие от уроков музыки, во внеурочное время создание именно таких объединений, где общение протекает как многоуровневое межличностное общение, следует считать приоритетным направлением, ибо такие коллективы соответствуй ют естественному музыкальному общению взрослых и детей. Широкое музыкально-эстетическое пространство — это та среда, где музыка не на словах, а на деле реально проникает в жизнь, не просто сопровождая ее, а становясь необходимым и естественным продолжением человеческого «Я».
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время должна осуществляться на единых принципах и вести к цели музыкального образования, которая является общей независимо от форм и методов ее достижения (урок или внеклассное занятие, лекция, кружок и пр.).
Любая форма приобщения к музыке не должна носить узкопредметный или специально дидактический характер, как то: воспитание вокально-хоровых навыков или навыков игры на фортепиано — любые навыки и умения должны выступать подспорьем воспитания музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам, даже самым незначительным: дух живого образного искусства, возвышение детей до его философских вершин, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества — вот характерные черты занятий искусством. Наряду с принципами преподавания музыки как искусства, импровизационности, художественности во внеурочной деятельности ребят особенно важен принцип необыденности в процессе познания музыки. Он помогает снять усталость, дает детям радость от общения с искусством.
Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
... урока музыки на примере освоения русского музыкального фольклора. В качестве объекта исследования избирается музыкально-образовательный ... же работе Б. М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может ... музыкального фольклора на уроках музыки будет протекать более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми ...
Во внеурочной деятельности можно выделить четыре направления: «Музыкальное просвещение», «Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня», «Опыт творческой деятельности», «Школьные традиции и праздники».
1) Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельности», способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика музыкальных произведений (содержание искусства в целом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельности то, что само музыкальное общение становится как бы ядром выхода на самые масштабные понятия освоения детьми мира — мироощущение, миропонимание, мировоззрение. Здесь каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности («Зачем человек живет на земле», «Почему человек творит искусство», «Что такое оставить след в жизни» и пр.Основные формы просветительской работы могут быть: детские ассамблеи искусств, клубы по интересам, музыкально-литературные
2) Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня. Этой проблеме посвящено много пособий, раскрывающих специфику, воспитательной работы и роли музыки в этом процессе. Однако в изменившейся ситуации многие формы этого направления воспитания утратили свое значение. Сегодня наблюдается тенденция возрождения работы групп продленного дня, она связывается с дополнительным музыкальным образованием. Стремление каждой школы придать учебно-воспитательному процессу особую форму, связанную с той или иной моделью музыкально-художественного образования («престижность» здесь играла не последнюю роль!), естественно, привело к тому, что основная нагрузка ложилась теперь на педагогов-музыкантов, а не на воспитателей, как это было раньше. Занятия сольфеджио, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением дают ребятам возможность получить начальное общее музыкальное образование в своей школе. В самых обычных общеобразовательных школах развиваются