Танцы народов Поволжья как средство приобщения к культурному национальному наследию, их педагогическая роль

Курсовая работа
  • использование национальной культуры в поликультурной среде ребенка-дошкольника.

В настоящее время этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. Как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей, которые нас окружают, можно творить будущее.

Задачей педагога в этом направлении является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие и интересные формы работы. Прежде всего, педагог сам должен знать культурные особенности своего края.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества.

Русский танец наиболее распространен в Поволжье. Здесь можно увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы, парные танцы и т.д. Что касается Самарской области, то здесь славятся кадрили. В «Смышляевской кадрили» каждая фигура начинается с хлопков, кадриль «Самарка» построена на фольклорном материале.

Самой популярной у башкир является пляска типа «Карми бейеу» (лицом к лицу) – импровизированное соревнование — перепляс исполнителей. Массовые хороводы и сольные танцы башкир основаны, главным образом, на круговых мизансценах. Дополнительным аккомпанементом служит топот ног о твердые настилы. Распространены танцы «Баик», «Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек» и т.д.

Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения. Они часто сопровождаются частушками и возгласами «Ой», «Ойра». Женский танец – плавный и лиричный, мужской же танец динамичен. Наиболее распространены мужские танцы «Хитрый Миклай», «Горные орлы», «Сын Акпарса».

Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша.

13 стр., 6413 слов

Танцы народов Поволжья

... большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Он имеет свои оригинальные, чёткие, ... народной, национальной первоосновы сохраняется все самое типичное, концентрируются наиболее характерные ее черты. При этом движения танца, его пластика приобретают более обобщенный характер, как бы ...

В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунка старинного танца. Такими танцами являются «Новая восьмерка», «Круговой танец», «Звездочка» и многие другие. Это все массовые танцы. По стилю они напоминают русские кадрили. Ряд танцев сопровождаются трехголосным женским хором.

У мордвы есть несколько видов хороводов. Танцы представляют собой сюжеты или производственной сферы или импровизация на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Также имеют распространение парные танцы, которые сопровождаются динамизмом. В целом мордовский танец оптимистичен, исполняется легко и радостно9.

Образовательная программа направлена на раскрытие творческих способностей детей, задача педагога – посредством танцевального научить детей жить в коллективе, дружить и понимать друг друга. На основе русского народного танца прививается любовь к Родине, России, русскому танцу в частности, нашим корням. Ведь, как известно, если у человека нет корней – у него нет будущего.

Очень актуально в наше время приобщать детей к искусству танца, развивать его физические способности, приобщать детей к коллективному творчеству.

Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость.

Основной целью занятий хореографией является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа, других народностей; развитие образного мышления и воображения.

Цель образовательной деятельности:

Приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту народного танца народов Поволжья.

Отличительной особенностью программы является то, что наряду с обучающей ее функцией, присутствует ее морально-нравственная сторона.

Занятия в музыкально-хореографическом объединении дают не только знания, но также прививают определенные навыки, формирует убеждения, мораль, достоинство, гордость, любовь к своему Отечеству, к своей малой Родине.

Только при всем этом возможно достижение главной задачи – воспитание творческой, всесторонне развитой личности. И именно танец народов Поволжья является эффективным средством воспитания.

При работе с детьми на ранней стадии обучения используются формы игры, прививающие ребенку навыки общения в коллективе.

На основе народного фольклора проводить игры и запевы с детьми, хороводные занятия. Необходимо использовать на занятиях метод вовлечения детей в создание танцевальных номеров, совместное творчество объединяет и сплачивает коллектив (детей и педагога).

Музыкальный материал подбирается с учетом возрастной группы. Знакомятся учащиеся и с историей возникновения русских плясок, историко-бытовых танцев. В процессе работы преподаватель постоянно имеет в виду основную цель занятий – музыкально-эстетическое воспитание и развитие каждого из учащихся на основе создания возможности эмоциональные, выразительного исполнения или разучиваемых композиций.

25 стр., 12109 слов

Особенности работы педагога бального танца в хореографической ...

... но и внутреннего облика человека. Данная дипломная работа раскрывает особенности работы педагога бальных танцев с детьми в хореографической школе искусств «Карамель». Цель дипломной работы: создание авторской программы по бальному танцу для детей 7-9 лет первого года ...

1 – ый год обучения. Элементы народного танца (30 часов).

Теория (4 часа).

Рассказ педагога о происхождении танца – хоровод, его разновидностях. Кадриль и ее разновидности (круговая, квадратная, линейная).

Практические занятия (26 часов): русский танец. Позиции рук – 1, 2, 3 на талии. Шаги танцевальные с носка, простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой, шаг с притопом в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию, «припадание» с продвижением в сторону и вокруг себя по 4-м точкам.

«Ковырялочка» – поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Подготовка к присядке (муж).

Полуприсядка – полное приседание.

Легкие прыжки с обеих ног с одновременным их сгибанием (в полуприседании).

Хлопки (одинарные) – в ладоши, по бедру.

Вращение на подскоках по 1/4 круга на двух подскоках.

Второй год обучения. Элементы народного танца (36 часов).

Теория (6 часов): упражнение у станка и на середине – подготовка к более четкому исполнению народных движений (каблучные движения, присядка для мальчиков).

Точные позиции положения и движения рук в танцах восточных республик. Контрастность стиля русских, белорусских и кубанских танцев. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов.

Практические занятия (30 часов).

Станок. Подготовительные движения рук (из подготовительного положения руки открываются через первую позицию во вторую и закрываются на талию).

Полуприседание и полное приседание по 1, 2, 3, 5 открытым позициям.

Скольжение стопой по полу – вытягивание ноги на носок с переворотом стопы на бедро каблучка (вперед, в сторону, назад), лицом к станку.

Упражнение на середине. Повтор и закрепление элементов русского , белорусского и кубанского танцев.

Положение рук в групповых танцах и фигурах: звездочках, круг, карусель, корзиночка, цепочка.

Наклоны – на месте и с движением вперед и назад.

Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад. Притоп – удар всей стопы. Дроби (дробная дорожка) – мелкая непрерывная дробь, с ординарным ударом каблука на месте, с продвижением. «Гармошка». «Ковырялочка» без подскока и с подскоком. «Ковырялочка» простая – подряд, с приступлениями.

Содержание программы 3 года обучения. Элементы народного танца (36 часов).

Теория (6 часов): основные технические навыки. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца, настроение и характер (задорный, озорной дух соревнования, удаль и т. п.).

Хороводы и кадрили.

Практические занятия (30 часов): повторяются упражнения у станка. Новые движения.

Battement tendu – скольжение стоп по полу с поворотом ноги в закрытое положение – в сторону.

Battement tendu jete – маленькие броски: вперед, в сторону, назад с одним ударом стопой по пятой открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука).

Battement tendu – в полуприседании на опорной ноге. Battement fondu – с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45°. Battement developpe – развертывание ноги с одновременным ударом каблука опорной ноги в полуприседании (вперед и в сторону, плавные, резкие).

Маленькие броски от щиколотки со свободной стопой, в закрытое положение, в прямом положении вперед (флик-фляк).

Упражнение на середине.

Русский танец. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения, навыки в обращении с платочком.

Ходы: закрепляются навыки и знания первого и второго годов обучения и добавляются новые: направление назад, переменный шаг с каблука, с продвижением вперед и назад. Дробь с подскоком – подскок на одной ноге с последующим ударом каблука и всей стопой другой ноги, на место и с продвижением.

«Веревочка» — простая, с переступанием, с «ковырялочкой».

«Ключ» — простой, дробный, сложный.

Различные комбинации изученных движений.

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Хореографическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний, раскрывающий красоту гармонии музыки и движения.

Приобщая детей к музыкальному творчеству через различные виды музыкального образования необходимо эмоционально- активное восприятие т.к. это является основой музыкального воспитания.

Музыка и движение откроет для ребят богатый мир добра, красоты, научит творческой активности.

Воспитывать музыканта, певца, артиста – не самоцель, главное – воспитать человека…

Значительные возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества представляет хореографическое образование.

Образовательный процесс обеспечивает самореализацию личности в процессе самостоятельного творчества ребенка под руководством педагога. Используя разнообразные доступные движения народного, историко-бытового, можно создать танцевальный репертуар, имеющий целью воспитание личности дошкольника, его гуманного отношения к людям, идейно-нравственной направленности, формирование в нем глубокого эстетического чувства (исследовательский метод).

Своеобразие условий работы хореографического объединения заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала, и в какой-то степени, к методике преподавания при непременном сохранении основных принципов, лежащих в основе введения этой танцевальной дисциплины.

Уровень деятельности детей поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности идет от восприятия и усвоения готовой учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод).

Через воспроизведения полученных знаний и освоенных способов деятельности (репродуктивный метод).

Развитию эмоционально-ценностных отношений детей способствует индивидуальный подход к каждому ребенку, помощь в освоении материала, опыт старших обучающихся младшим.

На каждом этапе обучения дается материал по изучению элементов народного танца;

— Народный танец: ходьба по рисункам, знакомство с основными позициями и положениями головы, корпуса, рук в русском танце. Ролевая игра с элементами хореографии «Теремок». Проведение бесед о дружбе народов, дружбе в коллективе. Импровизация на тему русского танца. Музыкальный материал подбирается с учетом возрастной группы. Знакомятся учащиеся и с историей возникновения русских плясок. В процессе работы преподаватель постоянно имеет в виду основную цель занятий – музыкально-эстетическое воспитание и развитие каждого из учащихся на основе создания возможности эмоционального, выразительного исполнения народного танца.

Народный танец

Каблучные движения, подготавливающие к «ковырялочке».

Четкое положение пятки, носки.

Выполнять четко разворот стопы

Положение пассе (подготовка к «веревочке».

Перевод ноги, согнутой в колене вперед, назад.

Равномерно менять положение стопы.

Мазки стопы «от себя», «к себе» (флик-фляк)

Свободные мазки стопы.

Легко менять положение стопы.

Положение рук кулачками и ладонями в бок

Положен. рук в нар. характере

Четкое положение позиции рук на талии

Раскрытие рук вперед, в сторону, вместе и по очереди.

Четкое положение позиции рук.

Отрывать руки четко через позицию.

Элементы русских, плясок (ходы-бытовой переменный, приседание «гармошка», поклон

отличительное положение народных движений от классического танца.

Знать основные ходы и движения народных танцев.

Простейшие дробные выстукивания

Удары в пол в сочетании

Легко исполнять выстукивания

Прыжковые «голубцы» с ударами

Прыжок исполнять при вытянутой стопе

Легко выполнять удары стопы об стопу

Положения и движение рук из русского, белорусского и кубанского танцев.

Различать положение рук различных народов

Отличать характер изучаемого танца

Присядки

Правильное положение корпуса выворотность ног

Прямая спина колени выворотно

Движение и ходы: «моталочка» дроби, «ключ», «бегунок», «веревочка»

Правильное исполнение, добавляя работу рук

Четко выполнять под музыку

Этюды на простых рисунках

Переходы из одного рисунка в другой

Правый переход рисунков танца