Древнеримская литература эпохи империи

Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА

Караганда 2007

Как и многих других народов, у римлян собственно литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству, народом практичным и сухим.

Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например «песня гребцов». Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн «братьев пахарей», гимн жреческой коллегии скакунов (салиев).

В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.

В этой курсовой работе мы рассмотрим Римскую литературу, и попытаемся понять какова же всё-таки эта литература. Справедливо ли то, что некоторые учёные считают её «сухой»?

Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов.

Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян. Во время деревенских праздников урожая ряженая сельская молодежь устраивала веселые игры, перебрасывалась остротами, импровизированными или заученными насмешливыми стишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресу богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами – их называли фесценнины – содержатся уже элементы диалога, драматического действия.

Наряду с фесценнинами получает распространение комедия масок–ателлана (от названия города в Кампании–Ателлы).

Ее героями были веселые типы обжор, хвастливых разинь, глупых стариков. Содержание ателланы было веселым, оно отражало повседневную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке. П IV в. до н.э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики

15 стр., 7049 слов

История гимна России от первого до современного

... гимн. Откуда пошел гимн? История гимна России непредсказуема и полна неожиданностей. Есть мнение, что первым гимном ... продолжал заниматься музыкой, в частности, сделал новую оркестровку известного произведения «Стабат ... Гимн России – один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом. Гимн ... Царскосельского лицея на музыку английского гимна. Таким образом, по случаю празднования ...

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

1.1 Октавиан Август

Период гражданских войн закончился в Риме переходом к военной диктатуре, которая должна была временно стабилизировать римское рабовладельческое общество. Во главе государства стал Октавиан Август, одержавший при Акциуме (31 г. до н.э.) победу над своим политическим соперником Антонием.

Придя к власти, он отказался от открытой диктатуры и начал постепенно переходить к более мягким формам правления, пытаясь сохранить видимость республики. С 27 г. до н.э. Август оставляет за собой только верховную военную власть и управление пограничными провинциями. Продолжает действовать сенат, ежегодно избираются консулы, собирается народное собрание. Правда, уже в 23 г. Август получает права народного трибуна и фактически диктует свою волю римскому сенату. Однако он именует себя «принцепсом» (старый термин, существовавший в эпоху республики) – первым из римских сенаторов, пытаясь представить дело так, будто он подчиняется воле этого старинного республиканского учреждения. Переходный период от республики к империи получил название «принципата».

Октавиан Август и его ближайшие сторонники создают некую официальную идеологию – систему взглядов на государство и его задачи, на роль правителя и функции литературы и искусства.

В произведении «Деяния божественного Августа», предназначавшемся для популяризации идей римского принципата и высеченном на стенах храмов в римских провинциях, Октавиан Август изложил основы своей государственной политики. Он характеризует себя как освободителя, вернувшего Рим к прекрасным временам мирной республики, создателя многочисленных законов, которые должны способствовать поднятию нравственности граждан. «Справедливый» и «милосердный» правитель, он якобы заслуженно карает убийц Юлия Цезаря и восстанавливает долгожданный мир. Вся Италия поддерживает его в борьбе с противниками. Завоеванную власть он передает в руки сената и народа. Август сознательно идеализирует свою деятельность. В действительности приход Октавиана Августа к власти отнюдь не вызвал всеобщего энтузиазма. Принцепсу пришлось вести длительную борьбу с республиканской оппозицией. Однако стремление к миру после кровопролитных гражданских войн было присуще различным слоям населения. Мирная политика Августа встречала сочувствие и привлекала многих на сторону нового режима. Видимость сохранения республиканских форм правления также играла немаловажную роль в привлечении симпатий различных социальных прослоек к новому принцепсу.

Ближайшие сторонники Августа пытались сгруппировать вокруг себя крупнейших поэтов и обратить их внимание на положительные стороны нового режима. Большую активность в этом отношении проявил приближенный Октавиана, образованный и богатый Гай Цильний Меценат (70 г. до н.э. – 8 г. н.э.).

Вокруг Мецената собирается литературный кружок, в который входят крупнейшие поэты этого времени – Вергилий, Гораций, Проперций, Тукка, Варий и др. Меценат дарит Горацию сабинское имение, подсказывает темы Проперцию и Вергилию, осыпает поэтов щедротами и принимает их в своем доме в роскошном зале для публичных рецитации. Образованный дилетант, он и сам не чужд литературному творчеству. Меценат – поклонник ученой и изящной поэзии неотериков, однако он хотел бы возродить в литературе крупные жанры периода республики, трагедию и эпос.

12 стр., 5626 слов

Золотой век римской поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий)

... золотым веком поэзии время Августа являлось. Стихи Вергилия, Горация и других римских поэтов эпохи Августа переведены на все современные языки, они издаются и сегодня. В последние века республики ... 1.2 Первые римские поэты Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий ... пророчество, и именно в сферу деятельности пророка входит разоблачение ложных мнений ...

Меценат пропагандировал среди поэтов официальную идеологию принципата. Деятельность Августа интерпретировалась как осуществление великой исторической миссии, направленной на поднятие могущества римского государства. Принципат объявлялся «золотым веком», веком возрождения лучших традиций отдаленного прошлого. Этими идеями проникнуты произведения крупнейших поэтов этого времени – Вергилия и Горация. Официальная идеология находит отражение и в памятниках изобразительного искусства. Так, на знаменитом «Алтаре Мира», воздвигнутом Августом, изображалась благоденствующая Италия в виде кормящей матери, окруженная пышной растительностью и пасущимися животными. В портретных скульптурах Октавиана Августа ярко выступали черты величия и милосердия, на его оружии изображались покоренные народы, подчеркивалось, что весь мир трепещет перед величием возрожденного Рима.

Литература становится в этот период излюбленным занятием римского образованного общества. «Мы все, – говорит Гораций – ученые и неученые, пишем поэмы». Государственная деятельность в условиях формирующейся империи теряет для многих интерес. Бывшие республиканцы, отказавшись от активной борьбы с новым режимом, обращаются к литературному труду. М. Мессала Корвин, сражавшийся при Филиппах против Октавиана (42 г. до н.э.), подражая Феокриту, пишет пастушеские идиллии. Консул 40 г. до н.э. Асиний Поллион, скептически относящийся к принципату, издает свою «Историю». Вокруг этих бывших государственных деятелей также группируются поэты и писатели.

Из обширной литературной продукции эпохи уцелело сравнительно немногое. Однако нам известны произведения крупнейших поэтов этого времени. Одним из них был Вергилий.

1.2 Вергилий

Из античной биографии Публия Вергилия Марона (70–19 гг. до н.э.) мы знаем, что он родился в Северной Италии, в местечке Анды у Мантуи. Отец его имел небольшое поместье. В конце 50-х годов Вергилий приехал в Рим, чтобы подготовиться к государственной деятельности, но его занятия были прерваны войной между Цезарем и Помпеем (49 г.).

Постепенно поэтическая деятельность начинает увлекать его все больше и больше. Молодой поэт зачитывается произведениями неотериков. Сборник его ранних стихотворений («Каталептон») написан под влиянием Катулла (стихотворение о корабле, насмешливая лирика), вместе с тем отдельные темы вполне оригинальны. Так, например, Вергилий прославляет эпикурейскую философию, прощается с наскучившими ему ораторскими упражнениями.

Первым значительным произведением Вергилия были «Буколики» (около 42–39 гг.).

Поэт следует буколической поэзии Феокрита, хотя от пастушеских идиллий греческого поэта его стихотворения во многом отличаются.

2.1 Овидий

Овидий вырос в атмосфере империи, и в его творчестве наблюдается уже ряд характерных черт нового этапа Р. л. Во всех областях общественной жизни империи скоро стали обнаруживаться признаки застоя, а затем и упадка. Уменьшение притока рабов по окончании эпохи больших завоеваний и рост «предложения» «свободного» труда при непрекращающемся процессе концентрации земельной собственности обусловили замену крупного латифундиарного хозяйства системой отдачи мелких участков в аренду («колонат»); возрастающая экономическая самостоятельность западных провинций подтачивала благосостояние Италии; сельскохозяйственная и промышленная техника медленно, но неизменно деградировала. Воздвигая кровавые преследования против аристократической оппозиции, императоры сосредоточили в своих руках огромные земельные богатства; государственный аппарат превращался в бюрократическую машину. «Материальной опорой правительства было войско, гораздо более похожее на армию ландскнехтов, чем на старое римское крестьянское войско, моральной же опорой было всеобщее убеждение, что из этого положения нет выхода, что не тот или другой император, но эта основанная на военной диктатуре империя является неизбежной необходимостью… Всеобщему бесправию и отчаянию по поводу того, что наступление лучших времен невозможно, соответствовали всеобщая апатия и деморализация. Немногие, оставшиеся в живых староримляне патрицианского духа и образа мыслей были устранены или вымерли. Последним из них был Тацит. Остальные были рады, что могут держаться вдалеке от общественной жизни. Их существование заполнялось наживой богатства, наслаждением богатством, частными сплетнями, частными интригами» (Энгельс).

15 стр., 7292 слов

Искусство Римской империи

... в империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, то есть божественным (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Его прославляла римская литература, римская поэзия и, конечно, изобразительное искусство. Беря ... стариком с дряблыми мышцами и глубокими морщинами на лице. Августа куда больше привлекали образцово-прекрасные образы Фидия и Поликлета, в стиле которых он и велел с

В связи с общественной апатией литература также приобретает «частный» характер: повышается интерес к бытовым деталям, к природе, к внутренней жизни личности; в известном смысле литература эпохи империи «реалистичнее» и «психологичнее» литературы предшествующего периода. Впервые в античной литературе (как греческой, так и римской) в эту эпоху появляется углубленная характеристика индивида, а не только типической маски, искусство детально разработанного литературного портрета, способность к тщательному самоанализу. Однако при отсутствии проблем широкого социального захвата внутренняя жизнь либо бедна либо окрашена религиозно-мистическими настроениями, и «реализм» литературы господствующего класса эпохи империи раскрывал лишь картину класса, лишенного будущности, не способного к творчеству культурных ценностей. Литературным выражением общественного застоя явилось господство риторики, культ изысканной формы при отсутствии сколько-нибудь нового и значительного содержания. Литература становится излюбленным занятием потерявшей политическое значение аристократии: отсюда огромный количественный рост литературной продукции при ее ничтожном качестве. Уже в эпоху Августа оппозиционный оратор и историк Азиний Поллион (Asinius Pollio, 76 до н.э. – 5 н.э.) кладет начало обычаю «декламаций», публичных чтений поэтических и прозаич. произведений. Литература эта, не преследуя социально-учительных целей, является в первую очередь светским развлечением и развивается в отрыве от масс. Характерной особенностью ее служит и то, что она опирается главным образом на римскую литературную традицию (это заметно уже у Овидия) и во многом отходит от греческой литературы: Рим, хозяйственный гегемон империи, начинает диктовать грекам свои литературные вкусы.

В развитии римской империи наблюдался переходный период, отмеченный как хозяйственным ростом, так и известными литературными творениями, позже ставшими символами предстоящего упадка. Первый век империи широко известен как «серебряный век Рима», который отличается не только значительным увеличением производства, но и богатым литературным наследием. Однако преобладание риторики в литературе того времени уже было признаком предстоящего застоя.

10 стр., 4923 слов

Тенденции развития монументальной живописи в Древнем Риме. Инкрустационный, ...

... развития монументальной живописи в Древнем Риме 1.1 Инкрустационный стиль в период римской республики Начало римского искусства относится к периоду ... жизни и натюрморты. О живописи эпохи Римской империи мы можем судить, прежде всего, по фрескам, покрывавшим ... мозаики, и они распространили их по всей своей империи. Там, куда приходили римские завоеватели, появлялись мозаики. В отличие от Египта и ...

Одной из важных произведений того времени стала астрологическая поэма «Astronomica», написанная Манилием при Тиберии (14-37).

Это произведение, являющееся стоическим эквивалентом эпикурейской поэмы Лукреция, отличается стилем, свойственным поэтам эпохи Августа. Однако с появлением конфликта между императорами и аристократической оппозицией в Римской империи появился новый стиль, который казался «мощным». Этот стиль характеризовался страстью, чувственностью и отличался использованием сокращенных, но ярких и эмоциональных фраз, широко применяемых в прозе средств поэтического выражения.

2.2 Сенека

В период августейшего принципата особое место занимает стихотворение Сенеки.

Введение

Исследование посвящено анализу литературного стиля, который развивался в эпоху Августа и имел значительное влияние на литературное творчество того времени. Особое внимание уделяется мастеру этого стиля — Сенеке, моралисту, который приспособил ригористическую этику стоиков к потребностям римских аристократов.

Сенека — лучший мастер стиля

Сенека, также известный как Л. Аннеус Сенека, был выдающимся моралистом, который разрабатывал стиль, приспосабливающийся к потребностям римских аристократов. Он стремился обрести силу пассивного сопротивления императорскому режиму, используя стоический фатализм. В его трагедиях, предназначенных для рецитации, звучит проповедь ухода в частную жизнь, а также обличения «тиранов».

Литературные жанры времени Нерона

В это время поэты, включая Кальпурния и Цезия Басса, систематически обновляют литературные жанры, которые были уже «классическими» в эпоху Августа. Буколическая поэзия возвещает наступление нового «золотого века», а Цезий Басс продолжает линию горацианской лирики. Историческая поэма Лукана «Гражданская война» пропагандирует оппозиционно-аристократическую концепцию падения республики, где автор отдаёт свои симпатии Помпею и Катону, а изображает Цезаря в виде злодея.

Сатиры Персия и басни Федра

В стиле новой риторики написаны сатиры Персия, где он проповедует примат внутренней жизни над внешними благами. Он противопоставляет лощеной патетике риторов свою резкую прерывистость стиля. Басни Федра, сохранившиеся как единственный литературный памятник творчества низших классов, отражают настроение безысходности, охватившее широкие массы населения.

Роман Петрония

В романе Петрония, который пародирует любовные романы, автор проводит литературную полемику и остается на классицистической позиции. Он изображает провинциальных вольноотпущенников и подонков общества, отражая презрение верхушки общества к дельцам. Литературный лозунг «откровенности» и голой жизненности является лишь маской, скрывающей идейную пустоту.

Заключение

В исследовании был проанализирован литературный стиль, развивавшийся в эпоху Августа и имевший значительное влияние на литературу того времени. Сенека считается лучшим мастером этого стиля, а его работы отражают проповедь ухода в частную жизнь и обличения «тиранов». Время Нерона принесло обновление литературных жанров, а сатиры Персия и басни Федра отражают настроение общества. Роман Петрония проводит литературную полемику и остается на классицистической позиции.

10 стр., 4980 слов

Греческая литература периода Римской Империи

... сокращенных пересказов и фрагментов, поэтому любовные и приключенческие романы, обычно и считаются истинными греческими романами. В этих романах мы находим высоко и тонко разработанный тип ... римскую эпоху аттикистической реакцией. В результате этого от эллинистической литературы, количественно весьма обширной, дошло до нас очень мало цельных произведений. О крупнейших представителях этого периода ...

Литература эпохи Флавиев: классицизм и риторика

Период правления династии Флавиев (70-х гг. I в. н.э.) ознаменовался наступлением более спокойных времен в Римской империи. Старопатрицианская аристократия была сломлена, а землевладельцы из Италии и провинций стали основой сенатской коллегии и армии, что придало более монолитный характер этим институтам. Императоры сами являлись знатными итальянцами или провинциальными представителями, и дворцовые интриги стали реже встречаться.

В литературе эта эпоха была отмечена классицистической реакцией. Как и в период ранней Римской империи, риторика процветала в качестве искусства выражения мыслей. Эпический жанр также оживился с использованием мифологической тематики и обильного мифологического аппарата.

Литературные шедевры эпохи Флавиев

Несмотря на склонность к классицизму, эпоха Флавиев была богата литературными шедеврами. Эпический поэт Валерий Флакк создавал эпос, основанный на мифе о Аргонавтах. Однако одним из самых ярких представителей литературы эпохи Флавиев является Мартиал, который мастерски пользовался эпиграммой для зарисовки разных сфер римской повседневной жизни. Его мысль выражалась ярко и красочно, заставляя читателя задуматься о социальных явлениях, окружавших автора.

Еще одним видным поэтом этого периода является Папиний Стаций, автор поэмы «Ахилленда» и ученой «Фиваиды». В своей поэзии Стаций отражал тенденцию эпохи к литературному воплощению мелких жизненных событий и бытовых деталей, показывая свою чувствительность и эмоциональность в стихах.

Развитие риторической лирики и эпиграммы

Мартиал стал известен благодаря своей мастерской работе с эпиграммой. Зарисовки Мартиала начинаются от простых подробностей повседневной жизни и заканчиваются проникновенными и смешными мыслями об обществе и его людях. Поэт Стаций создал новый для времени жанр риторической лирики, отражающий упадок общественных интересов и склонность к замкнутости в личном кругу. Он успешно схватывал индивидуальные черты в своих стихах, обращаясь к читателю как к интимному другу.

Таким образом, эпоха Флавиев представляет собой значимый период в истории Римской империи, насыщенный литературными творениями, которые до наших дней сохраняют значение для любителей литературы.

Орудием литературной фиксации единичных фактов и мимолетных настроений становится и художественное письмо. Письма Плиния Младшего (Plinius Secundus, ок. 62–114), оставаясь реальными письмами, обращенными к реальным адресатам, обычно концентрируются вокруг какой-либо небольшой темы, сжато, но исчерпывающе разработанной, и в отношении литературной преемственности ближе связаны с поэтической эпистолографией римских александринистов и поэтов «века Августа», чем с письмами Цицерона, которого Плиний в теории признает своим образцом. В письмах Плиния уделено много внимания литературной жизни: многочисленные знатные диллетанты (к которым в известной мере принадлежал и сам Плиний), не имея возможности играть серьезную политическую роль и тяготясь государственными и общественными обязанностями, предпочитают спокойную жизнь в своих виллах и ждут славы от поэтических упражнений в стиле старинных писателей.

2 стр., 922 слов

Литература периода «Оттепели»

... Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Период оттепели сопровождается расцветом ... положила начало целому направлению в литературе — "деревенской прозе". Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из ...

В то время как самодовольный аристократ Плиний восхищен «счастливыми временами» и составляет торжественный «панегирик» императору Траяну, сатиры Ювенала (D. Junius Juvenalis, 47–130, см.), представителя средних слоев, вытесняемых со своих экономических и социальных позиций, рисуют мрачную картину жизни римского общества, роскошь и разврат богачей, унижения клиентов, нищету пролетариев, бедственное положение интеллигентных профессий, обезлюдение Италии. При меткости и реалистической силе отдельных зарисовок афектированная моралистическая декламация Ювенала не подымается до уровня социального протеста, на который не была способна представляемая им прослойка; острие «негодования» сатирика не обращено против социальной системы: он возражает против недостаточности подачек со стороны знати.

Острое ощущение общественного упадка, старопатрицианская ненависть к деспотизму вместе с сознанием безвыходности положения и предчувствием грядущей катастрофы нагнетают атмосферу обреченности в исторических трудах Тацита (Cornelius Tacitus, ок. 54–117), самого оригинального писателя эпохи. Исторический кругозор Тацита ограничен, – он интересуется гл. обр. императорским двором, городом Римом и армией, – но в этой классовой ограниченности, в страхе перед движениями масс – ключ к исторической концепции римского аристократа, испуганного падением моральной силы его класса. В напряженном драматизме его повествования, сближающем Тацита с Салюстием и эллинистической историографией, кульминируют все достижения Р. л. I в. н.э. – искусство психологического портрета, живописного изображения деталей, точеная сжатость стиля.

Тацит интересуется и историко-литературными проблемами: упадок красноречия в эпоху империи он объясняет отсутствием политической свободы («Диалог об ораторах» – «Dialogus de oratoribus»).

Тацит подымается однако значительно выше среднего уровня политической мысли господствующего класса: для историографии этого периода более характерными являются риторическое изложение отдельных эффектных эпизодов римской истории (Флор (Р. Annius Florus)) или регистрирующие или классифицирующие сырой материал жизнеописания императоров (Светоний (С. Suetonius Tranquillus), ок. 75–150).

Значение культурных процессов в Римской империи II в. н.э.

Во II в. н.э. Римska Империя сталкивается с серьезными экономическими вызовами, связанными с ростом хозяйственной самостоятельности провинций. Это привело к потере Италией экономического примата, который с течением времени получили другие провинции. В то же время, религиозные движения, пришедшие на Запад из Восточной империи, привели к формированию космополитического культурного единства, где греческий язык стал ведущим языком.

В то время, как в греческой литературе этого времени наблюдалось некоторое оживление, римская литература имела обратное развитие. Управляющие классы того времени предпочитали решать социальные проблемы путем филантропии, основываясь на учениях киников и стоиков. Таким образом, литература того времени испытывала тягу к простым темам, таким как природа и сельская жизнь, но одновременно сочетала этот контент с вычурной искусственностью формы, представленной в «фигурных» стихах и усложненной метрике.

6 стр., 2655 слов

По литературе «Тема праведничества в русской литературе» (по ...

... нормы, да и просто добрый высоконравственный человек. Теперь можно приступать к изучению темы праведничества в литературе. «Очарованный странник»: «Мне за народ очень помереть хочется». семи зависящими от ... разных людей о том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в литературных произведениях русских писателей. Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди ...

Среди культурной элиты Римской Империи распространилось пристрастие к эпохе роста, антикварному интересу и увлечению римской стариной, к республиканской доцицероновской литературе и старинному языку. Это было отчетливо видно уже в I веке, но к середине II века архаистическое направление достигло своего расцвета.

Архаистическое направление заключалось в письме на языке, свободном от строгих классических норм, но при этом чрезвычайно далеком от обыденного языка, который развивался уже в направлении к романским языкам. Архаисты опирались на старинных писателей и создавали преемственность с такими эпохами, как Римская Республика.

Благодаря интересу архаистов к древним произведениям, до нас дошли значительные фрагменты литературы эпохи Римской Республики, тогда как от многих более второстепенных писателей того времени не осталось почти никаких следов.

Литературное движение в романизованных провинциях

Оживленный характер литературного движения проявился в романизованных провинциях, где основным языком культуры был латинский язык. Выдающимся представителем этого движения стал философ-мистик и странствующий ритор Апулей. Он работал в разнообразных жанрах, принадлежащих к «софистической» прозе. Его роман «Метаморфозы» характеризуется религиозно-мистическим уклоном и аллегорически интерпретируемым сказочным остовом.

В Африке же уже ранее, чем в других областях, появилась оригинальная христианская литература на латинском языке, открывшаяся трудами Тертуллиана, философа и христианского проповедника из римской провинции Африка.

Тертуллиан

Тертуллиан принес в христианскую литературу приемы «софистического» стиля, такие же, как и его греческий современник Климент Александрийский. В Африке долго оставался центр христианской литературы на латинском языке. В общем, литературное движение в романизованных провинциях сформировало уникальный стиль, который сочетал в себе традиции классической культуры и новые, христианские темы.

Пример сотрудничества софистики и христианства

Примером сотрудничества софистики и христианства может служить произведение «Apologia» авторства Тертуллиана. В это произведение, Тертуллиан использует красноречие софистики чтобы защитить и популяризировать христианство.

«Из чего мы строим свою веру?…Конечно, из суждений наших, и, метаясь далее, из учения апостолов, из христианского золота, и смиренной мысли, и живой речи, настоящей в бранях против уже заблудшей церкви»

Выводы

Таким образом, литературное движение в романизованных провинциях имело свои особенности и уникальный стиль, который сочетал в себе традиции классической культуры с новыми, христианскими темами. Тертуллиан стал первым представителем христианской литературы на латинском языке, который принес в нее приемы «софистического» стиля.

Революция III в. положила по существу конец рабовладельческому строю. Создающаяся в конце века деспотическая монархия основана уже на преобладании крепостнических форм эксплоатации; центр империи переходит из Рима в Константинополь, и христианство становится господствующей религией; однако наряду со многими другими пережитками рабовладельческого общества античные литературные формы еще продолжают существовать вплоть до окончательного распада Римской империи и уничтожения ее «варварами». Школа, грамматическое и риторическое «обучение» поддерживают искусство владения «классическим» стилем и старой квантитативной (основанной на различении долгих и кратких слогов) метрикой, потерявшими уже всякую опору в живом языке. Задачу возрождения Р. л. ставит себе во второй половине IV в. группирующийся вокруг оратора Симмаха (Q. Aurelius Symmachus, ок. 350–410) кружок римских аристократов, остающийся верным античной религии и противопоставляющий традиции римской культуры как христианству, так и «варварству» (деятельности этого кружка мы обязаны между прочим сохранением тщательно выверенных текстов многих древних авторов).

10 стр., 4725 слов

Влияние музыки Л. Бетховена на произведения классической литературы, ...

... – его «невежество в музыке» [5.184]. Здесь же отмечалось, что Вторую сонату Бетховена Куприн часто слушал в семье одесского врача Л.Я.Майзельса; в дарственной надписи на книге «Гранатовый браслет» писатель благодарил жену ... человеку, и они кружат в танце. И он понимает, что тоже влюблен. И уже дышат любовью вместе» Интересно, что учащиеся, не читавшие еще анализируемых нами литературных произведений, ...

«Панегирики» галльских риторов и Симмаха, его же письма, фигурная версификация Оптатиана Порфирия (Publilius Optatianus Porfyrius), риторические стихотворения Авзония (Decimus Magnus Ausonius, около 310–395), история Аммиана Марцеллина (Ammianus Marcellinus, ок. 330 – ок. 400), являющаяся продолжением «Истории» Тацита, биографии императоров, продолжающие труд Светония, многочисленные конспективные изложения римской истории – все это свидетельствует о стремлении писателей IV в. примкнуть к литературной традиции I–II вв. (Плиний, Стаций, Флор, поэты II в. и т.д.).

Когда в конце IV в. выделение Западной римской империи вернуло Италии значение политического центра, вновь возникла придворная поэзия с политической тематикой, прославлявшая успехи Рима в борьбе с «варварами» (Клавдиан (Claudius Claudianus, в V в.), Меробауд (Merobaudes) и Аполлинарис Сидоний (Apollinaris Sidonius, ок. 430–480)).

Восторженную хвалу Риму как центру мирового владычества содержит поэма Рутилия Наматиана (Rutilius Namatianus), описывающая возвращение автора из Рима в Галлию в 416. Еще в V–VI вв. африканские поэты при владычестве вандалов упражняются в трактовке мифологических тем, в риторических описаниях и эпиграммах (Драконтий (Dracontius), Луксорий (Luxorius) и др.), а в Италии Максимиан (Maximianus) сочиняет эротические элегии. Отрыв от восточной части империи и упадок знания греческого языка на западе с середины III в. порождают многочисленные переводы гл. обр. научных сочинений, но также и литературных произведений – дидактических поэм (Авиен (Avienus)), басен Бабрия (Авиан (Avianus)), романов. Но вся эта поэзия питается исключительно литературной традицией прошлого, работает в значительной мере «центонами» (гл. обр. из Вергилия) и покоится на формально-риторическом искусстве стиля, которое продолжало оставаться классовым отличительным признаком господствующей верхушки. Вычурная форма, школьный педантизм, переплетающийся с символико-аллегорической фантастикой, – характерные признаки этой литературы. Риторический стиль господствует и в христианской литературе (Лактанций (Lactantius), Иероним (Hieronymus, ок. 331–420), Августин (Aurelius Augustinus, 354–430) и др.).

Укрепившись в господствующей верхушке, христиане не меньше «язычников» культивируют традиции классической Р. л.: поэты пересказывают библейские сюжеты помощью вергилиевской эпической техники (Ювенк (Juvencus), Марий Виктор (Marius Victor), Киприан (Cyprianus), Седулий (Sedulius), Авит (Avitus)) или следуют в своей лирике формам Горация и Авзония (Пруденций (Aurelius Prudentius Clemens, ок. 348–410), Паулин Ноланский (Paulinus Nolanus)); даже в литургических гимнах (Амвросий (Ambrosius, ок. 340–397)), воспроизводящих в известной степени приемы «народной» поэзии, сохраняется квантитативная метрика. Лишь завоевание Римской империи «варварами» окончательно уничтожило античное общество и создало условия перехода античной формации в феодальную и вместе с тем оборвало традицию старых литературных форм, которые лишь частично трансформировались в жанры средневековой латинской литературы.

II в. н.э. — период расцвета культуры на востоке Римской империи

Второй век н.э. характеризуется ослаблением экономической и культурной роли Италии и расцветом культуры на востоке империи. В этот период наступает так называемое «греческое Возрождение», которое приходит во время правления Адриана и Антонина. Восток становится центром распространения религиозных учений, приходящих из Востока, и Рим постепенно теряет свое значение как главный культурный центр. В образованном обществе все большее значение приобретает знание греческого языка и греческой литературы.

В Греции в это время возникает стремление возродить свое великое прошлое, распространяется аттикизм, и процветает «вторая софистика». Города Малой Азии становятся центрами софистики, а крупнейшим представителем софистического красноречия в этот период становится Элий Аристид. Искусство устного слова становится чрезвычайно модным, и повсюду выступают ораторы со своими цветистыми, часто бессодержательными речами, украшенными риторическими фигурами.

Подобно Греции, в Риме также возрастает интерес к старине. Главой архаистов становится ритор Фронтон, который является учителем императора Марка Аврелия. Как и греческие софисты, Фронтон составляет различные речи, часто на незначительные темы. В этих речах он подражает языку древних писателей, таких как Энний, Плавт, Лукреций. Фронтон отвергает Сенеку и представителей «нового стиля», но свое увлечение древними придает языку самого Фронтона нарочито изысканный характер.

Почитание древних писателей присуще и Авлу Геллию, который в своем произведении «Аттические ночи» включает выписки из различных сочинений старых авторов. Завершая свое образование в Афинах, Геллий проводит бессонные ночи, изучая эти выписки. Благодаря Геллию нам сохранились драгоценные фрагменты из произведений римских писателей, таких как Энний, Невий, Аппий Клавдий и других. Однако труд Геллия также свидетельствует об оскудении творческих сил, которое наблюдается в этот период. Писатели скорее собирают высказывания древних авторов и создают компиляции из старых трудов, чем пишут оригинальные произведения.

При Адриане формируется кружок поэтов, близких к императору, которые занимаются перепевами произведений неотериков. Они подражают стилю Катулла и Кальва, пишут изысканные безделушки на любовные и пасторальные темы. Среди этих любителей старины, камерных ораторов и музейных поэтов особое место занимает писатель Апулей, который создает своеобразные и колоритные произведения.

Апулей и его творчество

Апулей родился в городе Мадавра в провинции Африка, в семье высокопоставленного чиновника. Он был живым, любопытным и подвижным, являясь типичным представителем своей эпохи. Он отражал характерные особенности своего времени, такие как увлечение софистикой, популярной философией, интерес к магии и восточным верованиям, а также любовь к изысканному словесному искусству.

Апулей много путешествовал и посещал такие города, как Афины, Рим и Александрию. В конечном счете, он умер в Карфагене, где прославился как оратор и занимал должность верховного жреца. Апулей владел и греческим, и латинским языками, и одинаково хорошо писал на обоих языках.

Творчество Апулея было многообразным. Он издавал свои речи, такие как «Флориды» и «Апология», писал произведения по философским и естественнонаучным темам, включая «О Платоне», «О мире» и «О божестве Сократа». Он также писал поэзию, включая шуточные и любовные стихи. Однако его слава прежде всего связана с его талантом и увлекательностью романа «Метаморфозы», который также известен как «Золотой осел».

Роман «Метаморфозы» рассказывает историю приключений грека по имени Лукий. Его хозяйка в доме, где он остановился в Фессалии, стала совой перед его глазами. Лукий решил последовать ее примеру и превратиться в птицу, но служанка по ошибке дала ему другое снадобье, и Лукий превратился не в птицу, а в осла. Ночью он был похищен разбойниками, и началась его жизнь, переполненная страданиями и приключениями в обличье осла.

Лукий знал, что он может снова стать человеком, если пожует цветы розы, но прошел целый год, прежде чем богиня Исида помогла ему вернуться к своей человеческой форме. В знак благодарности Лукий стал преданным почитателем Исиды и Осириса. Роман состоит из 11 книг, они рассказаны от первого лица, от имени самого Лукия.

Сюжет романа Апулея восходит к греческой литературе и предшественникам Апулея. Лукиан имел повесть «Лукий или Осел», а патриарх Константинополя Фотий (IX век) упоминает еще одну работу, которая, вероятно, послужила источником для сочинений Лукиана и Апулея — рассказ о Лукии-осле, который, по-видимому, принадлежал Лукию из Патра. Фотий утверждает, что автор этого рассказа верил в различные суеверия, включая «чудесные превращения», в то время как Лукиан насмехался над такими представлениями.

Основное повествование романа Апулея дополняется около двенадцати различными новеллами. Одной из наиболее известных и интересных новелл является легенда об Амуре и Психее, которую рассказывает старуха в разбойничьем притоне.

Введение

В данной работе рассматривается пленительная сказка «Психея» и ее значение в контексте древнего мира. Она свидетельствует о богатстве устного народного творчества и его значимости для изучения античного фольклора. В случае, если бы античные писатели уделяли больше внимания устному народному творчеству, мы могли бы обладать сокровищами античного фольклора, который был бы так же красочным и духовно обаятельным, как фольклор других народов.

Описание сказки

Сказка рассказывает историю о трех дочерях царя и царицы. Младшая дочь, известная своей красотой, вызывала ненависть богини Венеры. Она была выдана замуж за невидимое существо и жила в чудесном дворце, никогда не видя своего возлюбленного. Подобно сюжету в русской сказке «Аленький цветочек», муж разрешает ей навестить сестер, но они подстрекают ее нарушить запрет и раскрыть тайну. Поддавшись их коварным советам, она освещает лицо спящего супруга ночью. Оказывается, что это бог любви, прекрасный Амур. Разгневанный и опечаленный, Амур покидает прекрасную Психею, и та вынуждена скитаться по земле, чтобы снова найти его.

Аллегорическое толкование

В сказке «Психея» у Апулея присутствуют темы коварства, верности, бескорыстной любви и бесхитростной красоты, которые встречаются в сказках многих народов. Однако, Апулей трактует эти темы в аллегорическом ключе. Название «Психея» происходит от греческого слова, означающего «душа». Душа человека, подстрекаемая любопытством, нарушает запрет и вынуждена искупить свою вину страданиями и долгими скитаниями.

Заключение

Сказка «Психея» является примером богатства античного фольклора и его значимости для изучения древнего мира. Она показывает, что устное народное творчество никогда не иссякало в древности и что античные писатели могли бы предоставить нам ценные сокровища античного фольклора, если бы они уделяли ему больше внимания. Сказка «Психея» аллегорически трактует темы коварства, верности, любви и красоты, что делает ее особенно интересной для изучения.

Аллегоричен, в сущности, и сюжет основного повествования. Главный герой Лукий также становится жертвой собственного любопытства. В наказание он превращается в упрямое и уродливое животное и проходит через горнило разнообразных испытаний В результате он приходит к «очищению» и признанию могущества восточной богини Исиды. Однако аллегорическая концепция, противопоставление «души» порочному телу и увлечение восточными таинствами не помешали Апулею дать в своем романе серию метких зарисовок провинциальной жизни Римской империи с ее часто жестокими нравами.

Писатель показал тяжелую жизнь «маленьких людей» и рабов, произвол военных властей и богачей-провинциалов. В шкуре осла Лукий попадает к мельнику, огороднику, солдату, повару, пирожнику и др.

Осла даже дрессируют, и он выступает перед публикой. Апулей приводит интересные сведения о пантомимических зрелищах, пользовавшихся большим успехом у зрителей того времени. Вместе с разбойниками осел Лукий странствует по разным местностям, слышит интересные разговоры, видит жизнь различных людей.

Возвышенные темы чередуются в романе с сатирическими и бытовыми зарисовками, фантастика сменяется картинами реальной жизни. Пестроте содержания соответствует оригинальный, экзотический, цветистый стиль произведения.

Азианская риторика сочетается с бытовыми прозаизмами и высокой поэтической речью. Апулей пользуется ритмической прозой, ассонансами, аллитерациями, рифмами. Увлечение софистическим красноречием наложило свое образный отпечаток на стиль произведения. Роман начинается так: «Вот я сплету тебе на милетский манер разные басни, слух благосклонный твой порадую лепетом милым, если только соблаговолишь ты взглянуть на египетский папирус, исписанный острием нильского тростника».

II. Литература в эпоху империи Диоклетиана и Константина

В эпоху правления императоров Диоклетиана и Константина произошли значительные изменения в Римской империи, которые оказали влияние на литературное развитие того времени. Разделение империи на Восточную и Западную стало одной из самых значимых изменений, что привело к деградации Рима, когда он постепенно превратился в провинциальный город, с гордостью сохраняющий свое величественное прошлое.

Однако несмотря на эти изменения, традиции старой литературы продолжали жить, и некоторые авторы стремились их продолжать. Значительную роль в сохранении и изучении римской литературы играли школы, где читали и изучали памятники римской литературы. Наиболее известной из таких школ была школа ораторов и поэтов, основанная Симмахой, в которой культивировались старые жанры римской поэзии, а также комментировались и изучались произведения старинных авторов.

Одним из выдающихся авторов этого времени был Децим Магн Авсоний, родившийся в городе Бурдигала и занимавший высокие должности в империи. Он пользовался поддержкой императоров Валентиниана I и Грациана и в своих произведениях прославлял своих покровителей.

Кроме того, нельзя не отметить Аммиана Марцеллина, выдающегося историка своего времени, написавшего «Деяния». Он начал свою историю там, где закончил Тацит, и его труд состоял из 31 книги. В работе Аммиана рисуются яркие образы римских императоров, описывается придворная жизнь, а также описываются многочисленные войны.

Отдельного внимания заслуживает поэт Клавдий Клавдиан, который в своих стихотворениях прославлял западного императора Гонория. В период борьбы между западными и восточными правителями империи он изображал величие старого Рима и критиковал нравы восточного константинопольского двора. Особенно известным произведением Клавдиана стало стихотворение «Похищение Прозерпины», которое получило блестящую разработку языческой мифологии.

Следует также отметить некоторые жанры повествовательной литературы того времени, такие как переводы греческих произведений позднего времени, которые вызвали большой интерес и явились образцом для подражания в средневековой литературе. Среди них можно назвать «Деяния Александра», «Диктис» и «Историю Аполлония, царя Тирского».

Римская литература играла важную роль в развитии культуры и искусства нового времени. Уникальные памятники древней римской литературы, включая стихотворные тексты поэтов, повествования историков, произведения ораторов, ученых и философов, сохранились благодаря монастырям, где они переписывались и хранились. Заслуженно привлекая внимание писателей эпохи Возрождения и XVI-XVII веков, римская литература стала вдохновением для европейского классицизма. Произведения римских писателей, такие как эпос и драма, играли важную роль в формировании эстетических норм.

Со временем интерес к римской литературе уступил место возврождению греческой литературы в XVIII веке, тем не менее, в XIX веке она была заслуженно недооценена. Однако в XX веке интерес к римской литературе возродился, и стали развиваться новые методы филологического и литературоведческого анализа. В своих работах зарубежные исследователи и советские ученые нашли новое освещение проблем своеобразия и взаимодействия римской литературы с древнегреческой. Римские писатели творчески использовали художественное наследие греков, создавая произведения, оригинальные в своей уникальности. Они отражали внутренний мир римлян, живущих в период развития рабовладельческого общества, отличающегося от общества греков.

В памятниках искусства и литературы Древнего Рима проявлялись сложные противоречия этого общества, которые менялись на разных этапах его истории. Эта литература имеет своеобразие и важностехнологическиредевнегреческой. Таким образом, изучение римской литературы открывает большие возможности для понимания и анализа древнего римского общества, его культуры и искусства.

В данной исследовательской работе мы будем рассматривать историю древнеримского театра и его связь с римской литературой. Для основы наших исследований мы будем использовать следующие источники:

  1. Варнеке Б.В., Очерки из истории древнеримского театра, СПБ, 1903
  2. Его же, Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905
  3. Малеин А.И., Библиографический указатель книг и статей по римской истории на русском яз., СПБ, 1910
  4. Нагуевский Д.И., История римской литературы, тт. I–II, Казань, 1911–1915
  5. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г.М., Высшая школа, 1971
  6. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М.М., Мысль, 1989
  7. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985
  8. Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993
  9. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980
  10. Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993
  11. Малеин А.И., «Золотой век» римской литературы, П., 1923
  12. Дератани Н.Ф., История древнеримской литературы, М., 1928
  13. История западноевропейской литературы. Раннее средневековье и Возрождение. Под редакцией профессора Жирмунского. Издание 1947 года
  14. Вергилий. «Буколики» и «Георгики». Пер. С.В. Шервинского. Сельские поэмы. М.-Л., Academia, 1933; Энеида. Пер. В.Я. Брюсова. М.-Л., Academia, 1933
  15. Сенека. Трагедии. Пер. С. Соловьева. М.-Л., Academia, 1933

Данные источники позволят нам провести всестороннее исследование истории древнеримского театра и его влияния на римскую литературу. Мы рассмотрим различные аспекты этой темы, включая типы комедий и трагедий, а также особенности древнеримской литературы.